15. Наука эпохи Средневековья, характерные черты



Дата12.06.2016
өлшемі90 Kb.
#129587
15. Наука эпохи Средневековья, характерные черты.

Наука в средние века

Христианская церковь в средние века была совершенно равнодушна к греческой и вообще к языческой науке и философии. Главная проблема, которую старались решить отцы церкви, заключалась в том, чтобы освоить знания «язычников», определив при этом границы между разумом и верой. Христианство было вынуждено соперничать с разумом язычников, таких, как эллинисты, римляне, с иудейской ученостью. Но в этом соперничестве оно должно было строго оставаться на библейской основе.

Лишь в Х-XI веках после завоевания арабами Испании и Сицилии возрождается интерес к освоению античного наследия. По той же причине христианская культура была теперь способна и к восприятию оригинальных работ исламских ученых. Результатом стало важное движение, включавшее в себя собирание греческих и арабских рукописей, перевод их на латынь и комментирование. Запад получил таким путем не только полный корпус сочинений Аристотеля, но и работы Евклида и Птолемея.

В средневековье и позднее различные виды естествознания называли натуральной магией, которая являлась переходной ступенью от старых магических няук к современным естественным. То, что раньше считали магией, с развитием научных знаний становится возможным объяснить законами природы.

Появившиеся в Европе с XII века университеты стали центрами научных исследований, К ведущим относились университеты в Париже, Кельне, Оксфорде, Болонье, Неаполе и Падуе. Главной университетской метрополией в течение всего средневековья был Париж. Другим видным научным и философским центрами был английский Оксфорд.

Два эффекта сопровождали деятельность университетов. Первый — это рождение некоего сословия учёных священников и мирских людей, коим церковь доверяла миссию преподавания истин откровения. Историческое значение этого феномена состоит в том, что и по сегодняшний день официальная доктрина церкви должна и может бьггь доверена лишь церковным иерархам. Магистрам официально разрешалось обсуждать вопросы веры. Святой

Фома, Альберт Великий и Бонавентура будут названы позже «докторами церкви». Наряду с традиционными двумя властями — церковной и светской — явилась третья власть интеллектуалов, воздействие которых на социальную жизнь со временем становилось всё ощутимее.

Второй эффект связан с открьггием Парижского университета. куда стекались студенты и преподаватели всех сословий. Университетское общество с самого начала не знало кастовых различий. И, если в последующие эпохи университет обретает аристократические черты, средневековый изначально был «народным» в том смысле, что дети крестьян и ремесленников через систему привилегий (в виде низких цен за обучение и бесплатное жильё) становились студентами.

Парижский университет.

С 1255г. в Парижском университете был обнародован устав о необходимости изучения всех известных работ Аристотеля и других античных философов. Также возникает интерес к трудам арабских философов — Авиценне, Аверроэсу.



Сигер Брабантский

Одним из первых известных магистров Парижского университета был Сигер Брабантский. Сигер Брабантский родился около 1240-го года и умер, точнее был убит, между 1281-84 годами, точной даты не установлено.

Сигер Брабантский известен тем, что защищал независимость философских учений от церковных догм. Он признавал лишь философские авторитеты, прежде всего Аристотеля, идеи которого он развивал. Он был одним из наиболее последовательных и активных проповедников идеи Ибн-Рушда (Аверроэса), и школа, основанная Сигером

Брабантским, получила название Латинского аверроизма. Латинский аверроизм отстаивал прежде всего идеи о том, что бог не является непосредственной'причиной мира. а воздействует опосредованно и в соответствии с законами природы. Он скорее является первым двигателем мира, чем его творцом. Мип вечен, полностью самостоятелен, поэтому не было ни начала мира, ни сотворения человека. Деятельность бога относительно материи имеет характер необходимости (проявляется в естественной закономерности мира), но не свободной воли.

Перу Сигера Брабантского принадлежат несколько работ, в числе которых «О вечности мира», «О необходимости и взаимосвязи причин», «Вопросы о разумной душе».

Сигер провозглашал детерминизм как всеобщий принцип, господствующий в природе (а местами и в человеческом обществе), признавал только материальные, формальные и активные причины, но не целевые. Так как все единичные вещи являются случайными, разнородными, бог не может иметь представление о единичном, и поэтому на деятельность индивидов не распространяется божественное провидение и ответственность бога за индивида исключается.

Проблемы человека, его разума и души вообще занимают значительное место в воззрения Сигера и других латинских аверроистов. Исходя из принципа Аристотеля о том, что душа является формой тела, Сигер соединял деятельность каждой единичной души с чувственным познанием, неотделимым от телесности. Каждая индивидуальная душа имеет и высший уровень, где концентрируется интеллектуальная деятельность, но эта деятельность присуща уже всему роду человеческому и тем самым каждому его представителю. Индивидуальная душа погибает одновременно с телесной смертью человека. Индивидуальное бессмертие существует, таким образом, только в переносном смысле - как бессмертие рода человеческого.

Эта идея была, естественно, совершенно неприемлемой для церкви и ее религиозной трактовки морали. Аверроизм, в частности в своей латинской версии, стал наиболее серьезным оппозиционным направлением в западноевропейской средневековой философии. Сигер и его сторонники дважды представали перед судом инквизиции и были осуждены. Сигер Брабантский ищет правду у папы Римского, но его при тайных обстоятельствах убивают.



Бонавентура

Одним из тех, кто внес большой вклад в освоение аристотелизма католической философией, был францисканец Джованни Фиданца, называемый Бонавентурой (1221-1274). С 1248 г. он был профессором теологии Парижского университета, позже становится епископом и кардиналом. Он хорошо знал труды Аристотеля, но полагал, что его философия не соответствует в полной мере христианству, поэтому в основополагающих точках своего учения Бонавентура сохраняет верность Платону и Августину. Он развил пронизанную духом неоплатонизма и мистицизма теорию познания и метафизику света, считал, что логическим и моральным условием всякого познания истины является жизнь, посвященная служению Богу. Теория познания Бонавентуры была своеобразным соединением аристотелизма и августинизма, теории абстракции с теорией «освещения души», рационализма с мистицизмом. Ведущим был, однако, мистический подход. Если источником познания естественных вещей является сверхъестественный фактор, то тем более он является путем к богу. Полное познание бога возможно лишь при помощи экстаза.

Его философский подход отчетливо проявляется в интерпретации двух древних доктрин, которые соответствовали августинскому пониманию мира. Были это метафизика света и теория «зародышевых доказательств». Метафизика света была платоновской по происхождению, и модификация ее Бонавентурой состояла в том, что свет не материален, но является силой, действующей в материи, или, если переложить это на язык Аристотеля, формой. Свет является общей формой всего телесного. От того, как предметы и материя причастны к свету, зависит и их включение в него. Теория «зародьппевых доказательств» служила основой объяснения развития предметов. Закономерности их развития были бы непонятными, если бы не имели причин в самих предметах. В каждом из них с самого начала скрыт «зародыш», который определяет развитие предмета развитие предмета и управляет им. Эти в сущности стоические принципы Бонавентура соединил с аристотелевской теорией, отождествил «зародьпп» с «формами» вещей. «Зародышам» он, однако, приписывал сверхъестественное происхождение - в этом он опирался на Августина.

Альберт Великий.

В 13в в Парижском университете работал Альберт Великий — философ и теолог, признанный систематизатор собственной системы. С точки зрения содержания философии Альберт Великий брал за образец философию Аристотеля, был первым крупным христианским аристотеликом в средние века. Он написал комментарии и «Парафразы» к Аристотелю, также был поклонником универсальной энциклопедии Авиценны.

Альберт великий способствовал развитию науки, резко отграничив ее от теологии, считал методом научного исследования наблюдение, т. е. любовное проникновение в живое целое мироздания. Результатом его наблюдений была двухтомная работа по зоологии. Космос он понимал как наполненную силами совокупность форм и развивал учение о реальной целостности. Познание, согласно Альберту Великому, совершается только благодаря взаимодействию чувственного восприятия и мышления, ибо разум сводится к чувствам и неотделим от них, т. е. от осуществляющегося в них единого процесса, следовательно, вообще нельзя противопоставлять душу и тело.

Фома Аквинский.

Учеником Альберта Великого был Фома Аквинский. Альберт Великий и Фома Аквинский придавали большое значение приспособлению аристотелизма к католической доктрине. Они вели бескомпромиссную борьбу против не только августинизма, но и против приверженцев Аверроэса. Фома Аквинский родился в 1225 или 1226 году и умер 7 марта 1274 года.

Особо можно выделить две знаменитые работы Фомы Аквинского. Первая - «Сумма истины католической веры против язычников», из четырех книг. Вторая фундаментальная работа - «Сумма теологии». В этих работах Фома Аквинский показал во всем блеске свой знаменитый схоластический метод.

Доказательства бытия Бога становятся одним из основных предметов философии Фомы Аквинского, Он предлагает пять доказательств бытия Бога.

1. Все в мире движется. Поскольку все, что движется, приводится в движение чем-то еще, то должен существовать некий серводвигатель — это Бог.

2. Все, что в мире происходит, происходит благодаря причинно-следственной связи. Причина всегда предшествует следствию, следовательно, весь ряд причин, весь ряд событий в мире должен иметь некоторую первопричину — это Бог.

3. Все, что существует в мире, может существовать, а может и не существовать. Следовательно, и весь мир может существовать, а может и не существовать. Но поскольку мир все же существует, следовательно, не все в мире случайно, есть некоторая необходимость, абсолютно необходимая сущность, которая и обеспечивает бытие этого мира — это Бог.

4. Человек в своем познании мира видит различные степени совершенства. Он видит одни вещи более совершенными, другие - менее совершенными. Но такое сравнение вещей по степеням совершенства возможно лишь тогда, когда существует абсолютно-совершенное существо — это Бог.

5. Наблюдения за миром показывают, что все процессы в мире происходят с какой-то целью. Как человеческие поступки имеют какую-то цель, то имеется и некоторая цель, ради которой существует этот мир, и эта цель есть Бог,

Как теолог, Фома Аквинский понимал бьггие Бога в смысле христианской религии и разделял идею творения мира из ничего и бессмертия души, которая как «чистая форма» не может бьггь разрушена. Однако она не существует до земной жизни, а создается Богом. Она приобретает знания не в результате воспоминаний, как у Платона, а благодаря чувственному восприятию, в которое облечено познание идеи, озаряемое интеллектом. Все мироздание рассматривается Фомой как универсальный иерархарический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирожденное место. Из различия форм, являющихся подобием бога в 'вещах, Фома выводит систему порядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, другие были пастухами, а третьи — строителями. Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо. Таким образом, согласно учению Фомы, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство — это не следствие антагонистических производственных отношений, а отражение иерархии форм в вещах. Все это по существу служило для оправдания феодальной социальной лестницы.

Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинских аверроистов. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви. С этого времени церковь использует его учение в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов. С этого времени на протяжении нескольких столетий философия Фомы Аквинского культивировалась.

Оксфордский университет.

В начале ХШ в. Англии возникают центры, в которых ведется активная научная деятельность, Прежде всего, это был Оксфордский университет, возникновение которого приходится примерно на то же время, что и Парижского. Здесь складывалась более свободная атмосфера, благоприятная для самостоятельного развития естественных наук и философии.



Роберт Гроссетест

В первой половине ХШ в. в Оксфорде известной личностью был францисканец Роберт Гроссетест (ок. 1168-1253~, главный вдохновитель расширения научной деятельности. Он читал еврейские, арабские и греческие научные труды в оригинале, поэтому и был одним из тех, кто переводил естественнонаучные труды Аристотеля непосредственно с греческого. Писал он также и комментарии к ним Гроссетесг был известен и как автор ряда трактатов, в которых естественнонаучные вопросы преобладали над философскими. Историки средневековья считали его одним из видных представителей так называемой природной философии - натурфилософии. Он был известен не только как теоретик - он прославился и в экспериментальных науках.

В философии Гроссетеста решающую роль играет теория света, в которой проявилось влияние арабского неоплатонизма. В отличие от мистической позиции Бонавентуры он не рассматривал свет как средство дематериализации знания. Его подход предзнаменовал появление деизма: бог как творец выступает лишь в начале, когда образуется некая световая точка, затем она мгновенно расширяется и вызывает к жизни сферу «первого тела», состоящего из первой материи и первой формы. Свет выступает первой формой материи, и поэтому законы распространения света являются и законами постепенного творения материального мира (других сфер). Без знаний о линиях, углах и фигурах нельзя познать природу, без математики, в частности геометрии, нельзя достичь истинного познания. Этим самым Гроссегест заложил фундамент экспериментального естествознания и основанной на нем философии природы, которая расшатывала господство теологии.

Роджер Бэкон

Основным представителем оппозиционного течения, которое сформировалось в Оксфордском университете во второй половине XIII в., был Роджер Бэкон Г'1210-12942. Уже в то время, когда жили великие систематики схоластики, он не только выступал против томизма (философия Фомы Аквинского — соединение философии Аристотеля с христ. (католич.) мировоззрением), но и потрясал принципы схоластики вообще. Тем самым он готовил духовные предпосылки для замены средневекового типа мышления, переворота в европейской философии и почву для английского естественнонаучного эмпиризма.

Роджер Бэкон был учеником Гроссетеста, учился сначала в Оксфорде, затем в Париже, изучал основы всех тогдашних научных дисциплин: математики, медицины, права, теологии, философии. Начиная с 1257г, прерывает свою педагогическую работу и полностью отдается научным исследованиям. Для своего времени он был весьма оригинальным мыслителем, и современники Бэкона называли его doctor mirabilis (удивительный доктор).

Главная его работа «Большой труд» («Opus majus») в семи разделах содержит теорию человеческого мышления, воззрения на отношения науки и теории, грамматики и языкознания, на перспективы экспериментальных наук и философии наук и философии морали.

Роджер Бэкон выдвинул три основных возражения против схоластики (Альберта и Аквинского как ее крупнейших представителей). 1) Величайшими философами прошлого для Бэкона являлись Аристотель, Авиценна и Аверроэс (все трое - язычники). Схоластам же не хватает знания языков (греческого и арабского) для правильного постижения их философии. Об Аквинском Бэкон с нескрываемой насмешкой говорил, что тот написал толстые книги об Аристотеле, не понимая греческого языка. Бэкон был убежден, что существующие переводы (также и Священного писания) являются неточными и содержат много недоразумений. 2)Он обвинял схоластов в том, что они недостаточно знали математику, которую он считал основой всех наук. 3) Третье возражение касается метода, используемого в науках. Схоластический метод решает все проблемы ссылкой «на авторитеты» (Библия, Аристотель, «отцы церкви»), из которых путем дедукции выводятся заключения. Бэкон, напротив, считает необходимым исходить из непосредственного опыта, т. е. из экспериментов и наблюдений, в которых он усматривает подлинный источник знаний о мире.

Физические эксперименты были наиболее излюбленным занятием Бэкона. На эксперименты он тратил все свое состояние и продолжал их даже тогда, когда не имел достаточных средств. В работе, имеющей знаменательное название «О полезности наук». он разрабатывает основы логики, грамматики, математики и практической физики. В области физики, в частности в оптике, ему удается открыть некоторые законы, например, закон отражения и преломления света.

Бэкон является автором многих научных и технических идей. Он указывал, что можно построить повозки и корабли, которые будут передвигаться сами, собственными силами, без коней и парусов, угадал принцип магнетизма, предсказал и много других открьтий, в частности порох.

Главным источником познания Бэкон считал опыт понимая его в самом широком смысле, и утверждал, что он необходим для познания не только чувственных вещей, но и сверхчувственных, не только естественных явлений, но и сверхъестественных. Истину о боге возможно обрести при посредстве не разума, но опыта. Опьгг есть двух видов, внешний и внутренний. Внутренний опыт имеет интуитивный, мистический характер, предполагает сверхъестественное, божественное озарение.

Значение Бэкона состоит в том, что его деятельность способствовала прокладыванию пути к развитию научных исследований; своей научной деятельностью он далеко опередил свое время. Его произведения не только идейным содержанием, но и самим тоном и агрессивностью раздражали консервативных ученых и церковную иерархию. Когда ему уже не смог помочь папский представитель, он был заключен в монастырскую тюрьму, где и содержался почти до самой смерти; труды его были осуждены.

Уильям Оккам

В 13 в. в Оксфорде возникает идея разделения истины, автором которой является Уильям Оккам (род. ок. 1300г. умер в 1349 иди 1350г.). Уильям Оккам родился в Великобритании, недалеко от Лондона, учился и преподавал в Оксфорде. Также был монахом францисканского ордена.



Уильям Оккам говорил, что в силу принципиальной разницы самих предметов и методов философии и религии следует жестко разграничить сферы их компетенции и рассматривать области божественного (сверхъестественного) и природного (естественного) как совершенно автономные и изолированные друг от друга. Разум ничего не может понять в делах веры, догматы невозможно осмыслить, но в то же время познание действительности или окружающего мира вполне может быть независимым от религии, может ориентироваться исключительно на разум, знание и философию. Физическую реальность можно понять из нее самой, утверждал Оккам, то есть экспериментальным, научным путем, а также с помощью жизненной практики постичь происходящее и объяснить совершающееся вокруг нас естественными причинами, действующими в природе вещей. Совершенно не следует при объяснении окружающего мира прибегать к представлениям о тайных причинах, скрьггых качествах, неведомых силах и невидимых основаниях, будто бы лежащих в сущности мироздания и управляющих им. Надо отбросить или отсечь, как бритвой, все фантастическое и сверхъестественное при объяснении действительности и понять ее безо всяких вымыслов о потустороннем и мистическом. И это возможно сделать, ибо природное есть естественное, подвластное разуму и потому вполне познаваемое (этот принцип получил название "бритвы Оккама"). А решающая роль в деле такого познания должна принадлежать философии — науке о мире в целом, о природе, нас окружающей во всех ее проявлениях.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет