Русский мюзикл как уникальный феномен искусства



Pdf көрінісі
бет1/6
Дата19.04.2024
өлшемі324.63 Kb.
#499289
  1   2   3   4   5   6
russkiy-myuzikl-kak-unikalnyy-fenomen-iskusstva



5 2
№ 4 (83), 2021

Культурная жизнь Юга России

УДК 792 + 792.03 + 792.09 + 792.5
DOI: 10.24412/2070-075X-2021-4
-52-59
Е.А. Трухачева
РУССКИЙ МЮЗИКЛ КАК УНИКАЛЬНЫЙ
ФЕНОМЕН ИСКУССТВА
Предмет исследования – мюзикл как самобытное явление отечественного
искусства. В работе использованы методы: аналитический; классификационный;
контент-анализа; биографический; искусствоведческий. Научная новизна подтвер-
ждается проведением комплексной характеристики российских мюзик лов в про-
цессе эволюции жанра во второй половине ХХ – начале XXI века. Выводы
исследования позволяют констатировать, что русский мюзик л как синтетичес-
кий музыкально-театральный жанр не изучен полноценно и заслуживает специаль-
ного внимания со стороны искусствоведов.
Ключевые слова: Русский мюзикл, вторая половина XX – начала XXI столе-
тий, жанр, сценическое искусство, музыкальная комедия, рок-опера.
Актуальность темы исследования. Конец XX века характеризуется распростра-
нением жанра мюзикла в России и повторением процессов, характерных для разви-
тия жанра в США и на Западе во второй половине ХХ века, и одновременным при-
обретением специфических национальных черт. Среди тенденций, характеризующих
сценическое искусство России начала XXI столетия, можно отметить бурное разви-
тие мюзикла как синтетического музыкально-театрального жанра.
«Мюзикл в России – что-то среднее между искусством и крупной рекламной
акцией» [1. С. 81]. «В телевизионных мюзиклах «Веселые ребята», в котором уча-
ствовал джаз-банд Утесова, «Волга-Волга» и «Цирк», не так уж много музыкаль-
ных номеров, и они к тому же являются вставными» [2. С. 702]. Однако музыкан-
ты, танцоры там играют такую же важную роль, как и актеры.
Одни говорят, что мюзикл существует, имеет свою самобытную структуру и
историю, другие же утверждают, что это странное, пришедшее из США понятие слиш-
ком уж чужое для нашей сцены и никак не может тут существовать. А для обыч-
ного зрителя русский мюзикл порой и неотличим от красивых афиш Дома Молоде-
жи – что-то яркое, модное, новое. Одно несомненно: этот жанр привлекает и за-
ставляет искусствоведов спорить о себе вот уже несколько десятилетий.
Степень научной разработанности проблемы. Влияние мюзикла на оперетту,
музыкальную комедию, рок-оперу, музыкальный кинематограф обусловило его особое
место среди сценических искусств и усиленное внимание со стороны ученых. Тру-
ды исследователей (А. Андрущенко [3, 4], С. Бушуева [5], Е. Кампус [6], В. Ко-
нен [7], Т. Кудинова [8]), посвященные различным аспектам мюзикла как самостоя-
тельного жанра, окончательно не решают проблемы выявления художественной спе-
цифики этого сценического феномена, не уделяют должного внимания его вокально-
танцевальной национальной составляющей. Хотя именно вокал и хореография в боль-
шинстве русских мюзиклов становится определяющим фактором композиционной
целостности произведения в начале XXI века.
Со времен первых мюзиклов в современных постановках начала XXI века про-
шло несколько периодов радикальной стилевой эволюции – от регтайма и свинга к
рок- и поп-музыке, что обусловливает актуальность рассмотрения меняющихся
художественных признаков танцевальной составляющей как определяющего фактора
стилистики мюзикла. Однако ни один из отечественных исследователей еще не изу-
чал его эволюцию с учетом национального компонента. Существующие труды о


5 3
№ 4 (83), 2021
сущности, роли и месте мюзикла в мировой культуре не компенсируют потребности
в научном осмыслении эволюции мюзикла в российском искусстве.
Цель, задачи и предмет исследования. Цель работы – выявить закономернос-
ти эволюции национальной составляющей русских мюзиклов второй половины ХХ –
начала ХХI в. Задачи исследования – проанализировать литературу и источниковую
базу исследования вокально-танцевальной составляющей мюзикла; уточнить понятий-
но-категориальный аппарат жанрово-стилистических приемов в русском мюзикле;
выяснить основные этапы развития вокально-танцевальной составляющей мюзикла в
США, Франции, Великобритании; выявить национальные особенности русского мюзикла
и его проблематику.
Научная новизна исследования подтверждается проведением комплексной харак-
теристики российских и зарубежных мюзиклов в процессе эволюции жанра во вто-
рой половине ХХ – начале XXI века.
Методология и методы исследован ия.  В ра боте исп ользова ны следующие


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет