Учебное пособие Хрестоматия М.: Флинта: Наука, 2002 г



бет1/39
Дата15.06.2016
өлшемі3.8 Mb.
#136401
түріУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Кузнецов И.В.

 

История отечественной журналистики



(1917–2000)

 

Учебный комплект

 

Учебное пособие

 

Хрестоматия

 

М.: Флинта: Наука, 2002 г.

 

В учебном пособии освещена история средств массовой информации трех периодов отечественной журналистики: буржуазно-демократической республики, советского и постсоветского периодов. Впервые представлены важнейшие документы о печати и других средств массовой информации: решение Временного правительства «О печати» от апреля 1917 года, Закон о средствах массовой информации РФ и др. Книга также содержит публицистические произведения ведущих журналистов и писателей (Бунина, Шолохова, А.Н. Толстого, Симонова, Фадеева, Солженицына, Максимова, Эренбурга и др.).



Для студентов факультетов и отделений журналистики государственных университетов, журналистов-практиков, а также для всех, интересующихся историей отечественной журналистики.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Российская журналистика за более чем 200-летний период своего развития к 1917 г. превратилась в мощный социальный институт. В начале XX века в России насчитывалось свыше тысячи, а к 1917 г. около трех тысяч газетных и журнальных изданий. Только в годы Первой мировой войны появилось около 850 новых органов печати. Таким образом, Россия обладала мощной для своего времени прессой: газеты и журналы выходили в 186 городах страны. Только в Петербурге и Москве насчитывалось до тысячи периодических изданий.



С учетом самых различных групп читателей, их политических взглядов, убеждений, общественного положения и возраста выходили общественно-политические, торгово-промышленные, финансовые, литературные, иллюстрированные и многие другие типы газет и журналов. Основную их массу составляли правительственные, монархические и другие буржуазные издания. Официальными органами царского правительства являлись газеты «Правительственный вестник», выходивший ежедневно с 1869 по 1917 г. и «Сельский вестник» (1881–1917 гг.). Правительственными органами были также газеты «Русское государство» (1906 г.), «Россия» (1906–1914 гг.).

Уже первые годы XX в. ознаменовались существенными изменениями в структуре русской журналистики, что было обусловлено возникновением различных политических партий, в том числе и социалистической направленности. После Манифеста 17 октября 1905 г. возникли такие правительственные партии, как «Союз русского народа» (1905–1917 гг.), «Союз Михаила Архангела» (1908–1917 гг.), «Союз 17 октября» (октябристы, 1905–1917 гг.), а также примыкавшая к октябристам партия мирного обновления (мирнообновленцы, 1906–1912 гг.) и прогрессивная партия (прогрессисты, 1912–1917 гг.). Все эти партии имели свои руководящие печатные органы – газеты «Русское знамя», «Союз русского народа», «Голос Москвы» (октябристы), «Русская молва» и «Утро» (прогрессисты), «Слово» и журнал «Московский еженедельник» (мирнообновленцы).

Близкую к правительственным партиям позицию занимали газеты «Земщина» (1909–1917 гг.), «Колокол» (1905–1917 гг.), «Голос Руси» (1914–1917 гг.). Самым последовательным охранительным органом самодержавия зарекомендовали себя «Московские ведомости» (1756–1917 гг.), возглавлявшиеся в годы первой российской революции (1905–1907 гг.) В.А. Грингмутом, одним из лидеров «Союза русского народа».

Значительное количество буржуазных газет выпускали общественно-политические, торгово-промышленные организации и учреждения, коммерсанты и предприниматели. Из этих изданий можно выделить газеты «Новое время» (1868–1917 гг.), «Биржевые ведомости» (1880–1917 гг.), «Русское слово» (1895–1917 гг.). В 1897 г. владельцем «Русского слова» стал известный издатель И.Д. Сытин, а редактором и фактическим руководителем газеты В.М. Дорошевич. Этот признанный «король фельетона» превратил «Русское слово» в одну из самых популярных газет, о чем свидетельствует ее тираж, достигший к 1917 г. миллиона экземпляров.

Самую разветвленную сеть периодических изданий имела конституционно-демократическая партия – кадеты, партия «народной свободы» (1905–1917 гг.). В 1906 г. В.И. Ленин отмечал, что «кадетская печать – чуть ли не девять десятых всей политической печати России»1[1]. Центральным органом кадетов была газета «Речь», выходившая с 1906 по 1918 г. под редакцией П.Н. Милюкова и И.В. Гессена. Активно в газете сотрудничали П.Б. Струве, другие видные деятели кадетской партии. Наиболее известными органами кадетского направления являлись газеты «Русские ведомости», «Современное слово», а также многочисленные местные влиятельные газеты «Южный край» (Харьков), «Приазовский край» (Ростов-на-Дону) и др.

Одновременно с развитием буржуазной прессы активизировался рост печати социалистической ориентации, изданий эсеров и российских социал-демократов. Развитие социалистической периодики характерно противоборством в русской журналистике на исходе XIX в. двух идеологий – народничества и марксизма. Эти два направления в общем потоке социалистической мысли (пролетарский и крестьянский социализм) длительное время не просто сосуществовали параллельно, а влияли друг на друга, стимулируя поиск социалистической перспективы.

Основоположником крестьянского социализма явился А.И. Герцен, считавший, что свободные сельские труженики, объединенные в производственные ассоциации, смогут в условиях коллективной собственности на землю перейти к справедливому устройству своей жизни. Идея общинного устройства получила дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского и идеологов революционного народничества П.А. Лаврова, М.А. Бакунина, П.Н. Ткачева. На рубеже столетий народничество получило новый импульс: идеи крестьянского социализма были актуализированы не только применительно к новым историческим условиям, но и сквозь призму некоторых марксистских положений. Многое в этом отношении сделал один из лидеров эсеров В.М. Чернов. Его выступления, начиная со статей в «Русском богатстве» в 1899 г., стали основой будущей программы социалистов-революционеров (эсеров).

В общем потоке народничества уже в 1880-е годы стало возможным выделение пролетарско-демократического течения. Начало разрыву с народническими представлениями о путях движения России к социализму положила деятельность созданной в 1883 году плехановской группы «Освобождение труда». Основной преобразующей силой общества, по мысли Г.В. Плеханова, главного теоретика группы, должен был стать новый для России класс – пролетариат.

Еще задолго до создания плехановской группы в России началось знакомство с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса. Особый интерес революционные народники проявили к изучению «Капитала», первый том которого вышел в Петербурге в 1872 г. Однако число сторонников марксизма в России стремительно возрастает лишь после создания группы «Освобождение труда», приступившей к изданию «Библиотеки научного социализма». Вслед за плехановской группой социал-демократические кружки возникают и в России, в их числе «Партия русских социал-демократов» Д.Н. Благоева (1883–1887 гг.), «Товарищество санкт-петербургских рабочих» П.В. Точисского (1886 г.), «Социал-демократическое сообщество» М.И. Бруснева (1890–1892). Группа Бруснева установила связи не только с Г. В. Плехановым, но и с социал-демократическими кружками многих городов России.

Важным этапом на пути создания социал-демократической прессы в России явилась издательская деятельность «Петербургского союза борьбы за освобождение рабочего класса» (1894–1897 гг.). Листовки и прокламации «Союза борьбы», а также подготовленная им газета «Рабочее дело» свидетельствовали о все более широком проникновении марксистских идей в рабочую среду. Этот процесс завершился созданием в 1898 г. Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

Таким образом, на рубеже XIX–XX вв. в России шел интенсивный процесс формирования социал-демократической и эсеровской партий и их печати. Особое значение в их развитии имело создание в 1900 г. газет «Искра» и «Революционная Россия». По решению второго съезда РСДРП (1903 г.) «Искра» становится центральным органом Российской социал-демократической партии, а «Революционная Россия» с января 1902 г. – центральным органом Партии социалистов-революционеров (ПСР).

В редакцию «Искры» входили В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич и А.Н. Потресов. В укреплении искровского направления важную роль сыграли выступления в газете В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, Ю.О. Мартова, а также опубликование в «Искре» программы РСДРП.

Раскол на большевиков и меньшевиков на втором съезде привел к образованию в РСДРП двух фракций. Как в большевистской, так и в меньшевистской фракциях были представлены многие яркие личности, вошедшие в историю российского и международного рабочего движения. Не говоря уже о Г.В. Плеханове – одном из основателей российской социал-демократии, В.И. Ленине – редакторе и ведущем публицисте всех руководящих большевистских изданий, Ю.О. Мартове – признанном лидере меньшевиков, в социал-демократической журналистике достойное место принадлежит Л.Д. Троцкому, Ф.И. Дану, Л.Б. Каменеву, Г.Е. Зиновьеву, Н.И. Бухарину и др.

Начиная с «Искры», Л. Мартов (Ю.О. Цедербаум) возглавлял все издания меньшевиков. Он принадлежал к тому же поколению социал-демократов, что и В.И. Ленин. Вместе с Лениным он принимал руководящее участие в петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». В 1917 г. они почти одновременно вернулись в Россию, да и ушли из жизни с разрывом менее года: Мартов скончался в апреле 1923 г. в Германии, Ленин – в январе 1924 г. Нельзя не отметить, что в революционном движении активно участвовали все братья и сестры семьи Цедербаумов (как и семьи Ульяновых), только одни были деятелями большевистской, другие меньшевистской фракции РСДРП.

К лидерам РСДРП несомненно следует отнести Л.Д. Троцкого, статьи которого под псевдонимом «Перо» регулярно печатались в «Искре». 10 марта 1903 г. Л. Мартов писал П.Б. Аксельроду: «Вл. Ильич предлагает нам принять в редакционную коллегию на полных правах известное Вам «Перо». Его литературные работы обнаруживают несомненное дарование, он вполне «свой» по направлению, целиком вошел в интересы «Искры» и пользуется уже здесь (за границей) большим влиянием, благодаря недюжинному ораторскому дарованию. Говорит он великолепно – лучше не надо. В этом убедились и я, и Вл. Ильич. Знаниями он обладает и работает над их пополнением. Я безусловно присоединяюсь к предложению Владимира Ильича»2[2]. После перехода «Искры» в руки меньшевиков в ее редакцию вошел и Л. Троцкий.

Созданные почти одновременно органы социал-демократов газета «Искра» и журнал «Заря» и руководящие издания эсеров – газета «Революционная Россия» и журнал «Вестник русской революции», также одновременно в 1905 г. прекратили свое существование. Точно так же, как «Искра», выступившая в роли центра идейного и организационного сплочения социал-демократических сил, «Революционная Россия», редактировавшаяся В.М. Черновым, являлась органом, сплачивавшим ряды сторонников эсеровской партии.

Революционная деятельность В.М. Чернова (1873–1952 гг.) началась в 90-е годы, когда он был еще студентом Московского университета. Его молодые годы во многом схожи с началом революционной деятельности В.И. Ленина и Ю.О. Мартова: исключение из университета, арест в 1894 г. по делу революционно-демократической партии «Народное право», трехлетняя ссылка, после нее – заграница, где он создает «Аграрно-социалистическую лигу», ставшую важным этапом на пути формирования партии социалистов-революционеров. На первых же ее съездах выступал с программными докладами как признанный теоретик эсеров. В «Революционной России» большинство руководящих статей также принадлежало его перу.

Важно заметить, что широкая программа демократических преобразований, выдвигаемых эсерами, в ряде основных положений: свобода слова, печати, совести, собраний и союзов, неприкосновенность личности была близка требованиям РСДРП. Так же, как «Искра», «Революционная Россия» была трибуной обличения самодержавия. В открывавшем первый номер газеты заявлении «От редакции» подчеркивалось:

«В двадцатый век мы вступаем при апогее царской власти. Никогда еще гнет деспотизма не ощущался так сильно, никогда издевательство над элементарными правами личности не доходило до таких неслыханных размеров. И конца этому беззаконию не предвидится...

В отсутствие активности со стороны населения, в неосознанности им важности непосредственной борьбы против политического угнетения и лежит причина устойчивости самодержавного произвола. Пробудить в массе эту потребность борьбы, указать ей путь к завоеванию свободы, – вот ближайшая задача, стоящая перед тем меньшинством, которое представляет в настоящее время «Революционная Россия». Выступая с настоящим изданием, мы имеем в виду внести свою скромную лепту в трудовую работу пробуждения революционного самосознания»3[3].

Нельзя не отметить и явного сходства отделов в руководящих изданиях социал-демократов и эсеров. В «Искре» постоянными были отделы «Из партии», «Из нашей общественной жизни», «Из деревни», «Иностранное обозрение». В «Революционной России» – «Из партийной деятельности», «Из общественной жизни», «Что делается в крестьянстве», «Из иностранной жизни и печати». Правда, в отличие от «Искры», «Революционная Россия» значительно больше внимания уделяла крестьянскому движению.

За всю историю «Искры» и «Революционной России» между этими изданиями не прекращалась острая политическая борьба. На страницах «Искры» было опубликовано свыше 50-ти статей против эсеров, многие из которых написаны В.И. Лениным. О том, как критиковал он социалистов-революционеров, их тактику революционного террора, красноречиво свидетельствуют их названия: «Почему социал-демократия должна объявить решительную и беспощадную войну «социал-революционерам»?», «Революционный авантюризм», «Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революционерами».

Накануне, да и в годы первой российской революции, партия эсеров не переживала острых внутренних расколов, в русской же социал-демократии после второго партийного съезда борьба между большевиками и меньшевиками все более обострялась. К 1905 г. эти два течения уже оформились в самостоятельные фракции, имевшие свои руководящие центры, органы печати, местные организации. Меньшевики продолжали издавать «Искру», на страницах которой непрестанно полемизировали с большевиками, издававшими в 1905 г. газеты ««Вперед»» и «Пролетарий». Следует особо заметить, что уже в ходе этой полемики, Г.В. Плеханов разъяснял в «Искре» всю опасность насаждения большевиками антидемократических, диктаторских методов руководства в партии. Наиболее убедительно это выражено в его статье «Централизм или бонапартизм? (Новая попытка образумить лягушек, просящих себе царя)». «Если бы честолюбцы, – пророчески писал в ней Г.В. Плеханов, – захотели бы сделать из партии пьедестал для своего личного тщеславия, если бы наша партия в самом деле наградила себя такой организацией, то в ее рядах очень скоро не осталось бы места ни для умных людей, ни для закаленных борцов: в ней остались бы лишь лягушки, получившие, наконец, желанного царя, да «Центральный Журавль», беспрепятственно глотающий этих лягушек одну за другой»4[4].

И все-таки, несмотря на острые обоюдные полемические выпады во второй половине 1905 г. позиции большевиков и меньшевиков значительно сблизились, особенно в первых легальных изданиях – большевистской газете ««Новая жизнь» и меньшевистской «Начало».

В редакции «Новой жизни», как и во всех руководящих большевистских изданиях периода первой российской революции, были В.И. Ленин, В.В. Боровский, А.В. Луначарский, М.С. Ольминский. Активно сотрудничал A.M. Горький, публиковались поэт Н. Минский (Н.М. Виленкин) – официальный редактор, подписывавший газету, Н.А. Тэффи. Именно в этой газете появилась программная для большевистской и советской печати статья В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». «Начало» издавалось под руководством Л. Мартова, Ф.И. Дана, Л.Д. Троцкого, А.Л. Гельфанда (Парвуса), участника российского и германского социал-демократического движения.

Дан (Федор Ильич Гурвич) – самый видный (после Мартова) лидер меньшевиков был одним из редакторов не только газеты «Начало», но и таких ведущих меньшевистских изданий, как «Голос социал-демократа», «Наша заря», «Луч», «Новая рабочая газета» и других печатных органов.

Самыми активными публицистами в редакции «Начало» являлись Троцкий и Парвус. Их статьи придали газете в значительной мере пробольшевистский характер. Признание исключительной роли пролетариата, возможность ускорения революционного процесса во имя быстрейшей революции в Европе, как единственной гарантии революционного будущего России, – эти положения перманентной революции были близки и взглядам большевиков. В статьях Л. Троцкого «Социал-демократия и революция», «Революция – творец», «Нужно строить партию» последовательно проводилась мысль, что революция, во главе которой идет пролетариат, «разрубит узел мировой реакции». Сближение газет «Новой жизни» и «Начало» было таким, что вынашивался план их немедленного слияния на началах равенства. И хотя осуществить этот замысел не удалось, но все-таки после закрытия «Новой жизни» и «Начала» большевикам и меньшевикам удалось выпустить совместно три номера ежедневной легальной социал-демократической газеты «Северный голос», а после ее закрытия продолжить это издание под названием «Наш голос», единственный номер которого увидел свет 28/31 декабря 1905 г. После поражения первой российской революции социалистические партии переживали тяжелый организационный и идейно-политический кризис, что не могло не отразиться на состоянии их печати. Выступившие с позиций ликвидаторства лидеры меньшевиков Л. Мартов, Ф. Дан, А. Мартынов с февраля 1908 г. приступили к изданию журнала «Голос социал-демократа». Большевики, боровшиеся в это время за укрепление подполья, издавали газету «Пролетарий», Г.В. Плеханов – непериодический орган «Дневник социал-демократа», Л. Троцкий издавал в Вене газету «Правда». Центральным органом РСДРП была газета «Социал-демократ» (1908–1917 гг.), в состав редакции которого до конца 1911 г. входили и большевики, и меньшевики. Однако в связи с тем, что газета проводила сугубо большевистские взгляды, Л. Мартов и Ф. Дан, а также поддерживавший меньшевиков представитель польской социал-демократии В.Л. Ледер вышли из состава редакции, которая с 1912 г. стала полностью большевистской.

Подвергая самой острой критике и большевиков, и меньшевиков, неустанно призывая их «направить свои силы не на борьбу друг с другом, а на борьбу с общим врагом», Г.В. Плеханов в годы реакции сначала сблизился с меньшевиками, принимал участие в создании их журнала «Голос социал-демократа», но уже в 1909 г. вместе с В.И. Лениным со страниц центрального органа РСДРП газеты «Социал-демократ» повел настойчивую борьбу за укрепление подполья, осудив идею открытого существования партии при Столыпине.

 

 

Социал-демократические и



большевистские центральные газеты

 

Свою деятельность вместе с В.И. Лениным Г.В. Плеханов продолжил и в «Правде», на страницах которой успешно повел полемику с лидерами меньшевиков. В 1913 г. в цикле статей под общим названием «Под градом пуль» он подверг сокрушающей критике А.Н. Потресова, В.И. Засулич, В. Ежова (С.О. Цедербаума), В. Левицкого (В.О. Цедербаума), Е. Маевского и других меньшевистских лидеров, выступавших в газете «Луч». Против ликвидаторов он выступал также в «Рабочей газете», журнале «Мысль» и других большевистских изданиях. Это было последнее сближение основоположника русской социал-демократии с Лениным. В годы Первой мировой войны их пути разошлись окончательно.



После первой российской революции в тяжелом кризисе находилась и пресса эсеров в связи со скандальным разоблачением Евно Азефа как агента царской охранки.

Азеф (Евно Фишелевич, 1869–1918 гг.), совершивший ряд крупных террористических актов (убийство в 1904 г. министра внутренних дел В.К. Плеве, в 1905 г. – великого князя Сергея Александровича), в 1908 г. был изобличен как провокатор, завербованный царской охранкой еще в 1893 году. В печати появилось немало гневных выступлений в адрес эсеров. В журнале «Голос социал-демократа» Ф. Дан в статье «Религия террора» писал: «Азеф был для партии эсеров больше, чем вождем. Он занимал в партии единственное в своем роде место и в этом отношении не знал себе равных... С провалом Азефа террор, как тактика революционного процесса, осужден, он играет прямо контрреволюционную и потому реакционную роль. Отделить террор от революции и противопоставить мнимореволюционному заговорщичеству действительно революционное массовое движение – обязанность всякого социал-демократа»5[5]. И все-таки эсеры укрепляли свою прессу: с апреля 1907 по апрель 1914 г. их центральным органом являлась газета «Знамя труда», а в 1912–1914 гг. они издавали еще журнал «Заветы» и газету «Трудовой голос».

Социалистическая журналистика не шла ни в какое сравнение по своему количественному измерению с либеральной и монархической периодикой царской России. «На сто либеральных газет, – отмечал в 1912 г. В.И. Ленин, – в России едва ли придется одна марксистская»6[6]. Но и эти сравнительно немногочисленные издания подвергались постоянному гонению со стороны властей: то и дело закрывались и вынуждены были выходить под другими названиями. Многократно меняла названия в 1913–1914 гг. эсеровская газета «Трудовой голос»: «Живая мысль», «Заветная мысль», «Вольная мысль», «Северная мысль», «Смелая мысль», «Верная мысль», «Стойкая мысль», «Живая мысль труда». Восемь раз пришлось менять свое название и большевистской «Правде».

 

 

Центральные журналы эсеров

 

Только после падения самодержавия, да и то лишь в течение нескольких месяцев, социалистическим партиям представилась возможность полностью легализовать свою деятельность благодаря принятому Временным правительством постановлению «О печати», провозгласившему беспрепятственный выпуск, распространение и торговлю печатными изданиями независимо от политической направленности.



В 1917 г., в условиях буржуазно-демократического государства, социалистическая пресса получила небывалое до сего времени развитие. Партия эсеров издавала ежедневную руководящую политическую газету «Дело народа», правые эсеры – газету «Воля народа», левые – газету «Знамя труда». Около 60 газет в центре и на местах имели меньшевики, центральным органом которых стала «Рабочая газета». Сторонники Мартова, левое крыло меньшевиков, лишь в сентябре наладили издание своей газеты «Искра», активно выступая до этого в «Новой жизни» М. Горького. Правые меньшевики во главе с Г.В. Плехановым выпускали газету «Единство» (с декабря 1917 г. «Наше единство»). Еще больше было изданий большевиков, возобновивших 5 марта 1917 г. газету «Правда», созданную еще в мае 1912 г. и ставшую в 1917 г. центральным органом РСДРП(б), затем в 1918 г. – центральным органом ЦК и МК ВКП(б), а с октября 1952 до 1991 г. – центральным органом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС).

В начале XX века и в первые годы Советской власти значительной была издательская деятельность анархистов. В 1905–1907 гг. в анархизме определились три обособленные направления: анархисты-коммунисты, анархисты-синдикалисты и анархисты-индивидуалисты. В годы первой российской революции в 58 губерниях и областях насчитывалось свыше 250 организаций анархистов (особенно много их было в Белостоке, Екатеринославе, Одессе). Накануне Октябрьской революции организации анархистов действовали в 40 городах страны. Вплоть до 1920 г. анархисты имели возможность издавать свои газеты и журналы. Первым изданием анархистов явилась газета «Хлеб и воля» – центральный орган анархистов-коммунистов, выходившая в 1903–1905 гг. в Женеве. В названии газеты отразилось главное ее содержание: обездоленным – хлеб, угнетенным – воля. Редакция активно пропагандировала идеи П.А. Кропоткина, по мнению которого социальная революция должна принести немедленное уничтожение государства, писаных законов и частной собственности не только на орудия производства, но и на предметы потребления.

Из анархистских изданий, выходивших после Октябрьской революции, наибольшую известность получили газеты «Анархия», «Буревестник», «Труд и воля» и «Вольная жизнь», просуществовавшая до 1922 г.

Установление в России большевистской диктатуры привело к ликвидации многопартийной печати. Лишь спустя многие десятилетия на рубеже второго и третьего тысячелетий стало возможным возрождение многопартийной отечественной журналистики.

В истории отечественных средств массовой информации 1917–2000 гг. можно выделить такие периоды, как многопартийная печать после падения самодержавия в условиях буржуазно-демократического государства (февраль – октябрь 1917 г.), отечественная журналистика советского периода (октябрь 1917–1991 гг.), средства массовой информации Российской Федерации (1991–2000 гг.).

По истории отечественной журналистики имеется немало фундаментальных научных трудов, в числе которых можно прежде всего назвать книги: А.Ф. Бережной: «История партийно-советской печати. Дооктябрьский период» (М., 1987 г.); «Большевистская печать. Краткие очерки истории. 1894–1917 гг.» (М., 1962 г.); «Партийная и советская печать в борьбе за построение социализма и коммунизма» (М., 1966 г.); «Основы радиожурналистики» (М., 1984 г.); «Многонациональная советская журналистика» (М., 1975 г.); А.З. Окороков «Октябрь и крах русской буржуазной прессы» (М., 1970); П. Гуревич, В. Ружников «Советское радиовещание» (М., 1974); А.Я. Юровский «Телевидение – поиски и решения» (М., 1983) и некоторые другие, содержащие богатый фактический материал, но написанные авторами, не имевшими возможности изучать хранившиеся в спецхранах необходимые им источники, а главное – они не могли не следовать партийным указаниям, согласно которым замалчивалось все, что не способствовало возвеличению политики партии и ее вождей.

В результате грубого насилия над научной мыслью у нас до недавнего времени не изучались газеты и журналы белого движения, русского зарубежья, были преданы забвению такие выдающиеся публицисты как Н. Бердяев, И. Бунин, Л. Мартов, П. Милюков, Л. Сосновский, Н. Тэффи, В. Чернов и многие другие.

Хотя восстановление подлинной истории отечественных средств массовой информации только началось, появились уже учебники, учебные пособия, монографии, являющиеся важным шагом в этом направлении. В 1994 г. издан учебник «Телевизионная журналистика» (редакционная коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский), переизданный с необходимыми дополнениями в 1998 г. В 2000 г. под редакцией А. Шереля вышел учебник «Радиожурналистика». В 1996 г. выпущено учебное пособие «История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 – начало 90-х годов)» Р.П. Овсепяна, также переизданное в 1999 г. В 1998 г. увидели свет учебные пособия Г.В. Жиркова: «Между двух войн. Журналистика русского зарубежья (1920–1940 гг.)», «История цензуры в России XIX–XX вв.» (М., 2001). Заслуживают внимания книги Б.И. Варецкого «Шелест страниц, как шелест знамен. Пресса России в трех политических режимах». (М., 2001), Г.Н. Вачнадзе «Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине» (М., 1992), А.А. Грабельникова «Русская журналистика на рубеже тысячелетий», И.И. Засурского «Масс-медиа второй республики (М., 1999), Е.А. Корнилова «Журналистика на рубеже тысячелетий» (Ростов-на-Дону, 1999), Д.Л. Стровского «История отечественной журналистики новейшего периода (Екатеринбург, 1998).

В связи с тем, что до сих пор по истории отечественной журналистики 1917–2000 гг. не издано полной хрестоматии, в настоящем учебном пособии наряду с краткими историческими очерками по истории СМИ даны в соответствии с учебной программой необходимые документы и публицистические произведения, что окажет существенную помощь студентам в изучении одной из важнейших дисциплин по подготовке журналистских кадров.


7[1] Ленин В.И. ПСС. Т. 12. С. 346.

8[2] Письма Б.П. Аксельрода и Ю.О. Мартова. 1901 – 1916. – Берлин, 1924. С. 79–80.

9[3] Революционная Россия. 1900. № 1, январь.

10[4] Искра. 1904. № 65.

11[5] Голос социал-демократа. 1909. № 13.

12[6] Ленин В.И. ПСС. Т. 22. С. 64.

Конец формы





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет