Приложение № 1.
Вопросы к занятию-игре «Что? Где? Когда?»
(по поэме А.С. Пушкина «Цыганы»)
Вопрос № 1.
Поэма «Цыганы» написана в 1824 году. Начатая на юге в январе 1824 года и законченная в Михайловском 10 октября того же года, она является завершением романтического цикла произведений Пушкина. В основу «Цыган», как и других «южных поэм», легли собственные наблюдения и впечатления поэта. Какие?
Вопрос № 2.
Будучи в ссылке в Михайловском, Пушкин придерживался определённого распорядка дня, что и изобразил в 4-й песне «Евгения Онегина». Помните:
А что ж Онегин? Кстати, братья!
Терпенья вашего прошу:
Его вседневные занятья
Я вам подробно опишу…
Ровно через минуту опишите «занятия» Пушкина, его традиционный распорядок дня во время Михайловской ссылки.
Вопрос № 3.
Внимание! «Чёрный ящик»!
Несколько раз в году в Святогорском монастыре устраивали ярмарки, Яркое, красочное зрелище привлекало Пушкина. Живший в Опочке молодой купчик Иван Лапин сделал в своём дневнике такую запись:
«1825 год…29 мая в Святых горах был о девятой пятнице… И здесь имел щастье видеть Александру Сергеевича господина Пушкина, который некоторым образом удивил странною своею одеждою, а например, у него была надета на голове соломенная шляпа – в ситцевой красной рубашке, опоясовши голубой ленточкою, с железной в руке тростью, предлинными чёрными бакенбардами, которые более походят на бороду; так же с предлинными ногтями…».
Назовите предмет, находящийся в чёрном ящике, по отношению к которому и «использовал» длину ногтей в этом эпизоде Пушкин, совершая определённые действия. Что это за действия?
Вопрос № 4.
Поэма А.С. Пушкина «Цыганы» начинается словами:
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют…
А что такое Бессарабия?
Вопрос № 5. (Именной вопрос)
Ученица нашего класса Дарья Леонова в порыве художественного вдохновения изобразила в красках картину мирной жизни цыган, описанную Пушкиным в начале поэмы. Ровно через минуту оцените достоверность изображённого.
Вопрос № 6.
Пушкиновед Д. Благой, всматриваясь в композицию «Цыган», обнаружил в ней прямо-таки математический расчёт. Помимо чёткого соответствия начала и конца произведения, он указывает на точно установленный Пушкиным композиционный центр поэмы. Здесь – начало развития драматического конфликта между Алеко и Земфирой. События, происходящие далее в поэме, представляют как бы инсценировку этой центральной сцены. Что это за сцена?
Вопрос № 7.
Поэма «Цыганы» – философское произведение, психологический эксперимент над героем.
Пушкин осуществил все мечты Алеко, дал ему свободу, любовь, жизнь среди «детей природы». И всё же Алеко остаётся «гордым человеком». Как вы понимаете словосочетание «гордый человек»?
Вопрос № 8.
Внимание! «Чёрный ящик»!
Известно, с какой радостью Пушкина ждали в соседнем с Михайловским поместье – Тригорском. Чтение стихотворений, музыка, смех звучали здесь всегда, как только Пушкин переступал порог тригорского дома. Пушкин был инициатором разнообразных затей. Одну из них он шутливо упомянул в «Евгении Онегине»:
Строй рюмок узких, длинных…
Что это за затея?
Назовите предмет, находящийся в «чёрном ящике», которым в настоящее время пользуются многие девушки, стремясь понять, насколько они внешне соответствуют современным стандартам.
Вопрос № 9.
Дайте определение существительному «воля» и однокоренным ему словам в следующих сочетаниях слов:
– «резвая воля» («Она привыкла к резвой воле»);
– «Алеко волен, как они»;
– «вольная дань» («И дань их вольную берёт»).
Вопрос № 10.
Помните, в поэме есть такие строки:
Презрев оковы просвещенья,
Алеко волен, как они…
Внимание! Вопрос! Как вы понимаете слова «Презрев оковы просвещенья»?
Вопрос № 11.
Блиц-вопрс.
– Сколько лет проходит с момента прихода Алеко в цыганский табор?
– Опишите занятия Старика, Земфиры, Алеко по прошествии этих двух лет.
– Назовите «простую пищу», которую на ужин готовят в поэме цыганы, в том числе Старик, Земфира и Алеко.
Вопрос № 12.
В конце поэмы Алеко страшно наказан. Что это за наказание?
Вопрос № 13.
Как вы понимаете слова последних двух стихов поэмы, которые П.А. Вяземскому напомнили реплику хора из греческой трагедии:
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
Приложение № 2.
Ответы на вопросы занятия-игры «Что? Где? Когда?»
(по поэме А.С. Пушкина «Цыганы»)
Ответ № 1.
Поэма Пушкина достаточна биографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.
Ответ №2.
В летнюю пору Пушкин вставал очень рано и тотчас же отправлялся купаться. Сойдя с балкона своего дома, спускался с холма к неширокой прозрачной Сороти. Он бросался в воду, быстро доплывал до другого берега и возвращался. За купаньем следовал завтрак (яйца всмятку, масло, чёрный хлеб, печёный картофель). Сразу после завтрака брался за работу. Кончив работать, обедал и отправлялся гулять.
Ответ № 3.
«… предлинными ногтями…он очищал шкарлупу в апельсинах и ел их с большим аппетитом…», – пишет Иван Лапин.
В «чёрном ящике» – апельсин.
Ответ № 4.
Бессарабия – основная часть Молдавии и южная часть Одесской области.
Ответ № 5.
Между колёсами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле…
Ответ № 6.
Это сцена исполнения Земфирой песни «Старый муж, грозный муж…».
От начала поэмы до песни – 258 стихов, после песни до эпилога – 256 стихов. Вспомните, Земфира, умирая, почти полностью повторяет слова песни. Сравните:
Земфира: «Умру любя».
В песне: «Умираю любя».
Ответ № 7.
Здесь «гордый человек» – эгоистичный человек, оскорбивший законы гостеприимства племени, к которому пришёл искать приюта.
Алеко отбрасывает все сокровища, которых ему как будто недоставало, о которых он страстно мечтал. Он раб собственных страстей. Торжество над всеми превращается в наказание для героя.
Ответ № 8.
Евпраксия Николаевна Вульф (Зизи), одна из обитательниц «тригорского замка» гордилась своей тонкой талией и уверяла, что Пушкин в поясе не так тонок, как она. Измерили талии, которые оказались одинаковыми. Зизи надулась. А Пушкин, смеясь, сказал: одно из двух – либо у него талия пятнадцатилетней девушки, либо у Зизи талия двадцатипятилетнего мужчины. В «Евгении Онегине» об этом читаем:
Строй рюмок узких, длинных,
Подобно талии твоей,
Зизи, кристалл души моей,
Предмет стихов моих невинных,
Любви приманчивый фиал,
Ты, от кого я пьян бывал!
В «чёрном ящике» – сантиметр.
Ответ № 9.
– «резвая воля» («Она привыкла к резвой воле») – беспечная молодость, свобода в действиях и поступках, не ограниченная наказами отца;
– «Алеко волен, как они» – освобождён от законов цивилизации;
– «вольная дань» («И дань их вольную берёт») – вознаграждение – кто сколько сможет – за представление, устраиваемое для зрителей Стариком, Земфирой и Алеко.
Ответ № 10.
Цивилизация, понимаемая как прогресс общества, получение образования и воспитания, заставляет нас действовать в соответствии с общепринятыми правилами, нормами, ставит в рамки несвободы. Алеко, оказываясь среди «вольности детей», на время забывает о том, т.е. пренебрегает законами цивилизации, которые Пушкин называет «оковами просвещенья».
В словаре С.И. Ожегова читаем: «Презреть – пренебречь чем-нибудь как недостойным внимания».
Ответ № 11. (30 секунд на каждый ответ).
Цыганы мирною толпой…
-
Старик лениво в бубны бьёт,
Алеко с пеньем зверя водит,
Земфира поселян обходит
И дань их вольную берёт.
-
Настанет ночь; они все трое
Варят нежатое пшено…
Ответ № 12.
Наказание Алеко – в одиночестве, в осознании ненужности ни цивилизованному обществу, ни цыганскому табору. Из романтического героя Алеко вырастает в антигероя романтизма.
О.И. Видова: «Не может быть счастлив человек, осознавший трагедийное проявление человеческого индивидуализма».
Ответ № 13.
«И всюду страсти роковые» – везде: в цивилизованном обществе, в цыганском таборе – человеком движут страсти (сильные проявления чувств) приводящие к трагедии.
«И от судеб защиты нет» – защититься от предначертанного нельзя. Человек не волен распоряжаться своей судьбой.
Достарыңызбен бөлісу: |