Программа по учебному предмету арфа трехлетний срок обучения



Дата29.06.2016
өлшемі270.35 Kb.
#165107
түріПрограмма
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

города Москвы

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Г.Г.НЕЙГАУЗА»



УТВЕРЖДАЮ

Директор ________________ Кобрин Е.Б.

Приказ от 24 апреля 2015 года, № 46

ОДОБРЕНО

Заседанием Педагогического совета, протокол № 55 от 24 марта 2015 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
ПРОГРАММА

по учебному предмету
АРФА

Трехлетний срок обучения


Составитель:

Заведующая оркестровым отделом

преподаватель

Почетный работник культуры

города Москвы

____________________ Л.В.Соколова

20 марта 2015 г.

Москва 2015

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


  1. Содержание учебного предмета



- Учебно-тематический план

- Годовые требования


  1. Требования к уровню подготовки учащихся


- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения



  1. Формы и методы контроля, система оценок


- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки


  1. Методическое обеспечение учебного процесса



  1. Список учебной и методической литературы


- Список рекомендуемой учебной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Арфа» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на арфе в детских школах искусств.

Учебный предмет «Арфа» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на арфе, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации индивидуального подхода к каждому ученику.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 7 (8) – 12 лет.


Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Арфа» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.


Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год




Полугодия

1

2

3

4

5

6




Количество недель

16

19

16

19

16

19




Аудиторные занятия

32

38

32

38

32

38

210

Самостоятельная работа

32

38

32

38

32

38

210

Максимальная учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

420


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Арфа» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 210 часов – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:


  • 1 - 3 классы – по 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1- 3 классы – по 2 часа в неделю.


Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.



Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об арфовом исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на арфе, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.


Задачи учебного предмета

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

  • приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на арфе, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на арфе.


Структура программы

Программа содержит следующие разделы:



  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

- наглядный (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

- объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

- репродуктивный (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета


  • Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда;

  • Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м., хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо проветриваться.

Учебные классы для занятий по специальности оснащаются:

  • арфой обычного размера, а также (по возможности) маленьким инструментом для самых маленьких учеников;

  • хорошо настроенным роялем или пианино, в классе необходимо иметь пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту ученика, тюнер для настройки арфы.

  • Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

  • В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Арфа» рассчитана на 3 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Арфа» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Распределение учебного материала по годам обучения


Раздел учебного предмета

Дидактические единицы

Примерное содержание самостоятельной работы

Формы текущего контроля


1 класс

Формирование исполнительской техники

Донотный период. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на арфе (посадка, постановка рук) Разные приёмы игры. Освоение мажорных и минорных тетрахородов. В течение первого года обучения учащийся должен пройти:

гаммы 1 октавные,

упражнения и этюды на различные виды техники.


Работа над гаммами и этюдами в различных нюансах.

Технический зачет во втором полугодии.


Работа над пьесами

Навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности (работа над нюансами).

Развитие навыков чтения нот с листа.





Работа над художественным произведением: работа над трудными местами, отдельными фрагментами, выучивание наизусть, объединение фрагментов в общее целое, уточнение художественных задач.

Поурочный контроль.
Переводной экзамен.



2 класс


Формирование исполнительской техники

Освоение техники игры интервалов.

Основы техники исполнения штрихов: легато, стаккато.

Знакомство с основными музыкальными терминами.

В течение второго года обучения учащийся должен пройти: гаммы 2-3-х октавные, арпеджио, упражнения и этюды на различные виды техники.

Приёмы: флажолеты,

основы аккордовой техники.




Работа над гаммами и этюдами в различных нюансах

Технические зачеты в первом и во втором полугодиях


Работа над пьесами

Навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности (работа над нюансами).

Прослеживание связи между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Чтение нот с листа.



Работа над художественным произведением: работа над трудными местами, отдельными фрагментами, выучивание наизусть, объединение фрагментов в общее целое, уточнение художественных задач.

Поурочный контроль.
Два академических зачета и переводной экзамен.


3 класс

Формирование исполнительской техники

Совершенствование ранее пройденных приемов игры.

В течение седьмого года обучения учащийся должен пройти: гаммы, арпеджио, хроматические гаммы от различных звуков, упражнения и этюды на различные виды техники.




Работа над гаммами и этюдами в различных нюансах


Технические зачеты в первом и во втором полугодиях.

Работа над пьесами

Навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов.

Исполнение произведений крупной формы.

Ансамбли. Чтение нот с листа. Транспонирование.


Работа над художественным произведением: работа над трудными местами, отдельными фрагментами, выучивание наизусть, объединение фрагментов в общее целое, уточнение художественных задач.

Поурочный контроль.

Два прослушивания к выпускному экзамену.

Выпускной экзамен.




Требования к промежуточной аттестации


Класс

Форма промежуточной аттестации/ Требования

Содержание промежуточной аттестации


1.

Академический зачет
Две разнохарактерные пьесы

Переводной экзамен

Гамма, этюд, две разнохарактерные пьесы или крупная форма




1 вариант:

РНП - «Возле речки, возле моста»

Чешский танец - Полька

Е.Гнесина – Этюд


2 вариант:

И.Филипп – Колыбельная

В.Курочкин – Вальс

М.Рубин – Этюд «Молоточки»



3 вариант:

Д.Кабалевский – Шутка

Л.Бетховен – Сурок

Г.Беренс – Этюд


4 вариант:

Н.Гофе - «Канарейка»

В. Котельников – Танец

Л.Когбетлиева – Этюд




2.


Технический зачет

Гамма, этюд


Зачет по пьесам

Две разнохарактерные пьесы


Академический зачет

Крупная форма, этюд или пьеса


Переводной экзамен

Гамма, этюд, две разнохарактерные пьесы или крупная форма.



1 вариант:

Й.Гайдн - Анданте

Н. Голубовская – Марш

Л.Шитте - Этюд


2 вариант:

В.Моцарт – Вальс

М.Гранжани – Мечты

Э.Поццоли – Этюд


3вариант

Я. Ванхаль - Сонатина

Ж. Дандрие - Менуэт

А. Гедике - Ригодон

Ш. Бокса – Этюд
4 вариант

Н. Мясковский - «Вроде вальса»

А. Хассельманс - «Колыбельная»

К. Эрдели - «Хороводная»

Э. Поццоли - Этюд



Требования к итоговой аттестации.


Форма итоговой аттестации/ Требования

Содержание итоговой аттестации.

Примеры экзаменационных программ.



Технический зачет

Гамма, этюд


В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы. В некоторых случаях может повторить произведение ранее исполнявшееся.

В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать ее на классных вечерах и школьных концертах.

Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей

ученика, показать его с лучшей стороны.


Выпускной экзамен:

1. Гамма


2. Этюд

3. Крупная форма

4. Две разнохарактерные пьесы


1вариант

В. Денкоб - Сонатина

М. Гранжани - «Милиса»

С. Канга - «Снег на вершинах гор»

А. Гедике – Этюд

2 вариант

И. Бах - Менуэт

М. Гранжани - «Баркарола»

М. Глинка - «Жаворонок»

Н. Бокса - Этюд
3 вариант

Л. Бетховен - Сонатина

Ж. Надерман - Токката

Ф. Флотов - «Последняя роза»

Э. Шюеккер - Этюд




III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения программы по учебному предмету «Арфа» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:



  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

  • знаний основ музыкальной грамоты;

  • знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

  • знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • навыков публичных выступлений;

  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Арфа» являются:


  • текущий контроль успеваемости учащихся,

  • промежуточная аттестация,

  • итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:



  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

  • качество выполнения домашних заданий;

  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.


Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Арфа» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена.


Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:





Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:



  • разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

  • разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

  • вариативность темпа освоения учебного материала;

  • индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).


VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемой учебной литературы

1.Виноградова Г. Пьесы для арфы - СПб., 2013

2. Лапина Л. Маленькому арфисту - СПб., 2012

3. Парфенов Н. Школа игры на арфе (п/ред. М. Мчеделова). - М., 1960, 1972.

4. Оркестровые трудности для арфы / Сост. и ред. Е. Синицына. - М., 1968.

5. Отрывки из произведений русских композиторов / Сост. и ред. Л. Гордзевич. - М., 1961.

6. Отрывки из опер русских композиторов-классиков / Сост. Е. Синицына. - М., 1957.

7. Отрывки из симфонических произведений А. Глазунова / Сост. Л. Гордзевич. - М., 1922.

8. Хрестоматия педагогического репертуара для арфы. Ч. 3 / Сост. М. Рубин. - М., 1963

9. Чайковский П. Отрывки из балетов / Сост. Е. Синицына. - М., 1958.

10.Отрывки из опер и балетов:

- Бизе Ж. «Кармен»

- Верди Д. «Аида»

-Пуччини Дж. «Чио-чио-сан»

-Римский-Корсаков Н. «Снегурочка», «Садко»

-Чайковский П. «Лебединое озеро»

11.Каденции из произведений:

-Глазунов А. «Раймонда»

-Чайковский П. «Щелкунчик», «Лебединое озеро»
Список рекомендуемой методической литературы
1. Дулова В. Искусство игры на арфе. История и метод исполнительства. - М. 1974.

2. Парфенов Н. Школа игры на арфе (п/ред. М. Мчеделова). - М. 1960, 1972.

3. Парфенов Н. Техника игры на арфе. Метод профессора А.М. Слепушкина. - М. 1927.

4. Покровская Н. Об арфе и арфистах. - Новосибирск, 2003.

5. Покровская Н. История исполнительства на арфе. - Новосибирск, 1994.

6. Полтарева В. Творческий путь К.А. Эрдели. - Львов, 1959.

7. Пономаренко И. Арфа в прошлом и настоящем. - М.-Л., 1939.

8. Рубин М. Методика обучения на арфе. - М., 1977.

9. Рубин М. Школа начального обучения на арфе. - М., 1977, 1984.

10. Сараджева К. Об исполнительском мастерстве арфиста. - М., 2002.



11. Шамеева Н. История развития отечественной музыки для арфы (ХХ век). - М., 1994.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет