2) Средневековый город. Генезис.
XI – возникновение городов в Зап. Европе. Первое столетие средневековья преобладало нат. хозяйство (сельский труд соединялся с ремеслом и орудия труда принадлежали крестьянству). В ранее средневековье преобладали городские поселения. Была развита торговля. Сохранились многие античные города, но запустевшие и разрушенные. Зап. Европа отставала от Византии, где в это время процветали многие города с высокоразвитым ремеслом. Развитие города основывалось на общественном разделении труда.
X-XI в.в. – рост производит сил быстрее сил в ремесле (развивалась техника навыки). Ремесленный труд уже не совмещался с крестьянским. Складывались рынки, расширялось денежное обращение, развивались пути сообщения. Ремесло превратилось в самостоятельную отрасль производства и сконцентрировалось в определенных центрах. Увеличение продуктивности сел. хоз. Давало возможность крестьянству обмениваться частью продуктов на готовые ремеслен. изделия.
города – центры ремесла и торговли.
Теория происхождения средневе. города:
А) романистическая (сред. город являются продолжение античных городов)
Б) вотчинная (город развивался из феодальной вотчины)
Г) марковая (город возникал из свободной сельской общины – марки).
Д) бурговая (город возникал из крепости – бурге).
Е) рыночная (город формировался как центр рыночной торговли).
В современной медиевистике преобладает концепция возникновения феод. города как следствие общественного разделения труда, развития товарных отношений, социальной и политической эволюции общества. Город определяется как органический компонент феод. строя.
Уходившие с земель крестьяне и ресмесленики селились в местах связанных с рынком. Это были админ. и военные, церковные центры. Чаще всего образовывались поселения в близи больших вотчин и усадьб, замков и монастырей. Рост городов проходил, разными темпами:
VIII – IX в.в. - раньше всех в Италии(Венеция, Генуя, Пиза)
X в. – на юге Франции (Марсель, Арль, Тулуза);
X-XI в – сев. Франции, Нидерландах, Англии, Германии.
XII-XIII – скандинавские страны, Урландия, Венгрия.
Распределение городов было неравномерное. Особенно много их было в сев. и сред. Италии. Основное население сред. города – торговцы и ремесленники; часть людей занималась продажей услуг (возчики, носильщики, трактирщики и проч.) В крупных городах жили представители королевской и сеньориальной администрации, нотариусы, врачи, преподаватели, а также черное и белое духовенство. Население было около 3-5 тыс. жителей, а к XIV-XV в.в. – 20-30 тыс. жителей. Крупными городами были Константинополь, Париж, Милан, Флоренция – около 80-100 тыс. человек. Города были окружены высокими стенами и башнями и массивными воротами, которые служили защитой от нападений неприятеля – ворота на ночь закрывались. Вокруг городск. центра (ург, сите, град) возникали предместья – посады, слободы, где селились ремесленники. Центральным местом была рыночная площадь с собором ратушей (здание городского совета). Улицы были узкими, дома примыкали друг к другу. Освещение и канализация отсутствовали, а по улицам бродил мелкий скот. Из-за этого были часты эпидемии.
Капетинги не имели возможности ввести прямые гос. налоги. Был введен косвенный налог – габель (налог на соль). Впоследствии был позаимствован другими складывавшимися гос.-вами.
Каждому гражданину предписывалось покупка опред. кол-ва соли. XIII в. – разыскивание класса северо-франц. Феодалов. Расширяются возможности городской и сельской верхушки. XII-XV в. – процесс освобождения крестьян (аналог. Процесс в России –от судебника Ивана III до 1861 г.)
Были уничтожены некоторые виды серважа.
Свобода имущественных сделок.
Свобода сеньориальной юрисдикции.
Право обращаться к королю.
Право выбора сеньора.
Освобождение крестьянства (как в России) шло сверху.
XIII – многочислен. Крестьянские восстания.
1251 – восстание “пастушков”.
Этническая и языковая концентрация франц. Общества (но понятие “нация” сформируется лишь в период фр. капитализма).
Складывание языка (старофранц.). На основе парижского диалекта.
На юге Фр. – множество диалектов, но общий был провансальский язык. Выражением усиления гос. является расцвет культуры.
XIII – запись устных эпосов – песнь о Роланде. Эпосы, связанные с королем Артуром, роман Тристан и Изольда (много вариантов). Появление городской культуры (сатирич. Жанры, гротеск, “Роман о Лисе. Возникновение провансальской поэзии – трубадуров. Культ Прекрасной Дамы. Развивается классическая схоластика.”)
3. Типы средневекового производства (цех, корпорация, кинония, гильдия)
Производственная основа средневекового города- ремесла. Ремесленник- мелкий производитель, который владел орудиями производства, самостоятельно все свое хозяйство, основанное на личном труде. Цель мелкого ремесленника - не прибыль, а способ обеспечения самого существования. В городском ремесле имели место другие виды внеэкономического принуждения, чем у крестьянина, а именно: принуждение и регламентация со стороны цехов и города. Это принуждение исходило от самих горожан.
Характерной особенностью ремесла была корпоративная организация - объединения лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы- цехи, гильдии, братства.
XI-XII в. – появление цехов (в месте с городами)
Окончательное оформление – цеховые уставы - произошло в более поздней период.
Цех- это объединение мелких товаропроизводителей для защиты от феодалов и конкуренции. Принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом.
Главная функция цеха - утверждение монополии на данный вид ремесла и установление контроля над производством и продажей изделий. Цеховой мастер был одновременно и работником и собственником средств производства. Ремесло передавалось по наследству. В крупных городах были десятки и сотни цехов. Мастеру в работе помогали члены его семьи, а также один или два подмастерья и несколько учеников, но членов цеха был только мастер.
Производство строго регламентировалось:
Каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества; нельзя было выпускать больше продукции и удешевлять ее; запрещалось работать в ночное время и по праздникам; регламентировались цены и т.д. Сообразной корпоративной собственностью была монополия на определенную специальность. До конца XIV в. цехи играли прогрессивную роль охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации феодалов, обеспечивали существование в условиях узости тогдашнего рынка, смягчали конкуренцию. Цех также участвовал в обороне города, выступая как отдельное боевое подразделение. Цех был организацией взаимопомощи, оказывая поддержку нуждавшимся мастерам и семье в случае болезни или смерти кормилица. Но наряду с цех. Системой существовало и свободное ремесло.
Гильдия- объединения купцов одного города по профессиональным интересам. Гильдии обеспечивали своим членам монопольные или привилегированные условия в торговле и правовую защиту, оказывали взаимопомощь, были религиозными или военными организациями.
Торговые дома – семейные купеческие компании а также паевые товарищества (складничество, комменда). XIII – возникновение ин-та торговых консулов. XV – появление биржи, где заключались коммерческие сделки. Самым значительным объединением стала Ганза- торгово-политический союз купцов германских и заподно-славянских городов, который имел несколько филиалов и держал в руках североевропейскую торговлю до XVI века.
Купцы управляли в муниципалитетах, оказывали влияние на гос. Политику, участвовали в феод. Захватах и колонизации XIV-XV в.в. – рост торгового капитала в руках купеческой верхушки- древнейшая свободная форма капитала малообеспеченный ремесленник попадал в зависимое от купца положение и фактически становился наемным рабочим хотя нередко и продолжал работать в своей мастерской.
Торговля и ремесло составляли экономическую основу среднев. Города. Элиту составляли купцы, которые нередко становились одновременно банкирами и крупными ростовщиками. Наиболее богатыми и влиятельными были купцы из столичных и портовых городов: Константинополя, Лондона, Марселя, Венеции, Генуи, Любека.
Самые большие кредитные и ростовщические операции осуществляла римская курия, куда стекались громадные денежные средства. Значительная часть капиталов, накопленных в торговле и ростовщичестве, вкладывалась не в расширение промышл. Производства, а в приобретение земли и титулов; владельцы этих капиталов стремились войти в состав господствующего слоя феодалов.
4) Коммунальные движения
Средневек. город возникал на земле феод. и должен был ему подчинятся. Бывшие крестьяне переселившиеся в город, оказывались в личной зависимости от феодала, они приносили с собой свои обычаи и навыки общинного устройства. Феодал стремились извлечь из города как можно больше доходов, городск. промысла торговля этому способствовали.
Коммунальное движение – это борьба между городами и феодалами, происходившая повсюду в Зап. Европе в X-XIIIв.в.
Первоначальный этап борьбы за освобождение от тяжелых форм феод. гнета, за сокращение поборов и торговые привилегии.
Последующий этап- политическая борьба за обретение городского самоуправления и права. Исход борьбы определял степень независимости города по отношению к сеньору, но эта борьба велась не против феод. системы в целом, а против конкретных сеньоров.
Способы борьбы-
-
выкуп отдельных волостей и привилегий (фиксировался в хартиях)
-
длительная (иногда вооруженная) борьба в которой вмешивались короли, императ. и крупные феод. При этом коммун. борьба сливалась с др. конфликтами и была важной составной частью политич. жизни. Зап. Европы.
Комм. движения в разных странах происходили по разному и приводили к разным результатам. Города Юж. Франции обрели независимость без кровопролития в IX-XII в. Марсель в течение столетия был независимой аристократич. республикой до конца XIII в., когда его взял граф. Прованса Карл Анжуйский. Верховные государи не желали полной независимости городов. Многие города сред. Италии(Венеция, Генуя, Флоренция и др.) в XI-XII в.в. становились городами-государствами. В Милане-центре ремесла и торговли, который управлялся епископом, в серед. 50-х годов XI в. коммун. движение вылилось в гражд. войну против епископа и перемешалось с еретическими движениями вальденцев и катаров. В конце XI в. город получил статус коммуны, но борьба продолжалась и в последующее время.
Императорские города- аналоги коммун в Германии XII-XIII в.в. Формально подчинялись императору, но на деле были независимыми городск. республиками (Любек, Нюрнберг и др.) . Управлялись городс. советами могли объявлять войну, заключать мир, чеканить монету.
Многие города Сев. Франции и Фландрии стали самоуправляющимися городами- коммунами в результате упорной и вооруж. борьбы с сеньорами. Они выбирали из своей среды совет и его главу- мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, ополчение, финансы, устанавливали налоги. Грода-камуны освобождались от выполнения сеньориальных повинностей (взамен этого они выплачивали сеньору небольшой ежегодный денежную ренту). Города- коммуны нередко сами выступали в качестве коллективного сеньора по отношению к жившим на близлежащей территории крестьянам
Более 200 лет длилась борьба за независимость север-франц. города Лана против епископа Годри, который установил тяжкий сеньерильный….
Однако немало значит и богатых городов не могли добится полного самоуправления (Скандинав. страны, города Германии, Венгрии, Византия никогда не имела самоуправ. городов. Права и вольности средневекового города были схожи с иммунитетными привеллегиями и носили феод. характер. Города составляли замкнутные корпорации и превыше всего ставили собственные интересы.
Важнейший итог комм. борьбы- освобождение от личной зависимости бежавших в город зависимый крестьянин, прожив там «год и день» также становился свободным.
В процессе развития городов в феод. Европе сложилась сословие горожан- бюргеров, от слова Burg – город. Это сословие не было единым, внутри него существовал патрициат, слой состоят торговцев, ремеслеников, домовладельцев, рядовые труженики и городские плебство
XII-XIII в.в. бюргер – это полноправный гражданин познее выростали первые элементы буржуазии. Из крестьянства выделилась зажиточная верхушка, а основную часть составляли деревенские бедняки. Усиливалось сопротивление крестьян феод. Гнету, в XIV-XV в.в. – пик рассцвета феод. системы города и горожане держали ведущую роль в области средвек. торговли и ремесел, создании связей и общеностей нового типа. Они влияли на аграрный строй и развитие феод. гос. Велика была роль город в развитии среднев. культуры.
5) Крестовые походы.
Предпосылки: большой комплекс эконом. соц. внешнеполит и рел. факторов.
А) рост товарно-денежных отношений
Б) расслоение традиц. структуры общества
В) рост материальн. потребностей феод. верхушка
Г) рост агрессивных настроений среди рыцарской молодежи
Д) принципы майората
В народе ходили легенды о фантастических христиан на востоке и о сказачных богатствах Святой Земли. Некоторые совр. историки считают, что одной из главных причин походов, возможно, был демографический взрыв, который в это время переживала Европа. Но скорее всего демогр. взрыв был не причиной, а скорее толчком к крестовым походам. Крестовые походы – это военно-колонизационные движения заподноеврп. феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшие в форме религиозных войн, под лозунгом освобождения христ. Святынь в Палестине из под власти мусульман, либо обращения язычников или еритиков в католичество. Термин крестовые походы появляются не ранее 1250 года и стал общепринятый с XVII-XVIII в.
Первый крестовые походы отличались массовым характером и стихийностью. В них принимали участие все слои населения. Затем к.п. становятся чисто рыцарскими экспедмициями, а последнии к.п. были организованы монархами крупн. гос-в Зап. Европы. Крестоносцы называли себя пилигриммами. Классич. эпоха крест. походов – конец 11-13 век. Движение было организованно с благословения рим- кат Церкви, которая идиологически оформила все 8 походов с 1096 по 1270 год. В 1074 г. папа Григорий 7 призвал Запад защитить христиан на Востоке. После Клермонского собора в 1095 г. заручившись поддержкой клюнисских монастырей и светских государей, папа Урбан 2 выработал концепцию к.п.
1 к.п. – 1096-1099 – поход бедняков под начальством Петра Пустынника и Готье Голе. Создание государства крестоносцев на Востоке.
2 – 1147-1148 – була папы Евгения 3 и проповедь аббата Бернарда Клервсского.. Короли- Людовик 12 и Конрад 3.
3- 1189-1192 – поход профес. рыцарской армии Генриха 2 Плантагенета и его сына Рычарда Львиное Серце, а также Филипа 2 и Ридриха 1 Барбароссы закончился неудачей.
4 – 1202-1204 – папа Инокентий 3, помощь Венецианской республики в перевозке рыцарей.
Взятие и разграбл. крестаносцами Константинополя. Образование Латинской империи во главе с графом Фландрии и Эно Бодуэном (последний крупн. поход).
1212 – крестовый поход детей.
5 – 1217-1221 поход против египедского султана возглавили король Венгрии.
6 – 1228-1229 – возглавил император Фридрих 2. Вернул без боя Иерусалим.
7 – 1248-1254 – франц. Король Людовик 9. Переговоры с татар- монголами о союзе против султана.
8 – 1270- Людовик 9 из-за эпидемии чумы в Тунисе погибли крестаносцы и сам король.
После этого попытки новых экспедиций ради освобождения Св. Земли успеха не имели.
Итоги походов: К.П. не достигли своей цели, они повлекли за собой большие жертвы среди населения их участников и государств Востока. Погибло много культ. ценностией- библиотеки, дворцы, памячтники и т.д. Константинополь уже никогда не оправился после Латинского расгрома.
Но были и ряд положительных моментов:
А) более близкое сопркосновение Европы и Востока, рост товарообмена
Б) на Запад были привезены технологические новинки (ветреная мельница) и некоторые сельскохозяйственные культуры (гречиха, арбуз, абрикосы, лимон)
В) восточные науки, культура и быт становятся достояние Евр.
Г) снижение авторитета папства.
Д) укрепление централизации Фр. и Англии.
Е) расширение Зап. Евр айкумены.
6. Духовные военно-рыцарские ордена.
Явившись дополнительным средством защиты гос- ва крестоносцев на Востоке, а также стимулом к крестоносцам движению.
Вступая в эти ордена рыцари приносили три монашеских обета:
А) целомудрия (отказ от брака)
Б) бедности (с запретом накопления богатств)
В) послушание (ордену и папе)
-
Госпетальеры или иоаниты (по названию страноприимного дома св. Иоанна Милистивого)
1113- утверждение устава
1309 – иоанниты захватили о. Родос.
1522 – перебрались на о.Мальту и орден получил название Мальтийского (красный плащь с белым крестом).
2. Тамплиеры или храмовники- орден возник в начале XII. Устав 1128г. Назван по расположению резиденции близ храма Соломона. Орден накопил значительные денежные средства. 13 в. – часть тамплиеров переселилась во Францию где орден был ликвидирован по обвинению в ересе в 1312 году. (белый плащь с красным крестом).
3. Тевтонский орден или ореден Св. Девы Марии. Создан в 1190-1191 г.г. в Палестине немецкими крестоносцами.
13 в. – переведен в Прибалтику и развернул активную деятельность в Пруссии (носили белый плащ с черным крестом).
Значение: ордена сыграли значительную роль в защите Св. Земли. Постепенно они стали серьезной политической силой, участвовавшей во внутре-политической борьбе гос-в крестоносцев. С ростом их богатства усиливалось их обмирщение.
7) 4 Крестовый поход и Византия.
Объявлен папой Инокентием 3 против егип. султана – это официальная версия, а фактически- против Византии. Основная цель к.п. – освобождение Св. Земли отошла на второй план, а на первое место выдвинулись полит. и экономич интересы. К этому времени уже давно сложился антигонизм между группой заподноевропейских гос. И Византией. Ученые усматрвиают в 4 к.п. – кризис крестоносного движения (некий переломный момент) так как впервые жертвой крестоносцев стали христианские гос-ва.
В 1195 г. византийский император Исаак 2 был низложен с престола, ослеплен и заключен в тюрму своим братом Алексеем 3. Сын Исаака, царевич Алексей, бежал на запад в поисках помощи, он просил крестоносцев помочь ему и его отцу вернуть импер. престол. Царевич Алексей обещал крестоносцам заплатить 200 000 марок серебром, снабжать их продовольствием в течении года, послать с ними в Палестину до 10000 чел. Войска и т.д. (и даже подчинить восточ. Церкви папе).
На пути крестаносцы взяли и разграбили г. Задар в Венгрии.
В 1203 г. крестоносцы осадили Константинополь, возвели на трон низверженого Исаака 2 вместе с сыном. НО выполнить обещание данное крестаносцам они не смогли т.к. в гос. казне денег не было, народ был недоволен и западные рыцари решили взять реванш. После востания некоего Мурзуфа и смерти Ангесов они вторично осадили и варварски разграбили город, по словам историка «предали огню и мечу». Они убивали поголовно всех греков, не различая ни пола, ни возраста, грабили церкви и монастыри. Латинское духовенство не только не остановило их но даже подстрекало. Еще до взятия Константинополя между крестоносцами и венецианцами был заключен договор о разделе будующей добычи, поэтому после разграбления города они создали так называемую Латинскую империю в 1204 году. Византийская империя свелась к Никейской и Трапезунской империям, а также Эпирскому гос-ву. Лат.империя просуществовала до 1261 года (сами крестаносцы называли ее Римской империей). Императором был выбран Балдуин, граф Фландрский а патриархом венецианец Томмазо Морозини. Таким образом и Констант. Церковь попала в руки латинян, в ней было учреждено несколько лат. митрополий и епископий.
4 поход был последний крупный крестовый поход, итоги которого показали всю сущность крестоносного движения.Патриарх константинопольский и многии греки переселились в Никею- государство затем основаное зятем императора Феодором Ласкарисом. Никейское гос. вскоре усилилось и вступило в борьбу с латинянами. В 1261 г. импер Михаил 8 Палеолог отвоевал у крестоносцев Константинополь и востановил Византийскую империю, а вместе с ней и правосл. Константиноп. Церковь.
8) Государства Латинской Романии.
Были образованны в результате 1 крест. похода когда на помощь отряду бедноты выступили хорошо вооруженные рыцари:
А) из лотарингии отряды Готфрида Бульенского
Б) итало-нормандские рыцари-заклятые враги
В) отряды из Юж.Франции. (Византии)
Сев. И Сред Франции
Г) рыцари Англии и Шотландии.
Имп. Алексей 1 Комнин использовал весь свой диплом талант, чтобы подарками, угрозами, а иногда и военной силой вернуть империю захваченые турками-сельджуками территории. Ему пришлось взять определенные объязательства перед рыцарями но взаимное недоверие союзников все время возрастало.
1098 – отряд Бодуэна Фландрского взял г. Эдессу.
1144- и возникло первое самостоятельное государство крестоносцев графство Эдесское 1098-1268.
Антиохийское княжество было основано Боэмундом Тарентским –второе государство крестоносцев (предание о наконечнике копья, которым было пронзено ребро Спасителя).
5 – 3 крестовый поход – кипрское королество.
1099 г. – взятие Иерусалима и образование 1291 Иерусалимского королевства во главе с Готфридом Бульонским – третье гос. Крестоносцев.
Г.Бульонский стал сюзереном всех гос-в Лат.Романии (помимо них было создано четвертое государство – графство 1109-1289 Триполи. Во всех этих государствах была вассально-ленная система по северо-францускому образцу. Территория делилась на баронии (феоды), король мог призывать на службу всех вассалов,а они не могли надолго покидать свои владения. Вассалы имели право сбора налогов, пошлин, торговые привилегии, заседали в курии.
Другая палата – Ассиза суда …..разбирала судебные споры этой категории населения.
Иерусалимские Ассиза – свод феод. права гос-в крестоносцев (судебник, который применялся до 15 века). Местные крестьяне(арабы, сирийцы, армяне, греки) были лишины личной свободы и несли оброк от трети и до половины урожая. Среди населения были и рабы- взятые в плен или купленые «сарацины». Торговле была сосредоточена в руках купцов Генуи, Пизы, Венеции, Марселя. Преобладала ориентация на внешний рынок - предметы, роскош, специи, оружие, импорт металла. Купцы морских республик имели укрепленые кварталы в гос-вах Лат.Романии и имели привелегии Крупным земледельцем была Церковь. В Иерусалимс. Королестве было патриаршество, собиралась церк 10-тина.
Гос-ва Лат.Романии оказались недолговечными. Они были непрочны изнутри вследствие непрекрощающихся внутрених усобиц участников похода. Также они постояно подвергались угрозе со стороны турок-сельджуков.Византия относилась к ним очень насторожено. Запад не мог оказать этим гос-двам никакой защиты в них создаются духовно-рыц. Ордена. Ордена были призваны совместить два идиала – рыц. и монашеский. Рыцарь был объязан сражаться за веру с оружием в руках. В серед. 12 века мусульм. правитетели объявили священную войну против христиан. Были разгроблены войска графа Триполи, захвачено графство Эдесское. В 1268 г. Египед захватил Антиохию, в 1291 г.- Акру, последнию столицу Иерус. Королевства. Гос-ва крестоносцев были обречены. Эпоха крестовых походов в Св. Землю закончилась, в результате запад-восточная конфронтация усилилась.
9) Северные крестовные походы.
12-13 в. немецкие, датьские и шведские феодалы организовали «сверные» крестовые походы в Восточную Прибалтику против «язычников»- финских племен, славян, литов, эстов, прусов. Захваченые земли активно колонизировались (Пруссия, Юго-Запад Финляндии, Зап. Карелии).Образовывались новые государства структуры: герцоства.
Кореное население подвергалось насильственой христианизации. На месте прежних поселений возникали новые города: Рига, Любик, Берлин, Ревель, Выборг. Некоторые из них, например, Рига были важными форпостами катол. Церкви, резиденциями архиепископов.
В 13 в. Тевтонский орден начинает экспансию в Прибалтике с целью покорения Руси. В 1242 году состаялась знаменитая битва – Ледовое побоище, когда на Чудстком озере войска св. благоверного князя Александра Невского наголову разбили крестоносцев.
1410 – Грюнвальдская битва.
1558-1583 г.г.- участие в Ливонской войне(подробнее см. Историю России стр. 83 Павленко).
Вопрос №11
Монашеское движение в Западной Европе.
VI - VII вв.- появление монастырей . На Западе монашество распространилось с Востока (св. Афанасий Великий).
Организатором западного монашества в формах, несколько измененных от восточного монашества, был Бенедикт Нурсийский (ок. 480 - 543 гг.). Происходил из благородной семьи итальянской провинции Нурсии. Когда родители отправили его в Рим для получения образования, он увидел шумную и распущенную жизнь столицы и решил удалиться в пустыню (ему было 14 лет). Неподалеку от Рима он встретил старца Романа из близлежащего монастыря, который, узнав о намерениях мальчика, указал ему место в пещере при подошве горы. Бенедикт поселился здесь, а старец передавал ему хлеб, спуская его на веревке. Случайно подвижника обнаружили пастухи, и слава о нем стала распространяться. Монахи соседнего монастыря выбрали его своим настоятелем. Когда Бенедикт завел в монастыре строгие порядки, то монахи вооружились против него, и он вынужден был бежать в область Флоренции, где основал 12 монастырей. Бенедикт приобрел очень большое уважение (к нему отдавали на воспитание своих детей многие знатные римляне). Но зависть флорентийского духовенства заставила его бежать и отсюда. Он нашел себе убежище в одном диком месте на развалинах древней крепости, лежавшей на высокой горе, и основал здесь знаменитый впоследствии Монтекассинский монастырь. Наученный опытом, Бенедикт знал, что восточные монашеские правила тяжело принимаются на западе, поэтому он несколько изменил их. В 529 г. он составил правила в которых не требует особых лишений, а заповедует единственно порядок, умеренность и трудолюбие. Поступающий в монастырь должен был в течение года выдержать испытания (новициаты), а затем дать письменную клятву. Монахи должны были добывать себе пропитание (обрабатывать землю), изучать Св. Писание, переписывать книги и воспитывать детей. Впоследствии они занялись еще миссионерской деятельностью и светскими науками. Имущество у монахов должно быть общее и они должны находиться в безусловном повиновении у настоятеля с отречением от собственной воли.
Правила Бенедикта вошли во всеобщее употребление на западе. Иноки обители стали называться бенедиктинцами.
Далее смотреть лекции В,В, Каревой - стр. 51 и учебник С.П. Карпова - стр. 233
Вопрос № 12
Клюнийская реформа.
VIII - IX вв.- упадок бенедиктинства (падение династии Каролингов, распад империи, образование новых государств). X - XI вв.- новый подъем на фоне всеобщего упадка (Европа покрывается бенедиктинскими монастырями). X в.- бенедиктинский монастырь в г. Клюни выступил инициатором обновления религиозной жизни. Свою силу монашество черпало в эсхатологическом напряжении ( в тысячелетнюю годовщину Рождества и Воскресения Христа). Реформированное монашество становится наиболее авторитетной силой христианского мира. Наибольшее влияние в X в. приобрели клюнийцы. Монастырь Клюни в Бургундии был основан в 910 г. герцогом Аквитании, который на вечные времена отказался от своих прав на монастырь, передав его под прямое покровительство римского папы. Клюнийцы были независимы от епископа и от сеньора, но это право они использовали для осуществления реформы монастырей. Они боролись с нарушениями бенедиктинского устава, основной задачей они считали молитву за мирян, поэтому месса в Клюни не прекращалась не на минуту и отличалась особой торжественностью. Постепенно вокруг Клюни складывается мощное объединение монастырей, а основой монашеской жизни становится клюнийский обычай - дополнение к уставу Бенедикта Нурсийского. Аббат Клюни являлся как бы епископом «клюнийской церкви» (позже из Рима он получил знаки епископского сана). Свободные клюнийские монастыри образовали своего рода суверенное монашеское государство, главу которого нередко называли «королем».
Дополнение: стр. 52 - лекции В.В. Каревой.
Вопрос № 13
Ордена цистерианцев и августинцев.
К концу XI в. реформированные клюнийские монастыри, которые стали крупными феодалами, были уже далеки от первоначальных идеалов теоретиков монашеской реформы. В этих монастырях всё труднее было найти уединение, там царили роскошь и праздность. Как протест на обмирщение клюнийских монастырей развиваются те или иные формы отшельничества. Конец XI в.- группа аскетически настроенных монахов покинула свой монастырь и удалилась в уединенное место Сито (Цистерий - лат.) в Бургундии. В этой обители образовался орден цистерианцев - новая форма организации монашества. Они не реформировали старые монастыри, а закладывали новые (контрастом черному одеянию бенедиктинцев служили белые «ангельские» одеяния цистерианцев. Верховной властью в ордене обладал генеральный капитул - ежегодное собрание всех аббатов цистерианских монастырей. Их уклад регулировали статуты ордена, утвержденные генеральным капитулом. Орденские статуты при этом дополняли и комментировали монашеский устав. Впоследствии все монашество, включая и клюнийское, организуется в различные ордена, в каждом из которых был свой устав.
Цистерианцы отошли от традиций бенедиктинского устава. Основой монашеского служения они считали физический труд, поэтому выбирали для своих обителей ещё не обжитые места. В отличие от бенедиктинцев, которые жили чужим трудом, владели деревнями и имели зависимых крестьян - цистерианцы занимались расчисткой лесов, осушением болот, сельским хозяйством и обустройством обители. Идеологом цистерианства был выдающийся теолог и мистик Бернард Клервосский (1090 -1153). Однако идеалы бедности, уединения и физического труда не спасли и цестерианские монастыри от обмирщения. Монахи активно включались в торговлю, охотно внедряли различные технологические новшества, а впоследствии переложили занятия физическим трудом на т. н. «конверсов»- сельскую бедноту. Конверсы принимали монашеский обет, но жили отдельно от братии, получая лишь скудное пропитание. Благодаря проповеди Б. Клервосского цистерианцы нередко выступали проводниками насильственной христианизации в языческой Прибалтике или арабской Испании.
XII в. - переломный в истории монашества. В связи с ростом городов, с усилением их экономического и политического влияния сильнее стала ощущаться потребность в укреплении пастырского служения. В 20-е годы папство отказывается от поддержки монастырей, они переходят в подчинение епископов диоцеза. Духовенство живущее в миру во многом стало определять политику папства.
XII в. - оформляется движение регулярных каноников - служителей соборных и приходских церквей городов, живших - каноникатами в соответствии с определенным уставом. Идеалы каноников расходились с монашескими, в основе их служения была жертвенная любовь к ближнему как выражение любви к Богу. Они занимались активной проповеднической деятельностью, им было чуждо уединение во имя личного спасения. Их устав приписывается отцу Церкви бл. Августину, поэтому регулярных каноников стали называть августинцами.
Дополнения: стр. 52, 55 - лекции В.В. Каревой.
Вопрос №14
Борьба за установление папской теократии.
Конец 50-х гг. XII в.- зарождается идея освобождения церкви от власти светских правителей. Вовлечение церкви в вассально -ленные отношения привело к тому, что духовные должности стали распределяться государями и сеньорами. Реформаторы стремились оградить Церковь от подчинения мирянам и восстановить каноническую процедуру выборов высшего духовенства, которая была утверждена декретом папы Николая II в 1059 г. Согласно этому декрету, выборы папы стали исключительно прерогативой коллегии кардиналов, а затем новый папа формально утверждался клиром и народом (император также причислялся к «народу»).
«Инветистура» (облачать - лат.) - обряд введения в должность епископа или аббата в эпоху феодализма. Борьба за инветистуру - борьба королевской власти против папства за право назначать епископа. Непримиримая борьба против светской инвеституры началась в понтификат Григория VII (1073 -1085), (понтифик - верховный жрец). Он принял комплекс мер, направленных на полное освобождение церкви от власти мирян, подчинение её папе и восстановление действия канонического права. Эти меры получили название григорианских реформ. Знаменитый эпизод в Каноссе. (Подробнее: стр. 54 - лекции В.В. Каревой). Эти принципы отстаивали и преемники папы Григория. Было запрещено право «частной церкви», однако полностью исключить церковь из системы вассально - ленных отношений папству не удалось. Светские сеньоры сохраняли право инветистуры лишь применительно к светским прерогативам епископа, а непосредственно духовный сан переходил в акте церковной инветистуры. Это компромиссное решение, найденное известным теологом Иво Шартрским, получило утверждение французского короля, затем английского, а в XIII в.- германского императора. В отношении «частной церкви» сеньору дозволялось осуществлять патронат над основанным им приходом или монастырем, контролировать его имущество и выборы предстоятеля. Итоги реформы: существенное ослабление зависимости церкви от светской власти и её консолидация в иерархическую структуру во главе с римским папой.
В результате борьбы папы Григория VII и его приемников была выработана концепция папского универсализма или папской теократии. Эта концепция противостояла идее универсальной светской империи. В документе «Dictatus papae» (продиктованное папой) утверждается, что папство обладает по праву как высшей духовной, так и высшей светской властью. Новая доктрина основывалась на «Константиновом даре» (подложной грамоте, которую имп. св. Константин Великий якобы передал папе как законному преемнику цезарей на Западе). Также существовал целый комплекс фальшивых документов т. н. «Лжеисидоровые декреталии», который возник в IX в. во Франкском королевстве и приписывался Исидору Севильскому. В концепции папской теократии отразилось монашеское миросозерцание т. к все папы этого периода были выходцами из реформированного монашества. Мир - это царство порока и греха и только церковь может спасти его от погибели. Светские государи должны быть слугами папы - наместника Бога на земле. XII - XIII вв. - развитие и закрепление теоретический рассуждений пап в каноническом праве (юридическое оформление). Понтификат папы Иннокентия III - вершина папской теократии. При нем папы стали носить официальный титул «викарий Христа». Зенит могущества пап - организация крестовых походов, вассальная присяга многих европейских монархов, активное вмешательство во внутренние дела всех христианских государств. Мощное оружие в руках пап - отлучение от церкви и интердикт (запрещение в служении). Канонисты разработали теорию непогрешимости пап (именно папе принадлежит окончательное решение по вопросам догматики и церковной дисциплины). Эти постановления - декреталии обладали большим авторитетом, чем постановления Вселенских Соборов или Священное Писание. «Индульгенции» - полное отпущение грехов (место в раю можно было купить за деньги). «Сокровищница церкви» - ложное учение о неиссякаемой благодати, накопленной благодаря подвигу святых и мучеников. Папа и иерархи римской церкви могли распоряжаться этой благодатью по своему усмотрению (за деньги выдавались индульгенции даже умершим !) На практике все эти меры вели лишь к обожествлению папы и церковной иерархии.
Дополнение: стр. 253-255, Тальберг - «История христианской церкви»
Достарыңызбен бөлісу: |