§ 93. Развитие культуры
Развитие науки и техники.
Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине XX - начале XXI в. являлись достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника. Достижения в генетике позволили получать новые сорта растений, повысить эффективность животноводства.
В 70-е гг. XX в. начался новый этап научно-технической революции. Наука сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Еще одна черта данного этапа - резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразный символ этого времени - персональный компьютер, ставший в развитых странах с последних десятилетий XX в. неотьемлемой частью как производства, так и частной жизни. Появление Интернета сделало общедоступным огромное количество информации. Микропроцессоры начали широко применять для автоматизации производства, в бытовых приборах. Огромные перемены произошли в средствах связи (факсы, пейджеры, мобильные телефоны). Ярчайшие достижения науки второй половины XX в.
связаны с освоением космоса. Искусственного спутника Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-американской гонке в исследовании космического пространства. Достижения этой гонки: выход человека в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере и Марсе, создание орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей и т.д. Американцы объявили о полетах своих астронавтов на Луну. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продолжились. Началось создание международной космической станции; в этом проекте приняли участие США, Россия, страны ЕС и Азии.
Новые черты культуры.
В 40 - 50-е гг. XX в. главной темой произведений искусства была война. Ее событиям посвящены памятники и монументы, литературные произведения, фильмы, музыка, живопись. Во Франции к теме войны обращались писатели Луи Арагон, Поль Элюар, Арман Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого («расчет с прошлым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Бернхарда Келлермана, «Мертвые остаются молодыми» Анны Зегерс. В ФРГ с огромной силой эти проблемы были подняты в произведениях Генриха Бёлля (роман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведениях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т. Манн, Э. М. Ремарк). Роман Ремарка «Время жить, время умирать» ставил острейшую для ФРГ проблему ответственности не только нацистов, но и всех немцев за преступное ведение Германией войны против Советского Союза.
Для всех крупных произведений этого времени характерен реалистический подход. Реализм отличает творчество американских писателей того времени: Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя.
Подобные явления наблюдались и в кинематографе. Огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Роберто Росселини «Рим - открытый город» об участниках движения Сопротивления. В 60 -70-х гг. XX в. в Италии снималось немало фильмов, обращенных к острой социальной и политической тематике. В них ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии.
Все более известным в мире становится кино азиатских стран. Прорыв здесь был совершен в 60-е гг. японским режиссером Акирой Куросавой («Расёмон», «Семь самураев» и др.).
Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди американских фильмов было немало таких, которые обращались к актуальным социально-политическим темам. Так, многие из них посвящены войне во Вьетнаме («Возвращение домой» Х.Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод» О. Стоуна). Однако преобладали все же фильмы развлекательных жанров: вестерны, боевики, детективы, триллеры, фантастические фильмы, мелодрамы, комедии. Некоторые из них, сохраняя зрелищность, затрагивают острейшие проблемы, в том числе в критическом плане оценивают состояние американского общества (например, «Крестный отец» Ф. Копполы).
Популярными в искусстве остаются различные модернистские направления. В 40 - 50-е гг. XX в. французские писатели Жан-Поль Сартр и Альбер Камю стали пропагандистами философско-литературного течения в рамках экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требованиями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставилась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий.
С 50-х гг. XX в. известность получают авангардистские течения, связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощущениях и переживаниях героев. Появляется театр абсурда. В 1953 г. Самуэль Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», классику театра абсурда. В этом же направлении творил румынский драматург Эжен Ионеско. Героем абсурдистских пьес являлся «маленький человек» с его беспомощностью перед судьбой, паническими настроениями.
Успехом пользовались авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (X. Борхес, X. Кортасар, Г. Маркес и др.).
Одно из господствующих положений в литературе занял жанр фэнтези, в котором авторы помещают своих героев в придуманный ими мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Джона Рональда Толкиена, а также появившиеся на стыке XX и XXI вв. романы о мальчике-волшебнике Гарри Потере Джоан Ролинг.
Модернистские направления господствовали и в изобразительном искусстве. Здесь начался этап постмодернизма. В отличие от модернизма, который следовал определенным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов, представлении об отсутствии разницы между реальностью и вымыслом.
В 60 - 70-е гг. XX в. возник поп-арт (популярное искусство). В рамках поп-арта любая вещь может стать предметом искусства. Художник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует его из различных материалов. Получившееся «нечто» объявляется «фактом искусства».
Помимо изобразительного искусства поп-арт занял господствующее положение и в других жанрах. Именно с ним связано появление в 60-е гг. XX в. рок-н-ролла. В музыкальной сфере его классиками являются американский певец Элвис Пресли, английские группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз».
B целом для культуры второй половины XX в. характерен процесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы начинают господствовать в
культуре разных стран и народов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
-
Какие направления науки развивались во второй половине XX в. наиболее интенсивно? Как изменилась роль науки в обществе?
-
Какие новые черты в развитии культуры можно назвать, говоря о второй половине XX в.?
-
На основании одного из известных вам произведений кинематографа конца XX — начала XX в. попытайтесь сформулировать особенности современного киноискусства
Достарыңызбен бөлісу: |