3 КУРС
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Антигегелевская критическая волна
в европейской философии второй половины XIX века.
Становление иррационалистической тенденции в современной философии.
Реализм Иоганна Фридриха Гербарта. Единство бытия и множественность познания. Психология и теология Гербарта.
Метафизика Артура Шопенгауэра: мир как воля и представление, закон достаточного основания. Предмет философии. Натурфилософия. «Идеи» как объект искусства. Детерминизм и проблема свободы воли. Критика истории и исторического сознания. Критика Шопенгауэром панлогистской философской установки. Диссертация "О четверояком корне достаточного основания" (1813 г.) и ее роль в определении философской позиции Шопенгауэра. Эволюция его взглядов. Главный труд Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1818) и его основные идеи. Трансцендентализм Шопенгауэра, его сходство и различие по сравнению с кантовским. Проблема "вещи-в-себе". Критика Шопенгауэром философии И.Фихте. Содержание понятия "действительности" у Шопенгауэра и Гегеля. "Бытие, не имеющее основания". "Тело" в роли средства постижения действительности. "Воля" и "тело". Понятие чистой воли. Позитивное и негативное; "Ничто" в философской концепции Шопенгауэра. Эстетическая и этическая концепции Шопенгауэра. Роль страдания в жизни. Отрицание воли к жизни. Освободительная сила искусства и ее границы. Квиетизм и аскеза в этике Шопенгауэра. Пессимизм как мировоззренческая позиция. Влияние Шопенгауэра на последующее развитие западной философии и культуры в целом.
Экзистенциальная диалектика Сёрена Кьеркегора: учение о «стадиях жизни», «моральная диалектика» как средство самоопределения человека. Борьба Кьеркегора с гегелевской философией. Религиозный пафос Кьеркегора. Антитеза «экзистенции» и «системы» у С. Кьеркегора. Тезис о неприменимости научного метода в самопознании человека. Идея восходящего движения к «подлинному существованию». Выбор как принципиальная определенность индивидуального существования. Принцип развертывания экзистенциального мышления в сфере бытия. Зависимость человеческой реальности от реальности иного типа. Экзистенциализм как онтология. Критика Кьеркегором "эссенциализма" в философии и гегелевского панлогизма. Основные понятия и принципы его философии: действительность, экзистенция, индивидуация, интерес. Связь Бытия и Ничто. Тезис о субъективности истины. Свобода выбора и ее фундаментальное значение в жизни. Эстетическое, этическое, экзистенциальное. Понятие страха. Соотношение разума и веры.
Тема 2. Марксизм и его историческая роль. Историософия франкфуртской школы.
Предпосылки возникновения философии марксизма: Клод Анри Сен-Симон, Пьер Жозеф Прудон. Философия К. Маркса. Диамат Ф. Энгельса. К. Маркс и Ф. Энгельс; специфика их критики Гегеля. "Коренной переворот в философии" и понимание предмета, метода и задач философии. "Основной вопрос философии". Понятие материи. Маркс и Энгельс о соотношении философии и естествознания. Марксистский вариант "поворота к субъективности". Трактовка человека как "предметного существа" и ее гегелевские истоки. Труд как "субстанция" предметного бытия. Концепция отчуждения. История как "подлинная наука о человеке. Исторический материализм в роли "первой метафизики". Категория практики и ее роль в марксистской философии. Социально-политические аспекты марксизма: учение о государстве, революции, классовой борьбе, исторической миссии пролетариата, партии, диктатуре пролетариата.
Франкфуртская школа. Возникновение, развитие и программа франкфуртской школы, Теодор Адорно и «Негативная диалектика», Макс Хоркхаймер и теория инструментального разума, Герберт Маркузе и «великий отказ».
Тема 3. Позитивизм, эмпириокритицизм и инструментализм.
Исторические условия и идейные предпосылки формирования позитивистских идей. Специфика "позитивного метода" как оппозиции традиционной философской (метафизической) рефлексии. Понятие действительности в позитивизме и проблема основ бытия и знания. Позитивизм как мировоззренческая установка "опытного" естествознания и науки в целом при переходе к индустриальному обществу. Изменение места естествознания и технических сведений в иерархии знаний, трансформация представлений о назначении науки и ее методах. Эксперимент, наблюдение, работа над источниками как "последнее основание" любого положительного знания. Трактовка законов как "устойчивых фактов". Принцип относительности знания и новое понимание истины; проблема достоверности знания. Классификация знаний как проблема; принципы, лежащие в основе контовской классификации наук.
Огюст Конт. Программа «позитивной философии». Предмет науки и предмет «позитивной философии», позитивизм и наука. Классификация наук и основные принципы познания Конта. «Закон трех стадий развития человеческого духа» Конта как универсальный закон истории. Возникновение социологии; социология в системе наук. Социальная философия и социология как «позитивная» наука. Критерии научности. Общество как предмет социологии. Конт о социальной статике и социальной динамике. Порядок и прогресс. Идея синтетической истории человечества. «Позитивная политика» и проект «религии человечества» Конта. Антиредукционизм Конта и его оппозиция идеалу систематичности: единство наук в виде "энциклопедии". Конт и французские энциклопедисты. Философия как "теория науки". Философско-методологический смысл "великого основного закона". Трактовка Контом классической метафизики как "негативной философии". "Установка на имманентность" в качестве главной черты позитивной науки. "Закон подчинения воображения наблюдению" и его мировоззренческий смысл. Контовская концепция самопознания и состав "наук о духе"; социология в роли базисной науки о человеке.
Логика позитивного исследования Джона Стюарта Милля. Утилитаризм, эвдемонизм и общественный прогресс. Психологизация общественной реальности в концепции «наук о духе» Милля. Общефилософские (мировоззренческие) предпосылки индуктивного метода. Определение и обоснование. Критика Миллем "догматического эмпиризма". Место гипотезы и закона в миллевских представлениях о научном знании. "Принцип непрерывности" как закон бытия. "Закон сознания" как принцип бытия. Теория знаков. Психология как субститут метафизики. Место социологии в системе знаний. Факты и социальные факты. "Логика моральных наук" Милля и отношение этих наук к естествознанию.
Эволюционизм и «феноменалистская» теория познания Герберта Спенсера. Эволюция и прогресс, направленность эволюции. Универсальные законы и механизмы эволюции в природе и обществе. Органическая теория общества Спенсера. Законы дифференциации и интеграции в социальных системах. Теория организаций. Историческая типология обществ. Спенсеровские представления об эволюции и их отношение к дарвинизму. Специфика спенсеровской классификации наук по сравнению с контовской. Его редукционистские установки. Концепция непознаваемого. Отношение науки и религии. Специфика учения Спенсера об обществе и ее биологизаторские тенденции. Место позитивизма в истории философии. Социально-культурные и естественнонаучные условия возникновения и распространения эмпириокритицизма. Новая гносеолого-методологическая проблематика и кризис механистического редукционизма.
«Второй позитивизм»: радикальный эмпиризм Эрнста Маха, идеи «Критики чистого опыта» Рихарда Авенариуса. Специфика эмпириокритицизма по отношению к "первому" позитивизму в трактовке источников и содержания знания. Проблема первоначала и поиска очевидного. Критика "дуализма". Онтологическая концепция Авенариуса: жизнь как целостность; биологическая экономика; жизненный максимум сохранения; принцип устойчивости; принцип наименьшей меры силы; учение об элементах мира. Представления Авенариуса о познавательном процессе: предпосылочность знания и поиски первоначала; перцепция и апперцепция; чистый опыт; "родовая травма" и "естественное понятие мира"; мир как "центральное представление" и "абсолютный предрассудок"; проблемы и депроблематизация; соотношение представления и понятия. Отношение биопсихологической теории познания Авенариуса к современным ему психофизиологическим концепциям (И. Гербарт, И. Мюллер, Г.Штейнталь). Учение об интроекции и способах ее преодоления как аргумент в критике "психологизма" и идеализма. Концепция опыта Э. Маха. "Нейтральный монизм"; критика "наивного субъективизма" и "субстанционалистской метафизики". Учение об "элементах мира". Роль памяти в организации временной непрерывности опыта. Гносеологическая функция "имени" и ее мировоззренческие следствия. Понятие как синтез. Антитеоретические установки Маха. Физический идеализм как прикладной эмпириокритицизм. Место эмпириокритицизма в истории западной философии.
Критика позитивизма и конвенционализм Анри Пуанкаре и Пьера Дюгема.
Тема 4. Неокантианство и "историческая школа".
Проблема феномена культуры и исторического бытия человека.
Проблематика исследований, направления и основные представители. Неокантианство как попытка "негегелевского" синтеза философии с наукой; философия как методология и теория познания. "Теория познания" (Э.Целлер) как ответ немецкой философии на англо-французский позитивизм. Отличия неокантианской трактовки познавательных процессов от эмпириокритической. Раннее неокантианство - синтез критицизма с конструктивизмом. Г.Гельмгольц (1821-1894) о механизмах познания и его теория иероглифов. Формирование исследовательской программы неокантианского движения: О. Либман и лозунг "Назад к Канту!" Неокантианство и Кант.
Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Герман Коген); критика эмпиризма и метафизики; понятие субстанции и функции; «философия символических форм» Эрнста Кассирера. Г. Коген (1842-1919) и его трактовка познавательных процессов: ощущения и конструирование предметов познания (данное и заданное); проблема научного факта, трансцендентализм, критика понятия "вещь-в-себе". Отказ от абсолютного априори Канта и понятие исторического априори. Антииндуктивистская трактовка абстракции. Математика как образец и основа научного познания. Критика "вещизма" и субстанциализма. Э.Кассирер (1874-1945) и его место в неокантианском движении. Его эволюция от "марбургского" варианта неокантианского учения к философской антропологии и концепции символической культуры. Понятие символа и его отличие от знака. Трактовка науки и ее фактов как системы символов. Идея возможного. "Символическая вселенная". Культурный плюрализм как характеристика человеческого бытия. Учение об универсальных символических формах (миф, религия, язык).
Вильгельм Дильтей и его концепция исторической действительности. Теория познания как логика исследования. Анализ Дильтеем закона достаточного основания и принципа причинности; выявление их границ в мышлении и действительности. Критика "логического идеала метафизики" и его основания - "формулы корреспонденции" мышления и бытия. "Поворот к сознанию" и описательная психология в роли основы наук о духе. Духовное как "действительное"; учение о непосредственном обладании духовными фактами; единство переживаемого и переживания в потоке жизни. Конституирование исторического процесса. Психическая структура и ее постижение. Соотношение части и целого в процессе постижения духовного бытия. Герменевтический круг. Роль эстетического начала в духовном опыте. Вильгельм Дильтей о жизни и «исторической жизни». Понятие «историчности». «Объективации жизни»: переживание и выражение (значение). Психологизация исторической реальности. Описательная психология и герменевтика. «Науки о природе» и «науки о духе». Программа «наук о духе». Типология мировоззрений. Проект «Критики исторического разума» и историзм В. Дильтея.
Баденская школа неокантианства (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт). Проблемы методологии естественно-научного и исторического познания, обоснование дуализма номотетического (генерализующего) и идеографического (индивидуализирующего) методов. Философия ценностей; ценности и нормативное сознание как предмет философии. Философия культуры и философия истории. Предметный подход и два метода научного познания. Вильгельм Виндельбанд: отличие наук номотетических от наук идеографических. Г. Риккерт (1863-1936), его критика субъективизма и солипсизма. Теория образования понятий и границы естественнонаучных методов познания. Учение о соотношении физического и психологического, понятие эмпирической действительности. Проблема различия природного и духовного и соотношение наук о природе и наук о духе. История как "подлинная наука о действительном". Понятие индивида культуры и экземпляризация исторического развития. Категория ценности, ее роль в неокантианском учении о науках, о духе, ее истоки в "теории значения" Р. Лотце и когеновских разработках кантианской теории опыта. Этическая концепция неокантианства и "этический социализм".
Философия трагедии Георга Зиммеля: трансцендентность жизни и индивидуальный закон существования. Философия культуры: жизнь и культура. Зиммель о конфликте современной культуры. Проблемы философии истории. Философские основания теоретической социологии Зиммеля. Социология как наука о «бытии-обществом», о формах общественности. Зиммель о «формальной» и «философской» социологии.
Освальд Шпенглер и его концепция замкнутых культурных циклов. Культура как организм. Смысл понятия "душа культуры". Причинность и судьба. Аполлоновская, магическая и фаустовская культуры. Культура и цивилизация. Мифология и физиогномика. Критика Шпенглером европоцентризма. Анализ кризиса европейской цивилизации в книге "Untergang des Abendlandes" (русский перевод - "Закат Европы"). Его философия техники. Шпенглер и "прусский социализм". Аполлоновская, фаустовская и магическая душа в «Закате Европы» О. Шпенглера.
Методология социально-исторических наук Макса Вебера. «Наукоучение», вопрос «соотнесения с ценностями», теория «идеального типа», объективная возможность и неравноценность причин исторических событий, «воздержание от оценки». «Протестантская этика и дух капитализма». «Расколдование» мира и вера как «жертвоприношение» интеллекта.
Тема 5. "Философия жизни" и конец эпохи классического философского рационализма.
Cоциальные и гносеологические истоки "философии жизни"; смысл этого термина. Философия Фридриха Ницше. Три периода творчества, основные произведения. «Рождение трагедии из духа музыки»: «апполоническое» и «дионисийское» начала мира; трагическое мироощущение; искусство как способ постижения мира. Философия «свободных умов». Программа «переоценки всех ценностей». «Смерть бога», «имморализм» и критика морали. Диагностика европейского нигилизма. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». Идея «вечного возвращения». Судьба философии Ницше. Радикализация критической установки в европейской философии в отношении идей Просвещения и классического рационалистического идеализма. "Переоценка всех ценностей". Отношение Ницше к истории. "Аполлоновское" и "дионисовское" начала античной культуры. Позитивное и негативное в бытии: содержательная инверсия этих понятий у Ницше. Смысл тезиса о "совершенной позитивности мира", учение Ницше о познании, о роли и назначении науки, об истине. Его трактовка позитивизма как прообраза нигилизма. "Европейский нигилизм" как феномен, связанный с метафизической традицией и как историческое явление. Значение христианско-этической интерпретации мира в подготовке европейского нигилизма. Логос и Этос: отношение между бытием и ценностью. Отношение Ницше к христианству. Тезис о "смерти Бога" и истоки европейского нигилизма. "Инстинкт слабости" и обесценение ценностей. Смысл бытия как "покров бытия". Жизнь внутри становления. Идея "вечного возвращения". Бытие как ценность. Бытие сущего как "перспектива". Концепция Сверхчеловека; сверхчеловек как "человек перехода". Социально - политические взгляды Ницше. Его отношение к буржуазному обществу, к идеям социализма и историческим перспективам европейской цивилизации.
Спиритуализм Анри Бергсона. Пространственное время и время как длительность. Материя и память. Жизненный порыв и творческая эволюция. Инстинкт разум и интуиция. Река жизни. Закрытое общество и открытое общество. Статическая религия и динамическая религия. Его учение о творческой эволюции жизненном порыве. Два русла жизненного порыва: инстинкт и интеллект. Критика рационализма и учение об интуиции. Социальная концепция Бергсона; два источника морали и религии. Понятия закрытого и открытого общества. Причины влияния идей Бергсона на западную эстетику и культуру в целом.
Тема 6. Прагматизм - американский вариант
синтеза философского наследия Европы.
Особенности социальной и культурной ситуации в Сев. Америке XIX столетия и их выражение в философских концепциях. Антитеза формально-умозрительного и содержательно-практического основания знания. Проблема значения понятий (Чарлз Сандерс Пирс), интерпретация истины как полезности (Уильям Джемс), обоснование рациональности как целесообразности (Джон Дьюи) в классическом американском прагматизме. Прагматизм как «философия действия».
Ч. Пирс - основатель школы прагматизма. Массачусетский метафизический клуб. Критика Пирсом картезианского принципа универсального сомнения. Проблема соотношения веры и действия. Пирс о функциях и задачах мышления. "Принцип прагматизма". Соотношение науки и религии. Пирсова концепция истины и его теория значения.
Популяризация и развитие идей прагматизма У. Джемсом. Радикальный эмпиризм и "плюралистическая Вселенная". Разработка Джемсом прагматистской концепции истины и его трактовка "принципа Пирса". Прагматизм, европейский позитивизм и философия жизни.
"Инструментализм" Д. Дьюи. "Реконструкция философии" и переход от "проблем философии" и "человеческим проблемам". Понятие опыта и его виды. Специфика трактовки Дьюи "принципа Пирса". Инструментальная логика как теория исследования. Понятие проблемной ситуации. Научные понятия в роли инструментов. Попытки применения прагматистской концепции для решения социальных проблем. Педагогика Дьюи.
Тема 7. Феноменология, философская антропология и экзистенциализм.
Феноменология Эдмунда Гуссерля и его школы. Критика Гуссерлем оснований традиционной идеализации (психологизма, историцизма). Интенциональность как принцип взаимосвязи и предметного мира. Движение к предметам в качестве воссоздания непосредственно смыслового поля значений между сознанием и предметами. Метод феноменологической редукции как метод определения смыслового модуса сознания. Процедура, ступени и правила феноменологической редукции: ее категориальный состав. Теоретические истоки его феноменологического метода. Критика психологизма в логике и попытка построить феноменологию как строгую науку. Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции. "Чистое Я" и его структура. Понятие истины. Эволюция взглядов Гуссерля. "Картезианские размышления" и "Кризис европейских наук". Понятие "жизненного мира" и критика традиционного рационализма и объективизма. Феноменологический метод применительно к частнонаучным исследованиям (в психиатрии, психологии, социологии, истории и т.д.).
Философская антропология как философское учение о природе и сущности человека, философская антропология и гуманистическая традиция в истории философии. Макс Шелер основатель философской антропологии XX века. Переживание ценностей как космический акт. Становление человека как религиозно-духовного существа. Историчность культурного бытия человека.
Экзистенциализм в западной философии. Кризис западного цивилизационного самосознания периода мировых войн начала—середины XX в. Основные измерения человеческого существования (бытие, время, гуманность, свобода и др.) как философская проблема.
Экзистенциализм Карла Ясперса. Отрицание научно-рационалистического содержания философии. Недетерминированность философии рамками определенного предмета и метода; принцип философствования. Философия как «высвечивание» экзистенции и способ приближения человека к трансценденции Принцип безусловного бытия, непознаваемого научными методами, но имманентного сознанию. Метафизическая фантазия как принцип рассудка и прочтения шифров трансценденции. Ценности философской веры. Коммуникация как смысл философствования. Принцип «осевого времени» как основы подлинной человеческой истории. Критика позитивизма и идеализма. Мир и экзистенция. Проблемы свободы. Разум, экзистенция и "объемлющее". Коммуникация. Проблема истины. Трансцендентное и религия. Социально-политические взгляды Ясперса. Философия и политика. Диагноз современной эпохи. Понятие метафизической вины. Философия истории. Ясперс как историк философии.
Экзистенциализм Мартина Хайдеггера. Отказ от оснований и принципов картезианского рационализма. Применение феноменологического метода для деструкции традиционного (исторического) разума и выявления онтологических предпосылок человеческого существования. «Поворот» Хайдеггера к осмыслению истинности свободы человеческого существа. Основные измерения бытия. Вещь как творческая сущность, несводимая к предмету. Язык мысли и поэзии; «зов мира», человек как «пастух бытия». "Фундаментальная онтология" М.Хайдеггера. Трансформация феноменологического метода, движение от феноменологии к экзистенциализму и герменевтике. Вопрос о "смысле бытия". Бытие и сущее. Аналитика Dasein. Бытие вещей и человеческое бытие. Основные экзистенциалы: бытие-в-мире; наличное и сподручное. Мир как "пространство возможного". Совместное бытие. Man - диктатура публичности. Подлинное и неподлинное бытие. Заброшенность и проект как характеристики человеческого бытия. Понятие страха и его роль в концепци Хайдеггера. Забота, время и временность. Конечность и историчность. Бытие-к-смерти. "Поздний" Хайдеггер: проблемы нигилизма и гуманизма, "деструкция метафизики", язык как "дом бытия", философия техники, "мистическое".
Экзистенциализм Жана-Поля Сартра. Основные понятия феноменологической онтологии Сартра. Смысл Ничто. Соотношение существования и сущности. Концепция свободы. Атеизм Сартра, его этическое учение и его трактовка гуманизма. Философская и политическая эволюция Сартра. "Критика диалектического разума" и отход от экзистенциализма. Сартр и марксизм. Сартр как идеолог молодежного движения 1968-1980 гг. Поиск сферы «собственного сознания» как трансцендентальной сферы свободы, условия и абсолютного источника экзистенции. Воображение как средство полагания сознанием несуществующего. Суверенность сознания, смысл, структура и онтологический статус личности. Принцип субъективности как «сознание сознания» и в качестве источника всех значений опыта. Свобода, выбор, «случайность бытия». Человек как фактичность и трансцендирование, как проект бытия. Специфичность человеческого существования как принципиальной неполноты и самосознательности. Идея «Другого». Понятие «экзистенциальной тоски».
Морис Мерло-Понти: отношение сознания и тела, человека и мира. Обусловленная свобода.
Альбер Камю: проблемы смысла жизни, понятие абсурда, позиция "героического пессимизма". "Бунтующий человек" и социальный смысл концепции Камю. Самоощущение человека как «постороннего» отчужденному миру. Абсурд в качестве ясного разума, констатирующего свои пределы. Преодоление абсурда индивидуалистическим бунтом и достижение «истины человека». «Метафизический», «исторический» и художественный виды бунта. Искусство как источник конечной перспективы содержания бунта. Идеал универсальной коммуникации: красота и свобода.
Тема 8. Аналитическая философия.
Позитивистская традиция и аналитическая философия. Основные этапы развития аналитической философии: логический атомизм, логический позитивизм, лингвистическая философия. Становление третьего позитивизма (неопозитивизма) и его программы. Понятие аналитической философии и классический рационализм. Исторические корни современного философского анализа.
Логический атомизм Бертрана Рассела: высказывания естественного языка как исходные единицы анализа. "Ранний" Б. Рассел: философия как логический анализ языка, теория отношений, теория дескрипций, семантические и теоретико-множественные парадоксы, теория типов. Неореалистическая эпистемология Рассела: трактовка физических объектов как конструкций из чувственных данных. Проблема статуса универсалий. Логический атомизм и плюралистическая онтология.
Людвиг Витгенштейн и язык как деятельность. Витгенштейн о философии как «логическом анализе» различных способов выражения действительности (наука, искусство, мистическое созерцание как целое) с целью получения осмысленного результата (значения). Продолжение логицистской и лингвистической традиций анализа в логическом позитивизме «Венского кружка». Анализ как прояснение лингвистических и логике - методологических проблем науки. Аналитические процедуры феноменализма и физикализма, идея «базисных предложений». Теоретические трудности программы редукции языка. Соотношение мышления, языка и реальности в философии "раннего" Витгенштейна. Объект, факт, субстанция в "Логико-философском трактате". Теория имен. Предложение как "модель факта". Знаки и символы. "Метафизика" в трактовке Витгенштейна и ее статус. Эволюция взглядов Витгенштейна на роль метафизики в научном познании. Философия как "деятельность". "Мистическое" и мир фактов.
Тема 9. Психоанализ и структурализм.
Противоречия естественной и нравственной детерминации деятельности человека. Психоанализ как попытка методологического преодоления тупиков субъективизма (сциентизма) и иррационализма (интуитивизма). Место психоанализа в философии и социальном познании.
Три инстанции психического (Оно, Я, Сверх-Я), «принцип удовольствия» и «принцип реальности», внутрипсихические конфликты, сублимация, эдипов комплекс — как основные понятия в учении Зигмунда Фрейда. Метапсихология Фрейда и прикладной психоанализ. Учение Фрейда о человеке. Генеалогия морали и социальных институтов. Социальная философия и культурология Фрейда; проблема соотношения природного и культурного. Эрос и Танатос. Критика религии и современной цивилизации. Факторы неврозов; подавление и сублимация. Либидо и механизмы социального творчества. Трактовка религии, культуры, социального конфликта.
Развитие психоанализа в различных школах. Аналитическая психология Карла Густава Юнга, его учение об архетипах коллективного бессознательного. «Индивидуальная психология» Альфреда Адлера. Фрейдомарксизм Вильгельма Райха. Неофрейдизм Эриха Фромма. Критика Фроммом капитализма и концепция социальной терапии. Место психоанализа в современной философии и его отношение к экзистенциализму, марксизму, герменевтике.
Научно-теоретические предпосылки структурализма: структурная лингвистика, структурная социология, структурный подход в истории. Основные черты структурного метода и базовые понятия структурализма (обозначающее и обозначаемое, синхрония и диахрония, система и элемент). Порождающие структуры. Структурализм как новая трансцендентальная философия.
Клод Леви-Стросс и антропологический структурализм. Сверхрационализм. Мышление дикаря и логика мифа. Природа и культура. Учение об априорных несознаваемых структурах.
Ролан Барт: от литературной критики как выявления скрытых значений произведения к чтению как производству смысла текста.
Жак Лакан о возвращении к подлинному Фрейду и сходстве между структурами языка и механизмами действия бессознательного. Символическое рассмотрение субъекта как порядка. Реальное, вообажаемое и символическое.
Развитие установок структурализма Мишелем Фуко на основе истории культуры. Эпистема (способ бытия языка в культуре) в качестве теоретического объекта археологии знания. «Онтологический» статус структурного порядка, управляющего дискурсом. Замысел генеалогии современного индивида и его реализация в «интерпретативной аналитике» власти, истины и тела. Культура как знаковая система. Человек и анонимные системы. Границы рациональности западной культуры. Переход от "археологии" знания к его "генеалогии". Дикурсивные и недискурсивные условия формирования личности. Индивид и отношения власти.
Тема 10. Критический рационализм и неорационализм.
Критический рационализм Карла Поппера. Существование индукции. Генезис и проверка идей. Критерии фальсифицируемости. Правдоподобие и вероятность теорий. Прогресс науки. Логическая и методологическая фальсификация. Значимость и критикуемость метафизических теорий. Открытое общество и его враги. Трансформация неопозитивистской модели познавательного процесса. Реабилитация метафизики. Функции теории. Рост знания, соотношение эмпирического и теоретического. Концепция "третьего мира" (теоретические системы, научные проблемы, проблемные ситуации). Роль критических аргументов и состояние дискуссии в науке. Эпистемология как теория знания в противоположность теории познания. Эпистемология после К. Поппера. Томас Кун и структура научных революций. Имре Лакатос и методология программ научного исследования. Ларри Лаудан и методология исследовательских традиций. "Методологический анархизм" Поля Фейерабенда.
Тема 11. Философская герменевтика.
Историко-философские предшественники герменевтики (Ф. Шлейермахер, А. Шопенгауэр, В. Дильтей). Проблема герменевтического круга. М. Хайдеггер и его вариант герменевтической концепции.
Ганс Георг Гадамер и герменевтическая теория. Герменевтический круг. Предпонимание, предрассудки и инаковость текста. «История эффектов». Теория опыта. Понимание как универсальная проблема философии. Проблема исторического бытия и исторического времени. Предпонимание и предрассудки в интерпретации. Критика рационалистической традиции. Соотношение языка и реальности.
Герменевтика Эмилио Бетти. «Конфликт интерпретаций» Поля Рикёра. Луиджи Парейсон: личность как орган истины. Джанни Ваттимо: герменевтические предпосылки «дебольного» мышления.
Тема 12. Современная религиозная философия.
Роль религии в духовной жизни ХХ в. Основные разновидности религиозной философии христианства на современном этапе. Хосе Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры. Индивид и его обстоятельства. Поколения кумулятивные, полемические и решительные. Идеи и верования. Природа и развитие научного познания. Человек-масса. Принцип «жизненного разума» в экзистенциализме Х.Ортеги-и -Гассета. Критика картезианского рационализма; положение о субъекте как живущем, а не только познающем. Взаимоотношение человека и социального мира; «философская социология». Иррационализм Мигеля де Унамуно. Христианский неосократизм Габриеля Марселя. Ассиметрия верования и верификации. Проблема и метапроблема. Быть и иметь. Культ морального абсурда. Персонализм Эмманюэля Мунье.
Французская неосхоластика: Жак Маритен, Этьен Жильсон. Принцип гармонии веры и разума. Соотношение науки, философии и теологии. Основные категории неотомистской метафизики. Современные варианты креационизма. Доказательства бытия Бога. Гилеморфизм как ведущий принцип метафизики. Представление о познании, его видах и границах. Этика, проблемы добра и зла, свободы воли. Социальная доктрина. Неотомизм как интегрирующая философия для различных течений философской мысли. Неотомистская онтология: учение о «ступенях бытия» материального мира Ж. Маритена. Бог и мир в современной космологии и философия П. Тейяра де Шардена.
Мартин Бубер и диалогический принцип. Эммануэль Левинас и феноменология лика Другого.
2. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
-
Реализм Иоганна Фридриха Гербарта.
-
Философия С. Кьеркегора.
-
Философия А. Шопенгауэра.
-
Предтечи марксизма: К. А. Сен-Симон, П. Ж. Прудон.
-
Марксизм: его возникновение, развитие и историческая роль.
-
Историософия франкфуртской школы.
-
Позитивизм О. Конта. Предмет науки и предмет «позитивной философии», позитивизм и наука.
-
Г.Спенсер. Эволюция и прогресс. Органическая теория общества.
-
Дж. Милль. Утилитаризм, эвдемонизм и общественный прогресс.
-
Развитие позитивизма у Э.Маха и Р.Авенариуса.
-
Критика позитивизма и конвенционализм А. Пуанкаре и П. Дюгема.
-
Философия В. Дильтея. Понятие «историчности». Программа «наук о духе».
-
Марбургская школа неокантианства.
-
Баденская школа неокантианства.
-
Философия Г. Зиммеля.
-
Аполлоновская, фаустовская и магическая душа в «Закате Европы» О. Шпенглера.
-
Методология социально-исторических наук М. Вебера. «Протестантская этика и дух капитализма». «Расколдование» мира и вера как «жертвоприношение» интеллекта.
-
Философия жизни. Основные идеи. Философия Ф. Ницше.
-
Спиритуализм А. Бергсона.
-
Основная проблематика прагматизма. Философия Ч.Пирса.
-
Д. Дьюи. Обоснование рациональности как целесообразности.
-
У. Джеймс. Интерпретация истины как полезности.
-
Феноменология Э. Гуссерля.
-
Философская антропология М. Шелера.
-
Общая характеристика философии экзистенциализма. Философия М. Хайдеггера.
-
Философия истории К. Ясперса.
-
Экзистенциальная философия Ж-П. Сартра.
-
Проблема смысла человеческого существования А. Камю
-
Аналитическая философия. Основные идеи. Философия Б. Рассела.
-
Философские идеи Л. Витгенштейна.
-
Философская проблематика в психоанализе. Основные идеи З. Фрейда.
-
Аналитическая психология К. Г. Юнга. «Индивидуальная психология» А. Адлера.
-
Фрейдомарксизм В. Райха. Неофрейдизм Э. Фромма.
-
Философская проблематика в структурализме. К. Леви-Стросс и антропологический структурализм.
-
Ж. Лакан о сходстве между структурами языка и механизмами действия бессознательного.
-
Философия текста Р. Барта.
-
Развитие установок структурализма М. Фуко на основе истории культуры.
-
Критический рационализм К. Поппера.
-
Т. Кун и структура научных революций. И. Лакатос и методология программ научного исследования.
-
Л. Лаудан и методология исследовательских традиций. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда.
-
Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера.
-
Герменевтика Эмилио Бетти. «Конфликт интерпретаций» Поля Рикёра.
-
Л. Парейсон: личность как орган истины. Дж. Ваттимо: герменевтические предпосылки «дебольного» мышления.
-
Философия Х. Ортеги-и-Гассета.
-
Иррационализм Мигеля де Унамуно.
-
Христианский неосократизм Габриеля Марселя.
-
Персонализм Эмманюэля Мунье.
-
Философия П. Тейяра де Шардена.
-
Основная проблематика неотомизма. Философия Ж. Маритена. Философия Э. Жильсона.
-
Диалогический принцип М. Бубера.
-
Э. Левинас и феноменология лика Другого.
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ -
Богомолов А. С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1969.
-
Зотов А. Ф. Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века. М., 1988.
-
Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976.
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3,4. СПб., 1996-1997.
ПЕРВОИСТОЧНИКИ -
Винделъбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995
-
Дильтей В. Описательная психология. М., 1924, СПб., 1996.
-
Дильтей В. Наброски к «Критике исторического разума» // Вопросы философии. 1988. № 4
-
Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 5, 10
-
Зиммель Г. Избранное в 2-х т. М., 1996
-
Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1912, СПб., 1996.
-
Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1906.
-
Культурология XX века. Антология. М., 1995. (Работы В.Дильтея, В.Виндельбанда, Г. Зиммеля, Э. Кассирера, Т. Лессинга, Г. Риккерта)
-
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
-
Ницше Ф. Избранные произведения в 3-х т. Киев, 1994
-
Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1990., М., 1996.
-
Риккерт Г. Философия жизни. Пг., 1924
-
Спенсер Г. Основания социологии// Г.Спенсер. Соч. T.I. 1899
-
Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899
-
Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. СПб., 1992.
-
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992.
-
Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. М., 1992. В 2-х т.
-
Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
-
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1, 2. М., 1993.
-
Шпенглер О. Самосознание европейской культуры. М., 1991.
-
Энциклопедия философских наук. М., 1975.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА -
Вильгельм Дильтей. Два текста. М., 1995
-
Винделъбанд В. Философия в немецкой духовной жизни в XIX столетии. М., 1993., М., 1995.
-
Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998.
-
Гадамер X. Г. Истина и метод. М., 1988. Ч. 1, 2 (гл.1).
-
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984 (Очерки 3,4,5).
-
Каро Э. М. Пессимизм в XIX веке. М., 1893.
-
Каутский К. Экономическое учение К.Маркса. М., 1938.
-
Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1974.
-
Мир Кьеркегора. М., 1994.
-
Паульсен Ф. Шопенгауэр, Гамлет, Мефистофель. Три очерка из истории пессимизма. Киев, 1902.
-
Хайдеггер М. Европейский нигилизм // М.Хайдеггер. Время и бытие. М., 1993
-
Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни // Вильгельм Дильтей. Два текста. М., 1995
-
Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997
-
Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // М.Хайдеггер. Время и бытие. М., 1993
-
Хёсле В. Гении философии нового времени. М., 1992
-
Цертелев Л.Н. Современный пессимизм в Германии. Очерк нравственной философии Шопенгауэра и Гартмана. М., 1885
-
Чернов С. А. Субъект и субстанция. Трансцендентализм в философии науки. СПб., 1993
-
Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992
-
Шопенгауэр А. Критика кантовской философии // А.Шопенгауэр. О четверояком корне...Мир как воля и представление. В 2-х т. М., 1993. T.I
-
Шпет Г. Вильгельм Дильтей // Вильгельм Дильтей. Два текста. М., 1995
Достарыңызбен бөлісу: |