Изучение Европейского Средневековья в России переживает эпоху открытий. Одно из них и самое главное открытие человека, не абстрактного, не человека вообще, а именно человека эпохи Средневековья



Дата13.07.2016
өлшемі103.5 Kb.
#196235
Введение

ВВЕДЕНИЕ
Изучение Европейского Средневековья в России переживает эпоху открытий. Одно из них и самое главное - открытие человека, не абстрактного, не человека вообще, а именно человека эпохи Средневековья. В первые десятилетия XX века работы западных медиевистов стали своеобразным полем, на котором вырабатывались новые концепции и методологии, оказавшиеся полезными для исследования других исторических периодов. В России эти тенденции усилились в конце XX в. Тогда же внимание историков культуры в целом и средневековой в частности стали привлекать переходные эпохи, позволяющие проследить становление новых тенденций, явлений, переходы от одной культурной традиции к другой.


Св. Франциск является знаковой фигурой, во многом определившей пути развития западного монашества, сформировавшей новый идеал святости и религиозного поведения. Он оказал влияние не только на религиозную жизнь, но и на средневековую культуру в целом, предложив новую трактовку принципиально значимых проблем, таких как отношение к Богу, к миру, природе, человеку.
Франциск Ассизский особенно значим для западноевропейских исследователей — возможности его изучения неисчерпаемы. Он привлекал внимание историков, философов, религиоведов. Все единодушно отмечают его особую роль в формировании западноевропейской культуры. Святой Франциск, безусловно, один из самых известных западных святых в России. Ему посвящено большое число книг: от популярных брошюр и заметок до серьезных научных исследований. Образ Св. Франциска всегда был притягателен: о нем восторженно писали люди, придерживающиеся подчас противоположных убеждений, что соответственно накладывало отпечаток и на создаваемый ими образ святого. В нем видели родоначальника субъективизма и индивидуализма, провозвестника Ренессанса в литературе и искусстве, реформатора, социалиста и даже романтического героя.
Все возрастающий интерес к способам чтения, соотношению различных видов текстов, в данном случае вербального и визуального является одной из характерных тенденций современного исторического знания. В нашем исследовании уделяется особое внимание способам чтения известных житий Св. Франциска. Сопоставление двух различных видов текста - вербального и визуального - позволяет уловить процесс формирования, «означивания» образа Франциска. Знание о Франциске определяется не только набором фактов из жизни, зафиксированных в источниках, но и тем как они организуются в единое целое. Подобная постановка проблемы предполагает оперирование историческими, искусствоведческими, литературоведческими методами анализа источников.
Предмет нашего исследования - формирование канонического образа Франциска Ассизского в письменном и визуальном тексте. Произведения Бонавентуры и Джотто были выбраны для анализа не случайно. Бонавентура первым завершил формирование канона изображения Франциска в житийной литературе, создав «Legenda maion>, он тем самым объединил и примирил мнения авторов предыдущих житий. Более того, его «Legenda maior» была одобрена Папой Римским. Джотто же, в свою очередь, сформировал живописный канон изображения святого, усложнив его по сравнению с предыдущими работами. Таким образом, Бонавентура в житийной литературе, а Джотто позднее в живописи создали канон изображения Франциска.
Цели и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в том, чтобы проследить специфику формирования образа Франциска Ассизского в вербальных и визуальных текстах (на примере «Legenda maior» Бонавентуры и цикла фресок Джотто в Верхней церкви Ассизи).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать как складывался вербальный образ Франциска в Легендах Фомы Челанского и Житии Бонавентуры;
- проследить, как изображался Франциск во фресковом цикле Верхней церкви Ассизи;
- выявить особенности повествования, способы представления образа Франциска в Большой Легенде Бонавентуры и во фресковом цикле Джотто.
Источи и ковая база.
Источники данного исследования подразделяются на две группы: письменные и визуальные.
Первую группу составляют письменные источники, отражающие процесс формирования образа Франциска Ассизского - это три официальных жития: Первая и Вторая Легенда Фомы Челанского1 и Большая Легенда Бонавентуры2. Первая и Вторая Легенды необходимы для сопоставления с Большой Легендой, поскольку именно они были взяты за основу при ее создании. Подробной характеристике вышеперечисленных источников будет уделено внимание в соответствующих разделах исследования. Здесь осветим только некоторые аспекты.
Первая Легенда была найдена (в не слишком точном списке) и впервые опубликована болландистами в 1768 году. При подготовке критического издания издатели Кваракки располагали десятком рукописей, часть которых были неполными. В данной работе мы следовали этому изданию. Второе житие было найдено лишь в конце XVIII века и впервые издано С. Ринальди в 1806 году, по дефектной рукописи3. Те же издатели Кваракки для критического издания получили в распоряжение лишь два полных списка и несколько «выдержек»4.
1 Фома родился в местечке Челано в Абруццах, неизвестно в каком году. В 1221 году его назначили кустодом миноритских монастырей в Вормсе, Майнце и Кельне, в 1222 - полномочным министром немецкой орденской провинции. В 1230 вернулся в Ассизи и по поручению папы Григория IX, написал первое Житие Франциска Ассизского, где особое внимание уделяется легендарным чертам образа святого. Впоследствии, по приказанию генерала ордена он написал второе Житие Св. Франциска, в котором последний представлен в соответствии со взглядами более строгих последователей.
Жития Франциска Ассизского представлены в сборнике: Fonti Francescane. — Assisi: Editrici francescane, 1986. - 1559 p. Цитаты в данном исследовании приводятся согласно русскому переводу: Истоки францисканства. — Ассизи: Издательство францисканцев, 1996.-1060 с.
3 См. подробнее: Fonti Francescane. — Assisi: Editrici francescane, 1986. — 1559 p.
4 Этот факт свидетельствует о том, что Вторая Легенда, где Франциск представлен как придерживающийся максимального сурового и строгого образа жизни, была больше забыта, чем Первая.
Основным источником данного исследования является Большая Легенда Бонавентуры5. В связи с появлением многочисленных биографий Франциска на генеральном капитуле в Нарбонне в 1260 г. Св. Бонавентуре6 было поручено написать новое житие. Он удачно справился с поручением. Представленная генеральному капитулу 1263 г. в Пизе «Большая Легенда» (Legenda maior) Св. Бонавентуры была безоговорочно одобрена. А следующий генеральный капитул в Париже в 1266 в связи со сложившейся обстановкой в ордене постановил полностью уничтожить все предшествующие биографии Франциска, как те, что написаны Фомой Челанским, так и другие, переработанные из них8. Легенда Бонавентуры состоит из пролога, центральной части,
5 Bonaventura. Legenda S. Francisci // Operum. Romanam Vaticanam & Germanicam, editions impressus. T. 6.1668. - C. 274 - 308.
6 Св. Бонавентура родился в 1217 г. в Баньореджио, в маленьком городке, расположенном недалеко от Орвието и Витербо. Каким образом имя Иоанн (Джованни), данное при крещении, сменилось на Бонавентуру, доподлинно не известно. При попытке установить имя оказалось, что оно является восклицанием Св. Франциска «о buona ventura», когда Бонавентура младенцем был принесен ему для исцеления от опасного заболевания. Сам же Бонавентура рассказывает нам, что будучи ребенком, он был спасен от смерти, благодаря заступничеству Св. Франциска. С 1225 по 1235 г. Бонавентура обучался во францисканском монастыре в родном городе. Начальные знания Бонавентура приобрел в монастыре, куда был отправлен родителями. В 1236 г. Бонавентура отправился в Париж получать высшее образование. В 1243 г. Бонавентура вступил во францисканский орден. В 1248 г. Бонавентура заканчивает обучение и начинает преподавать сам. В 1253 г. он получает Н-centia docendi и титул доктора теологии. Кажется, он добился признания в области теологии, однако у него все еще нет возможности преподавать в университете, из-за оппозиции белого духовенства к орденам. А признание его в качестве профессора на кафедре теологии Парижского университета запоздало, так как до этого, 2 февраля 1257 г., Бонавентуру уже избрали генералом ордена. 23 мая 1260 г. в Нарбонне он провел свой первый генеральный капитул. В 1265 г. папа Климент IV буллой назначил Бонавентуру архиепископом Йоркским, но он немедленно отправился в Рим, чтобы упросить папу оставить его в прежнем служении. По предложению Бонавентуры 1 сентября 1271 г. был избран Папа Григорий X (Теобальд Висконти). 3 июня 1273 г. Григорий X, по-видимому, в благодарность за то, что Бонавентура сделал его папой, возвел его в кардиналы и посвятил во епископа Альбанского. 29 июня 1274 г. в лионском кафедральном соборе Св. Иоанна было провозглашено воссоединение церквей; правда, ненадолго, так как уния не была продолжительной. Между первой и второй сессиями собора Бонавентура провел генеральный капитул, на котором в связи с его возведением в сан епископа и кардинала был избран его преемник Иеремия Асколи. См. подробнее: Gilson E. La philosophie de Saint Bonaventure. — Paris, 1984.
«Большая легенда», названная так для того, чтобы различать с «Малой легендой» (для богослужебного использования) - классический труд среди официальных биографий Св. Франциска.
8 Генезис «Большой Легенды» обусловлен сложной исторической ситуацией, связанной с раздорами внутри францисканского движения. См. подробнее: Котляревский С. А. Фран-
включающей в себя пятнадцать глав, где биографические сведения соседствуют с такими добродетелями святого как бедность, послушание, терпение, любовь к животным и другими, а также чудесами: прижизненными и посмертными. Большая Легенда становится образцом для создания других жи-тии .
К первой группе также относятся сочинения Франциска10 и «Цветочки»11, которые предоставляют дополнительную информацию об образе Св. Франциска.
Вторая группа - визуальные источники. Среди них основной - фрески Джотто в Верхней церкви Ассизи .
С 1228 по 1253 гг. над могилой Св. Франциска был построен двухъярусный храм - первое в Италии сооружение монументальной готической конст-
цисканский орден и римская курия в XIII — XIV веках. — М.: Т-во скоропеч. А. А. Левен-сон, 1901.-389 с.
9 В частности «Житие святой Дуселины, основательницы общины бегинок Марселя». См. подробнее: Суприянович А. Г. Стать святой... женщиной: к репрезентации образа Св. Дуселины // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. - М.: ИВИ РАН, 2003. №5. - С. 56 -77.
10 Св. Франциск Ассизский. Сочинения. - М.: Изд-во францисканцев - братьев меньших конвентуальных, 1995. - 288 с.
11 Цветочки славного мессера Святого Франциска и его братьев. - СПБ.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2000. - 480 с.
12 Джотто ди Бондоне родился в 1266 г. в Колле-ди-Веспиньяно, округе Флоренции. По словам Дж. Вазари, отец его Бондоне был простой человек, занятый хлебопашеством. Современные исследователи полагают, что на самом деле происхождение Джотто было значительно менее «эффектным», что он родился в самом городе, в квартале Сан Панкрацио, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в относительно состоятельной семье кузнеца. Его учителем был Чимабуэ, исследователи также отмечают влияние Каваллини на творчество. В 1287 женился на Джунта ди Лапо дель Пела, от которой имел четырех дочерей и четырех сыновей. Один из них - Франческо также стал впоследствии художником. Творческая карьера такова: с 1292 года Джотто работал в Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи, в 1296-98 вместе с мастерской расписал нижний ярус стен Верхней церкви Св. Франциска, расписывал Капеллу Св. Магдалины (1313-14), выполнил в 1299-1300 к юбилейному году фреску в Латеранской базилике и мозаику Навичелла в соборе Св. Петра в Риме, расписывал Капеллу Скровеньи в Падуе (1304-10) и.т.д. В 1334 по решению коммуны Флоренции Джотто был назначен руководителем работ по строительству собора Санта Мария дель Фьоре и возведению крепостных стен. Джотто занимался живописью, архитектурой, пробовал свои силы в скульптуре, в поэзии.
13 Исследуемые фрески содержатся в следующих альбомах: Джотто. — М.: Изобразительное искусство, 1970. - 96 с; Giotto. - Padua: Piccin editore, 1986. - 204 p.; Giotto ad Assisi. -Novara: Istituto Geografico de Agostini, 1981.-76 p.; Giotto: Gli affreschi di Assisi. - Firenze: Sadea-Sansoni, 1965. - 29 p.
рукции14. Нижняя церковь предназначалась для паломников, а Верхняя — для папы и монахов. Ее строительство инспирировалось в первую очередь папами. Роспись Верхней церкви была начата только в 1270-х гг. при папе Николае III, после того как внутри ордена удалось оттеснить на задний план направление спиритуалов, которые, настаивая на полнейшей бедности, противились росписи храма. Предположительно Иероним д'Асколли (в будущем Николай IV) совместно с теологами ордена составил программу росписи Верхней церкви. Цикл фресок Ассизской базилики состоит из двадцати восьми сцен. А. Смарт предложил систематизировать фрески по темам, которые фактически воспроизводят оглавление Большой Легенды Бонавентуры: События, предвосхитившие призвание Франциска (1-3), Разрыв с прежней жизнью и начало новой (4-6), Видения будущей славы (7-9), чудеса (10-19), похороны и канонизация (20-24), чудеса, совершенные после смерти (26-28)15. Вопрос об авторстве и датировке ассизского цикла был, пожалуй, центральным во всей истории изучения францисканского искусства. Атрибуция Вазари, приписывавшего цикл Джотто16, впервые была подвергнута сомнению в начале XIX века К. Виттом в его «Sacro Convento в Ассизи». Археологический анализ Б. Клейншмидта17 позволил предположить, что в работе участвовали несколько мастеров. Серьезная аргументация против авторства Джотто выдвинута Ф. Ринтеленом в книге «Джотто и Джотто-апокрифы»18, где впервые появляется термин «борьба рук» (battle of the hands). В работах О. Сирена19, и Р. Оффнера20 авторство Джотто также опровергается.
Прокопп М. Итальянская живопись XIV века. — Будапешт, 1988. С. 15
15 Smart A. The Assisi problem and the art of Giotto. - Oxford: Clarendon press, 1971. P. 146.
16 Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. - М.: Изобразительное искусство, 1995. С. 234.
17 Kleinschmidt В. Die Basilica San Francesco in Assisi.- Berlin; Veri,fiffkunstwissenschaft, 1915.-304 p.
18 Rintelen F. Giotto und Giotto-Apocryfen. - Munhen: Muller, 1912. - 289 p.
19 Siren O. Die Toskanishe Maler des ХШ Jarh. Siren O. Die Toskanishe Maler des ХП1 Jarh. - Berlin, 1922.-210 p.
20 Offiier R., Steinweg K. Corpus of florentine painting, v.9. - New-York, 1984. - 179p.
Новая волна исследований (П. Тоэска21, Р. Лонги22, Л. Колетти23), опубликованных после 600-летнего юбилея Джотто, вновь возвращает ему утерянное авторство. По мнению Превитали и Оэртейля24, фрески выполнены группой мастеров под руководством capomaestro — Джотто. По мнению сторонников авторства Джотто, он руководил работами до 1300 года, когда был вызван в Рим для росписи Латеранского дворца. После его отъезда мастера работали по оставшимся подготовительным рисункам. Отличие последних трех сцен от предыдущих было отмечено Г. Тоде25, связавшим их с именем «Мастера Св. Чечилии».
Одновременно продолжает развиваться линия Ф. Ринтелена и Р. Оффне-ра. Самой заметной работой в этом направлении можно назвать труд Тинто-ри и Мисса «Живописный цикл Св. Франциска в Ассизи», где в результате применения топографического метода исследования детально доказывается участие нескольких мастеров. Процесс работы, по мнению исследователей, не был традиционным (одновременно обе стены от алтаря ко входу), а шел от западного конца северной стены к западному концу южной, за исключением первой сцены. Ученые приходят к выводу, что цикл был написан не менее чем тремя мастерами, работавшими последовательно.
Доклад Ч. Митчелла26 на международном Конгрессе 1967 г, посвященном 700-летию со дня рождения Джотто, озаглавлен «Образность Верхней церкви в Ассизи». Автор впервые ставит вопрос о соответствии текста жития святого системе декорации базилики. Он доказывает, что и в труде Св. Бона-вентуры, и во фресках Верхней церкви в значительной степени присутствует апокалиптическая тематика. Интересна тема соответствия декорации апсид базилики, посвященных Богоматери, Михаилу Архангелу и апостолам Петру
21 Toesca Р. II Medioevo, v.2. - Torino, 1965. - 186 p.
22 Longhi R. Apertura sui trecentisti umbri. - Paragone, 1966. - P. 3-17
23 Coletti L. I primitivi. - Novara, 1941. - 328 p.
24 Previtali G. Giotto. - Milano: Fabbri, 1977. - 289 p.
25 Thode К Saint Francois d'Assise et les engines de la Renaissance en Italie. - Paris: Laurens, 1904. - 643 p.
26 Mitchell Ch. The imagery of the upper church at Assisi // Giotto e il suo tempo. Atti del Con-gresso Inemazionale per la celebrazione del VII Centenario della nascita del Giotto (1967). -Rome, 1971.-P. 113-134.
и Павлу, главе Legenda maior об особом почитании этих святых среди францисканцев, установленном Франциском. Сам цикл, по мнению Митчелла, также несет отпечаток неоплатонической философии раннего Бонавентуры.
Книга А. Смарта «Проблема фресок в Ассизи и искусство Джотто»27 является на настоящем этапе наиболее полным исследованием, освещающим весь комплекс проблем — авторство, датировка, программа, ее воплощение, проблемы стиля, связь с литературной традицией. А. Смарт пишет, что недостаточно просто признать влияние Legenda maior на программу цикла, он представляет собой не иллюстрацию к тексту, но самостоятельную, равноценную версию Жития.
А. Смарт, базируясь на фундаментальном «Corpus» P. Оффнера , отмечает влияние римских мастеров на роспись цикла, глубокую зависимость авторов от Каваллини. Несмотря на разницу стилей в различных группах сцен, в общем исполнении цикла присутствует определенное единство, «family of styles». Рассматривая вопрос об участии Джотто, автор говорит о значительном различии в трактовке главной сцены цикла Стигматизации в капелле Барди, Луврском образе Джотто и в ассизском цикле. По его мнению, в ассизской фреске совершенно снят драматический мотив, столь сильный в джоттовских вариантах Стигматизации, что, при внешнем композиционном сходстве, позволяет отнести их к разным живописным и эстетическим традициям. А. Смарт считает, что подобие ассизского цикла и работ Джотто аналогично подобию произведений Мазолино и Мазаччо.
Сборник статей о Джотто, вышедший в 1970 г, возвращает исследование к исходному пункту — его авторы вновь приписывают Джотто множество спорных работ, в том числе и ассизский цикл. Дж. Стабблбайн в рецензии на этот сборник, опубликованной в Art Bulletin29 отмечает, что немецкая наука, в начале века положившая основание современным исследованиям, в настоящее время, прежде всего в лице М. Гозебруха, видит в цикле работу
27 Smart A. The Assisi problem and the art of Giotto. - Oxford: Clarendon press 1971. - 310 p.
28 Offner R., Steinweg K. Corpus of florentine painting, v.9. - New-York, 1984. - 173 p.
29 Art Bulletin. - Milano, 1976.
10
Джотто. По мнению Дж. Стабблбайн, современные исследования ассизских фресок находятся на уровне эссе, отнюдь не претендующих на тонкость стилистического анализа Р. Оффнера или Мисса.
Историография.
Хотя в историографии не предпринималось попыток выявления специфики формирования образа Франциска Ассизского в вербальных и визуальных текстах, существует большое количество трудов, значимых для нашего исследования. Тематически их можно разделить на следующие группы:
К первой группе относятся работы, посвященные личности Франциска. Фигура Франциска Ассизского привлекала и привлекает внимание многих зарубежных ученых. В основном это исследования, касающиеся биографии и личности святого. Среди первых наиболее заметных исследований отметим работу П. Сабатье30. Интересен тот факт, что увлечение Франциском обратило в католичество протестантского историка П. Сабатье. В работе впервые дан качественный анализ биографии Франциска. Автор создает подробную, исчерпывающую классификацию источников и на их основании строит свое исследование. Следующий крупный исследователь Франциска И. Иоргесен фактически продолжает традицию исследования личности Франциска, начатую П. Сабатье. Работы 2 пол. XX века в основном посвящены изучению отдельных проблем таким как мистика природы32, евхаристия33, образу Франциска в итальянской литературе34 и пр. Они не претендуют на всеохватность работ П. Сабатье и И. Иоргесена, в то же время указывая на необъятность возможных вопросов для изучения и анализа.
Отметим также появление исследования Ж. Ле Гоффа «Св. Франциск Ассизский», вышедшей во Франции в 1999 году и переведенной на англий-
30 Sabatier P. Vie de saint Francois d'Assise. - Paris: Fischbacher, 1894. - 418 p. Joergensen J. Saint Francois D'Assise, sa vie et son oeuvre. — Paris, 1984. — 286 p.
32 Armstrong E. A. Saint Francis: Nature Mystic. - Berkley: 1973. - 154 p.
33 Montorsi G. San Francesco ha scritto una preghiera eucaristica // Studi Francescani, N. 1 -2, -Firenze, 1995.
34 Sarri F. San Francesco in Letteratura italiana. - Milano: Electa, 1976. -123 p.
11
ский язык в 200435. В данной работе автор подводит итог многочисленным исследованиям о Франциске. На основе критического исследования источников и историографии Ж. Ле Гофф приводит наиболее полную на сегодняшний день биографию святого. На наш взгляд, наибольший интерес представляют главы «Словарь социальных категорий Св. Франциска и его биографов XIII века» и «Францисканство и культурная модель XIII века», в которых анализируются культурные, этические, традиционные модели характеризующие общество Высокого Средневековья.
В отечественной историографической традиции Франциску уделяется гораздо меньше внимания. Наблюдалось два всплеска интереса к его фигуре. Первый — к. XIX — н. XX вв. связан с так называемым культурно-историческим направлением и школой И. М. Гревса, которая выстаивала свою антропологию по образу Франциска. Работы М. Соловьева36, Е. П. Свешниковой37, В. И. Герье38, Э. К. Пименовой39, П. М. Бицилли40 объединяет интерес к фигуре Франциска, к его личности, его характеру. Особо выделим работу П. М. Бицилли «Франциск и проблема Ренессанса». П. М. Бицилли впервые в отечественной историографии связывает становление новой Ренессансной традиции с Франциском Ассизским, полагая, что именно он был первым носителем Ренессансного сознания.
Вторая волна интереса к образу Франциска относится к началу 1990-х г. Здесь отметим несколько параллельных процессов: во-первых, переиздаются дореволюционные исследования41, «Цветочки Франциска Ассизского», во-вторых, переводятся и издаются «Истоки францисканства» , основные сочи-
35 Le Goff J. Saint Francis of Assisi. - London & New York: Routlege, 2004. - 159 p.
36 Соловьев М. Франциск Ассизский. - M., 1887. - 173 с.
37 Свешникова Е.П. Франциск Ассизский. - М: «Посредник», 1906. - 32 с.
38 Герье В. И. Франциск - апостол нищеты и любви. - М., 1908. - 346 с.
39 Пименова Э. К. Франциск Ассизский. Его жизнь и общественная деятельность. - СПб., 1896.-77с.
40 Бицилли П. М. Св. Франциск Ассизский и проблема Ренессанса // Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПБ.: Мифрил, 1996. - С. 171 - 201.
41 Например, работы П. М. Бицилли и Л. П. Карсавина.
4 Истоки францисканства. - Ассизи: Издательство францисканцев, 1996. — 1060 с.
12
нения Франциска43, а также работы западных исследователей44, в-третьих, публикуются новые исследования45.
Вторая группа - литература о Бонавентуре. Отметим, что Бонавентура -персонаж менее популярный, чем Франциск как среди западных исследователей, так и отечественных. В отечественной историографии лишь к началу 1990 - х. г. появляется несколько работ. Это предисловие В. Л. Задворного к русскому изданию «Путеводителя»46, статья А. Г. Вашестова «Джованни Бонавентура и метаморфозы схоластического дискурса»47, М. А. Гарнцева «От Бонавентуры к Дунсу Скоту»48 и реферат Н. А. Колаковой. В. Л. Задворный в предисловии приводит биографию Бонавентуры и кратко характеризует «Путеводитель» как источник, а также выстраивает философско-мистическую концепцию Бонавентуры на основании данного произведения. Статья А. Г. Вашествова лишь предваряет два перевода трудов Бонавентуры: «Путеводитель», «О возвращении наук к теологии». Здесь не присутствует ни анализ биографии, ни рассмотрение философии. Статья М. А. Гарнцева представля-
Св. Франциск Ассизский. Сочинения. — М.: Издательство францисканцев — братьев меньших конвентуальных, 1995. - 288 с.
44 Стикко М. Франциск Ассизский. - Милан, 1990. - 279 с; Реати Ф. Франциск учитель молитвы. - М: Издательство францисканцев - братьев меньших конвентуальных, 2000. - 58 с.
45 Гардзонио С. Образ Св.Франциск в русской поэзии н. XX в. Предворительиые замечания (поэзия Л. Каннегисера) // ПОЛУТРОПОК/ к 70л. В. Н. Топорова. - М.: Индрик, 1998. - С. 663-675; Калмыкова А. Небесный покровитель земли русской // Истина и жизнь, 1993 № 1 — 2. — С. 2 — 7.; Киселева А. Шесть добродетелей Св. Франциска Ассизского: Размышление о духовных идеалах средневекового мистика // Зеркало истории Вып. 2 - М., 1995. -С. 33-39; Лихачев Д. С. Сергий Радонежский и Франциск Ассизский // Наука и религия, 1992 № 1. - С. 8 - 10; Павловский Я. Св. Франциск Ассизский, (о. Андрей францисканец-капуцин) - Рига: Монастырь францисканцев - капуцинов, 1993. - 188 с; Самарина М. С. Гимн творений Франциска Ассизского: основные вопросы современной критики. — СПБ.: ЛГУ, 1995. - 14 с; Сахаров П. Св. Франциск Ассизский. Быть простым, смиренным и чистым // Истина и жизнь. 1993.- № 10; Стрелкова Т. В. Понятия «доброта» и «милосердие» в понимании Намдева и Франциска Ассизского // Веста. Моск. ун-та Сер. 13., Востоковедение. 1994. № 3. - С. 12 - 22; Топорова А. В. Св. Франциск // Свеча. - М., 1994. - С. 34 - 48; Топорова А. В. Создание и распространение Средневековых текстов (на примере францисканской литературы XIII - XIV вв.) // Книга в системе международных культурных связей. - М., 1990. - С. 5-17.
46 Бонавентура Путеводитель души к Богу. - М.: Греко-Латинский Кабинет Ю. А. Шичалича, 1993.-188 с.
47 Вашестов А. Г. Джованни Бонавентура и метаморфозы схоластического дискурса // Во-
просы философии 1993. №8. С. 124 - 131
4 Гарнцев М. А. От Бонавентуры к Дуне;
пол. XIII - н. XIV вв // Средние века. Вып. 51. - С. 94 - 115.
А9
Гарнцев М. А. От Бонавентуры к Дунсу Скоту к характеристике августинианства второй
13
ет собой характеристику августинианства и лишь в этом контексте он рассматривает философию самого Бонавентуры. Эта статья носит преимущественно философский характер. Последняя работа - реферат Н. А. Колаковой «Философия Св. Бонавентуры»49 (по книге Э. Жильсона). Он очень интересен и представляет собой обзор всей философии Бонавентуры. Этот реферат -сжатый перевод книги Э. Жильсона. Здесь отсутствует личная позиция автора. Среди западных исследований выделяются работы Э. Жильсона и Ж. Бу-жероля. Э. Жильсон — известный исследователь богословия, представитель современного неотомизма, с этой позиции написаны его исследования. В монографии «Философия Св. Бонавентуры»50 он очень подробно реконструирует биографию святого, а также характеризует философию, приходя к выводу, что Бонавентура - типичный представитель средневековой философии, так как он, как никто другой, стремился подчинить философию богословию. Признание главенствующего положения богословия лишь один аспект его учения, в других - обнаруживаются проторенессансные настроения51. Исследование Ж. Бужероля52 фактически продолжает линию Э. Жильсона, не претендуя на всеохватность, лишь намечает пути возможного исследования. Подчеркнем, что практически все исследования, посвященные Бонавентуре -богословского или философского характера. Его фигура не привлекала внимания историков, культурологов и др.53
Третья группа работ посвящена фигуре Джотто. Существуют огромное количество западных (особенно итальянских) исследований, посвященных Джотто. Интерес к его личности и творчеству наблюдается у представителей формальной школы, которых интересовала проблема Ренессанса в искусстве
49 Колакова Н. А. Философия Св. Бонавентуры // Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. - М, 1998. - С. 52 - 68.
50 Gilson E. La philosophic de Saint Bonaventure. - Paris: VRIN, 1984. - 417 p.
51 См. работу Лосева А. Ф. Эстетика Возрождения. - - M.: Мысль, 1978. — 623 с.
52 Bougerol J. G. Introduction a de Saint Bonaventure. - Paris: Libri philos. VRIN, 1988. - 289 p.
53 Falque E. Vision, exces et chair. Essai de lecture phenomenologique de l'ceuvre de Saint Bonaventure // Rev. des sciences philos. et theologiques. — Paris: 1995. — P. 3 — 47; Fleming J.V. From Bonaventura to Bellini. An Essay in Franciscan Exegesis. - Princeton: Univ. press, 1982. -159 p; Lang H. S. Bonaventure's delight in sensation // New scholasticism. Vol. 60. - Wash., 1986.-P. 72-90.
14
Запада. В отечественной историографии Джотто уделялось гораздо меньше внимания. Можно выделить два этапа изучения Джотто в России: конца XIX в. (А. Вышеславцев54, Б. Соломин55), и середины XX (М. В. Алпатов56 и И. Е. Данилова57). Работы о Джотто конца XIX в. в основном описательного характера. Они фактически повторяют работы западных коллег. Исследования о Джотто в русской историографии XIX в. ограничиваются только этими работами. Из постреволюционных работ выделим работу М. В. Алпатова. Это первая и пожалуй до сих пор единственная в отечественной историографии попытка охарактеризовать Джотто и его эпоху в процессе сравнения и сопоставления с другой знаковой фигурой того времени — Данте. Западные исследования творчества Джотто второй половины XX в. фактически продолжают начатую в начале века традицию: установления подлинности, авторства, определения стиля, иконографической программы, влияния и заим-
58 59
ствований , а также посвящены отдельным произведениям .
Четвертая группа исследований характеризует Средневековое и прото-ренессансное изобразительное искусство. Здесь мы выделяем несколько направлений. Среди западных исследований значимыми были работы представителей формальной школы искусствознания конца XIX - первой половины ХХвв.: Г. Вельфлина, Я. Бурхкардта, М. Дворжака, Э. Панофского60. Интерес к проблемам средневекового и ренессансного искусства не угасает, однако
54 Вышеславцев А. Джотто и джоттисты. - СПб., 1881. - 227 с.
55 Соломин Г. К. Джотто да Бондоне. - СПБ.: Грядущий день, 1914. - 176 с.
56 Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. - М - Л.: Искусство, 1939. - 332 с.
7 Данилова И. Вступительная статья // Альбом «Джотто». - М.: Изобразительное искусство, 1970.-С. 5-17.
Giotto e il suo tempo. Atti del congresso intern per la celebrazione del 7 centenario della nas-cita di Giotto. 24sett. - 1 ott. Assisi - Padova - Firenze - Roma, 1971. - 664 p.; Gioseffi D. Giotto architeto. Milano: Univ. degli studi di treste Fac. Di lettere e filosophia, 1963. - 145 p.
59 Giotto di Bondone. Capella Bardi in Santa Croce. — Milano, 1959.
60 Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение Итальянского Возрождения. - СПБ.: Брокгауз-Ефрон, 1912. - 212 с; Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - Смоленск: Русич, 2002. - 441 с; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. - М: «Искусство», 1978. - 175 с; Панофский Э. Ренессанс и ренес-сансы в искусстве Запада. -М: Искусство, 1998. - 362 с.
15
строятся они согласно принципам традиционного искусствознания61. К этому же времени относятся первые в отечественной историографии исследования по истории западноевропейского средневекового и ренессансного искусства. Здесь, прежде всего, отметим школу М. Алпатова, который рассматривал изобразительное искусство в культурно-историческом контексте, а также работы его последователей В. Н. Лазарева62 и И. Е. Даниловой63 Эти исследования были использованы для реконструкции искусства развитого Средневековья; кроме того, в них содержится информация о Джотто. Мы не включали их в отдельную группу исследований, посвященных Джотто, поскольку предметом их исследования был не этап, а целая эпоха. Говоря о современных исследованиях, выделим работу X. Бельтинга «Образ и культ»64, где автор с одной стороны с позиций культуролога-эстетика, а, с другой, историка-медиевиста, исследует проблему соотношения изотворчества с теологией и литургикой «до эпохи искусства». В исследовании с разных точек зрения рассматривается значение средневекового религиозного образа, историческое развитие его смысла и роли в социальном контексте.
Пятая группа - исследования по средневековой истории и культуре. При характеристике культурной ситуации XIII века значимыми для данного исследования являются несколько традиций - первая представлена исследователями школы И. М. Гревса65, вторая связанна со школой Анналов66.
61 См. например работы: D'Ancona P. Les primitifs italiens du XI аи XIII siecles. - Paris: Les editions d' art et d'histoire, 1935. - 159 p.; Focillon H. Moyen Age: Survivances et reveils. Etudes d'art et d'histoire. - Monreal: Valiquette, 1945. - 205 p.; Focillon H. Moyen Age: Survivances et reveils. Etudes d'art et d'histoire. - Monreal: Valiquette, 1945. - 205 p.Garrison E.B. Italian romanesque panel painting. - Florence: Olschki, 1949. - 266 p; Garrison E.B. Studies in the history of medieval italian painting, v.2. - Florence: Olschk, 1955. - 78 p.
62 Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 439 с.
63 Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. - М.: «Советский художник», 1984. — 271 с; Данилова И. Е. Итальянская монументальная живопись (раннее возрождение). - М.: «Советский художник», 1970. - 371 с.
64 Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. -752 с.
65 Карсавин Л.П. Источники истории раннего францисканства // Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни Италии XII — XIII вв. — СПБ.: Знание, 1916. — С. 607-651.; Карсавин Л. П. Культура Средних веков. - Пг.: «Огни», 1918. - 223 с; Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. - СПБ.: Брокгауз-Ефрон, 1912. - 191 с; Карсавин Л. П. Основы средневеко-
16
Наиболее значимым в данной группе было исследование Андре Воше «Понятие святости на Западе в поздний период Средневековья» посвященное агиографической традиции. Анализ материалов нескольких сотен кано-низационных процессов позволяет выявить общие «критерии святости» в средневековом религиозном сознании и проследить развитие представлений о святом, отраженных в живописных и литературных памятниках. Опираясь в основном на канонизационные документы, А. Воше лишь вскользь говорит об иконографии, не разрушая при этом концепции единства всех проявлений религиозности эпохи. В данном исследовании для нас интересен момент непрерывности традиции, которая, развиваясь внутри себя, рождает новые сочетания известных понятий, выдвигающие на первый план то, что было забыто ранее.
Шестая группа является наиболее важной для данного исследования, поскольку в ней содержатся работы, посвященные вербальным и визуальным францисканским текстам.
В западной историографии с конца XIX начала XX вв. сложилась традиция изучения францисканской агиографии и иконографии. Начало было положено исследованиями Г. Тоде68, предположившего влияние идей Франциска на возникновение Ренессанса. Дальше внимание исследователей фокусировалось вокруг более узких проблем, относящихся к поиску сходств и параллелей письменных и визуальных текстов. Здесь, прежде всего, отметим
вой религиозности в XII-XIII вв. в Италии. - Пг: Типография «научное дело», 1915.-360 с; Бицилли П. М. Салимбене. Очерки итальянской жизни ХШв. - Одесса: Историко-филологические записки импер. Новороссийского ун-та, - 389 с; Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. - Одесса: «Гнозис», 1919. - 167 с.
Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов. - М: Ладомир, 2002. -379 с. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. - Долгопрудный: «Прогресс», 1997. -279 с; Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. — 440 с; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М.: «Прогресс», 1992.-372 с.
67 Vauchez A. La saintete a l'Occident aux demiers siecles du Moyen Age d'apres les proces de canonisation et les documents agiografiques. - Rome: Ecole frans de Rome, 1981.- 765 p.
68 Thode H. Saint Francois d'Assise et les origines de la Renaissance en Italie. - Paris: Laurens, 1904. -643 p.
17

Список литературы

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет