2. В греческом языке существует три слова для обозначения понятия «слово» - «эпос», «логос» и «мютос\миф». Эпос – слово произнесенное, речь, повествование. Логос – слово в научной, деловой речи, риторике. Мютос – слово-обобщение. То есть миф – это обобщение в слове чувственного восприятия жизни.
Не существует единого определения мифа, так как это очень емкое образование. Лосев и Тахо-Годи дают философское определение. Но есть и неверные определения. Миф – это не жанр, а форма мысли. На эту сторону мифа впервые обратил внимание Фридрих Вильгельм Шеллинг. Он говорит о том, что мифология является предпосылкой как греческого, так и мирового искусства.
У всех свой язык и своя мифология, значит, мифология связана со словом – такую мысль развивает Потебня. Мифологию нельзя придумать специально – ее создает народ на определенной стадии своего развития. Поэтому мифологические сюжеты и похожи, ведь они связаны с определенными этапами мировоззрения. Мифологию нельзя отменить декретом. Именно Шеллинг заговорил о новой мифологии – она постоянно меняется. Новое время мифологизирует на почве истории, политики, социальных событий.
В родовом обществе мифология является универсальной, единой и единственной нерасчлененной формой общественного сознания, которая отражает действительность чувственно-конкретных и персонифицированных образов.
Очень долго мифология остается единственной формой общественного сознания. Потом появляется религия, искусство, политика, наука. Сущность греческой мифологии понятна только при учете особенностей первобытно-общинного строя греков. Греки воспринимали мир как одну большую родовую общину, сначала матриархальную, потом патриархальную. Поэтому у них и не возникает никаких моральных сомнений, когда они слышат миф о Гефесте – когда слабого ребенка скидывают со скалы.
Аллегория отличается от мифа тем, что в аллегории означаемое не равно означающему, а в мифе равно.
Миф не религия, потому что он появился до разделения веры и знания. Каждая религия устанавливает культ (дистанция между богом и человеком). Это не сказка, потому что сказка – это всегда сознательный вымысел, ее сочиняют, но не верят. Миф гораздо древнее. Сказка часто использует мифологическое мировосприятие. В сказке много волшебного, условное место действия, а в мифе все конкретно. Это не философия, так как философия всегда стремится объяснить, вывести определенную закономерность, а в мифе все воспринимается как непосредственная данность – запечатлеть, а не объяснить.
Периодизация:
1. Доклассическая (архаическая). (3 тысячелетие до нашей эры).
2. Классическая (олимпийская).
А) ранняя классика
Б) поздний героизм
(конец 3 тысячелетия – 2 тысячелетие).
3. послеклассический (самоотрицание) (конец 2 тысячелетия – начало 1 тысячелетия – 8 век до нашей эры). + листок
3. Доклассическая эпоха. (Архаическая эпоха).
От слова «архес» - начало. Период, док оторого ничего не было. Доолимпийская, дофессалийская эпоха (Фессалия – область в Древней Греции, где располагается Олимп, кот. появл. В серд. 2 тыс. до н.э. и облась, где рождаются главные греч. герои). Здесь основные циклы мифов еще не сложились. Хтоническая эпоха, от слова «хтонос» - земля, так как обожествлялась прежде всего земля – Гея и все, что с ней связано. Так как во главе всего стояла мать-земля, то это матриархальная мифология.В ней возникают чудовищные создания, она обожествляет чудовищ – тератоморфная (чудовищновидная). Миксантропические существа присутствовали (сирены, сфинкс, ехидна, кентавр).Грек пытался долгое время найти красоту в стихии, т.е. в страшном. Ехидна – змея и дева( прекрасная ликом, к ней идут все время герои Греции, т.е. красота одновременно желанна и губительная для человека). Медуза – горгона, гидра. Поклонялись фитаморфным существам (растительным) и зооморфным (животным), а не антропоморфным (человекоподобным). Зевс – это дуб, Аполлон – лавр, Дионис – виноградная лоза, плющ. В Риме – фиговое дерево, смоковница. Или Зевс – бык(похищение Европы), Афина («совоокая») – сова и змея, Гера («волоокая») – корова, Аполлон – лебедь, волк( сеет смерть также быстро, как волк нападает на жертву), мышь.
Выделяются две эпохи: фетишистская и анимистическая.
Фетиш – это предмет, существо, наделенное магической силой, чудо вечного существования. Все может быть фетишами – камни, деревья и т п. Магическая сила фетиша неразделима с фетишем. Гера – это необработанное бревно. Фетишами являются лук Геракла и Одиссея – они подвластны только им. Копье Ахилла подвластно только ему и Пелею.
Гамадриады – души деревьев. Сформировалось представление о душе, духе. В архаический период боги еще не стали антропоморфными до конца.
Эстетический идеал в ту эпоху: стихия, бьющая через край, а не простота и гармония.
Какие мифы возникали в архаический период?
Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и первых богов. Первый тип таких мифов: все произошло из Хаоса – огромной разверстой зевающей пасти. Второй миф: пеласги, сначала океан, затем на поверхности океана танцует богиня Эвринома, и рождается все живое.
Хаос (пространство) производит и день, и ночь, и свет, и мрак. Согласно одному из космогонических мифов, из Хаоса появилась Гея-земля, Тартар – прародитель всех чудовищ, Уран – небо и Эрос. От Геи и Урана появились одноглазые циклопы и гекатонхейры (сторукие, 50головые необузданные чудовища, саамы могучие силы на земле. Они воплощают стизийную вечную силу природы) – первое поколение богов. Второе поколение: титаны и титаниды (старший титан – Седой Океан, младший – Крон, Хронос (всепоглощающее время)).Уран заключает их в лоно Земли. Но ей тяжело и она заставляет восстать их против отца. Крон хитростью низвергнул Урана в Тартар – усыпил его зельем. Уран проклял Крона, его должна была ожидать та же участь(будет сврегнут сыном). Крон, чтобы этого избежать, проглотил пять младенцев своей жены Реи. Рее стало жаль детей, она пошла за советом к Гее и Урану. Рея вместо ребенка дала Крону камень в пеленках. Зевса отправили на остов Крит, там его охраняли куреты, нимфы и коза Амалфея. Когда он вырос, он усыпил Крона(напоил его двумя напитками: рвотным и сонным) и заставил его выплюнуть сначала булыжник, потом Посейдона, Аида, Деметру, Гестию и Геру. З, А и П. обладают одинаковой мощью. Титаномахия – битва богов и титанов за власть над миром. В классической мифологии действует второе поколение олимпийцев.
4. Классическая мифология. (Олимпийская, фессалийская, антропоморфная, патриархальная).
А) Ранняя классика. В ней две темы – борьба с чудовищами и установление космоса (от слова «украшать» - нечто украшенное и упорядоченное). Боги порождают героев помочь им в борьбе с чудовищами.
Герой – прародитель, дитя богов и людей. Герой стремится совершить подвиг, чтобы стяжать себе бессмертную славу.
Младшее поколение олимпийцев – Гефест, Афина (из головы Зевса, разум, мудрость и справедливая война), Арес (несправедливая война, у римлян - Марс), Аполлон (свет, искусство, прорицание, иллюзии), Артемида (охота, луна), в мифах ведут себя жестоко (убивают детей Ниобы) Афродита. Несколько версий появления Афродиты – ее мать Диона( богиня растительности), она появилась из морской пены или из крови Урана. На олимпе и музы, и Ника, и Немезида (богиня возмездия), Геба (юность),Гермес (эрмий) – у него крылатые сандалии, оратор, покров. Путников, странников, торговцев и воров. Мать – Майя. Создал первый музыкальный инструмент – кифару( панцирь черепахи с натянутыми жилами животных), прообраз арфы. Небесный свод держит титан Атлант.
Мойры – представления греков о судьбе. Три мойры, старшая прядет нить человеческой жизни, средняя – с закрытыми глазами протягивает руку в кувшин и достает жребий. Мойры не несут в себе фатального, а олицетворяют долю.
Герои разделяются на несколько типов. Есть герои общегреческого значения: Геракл, Ясон, Тесей. Есть более локальные. В эпоху ранней классики они не воостают против богов, они все дети Зевса. Некоторые герои совершили подвиги силы (архаические герои – Геракл, Ахилл, Тесей).Тесей убил минотавра, Ясон – самый несамостоятельный герой добыл золотое руно,, ему помогала Медея. Геракл изначально Аклид, совершает подвиги во имя Геры. Есть культурные – сделали что-то общественно полезное, создали общественные нормы или учили греков созиданию. Пример – Триоптолем, который приютил Деметру, и она научила его выращивать хлеб. Дедал – изобрел слесарные инструменты.
Прежде всего в этот период совершаются подвиги силы – уничтожение чудовищ. Мотивация поступков – герои ищут вечной славы, потому что им отказано в вечной жизни. Но это появится и в позднем героизме.
5. Б) Поздний героизм. В эту эпоху человек начинает понимать свою значимость. Человек осознает не только силу рук своих , но и силу разума. Эпоха героизма – эпоха интеллектуальных героев. Одиссей – пограничный герой, интеллект и сила. Аргонавты переплыли через движущиеся скалы, Эдип побеждает Сфинкс, разгадывает ее загадку. Здесь побеждает разум. Меняется взаимоотношение с богами, это вызвано социальными процессами. Трудная эпоха, уходят в прошлое родовые взаимоотношения. Раньше во главе стоял царь, знатный человек. Во главу встают благодаря уму. Появляются мифы о родовом проклятии, чтобы это объяснить. Мифы о вине первопредка, с поколениями вина накапливается. Мифы о Кадмидах-Лабкидах. Кадм в пещере змея нашел ожерелье, убил змея, забрал ожерелье и это проклятие ложится на весь род (змей был Ареса). Средняя дочь Кадма – Ино, утопилась. Семела погибнет. К роду Кадма относится и Эдип. Сюда же и царь Лабда( Лай). Когда родился Эдип, то повелел проколоть ему ножки и положить на горе в лесу. Грек не мыслил себя вне коллектива, поэтому род осмысливался им как нечто неделимое, поэтому все качества у всех членов рода. Искупление не может никто получить. Мифы Танталидов - Атридов. На сыне Тантала Пелопсе лежит проклятие, его убьют собственные дети. Сын Атрей убьет сыновей Фиеста и накормит его их мясом. Сажает его в темницу. Но у Фиеста остался сын Эгист. Он будет мстить за отца. У Атрея два сына: Агамемнон и Менелай. И избавиться от этого проклятия невозможно.
Кроме родовых проклятий выступают мифы о соревнованиях смертных и бессмертных. Осознается ценность своей личности. Героини –женщины: Арахна, Ниоба. Появляются женщины-героини. Гармония побеждает стихийность, не всегда справедливо.
6. Послеклассический период (самоотрицание). В этот период появляются мифы о гибели лучших родов Эллады – мифы о войнах (Троянская, Фиванская). Мифы о мировых катастрофах – Атлантида(этот миф дошел только в пересказе Платона). Мифы о Прометее( сын Иопета, имя от греч. провидец, промыслитель).Брат – Эфиметей(сильный задним умом). При битве титанов и богов умышленно встал на сторону Зевса, т.к. их порядок более гуманный. Но впоследствии боги близки к преступникам. И Прометей становится заступником за род людской. После потопа дает огонь из гефестовской кузницы, т.е. он оказывается более гуманным, чем Зевс. Дионис – одно из самых молодых божеств. Куль Д. появляется поздно. Виноград стал возделываться в 8-7 веке до нашей эры. В гомер. пр-ях нет Д. С ним появляется кульура винограда и вина и она важна. Д. не только бог винограда и виноделия, у греков он имеет много значений. Греки стараются поместить его на Олимп. В принципе он не бог, а герой. Родился в Фивах, сын Семелы, т.е. на нем родовое проклятие Кадма. Он становится богом, который вмещает в себя трагедию человеческой жизни. Судьба Диониса созвучна судьбе эллинов. Трагедия как жанр появл. как разыгрывание мифов о Дионисе. Дионис – покровитель театра и трагедии. Фридрих Ницше раскрывает смысл мифологии Диониса. Культ его достаточно кровавый. Он бог крестьянства, начинает теснить Аполлона, бога интеллигенции. Дионис олицетворяет еще и стихийные силы природы.
7. Основные теории гомеровского вопроса. Время создания поэм. Генрих Шлиман и Троя.
Автором двух эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» традиционно считается Гомер. Пушкин: «Гомера можно только почувствовать». Авторство Гомера не доказано, как не доказано и его существование. Он становится легендой уже в античности. Почти все полися спорят о праве считать себя его родиной. Эпическая поэзия возникла в 10 веке до нашей эры, поэзия Гомера – рубеж 9 и 8 века. Это первые письменные творения, с которых началась письменная европейская литература. Скорее всего, это не начало традиции – автор ссылается на предшественников и даже включает в текст отрывки из поэм-предшественников. «Одиссея» - Демодок, Фамир фракийский(древний певец). Гомер – это расцвет эпической поэзии. После него возникают шуточные, пародийные поэмы. Например «Война мышей и лягушек» пародировала Ил. и О. Гомеровский вопрос
Самое имя «Гомер», вполне мыслимое мак греческое собственное имя, нередко истолковывалось и в древности и в Новое время, как имя нарицательное; так, источники сообщают, что у малоазиатских греков слово «гомер» обозначало слепца. Предание рассказывает о слепоте Гомера, и в античном искусстве он всегда изображается слепым стариком. Имя Гомера имело почти собирательный характер для эпической поэзии. Гомеру приписывались, кроме «Илиады» и «Одиссеи», многие другие поэмы, входившие в репертуар рапсодов; под именем Гомера дошел до нас сборник эпических гимнов и мелких стихотворений. В V в. до н. э., с зарождением исторической критики, начинают на основании различных соображений отделять «подлинного» Гомера от неподлинного. В результате этой критики за Гомером признаются лишь «Илиада» и «Одиссея. В более позднее время отдельные античные ученые высказывали мысль, что «Илиада» и «Одиссея» принадлежат разным авторам, и Гомеру они приписывали только «Илиаду». Ни у кого не возникало сомнения в том, что каждая из поэм является плодом творчества индивидуального поэта; спор шел лишь о личном тождестве творца «Илиады» с творцом «Одиссеи». Не возникало также сомнения в историческом. существовании Гомера и в том, что он является автором по крайней мере «Илиады».
В эпоху классицизма XVII в. развилось отрицательное отношение к поэмам Гомера , и литературная критика отыскивала. в них всевозможные недостатки. В «Илиаде» замечали отсутствие «единого плана», «единого героя», повторения и противоречия. Уже тогда аббат д`Обиньяк доказывал, что «Илиада» не является единым целым и представляет собой механическое соединение самостоятельных». не связанных между собой песен об осаде Трои, что единого Гомера не существовало, а было много «гомеров», т. е. слепых певцов, исполнявших эти песни. Идеи д`Обиньяка не имели успеха у современников: к проблемам «устного» творчества поэтика классицизма относилась пренебрежительно.
Первая строго научная постановка «гомеровского вопроса» принадлежит Фридриху-Августу Вольфу, Писал уже в эпоху Просвещения. Враждебное классицизму направление в литературе и эстетике устанавливало глубокую, принципиальную разницу между «естественным» народным и «искусственным» книжным эпосом; поэмы Гомера относили к первой категории. Немецкий поэт и критик Гердер (1744 — 1803) считал Гомера «народным поэтом», импровизатором, песни которого впоследствии были записаны из уст позднейших певцов. Этим идеям, высказывавшимся ведущими писателями и мыслителями эпохи, Вольф пытался дать исторически документированное обоснование. Он приводит три аргумента против традиционного представления о единстве гомеровских поэм: 1) сравнительно позднее развитие письменности у греков, которое он относит к VII — VI вв. до н. э.; 2) античные сообщения о первой записи поэм при Писистрате; 3) отдельные вставки и противоречия в поэмах. Невозможность создания больших поэм в бесписьменное время[1] и ненужность их в эпоху, когда требовались лишь краткие застольные песни в честь богов и героев, приводят Вольфа к убеждению, что «Илиада» и «Одиссея» не что иное, как собрание отдельных песен. Песни эти сохранились в памяти рапсодов и были записаны лишь при Писистрате;
Уже в 1796 г. известный немецкий романтик Фр. Шлегель, развивая положения Гердера и Вольфа, сделал из них последовательный вывод: художественная целостность поэм связана не с творческим замыслом индивидуального автора, а с единством «творящего народа». Другими словами: гомеровский эпос является результатом коллективного творчества народных поэтов.
По мнению Гегеля, гомеровские поэмы «образуют истинную, внутренне ограниченную эпическую целостность, а такое целое способен создать лишь один индивид. Представление об отсутствии единства и простом объединении различных рапсодий, составленных в сходном тоне, является антихудожественным и варварским представлением». Гомера Гегель считал исторической личностью.
Для античности не характерно обычное определение «эпоса». «Эпос» - «речь, рассказ». Он появляется как форма бытового рассказа о важном для истории племени или рода событии. Всегда поэтическое воспроизведение. Предмет изображения – история народа на базе мифологического восприятия. В основе художественных древних эпосов лежит величественная героика. Герои эпосов олицетворяют собой целые народы (Ахилл, Одиссей) и решают своими деяниями судьбы целого общества, судьбы государства. Вариантом подобной соотнесенности является категория эпического героя. Э. г. – это всегда лучший человек рода. Герой всегда силен силой своего народа, олицетворяет как лучшее, так и худшее в своем народе. Герой гомеровских поэм живет в особом мире, где понятия «все» и «каждый» означают одно и то же.
Исследуя язык гомеровских поэм, ученые пришли к выводу, что Гомер являлся выходцем из ионийской аристократической семьи. Язык «Илиады» и «Одиссеи»» - искусственный поддиалект, на котором в жизни никогда не говорили. До 19 века господствовала точка зрения, что содержание обеих поэм – это поэтический вымысел. В 19 веке заговорили о реальности событий, после того как дилетантом Генрихом Шлиманом была открыта Троя (в последней четверти 19 века).
Генрих Шлиман родился в 1821 году в Германии в семье бедного пастора. На свое семилетие он получил красочную энциклопедию мифов и после этого заявил, что найдет Трою. Он не получает образования. История его юности очень бурная: он нанимается на шхуну юнгой, шхуна терпит кораблекрушение, Шлиман попадает на необитаемый остров. В 19 лет он попадает в Амстердам и устраивается там работать мелким клерком. Оказывается, что он очень восприимчив к языкам, поэтому скоро он отправляется в Санкт-Петербург, открывает свое дело – поставка хлеба в Европу. В 1864 году он закрывает свое дело, а все деньги использует на открытие Трои. Он едет в те места, где она могла бы быть. Весь ученый мир производил раскопки в Турции. Но Шлиман ориентировался на Гомеровские тексты, где было сказано, что троянцы несколько раз в день могли ходить на море. Бунарбаши было слишком далеко от моря. Шлиман нашел мыс Гиссарлык(самое узкое место Дарданнельского пролива) и выяснил, что реальной причиной троянской войны была экономика – троянцы взимали слишком большую плату за проход через пролив. Шлиман вел раскопки по-своему – не раскапывал слой за слоем, а раскопал сразу насквозь холм (1871) и смотрел, какие слои имеются. Предполагалось обнаружить Трою на 2 или 3 слое. В самом низу он нашел золото. Но он боялся, что его непрофессиональные рабочие разворуют его, поэтому велел им идти праздновать, а сам с женой перетаскал золото в палатку. Больше всего Шлиман хотел вернуть Греции былое величие, соответственно и это золото, которое он считал кладом царя Приама. Но по законам клад принадлежал Турции. Поэтому его жена – гречанка София – спрятала золото в капусту и перевезла через границу.
Доказав всему миру, что Троя реально существовала, Шлиман на самом деле ее уничтожил. Позднее ученые доказали, что нужный временной слой был шестым от низа. Этот слой Шлиман разрушил, доставая золото. Потом Шлиман вел раскопки в Тиринфе и откопал родину Геракла. Потом раскопки в Микенах( 1876), где он нашел золотые ворота, три гробницы, которые он посчитал захоронениями Агамемнона (золотая маска Агамемнона), Кассандры и Клитемнестры. Он опять ошибся – эти захоронения относились к более раннему времени. Но он доказал существование древнейшей цивилизации, так как обнаружил глиняные таблички с письменами. Также он хотел вести раскопки на Крите, но у него не хватило денег выкупить холм. Совершенно нелепа кончина Шлимана. У него был нарыв в ухе, он прорвался и тот умер. Глиняные таблички были найдены на Крите. Это доказывает, что очень давно (12 век до н э) на Крите и в Микенах была письменность. Ученые называют ее «линейное догреческое доалфавитное слоговое письмо», причем существует две разновилности: а и б. А не поддается расшифровке(не является индоевропейским), Б расшифровали. Нашли таблички в 1900, а расшифровали уже после второй мировой. Зиттини расшифровал 12 слогов. Прорыв совершил Майкл Вентрис, англичанин, который предположил, что за основу надо брать не критский, а греческий диалект. Так он расшифровал почти все знаки. Перед ученым миром встала проблема: почему в момент своего расцвета на Крите писали по-гречески? Точно определить дату уничтожения Трои сначала попытался Шлиман – 1200 г до н э. Он ошибся всего на десять лет. Современные ученые установили, что ее разрушили между 1195 и 1185 годом до н э.
9. Мифы Троянского цикла. Сюжет и композиция гомеровских поэм.
Фабулой гомеровских поэм (фабула – естественная, прямая временная связь событий, сюжет допускает перестановки и сдвиги) является Троянский цикл мифов. Г. не использует все мифы Тр. цикла. Ни в О, ни в И. не излагается предыстория событий. . О причинах троянской войны написана поэма «Киприи».
Причины войны: Гея обращается к Зевсу с просьбой очистить землю от части людей, так как их стало слишком много. Зевсу угрожает судьба деда и отца – быть свергнутым собственным сыном от богини. Прометей называет богиню Фетиду, поэтому Зевс срочно выдает ее замуж за смертного героя Пелея. На свадьбе появляется яблоко раздора, и Зевсу советут использовать Париса Мом – злоязычный советник( свадьба в пещере Хирона, приглашены все, кроме богини раздора –Эриды).
Трою иначе называют царством Дардана или Илионом. Дардан – основатель, потом появляется Ил и основывает Илион. Отсюда название поэмы Гомера. Троя – от Троса. Иногда Пергам, по названию дворца. Один из царей Трои – Лаомедонт. При нем построились стены Трои, которые невозможно разрушить. Эту стену строили Посейдон и Аполлон, люди над ними смеялись, Лаомедонт обещал награду за работу. Эак хорошо относился к богам, поэтому он построил Скетские ворота – единственные, которые можно разрушить. Но Лаомедонт не заплатил, боги разгневались и прокляли город, поэтому он обречен на гибель, несмотря на то, что это любимый город Зевса. Здесь много алтарей для Зевса. Он должен оберегать ее, но судьба ее предрешена. В войне уцелеют только Анхиз и Эней, которые не имеют отношения к роду Лаомедонта.
Елена – внучка Немезиды, богини возмездия. В 12 лет ее похитил Тесей. Потом все хотели взять ее в жены, Одиссей посоветовал отцу Елены дать ей выбрать самой и взять с женихов клятву помочь семье Елены в случае беды.
«Илиада» охватывает в качестве событий незначительный период времени. Всего 50 дней последнего года войны. Это гнев Ахилла и его последствия. Так поэма и начинается. «Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Главное – гнев Ахилла. Аристотель писал, что Гомер гениально выбрал сюжет. Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско. Задача Гомера – описать всех героев и быт, но Ахилл затмевает их. Поэтому Ахилла надо изъять.
В И. 2 сюжетно-композиционных плана: земной инебесный. В земном все события определяются гневом Ахилла, все события – последствия гнева его. В небесном плане все определяется волей Зевса. Но его воля не всеобъемлюща. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы – доли ахейцев и троянцев.
Композиция: 24 песни, чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в третьем веке до нашей эры – для удобства. Каждую главу назвали по букве греческого алфавита.
В чем причина гнева Ахилла? За 10 лет они разорили много окрестных полисов. В одном городе они захватили двух пленниц – Хрисеиду (досталась Агамемнону) и Брисеиду (досталась Ахиллу). Хрис пожаловался Аполлону. Тот начал пускать свои стрелы и настал мор. Пришлось вернуть Хрисеиду, но Агам. Забирает все награды себе за ее возвращение. Ахилл упрекнул его в корыстолюбии. Аг. Погрозился забрать вдобавок еще из того, что в награду досталось Ахиллу. Аг. все-таки забирает Брисеиду. Ахилл оскорблен. Впоследствии несколько раз к нему послыают послов. В битву вместо А.выходит Патрокл. Гектор убивает его и забирает доспехи. После этого Ахилл вступит в битву, но не сразу. Поэма заканчивается похоронами Гектора, хотя по сути судьба Трои уже решена. У греков начинает формироваться сознание ценности своей личности. Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни.
В плане фабулы (мифологической последовательности событий) «Одиссея» соответствует «Илиаде». Но она повествует не о военных событиях, а о странствиях человека. Ученый называют ее: «эпическая поэма странствий». В ней повествование о человеке вытесняет рассказ о событиях. О.намного сложнее И. На первый план выходит судьба Одиссея – прославление ума и силы воли. «Одиссея» соответствует мифологии позднего героизма. Посвящена последним сорока дням возвращения Одиссея на родину. О том, что центром является возвращение, свидетельствует самое начало. О.удивительно самостоятельный герой. Он отказывается от бессмертия, стремится на Итаку к жене и сыну. Человек осознает свое собственное величие.
Композиция: сложнее «Илиады». События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно. В «Одиссее» три сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель и никто не может ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение – тяжкие приключения. 3) Итака: два мотива: собственно события сватовства и тема поисков Телемахом отца. Некоторые считают, что Телемахия это поздняя вставка.
В основном все же это описание странствий Одиссея, причем в ретроспективном плане. События определяются ретроспекцией: влияние событий давнего прошлого. Впервые появляется женский образ, равный мужскому – Пенелопа, многомудрая – достойная супруга Одиссея. Пример: она прядет погребальный покров. К ней сватается 199 женихов, тк царем можно стать, женившись на царице. Каждый из претендентов происходит из известного рода, но П.хранит верность О.
Поэма сложнее не только по композиции, но и сточки зрения психологической мотивации поступков.
Достарыңызбен бөлісу: |