А. Г. РУБИНШТЕЙН
СТАРАЯ ПЕСНЯ
Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) – русский пианист, композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Родился в небогатой еврейской семье, с детства обучался игре на фортепиано сначала у матери, затем у А. Виллуана. Мальчиком совершил концертное турне по Европе. В 1844-1848 гг. находился за границей, занимался у З. Дена, общался с Ф. Мендельсоном, оказавшим влияние на творчество молодого Рубинштейна. По возвращении в Петербург выступал как пианист и дирижёр. Завоевал славу одного из величайших пианистов современности. Значительную роль в развитии Рубинштейна сыграло его общение с Листом. Создал произведения: оперу «Куликовская битва» (1850), симфонии, ораторию «Потерянный рай», цикл «Персидские песни» (1854) и др. По инициативе Рубинштейна были организованы: «Певческая академия» (1854), Русское музыкальное общество и первая в России музыкальная консерватория в Петербурге (1862). Тогда же написаны: опера «Фераморс», четвёртый концерт для фортепиано с оркестром, а также «Демон» – лучшая опера Рубинштейна (1871). Композитор обращался к различным музыкальным жанрам: к опере, оратории, симфонии, концерту, к сольной и ансамблевой музыкальной игре. Он широко опирался на интонации народного фольклора, но вместе с тем использовал и устоявшиеся формы зарубежной музыки.
Существенное место в музыкальном наследии Рубинштейна занимает вокальная лирика. Его песни и романсы тесно связанны с творчеством Глинки и Даргомыжского. Продолжением традиций русской музыкальной культуры является воплощение поэтических образов востока («Персидские песни»).
Кольцов А. В. (1809-1842) – русский поэт. Его стихи в основном посвящены деревенской жизни, радости труда и общению с природой («Не шуми ты, рожь», «Песня пахаря», «Косарь») и близки по своей поэзии народным песням. Многие стихи положены на музыку («Лес» – посвящено А. С. Пушкину).
По жанру «Старая песня» – историческая песня. Текст написан по реальным историческим событиям – борьбе русского народа против татарского ига и носит повествовательный, величественный характер. В аллегорической форме ярко очерчен выход русского войска: «Из лесов дремучих, северных, поднялась не тучка темная, а рать…». [Ну и как это хор поет: «… поднялась не тучка темная орать»?..] Автор гордится могучим русским народом, и это в полной мере отражает музыка. Хор по своей тематике и характеру очень похож на марш.
Форма куплетная (4 куплета). Каждый куплет состоит из 4 строф (3-я и 4-я строфы повторяются дважды, это подчёркивает их значимость и даёт нам основание считать их кульминацией куплета).
«Старая песня» написана для мужского трёхголосного хора (2 тенора, 1 бас). Основная тональность – B-dur с незначительными отклонениями в F-dur, g-moll и Es-dur, в конце возвращается исходная тональность. Темп – Andantino (чуть скорее, чем Andante), движение мелодии волнообразное, что придаёт произведению широту звучания. Преобладающие длительности – четверти и восьмые.
Тесситура средняя у всех голосов. Звучание плотное, насыщенное, этого требует героический характер произведения; динамика в основном f и ff . Тесситурных сложностей нет, но могут возникнуть интонационные (широкие скачки у баса, движение по полутонам, ум. 7 в кульминации); фа и соль первой октавы у первых теноров должны быть исполнены мягко и красиво. В этом произведении важно максимально донести до слушателя текст, поэтому большое внимание следует уделять дикции. Дирижёрская трудность состоит в том, чтобы доходчиво объяснить хору характер произведения, интересно интерпретировать его и жестом уметь выразить свою трактовку. В последней фразе каждого куплета сначала звучит вступление басов, а через две четверти вступают тенора, поэтому дирижёр должен понятным и активным жестом показать этот порядок вступления голосов.
Достарыңызбен бөлісу: |