2. Количественные характеристики: Регистрация онкн



Дата18.07.2016
өлшемі113.5 Kb.
#206775
1.Наименование ОНКН: Технология художественного чугунного литья

2.Количественные характеристики:
3.Регистрация ОНКН:

1.Коллекция предметов художественного чугунного литья.

Место нахождения коллекции: фонды муниципального бюджетного учреждения культуры «Белохолуницкий краеведческий музей».

Адрес: Российская Федерация Кировская область г.Белая Холуница ул. Усатовой д. 2.

Номера ОНКН в местном каталоге:

2.Художественное архитектурное литье в архитектуре общественных зданий г. Белая Холуница:

а) крыльцо, навес, кронштейны, лестница здания заводоуправления (ул. Усатовой,2)

б) крыльцо, навес, кронштейны, лестница дома управляющего (ул. Ленина, 2)

в) крыльцо, навес, лестница здания больницы (ул. Здравоохранения,5)

г) два крыльца, кронштейны , 4 пары колонн здания магазина (ул. Ленина,10).



4.Классификация ОНКН: Техники и технологии, связанные с хозяйственной и бытовой культурой.
5.Текущее бытование ОНКН: ООО «Промышленное литье БХМЗ» Кировская область г.Белая Холуница ул.Ленина …, мастерская В.Г.Еремина и А.В.Лопатина
6.Историческое бытование ОНКН: Вятская губерния Слободской уезд Федосеевская волость Главнохолуницкий завод, Вятская губерния Слободской уезд Климковская волость Климковский завод, Вятская губерния Слободской уезд волость Чернохолуницкий завод. Заводы входят в Холуницкий горный округ.

История формирования: Начало производства художественного чугунного литья на Холуницких заводах – 2 половина 18в. В 1765г. Климковский завод изготовил для устройства полов Кафедрального завода в Вятке 2000 напольных чугунных плит.

История бытованиия: Вторая треть 19в. – значительный рост литейного искусства на Холуницких заводах (отливка решеток ограды Александровского сада (1838г.). Последняя четверть19в. – начало20в. – расцвет художественного архитектурного литья (ограда и ворота Александро-Невского собора г.Вятка (1890-е годы), Святые врата Крестовоздвиженского Богоявленского мужского монастыря г.Слободского(1901г.) и регулярное производство кабинетного литья.

В 20в. художественные отливки производились эпизодически.



Истории обнаружения:
7.Краткое описание ОНКН:

Традиционно ручной способ литья в песчаную форму, изготовленную по модели. Материал – дешевый и технологичный чугун.


8.Сведения об особенностях ОНКН:
Состояние бытования: Данная технология применяется на предприятии ООО «Промышленное литье БХМЗ» (с внедрением современных достижений) и в мастерской Еремина и Лопатина (неполный технологический цикл) Художественное литьё отливают нерегулярно (по мере поступления заказов). Ассортимент: тротуарные плиты, балясины, столбики, ограждения, подлокотники для садовых скамеек и др.
Риск исчезновения: Существует высокая степень опасности исчезновения данной технологии. Причины:

1.Изменение экономических условий:

а) экономическая политика руководства предприятия,

б) отсутствие заказов на художественное литье,

в) узкий рынок сбыта,

г) конкуренция.

2.Изменение социальной среды:

а) смена профессии мастерами,

б) отсутствие учебного центра по передаче мастерства.
Ценность:

Художественные архитектурные отливки Холуницких заводов отличаются добротностью, конструктивной прочностью, пластичностью. Качество художественных отливок характеризуется как хорошее, литье чистое и четкое. Главная особенность холуницкого литья заключается не в его исключительности, а в преемственности его по отношению к традициям Уральского художественного металла в частности, Российского художественного металла вообще.

Холуницкий завод был крупным поставщиком архитектурного (навесы, лестничные марши, перила, колонны, кронштейны и т.д.) и кабинетного литья (пепельницы, лоточки, ажурные тарелки, настенные барельефы) и т.д.) для Вятской губернии. Художественное чугунное литье Холуницких заводов – культурное наследие, которое формировало самобытный предметный мир и интерьерную среду населения горных поселков Вятской губернии.

Особенность: Художественные изделия холуницких мастеров отливались по проектам губернских архитекторов и по каслинским и кусинским образцам. В тоже время был создан самостоятельный художественно-бытовой ассортимент кабинетных вещей. Большинство предметов художественного литья Холуницких заводов не имеют клейм, что затрудняет их научную атрибуцию. В случае, когда моделями для камерного литья служили готовые изделия Каслинского и Кусинского заводов, их клейма убирались. На своих изделиях оригинального характера ставилось клеймо завода – в прямоугольной рамке аббревиатура - «ХЗПК», просто две буквы «ХЗ» без рамки. Образцы кабинетного литья отличаются от каслинского и кусинского тем, что эти предметы более толстостенные и более тяжелы, отсутствует чеканка изделий. Пробные образцы камерного литья 1880-х годов могут иметь естественный цвет чугуна, т.к. отсутствует защитное покрытие, литьё с грубой фактурой, металл имеет зернисто-пористую структуру.

Форма бытования: Аутентичная.

Исторический аспект: Массовое производство художественного чугуна на Холуницких заводах зародилось в сер. 18в. на базе общего развития металлургии на северо-востоке Вятского региона и промышленного освоения Урала. Холуницкие мастера восприняли традиции Уральского художественного металла и развили их в условиях русской провинции.

Социологический аспект:

а) спрос: художественное литье возникло как необходимость удовлетворять насущные потребности населения горных поселков. Дальнейшее развитие литьё получило благодаря крупным архитектурным заказам из Вятки, Слободского и других городов, что связано с ростом городского строительства в Вятской губернии в 19в. 2-я половина 19в. - укрепление позиций буржуазии, способной оплатить высококвалифицированную художественную работу.

б) квалификация: достаточно высокая квалификация холуницких инженеров, мастеров и культурный уровень управленческого аппарата обеспечили высокое качество выполняемых заказов.

в) политика владельцев: развитию художественного промысла по чугунному литью способствовала политика владельцев заводов Поклевских. В 1897г. Поклевские построили кирпичную литейную фабрику и активно занялись выпуском архитектурного литья. Они также наладили регулярное производство кабинетного литья(1890-е – 1902гг.)



Лингвистический аспект:

Бытование данной технологии предполагает наличие терминов: модель, вагранка, горно, формовочная смесь, форма, опока, стержень, литник, знак, выпор, отливки.


9.Сведения о происхождении ОНКН:

Исторический аспект:
10.Сведения о действии с ОНКН

Сохранение:

Поддержание преемственности передачи мастерства.?



Популяризация:

Программы обучения. Выставочная деятельность сотрудников музея?



Развитие:

Организация мастерской?


11.Описательные сведения:
12.Сведения об особенностях распространения и использования ОНКН:

Частота выражения ОНКН:

Художественное литье носит эпизодический характер.

Условия: промышленное предприятие, частная мастерская.

Средства выражения ОНКН:

Производство художественного чугунного литья.



Способы передачи ОНКН:

Обучение технологии происходит опытным путем. Опытный рабочий со стажем обучает ученика на рабочем месте. Период обучения от 3 до 6 месяцев. Затем обучаемый сдает экзамен на разряд.



Факторы, способствующие распространению ОНКН:

?

13. Сведения о наградах ОНКН:



?

14.Предметы, связанные с ОНКН:

Вагранка (доменная печь). Ковш. Опока. Формовочная смесь. Модель. Стержень. Стержневой ящик. Литниковая система. Инструменты для зачистки отливки.




15.Технология изготовления ОНКН:
Процесс литья производится в песчаную форму, изготовленную по модели. Деревянная модель помещается в ящик с формовочной землей, земля уплотняется прессованием. Модель удаляется, полость формы заполняется расплавом через каналы – литники. Отверстия в детали образуют с помощью песчано-глинистых стержней, копирующих форму будущего отверстия. После остывания форму разбивают, отливку гравируют, чеканят, красят.

Процесс литья сложный, он требует разделения труда. Над художественным металлом работает художник, технолог литейного производства(в условиях современного производства), модельщик, земледел (рабочий, который готовит формовочную смесь), формовщик, плавильщик, заливщик, выбивальщик, чистильщик. чеканщик, гравер. Процесс литья длительный по времени: от 1 месяца до года. Особенно длительным является подготовительный этап (См. подробное описание в приложении).


16.Принадлежность ОНКН:

Этнокультурная принадлежность: русская.


17. Ключевые слова:

Художественная обработка металла, архитектурное литье, кабинетное литье, Холуницкие заводы.


18.Лицо, имеющее отношение к ОНКН:

Носители и исполнители: Чеплашкин Сергей Андреевич….

Мастера - литейщики, работающие в литейном цехе…..

Мастера – литейщики В.Г.Еремин и А. Лалетин, работающие в частной мастерской.

Исследователи:

Варакин Алексей Александрович(1924–2009) краевед (г.Белая Холуница Кировской области)

Курочкин Михаил Валентинович, доцент кафедры компьютерных технологий Института искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Малаева З. Г., старший научный сотрудник Всероссийского института декоративно-прикладного искусства



Хранитель:

Повышева Екатерина Леонидовна, заведующая сектором по хранению фондов МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей».



Эксперт:

Перминова Надежда Ильинична…..



Ответственное лицо:

Плотников Валентин Александрович, начальник Управления культуры Белохолуницкого района Кировской области,

Кошурникова Наталия Ивановна, директор МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей»

19.Организация, имеющая отношение к ОНКН:

Хранитель:

МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей». Адрес: Кировская обл. г.Белая Холуница ул.Усатовой д.2



Эксперт:
Ответственный орган:

Управление культуры Белохолуницкого района Кировской области. Адрес: Кировская область г. Белая Холуница ул.Глазырина д….


20.Ссылки на библиографические ресурсы:

Литература:

1.ВаракинА.А. Литейное производство на Холуницких заводах (19в.). Машинописный текст из фондов МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей».

2.ВаракинА.А.Литейный цех Белохолуницкого завода с 1917по 1992гг. Машинописный текст из фондов МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей».

3.КурочкинМ.В. Художественный металл в архитектуре Вятской губернии 19-начала20вв.

4.КурочкинМ.В.Художественное чугунное литье Холуницкого горнозаводского округа Вятской губернии.

5.ПавловМ. А. Воспоминания металлурга. М.: Наука, 1984г.
21.Формы фиксации ОНКН:
1.Письменные тексты

2.Фотофиксация

Приложение

15. Технология изготовления художественного чугунного литья



I. Изготовление деревянной модели.

II.Формовка.

Литейные формы делают из двух полуформ.

Деревянная модель устанавливается на плотик (плоская поверхность) и накрывается опокой (опока, опочная оснастка – металлический ящик, имеющий только боковые стенки).

1.Опока вручную засыпается формовочной смесью (песок, глина и др. ингредиенты, в т.ч. жидкое стекло). В 19в. применялся следующий состав: глина – 10 решеток, песок – 1 решетка, конский навоз – 2-3 решетки. На первом этапе опока заполняется на ¼ части и уплотняется вручную трамбовкой (деревянный инструмент в форме песта). На современном производстве используется инструмент пневмотрамбовка.

2.Опока заполняется наполовину и уплотняется.

3.Опока заполняется полностью и уплотняется. Поверхность выравнивается лопатой.

4. Опока снимается с плотика, переворачивается и устанавливается на ровную горизонтальную поверхность. Нижняя опока накрывается верхней опокой такого же размера. На нижнюю модель устанавливается верхняя модель (нижняя модель является зеркальным отражением верхней, если отливаемая деталь симметрична) Устанавливается литниковая система, состоящая из частей: а) стояк (деревянная, в настоящее время алюминиевая, конусообразная модель), б) выпор (канал для выхода газов из формы, выполняется с помощью специальных моделей)

Процесс формовки повторяется: верхняя опока заполняется на ¼ , ½ и полностью. Удаляются выступающие деревянные элементы литниковой системы (стояки, выпора). Поверхность зачищается лопатой.

5.Раскрытие опок и извлечение модели. Верхняя опока снимается и устанавливается рядом с нижней. Модельную оснастку расталкивают и расколачивают с помощью бруска и расколотки (деревянного молотка). На этом этапе в полной мере проявляется искусство формовщика: от степени уплотнения формовочной смеси зависит процесс расколачивания.

Наступает ответственный момент: модель извлекается из формы специальными крючками или штырями. Для этого на модели могут быть специальные отверстия. Деревянные питатели извлекаются.Если нет деревянных питателей, они прорезаются вручную специальной лопаткой типа мастерка) рабочая поверхность 250х230см. Деревянные модели и литниковая система извлечены из опок. В формовочной смеси возможны обвалы, обрывы. В этом случае формовщик ремонтирует форму: заделывает обрывы, уплотняет, замазывает, затирает неровности. Возможна подчековка – заполнение вручную незаполненных формовочной смесью поверхностей. Исправление дефектов формовки закончено.

6. Нижняя опока закрывается верхней по штырям. Штыри вставляются в специальные уши или по углам опок для центрации, чтобы не было смещения. Возможно закрепление опок скобами. На верхнюю опоку помещается груз (металлические прямоугольники или гири) по диагонали. Над отверстием стояка устанавливается воронка.

III. Варка металла.

Пока готовится форма, идет варка металла.

Кустарный способ, применявшийся в Вятской губернии.

Вырывается яма глубиной до 0,5м. Яма уплотняется глиной. На дно ямы закладывался древесный уголь (березовый). На уголь засыпалась болотная руда. Руда покрывалась слоем угля. Температура горения древесного угля достигала 1400о С. Толщина верхнего слоя угля зависела от того, какой материал (чугун) нужно было получить. В процессе плавки на дне ямы образуется литейный или передельный (идет на переделку в железо) чугун. На поверхности расплавленной массы возникает корка или флюс (шлак). Шлак убирается счищалкой (тип лопаты в виде ковша). Металл заливается в форму черпаком.

Плавка чугуна в вагранке.

Вагранка – уменьшенный вариант доменной печи. Это металлическая труба, установленная на стойках, имеющая три уровня. Нижний уровень называется горно. Он имеет два желоба (летки), верхний и нижний. По нижнему желобу двигается металл.

Над горном находится второй уровень и третий (завалочный). Над третьим уровнем сооружается козырек. На втором уровне имеются смотровые окошки. В завалочном уровне имеется большое окно. Внутри вагранка выложена шамотным (огнеупорным кирпичом). На дне горна имеются створки. Щели на дне промазываются специальным составом. Дно горна засыпается песком под углом по нижнему уровню летки. В нижней части горна имеется маленькое окно, которое запечатывается огнеупорным кирпичом. Через завалочное окно закладываются сухие доски и поджигаются. Засыпается кокс (каменный уголь), температура горения которого достигает 2400оС. Кокс засыпается выше смотровых окошек. Подается воздух. Через завалочное окно закладывается литейный чугун и чугунный лом, сверху засыпается коксом. По мере сгорания кокса чугун в виде капель опускается на песок (температура плавки песка – 2100оС, температура плавки чугуна - 1350-1400оС).



IV.Заливка металла в форму.

По мере заполнения горна мастер производит слив металла и шлака. Вагранщик пробивает заостренным ломом отверстие над нижней леткой, металл стекает по летке в металлический ковш, покрытый изнутри огнеупорной смесью. По мере заполнения ковша вагранщик закрывает отверстие ломом или песчаным карандашом. Ковш (ручник) имеет ручку с одной стороны и раздвоенную ручку (типа носилок) с другой. Ковш к форме подносят два человека, производят заливку в воронку стояка. По выпору определяют уровень металла. Выпор и стояк должны быть заполнены металлом. Металл остывает, темнеет. Художественное литье доводят до полного остывания во избежание трещин.



V. Очистка отливки.

1.Выбивка - извлечение полученной заготовки из формовочной смеси. Опока разбирается, смесь разбивается. В современном производстве используют выбивные вибрационные решетки.

2.Чистка отливки: обрубка литниковой ситемы (в 19в. молотком, в 20в. – машинкой шлифовальной угловой), удаление остатков формовочной смеси металлическими щетками, зубилом. В современном производстве используется дробеструй и пескоструй (деталь помещается в камере, куда под большим давлением на обрабатываемую поверхность подается дробь или песок)

3. «Старение» чугуна. После чистки металл должен «отдохнуть», чтобы снять внутреннее напряжение после чистки. Деталь выкладывается на воздух на время до 12час. В современных условиях используют отжигательные печи.



4.Окончательная зачистка (доведение отливки до товарного вида) Сглаживание поверхности, гравирование. Используются наждак, напильник, шлифовальный круг, зубильца.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет