Всемирно известный писатель



Дата04.02.2023
өлшемі190.38 Kb.
#469135
түріРеферат
орыс т реферат














Министерство образавания и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанский государственный университет
имени Сарсена Аманжолова
Кафедра:биология
Реферат
Тема:Всемирно известный писатель

Выполнил:студент грушы биологии Беймурат Бакытгуль


Преподаватель:Кувшинникова.О.А

Усть-Каменогорск,2022


1

Содержание


Введение.............................................................................................................31.История жизни Абая Кунанбаева.................................................................5
1.1Семья Абая....................................................................................................7
1.2Политик Абай................................................................................................9
2.Творчество Абая.........................................................................................10
2.1 Вклад в культуру Казахстана...................................................................13
2.2Философских взглядах Абая Кунанбаева.................................................14
3.Особое место в творчество.........................................................................17
3.1Цитаты Абая Кунанбаева...........................................................................20
3.2 Заключение................................................................................................21
3.3 Список источников....................................................................................22

Введение
Великий поэт, композитор, философ, политик, просветитель, основатель новой казахской реалистической письменной литературы.Род акына начинается с Олжай батыра из Аргына Среднего жуза Тобыкты. От олжая Айдос, Кайдос, Джигитек родятся 3 поколения. Каждый из них впоследствии стал одной родовой страной. От жены Айдоса Айпара: Ыргызбай, Котыбак, Топай.


Как сказала мать, в самом деле, среди них был Ыргызбай, который руководил страной. От Ыргызбая расходятся Уркер, Мырзатай плеяды, Жортар, Ускенбай. Ускенбая родилась жена Зерде Кунанбай.
Кунанбай получил 4 женщины. Его байбишес говорит Кудайберды, его брат Куттымухамбет, а после вдовствования при невесте у него рождается вторая жена: Улжан – Танирберды (Такежан), Ибрагим (Абай), Исаак, Оспан, третья жена Айгуз – Халиулла, Исмагул. Нет потомства от младшей жены Нурган, которая вышла замуж в старости. “ От дедушки было шестеро, от матери-четверо", - сказал Абай. Будущий поэт, обладая спокойным характером, широкими нравами, слышал неиссякаемую легенду Зере “старая бабушка”, воспитывала свою мать-Улжана в совершенстве ,умении шутить, заботливом отношении к абысын-ажыну. Абай сначала открыл грамоту в селе Габитхан мулла, а после 10 лет 3 года учился в медресе Ахмета Риза в Семее. В этом медресе на арабском, персидском языках, в основном, проводились уроки религии. Более внимательный ребенок, чем его сверстники, охотно поддается обучению и становится лучшим учеником. Он стремится к самостоятельному совершенствованию своих знаний, а не только к изучению религии. Он знакомится с произведениями многих восточных поэтов, с сказками, дастанами, киссами, написанными на арабском, иранском, чагатайском (древне-узбекском) языках, а также с поэтами-классиками, такими как Низами Востока, Навои, Садди’, Хафиз, Фзули. На третьем году медресе Абай дополнительно поступил в “приходскую школу " г. Семей, где начал осваивать русскую грамоту. что через 3 года его обучение закончится, как мусульманское, так и русское.
3

После того, как Абай был отстранен от других детей, Кунанбай пригласил его на родину, привел к себе и решил вмешаться в административно-влас. Так 13-летний Абай стал заниматься делами страны.




4
1. История жизни Абая Кунанбаева
Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом.Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало «осмотрительный, осторожный, миленький». С тех пор и окружающие стали так же обращаться к мальчику, а настоящим именем, по сути, его никто не называл. Кунанбай как крупная, колоритная личность играл огромную роль в становлении характера Абая и его взглядов, таких личных качеств, как человечность, целеустремленность. Жизнь и творчество Абая в определенной мере были обусловлены установками и примерами его прославленного и порой жесткого, но справедливого отца.Второе дорогое имя, связанное с жизнью великого поэта, - его родная мать Улжан, добрая и мудрая женщина. Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Большой знаток народной словесной сокровищницы, она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем.
Абай в детстве Шираком, не капризным, но отличался сообразительностью, чуткостью, сообразительностью, умением быстро понимать сказочные истории, вырос, слушать.В Кунанбайском кажы широко звучали слова, привлекавшие внимание не только своих соотечественников, но и зарубежных путешественников; Кунанбай кажы построил медресе из поселения «Ескитам», обучал детей своих и родных. Когда Абаю было восемь лет, он учился в медресе «Ескитам» у аульного муллы Габит-хана. Отец, заметив его смекалку, после достижения 10-летнего возраста передает его в медресе Ахмета Риза в Семее. Там училась 3 года, на третьем году медресе дополнительно поступила и в «приходскую школу» в этом городе, где 3 месяца учится по-русски.
5
Каждый раз, когда арабский переводил книгу на турецкий язык, он мог произносить слова наизусть, не глядя на книгу. Поэтому все потраченное время Абай тратит на чтение книг, которые он сам любил, и тратит на поиски.
После поступления на учебу быстро повзрослев.В книге, прочитанной в основном критически, он стал читателем чувств. Абай, с одной стороны, читал восточные классики Низами, Сагди, Ходжа Хафиз, Навои, Физули, Джами и другие, с другой А. С. Пушкин, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, н. а. Некрасов, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Читал и был глубоко знаком с наследием Толстого, И. А. Крылова, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, читал в западной литературе Гете, Дж. Читая таких поэтов, как Байрон, проводились исследования в различных областях науки. В зрелом возрасте он на равных спорил с читающими философами, поэтами, учеными, переводил на казахский язык произведения, оказавшие влияние на крупных поэтов. Переводные стихи художественно сопоставляются с основной версией, а иногда и превосходят ее. Кунанбай проявил особое внимание со стороны других детей Абая, и, не обучая его, увлекся вмешательством в дела страны. 13-летний Абай под влиянием отца вмешивается в административно-властную работу. В годы, когда он был рядом с отцом, он всесторонне осознавал противоречия социальной жизни в казахской степи.
В 1875 — 78 гг. Абай стал волостным в Коныркекше. В эти годы воспользовался властью в своих руках и положил руку на равное завоевание весов справедливости. Позже, в 1886 г. по предложению Е. П. Михаэлиса, Абай был избран действительным членом Семипалатинского областного статистического комитета.Абай познакомился с И. Долгополовым, А. А. Леонтьевым в 1880 г. и имел с ними тесные отношения. За годы участия в делах страны Абай проявил справедливость, образованность, растет авторитет среди населения.

6

1.1Семья Абая


Абай имел трех жен, которые жили не вместе, а в разных аулах. Первая, Дильда, подарившая мужу шестерых детей, происходила из знатного рода и являлась внучкой бия Алшынбая. По соглашению отцов, пара вступила в брак в 15 лет.
Самая любимая супруга — Айгерим (настоящее имя Шукиман), прозванная мужем луноликой красавицей. Она пришла в этот мир на 11 лет позже избранника (свадьба состоялась, когда просветителю исполнилось 30 лет), родила 4 наследников и восходила корнями к национальному герою, защитнику казахов от джунгар Мамай-батыру.
Еркежан стала третьей героиней личной жизни Кунанбаева после смерти своего мужа Оспана в 1892-м, приходившегося ему братом. Общих сыновей и дочерей у них не было.
У Абая была большая семья – три жены, десять детей.Его собственные сыновья переняли талант отца и активно занимались поэзией. Абай же давал им отцовские наставления, учил всему, что знал сам и воспитал действительно достойных людей. Первый сын Абая – Акылбай, родился, когда самому поэту было 16 лет. Под влиянием своего отца и вечеров поэзии, проводившихся в их доме, Акылбай развил свой собственный поэтический талант. Он написал множество коротких произведений, а также три больших поэмы: «Дагестан», «Зулус», «Жарах».
Абай одинаково любил всех своих детей, но большие надежды возлагал на второго сына – Абдрахмана. Он надеялся, что сын принесёт большую пользу своему народу, и отдал его в русскую школу, желая, чтобы Абиш получил там хорошие знания. К великому сожалению, Абдрахман, которому все пророчили блестящее будущее, заболел туберкулёзом и умер в городе Верном в возрасте 27 лет. Переживая тяжёлое горе, постигшее его со смертью сына, Абай посвятил его памяти девять стихотворений, ставших плачем отца о сыне.
Не меньшие надежды на великое будущее поэт возлагал и на другого сына – Магауия, и он полностью оправдал ожидания. Он так же, как и отец, обладал даром слова, высоко ценил и понимал значение поэтического труда.
7

Им были написаны такие произведения, как «Енлик-Кебек», «Абылай», «Медгат-Касым». Магауия в последние годы своей жизни стал известным человеком среди народа благодаря справедливым судейским решениям. Однако и он умер рано, в возрасте 34 лет, когда его имя, дела и произведения только начинали завоёвывать сердца казахов.После смерти еще одного сына для Абая мир как будто рухнул, он так и не смог оправиться от такого удара судьбы. Через сорок дней после смерти Магаша в 1904 году, не дожив до шестидесятилетнего возраста, великий поэт казахской степи скончался.


Акимбай (Хакимбай) Абаевич (1866-73) - Дильдаданский сын Абая. Умер в 1873 году в возрасте 7 лет.
Кульбадан Абаевна (1862-1932) - дочь Абая Дильдадана.Он учился в Семипалатинской русской школе. Из Кульбадан вышла замуж за брата Дутбая Уандыкулы Дуйсеке. После смерти дуйсеке от Кульбадан аменгерским путем получил Дутбай.
Райхан Абаевна (1871-1896) - дочь Дильдадана. Он женился на Кудайбергене, сыне Серикбая бая в стране Найман. Умер в 1896 году.
Турагул (Тураш) Абаевич (1876-1934) - сын второй жены Абая Айгерим. С юных лет он был в руках отца Абая, много видел его наставления. Турагул с детства был проницательным. Он был одним из самых любимых детей Абая и сознательным, культурным учеником великого учителя, который твердо следовал традициям поэта в литературе.
Мекаил(Мекеш) Абаевич (1884-1931) – сын Абая Айгерим. Был грамотен по-арабски, по-русски. Стихи Абая выучили наизусть. Вместе со своим братом Турагулом населял окрестности Акшокы, место под названием Мышонок. В 1931 году был задержан как богатый сын.
Изкайил (Зикеш) (1895-1929) – сын Абая Айгерим. Он играл на домбре и скрипке.
Кенже Абаевна (1901-1932) – младшая дочь Абая. Алтыбакан, исполняя песни Абая на вечере, внес большой вклад в распространение их среди населения. После смерти Аубакира Габитхан вышла замуж за правнука мулды – Рымгази. В 1932 году он переехал в тургул, где и умер.
8

1.1Политик Абай


В мае 1885 г. в местности Карамола на реке Шар состоялся чрезвычайный съезд, на котором собрались более 100 Би-волостей 5 уездов, обращенных к Семипалатинскому губернатору под руководством Семипалатинского генерал-губернатора Цеклинского.На этом съезде избранному Тобе би Абаю было поручено утвердить «положение закона о преступлениях для Семипалатинских казаков". Всего комиссия во главе с Абаем разработала положение, состоящее из статьи 93, на 3 дня, 3 ночи. Он был не похож ни на законы казахских обычаев, ни на законы царской власти, основанные на народовластии, насилии. Особенно ценны его статьи, посвященные кражам, преступлениям и преступлениям. Но после съезда Карамолы, который повысил авторитет Абая, его противников становится все больше. В 1891 г. спор во главе с Оразбаем продлится до 1897 г. Конец этой напряженности приводит к конфликту на выборах 1898 года, покушению на жизнь Абая. Поэт доказывает всю отвратительную тайну этого конфликта, что он белый", - говорится в письме Сенат

9

2.Творчество Абая


В 28 лет отошел от дел и занялся самообразованием. Писал стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову, изучал русскую культуру, занимался в публичной библиотеке. Познакомился с русскими политическими ссыльными, что оказало влияние на формирование его мировоззрения.
К этому времени относится начало его переводческой деятельности – он переводит на казахский произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова, зарубежных классиков, пишет казахские песни на слова отрывков изЕвгения Онегина. Наиболее известна его элегия, положенная на музыку,Карангы тунде тау калгып – стихотворное переложение перевода Лермонтова Ночной песни странника Гете. Абай в переводах на казахский учитывал особенности казахской культуры, ее песенные традиции и истоки. Не ломая их, он прививал казахскому языку новые формы, идеи и сюжеты, широко известные в мировой классике.Абай оставил около 170 стихов, поэмы, прозу, музыкальные произведения. В казахской поэзии это признанный новатор, он ввел новые рифмы, стихотворные размеры (шести- и восьмистишия). Это проявилось в многочисленных стихах, посвященных временам года. Недолгая административная деятельность отразилась в произведениях 1880-х годов, когда написаны стихи «Наконец волостным я стал», «Управитель начальству рад». В них звучат мотивы социального зла и невежества, осуждается стремление к наградам и похвале.
В стихах Абая много лучших произведений, отличающихся как мазмундой, так и художественным оформлением. Очень трудно охватить и выделить все произведения, к которым можно отнести большинство стихов Абая, либо по тематике, либо по стилю, жанровому характеру, либо по поэтическому выражению, которые являются совершенно новыми. Поэзия Абая отличается простотой и изяществом художественных приемов. В сатирических стихах Наконец, волостным я стал…(1889),Управитель начальству рад…(1889) поэт высмеивает царящие в казахской администрации порядки.
10

Вводит новые стихотворные формы – шестистишья и восьмистишья:Из времени выпадает миг (1896), Разве не должен, мертвый, я глиной стать (1898), На воде, как челнок, луна(1888), Когда станет длинною тень (1890) и др. Для его поэзии характерны глубокий философский смысл и гражданское звучание. Известны стихи, посвященные временам года – Весна (1890), Лето(1892), впервые подписанное собственным именем поэта – Абай, Осень(1889), Зима (1888). Придерживаясь основных принципов казахского стихосложения, автор смог проложить новые пути развития родного языка. Некоторые лирические стихи он переложил на музыку: Абай был и композитором, знатоком и ценителем народной музыки.


В этот же период создал несколько поэм. Сказание об Азиме и Масгуд построены на мотивах восточной классической литературы, поэма Искандер посвящена Александру Македонскому.
1882–1886-е стали для него годами наивысшего творческого подъема, когда были созданы его лучшие произведения. Он пишет об основных социальных и культурных проблемах казахского народа, описывая кочевой быт казахов, природу, призывает бороться с невежеством. Оставаясь всю жизнь просветителем, он призывал: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». Абай призывал способствовать прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля».
Его учениками были поэты Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай. Стихи и песни Абая распространялись по казахским степям, с ним дружили местные акыны, композиторы, певцы. Он выступал также в качестве советчика, рассказчика и являлся неформальным организатором объединения литераторов.
Абай не раз высказывался по поводу устройства казахского общества – был сторонником развития ремесел и торговли, считая их более прогрессивными формами труда, чем кочевое скотоводство.
11

Будучи верующим мусульманином, сожалел, что его единоверцы ограничиваются формальными религиозными отправлениями без понимания их внутренней сути. Он писал: «Думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусльманами».


Он призывал открыто и дружелюбно относиться к людям других национальностей. Выступал за сближение с русской культурой, и через нее – с культурой мировой. Обличал пороки, призывал их исправлять, восстанавливая справедливость.
Старался порицать он и алчность. Во многих казахстанских школах изучается поэма "Искандер" (так звали в Азии Александра Македонского) в оригинале или переводе. Здесь великий завоеватель ведет беседу со своим учителем – Аристотелем. Тот наглядно показывает молодому, горячему мужчине, что бессмысленное накопление золота не может закончиться ничем хорошим. Стоит отметить, что практически во всех "Словах назидания" упоминаются русские люди и народ в целом. Великий просветитель ставит их в пример казахам. Пожалуй, сегодня многие из его строк могли бы привести к тому, что поэт получил бы серьезное наказание за экстремизм. Привести хотя бы цитату из "Второго слова назидания", посвященную русским: "Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой. О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой". Призывал он всех состоятельных казахов (и сам следовал этому совету) отправлять детей для обучения русским учителям. А биями и управленцами ставить только тех, кто получил русское образование. Абай Кунанбаев считал, что именно изучая русский язык, простые казахи получат доступ к всемирной сокровищнице знаний.
12

2.1Вклад в культуру Казахстана


Пожалуй, главное достижение Абая Кунанбаева заключается в том, что он старался максимально сблизить казахскую культуру с русской, активно переводя произведения классиков и современников на казахский язык, пытаясь сделать их максимально доступными и понятными для соплеменников.
Многие его произведения вошли в народ, став народными песнями. Это оказалось огромным вкладом в развитие культуры. В условиях, когда читать умели жалкие проценты от общего населения страны, именно народные песни оказались наиболее действенным способом донести определенные мысли до всех слоев населения. Прогрессивные взгляды.

13

2.2Философских взглядах Абая Кунанбаева


Настоящая статья имеет своей целью кратко осветитьфилософские взгляды Абая, не затрагивая вопроса об ихистоках. Автор не претендует на исчерпывающее изложениефилософских взглядов поэта-мыслителя, более тогона бесспорность их трактовки. Данная статья являетсяпопыткой освещения философских взглядов Абая.Одно из важнейших прогрессивных следствий присоединенияКазахстана к России состоит в том, что оноспособствовало развитию производительных сил казахскогообщества. Постоянное экономическое и культурноеобщение с русским народом и обусловленное этим развитиепроизводительных сил Казахстана вызывали в казахском народе потребность в распространении науки и знаний, в просвещении. Вместе с тем развитие экономики края под влиянием экономики России и проникновение в казахские аулы прогрессивных идей, исходивших из демократических кругов русского народа, создали благоприятные материальные и духовные предпосылки возникновения в Казахстане просветительских идей.
Эти объективные исторические условия, сложившиеся в Казахстане после присоединения к России, выдвинули выдающихся сынов казахского народа Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева, которые призвали свой народ к просвещению, к изучению русского языка и русской науки, к приобщению к культуре и экономике великого русского народа, видя в этом залог освобождения казахского народа от отсталости, залог его прогресса.
Философские взгляды Абая тесно связаны с его просветительскими идеями. Он выступал идеологом прогрессивной части казахского крестьянства, стремившейся к экономическому и культурному сближению с великим русским народом и понимавшей полезность изучения русской науки и русских знаний, выгоды просвещения. Именно поэтому философские взгляды Абая Кунанбаева пронизаны идеями научного прогресса и просвещения народа. Абай возвышает человеческий разум и осуждает невежество и мракобесие.У Абая нет специальных философских произведений, в которых в систематическом виде были бы изложены его взгляды на природу и общество, у него нет целостной и стройной философской системы.
14

Он был поэтом-просветителем, посвятившим свои произведения благородному делу просвещения своего народа. Но в своих произведениях, где он говорит о полезности изучения науки, приобретения знаний, обучения искусству и о необходимости осуждения бескультурья и невежества, Абай изложил свои философские взгляды.


Необходимо отметить, что философские взгляды Абая очень противоречивы. С одной стороны, мы видим материализм в познании явлений мира и его закономерностей, с другой, — веру в бога и бессмертие души. Эта противоречивость в философских взглядах Абая обусловливается особенностью той общественно-политической среды, в которой жил и творил выдающийся казахский поэт-мыслитель.
Абай даже в своих идеалистических, религиозных рассуждениях о познании признаков бога старается возвышать человеческие способности, доказать, что человек путем просвещения может неизмеримо развить науку и искусство, добиться для себя создания самых благоприятных условий жизни. Он говорит, что люди должны следовать за богом в совершенствовании своей мудрости и умения в производственной деятельности. Мы видим обожествление им человеческий потенции, веру в силу и способности человека. Здесь заслуживает внимания то обстоятельство, что даже там, где ярко проявляется его слабая сторона, его наивная вера в премудрость бога, Абай неизменно выражает идеи необходимости просвещения, возможности колоссального развития науки и техники, подчинения стихийных сил природы человеческой воле, потребностям общества. В самых противоречивых утверждениях Абая мы находим свежую струю его благородных, прогрессивных идей. В обстановке господства религиозного мировоззрения, господства мусульманского духовенства, возвышение Абаем человеческой способности, ее обожествление имеет свое рациональное зерно, а именно: оно отрицает бессилие людей, усиливает их веру в свои силы и способности, развивает у них активность в борьбе за покорение стихийных сил природы. Обожествляя человеческие способности в познании мира, призывая подчинить стихийные силы природы, Абай возвышает ученых, считает их самыми благородными людьми, которые заслуживают самого глубокого уважения.
15
Абай заявляет: «Если не было бы ученых, занимающихся научными изысканиями, мир разрушился бы. Красота человеческой жизни проявляется именно в ученых. Тайны мира обнаруживается в результате их научных исследований» («Адаспай тура іздеген хакімдер болмаса, дүние ойран болар еді. Фиғыл пәнденің қызығы осы жақсы хакімдер; әрнәрсе дүниеде солардың истихражы (шығару, ойлау) бірлен рауаж табады»).
Таким образом, Абай, в условиях патриархально-феодального Казахстана, не находя пути просвещения народа, впадал в фантастические иллюзии и вместе с тем сам понимал нереальность своих мечтаний о способах просвещения своего народа и проявил в этом вопросе полную беспомощность. В силу ограниченности своего мировоззрения Абай не мог усвоить ту истину, что действительное просвещение народа невозможно в обществе, основанном на классовой эксплуатации…
Мечта великого казахского поэта-просветителя и мыслителя о просвещении своего народа, о достижении высоты науки и культуры, о том, чтобы казахский народ был в числе передовых, высококультурных народов, осуществилась…
Абай оказывается перед фактом очень сложных противоречий, которые невозможно разрешить путем пропаганды просветительских идей, путем убеждения. Он приходит к выводу, что только советами нельзя людей понудить учиться, так как «невежество впиталось в мясо и кости народа вместе с материнским молоком и выело из него человечность» («етінен өткен, сүйегіне жеткен, атадан мирас алған, ананың сүтіменен емген надандық, әлдеқашан адамшылықтан кетірген»). Он в этом убедился, потому что, как он и старался своими советами понудить народ к просвещению, было очень мало казахов, желавших отдать своих детей в школу, желавших учиться. Встречаясь с людьми, Абай видел, что мало людей, понимающих смысл его благих намерений. Он понял, что в условиях патриархально-феодального Казахстана невозможно просветить народ только с помощью поучений, советов о полезности науки и просвещения.

16

3.Особое место в творчество


Особое место в творчестве Абая занимает "Кара соз". Под этим наименованием объединены 45 "Слов" - небольших законченных фрагментов, выраженных в тщательно, художественно стилистически обработанной прозаической форме. Это и непосредственное обращение к читателю, откровенный разговор - собеседование, это и "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", это и философия жизни отдельного человека на фоне судеб народа. Термин "кара" (черный) в сочетании с термином "соз" (слово) чрезвычайно многозначен: это и обозначение прозы в отличие от рифмованной речи и текста, это и обозначение печали, и, наконец, обозначение, идущее от тюркской традиции, важного, значительного, первостепенного. "Кара соз" по жанру близки к тому, что в чингизовской традиции называлось "биликом", метким изречением, рассказом о жизненном примере, имеющим значение образца. По европейской традиции, это жанр "максим", "афоризмов", "бесед". А по сути "Кара соз" - исповедь. Данное на русском языке название этого произведения "Слова назидания" звучит сухо моралистично, менторски-наставительно. Но с ним приходится считаться как с высказыванием перед лицом мира и прежде всего своей собственной совестью, жанр, известный в мировой литературе со времен Марка Аврелия, Петра Абеляра, Блеза Паскаля и Жан-Жака Руссо. Но для тюркской литературы и казахской в особенности в силу преимущественно эпического характера, - но не только - "обнажение души", обнаруженное в "Словах назидания" - явление беспрецедентное. Исповедь - чрезвычайно ответственный жанр. Он требует от писателя предельной честности и искренности, здесь противопоказаны малейшая фальшь и рисовка. Абай хочет, чтобы его голос не был гласом вопиющего в пустыне. Канва повествования начинается с зачина, казалось бы, сугубо индивидуального: "Хорошо ли я прожил до сегодняшнего дня, но пройдено не мало: Но вот когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бесплодности своих благих стремлений, в суетности и бренности человеческой жизни". Так подводит Абай итог собственной жизни и объясняет решение записать "свои мысли". "Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово и он перепишет его для себя
17

или просто запомнит, и если нет - мои слова, как говорится, останутся при мне".Но трагизм ситуации не в обычной сентенции по поводу бренности жизни и свойственной ей суете сует. "Хоть и существую я, но поистине мертв. Не могу разобраться, в чем причина: то ли в бессильной досаде на сородичей, то ли в отверженности от самого себя, то ли еще в чем-то. По внешнему виду я вполне здоров, изнутри же мертв. Смеюсь ли, не чувствую радости. Что ни делал, говорю ли, смеюсь ли - все это как совсем не мое, а кого-то иного".
Слово Первое: немой глухому
Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос
.Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с неостывшим сердцем. А меня сохрани Аллах от непосильного бремени.
Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот, коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом на радость проходимцам, ворам и попрошайкам
.Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться?
Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке?
Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью.
А может, посвятить себя богослужению? Боюсь, не получится. Это занятие требует полного покоя и умиротворения.
18

Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя, уж какое благочестие среди этих людей, в этом краю!
Воспитывать детей? И это мне не под силу. Воспитывал бы, да не ведаю, как и чему учить? Какому делу, с какой целью учить, для какого народа воспитывать их? Как наставить, куда направить, когда сам не вижу, где бы дети могли приложить свои знания? И здесь не нашел я себе применения.
Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся не нужными мои слова людям — останутся при мне.И нет у меня теперь иных забот.


19

3.1Цитаты Абая Кунанбаева

« Кричащий в гневе смешон, а страшен молчащий в гневе.»
(Безвреден кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит. )
« Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.»
« Лишь бездарный покоряется судьбе.»
« Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.»
« Худший человек из числа людей — это человек без стремлений.»
Труд - отрада, лень - жестокий бич.

Скромность, которая происходит от слабости, не достоинство.

Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.

Проверяй все сердцем.

Пока ты не достиг счастья, твои мечты разделяют все. Но вознесла тебя судьба, и твой доброжелатель - один ты сам.

Плохой друг, как тень:в солнечный день беги - не убежишь, в пасмурный день ищи - не сыщешь

Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце - от него не убежишь; сгустятся тучи над головой - его не найдешь.

Дорожи не тем, что сын отца; гордись тем, что ты - сын человека.

Достоинство человека определяется его подходом к делу, а не завершением.
20

3.2 Заключение
Великого Абая много интересовала жизнь, окружающий мир, природа, тайны бытия, их закономерности, он старался найти ответы на волнующие его вопросы. Кто я такой? В чем заключительный смысл жизни обладателей души? Все человеческие существа, а также животные питаются, спят, защищают, оставляют потомство на спине. Тогда в чем отличие человеческого рода от других обладателей души? Вот и Абай ищет ответы на самые сокровенные вопросы, волнующие каждого. В своих учениях, философских произведениях он раскрывает цель жизни человека, путь к ее идеалу, сущность и внутреннюю связь бытия в мире, общие закономерности. Зрелость, зрелость – это цель жизни человека. Во многих стихах и прозаических произведениях Абая “... человек и нравственность, философия казахской степи, философия морали имеют особое отношение к философии, есть много разных объемных и качественных мыслительных мнений. На начальном этапе изучения творчества Абая, в 1920-30-е годы идейное наследие поэта стало предметом ожесточенных споров, нашлись и те, кто хотел бы доказать, что» Абай философ " -это некий жамап-жаскаган, типичный буржуазно-идеалистический политик с преобладанием религиозности. На этом наша статья подходит к концу. Теперь вы знаете больше о великом казахском просветителе Абае Кунанбаеве. Немного ознакомились с его творчеством, имеете представление о биографии и вехах жизни, оказавших влияние на мировоззрение поэта. Абай проявлял интерес и к песням русского народа, романсу, вокальному творчеству русских композиторов М. И. Глинки, А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева, А. Г. Рубинштейна. В творчестве Абая имеется цикл песен, созданных на основе стихов, переведенных с русского языка. На стихи Абая писали песни и романсы композиторы М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, М. Койшыбаев, Н. Тлендиев и дрОбраз выдающегося поэта-просветителя запечатлен в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства. Его жизнь и творчество вдохновили М. О. Ауэзова на создание романа-эпопеи в 2 книгах: «Абай» и «Абай жолы» («Путь Абая») (Ленинская премия, 1959 г.)

21


3.3Список источников
1.Абай”Энциклопедия”-Алматы
2.История Казахстана 8-класс 2008
3.История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах Алматы «Атамұра» 2010,
4.Казахстан. Национальная энциклопедия
5.Акмола: Энциклопедия — Алматы: Атамұра,1995
6. Литература М.Ауэзов М.О. Абай. Т.1,2. — М., 1958
7. Жизнь и творчество Абая. Сборник статей / Под редакцией М. Ахинжанова и З. Ахметова. – Алма-Ата: Издательство АН КазССР, 1954.
















Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет