1. Феодал. собственность. Форма феод ренты
Понятие «феод» - во франц-й публицистике 1789г - земельное имущ-во, дававшееся за службу вассалу сеньором. «Феод»= «лен». Осн. средство пр-ва при феодал-ме - земля: фун-и: -военная религиозная Особенности ф собст-ти: Г) а) реализация ее при посредстве мелких производителей крестьян, кот-м феодал отдавал землю в держание. Т.о. крест-н не о. собств-м эт земли. Эконом-я зав-ть крест-на от феодала выраж-сь в ф-ме ренты. Т. е. работы или платежей а) отработочная б) продуктовая в) денежная. Но на земле - кр-н вел самостоят-е х-во: свой дом, скот, оруд труда. + запашка феод, на кот он отрабат ренту. Собств-к и производитель- взаимозаменяем др др партнеры в отнош-х зем соб-ти. б) Внеэкон-е принуждение -насилие над личностью производителя. Ее степень - от жестких форм личной завис-ти (прикреп крест к земле, отсутствие свободы в праве наслед-я) до подчинения суду феод-ла и сословной неравноправности. Посредством внеэк принужд ф-л реализовывал ренту. 2) Соединение собст-ти с полит властью, (ф-ций финанс-й, админ-й, военной). 3) Условный хар-р собст-ти и ее иерарх-я структура. А) аллод - безусловная и наследуемая соб-ть;Б) бенефиций - условн соб-ть, получ-я за воен службу. В) Феод (лен) - наслед-я условн соб-ть членов господ-го слоя, связ-я с несением вассалом воен службы и вып-м др обяз-в. Т.о. неск ур-й соподчинения в вас-но-ленной связи. 4) роль личностных связей в ф-м об-ве: патроната, завис-ти, договора. 5) Помимо зем-й соб-ти возраст-ло в эк-ке зн-е соб-ти на орудия пр-ва в руках ремесленников. Мелкое пр-во - осн-я ф-ма и структурообраз-й элемент. 6) Корпоративн хар-р собст-ти: община у крестьян, гильдия или цех у ремесл-в, корпорация у феод-в. Сложное перепдет-е классов( феод и крест) и сословий(дух-во, двор-во и гор-е сосл-е)С оформлением феод-й соб-ти на з соц-й организм -община- сменилась на вотчину (сеньория во Фр, манор в Анг) с 8 - 9 вв). : хоз-я ф-я, соц-я (рента и внеэк-е прин-е). Вотч 1)домен -господск земля, (усадьба ф-ла, лес, луга, сеньориал-я запашка) и крест-я зем. Хоз-й роль вотчины менялась с эволюцией ф-мы ренты. Если продуктовая и ден-я, ф-лы сворачивали собст запашку и раздавали ее крест-м. Роль в-ны - организация по присвоению ренты и регулир админ-й и правовой ж-ни крест-ва.Но: крест е отн-я по земле регулир-ла по прежн община. (В Фр, Ит, Исп общ - сел-я коммуна с выборным управ-м).Регулировалась пис-и хартией. Коммутация ренты - замена отработочн и продукт рент ден-ми платежами. Это приводио к ликвидации домена и раздачи земли феодала в аренду. Осв-е крест-н от личной завис-ти. В хорошо развитых с/х обл-х ф-лы расширяли домены и увел барщ и оброк. (Ю-В Анг, Ц и В Герм). Из-за крест восст-й вотчинная сист к XV в потерпела упадок и центром с/х пр-ва стало крест хоз-во. Это стало подрывать натур эк-ку. Ф-м в 3-Е прошел свой пик к XV в. Но это не б кризисом феод-ма.
2. Англия в XIV-XV веке
Англ. феод-зм в 15в. вступил в новую фазу развития: домениальное хоз-во было почти ликвидировано, а крестьянское землевладение укреплялось. Сперва крестьян. хоз-ва не могли возместить свертывания домениального производства, поэтому были признаки экономич. упадка. Но эти пизнаки отражали борьбу между отживающим и новым. Крестьяне теперь делились на 2 категории: копигольдеры(свободные крестьяне, платившие ренту и несшие некотор. повинности) и фригольдеры(свободные держатели; они были фактич. собственниками земли и платили ренту). Было имущественное расслоение. Богатые крестьяне из числа свободных получ. название йоменов. Борьба старого и нового была и в дворянстве. Потомки прежней знати – старое дворянство; новые дворяне – джентри(они занимались активной хоз деятельностью, скупали земли старого, старались всячески повысить доходность своих имений). Борьба нового со старым характерна и для пром-ти. С сер. 14в. начинается упадок городов(отток населения, замедление роста производства и обмена, упадок цехового строя). Но при этом сохраняется значение ряда старых крупных городов(Лонд., Йорк, Бристоль), развивается производство на рынок, оживляется внешняя торговля(главным предметом экспорта становится не сырье(шерсть), а пром. продукция(сукно)). В 1399г. по иниц. баронов северных графств был низложен Ричард2. На престол бароны возвели Генриха4Ланкастера(1399-1413). Его сын Генрих5(1413-1422) под давл. Феодальной аристократии возобновил Стол. войну. Затем корона перешла к его сыну Генриху6(1422-1461), которому не было и года. В 1450г. на юге А. вспыхнуло восстание, центром кот. было гр-о Кент. Предводитель – фригольдер и солдат Джек Кэд(восставшие: крестьяне, рыцари и горожане). В манифесте они требовали уменьшить налоги, прекратить вымогательства и давление баронов в парламенте. Восстание шло хорошо, но затем напуганная городская верхушка с помощью гарнизона Тауэра вытеснила повстанцев из Лондона. Король обещал амнистию, ему поверили и разошлись. Затем началась расправа, Кэд был казнен. В 1455г. между сторонниками враждебных династий(Ланкастеров(алая роза) и Йорков(белая роза)) произошло военное столкновение. За Ланк. было больш. крупн. феодалов севера. Йорков поддерживали феодалы экономически более развитого юго-востока. После ряда битв Эдуард4Йоркский(1461-1483) занял Лондон и был провозгл. королем. Он старался обходиться без парламента и не доверял никому. После его смерти, его брат Ричард3(1483-1485) убил в Тауэре законных наследников престола и стал себе править. Против него объединились ланкастерцы и часть йоркских баронов. В 1485г. при Босворте Ричард был убит. Война Алой и Белой розы закончилась. Править стал Генрих7, основатель новой династии Тюдоров(1485-1603). В конце 15в. создаются предпос. для перехода А. к новой форме гос-ва – абсолютизму.
2. Англия в XV веке.
Экономические и социальные сдвиги в Английской деревне. Коммутация ренты процесс освобождения крестьян. Спрос на наемную рабочую силу. Резкий рост зарплаты. После чумы 1348 года и гибели многих людей спрос на рабочую силу еще увеличился. Появление рабочего законодательства.1349год -Ордонанс, изданный Эдуардом3. 1351, 61, 88 года - Ряд статутов. Цель рабочего законодательства - обеспечить феодалов дешевой рабочей силой. Это законодательство привело к обострению классовой борьбы. Локальные- массовые - организованные. Появление образа Робина Гуда.
Ядром социальной борьбы было желание цеховых представителей пробиться в муниципальное управление. Противоречия между мастерами и подмастерьями на почве Оплаты и длины рабочего дня. Также спорили богатые и бедные мастера внутри отдельных цехов.
Движение за реформу в церкви. Восстание Йота Тайлера (1381). Причины: Король и парламент стремились освободить английскую церковь от влияния Пап и передать церковные земли феодальной знати. Упрощение церковных обрядов и уменьшение церковных налогов. Джон Виклиф и Джон Волл - антицерковные проповедники. Восстание вспыхнуло в Эссексе. Требования: отмена вилланского статуса и барщины. Установление единообразной невысокой денежной ренты. Свободная торговля. Амнистия участникам восстания. Король согласился!!! Потом они потребовали отмены рабочего законодательства, всех привилегий феодалов и всех форм личной зависимости. Им все обещали потом обманули и убили Тайлера. Все восставшие были мучительно казнены. Это востание ннесло последний удар по барщинной системе хозяйства.
В экономическом развитии деревни XV века были заметны некоторые черты упадка, но это был не кризис, а обновление. Личное освобождение вилланов. Крестьяне теперь делились на две категории: копигольдеры и фригольдеры. Между ними уже наблюдалось расслоение. Богатые крестьяне из числа свободных - йомены.
В это время оживляется торговля. Главный предмет экспорта -сукно, его производство интенсивно развивается. Это называется первоначальной формой капиталистического производства в виде рассеянной мануфактуры.
Основные социальные классы: Джентри, Крестьянская верхушка, горожане, старое дворянство, магнаты. Столкновение интересов из-за прогресса в производстве.
Конец династии Плантагенетов. Приход Ланкастеров.
Генрих IV 1388-1413
Генрих V 1413-1422
Генрих VI 1422-1461
Борьба за престол между крупнейшими феодалами страны.
3. Кризис Римской империи в IV-XV вв
Рабовлад-ие виллы с централиз произ-вом, осн на эксп-ции труда рабов сосущ-ли с поместьями, объедин мелкие самост хоз-ва завис людей и с небол хоз-вами полисных крестьян, в кот раб труд играл вспомогат роль. Со 2в н.э приток новых рабов с варвар периферии стал уменьш-ся, а цена их расти. Рабовлад-цам необходимо наладить воспроизв-во рабов. Это предполаг снижение интенсивности эксплуатации. Состоят рабовлад пыт компенсир-ть сниж-е доходов увелич-ем числа рабов. Но эти латифундии себя не оправдывали, т.к возраст расходы на рабов. В рабе начин видеть чел-ка, признают его право на семью, запрет разлуч ее членов, запрет господам самим казнить рабов. Рабы получ право жал-ся в суд. Поощряется отпуск рабов на волю. Предостав пекулию(некот имущ-во на раб семью). Но собствен-ком пекулии был рабовлад. Господин всегда мог отобрать пекулию. Надел-е сельских рабов пекулией имело бол знач-е Этим стимулир заинтерес-ть раба в труде и переклад-л часть расходов на произ-ля. Такой раб превращ в прикреп-ого к земле и продав-ся только вместе с ней, упллач господины часть ренты в виде урожая. Эмфитевсис - аренда вечная, обычно использовалась крупными землевладельцами. Эмфитевт плат собств фиксир плату, обрвб землю. Прекарий - Мелкая аренда. (букв. Испрошенное держание). Прекарист не нес повинностей, владелец дов, что земля не пустует. Это своеобразная форма условного землевладения. Патронат - заключался в самоотдаче одних граждан под покровительство других. Акт самоотдачи назывался коммендацией. Колонат! С 1в это мелкий арендатор на усл денеж платы, а с 2в-натур оброк. Он станов наслед съемщиком, оказ-сь в завис-ти от зем собств-ка. В 4-5вв колоны дел-сь на своб-ых и приписных. Своб-ые облад-ли бол лич и имущ правами. Приписные как «рабы земли». Их влад-е как пекулия, принад рабовлад-цу. И те и др несли повин-ти в пользу господ. Постеп различия м ними стир-ся. Колон эпохи домината утрач свободу уплач-ет гос налоги, их посыл на воен службу, в суд. К сер 5в их отстан от воин повин-тиЭдикт Константина1 от 332г запрещал колонампереходить из 1ого имения в др. Эдиктом Валентиана1 от 371г-наследств прикреп-ть колонов к имению. В эпоху поздней имп-ии ведущим станов тип хоз-ва, связ с эксплуат-ей мелких землевла-ев в кр поместьях. Т.к сущ-ли вместе рабовлад эксплуат и огром масса самост хоз-их землевлад-цев в соц-юрид смысле остав-сь рабами, а с др стороны усилился налог гнет, то произв-ль располаг весьма урезанным необх продуктом. Это 1 из важ причин эконом застоя!
Античное общество характеризовалось ярко выраженной социальной разнородностью. Со II века н.э. приток новых рабов с варварской территории резко уменьшился, а цена их возросла. Это привело к снижению интенсивности эксплуатации. Попытка компенсировать это расширением хозяйства и увеличением числа рабов. Но резко возросли цены на надзор за рабами. В этих условиях изменилось отношение к рабу - к нему стали относиться как к агенту производства и человеку (законы, суд). Предоставление рабу Пекулия (!!!) - имущества на семью.
Эмфитевсис - аренда вечная, обычно использовалась крупными землевладельцами.
Прекарий - Мелкая аренда. (букв. Испрошенное держание). Оформлялась письменно. Это своеобразная форма условного землевладения.
Патронат - заключался в самоотдаче одних граждан под покровительство других. Акт самоотдачи назывался коммендацией. Колонат - эволюция Эволюция к. играет особую роль в рассматриваемом процессе.
Так же к причинам данного процесса следует отнести растущую натурализацию хозяйства. Ослабевание экономических связей господского хозяйства с городом. Экономический спад III-V веков: сокращение посевных площадей, снижение урожайности, огрубление ремесленной продукции, уменьшение масштабов торговых перевозок. Исторические обстоятельства: похолодание и увлажнение климата, демографический кризис, вторжения варваров, иссякание месторождений драгоценных металлов.
Происходит постепенный отход от представлений о гармонии интересов человека и гражданской общины. Человек все более концентрируется на своих собственных интересах. Теряется четкость разделения на свободных и рабов. Меняется отношение к труду, он становиться благом.
4. Столетняя война (1337-1453)
В к 30х г 14в нач Столетняя война Англии и Франции. Развер-ся на террит Фр, с длит оккупац-ей анг-ами, привела к убыли нас-я, сокращ произв и торговли.Причины: 1ый очаг противореч-бывшая Аквитания(зап часть ее-Гиена)-объект притяз-й англ короля. Экон связ с Анг, получ шерсть. Из Гиены а Анг шли вина, соль, сталь и краска. Знать и рыц-во Гиены стрем-сь сохран полит независ-ть и предпочит номин власть Анг. Для Фр борьба за юж провинции и ликвид-я англ владыч была и войной за объел франц гос-ва. 2ой очаг-богатая Фландрия, объкт агрессии для 2ух сторон. Война прох-ла под знаком династ притяз-й англ монархии. В 1328г умер Фил4 без наслед-ка. Эдуард3(внук) заявил о правах на франц престол. Во Фр отказ передачи короны по жен линии(Салич правда). Корона к Филиппу6 Валуа (1328-1350)по ветви Капетингов. Эдуард3 за оружие. Круп воен конфликт. На стор Анг- Империя, Фландрия, Арагон, Португалия; на стор Фр-Кастилия, Шотландия и папство. В войне реш-ся вопрос о террит-ом размеж-ии ряда гос-в и полит образ-й-Фр и Анг, Анг и Шотла, Фр и Фланд, Кастилия и Арагон. Для Анг он вырос в проблему образ универс гос-ва с разн народами, для Фр-в проблему сущ-я ее как самос гос-ва. Нач войны в 1337 с успеш операций Анг на сев. Они побед на море в 1340(битва при Слейсе у бер Фланд). Поворот знач-е победа англ на суше в 1346 в битве при Креси в Пикардии. Это позволило им взять в 1347 Кале- важ стратег порт(12мес осады). На ю-з англ захв-ли с моря Гиень и Гасконь, где наместник был сын Эд3 Эдуард, кот соверш грабит набеги на центр Фр. В 1356 он был настигнут близ Пуатье фр армией. Фр разбиты. Причины пораж: недост воен организ и особ-ях тактики. Англ армия небол, но хор организ из рыц-ей, стрелков из лука из крест, рыцари спешивались во вр сраж-й. Франц армия: феод ополчение, король мог контолир тока свою часть войск, осн боев ед-тяж вооруж конные рыцари, лучников мало, отсут-е взаимодейств рыц-ей и пехоты. Брали в плен. Выкуп средство обогащения. В битве при Пуатье король Иоанн2 попал в плен. В 1360г Фр заключ с Анг мир в Бретиньи. Его усл-я носили компромис хар-р, хотя были тяжелы для Фр. Анг кор отказ от притяз-й на фр корону, но земли к югу от Лауры остав под ее властью. В 1415г англ армия с королем Генрихом5 возобн воен действ-я в Пикардии с намер-ем взять Кале. В окт 1415 в битве при Азенкуре. Англ захват Нормандию и Мэн. Полож-е усугуб-сь позицией герцога Бургундского Иоанна Бесстрашного(1401-1419), кот в 1416 закл союз с Анг и оказал ей помощь. При нем и его сыне Фил Добром(1416-1467)-Бург велик европ держ-ва. Но Бург слабое полит объед-е. Но Бург-препят для франц объед-я земель. Анг и Франц мир, но тяж усл для Фр. По договору в Труа 1420г при жизни Карла 6 правит-ем Фр станов-ся Генрих 5, затем престол должен перейти к Генриху 6(сын анг кор и франц принц-сы). Фр утрач независ-ть. В 1422г Генрих 5 и Кардл 6 умерли. Король 10ти месяч Генрих 6, за кот правил дядя Бедфорд. Но Карл 7 провозгл-л себя кор и нач борьбу за трон. Его власть признали некот провинции. Нов этап войны для Фр-борьба за независ-ть. Этот поворот в войне опред-ся к к 1ого этапа, мир в Бретиньи в 1360г, но теперь обрел выраж-ые формы. Генрих 5 нач раздавать завоев земли в соб-ть анг л баронам и рыцарям. Это породило народ сопротив-е франц-Партиз войну. Развит-ю движ-я способ-ла рассредоточ-ть англ крепостей с воен гарниз-ми на значит террит. В этих усл англ не риск покидать крепости многочисл отрядами. В оккупир-ых Париже и Руане раскрыиы заговоры, участ-ки кот вступ в снош-я с Карлом 7 с целью помощи при осаде этих гор. В 1428г англ предприняли осаду Орлеана. Жанна д’Арк!!!(родилась в 1412 в местечке Домреми, уверяла что слышит голоса святых). Узнав об осаде Орлеана, она отправ-сь в гВокулер. Получив оружие и коня она отправ в Шинон. Король постав-л Ж во гл армии. В к апр 1428 Ж прибыла в Орлеан. В теч 4 дней укреп-я взяты и 8 мая англ сняли осаду. Это была 1ая победа фр и укреп Карла7. Он осущ-л походв Реймс. Торж-но короновался. Освободил Шампань, что улучшило его полож-е. Попытка Ж штурма парижа-неудача. В мае 1430г в стычке под Компьеном Жанна в плен. Продали ее англич. В к1430 Ж перевезли в Руан и передали инквизиции. Церк суд объявил Ж в колдовстве. В мае 1431г сожгли.
5. Византийская империя в VI веке
Будущий император Византии родился около 482 г. в маленькой македонской деревушке Таурисий в семье бедного крестьянина. В Константинополь он попал подростком по приглашению своего дяди Юстина, влиятельного придворного. Своих детей у Юстина не было, и он покровительствовал племяннику: вызвал в столицу и, несмотря на то что сам так и остался неграмотным, дал ему хорошее образование, а потом нашёл должность при дворе. В 518г. сенат, гвардия и жители Константинополя провозгласили престарелого Юстина императором, а тот вскоре сделал своим соправителем племянника. Юстиниана отличали ясный ум, широкий политический кругозор, решительность, настойчивость и исключительная работоспособность. Эти качества делали его фактически правителем империи. Огромную роль играла и его молодая, красивая жена Феодора. Её жизнь сложилась необычно: дочь бедного циркового артиста и сама цирковая артистка, она 20-летней девушкой уехала в Александрию, где попала под влияние мистиков и монахов и преобразилась, став искренне религиозной и благочестивой. Красивая и обаятельная, Феодора обладала железной волей и оказалась незаменимой подругой императору в трудные минуты. Юстиниан и Феодора были достойной парой, хотя злым языкам долго не давал покоя их союз.
В 527г., после смерти дяди, 45-летний Юстиниан стал автократором - самодержцем - империи ромеев, как называлась тогда Византийская империя.
Он получил власть в трудное время: от бывших римских владений осталась только их восточная часть, а на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства: вестготы в Испании, остготы в Италии, франки в Галлии и вандалы в Африке. Христианскую церковь раздирали споры о том, был ли Христос "богочеловеком"; зависимые крестьяне (колоны) разбегались и не обрабатывали землю, произвол знати разорял простой народ, города сотрясали бунты, финансы империи были в упадке. Спасти положение можно было лишь решительными и самоотверженными мерами, и Юстиниан, чуждый роскоши и удовольствий, искренне верующий православный христианин, богослов и политик, как нельзя лучше подходил для этой роли.
В царствовании Юстиниана I ясно выделяется несколько этапов. Начало правления (527-532 гг.) было периодом широкой благотворительности, раздачи средств бедным, снижения налогов, помощи пострадавшим от землетрясения городам. В это время укрепились позиции Христианской Церкви в борьбе с другими религиями: в Афинах был закрыт последний оплот язычества - платоновская Академия; ограничены возможности для открытого исповедания культов инаковерующих - иудеев, самаритян и т. д. Это был период войн с соседней иранской державой Сасанидов за влияние в Южной Аравии, целью которых было укрепиться в портах Индийского океана и тем подорвать монополию Ирана на торговлю шёлком с Китаем. Это было время борьбы с произволом и злоупотреблениями знати.
Главное событие этого этапа - реформа права. В 528 г. Юстинианом была учреждена комиссия из опытных юристов и государственных деятелей. Главную роль в ней играл специалист по праву Требониан. Комиссия подготовила собрание императорских указов - "Кодекс Юстиниана", свод сочинений римских юристов - "Дигесты", а также руководство по изучению права- "Институции". Проводя законодательную реформу, исходили из необходимости сочетания норм классического римского права с духовными ценностями христианства. Выразилось это прежде всего в создании единой системы имперского гражданства и провозглашении равенства граждан перед законом. Более того, при Юстиниане унаследованные от Древнего Рима законы, связанные с частной собственностью, приняли окончательный вид. Кроме того, законы Юстиниана рассматривали раба уже не как вещь - "говорящее орудие", а как человека. Хотя рабство не отменялось, для раба открывалось много возможностей освободиться: если он стал епископом, ушёл в монастырь, стал солдатом; раба было запрещено убивать, а убийство чужого раба влекло за собой жестокую казнь. Кроме того, по новым законам права женщины в семье были уравнены с правами мужчины. Законы Юстиниана запрещали осуждённый Церковью развод. Вместе с тем на право не могла не наложить отпечаток эпоха. Часты были казни: для простолюдинов - распятие на кресте, сожжение, отдание на съедение диким зверям, избиение розгами до смерти, четвертование; знатных особ обезглавливали. Смертью каралось и оскорбление императора, даже повреждение его скульптурных изображений.
Реформы императора были прерваны народным восстанием "Ника" в Константинополе (532 г.). Всё началось с конфликта между двумя партиями болельщиков в цирке: венетами ("голубыми") и прасинами ("зелёными"). Это были не только спортивные, но отчасти и социально-политические союзы. К традиционной борьбе болельщиков добавились политические обиды: прасины считали, что правительство их притесняет, а венетам покровительствует. Кроме того, низы были недовольны злоупотреблениями "министра финансов" Юстиниана - Иоанна Каппадокийского, знать же надеялась избавиться от императора-выскочки. Лидеры прасинов предъявили свои требования императору, причём в очень резкой форме, а когда он их отверг, назвали его убийцей и покинули цирк. Тем самым автократору было нанесено неслыханное оскорбление. Ситуация осложнилась тем, что, когда в тот же день арестовали подстрекателей к столкновению из обеих партий и приговорили их к смерти, двое осуждённых сорвались с виселицы ("были помилованы Богом"), но власти отказались их освободить. Тогда была создана единая "зелено-голубая" партия с лозунгом "Ника!" (цирковой клич "Побеждай!"). В городе начался открытый бунт, совершались поджоги. Император согласился на уступки, отправив в отставку наиболее ненавистных народу министров, но успокоения это не принесло. Большую роль сыграло и то, что знать раздавала бунтующему плебсу подарки и оружие, подстрекая к мятежу. Ничего не дали ни попытки силой подавить восстание с помощью отряда варваров, ни публичное покаяние императора с Евангелием в руках. Мятежники требовали теперь его отречения и провозгласили императором знатного сенатора Ипатия. Пожаров между тем становилось всё больше. "Город представлял груду чернеющих развалин", - писал современник. Юстиниан был готов отречься, но в этот момент императрица Феодора заявила, что предпочитает смерть бегству и что "пурпур императора - отличный саван". Её решительность сыграла большую роль, и Юстиниан решил бороться. Верные правительству войска предприняли отчаянную попытку восстановить контроль над столицей: отряд полководца Велизария, победителя персов, проник в цирк, где шёл бурный митинг мятежников, и устроил там жестокую резню. Говорили, что погибло 35 тыс. человек, но трон Юстиниана устоял.
Страшная катастрофа, постигшая Константинополь, - пожары и смерти - не повергла, однако, в уныние ни Юстиниана, ни горожан. В том же году на средства казны началось бурное строительство. Пафос восстановления захватил широкие слои горожан. В каком-то смысле можно сказать, что город восстал из пепла, как сказочная птица Феникс, и стал ещё красивее. Символом этого подъёма было, конечно, строительство чуда из чудес - константинопольского храма Святой Софии. Оно началось сразу же, в 532 г., под руководством архитекторов из провинции - Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Внешне здание мало чем могло поразить зрителя, но настоящее чудо преображения происходило внутри, когда верующий оказывался под огромным мозаичным куполом, который как бы висел в воздухе без всякой опоры. Купол с крестом парил над молящимися, символизируя божественный покров над империей и её столицей. Юстиниан не сомневался, что его власть имеет божественную санкцию. В праздники он восседал на левой части трона, а правая была пуста - на ней невидимо присутствовал Христос. Автократор мечтал, что невидимый покров будет вознесён над всем римским Средиземноморьем. Идеей восстановления христианской империи - "римского дома" - Юстиниан вдохновил всё общество.
Когда купол константинопольской Софии ещё возводился, с Великого освободительного похода на Запад начался второй этап правления Юстиниана (532-540 гг.).
К концу первой трети VI в. варварские королевства, возникшие в западной части Римской империи, переживали глубокий кризис. Их раздирала религиозная рознь: основное население исповедовало православие, но варвары, готы и вандалы были арианами, чьё учение было объявлено ересью, осуждённой в IV в. на I и II Вселенских соборах Христианской Церкви. Внутри самих варварских племён быстрыми темпами шло социальное расслоение, усиливалась рознь между знатью и простолюдинами, что подрывало боеспособность армий. Элита королевств была занята интригами и заговорами и не заботилась об интересах своих государств. Коренное население ждало византийцев как освободителей. Поводом для начала войны в Африке послужило то, что вандальская знать свергла законного короля - друга империи - и посадила на престол его родственника Гелизмера. В 533 г. Юстиниан отправил 16-тысячную армию под командованием Велизария к африканским берегам. Византийцам удалось скрытно высадиться и беспрепятственно занять столицу вандальского королевства Карфаген. Православное духовенство и римская знать торжественно встречали императорские войска. Простой народ также относился к их появлению сочувственно, так как Велизарий сурово карал грабежи и мародёрство. Король Гелизмер пытался организовать сопротивление, но проиграл решающее сражение. Византийцам помогла случайность: в начале боя погиб брат короля, и Гелизмер покинул войска, чтобы похоронить его. Вандалы решили, что король бежал, и армию охватила паника. Вся Африка оказалась в руках Велизария. При Юстиниане I здесь развернулось грандиозное строительство - было построено 150 новых городов, восстановлены тесные торговые контакты с Восточным Средиземноморьем. Провинция переживала экономический подъём все 100 лет, пока она была в составе империи.
Вслед за присоединением Африки началась война за обладание историческим ядром западной части империи - Италией. Поводом к началу войны стали свержение и убийство законной королевы остготов Амаласунты её супругом Тео-датом. Летом 535 г. Велизарий с восьмитысячным отрядом высадился на Сицилии и в короткий срок, почти не испытывая сопротивления, занял остров. На следующий год его войско переправилось на Апеннинский полуостров и, несмотря на огромный численный перевес противника, отвоевало его южную и центральную части. Италийцы всюду встречали Велизария с цветами, сопротивление оказал лишь Неаполь. Огромную роль в такой поддержке народа сыграла Христианская Церковь. Кроме того, в стане остготов царил разброд: убийство трусливого и коварного Теодата, бунт в войсках. Армия выбрала новым королём Вити-гиса - смелого солдата, но слабого политика. Он тоже не смог остановить наступление Велизария, и в декабре 536 г. византийская армия без боя заняла Рим. Духовенство и горожане устроили византийским солдатам торжественную встречу. Население Италии более не желало власти остготов, о чём свидетельствует следующий факт. Когда весной 537 г. пятитысячный отряд Велизария был осаждён в Риме огромной армией Витигиса, битва за Рим длилась 14 месяцев; несмотря на голод и болезни, римляне сохранили верность империи и не впустили Витигиса в город. Показательно и то, что и сам король остготов печатал монеты с портретом Юстиниана I - только власть императора считалась законной. Глубокой осенью 539 г. армия Велизария осадила столицу варваров Равенну, и через несколько месяцев, опираясь на поддержку друзей, императорские войска заняли её без боя.
Казалось, власть Юстиниана не знает границ, он в апогее своего могущества, сбываются планы восстановления Римской империи. Однако главные испытания ещё только ждали его державу. Тринадцатый год правления Юстиниана I был "чёрным годом" и начал полосу трудностей, преодолеть которые могли только вера, мужество и стойкость ромеев и их императора. Это был третий этап его царствования (540-558 гг.).
Ещё когда Велизарий вёл переговоры о капитуляции Равенны, персы нарушили подписанный ими десять лет назад "Вечный мир" с империей. Шах Хосров I с огромным войском вторгся в Сирию и осадил столицу провинции - богатейший город Антиохию. Жители смело защищались, но гарнизон оказался небоеспособным и разбежался. Персы взяли Антиохию, разграбили цветущий город и продали жителей в рабство. На следующий год войска Хосрова I вторглись в союзную с империей Лазику (Западная Грузия), началась затяжная византийско-персидская война. Гроза с Востока совпала с нашествием славян на Дунае. Пользуясь тем, что укрепления границы остались почти без гарнизонов (войска были в Италии и на Востоке), славяне дошли до самой столицы, прорвались через Длинные стены (три стены протяжённостью от Чёрного моря до Мраморного, защищающие предместья города) и начали грабить пригороды Константинополя. Велизарий был срочно переброшен на Восток, и ему удалось остановить нашествие персов, но пока его армии не было в Италии, там оживились остготы. Они выбрали королём молодого, красивого, смелого и умного Тотилу и под его руководством начали новую войну. Варвары зачисляли в армию беглых рабов и колонов, раздавали своим сторонникам земли Церкви и знати, привлекали тех, кого обидели византийцы. Очень быстро маленькая армия Тотилы заняла почти всю Италию; под контролем империи остались лишь порты, которые без флота взять было невозможно.
Но, наверное, самым тяжёлым испытанием для державы Юстиниана I стала страшная эпидемия чумы (541-543 гг.), унёсшая чуть ли не половину населения. Казалось, что невидимый купол Софии над империей дал трещину и в неё хлынули чёрные вихри смерти и разрушения.
Юстиниан хорошо понимал, что главная его сила перед лицом превосходящего противника - вера и сплочённость подданных. Поэтому одновременно с непрекращающейся войной с персами в Лазике, тяжёлой борьбой с Тотилой, который создал свой флот и захватил Сицилию, Сардинию и Корсику, внимание императора всё больше и больше занимали вопросы богословия. Некоторым казалось, что престарелый Юстиниан выжил из ума, проводя в такой критической ситуации дни и ночи за чтением Священного писания, изучением творений Отцев Церкви (традиционное название деятелей Христианской Церкви, создавших её догматику и организацию) и написанием собственных богословских трактатов. Однако император хорошо понимал, что именно в христианской вере ромеев их сила. Тогда была сформулирована знаменитая идея "симфонии Царства и Священства" - союза церкви и государства как гарантии мира - Империи.
В 543 г. Юстиниан написал трактат, осуждающий учение мистика, аскета и богослова III в. Оригена, отрицающее вечные муки грешников. Однако главное внимание император уделял преодолению раскола православных и монофизитов. Конфликт этот вот уже более 100 лет терзал Церковь. В 451 г. IV Вселенский собор в Халкидоне осудил монофизитов. Богословский спор был осложнён соперничеством между влиятельными центрами православия на Востоке - Александрией, Антиохией и Константинополем. Раскол между сторонниками Халкидонского собора и его противниками (православными и монофизитами) в царствование Юстиниана I принял особую остроту, так как монофизиты создали свою отдельную церковную иерархию. В 541 г. начинается деятельность известного монофизита Якова Барадея, который в одежде нищего обошёл все страны, населённые монофизитами, и восстановил монофизитскую церковь на Востоке. Религиозный конфликт осложнился национальным: греки и римляне, считавшие себя правящим народом в империи ромеев, были преимущественно православными, а копты и многие арабы - монофизитами. Для империи это было тем более опасно, что богатейшие провинции - Египет и Сирия - давали огромные суммы в казну и от поддержки правительства торгово-ремесленными кругами этих областей многое зависело. Пока была жива Феодора, она помогала смягчать конфликт, покровительствуя монофизитам, несмотря на нарекания православного духовенства, но в 548 г. императрица умерла. Юстиниан решил вынести вопрос о примирении с монофизитами на V Вселенский собор. Замысел императора сводился к тому, чтобы сгладить конфликт путём осуждения учения врагов монофизитов - Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Фёдора Мопсуэтского (так называемые "три главы"). Сложность состояла в том, что все они умерли в мире с Церковью. Можно ли осуждать умерших? После долгих колебаний Юстиниан решил, что можно, но с его решением не согласились Папа римский Вигилий и подавляющее большинство западных епископов. Император вывез Папу в Константинополь, держал его чуть ли не под домашним арестом, пытаясь добиться согласия под нажимом. После долгой борьбы и колебаний Вигилий сдался. В 553 г. V Вселенский собор в Константинополе осудил "три главы". Папа не участвовал в работе собора, ссылаясь на недомогание, и пытался противодействовать его решениям, но в конце концов всё же подписал их. В истории этого собора следует различать его религиозный смысл, заключающийся в торжестве православного догмата о том, что божественная и человеческая природа соединены в Христе не-слиянно и нераздельно, и политические интриги, которые его сопровождали. Прямая цель Юстиниана не была достигнута: примирения с монофи-зитами не наступило, и чуть было не произошёл разрыв с западными епископами, недовольными решениями собора. Однако этот собор сыграл большую роль в духовной консолидации Православной Церкви, а это было крайне важно и в то время, и для последующих эпох. Время правления Юстиниана I было периодом религиозного подъёма. Именно в это время получила развитие церковная поэзия, написанная простым языком, одним из виднейших представителей которой был Роман Сладкопевец. Это была эпоха расцвета палестинского монашества, время Иоанна Лествичника и Исаака Сирина.
Произошёл перелом и в политических делах. В 552 г. Юстиниан снарядил новую армию для похода в Италию. На этот раз она отправилась сухопутной дорогой через Далмацию под командованием евнуха Нарсеса, храброго полководца и хитрого политика. В решающем сражении конница Тотилы атаковала войска Нарсеса, построенные полумесяцем, попала под перекрёстный обстрел лучников с флангов, обратилась в бегство и смяла свою же пехоту. Тотила был тяжело ранен и умер. В течение года византийская армия восстановила своё господство над всей Италией, а ещё через год Нарсес остановил и уничтожил полчища лангобардов, хлынувших на полуостров.
Италия была спасена от страшного разграбления. В 554 г. Юстиниан продолжил завоевания в Западном Средиземноморье, попытавшись захватить Испанию. Полностью этого сделать не удалось, но небольшая область на юго-востоке страны и Гибралтарский пролив перешли под господство Византии. Средиземное море вновь стало "Римским озером". В 555г. имперские войска разгромили огромное персидское войско в Лазике. Хосров I подписал сначала перемирие на шесть лет, а потом и мир. Удалось справиться и со славянской угрозой: Юстиниан I заключил союз с кочевниками-аварами, которые взяли на себя охрану дунайской границы империи и борьбу со славянами. В 558 г. этот договор вступил в силу. Для империи ромеев наступил долгожданный мир.
Последние годы правления Юстиниана I (559- 565 гг.) прошли спокойно. Финансы империи, ослабленные четвертьвековой борьбой и страшной эпидемией, восстанавливались, страна залечивала раны. 84-летний император не оставлял своих богословских занятий и надежд покончить с расколом в Церкви. Он даже написал близкий по духу монофизитам трактат о нетленности тела Христа. За сопротивление новым взглядам императора в ссылке оказались константинопольский патриарх и многие епископы. Юстиниан I одновременно был продолжателем традиций ранних христиан и наследником языческих кесарей. С одной стороны, он боролся против того, чтобы в Церкви были активны только священники, а миряне оставались лишь зрителями, с другой - постоянно вмешивался в церковные дела, смещая епископов по своему усмотрению. Юстиниан проводил реформы в духе евангельских заповедей - помогал бедным, облегчал положение рабов и колонов, восстанавливал города - и одновременно подвергал население жестокому налоговому гнёту. Пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог уничтожить продажность и злоупотребления чиновников. Его попытки восстановить мир и стабильность на территории Византийской империи обернулись реками крови. И всё же, несмотря ни на что, империя Юстиниана была оазисом цивилизации в окружении языческих и варварских государств и поражала воображение современников.
Значение деяний великого императора выходит далеко за рамки его времени. Укрепление позиции Церкви, идейная и духовная консолидация православия сыграли огромную роль для становления средневекового общества. Кодекс императора Юстиниана I стал основой европейского права последующих веков.
Достарыңызбен бөлісу: |