1. содержание дисциплины



Дата22.07.2016
өлшемі239.7 Kb.
#215700


3 КУРС

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Тема 1. Антигегелевская критическая волна

в европейской философии второй половины XIX века.

Становление иррационалистической тенденции в современной философии.
Реализм Иоганна Фридриха Гербарта. Единство бытия и множественность познания. Психология и теология Гербарта.

Метафизика Артура Шопенгауэра: мир как воля и представление, закон достаточного основания. Предмет философии. Натурфилософия. «Идеи» как объект искусства. Детерминизм и проблема свободы воли. Критика истории и исторического сознания. Критика Шопенгауэром панлогистской философской установки. Диссертация "О четверояком корне достаточного основания" (1813 г.) и ее роль в определении философской позиции Шопенгауэра. Эволюция его взглядов. Главный труд Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1818) и его основные идеи. Трансцендентализм Шопенгауэра, его сходство и различие по сравнению с кантовским. Проблема "вещи-в-себе". Критика Шопенгауэром философии И.Фихте. Содержание понятия "действительности" у Шопенгауэра и Гегеля. "Бытие, не имеющее основания". "Тело" в роли средства постижения действительности. "Воля" и "тело". Понятие чистой воли. Позитивное и негативное; "Ничто" в философской концепции Шопенгауэра. Эстетическая и этическая концепции Шопенгауэра. Роль страдания в жизни. Отрицание воли к жизни. Освободительная сила искусства и ее границы. Квиетизм и аскеза в этике Шопенгауэра. Пессимизм как мировоззренческая позиция. Влияние Шопенгауэра на последующее развитие западной философии и культуры в целом.

Экзистенциальная диалектика Сёрена Кьеркегора: учение о «стадиях жизни», «моральная диалектика» как средство самоопределения человека. Борьба Кьеркегора с гегелевской философией. Религиозный пафос Кьеркегора. Антитеза «экзистенции» и «системы» у С. Кьеркегора. Тезис о неприменимости научного метода в самопознании человека. Идея восходящего движения к «подлинному существованию». Выбор как принципиальная определенность индивидуального существования. Принцип развертывания экзистенциального мышления в сфере бытия. Зависимость человеческой реальности от реальности иного типа. Экзистенциализм как онтология. Критика Кьеркегором "эссенциализма" в философии и гегелевского панлогизма. Основные понятия и принципы его философии: действительность, экзистенция, индивидуация, интерес. Связь Бытия и Ничто. Тезис о субъективности истины. Свобода выбора и ее фундаментальное значение в жизни. Эстетическое, этическое, экзистенциальное. Понятие страха. Соотношение разума и веры.

Тема 2. Марксизм и его историческая роль. Историософия франкфуртской школы.
Предпосылки возникновения философии марксизма: Клод Анри Сен-Симон, Пьер Жозеф Прудон. Философия К. Маркса. Диамат Ф. Энгельса. К. Маркс и Ф. Энгельс; специфика их критики Гегеля. "Коренной переворот в философии" и понимание предмета, метода и задач философии. "Основной вопрос философии". Понятие материи. Маркс и Энгельс о соотношении философии и естествознания. Марксистский вариант "поворота к субъективности". Трактовка человека как "предметного существа" и ее гегелевские истоки. Труд как "субстанция" предметного бытия. Концепция отчуждения. История как "подлинная наука о человеке. Исторический материализм в роли "первой метафизики". Категория практики и ее роль в марксистской философии. Социально-политические аспекты марксизма: учение о государстве, революции, классовой борьбе, исторической миссии пролетариата, партии, диктатуре пролетариата.

Франкфуртская школа. Возникновение, развитие и программа франкфуртской школы, Теодор Адорно и «Негативная диалектика», Макс Хоркхаймер и теория инструментального разума, Герберт Маркузе и «великий отказ».


Тема 3. Позитивизм, эмпириокритицизм и инструментализм.
Исторические условия и идейные предпосылки формирования позитивистских идей. Специфика "позитивного метода" как оппозиции традиционной философской (метафизической) рефлексии. Понятие действительности в позитивизме и проблема основ бытия и знания. Позитивизм как мировоззренческая установка "опытного" естествознания и науки в целом при переходе к индустриальному обществу. Изменение места естествознания и технических сведений в иерархии знаний, трансформация представлений о назначении науки и ее методах. Эксперимент, наблюдение, работа над источниками как "последнее основание" любого положительного знания. Трактовка законов как "устойчивых фактов". Принцип относительности знания и новое понимание истины; проблема достоверности знания. Классификация знаний как проблема; принципы, лежащие в основе контовской классификации наук.

Огюст Конт. Программа «позитивной философии». Предмет науки и предмет «позитивной философии», позитивизм и наука. Классификация наук и основные принципы познания Конта. «Закон трех стадий развития человеческого духа» Конта как универсальный закон истории. Возникновение социологии; социология в системе наук. Социальная философия и социология как «позитивная» наука. Критерии научности. Общество как предмет социологии. Конт о социальной статике и социальной динамике. Порядок и прогресс. Идея синтетической истории человечества. «Позитивная политика» и проект «религии человечества» Конта. Антиредукционизм Конта и его оппозиция идеалу систематичности: единство наук в виде "энциклопедии". Конт и французские энциклопедисты. Философия как "теория науки". Философско-методологический смысл "великого основного закона". Трактовка Контом классической метафизики как "негативной философии". "Установка на имманентность" в качестве главной черты позитивной науки. "Закон подчинения воображения наблюдению" и его мировоззренческий смысл. Контовская концепция самопознания и состав "наук о духе"; социология в роли базисной науки о человеке.

Логика позитивного исследования Джона Стюарта Милля. Утилитаризм, эвдемонизм и общественный прогресс. Психологизация общественной реальности в концепции «наук о духе» Милля. Общефилософские (мировоззренческие) предпосылки индуктивного метода. Определение и обоснование. Критика Миллем "догматического эмпиризма". Место гипотезы и закона в миллевских представлениях о научном знании. "Принцип непрерывности" как закон бытия. "Закон сознания" как принцип бытия. Теория знаков. Психология как субститут метафизики. Место социологии в системе знаний. Факты и социальные факты. "Логика моральных наук" Милля и отношение этих наук к естествознанию.

Эволюционизм и «феноменалистская» теория познания Герберта Спенсера. Эволюция и прогресс, направленность эволюции. Универсальные законы и механизмы эволюции в природе и обществе. Органическая теория общества Спенсера. Законы дифференциации и интеграции в социальных системах. Теория организаций. Историческая типология обществ. Спенсеровские представления об эволюции и их отношение к дарвинизму. Специфика спенсеровской классификации наук по сравнению с контовской. Его редукционистские установки. Концепция непознаваемого. Отношение науки и религии. Специфика учения Спенсера об обществе и ее биологизаторские тенденции. Место позитивизма в истории философии. Социально-культурные и естественнонаучные условия возникновения и распространения эмпириокритицизма. Новая гносеолого-методологическая проблематика и кризис механистического редукционизма.

«Второй позитивизм»: радикальный эмпиризм Эрнста Маха, идеи «Критики чистого опыта» Рихарда Авенариуса. Специфика эмпириокритицизма по отношению к "первому" позитивизму в трактовке источников и содержания знания. Проблема первоначала и поиска очевидного. Критика "дуализма". Онтологическая концепция Авенариуса: жизнь как целостность; биологическая экономика; жизненный максимум сохранения; принцип устойчивости; принцип наименьшей меры силы; учение об элементах мира. Представления Авенариуса о познавательном процессе: предпосылочность знания и поиски первоначала; перцепция и апперцепция; чистый опыт; "родовая травма" и "естественное понятие мира"; мир как "центральное представление" и "абсолютный предрассудок"; проблемы и депроблематизация; соотношение представления и понятия. Отношение биопсихологической теории познания Авенариуса к современным ему психофизиологическим концепциям (И. Гербарт, И. Мюллер, Г.Штейнталь). Учение об интроекции и способах ее преодоления как аргумент в критике "психологизма" и идеализма. Концепция опыта Э. Маха. "Нейтральный монизм"; критика "наивного субъективизма" и "субстанционалистской метафизики". Учение об "элементах мира". Роль памяти в организации временной непрерывности опыта. Гносеологическая функция "имени" и ее мировоззренческие следствия. Понятие как синтез. Антитеоретические установки Маха. Физический идеализм как прикладной эмпириокритицизм. Место эмпириокритицизма в истории западной философии.



Критика позитивизма и конвенционализм Анри Пуанкаре и Пьера Дюгема.
Тема 4. Неокантианство и "историческая школа".

Проблема феномена культуры и исторического бытия человека.
Проблематика исследований, направления и основные представители. Неокантианство как попытка "негегелевского" синтеза философии с наукой; философия как методология и теория познания. "Теория познания" (Э.Целлер) как ответ немецкой философии на англо-французский позитивизм. Отличия неокантианской трактовки познавательных процессов от эмпириокритической. Раннее неокантианство - синтез критицизма с конструктивизмом. Г.Гельмгольц (1821-1894) о механизмах познания и его теория иероглифов. Формирование исследовательской программы неокантианского движения: О. Либман и лозунг "Назад к Канту!" Неокантианство и Кант.

Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Герман Коген); критика эмпиризма и метафизики; понятие субстанции и функции; «философия символических форм» Эрнста Кассирера. Г. Коген (1842-1919) и его трактовка познавательных процессов: ощущения и конструирование предметов познания (данное и заданное); проблема научного факта, трансцендентализм, критика понятия "вещь-в-себе". Отказ от абсолютного априори Канта и понятие исторического априори. Антииндуктивистская трактовка абстракции. Математика как образец и основа научного познания. Критика "вещизма" и субстанциализма. Э.Кассирер (1874-1945) и его место в неокантианском движении. Его эволюция от "марбургского" варианта неокантианского учения к философской антропологии и концепции символической культуры. Понятие символа и его отличие от знака. Трактовка науки и ее фактов как системы символов. Идея возможного. "Символическая вселенная". Культурный плюрализм как характеристика человеческого бытия. Учение об универсальных символических формах (миф, религия, язык).

Вильгельм Дильтей и его концепция исторической действительности. Теория познания как логика исследования. Анализ Дильтеем закона достаточного основания и принципа причинности; выявление их границ в мышлении и действительности. Критика "логического идеала метафизики" и его основания - "формулы корреспонденции" мышления и бытия. "Поворот к сознанию" и описательная психология в роли основы наук о духе. Духовное как "действительное"; учение о непосредственном обладании духовными фактами; единство переживаемого и переживания в потоке жизни. Конституирование исторического процесса. Психическая структура и ее постижение. Соотношение части и целого в процессе постижения духовного бытия. Герменевтический круг. Роль эстетического начала в духовном опыте. Вильгельм Дильтей о жизни и «исторической жизни». Понятие «историчности». «Объективации жизни»: переживание и выражение (значение). Психологизация исторической реальности. Описательная психология и герменевтика. «Науки о природе» и «науки о духе». Программа «наук о духе». Типология мировоззрений. Проект «Критики исторического разума» и историзм В. Дильтея.

Баденская школа неокантианства (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт). Проблемы методологии естественно-научного и исторического познания, обоснование дуализма номотетического (генерализующего) и идеографического (индивидуализирующего) методов. Философия ценностей; ценности и нормативное сознание как предмет философии. Философия культуры и философия истории. Предметный подход и два метода научного познания. Вильгельм Виндельбанд: отличие наук номотетических от наук идеографических. Г. Риккерт (1863-1936), его критика субъективизма и солипсизма. Теория образования понятий и границы естественнонаучных методов познания. Учение о соотношении физического и психологического, понятие эмпирической действительности. Проблема различия природного и духовного и соотношение наук о природе и наук о духе. История как "подлинная наука о действительном". Понятие индивида культуры и экземпляризация исторического развития. Категория ценности, ее роль в неокантианском учении о науках, о духе, ее истоки в "теории значения" Р. Лотце и когеновских разработках кантианской теории опыта. Этическая концепция неокантианства и "этический социализм".

Философия трагедии Георга Зиммеля: трансцендентность жизни и индивидуальный закон существования. Философия культуры: жизнь и культура. Зиммель о конфликте современной культуры. Проблемы философии истории. Философские основания теоретической социологии Зиммеля. Социология как наука о «бытии-обществом», о формах общественности. Зиммель о «формальной» и «философской» социологии.



Освальд Шпенглер и его концепция замкнутых культурных циклов. Культура как организм. Смысл понятия "душа культуры". Причинность и судьба. Аполлоновская, магическая и фаустовская культуры. Культура и цивилизация. Мифология и физиогномика. Критика Шпенглером европоцентризма. Анализ кризиса европейской цивилизации в книге "Untergang des Abendlandes" (русский перевод - "Закат Европы"). Его философия техники. Шпенглер и "прусский социализм". Аполлоновская, фаустовская и магическая душа в «Закате Европы» О. Шпенглера.

Методология социально-исторических наук Макса Вебера. «Наукоучение», вопрос «соотнесения с ценностями», теория «идеального типа», объективная возможность и неравноценность причин исторических событий, «воздержание от оценки». «Протестантская этика и дух капитализма». «Расколдование» мира и вера как «жертвоприношение» интеллекта.


Тема 5. "Философия жизни" и конец эпохи классического философского рационализма.

Cоциальные и гносеологические истоки "философии жизни"; смысл этого термина. Философия Фридриха Ницше. Три периода творчества, основные произведения. «Рождение трагедии из духа музыки»: «апполоническое» и «дионисийское» начала мира; трагическое мироощущение; искусство как способ постижения мира. Философия «свободных умов». Программа «переоценки всех ценностей». «Смерть бога», «имморализм» и критика морали. Диагностика европейского нигилизма. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». Идея «вечного возвращения». Судьба философии Ницше. Радикализация критической установки в европейской философии в отношении идей Просвещения и классического рационалистического идеализма. "Переоценка всех ценностей". Отношение Ницше к истории. "Аполлоновское" и "дионисовское" начала античной культуры. Позитивное и негативное в бытии: содержательная инверсия этих понятий у Ницше. Смысл тезиса о "совершенной позитивности мира", учение Ницше о познании, о роли и назначении науки, об истине. Его трактовка позитивизма как прообраза нигилизма. "Европейский нигилизм" как феномен, связанный с метафизической традицией и как историческое явление. Значение христианско-этической интерпретации мира в подготовке европейского нигилизма. Логос и Этос: отношение между бытием и ценностью. Отношение Ницше к христианству. Тезис о "смерти Бога" и истоки европейского нигилизма. "Инстинкт слабости" и обесценение ценностей. Смысл бытия как "покров бытия". Жизнь внутри становления. Идея "вечного возвращения". Бытие как ценность. Бытие сущего как "перспектива". Концепция Сверхчеловека; сверхчеловек как "человек перехода". Социально - политические взгляды Ницше. Его отношение к буржуазному обществу, к идеям социализма и историческим перспективам европейской цивилизации.

Спиритуализм Анри Бергсона. Пространственное время и время как длительность. Материя и память. Жизненный порыв и творческая эволюция. Инстинкт разум и интуиция. Река жизни. Закрытое общество и открытое общество. Статическая религия и динамическая религия. Его учение о творческой эволюции жизненном порыве. Два русла жизненного порыва: инстинкт и интеллект. Критика рационализма и учение об интуиции. Социальная концепция Бергсона; два источника морали и религии. Понятия закрытого и открытого общества. Причины влияния идей Бергсона на западную эстетику и культуру в целом.
Тема 6. Прагматизм - американский вариант

синтеза философского наследия Европы.
Особенности социальной и культурной ситуации в Сев. Америке XIX столетия и их выражение в философских концепциях. Антитеза формально-умозрительного и содержательно-практического основания знания. Проблема значения понятий (Чарлз Сандерс Пирс), интерпретация истины как полезности (Уильям Джемс), обоснование рациональности как целесообразности (Джон Дьюи) в классическом американском прагматизме. Прагматизм как «философия действия».

Ч. Пирс - основатель школы прагматизма. Массачусетский метафизический клуб. Критика Пирсом картезианского принципа универсального сомнения. Проблема соотношения веры и действия. Пирс о функциях и задачах мышления. "Принцип прагматизма". Соотношение науки и религии. Пирсова концепция истины и его теория значения.

Популяризация и развитие идей прагматизма У. Джемсом. Радикальный эмпиризм и "плюралистическая Вселенная". Разработка Джемсом прагматистской концепции истины и его трактовка "принципа Пирса". Прагматизм, европейский позитивизм и философия жизни.

"Инструментализм" Д. Дьюи. "Реконструкция философии" и переход от "проблем философии" и "человеческим проблемам". Понятие опыта и его виды. Специфика трактовки Дьюи "принципа Пирса". Инструментальная логика как теория исследования. Понятие проблемной ситуации. Научные понятия в роли инструментов. Попытки применения прагматистской концепции для решения социальных проблем. Педагогика Дьюи.


Тема 7. Феноменология, философская антропология и экзистенциализм.
Феноменология Эдмунда Гуссерля и его школы. Критика Гуссерлем оснований традиционной идеализации (психологизма, историцизма). Интенциональность как принцип взаимосвязи и предметного мира. Движение к предметам в качестве воссоздания непосредственно смыслового поля значений между сознанием и предметами. Метод феноменологической редукции как метод определения смыслового модуса сознания. Процедура, ступени и правила феноменологической редукции: ее категориальный состав. Теоретические истоки его феноменологического метода. Критика психологизма в логике и попытка построить феноменологию как строгую науку. Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции. "Чистое Я" и его структура. Понятие истины. Эволюция взглядов Гуссерля. "Картезианские размышления" и "Кризис европейских наук". Понятие "жизненного мира" и критика традиционного рационализма и объективизма. Феноменологический метод применительно к частнонаучным исследованиям (в психиатрии, психологии, социологии, истории и т.д.).

Философская антропология как философское учение о природе и сущности человека, философская антропология и гуманистическая традиция в истории философии. Макс Шелер основатель философской антропологии XX века. Переживание ценностей как космический акт. Становление человека как религиозно-духовного существа. Историчность культурного бытия человека.

Экзистенциализм в западной философии. Кризис западного цивилизационного самосознания периода мировых войн начала—середины XX в. Основные измерения человеческого существования (бытие, время, гуманность, свобода и др.) как философская проблема.

Экзистенциализм Карла Ясперса. Отрицание научно-рационалистического содержания философии. Недетерминированность философии рамками определенного предмета и метода; принцип философствования. Философия как «высвечивание» экзистенции и способ приближения человека к трансценденции Принцип безусловного бытия, непознаваемого научными методами, но имманентного сознанию. Метафизическая фантазия как принцип рассудка и прочтения шифров трансценденции. Ценности философской веры. Коммуникация как смысл философствования. Принцип «осевого времени» как основы подлинной человеческой истории. Критика позитивизма и идеализма. Мир и экзистенция. Проблемы свободы. Разум, экзистенция и "объемлющее". Коммуникация. Проблема истины. Трансцендентное и религия. Социально-политические взгляды Ясперса. Философия и политика. Диагноз современной эпохи. Понятие метафизической вины. Философия истории. Ясперс как историк философии.

Экзистенциализм Мартина Хайдеггера. Отказ от оснований и принципов картезианского рационализма. Применение феноменологического метода для деструкции традиционного (исторического) разума и выявления онтологических предпосылок человеческого существования. «Поворот» Хайдеггера к осмыслению истинности свободы человеческого существа. Основные измерения бытия. Вещь как творческая сущность, несводимая к предмету. Язык мысли и поэзии; «зов мира», человек как «пастух бытия». "Фундаментальная онтология" М.Хайдеггера. Трансформация феноменологического метода, движение от феноменологии к экзистенциализму и герменевтике. Вопрос о "смысле бытия". Бытие и сущее. Аналитика Dasein. Бытие вещей и человеческое бытие. Основные экзистенциалы: бытие-в-мире; наличное и сподручное. Мир как "пространство возможного". Совместное бытие. Man - диктатура публичности. Подлинное и неподлинное бытие. Заброшенность и проект как характеристики человеческого бытия. Понятие страха и его роль в концепци Хайдеггера. Забота, время и временность. Конечность и историчность. Бытие-к-смерти. "Поздний" Хайдеггер: проблемы нигилизма и гуманизма, "деструкция метафизики", язык как "дом бытия", философия техники, "мистическое".

Экзистенциализм Жана-Поля Сартра. Основные понятия феноменологической онтологии Сартра. Смысл Ничто. Соотношение существования и сущности. Концепция свободы. Атеизм Сартра, его этическое учение и его трактовка гуманизма. Философская и политическая эволюция Сартра. "Критика диалектического разума" и отход от экзистенциализма. Сартр и марксизм. Сартр как идеолог молодежного движения 1968-1980 гг. Поиск сферы «собственного сознания» как трансцендентальной сферы свободы, условия и абсолютного источника экзистенции. Воображение как средство полагания сознанием несуществующего. Суверенность сознания, смысл, структура и онтологический статус личности. Принцип субъективности как «сознание сознания» и в качестве источника всех значений опыта. Свобода, выбор, «случайность бытия». Человек как фактичность и трансцендирование, как проект бытия. Специфичность человеческого существования как принципиальной неполноты и самосознательности. Идея «Другого». Понятие «экзистенциальной тоски».



Морис Мерло-Понти: отношение сознания и тела, человека и мира. Обусловленная свобода.

Альбер Камю: проблемы смысла жизни, понятие абсурда, позиция "героического пессимизма". "Бунтующий человек" и социальный смысл концепции Камю. Самоощущение человека как «постороннего» отчужденному миру. Абсурд в качестве ясного разума, констатирующего свои пределы. Преодоление абсурда индивидуалистическим бунтом и достижение «истины человека». «Метафизический», «исторический» и художественный виды бунта. Искусство как источник конечной перспективы содержания бунта. Идеал универсальной коммуникации: красота и свобода.

Тема 8. Аналитическая философия.

Позитивистская традиция и аналитическая философия. Основные этапы развития аналитической философии: логический атомизм, логический позитивизм, лингвистическая философия. Становление третьего позитивизма (неопозитивизма) и его программы. Понятие аналитической философии и классический рационализм. Исторические корни современного философского анализа.

Логический атомизм Бертрана Рассела: высказывания естественного языка как исходные единицы анализа. "Ранний" Б. Рассел: философия как логический анализ языка, теория отношений, теория дескрипций, семантические и теоретико-множественные парадоксы, теория типов. Неореалистическая эпистемология Рассела: трактовка физических объектов как конструкций из чувственных данных. Проблема статуса универсалий. Логический атомизм и плюралистическая онтология.

Людвиг Витгенштейн и язык как деятельность. Витгенштейн о философии как «логическом анализе» различных способов выражения действительности (наука, искусство, мистическое созерцание как целое) с целью получения осмысленного результата (значения). Продолжение логицистской и лингвистической традиций анализа в логическом позитивизме «Венского кружка». Анализ как прояснение лингвистических и логике - методологических проблем науки. Аналитические процедуры феноменализма и физикализма, идея «базисных предложений». Теоретические трудности программы редукции языка. Соотношение мышления, языка и реальности в философии "раннего" Витгенштейна. Объект, факт, субстанция в "Логико-философском трактате". Теория имен. Предложение как "модель факта". Знаки и символы. "Метафизика" в трактовке Витгенштейна и ее статус. Эволюция взглядов Витгенштейна на роль метафизики в научном познании. Философия как "деятельность". "Мистическое" и мир фактов.
Тема 9. Психоанализ и структурализм.
Противоречия естественной и нравственной детерминации деятельности человека. Психоанализ как попытка методологического преодоления тупиков субъективизма (сциентизма) и иррационализма (интуитивизма). Место психоанализа в философии и социальном познании.

Три инстанции психического (Оно, Я, Сверх-Я), «принцип удовольствия» и «принцип реальности», внутрипсихические конфликты, сублимация, эдипов комплекс — как основные понятия в учении Зигмунда Фрейда. Метапсихология Фрейда и прикладной психоанализ. Учение Фрейда о человеке. Генеалогия морали и социальных институтов. Социальная философия и культурология Фрейда; проблема соотношения природного и культурного. Эрос и Танатос. Критика религии и современной цивилизации. Факторы неврозов; подавление и сублимация. Либидо и механизмы социального творчества. Трактовка религии, культуры, социального конфликта.

Развитие психоанализа в различных школах. Аналитическая психология Карла Густава Юнга, его учение об архетипах коллективного бессознательного. «Индивидуальная психология» Альфреда Адлера. Фрейдомарксизм Вильгельма Райха. Неофрейдизм Эриха Фромма. Критика Фроммом капитализма и концепция социальной терапии. Место психоанализа в современной философии и его отношение к экзистенциализму, марксизму, герменевтике.

Научно-теоретические предпосылки структурализма: структурная лингвистика, структурная социология, структурный подход в истории. Основные черты структурного метода и базовые понятия структурализма (обозначающее и обозначаемое, синхрония и диахрония, система и элемент). Порождающие структуры. Структурализм как новая трансцендентальная философия.



Клод Леви-Стросс и антропологический структурализм. Сверхрационализм. Мышление дикаря и логика мифа. Природа и культура. Учение об априорных несознаваемых структурах.

Ролан Барт: от литературной критики как выявления скрытых значений произведения к чтению как производству смысла текста.

Жак Лакан о возвращении к подлинному Фрейду и сходстве между структурами языка и механизмами действия бессознательного. Символическое рассмотрение субъекта как порядка. Реальное, вообажаемое и символическое.

Развитие установок структурализма Мишелем Фуко на основе истории культуры. Эпистема (способ бытия языка в культуре) в качестве теоретического объекта археологии знания. «Онтологический» статус структурного порядка, управляющего дискурсом. Замысел генеалогии современного индивида и его реализация в «интерпретативной аналитике» власти, истины и тела. Культура как знаковая система. Человек и анонимные системы. Границы рациональности западной культуры. Переход от "археологии" знания к его "генеалогии". Дикурсивные и недискурсивные условия формирования личности. Индивид и отношения власти.


Тема 10. Критический рационализм и неорационализм.
Критический рационализм Карла Поппера. Существование индукции. Генезис и проверка идей. Критерии фальсифицируемости. Правдоподобие и вероятность теорий. Прогресс науки. Логическая и методологическая фальсификация. Значимость и критикуемость метафизических теорий. Открытое общество и его враги. Трансформация неопозитивистской модели познавательного процесса. Реабилитация метафизики. Функции теории. Рост знания, соотношение эмпирического и теоретического. Концепция "третьего мира" (теоретические системы, научные проблемы, проблемные ситуации). Роль критических аргументов и состояние дискуссии в науке. Эпистемология как теория знания в противоположность теории познания. Эпистемология после К. Поппера. Томас Кун и структура научных революций. Имре Лакатос и методология программ научного исследования. Ларри Лаудан и методология исследовательских традиций. "Методологический анархизм" Поля Фейерабенда.
Тема 11. Философская герменевтика.
Историко-философские предшественники герменевтики (Ф. Шлейермахер, А. Шопенгауэр, В. Дильтей). Проблема герменевтического круга. М. Хайдеггер и его вариант герменевтической концепции.

Ганс Георг Гадамер и герменевтическая теория. Герменевтический круг. Предпонимание, предрассудки и инаковость текста. «История эффектов». Теория опыта. Понимание как универсальная проблема философии. Проблема исторического бытия и исторического времени. Предпонимание и предрассудки в интерпретации. Критика рационалистической традиции. Соотношение языка и реальности.

Герменевтика Эмилио Бетти. «Конфликт интерпретаций» Поля Рикёра. Луиджи Парейсон: личность как орган истины. Джанни Ваттимо: герменевтические предпосылки «дебольного» мышления.


Тема 12. Современная религиозная философия.

Роль религии в духовной жизни ХХ в. Основные разновидности религиозной философии христианства на современном этапе.
Хосе Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры. Индивид и его обстоятельства. Поколения кумулятивные, полемические и решительные. Идеи и верования. Природа и развитие научного познания. Человек-масса. Принцип «жизненного разума» в экзистенциализме Х.Ортеги-и -Гассета. Критика картезианского рационализма; положение о субъекте как живущем, а не только познающем. Взаимоотношение человека и социального мира; «философская социология».
Иррационализм Мигеля де Унамуно. Христианский неосократизм Габриеля Марселя. Ассиметрия верования и верификации. Проблема и метапроблема. Быть и иметь. Культ морального абсурда. Персонализм Эмманюэля Мунье.

Французская неосхоластика: Жак Маритен, Этьен Жильсон. Принцип гармонии веры и разума. Соотношение науки, философии и теологии. Основные категории неотомистской метафизики. Современные варианты креационизма. Доказательства бытия Бога. Гилеморфизм как ведущий принцип метафизики. Представление о познании, его видах и границах. Этика, проблемы добра и зла, свободы воли. Социальная доктрина. Неотомизм как интегрирующая философия для различных течений философской мысли. Неотомистская онтология: учение о «ступенях бытия» материального мира Ж. Маритена. Бог и мир в современной космологии и философия П. Тейяра де Шардена.

Мартин Бубер и диалогический принцип. Эммануэль Левинас и феноменология лика Другого.
2. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Реализм Иоганна Фридриха Гербарта.

  2. Философия С. Кьеркегора.

  3. Философия А. Шопенгауэра.

  4. Предтечи марксизма: К. А. Сен-Симон, П. Ж. Прудон.

  5. Марксизм: его возникновение, развитие и историческая роль.

  6. Историософия франкфуртской школы.

  7. Позитивизм О. Конта. Предмет науки и предмет «позитивной философии», позитивизм и наука.

  8. Г.Спенсер. Эволюция и прогресс. Органическая теория общества.

  9. Дж. Милль. Утилитаризм, эвдемонизм и общественный прогресс.

  10. Развитие позитивизма у Э.Маха и Р.Авенариуса.

  11. Критика позитивизма и конвенционализм А. Пуанкаре и П. Дюгема.

  12. Философия В. Дильтея. Понятие «историчности». Программа «наук о духе».

  13. Марбургская школа неокантианства.

  14. Баденская школа неокантианства.

  15. Философия Г. Зиммеля.

  16. Аполлоновская, фаустовская и магическая душа в «Закате Европы» О. Шпенглера.

  17. Методология социально-исторических наук М. Вебера. «Протестантская этика и дух капитализма». «Расколдование» мира и вера как «жертвоприношение» интеллекта.

  18. Философия жизни. Основные идеи. Философия Ф. Ницше.

  19. Спиритуализм А. Бергсона.

  20. Основная проблематика прагматизма. Философия Ч.Пирса.

  21. Д. Дьюи. Обоснование рациональности как целесообразности.

  22. У. Джеймс. Интерпретация истины как полезности.

  23. Феноменология Э. Гуссерля.

  24. Философская антропология М. Шелера.

  25. Общая характеристика философии экзистенциализма. Философия М. Хайдеггера.

  26. Философия истории К. Ясперса.

  27. Экзистенциальная философия Ж-П. Сартра.

  28. Проблема смысла человеческого существования А. Камю

  29. Аналитическая философия. Основные идеи. Философия Б. Рассела.

  30. Философские идеи Л. Витгенштейна.

  31. Философская проблематика в психоанализе. Основные идеи З. Фрейда.

  32. Аналитическая психология К. Г. Юнга. «Индивидуальная психология» А. Адлера.

  33. Фрейдомарксизм В. Райха. Неофрейдизм Э. Фромма.

  34. Философская проблематика в структурализме. К. Леви-Стросс и антропологический структурализм.

  35. Ж. Лакан о сходстве между структурами языка и механизмами действия бессознательного.

  36. Философия текста Р. Барта.

  37. Развитие установок структурализма М. Фуко на основе истории культуры.

  38. Критический рационализм К. Поппера.

  39. Т. Кун и структура научных революций. И. Лакатос и методология программ научного исследования.

  40. Л. Лаудан и методология исследовательских традиций. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда.

  41. Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера.

  42. Герменевтика Эмилио Бетти. «Конфликт интерпретаций» Поля Рикёра.

  43. Л. Парейсон: личность как орган истины. Дж. Ваттимо: герменевтические предпосылки «дебольного» мышления.

  44. Философия Х. Ортеги-и-Гассета.

  45. Иррационализм Мигеля де Унамуно.

  46. Христианский неосократизм Габриеля Марселя.

  47. Персонализм Эмманюэля Мунье.

  48. Философия П. Тейяра де Шардена.

  49. Основная проблематика неотомизма. Философия Ж. Маритена. Философия Э. Жильсона.

  50. Диалогический принцип М. Бубера.

  51. Э. Левинас и феноменология лика Другого.



5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


  1. Богомолов А. С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1969.

  2. Зотов А. Ф. Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века. М., 1988.

  3. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976.

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3,4. СПб., 1996-1997.



ПЕРВОИСТОЧНИКИ


  1. Винделъбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995

  2. Дильтей В. Описательная психология. М., 1924, СПб., 1996.

  3. Дильтей В. Наброски к «Критике исторического разума» // Вопросы философии. 1988. № 4

  4. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 5, 10

  5. Зиммель Г. Избранное в 2-х т. М., 1996

  6. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1912, СПб., 1996.

  7. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1906.

  8. Культурология XX века. Антология. М., 1995. (Работы В.Дильтея, В.Виндельбанда, Г. Зиммеля, Э. Кассирера, Т. Лессинга, Г. Риккерта)

  9. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

  10. Ницше Ф. Избранные произведения в 3-х т. Киев, 1994

  11. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1990., М., 1996.

  12. Риккерт Г. Философия жизни. Пг., 1924

  13. Спенсер Г. Основания социологии// Г.Спенсер. Соч. T.I. 1899

  14. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899

  15. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. СПб., 1992.

  16. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992.

  17. Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. М., 1992. В 2-х т.

  18. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

  19. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1, 2. М., 1993.

  20. Шпенглер О. Самосознание европейской культуры. М., 1991.

  21. Энциклопедия философских наук. М., 1975.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Вильгельм Дильтей. Два текста. М., 1995

  2. Винделъбанд В. Философия в немецкой духовной жизни в XIX столетии. М., 1993., М., 1995.

  3. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998.

  4. Гадамер X. Г. Истина и метод. М., 1988. Ч. 1, 2 (гл.1).

  5. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984 (Очерки 3,4,5).

  6. Каро Э. М. Пессимизм в XIX веке. М., 1893.

  7. Каутский К. Экономическое учение К.Маркса. М., 1938.

  8. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1974.

  9. Мир Кьеркегора. М., 1994.

  10. Паульсен Ф. Шопенгауэр, Гамлет, Мефистофель. Три очерка из истории пессимизма. Киев, 1902.

  11. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // М.Хайдеггер. Время и бытие. М., 1993

  12. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни // Вильгельм Дильтей. Два текста. М., 1995

  13. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997

  14. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // М.Хайдеггер. Время и бытие. М., 1993

  15. Хёсле В. Гении философии нового времени. М., 1992

  16. Цертелев Л.Н. Современный пессимизм в Германии. Очерк нравственной философии Шопенгауэра и Гартмана. М., 1885

  17. Чернов С. А. Субъект и субстанция. Трансцендентализм в философии науки. СПб., 1993

  18. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992

  19. Шопенгауэр А. Критика кантовской философии // А.Шопенгауэр. О четверояком корне...Мир как воля и представление. В 2-х т. М., 1993. T.I

  20. Шпет Г. Вильгельм Дильтей // Вильгельм Дильтей. Два текста. М., 1995



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет