Актуальные проблемы современности: материалы 4-й научно-практической конференции «Альтернативный мир» (Благовещенск, 23 октября 2009 г.). Вып. / отв ред. Д. В. Буяров. Благовещенск: Изд-во бгпу, 2009. 152 с



бет1/9
Дата08.07.2016
өлшемі1.08 Mb.
#185061
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра всемирной истории


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОСТИ

Материалы 4-й научно-практической

конференции «Альтернативный мир»

(Благовещенск, 23 октября 2009 г.)

Выпуск 3

Благовещенск

Издательство БГПУ

2009




ББК 66. 4(0)

А 43


Печатается по решению редакционно-издательского совета Благовещенского государственного педагогического университета

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: материалы 4-й научно-практической конференции «Альтернативный мир» (Благовещенск, 23 октября 2009 г.). Вып. 3. / отв. ред. Д. В. Буяров. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – 152 с.

В сборник включены материалы выступлений студентов, аспирантов и преподавателей БГПУ на научно-практической конференции «Альтернативный мир», которая состоялась 23 октября 2009 года. Конференция «Альтернативный мир» является ежегодной и посвящена изучению актуальных проблем социально-политического развития стран мира на современном этапе. Мир в 2000-е гг. характеризуют такие тенденции и процессы, как развитие глобализации, неолиберальной модели, усложнение системы международных отношений, усиление позиций США. Вместе с тем современный мир стремится к многополярности, при равноправии социально-экономического и политического развития, когда многие страны выбирают свой альтернативный путь развития. В представленных работах участники конференции рассматривают ряд важных проблем политического развития стран мира.

ISBN 978-5-8331-0186-5  Издательство БГПУ, 2009
Е. В. Афонасенко
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В СОПРЯЖЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДАЛЬНЕГО

ВОСТОКА РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ
Сегодня, в условиях повсеместного расширения межкультурных связей и отношений, интенсивных межэтнических контактов, характерных для современной исторической эпохи глобализации и всемирной аккультурации, практически ни одна этническая общность не способна существовать в изоляции от других народов. Каждый этнос в той или иной степени открыт для восприятия достижений других культур и одновременно готов поделиться собственными культурными ценностями. Своеобразные связи, специфика отношений субъекта к миру и к себе формируются и развиваются во взаимодействии, в процессе влияния людей друг на друга, порождающего особенности их отношений, восприятий, стереотипов, симпатии и антипатии.

Межкультурное взаимодействие предполагает формирование особой динамической системы отношений, в которой воспроизводятся системно значимые характеристики разных культур, ценностные ориентации, установки, нормы, происходят их взаимопроникновение и интеграция, изменение и в самих культурах взаимодействующих этносов, которые приводят к различным результатам. А.П. Садохин фиксирует следующие виды таких трансформаций1: 1 – прибавление происходит в случае, если один этнос, сталкиваясь с другим, осваивает некоторые его достижения; 2 – убавление, если в результате взаимодействия этнос теряет ряд своих традиционных навыков и умений; 3 – обеднение. Здесь речь идет о разложении, деструкции культуры; 4 – усложнение происходит под влиянием более богатой культуры, культура исходного этноса претерпевает изменения, становится более сложной.

Таким образом, далеко не всегда взаимовлияние культур ведет к положительным результатам. Во многом это связано с тем, что проницаемость культурных границ, массированное, а иногда и агрессивное влияние инородных значений и смыслов вызывают переосмысление ценностей традиционной культуры, приводят к неоднозначности понимания норм морали и нравственности. Происходят изменения и трансформации в содержательном наполнении этнического самосознания. Оно приобретает новые интегральные характеристики и качества. Происходит размывание этнической идентичности, а в крайних вариантах может вызывать такое психологическое явление, которое ученые называют «этническая маргинальность», суть его определяется потерей культурного и психологического контакта как со своей традиционной культурой, так и с другими культурами.

Психологам хорошо известно, что для индивида переживание кризиса собственной этнической идентичности, связанное с утратой культурных ценностей, которые являются фундаментальными, стержневыми элементами развития и бытия личности, вызывает психическую дезадаптацию в окружающем мире, становится базой для наркомании, алкоголизма и других форм девиантного поведения, психических расстройств.

В связи с этим на первый план выдвигается проблема сохранения этнической идентичности личности и развития этнического самосознания, а в целом эта проблема трактуется как проблема этнической и личностной безопасности.

Исторически в традиционном обществе формировались смысловые доминанты культуры, которые определяли этническое самосознание, самоидентификацию того или иного этноса. При этом, безусловно, традиционное общество имело в виду проблему общей этнической и личностной безопасности – так или иначе оно трактовало для себя правила взаимоотношений среди своего этноса и с другими этносами. Это всегда были от ношения «мы – они», «свой – чужой», «друг – враг»2.

Особенно эта проблема ощутима в регионах, где сталкиваются интересы крупнейших держав мира. Дальневосточный регион России испытывает вызов со стороны соседних азиатских стран, и прежде всего Китая, готового к «мирной колонизации» дальневосточных российских территорий.

Сегодня во всем мире наблюдается тенденция усиления роли Китая в международных интеграционных процессах. Достижения Поднебесной в экономическом развитии, ее открытость внешнему миру, при сохранении своей самобытности, являются привлекательными для других народов. Тезис о формировании мировой культуры на основе полной «вестернизации» всех стран представляется сегодня не вполне уместным перед натиском успехов модернизации Китая и его выходом на мировую арену. Ему на смену приходят довольно аргументированные предположения о «китаизации» мировых цивилизаций в условиях нарастающего кризиса ценностей западного общества.

Эта проблема особенно актуальна и современна для Дальнего Востока России: в настоящее время для многих россиян, проживающих на приграничных территориях, Китай является источником дохода, а для малообеспеченных слоев населения единственным способом заработка. Неразвитость инфраструктуры, удаленность от культурных центров, демографические проблемы, депопуляция русского населения ставят россиян в зависимость от китайского соседа. В условиях конкуренции победу одерживают дешевые китайские товары; китайская бытовая культура становится все более привлекательной для россиян, обыденным явлением для большинства жителей приграничных территорий становятся частые поездки в Китай.

На сопредельных приграничных территориях Дальнего Востока России и северо-востока Китая происходит, с одной стороны, столкновение непохожих миров, уникальных традиций и ментальностей, а с другой, такая ситуация межэтнического взаимодействия способствует нарастанию взаимовлияния культур, интеграции материальных и духовных ценностей ближайших соседей.

В настоящее время многие исследователи3 отмечают у русских Дальнего Востока своеобразный культурный полиморфизм, обнаруживающий себя в высоком уровне неадекватной лояльности к чужеродным элементам, в восприимчивости к культурным заимствованиям, культурной и религиозной маргинализации. По социологическим опросам, проведенным в конце 90-х гг. прошлого столетия, русские, проживающие на дальневосточных территориях, лидируют среди других регионов России по числу людей, не знающих этнического происхождения своих предков.

Необходимость обращения к исследованию феноменологии этнического самосознания молодежи России и Китая в условиях взаимодействия культур продиктована включением следующих актуальных проблем:



  • вопросами сохранения этнической идентичности личности и развития этнического самосознания в контексте взаимодействия и взаимопроникновения культур. Это обусловлено прежде всего аспектами этнической и личностной безопасности. Сегодня эта проблема, помимо сохранения ценностей традиционного общества, определяется опасностью кардинальной перестройки общественных отношений и общественного сознания. Такой путь развития несет в себе угрозу потери культурной целостности существования государства;

  • необходимостью научного обоснования и анализа глубинных трансформаций в отношениях человека как представителя конкретного этноса к самому себе, другим людям, к окружающему его миру. В настоящее время, несмотря на многообразие подходов к изучению этнического самосознания, остается большое количество нерешенных вопросов, связанных с приобретением носителями сложившегося типа этнического самосознания качественно новых характеристик, обусловленных глубинной реконструкцией и преобразованием современных мировых процессов;

  • изменением на современном этапе развития общественных и межэтнических отношений, характера базовых социальных норм в различных сферах жизни этнофоров, появлением инноваций в содержании морального сознания. Включение в проблемное поле этнического самосознания вопросов ценностных ориентаций, традиций и новшеств, общего и национально-особенного, выделение «своего» и «чужого» в ментальности этносов должно позволить раскрыть особенности содержательного наполнения этнического самосознания в контексте конкретно-исторической ситуации межкультурного взаимодействия;

  • отдельным аспектом проблемы – этнической спецификой морального сознания. В этнической психологии и психологии личности наблюдается недостаток сравнительных кросскультурных исследований, которые могли бы показать уникальность и универсальность моральных принципов современных этносов. Выявление особенностей морального сознания представителей традиционных культур позволит всем сторонам, включенным во взаимодействие строить толерантные отношения;

  • проблемами, возникающими в условиях взаимодействия этносов на сопредельных приграничных территориях. Это обстоятельство исторически формирует так называемую зону наибольшей концентрации негативной психологической энергии защитного или наступательного характера, зону наибольшей психологической напряженности;

  • проблемами этнической идентичности в контексте: соотношения процессов интеграции и дезинтеграции, проявлений этнической толерантности, формирования этнических стереотипов, культурных различий в ситуации сопряженного межкультурного взаимодействия;

  • необходимостью уделять внимание изучению этнического самосознания учащейся молодежи как наиболее сензитивной части этноса, эффективно присваивающей идеи этнических коллизий и реагирующей на происходящие изменения.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы: 1 – показать, как особенности межкультурного взаимодействия, а именно расширение и интенсификация межкультурных связей и отношений, исторически сложившаяся региональная социокультурная специфика сопряженного геополитического пространства, влияют на феноменологическую сущность этнического самосознания тесно контактирующих этносов; 2 – показать, как специфическая ситуация этнокультурного взаимодействия изменяет содержательную характеристику структурных звеньев самосознания и как функционируют в этих условиях психологические механизмы идентификации и обособления, лежащие в основе потребности человека в безопасности.

Нами были выделены следующие особенности этнического самосознания в условиях этнокультурного взаимодействия:



  1. В содержании этнического самосознания современной учащейся молодежи России в условиях межкультурного взаимодействия доминируют ценностные ориентации, основанные на присвоении ценностей, порождаемых современными мировыми тенденциями глобализации и интеграции культур и заметно снижающих значимость сохранности традиционной культуры.

В то же время содержательное наполнение структурных звеньев самосознания современной учащейся молодежи Китая в условиях взаимодействия культур остается в большей мере фиксированным на традиционных ценностях, которые позволяют сохранять уникальные ментальные особенности китайцев.

  1. Этническое самосознание молодежи России и Китая в условиях взаимодействия культур обнаруживает свою специфику в проявлениях этнической толерантности. Современная геополитическая ситуация, ориентированная на добрососедские отношения и сотрудничество между двумя сопредельными государствами, вызывает повышение уровня этнической толерантности, а также снижение конфликтного потенциала как у российской, так и у китайской молодежи.

  2. В современных условиях сопряженного существования и взаимодействия культур фундаментальная оппозиция «Мы – Они» в содержании самосознания молодежи России и Китая претерпевает явные изменения. Антагонизм «свой – чужой» ослабляет свои позиции. «Они» обеими сторонами рассматриваются не как «чужие» или «враги», а как «иные», «другие». В новой ситуации межкультурного взаимодействия, проницаемости и открытости культурных границ у россиян и китайцев возникает реальная заинтересованность в познании друг друга, установлении межкультурного диалога.

  3. В условиях исторически сложившегося опыта межкультурного взаимодействия в ситуации совместного проживания представителей разных этносов на дальневосточных территориях у молодежи России преобладающей стратегией в ситуации межкультурного взаимодействия является тенденция интеграции и минимизация тенденций сепарации. У молодежи Китая в условиях взаимодействия культур доминирующей стратегией также является интеграция, но при сохранении культурного партикуляризма.

  4. Моральный контекст этнического самосознания обусловлен этнокультурной спецификой и презентирует себя в ценностных ориентациях, суждениях, нормах и предпочтениях в ситуациях обыденной жизни. В условиях взаимодействия культур в содержании этнического самосознания могут существовать как сходные, так и различные типы морального сознания. Этнокультурные факторы детерминируют качественный характер особенностей морального сознания этносубъектов, выраженный в онтологическом статусе (наличии некоторой ценности, как таковой).

О. Н. Бархатова
ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

XX ВЕКА: НЕОМОДЕРНИЗМ
В 60-е гг. XX в. отвлечённые течения неоавангарда (медиативное искусство, абстрактный экспрессионизм и его направления – живопись действия, ташизм, информель) стали терять свои позиции и уступили место неомодернизму. Неомодернизм (или поздний модернизм) продолжал последовательно развивать модернистские концепции первой половины столетия, стремясь преобразовать окружающее пространство в некое новое качество. Одним из наиболее распространённых направлений англо-американского неомодернистского искусства, возникшего как реакция на считавшуюся тогда элитарной абстрактную живопись с её отрывом от реальности, стал поп-арт (от англ. pop-art – популярное, общедоступное искусство).

Поп-арт – первое широкое проявление, предтеча Пост-культуры, на основе которого складывалась художественная практика второй половины XX в. Популярное искусство, с одной стороны, отражало идеологию, стереотипы и идеалы общества массового потребления как значимую реальность современной жизни. С другой стороны, но в гораздо меньшей степени, оно демонстрировало её неприятие.

Теоретическое осмысление поп-арта началось в Англии в 1952-1955 гг., когда в Лондоне, в Институте современного искусства образовалась «Независимая группа» архитекторов, художников и критиков (Р. Хэмилтон, Э. Паолоцци, Л. Эллуэй, Р. Бэнхем, П. Блейк, А. Джонс, Д. Хокни и др.). Слово «pop», сокращённое от полного «popular», было использовано критиком Л. Эллуэем для обозначения нового эстетического мировосприятия, согласно которому все предметы и события, то есть вся повседневная среда обитания обывателя, приобретали художественную значимость и ценность. Распространению этой идеи в немалой степени способствовали дизайн и телевидение, стиравшие в глазах зрителей грань между искусством и жизнью. Формальным рубежом возникновения поп-арта считается 1960 г.

Идеологи поп-арта провозгласили принцип «возвращения к предмету». Продолжая экстравагантные опыты дада, реди-мейд Дюшана4, сторонники этого направления растворяли искусство в жизненной среде. Они предприняли попытку уравнять в правах элитарную (высокую) культуру и потребительскую популярную субкультуру. Любой предмет обыденной реальности или его фрагмент, извлечённый из утилитарно-функциональной среды и помещённый в контекст художественного пространства, поэтизировался и становился (наряду с классикой) полноправным произведением искусства. Повседневность, развитая в поп-арте, создавала неограниченные возможности для творческой энергии художника (к примеру, разнообразные варианты композиций одного и того же предмета или трансформация его изображения). Это искусство легко тиражируемое, рассчитанное на массовую аудиторию, дешёвое. Мастера поп-арта по манере исполнения, содержанию, материалам, создаваемым произведениям (артефактам) существенно отличались друг от друга. И потому, как и другие направления искусства XX в., поп-арт представляет собой неоднородное, очень пёстрое художественное движение.

В искусствоведении произведения поп-арта подразделяют на два вида: 1) статистические (коллаж, традиционная живопись с элементами коллажа, поп-скульптура, объект, ассамбляж, инсталляция); 2) поп-артистические действия (хэппенинг, энвайронмент, акция, перформанс, кинетическое искусство).

Ранние произведения поп-арта – коллажи и традиционная живопись с элементами коллажа5. При их создании использовались различные материалы – этикетки, вырезки из рекламных проспектов и популярных журналов, фотографии, газеты, ткань, обломки дерева, гипса, осколки стекла и т. п. (Э. Паолоцци, Р. Хэмилтон). Они должны были демонстрировать американский жизненный стандарт: предметы обихода (мебель, бытовую технику, домашний интерьер) и имиджи массовой культуры (голливудские боевики, модные журналы, популярные «звёзды» и т.п.). Впоследствии материалы и техника создания поп-произведений стали расширяться и усложняться. Появились объекты, поп-скульптуры, инсталляции, ассамбляжи, в которых использовались вещи, бывшие в употреблении, другие бытовые материалы, в том числе и упаковочные (картон, тара), а также бытовой мусор.

Ассамбляж (фр. assemblage – монтаж, сборка, соединение) представляет собой трёхмерную камерную композицию, составленную из предметов утилитарного назначения или их частей, а также из специально созданных объектов, которая размещалась в пространстве ящика или коробки. Разновидностью ассамбляжа является аккумуляция (фр. accumulation – нагромождение, накопление). Композиция аккумуляции хаотична, составляется она из предметов обиходного назначения и помещается в закрытые ящики из органического стекла. Этот вид современного искусства считается своего рода станковым произведением Пост-культуры.

Инсталляция (англ. installation – установка, размещение, монтаж) – самый распространённый артефакт в культуре (особенно в Пост-культуре) второй половины XX- нач.XXI вв. Это пространственная монументальная композиция, которая составляется из уже готовых или созданных самим художником разнообразных предметов, их фрагментов, механизмов, вещей и т. п. Элементы инсталляции и вся её конструкция в целом выступают в символической форме. Современное искусствоведение относит инсталляцию, как и хэппенинг и перформанс, к разновидности энвайронмента и к арт-практикам культуры постмодернизма. Цель инсталляции арт-проектов – создание определённого композиционного и особого художественно-смыслового пространства или особой среды, активно воздействующей на зрителя. В последнее время для усиления эффекта наряду со статичными объектами широко используются возможности современной проекционной техники – компьютер, лазерные установки, фото-слайды и т. п., создающие эффект виртуальной реальности.

Объект – предмет арт-деятельности, имеет много общего с ассамбляжем и инсталляцией, располагается как бы между ними. Этим термином в современной неклассической художественной культуре заменяют классическое понятие «произведение искусства».

Несмотря на то, что поп-арт распространился и в Европе, по своему размаху и влиянию он вошёл в историю мировой художественной культуры как образец американской индустриально-потребительской цивилизации, став признанным художественным движением второй половины XX в. Зачинателями поп-арта в Америке считаются Роберт Раушенберг и Джеспер Джонс. Так, Р. Раушенберг создавал пространственные комбинированные картины, в которых живопись в манере абстрактного экспрессионизма дополнялась разнообразными вещественными вставками: буквами, наклейками, геометрическими фигурами, другими предметами из различных материалов, как правило, недолговечных. Это картины-инсталляции, картины-перформансы. Содержание и суть своего творчества автор определил как действие «в прорыве между искусством и жизнью». В конце 50-х гг. Раушенберг стал работать в технике фроттажа (натирания), а в начале 60-х гг. – шелкографии. Д. Джонс, стремясь к опредмечиванию живописи, достигал своей цели путём уравнивания изображения объектов с самими объектами. Его серии: американский флаг (по всей поверхности холста дано живописное его повторение в различных вариантах и масштабах), пивные банки и т. п., или он делал точную копию того или иного предмета (электролампа, зубная щётка, вилка и т.п.). Наиболее видными американскими представителями этого направления стали Э. Уорхол6, Р. Лихтенштейн, К. Ольденбург, Д. Дайн7, Ж. Сигал, Дж. Розенквист, Т. Вессельман и др.

Из европейских мастеров поп-арта (во Франции он стал называться «новым реализмом») наибольшую известность получили Ив Кляйн8, Арман (Арманд Фернандес), Ники де Сен-Фаль, О. Фальстрём. Объединение художников «Новые реалисты» возникло в Париже 27 октября 1960 г. Манифест о его создании подписали Пьер Рестани, Даниэль Споэрри (Исаак Фейнштейн), Арман, Жан Тенгели, Раймон Энс, Жак де ла Вийегле и Франсуа Дюфренн. Скульпторы и художники различных национальностей взяли на себя обязательство выставляться коллективно и пропагандировать искусство, приближенное к восприятию реальности развитого индустриального общества (так называемое «средовое» искусство). Новые реалисты были авторами многих ассамбляжей из металлических отходов (скульпторы Арман, Сезар, Тенгели), композиций из разорванных уличных афиш и объявлений (художники Энс, Вийегли, Дюфренн, Ротелла).

Наряду со статичными композициями мастера неореализма стали распространять различные арт-действия или арт-практики, которые обобщённо называются искусством акции. Акция – динамический, процессуальный вид современной художественной культуры, в котором акцентируется сам процесс творчества, а не столько его результат. Начало искусству акции положили в первые десятилетия XX в. дадаисты и сюрреалисты, в середине столетия – мастера живописи действия (особенно Джексон Полок). С 60-х гг. акция превращается в театрализованное действо, разворачивающееся как в помещениях, так и вне их.



Хэппенинг (англ. happening – происходящее; в буквальном значении – происходить непременно, здесь и сейчас) – разновидность современного искусства. Суть его заключается в разыгрываемом в уличной среде (или другом месте) событии, в которое вовлекаются и случайные люди. Зрители-непрофессионалы своими действиями или аккламацией должны были активно участвовать в процессе, останавливать его, предлагать свой вариант хода дальнейших событий и т.п. Хотя для хэппенингов писались сценарии, распределялись роли и строились декорации, но в них одним из главных действующих лиц должна была быть аудитория.

Посылки и философия этой формы художественной акции следующие:



  • отказ от атрибутов и порядка традиционного театрального спектакля;

  • реализация идеи спонтанности и неожиданности разыгрываемого представления, дарившего зрителям «праздник мгновения»;

  • непосредственный контакт с публикой;

  • следование принципу, согласно которому «не-искусство» больше, чем «искусство», и тому, что искусство не должно отличаться от повседневной жизни (оно его проявление);

  • декларирование полной свободы творчества.

Хэппенинг возник в 50-е гг. в США (Д. Кейдж9, Р. Раушенберг, М. Каннингем), в 60-е гг. его эксперименты распространились в различных видах искусства в Латинской Америке, Западной Европе, Японии. Практика хэппенинга приобрела интернациональный характер. Концепция «революции улицы» была востребована молодёжным бунтарским движением контр-культуры10.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет