Рабочая программа для специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады»



Дата07.07.2016
өлшемі78.16 Kb.
#183028
түріРабочая программа
Государственный музыкальный колледж

эстрадного и джазового искусства

БАС - ГИТАРА

Рабочая программа

для специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады»

«Инструменты эстрадного оркестра»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

2005 г.


ОДОБРЕНА

Учебно-методическим советом

по группе специальностей 070109

среднего профессионального

образования


Составлена в соответствии с

государственными требованиями к

минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников

по специальности 070109

Музыкальное искусство эстрады









Председатель: Г.В.Маяровская

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Составители: преподаватель ГМКЭДИ Соколов О.В.

Рецензенты: преподаватель ГМКЭДИ Гарин А.Ф.


Пояснительная записка

В ряду разнообразных эстрадных (джазовых) музыкальных инструментов, традиционных и современных (электронных), бас-гитара является наиболее широко применяемым. Определенный характер звучания и универсальные возможности (для аккомпанемента и для солирования), расширенные средствами электронно-усилительной техники (регулировка громкости, тембра, диапазона звучания), сделали бас-гитару инструментом широкого профиля. Бас-гитара применяется как во всех формах и жанрах эстрадно-джазовой музыки, так и в симфонической музыке (Джон Патитуччи играет соло на бас-гитаре в сопровождении камерно-симфонического оркестра).



Основной целью класса бас-гитары является подготовка басиста широкого профиля для работы в различных ансамблях и оркестрах.

Задача предмета – обучение практическим навыкам и специфическим особенностям исполнительства на основе практического овладения всеми стилями эстрадной музыки: блюз, диксиленд, свинг, би-боп, латиноамериканские жанры, джаз-рок, рок.

Специфической особенностью эстрадно-джазовой музыки является ее импровизационная основа, предоставляющая большую творческую свободу исполнителю и являющуюся стимулом творческой активности также и в учебном процессе. Музыкант ансамбля часто оказывается перед задачей самостоятельно решить исход той или иной музыкальной ситуации. Для этого он должен обладать навыками обработки музыкального материала: импровизацией и аранжировкой.

Важную часть учебного процесса составляет самостоятельный анализ произведений джазовой классики и популярных эстрадных мелодий и, хотя изучение приемов развития гармонии и мелодии входит в курс «Основы импровизации», специфика инструмента, аппликатурно-пластические закономерности создают необходимость разработки приемов импровизации и в классе бас-гитары и контрабаса. Все это развивает творческие способности и самостоятельность учащихся, воспитывает художественный вкус, чувство формы, фразировки и штриховую культуру басиста.


Требования к минимуму содержания по дисциплине

(основные дидактические единицы)





  • Художественно-исполнительские возможности инструмента;

  • применение художественно-оправданных технических приемов, использование многообразных возможностей в достижении наиболее убедительного воплощения авторского и исполнительского замысла;

  • изучение различных исследовательских методов в области теории и практики исполнительства, рекомендаций и советов крупнейших музыкантов;

  • сравнительный анализ записей исполнения произведений известными музыкантами.

Содержание учебной дисциплины




I курс, 1 семестр:


  • Двухоктавные мажорные и минорные гаммы в различных ритмических вариантах (пунктирные ритмы, различная группировка и акцентировка, триоли, квартоли, квинтоли и т.д.) до 3-х знаков при ключе.

  • Изучение простого аккомпанемента баса.

  • Один-два этюда (классических и джазовых).

  • Классическое произведение, 1-2 части концерта или сонаты (в сопровождении фортепиано).

  • Одно-два джазовых произведения с выученной импровизацией.


I курс, 2 семестр:


  • Изучение гамм с прибавлением знаков при ключе.

  • Изучение линии баса.

  • Часть сонаты или концерта.

  • 2 джазовые пьесы.

II курс, 1 семестр:


  • Изучение гамм и ладов, используемых в джазовой музыке, их применение в импровизации.

  • Изучение линии аккомпанемента баса.

  • 1-2 этюда.

  • Классическая форма: 1, 2-е части сонаты, концерта.

  • 2 джазовые пьесы.

II курс, 2 семестр:


  • Изучение линии баса в различных стилях.

  • 1, 2-е части классического произведения

  • 2 джазовые пьесы.

  • Занятия с метрономом.

III курс, 1 семестр:


На третьем курсе материал усложняется. Это уже:

  • 2 или 3 части концерта для виолончели и даже скрипки.

  • Практические занятия импровизацией во всех тональностях по квартово-квинтовому кругу.

  • 2 разноплановые по стилю и темпу джазовые пьесы.

  • Изучение басовых линий (самостоятельный подбор с аудионосителей).

  • Этюды и упражнения на технику слэпа.

  • Занятия с метрономом.


III курс, 2 семестр:


Во 2-ом семестре нагрузка на студента усиливается: изучение джазовых стандартов, запоминание гармонии, «игра на раз». Наряду с этим сохраняется стандартная программа по сложности такая же, как и в 1-ом семестре.

IV курс:


На четвертом курсе в классе бас-гитара\контрабас происходит дальнейшее развитие бас-гитариста, как аккомпаниатора и импровизатора, автора собственного музыкального материала. Готовятся варианты концертных дипломных программ. Эти программы в течение года обыгрываются на прослушиваниях и концертных выступлениях.

Программы составляются из 3-4 произведений эстрадно-джазового репертуара, разнохарактерных и разностилевых, с развернутыми импровизациями, частично или полностью самостоятельно подготовленными.



Проводится работа над произведениями классической формы: соната или концерт.

Примеры дипломных программ по бас-гитаре\конртабасу:


1 вариант

2 вариант

1. Р.Роджерс. «Мой забавный Валентин»

1. Ч.Паркер. «Донна Ли»

2. Д.Колтрейн. «Гигантские шаги»

2. Дж.Грин. «Тело и душа»

3. А.К.Жобим. Однажды я любил

3. Т.Тилеманс. «Блюзетт»

4. Собственная обработка

4. Собственная обработка

5. Э.Шторх. «Концертштюк»

5. А.Капуцци. Концерт


Примерный репертуарный список джазовых пьес

  1. Ю.Чугунов. «Юность»

  2. А.Соболев, А.Ростоцкий. «Круиз»

  3. А.Соболев. «Откровение»

  4. А.Соболев. «Девушка из Сан-Рафаэля»

  5. А.Осейчук. «Лепесток желтой розы»

  6. Ю.Чугунов. «Настанет день»

  7. Дж.Гершвин. «Будьте добры»

  8. Ч.Паркер. «Олео»

  9. Ч.Паркер. «Антропология»

  10. Роджерс – Харт. «Знакомы ли Вы с мисс Джонс?»

  11. Д.Колтрейн. «Гигантские шаги»

  12. С.Роллинс. «Святой Томас»

  13. Б.Карлтон. «Джа-да»

  14. Дж.Гершвин. «Я люблю тебя, Проги»

  15. Т.Лейтон. «Когда мы расстались»

  16. Ф.Черчиль. «Когда-нибудь мой принц придет»

  17. Д. Эллингтон. «Изысканная женщина»

  18. Чик Кория. «Мое испанское сердце»

  19. Д.Джуффри. «Четыре брата»

  20. М.Джексон. «В стиле Милта Джексона»

  21. У.Гросс. «Нежно»

  22. Д.Гилллеспи. «Создавая шедевр»

  23. К.Бахолдин. «Когда не хватает техники»

  24. Дж.Маркс. «Все обо мне»

  25. Дж.Керн. «Вчера»

  26. А.К.Жобим. «Волна»

  27. А.Соболев. «Салют, Рей Браун»

  28. А.Бабий. «Позолоченный век»

  29. А.Форрест. «Ночной экспресс»

  30. О.Петтифорд. «Кое-что для контрабаса»

  31. К.Портер. «Я люблю тебя»

  32. Д.Эллингтон. «Атласная кукла»

  33. Дж.Грин. «Тело и душа»

  34. У.Тильманс. «Блюзетт»

  35. Л.Альтер. «Знаете ли Вы, что значит тосковать по Новому Орлеану?»

  36. А.Соболев. «Блюз для Рея Брауна»

  37. П.Чемберс. «Причуды Чемберса»

  38. Л.Бонфа. «Орфей»

  39. Д.Холл. «Новый вальс»

  40. Дж.Керн. «Очень давно и очень далеко»

  41. Ч.Паркер. «Орнитология»

  42. Ч.Паркер. «Посторонним вход запрещен»

  43. Ч.Паркер. «Отдых в Камарилло»

  44. Ч.Паркер. «Чэрил»

  45. Ч.Паркер. «Блумдидо»

  46. Д.Бакинштейн. «Колыбельная для Джефферсон»

  47. Ф.Хаббард. «Кризис»

  48. О.Питерсон. «Городские огни»

  49. Ч.Паркер. «Донна Ли»

Литература

Основная

  1. Хрестоматия гитариста эстрадного ансамбля. Выпуски 1 и 2 (Москва, Музыка, 1988 и 1989.)

  2. Л.Альмейда - "Классическая гитара в джазе" ("Музычна Украина, Киев,1987.)

  3. Мастера зарубежной эстрады, выпуск5 (гитаристы, Москва,"Музыка"1983 г.)

  4. Ю. В. Дмитриевский, С. Н. Колесник, В. А. Манилов - Гитара от блюза до Джаз- рока ("Музична Украина 1986 г.)

  5. В. А. Манилов "Джаз в ритме самбы" ("Музична Украина 1989 г.)

  6. В. А. Манилов, В. Молотков- Учись аккомпанировать на гитаре ".

  7. В. Молотков. Джазовая импровизация на 6- ти струнной гитаре" (Киев, Музична Украина 1983 г.)

  8. В. Симоненко - Мелодии джаза. Антология. (Музична Украина 1984 г.)

  9. 150 американских джазовых тем. Выпуск 1 и 2. Составитель и редактор В. Кисилев 1993 г.

  10. Джаз в ритме самбы. Москва 1992 г. Издатель А. Торопов.

  11. Джазовые пьесы для шестиструнной гитары (Москва "Кифара" 1995 г.)

  12. Л. Альмейда. Классическая гитара в джазе (Музична Украина, Киев 1987)

  13. А. Кузнецов. Из практики джазового гитариста (АО "Аккорд" 1993 г.)

Дополнительная

  1. Джазовые и популярные мелодии в транскрипции для классической гитары Джона Дьюарта Wise Publications 1982. London – New York – Sydney.

  2. С. Джоплин - Рэг-таймы в переложении для классической гитары (Editio Musica, Budapest 1981г.).

  3. Мастера зарубежной эстрады, выпуск 5 (Москва, Музыка, 1983).

  4. Blues, Country, Soul (VEB Music Leipzig 1976.).

  5. Баден Поуэлл – Song Book (Tonos Darmstadt)

  6. Бразильские мастера (TRO Hollis Music, INC).

  7. Латиноамериканская музыка для шестиструнной гитары (Москва, Музыка 1969, 1994.

  8. Гитара фламенко (Торопов, Москва, 1996.)

  9. Пако де Люсия - Андалузские мелодии, 1,2,3 (Москва, Торопов, 1991

  10. Под небом Парижа (А.Шумидуб, 1996.)

  11. Блюзы в переложении для шестиструнной гитары (Советский композитор, 1983.).


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет