«Ах, война, война… Болеть нам ею не переболеть…»



Дата24.07.2016
өлшемі67.5 Kb.
#218583
түріУрок
Урок по рассказу В.С.Маканина «Кавказский пленный»

(Из опыта преподавания современной литературы в 11классе)


Автор:


Коверзнева Тамара Ивановна,

МОУ ООШ №2 г. Полярного

г. Полярный

2010г.


Тема: «Ах, война, война… Болеть нам ею – не переболеть…»

(Человек и война в рассказе В.Маканина «Кавказский пленный»)


Мир спасет красота (?)

Ф.М.Достоевский

Цели:


  • познакомить обучающихся с творчеством В.С.Маканина, его рассказом «Кавказский пленный»;

  • формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию;

  • продолжать развитие читательских интересов, аналитического мышления, речи обучающихся, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

  • совершенствовать умения анализа и интерпретации текста, поиска необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации из произведений «Кавказский пленник»

А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, портрет В.Маканина, экземпляры

книг писателя, фрагменты фильма реж. А.Учителя «Пленный».


Ход урока.


  1. Оргмомент.

  2. Слово учителя.

«Ах, война, война… Болеть нам ею – не переболеть…»

Слово «война» в нашем сознании неразрывно с понятием Великая Отечественная война. Мы хорошо знаем историю этой войны, знаем, за что сражались и за что умирали наши отцы и деды. Благодарная память о них высечена на гранитных плитах памятников и в наших сердцах.

Но войны, большие и маленькие, идут и сейчас. И нашим современникам пришлось воевать. Афганистан, Чечня… Сколько мальчиков осталось лежать в чужой земле, а сколько вернулось искалеченными - без рук, без ног, с израненными, а порой и убитыми душами?

Наш сегодняшний разговор тоже о войне, о современной войне, и о том, спасет ли мир красота. (Запись темы урока)



  1. Слово о В.Маканине (реализация индивидуального дом. задания: найти в Интер-

нете биографические сведения о писателе)
Владимир Семенович Маканин родился 13 марта 1937 года в г. Орске Оренбургской области (на Урале). Поступил в 1954-м на механико-математический факультет МГУ, в 1960 году окончил его. В 1967-м окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Свой первый роман «Прямая линия» опубликовал в 1965 году. К тому времени его ровесники — поколение шестидесятников — уже успели обрести известность. «Отставший» — так называется повесть Маканина, написанная им в 1984 году. Персонаж ее, юноша Леша-маленький, постоянно отставал от артели золотоискателей. Отставшим от своего поколения долгое время считали и самого писателя, тем более что до середины 70-х годов он печатался мало, существовал как бы на обочине литературного процесса.

В конце 70-х, после выхода его повестей «Голоса», «Отдушина», рассказов «Гражданин убегающий», «Человек свиты», «Антилидер», возникает «мода на Маканина». Повесть «Предтеча» (1982) сделала его имя сенсационным. Но самую жаркую дискуссию вызвала его повесть «Один и одна» (1985), ведь в ней он покусился на миф о поколении шестидесятников. И вдруг оказалось, «отставший» всех опередил. Лев Аннинский писал: «Маканин лет на десять опередил ситуацию, в которой он стал понятен». Математический расчет писателя во всем, что касается «текстостроительства», отмечали все критики. Теперь стало ясно, что обладает он еще одним драгоценным даром — интуицией. Это благодаря ей отставший от всех прочих Леша-маленький первым сумел почуять и найти золото. Это благодаря интуиции Маканин сумел найти собственную литературную тропу.

В 1991 году им написана повесть «Лаз», в 1993-м — «Квази» и «Стол, накрытый сукном и с графином посредине».

Рассказ «Кавказский пленный» написан в июне — сентябре 1994 года, то есть еще до ввода федеральных войск в Чечню. А напечатан в журнале «Новый мир» (1995, № 4), когда бои были в самом разгаре.




  1. Анализ рассказа.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово ВОЙНА?

Жестокость, насилие, смерть и т. д.
- Как изображает войну В.Маканин?

Странная война.


- Что странного? Что не соответствует привычным представлениям о войне?

Странность и нелепость: «ни войны, ни мира», «и чего мы друг в дружку стреляем?», охота на людей, человек – валюта, система обменов («меняй что хочешь на что хочешь»)


- Если бы вам пришлось создавать образ войны, какой эпизод из рассказа вы бы

выбрали как наиболее яркий?

Описание убитого Бояркова, которого боевики застрелили спящим (или только-

только открывшим со сна глаза).


- Почему вы выбрали именно этот эпизод?
Во все века война — это смерть. Зазвучав уже на первой странице, тема смерти

проходит лейтмотивом через весь рассказ: мысленно солдаты все время возвра-

щаются к Бояркову. Убитый, он появляется и на последней странице (во сне

Рубахина).


- А почему так подробно описан Боярков? Чей это взгляд?

Безобразие смерти у Маканина еще более выразительно по контрасту с красотой

местности, где убит Боярков. Описание это дано глазами Рубахина и Вовки. Они

нашли его, осматривали, запоминали. Чтобы не разделить его судьбу.


- Волнуют ли героев вопросы о том, зачем, с какой целью они воюют, зачем убивают и зачем умирают, оставляя, как ефрейтор Боярков, на земле «крошево рёбер»?
- Рассказ назван «Кавказский пленный»? Какие литературные ассоциации у вас вызывает название произведения?

«Кавказский пленник» у А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого


- В чем рассказ В.Маканина полемизирует с этими произведениями? (Реализация группового домашнего задания)

У Пушкина, Лермонтова, Толстого исход судеб пленников определяется всегда общечеловеческими, надэтническими душевными движениями. Черкешенка полюбила Пленника и спасла его. «Дева черноокая» сделала попытку освободить русского. Дина на добро ответила добром. Рубахин, совершив добрый поступок, не может

превратить это душевное движение в двигатель своей жизни. Не умеет. Он убивает плененного им юношу.
- Почему Маканин заменяет традиционное «пленник» на «пленный»? (Реализация группового домашнего задания)

Согласно современному толковому словарю, эти лексемы, полностью совпадая в прямом значении (взятый в плен, находящийся в плену), принципиально различаются тем, что у слова «пленник» присутствует еще и значение переносное: тот, кто находится во власти, в плену чего-либо (каких-либо идей, убеждений). Лишенное образности слово «пленный» воспринимается как военный термин, утрачивает присущий слову «пленник» романтический ореол. Автор сознательно разрушает традицию, согласно которой все «пленники» так или иначе покидают пленивших их. В рассказе В.Маканина пленный убит.


- Прочитайте диалог Гурова и Алибека:

« - И чего ты упрямишься, Алибек!.. Ты ж, если со стороны глянуть, пленный. Все

ж таки не забывай, где ты находишься. Ты у меня сидишь.

- Шутишь, Петрович. Какой я пленный… Это ты здесь пленный! – Смеясь, он показывает на Рубахина, с рвением катящего тачку: - Он пленный. Ты пленный. И вообще каждый твой солдат - пленный!



Смеется:

- А я как раз не пленный.»

- Что дает Алибеку право так говорить?
- Кто в произведении Маканина пленный?

И Рубахин, и Вовка-стрелок, и Гуров становятся пленниками войны.


- Почему не уезжает Гуров, почему не может уехать Рубахин?

Люди не находят в себе мужества самостоятельно выстроить свою судьбу. Война уравняла их, сделала массой, и человек привык думать, что все решается за него, помимо его воли.


- Показывает ли Маканин стремление своих персонажей к другой жизни?

Нет.
- А как относятся солдаты к тем, кто уже демобилизовался? Почему не завиду -ют?

Да потому, что и на «гражданке» многим прежде всего приходится думать о выживании. «Хочешь жить — умей вертеться...» — эта формула сегодняшнего дня известна всем.
- Какими изображает своих героев?


  • Рубахин – рубаха парень, простец или от рубить, не задумываясь, сплеча. Чисто русское отмечает автор . Душа нараспашку, свой парень, добрый. Отдает врагу носки. Но и отрицательные черты показывает Маканин: с готовностью идет охотиться на человека, задушил пленного, опасаясь разоблачения перед близким отрядом чеченцев.

  • Вовка - приспосабливается к жизни; пока работал Рубахин, нашел себе развлечение…




  • Гуров. Ничего не говорящая фамилия, обезличенная. Но именно такие, как Гуров, руководили, вершили судьбы простых солдат. Продает оружие Алибеку .Не из него ли до сих пор раздаются выстрелы на Кавказе в русских солдат? Такие подполковники-гуровы бездумно разжигали огонь национальной вражды, часто пытаясь обвинить высшее начальство в бесхозяйственности. Сами же отстаивали себе солдатским потом ускользающий коммунистический рай, удобное прошлое.



  • Пленный юноша. Без имени, олицетворяет целый народ – гордый, красивый, независимый. Отстаивает свободу, независимость.

- Кого из персонажей рассказа вы могли бы назвать героем?

Никого.

- А кого злодеем, подлецом?



Никого.

- «Люди как люди, — сказал бы Воланд. — Обыкновенные».

Рубахин только солдат (даже имени нет!), Вовке-стрелку прозвище заменяет

фамилию. Что дает нам понять автор, используя такой прием?

Его герои обладают не вполне полноценной человеческой личностью, существо ее сжато до объемов военной специальности. Они люди-роли, люди-марионетки, не задумывающиеся о том, кто и зачем дергает их за нити. Они действительно пленные.
Просмотр и анализ ключевых эпизодов. (Реализация группового домашнего

задания)
а) сцена торга (обмен автоматов на продовольствие);

б) охота на боевиков с целью обмена;

в) финал – чужая жизнь в обмен на существование в массе.


Вывод:

Война — это событие, обесценивающее жизнь. Люди на войне имеют ценность лишь как предмет обмена наравне с оружием и бензином.


- Что Маканин противопоставляет войне?

Красоту и Любовь.

Даже на войне человек остается способным видеть красоту мира и любить.

- Как воспринимают «красоту местности» герои Маканина?

Война ставит человека в положение, когда ему надо прежде всего заботиться о выживании. Красота пугает, «заставляя насторожиться, красота заставляет помнить. (гл.1). Все, что помогает выжить, — высшая ценность. Красота здесь ценна не сама по себе, а лишь как опыт выживания. Еда, сон гораздо важнее. (Потому и испугался Вовка, что пленный свалит на пол «лишнюю кашу» (гл. 4).) Война — существование на уровне физиологии. «Его желудок первым из связки органов не выдержал столь непривычного чувственного перегруза — сдавил спазм» (гл. 5) — так Рубахин воспринимал красоту юноши.

- А любовь? Сравните их взаимоотношения с тем, что называется любовью. В чем разница?

Вовка – молодуха

Рубахин – пленный юноша

- Что происходит с героем? Как объяснить его поведение? Что это - возвышение духа или зов плоти?
- Сам не может разобраться, что это с ним.

Любовь — прекрасное чувство. Этим же взаимоотношениям не хватает чистоты и красоты.


- Чем это кончится?

Ответить не успел – наступает развязка – попали в ловушку – убил.


Автор как бы ставит героев в экстремальные ситуации, когда человек должен сделать нравственный выбор. В экстремальных ситуациях характер человека раскрывается наиболее полно. Что произошло?
Случайна ли такая кульминация?
( Война исключает личные симпатии, нормы морали, диктует свои правила)
Кто жертва?
1) чеченец –красавец?
2) Рубахин – убийца?
Итак, почему Рубахин не выдержал испытания красотой?
- разрушение личности уже произошло;
- война научила его действовать вопреки собственным желаниям, убеждени-

ям, отступать от своей природы.


И кто же в этом рассказе кавказский пленный – прекрасный чеченский юноша или сильный, рослый сержант Рубахин? (жертва войны, в этом его трагедия)
Но эта трагедия не только маканинского героя, но и тысяч наших сверстников, погибших или воюющих на этой войне. Они все – кавказские пленные, как и сама Россия в целом, позволившая «кавказскому синдрому» достичь таких глобальных масштабов.

- Чем заканчивается рассказ?

- А какова позиция Маканина? Дает ли автор однозначный ответ?

Рассказ заканчивается вопросами. Ответа на эти вопросы у автора нет, да

странно было бы ждать однозначного ответа. Человечеству всем ходом сво-

его развития придется отвечать на эти вопросы.


- Рассказ открывается перефразированной цитатой из Достоевского: «Красота

спасет мир» и завершается этим же мотивом.

Так способна красота спасти мир или нет?

Неверие в будущее — одна из распространенных болезней нашего века. У человека, привыкшего выживать, не может быть по-другому. Но все-таки и его окликает, тревожит красота. Может быть, не напрасно?

- Какие особенности языка писателя можно отметить?
- Неклассическая графика текста. Обилие скобок – там, где они, следуя грамматике, и не нужны. В этом пунктуационном закреплении – маканинский закон «возвратов-колебаний», повторный взгляд в одну и ту же точку: сначала словно бы безмятежно – вскользь, а потом – встрепенувшись и насторожившись, с зорким, подозрительным прищуром. Тревога заставляет вглядываться, а когда вглядишься – становится еще тревожней. Это соответствует не только сюжету рассказа, но и его философии.

5. Итоги.


Вечные проблемы подняты автором в рассказе. Пророчество Маканина состоялось. Красота не спасла. Гибли русские парни под «гордыми южными деревьями», лежат на «полянах, окрашенных ослепляющим солнцем, среди высокой травы и величавых гор». Они решали чужие проблемы ценой собственной жизни. Но все же звучит оптимизм в последних строках произведения. Чем чаще красота будет окликать человека, напоминать о себе, тем быстрее, возможно, она спасет мир.
Литература

Владимир Маканин «Кавказский пленный» (В.С.Маканин. Удавшийся рассказ о любви. М.: Вагриус, 2000, с.165-199)

С.П.Белокурова, С.В.Друговейко. Русская литература. Конец XX века. С.-П.: Паритет», 2001, с.43-65

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет