На правах рукописи
Хабибуллина Айгуль Рафкатовна
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ФОРМА ОПТИМИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Специальность 07.00.07 – этнография, этнология, антропология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора исторических наук
Ижевск - 2010
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Научный консультант: Владыкин Владимир Емельянович
доктор исторических наук, профессор
Официальные оппоненты: Губогло Михаил Николаевич
доктор исторических наук, профессор
Чагин Георгий Николаевич
доктор исторических наук, профессор
Сафин Фаиль Габдуллович
доктор исторических наук, профессор
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет им. М. Акмуллы»
Защита состоится 22 декабря 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.275.01 при ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» по адресу: 42603 г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корпус 2, аудитория 411.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» (426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корпус 2)
Автореферат разослан «____» 2010 года.
Общая характеристика работы.
Актуальность исследования. Для устойчивого развития российского многонационального общества особое значение имеет поиск возможностей для сбалансированной межэтнической интеграции, учитывающей как тенденции глобализации, так и необходимость сохранения этничности.
В Российской Федерации все более осознается значимость национальной политики, научно обоснованной, ориентированной на перспективу развития государства. Она должна обеспечивать единство и целостность России, согласовывать общегосударственные интересы и интересы всех населяющих ее народов, способствовать налаживанию их всестороннего сотрудничества, обеспечивать развитие национальных языков и культур1.
Действующая концепция государственной национальной политики ставит своей главной задачей преобразование России в государство, которое, будучи государством для человека, дает возможность самореализоваться каждому народу посредством различных форм национально-культурного самоопределения2. Особое внимание она обращает на то, что в основу федеральных и региональных программ национально-культурного развития народов России «должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей»3.
Башкирия является одним из поликультурных регионов, исторически сложившихся на территории России. Население республики отличается мозаичностью этнического состава. В регионе высока интенсивность межэтнических контактов, поэтому важно знать особенности протекания межэтнического взаимодействия и факторы, взаимосвязанные с межэтническими отношениями. Проблема межэтнического взаимодействия имеет для республики, как и для всей Российской Федерации, исключительную значимость, т.к. все основные аспекты экономической, политической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества тесно связаны с этническим фактором. Свое влияние на ее существование вносят процессы глобализации. Поэтому значим поиск новых оптимальных форм и методов возрождения исторических и культурных традиций разных народов в условиях активных межэтнических взаимодействий.
Одной из форм национально-культурного самоопределения, способствующих сохранению культуры и поддержанию этнопсихологического склада народов Башкортостана стали историко-культурные центры (ИКЦ). Этот новый вид экстерриториального самоопределения народов в Республике Башкортостан (РБ), созданный на территориях компактного проживания исторически сложившихся этнических групп, требует специального научного рассмотрения. Оно значимо как с точки зрения развития этносов в условиях активных межэтнических взаимодействий, так и для отработки новых форм, способов и средств политико-правового регулирования национально-культурного развития народов России.
Объектом исследования являются историко-культурные центры РБ как комплексы, характеризующиеся компактным проживанием исторически сложившихся этнических групп с высокой степенью сохранности культурного наследия, имеющие особую историческую, национальную, просветительскую, научную и эстетическую ценность, включающие возрождение традиционной этнической культуры на исторически значимых территориях с целью просвещения и воспитания населения в духе бережного отношения к наследию прошлого, почитания традиций и обычаев разных народов. Целостность территории историко-культурных центров определяется природной, исторической, хозяйственной и этнической взаимосвязью её основных естественных и антропогенных элементов, что создает необходимые условия для их полноценного социального и экономического функционирования.
Предметом исследования является феномен межэтнических взаимодействий и формирование этничности в полиэтничном регионе в условиях функционирования ИКЦ.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990-х до 2009 гг., т.е. с момента создания первых ИКЦ в РБ по настоящее время. Избранные хронологические рамки позволяют изучить целый комплекс вопросов, связанных с этнической идентичностью и межэтническим взаимодействием этносов, проживающих на территории ИКЦ, раскрыть основные факторы и тенденции этнодемографических процессов в регионе.
Территориальные рамки исследования совпадают с территорией, на которой функционируют ИКЦ. Они включают отдельные населенные пункты РБ (с. Суук Чишма Кармаскалинского района, с. Саитбаба Гафурийского района, с. Николо-Березовка Краснокамского района, с. Килимово Буздякского района, с. Усень-Ивановское и с. Надеждино Белебеевского района, с. Пришиб Благоварского района, с. Темясово Баймакского района, с. Максим Горький Архангельского района, с. Новые Татышлы Татышлинского района, с. Красный Яр Уфимского района, с. Мишкино Мишкинского района, с. Балтика Иглинского района, с. Золотоношка Стерлитамакского района).
Степень изученности проблемы. ИКЦ как форма оптимизации межэтнических коммуникаций не становились предметом самостоятельного исследования, хотя отдельные аспекты их функционирования исследователями рассматривались. Поэтому их изучение как новой формы экстерриториального самоопределения народов в РБ требует анализа исследовательского опыта в решении проблем межэтнических коммуникаций и формирования этнической идентичности.
Круг исследований в этой области весьма обширен. С точки зрения проблемного подхода их следует рассмотреть в различных аспектах. Во-первых, это теоретические разработки об этнической идентичности и межэтнических взаимодействиях, во-вторых, факторах и сферах взаимодействия этносов, в-третьих, работы о национально-культурном развитии народов России; в-четвертых, разработки в области изучения опыта государственного регулирования национальных и федеративных отношений в РФ, а также изыскания, посвященные особенностям этнонациональной ситуации в РБ.
1. Теоретические разработки об этнической идентичности и межэтнических взаимодействиях. В советских обществоведческих науках долгое время определение нации не включало в качестве значимого признака этническое самосознание. Это привело к тому, что его широкое употребление в переписях и иных формах учета населения не подкреплялось теоретическим осмыслением. «Реабилитация» понятия «этническое самосознание» принадлежит П.И. Кушнеру, подчеркнувшему особое значение «этнического самосознания» как этнического определителя4. Позднее Н.Н. Чебоксаров включил этническое самосознание в число этнических признаков, назвав его роль «решающим для определения принадлежности отдельных людей или целых человеческих коллективов к той или иной этнической общности»5. В.И. Козлов выдвинул этническое самосознание на первое место среди признаков этноса6.
Этничность является постоянной темой научных дискуссий, традиционным символом социально-политического конструирования, хотя до единой концепции этничности как целостного культурного феномена пока далеко. Основы представления об этничности и об этнической идентичности и этническом самосознании лежат на пересечении разных подходов:
-
Примордиализм, определяющий этнос в объективистских категориях, натурализует его природу, отсылает к вполне конкретным субстанциям, являющим в проблемном поле данного направления основную суть этнической группы (Л.М. Дробижева, Ю.В. Арутюнян, А.А. Сусоколов, Ю.В. Бромлей).
-
Инструментализм (Н.Н. Чебоксаров, Ю.В. Арутюнян, Дж. Дэвис, А.Г. Здравомыслов, А.А. Цуциев, Р.Абдулатипов7) рассматривает этничность в качестве инструмента, используемого в определенных целях. Для него важны функции, выполняемые этнической группой.
-
Конструктивизм понимает этничность как воображаемое сообщество, представление и самоидентификация с которым возникают в деятельности социальных агентов, участников социума. (Э. Геллнер, В.А. Тишков).
Не исключая объективные основания примордиализма, а также инструментальный характер некоторых аспектов этничности, отметим социальный конструктивизм (П. Бурдье и Р. Брубейкер8), рассматривающий этническую группу в процессе групп-мейкинга (group-making).
Поскольку сообщество или группа не могут существовать вне социума, обобщающим признаком становится принадлежность к этой группе или исключенность из нее так называемых Других, или Чужих. В этом контексте значимы исследования идентификационных процессов, построенных на соотнесении с символическим Чужим или Другим. Подходы к образу Чужого разнообразны. Можно выделить некоторые из них:
1) семиотический подход к анализу роли Чужого в идентификационных процессах (Ю. Лотман)9;
2) естественной и необходимой полагают фигуру Чужого в идентификационных процессах личности и группы Г. Зиммель, Е. Панова10;
3) для П. Бергера, Т. Лукман, М. Вебера11 образ Другого приобретает значение в объяснении структуры социального действия;
4) И. Кон, П. Рикер, А. Шютц, Ю. Хабермас12 рассматривают вопрос конструирования символической фигуры Чужого в коммуникативном аспекте;
5) на несводимость Другого к образу «Я», противоречивые и конфликтные отношения между ними указывают Ж. Батай, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Э. Левинас, Ж.-П. Сартр, М. Фуко13;
6) С.П. Баньковская, З. Бауман, Л.М. Дробижева, И. Нойманн 14, работающие в рамках социального конструктивизма, занимаются анализом роли Чужого в процессе символической реконструкции границ;
7) роль Другого в теоретизировании тем этничности, мультикультурализма, глобализации, миграционных процессов и проблем толерантности анализируют Б. Андерсон, С. Бенхабиб, Э. Геллнер, Л.Д. Гудков, В. Малахов, Э.Д. Смит и др.15
Можно также отметить концепцию Б. Андерсона и Э.Д Смита16, которая представляет этничность в качестве социального конструкта, суть которого составляют репрезентация этнической группы в социуме и формирование представлений членов общества, что работает на создание нации в качестве воображаемого сообщества.
Национальная идентичность как объект социологического анализа характеризуется структурно-функциональным подходом (Т. Парсонс, Р. Мертон), который состоит в интерпретации процесса интеграции социальных общностей в национальное государство. Условиями формирования идентичности выступают социальная модернизация, формирование демократических институтов и выработка форм гражданского общества в политической жизни.
В постклассической социологии (Э. Гидденс, З. Бауман, Э. Смит, У. Бек) обосновывается конструктивистский характер национальной идентичности, которая является в контексте глобализации результатом интернализации «внешних структур» для реализации целей национального ренессанса, конкуренции с «другими» и выработки консолидирующих ценностей.
Н. Покровский и В.А. Ядов17 определяют национальную идентичность в контексте глобализации как способ организации общества в условиях перехода от традиционного общества к обществу позднего модерна. В работах А.Г. Здравомыслова, В.А. Тишкова, С.А. Арутюнова18 глобализация представляется фактором, выполняющим противоречивую роль в формировании национальной идентичности. Стимулируя воспроизводство и переопределение национальной идентичности, глобализация вызывает к жизни архаичные формы идентичности, которые в условиях социально дезинтегрированного общества усиливают этнополитическую дистанцию.
Анализ процессов национальной идентификации показывает, что эффекты глобализации рельефизируют коллективные национальные образы и обретение связи с обществом происходит на основе принятия модели самоопределения в национальном пространстве в контексте нахождения других национальных групп по критерию соревновательности. Многомерность дифференциации национальной идентичности выражается в переориентации с устойчивой фиксации идентификационных матриц на перспективу перемены идентификационных стратегий в условиях динамически изменяющегося мира.
Близкая нам концепция мультикультурализма как методологическая основа современных этносоциологических и антропологических исследований нашла свое отражение в работах В. М. Воронкова, С.Р. Дерябиной, А. И. Куропятника, Н. М. Лебедевой, В.С.Малахова, Ф-О. Радтке, В.А. Тишкова, О.В. Щедриной19.
2. Факторы и сферы взаимодействия этносов в научных исследованиях. Конкретные факторы и сферы взаимодействия национальностей, различные аспекты современных социальных проблем, в том числе демографических, на широком фоне межэтнических взаимоотношений в России разработаны этносоциологами Ю.А. Арутюняном, В.В. Пименовым, Г.В. Старовойтовой, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижевой, В.А. Тишковым.
Этот вопрос наиболее активно освещается в современных прикладных исследованиях, среди которых можно выделить целый ряд работ (О.И Кавыкин, М.А. Козлова, Е.Д. Львина, В.К. Малькова, М.В. Монгуш, М.В Плясовских, И.С.Савин, Л.Н. Хаховская, Р.Р. Асылгужин)20. Классическими трудами, посвященными анализу этнодемографического развития ситуации не только в России, но и других странах, стали исследования С.И. Брука, О.Е. Казьминой, В.И. Козлова, П.И. Пучкова, Б.Ц. Урланиса.
Теоретические основы демографии, вопросы воспроизводства и миграции населения исследованы в трудах С.И. Брука, В.А. Борисова, А.Я. Боярского, Д.И. Валентея, А.Г. Вишневского, Д.М. Исхакова, В.М. Кабузана, А.Я. Кваши, Л.Л. Рыбаковского, Д.К. Шелестова21. и др. Современные тенденции этнических миграционных процессов в различных регионах бывшего СССР рассматривали Т.И. Бозунова, А.К. Гузанова, Ж.А. Зайончковская, И.Ю. Макеев, Г.Ф. Морозова, А.Б. Пазов, В.И. Переведенцев, Н.В. Тарасов, А.В. Топилин.22
Количественные и качественные изменения демографических процессов за последние десятилетия исследовались различными специалистами в регионах РФ. Среди них особо следует выделить работы Е.П. Бусыгина, Э.К.Васильевой, Н.В. Зорина, Д.М. Исхакова, Э.Б. Каплуновской, Р.Н. Мусиной, М.Р. Мустафина, Г.Р. Столяровой.
Общетеоретические подходы, факторы и сферы взаимодействия национальностей были рассмотрены в монографии Г.Р. Столяровой «Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана» (2004). Этнодемографическая ситуация, семейно-брачные отношения, в том числе межнациональные семьи, нашли отражение в работах Н.Н. Кучерявенко, Г.Р. Столяровой, Т.А. Титовой. Теоретические основы языковой ситуации, функционального развития языков изучены в работах В.А. Аврорина, А.Н. Баскакова, В.Н. Белоусова, М.Н. Губогло, Ю.Д. Дешериева, В.Ю. Михальченко, Г.Н. Чагина23.
3. Национально-культурное развитие народов России. Современные проблемы межэтнического взаимодействия в России – одна из самых напряженных областей исследования, связанная как с государственной безопасностью, так и с собственно динамичностью процессов. В отечественной научной литературе вопрос современного национально-культурного развития народов России как самостоятельный предмет хотя и разработан недостаточно, однако находит свое отражение в работах ученых по национальной проблематике. Среди них можно выделить работы связанные с разработкой концептуальных основ национальной политики, в развитии теории наций и национальных отношений на современном этапе24. В последние годы вышли исследования российских ученых, в которых предпринимаются попытки осмыслить историко-событийные, теоретические, практические аспекты этнической проблематики, в том числе и национально-культурного развития народов России25.
4. Опыт государственного регулирования национальных и федеративных отношений в Российской Федерации. В последнее десятилетие появляется все больше научных исследований, посвященных изучению опыта государственного регулирования национальных и федеративных отношений на федеральном и региональном уровнях, в которых уделяется внимание проблемам национально-культурного развития, прежде всего национальных меньшинств и малочисленных народов26. На качественное усложнение национальной политики одним из первых серьезное внимание обратил М.Н. Губогло. Он выделил факторы и процессы, переводящие этнополитическую ситуацию из одного состояния в другое, и, разграничил три линии национальной политики, суть которых выражалась в трех разновекторных направлениях: огосударствлении, доогосударствлении и разгосударствлении национальной политики27.
Во многих трудах, посвященных данной проблеме, исследованы демографические, социально-экономические, культурные и другие факторы, воздействующие на естественное и миграционное движение населения. Большой научно-практический интерес представляют и результаты научных конференций, симпозиумов, проводимых в столице и регионах России28.
5. Особенности этнонациональной ситуации в Республике Башкортостан. Общетеоретические вопросы. Сложности межэтнического взаимодействия в различных сферах в регионе, рассмотрены в целом ряде исследований. Они посвящены истории заселения края, формированию его этнонациональной структуры, тенденциям межнациональных взаимоотношений народов Башкортостана29.
Межнациональные браки и семейно-брачные отношения в РБ нашли отражение в работах Н.В.Бикбулатова, Р.А. Галина, М.Д. Киекбаева, М.В. Мурзабулатова, З.Я.Рахматуллиной, Г.А.Киньябаевой, Р.Н.Сулеймановой30, З.Л.Сизоненко31. Образовательный уровень, подготовка кадров в сфере образования на современном этапе раскрыты в работах Р.А. Галина, P.P. Галлямова, Р.И. Ирназарова, М.Д. Киекбаева, Ф.Г. Сафина.
Возрастно-половая структура населения республики, ее изменение, влияние различных факторов на ее формирование рассмотрены в трудах Р.А. Галина, Л.Л. Галиной, Р.Т. Насибуллина.32 Общим вопросам этнодемографического развития РБ, проблемам оптимизации межнациональных отношений посвящены исследования Р.Г. Кузеева33, Р.З. Янгузина34, Н.В. Бикбулатова35, А.Н. Аринина, В.В. Болтушкина, А.А. Ахмадеева, Р.А. Галина, Р.Н. Кутушева, Т.М. Гарипова, М.В. Мурзабулатова36, Р.Н. Сулеймановой37, P.M. Тухватуллина, З.И. Еникеева, М.Ф. Хисматова, М.Д. Киекбаева.
Межэтнические отношения своеобразно отражают сложившиеся в стране экономические, социальные, политические, духовно-идеологические и бытовые отношения, оказывают влияние на функционирование и развитие общества, сказываются на состоянии социально-политической обстановки в стране. Поэтому проблемы межэтнических отношений всегда были предметом исследования социологов, социальных философов и историков Башкортостана. Еще в 60-е годы ХХ в. А.Ш. Мамлеевым и Р.Н. Кутушевым изучались различия интересов и духовной культуры у представителей разных наций, проживающих на территории республики. Системный анализ этнического самосознания в республике проводили Д.Ж.Валеев, А.Я. Зарипов, Ф.Б. Садыков, Дж.М. Гилязетдинов, Р.И. Ирназаров, Ф.С. Файзуллин, Р.Р. Асылгужин.38
Оригинальность и новизна результатов исследований развития этноса, проведенных в 90-е годы ХХ в. Ф.С. Файзуллиным, Р.И. Ирназаровым, А.Я. Зариповым, Дж.М. Гилязетдиновым и их последователями, заключается в раскрытии неоднозначности последствий влияния перехода к рыночным отношениям на сферу межнациональных отношений, когда наряду с расширением возможностей для утверждения равенства появляются новые виды неравенства. Ими выявлены определяющие противоречия в политическом и социокультурном развитии этносов страны, определены тенденции их развития и на этой основе разработаны прогностические модели возможных сецессионных движений.
Этноязыковая ситуация в РБ рассматривалась в работах Л.Л. Аюповой, P.P. Галлямова, Т.М. Гарипова, М.В. Зайнуллина, А.Я. Зарипова, И.Г. Илишева, Ф.Г. Сафина, Р.Г. Сибагатова, З.Г. Ураксина, Ф.Г. Хисамитдиновой, Ю.Х. Юлдашбаева39 и др. Проблема этнической консолидации башкир во второй половине ХIХ в. исследована Б.Х.Юлдашбаевым40.
Миграции представителей разных этносов и их адаптация в иноязычной среде рассматривались в работах И.М. Габдрафикова41, Р.А. Галина42, Л.Г. Хуснутдиновой43, А.Б. Юнусовой.44. Этой же тематике посвящены и диссертационные исследования последних лет (А.А. Выскочил, И.В. Лосеева)45. Различным этническим группам посвящены исследования С.Н. Шитовой46 и Э.А. Шкурко47.
В целом, исследования, посвященные развитию этносов, дали возможность наметить основные контуры национальной политики и управления межэтническими отношениями в РБ.
В РБ из представителей более 130 национальностей наиболее многочисленными являются русские, башкиры, татары, чуваши, марийцы, украинцы, удмурты, белорусы, немцы.
Башкиры. Данные письменных источников, языкознания, антропологии, археологии и этнографии позволяют реконструировать сложный и длительный процесс формирования башкирского народа. Башкиры стали известны на исторической арене более 1000 лет назад48. Ведущими направлениями этнографических исследований в Башкортостане являются этногенез и этническая история башкир (Р.Г. Кузеев), традиционные хозяйственные занятия – скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля (Р.Г.Кузеев, Н.В. Бикбулатов, М.В. Мурзабулатов, М.Г. Муллагулов, Р.З. Янгузин), материальная культура (С.Н. Шитова), декоративно-прикладное искусство (С.А. Авижанская, Н.В. Бикбулатов, Р.Г. Кузеев), народная хореография (Л.И. Нагаева), социальные институты (Р.Г. Кузеев, Н.В. Бикбулатов, М.В. Мурзабулатов).
Башкирский ИКЦ «Темясово», созданный в 1994 г., стал первым в республике. Информация о нем содержится как в архивных документах и специальной литературе49, так и в Интернет-ресурсах50.
Татары. Татары являются вторым по численности этносом в РФ. Общая численность живущих в Российской Федерации – 5 554 601 чел., в Приволжском федеральном округе – 4 063 720 чел., в Республике Башкортостан – 990 702 чел.51. Развитие татарского населения в Башкирии рассмотрено в работах З.М. Давлетшиной, Р.Якупова52.
Территория татарского ИКЦ «Килимово» в селе Килимово Буздякского района – описана Б.Г. Калимуллиной и Н.Фартыгиной53.
Русские. Массовые переселения на Урал активизировались в 1870-80-е гг. после отмены крепостного права. Именно в XIX в. русские на Урале стали в демографическом отношении наиболее крупной этнической группой. Сегодня русские составляют 36,3% от всего населения республики54. История и культура русских Башкортостана рассматривалась в работах В.В. Пименова, Т. Пушкаревой, А. Элез, Е.С. Данилко, И.В. Кучумова и др.55 Авторами первых трудов по истории русских и уральской промышленности были организаторы строительства заводов, представители дворянства и непосредственные участники академических экспедиций 60-70-х гг. XVIII в. (И.И. Лепехин56, П.С. Паллас57, П.И. Рычков58, И.П. Фальк59). В их работах представлена информация о заводском населении Южного Урала.
С первой половины XIX в., благодаря усилиям местных историков-краеведов (К.И. Арсеньев60, И. Дебу61, И. Жуковский62, Я.В. Ханыков63), появляются работы исторического, топографического, географического и статистического характера. Их достоинством стало введение в научный оборот материалов из фондов местных архивов и устного народного творчества.
Активизировалась проблема освоения и заселения Южного Урала в 60-90 гг. XIX в. На данном этапе следует отметить исследования В.П. Безобразова64, В.Д. Белова65, В.Н. Витевского.66 В работах этих авторов с привлечением архивных и статистических данных рассматривался аграрный вопрос, проблемы крестьянской колонизации и башкирских восстаний. Исключение составляет работа В.М. Черемшанского67, посвященная рассмотрению географии, экономического развития и населения Оренбургской губернии в первой половине XIX в.
Новое направление в изучении темы освоения и дальнейшего заселения Южного Урала возникло в 50-60-е гг. XX в., когда оформился научный подход к данной проблеме, что в дальнейшем дало толчок к детальной разработке вопроса. Последователями данного направления стали историки А.А. Кондрашенков68, В.Я. Кривоногов69, С.Г. Струмилин70, Ю.М. Тарасов71. В этих работах были подробно изучены причины переселенческой активности и процесс формирования пришлого русского крестьянства, а также указывалась большая роль промысловых занятий и ремесел в крестьянских семьях.
В настоящее время ряд исследований посвящен ИКЦ «Никольский храм» в с. Николо-Березовка Краснокамского района.72.
Филиал государственного учреждения Дом дружбы народов Республики Башкортостан – Аксаковский ИКЦ «Надеждино» в с. Надеждино Белебеевского района и географическое пространство, связанное с ним, стало предметом внимания авторов материалов, содержащихся на различных интернет-порталах73. Заслуживает внимания исследование Т.И.Аминева, Д.С.Ахметзянова, П.А.Федина, В.А. Иванова о Белебее74.
Развитие русской культуры в рамках работы филиала ГУ Дом дружбы народов Республики Башкортостан – Цветаевского ИКЦ «Усень-Ивановское» в с. Усень-Ивановское Белебеевского района, описана в работах С.Латыповой и Б. Юлбарисова75.
Н. Фартыгина и Ф.Х. Амиров рассматривают деятельность филиала ГУ Дом дружбы народов Республики Башкортостан – русского ИКЦ «Красный Яр» в с. Красный Яр Уфимского района76.
Украинцы. Украинцы – второй по численности этнос после русских среди славянских народов в Башкортостане. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в республике проживает 55249 украинцев77.
Работы В.Я. Бабенко, Р.Г. Кузеева, Ф.Г.Ахатовой и Д.А.Черниенко 78 посвящены этой этнической группе. О местности, где работает филиал государственного учреждения Дом дружбы народов Республики Башкортостан – украинский ИКЦ «Золотоношка»79 в с. Золотоношка Стерлитамакского района, подготовлен материал А.Кульмухаметовой80.
Белорусы. В настоящее время в Башкортостане проживает 17117 белорусов81. Ряд материалов82 и ресурсов83 посвящен филиалу ГУ Дом дружбы народов Республики Башкортостан – белорусский ИКЦ «Балтика» в с. Балтика Иглинского района.
Песенный фольклор и этнография восточнославянских народов Башкортостана в аспекте взаимодействия культур в полиэтничной среде рассмотрены в трудах Ф.Г. Ахатовой84
Немцы. Численность немцев в Башкортостане, по переписи 2002 г., составляет 8250 чел., в том числе в городах республики – 6498, в селах – 1752 чел.85. Представители немецкой национальности в Благоварском районе Республики Башкортостан занимают пятое место по численности населения после башкир, татар, русских и украинцев и составляют 2, 3% от всего населения района86.
Р.Г. Кузеев, В.Я. Бабенко, И. Филатова, И. Сухова-Айснер и др. авторы87 рассматривают особенности жизни немцев в Башкирии.
Латыши. На просторах Башкортостана первые поселения латышей, довольно сильно выделяющиеся по своей культуре, языку, религии, обычаям и обрядам среди других народов края, появляются во второй половине XIX в.88
И.Габдрафиков, А. Блинкена, Л.Л.Аюпова, Т.М.Гарипов 89 , Пересыпкина Т., Е. Шарова, М.Шумилова, Б. Юлбарисов90 рассматривают территорию, где создан филиал ГУ Дом дружбы народов Республики Башкортостан – латышский ИКЦ «Максим Горький» в селе Максим Горький Архангельского района.
Марийцы. Марийцы – восьмая по величине этническая общность в составе многонациональной РБ. По переписи 2002 г. здесь проживает 105 829 марийцев. Это составляет 17,5% от марийского населения в Российской Федерации91. С.Шитова и В. Байбулатов исследовали особенности этой этнической группы и деятельность марийского ИКЦ «Мишкино» в селе Мишкино Мишкинского района.92.
Удмурты. Удмурты – один из древних народов северо-западного Приуралья93. В 1970-х гг начинается целенаправленное изучение локальных этнических групп. Среди исследователей, внесших весомый вклад в изучение истории и современного состояния удмуртской диаспоры, достойное место занимают работы В.Е. Владыкина. Он впервые организовал научные экспедиции практически ко всем группам удмуртов и обобщил итоги научных поисков в своих трудах (1993, 1994, 2003, 2005).
Особенности удмуртского населения в Башкирии рассмотрены в работах Т.Г. Минияхметовой, P.P. Садикова, И.М. Шеда-Зориной94. Отдельные элементы традиционной духовной культуры удмуртов Башкирии изучаются И.М. Нуриевой и Т.Г. Миннияхметовой. В 1994 г опубликована брошюра Л.С. Христолюбовой и Т.Г. Миннияхметовой «Удмурты Башкортостана (история, культура, современность)». В 2000 г. в г. Ижевске вышла в свет монография Т.Г. Миннияхметовой «Календарные обряды закамских удмуртов», в которой автор обобщила результаты многолетних исследований и межлокального сравнительного анализа народного календаря и традиционной обрядности удмуртов, проживающих в северо-западных районах Республики Башкортостан и Куединском районе Пермской области. Исследованию традиционной организации жизненного пространства (поселений и жилища) и его духовному осмыслению посвящена монография Р.Р. Садикова.
Чуваши. Чуваши − один из многочисленных тюркоязычных народов России. Демографические процессы чувашского населения Башкирии рассмотрены в работах И.Г. Петрова, И.В. Сухаревой и др.95. Село Суук-Чишма – место расположения филиала ГУ Дом дружбы народов Республики Башкортостан, развитие д.Суук-Чишма чувашского ИКЦ «Суук-Чишма» – описано В. Макаровым и Н. Фартыгиной96.
Таким образом, несмотря на обширную литературу в области теоретических разработок об этносе, исследования о факторах и сферах взаимодействия национальностей, этническим вопросам, особенностям этнодемографического развития, в том числе и в условиях новых форм национального развития, возникших в РБ на рубеже ХХ – ХХI вв. посвящено ограниченное количество работ. Исследования авторов, как правило, посвящены представителям одной, в лучшем случае двух-трех этнических групп. Целостного исследования вопросов межэтнического взаимодействия и этнической идентичности в Республике Башкортостан, в том числе в историко-культурных центрах, на сегодняшний день нет. Исходя из этого, была выработана стратегия исследования широкого спектра проблем, которые и определили актуальность выбранной темы исследования.
Целью исследования является рассмотрение специфики межэтнических коммуникаций и формирования этнической идентичности в условиях новой формы этнического самоопределения - историко-культурных центров РБ.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
-
анализ историографии и определение круга источников;
-
характеристика теоретико-методологического подхода к исследованию этнической идентичности и межэтнических отношений;
-
выявление основных факторов возрождения национальных культур народов Башкирии на современном этапе,
-
характеристика интеграционных процессов в ходе реализации государственной национальной политики;
-
исследование современных процессов межэтнического взаимодействия и степени этнической идентичности народов в условиях ИКЦ РБ,
-
определение роли государства в формировании этнической идентичности населения ИКЦ РБ.
Источниковая база исследования. Для исследования процесса межнационального взаимодействия и межэтнических контактов на территории историко-культурных центров РБ был привлечен широкий круг неопубликованных и опубликованных источников, которые можно объединить в несколько групп:
-
архивные материалы из фондов ЦГА РБ и Архива ВГО, содержащие статистическую информацию о динамике численности населения Башкирии по этническому признаку, а также опубликованные статистические сборники и материалы переписей населения и текущей государственной статистики;
-
нормативно-правовые документы международного, федерального и регионального уровней в области национально-культурного развития народов97, характеризующие процесс трансформации политической системы РБ, формирование новых политических институтов, условий и форм общественно-политической жизни.
-
текущее делопроизводство органов государственной исполнительной власти РБ: Правительства РБ, Министерства культуры и национальной политики РБ, Министерства образования РБ, Управления по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве РБ, Государственного учреждения Дом дружбы народов РБ, материалы ассамблей народов России и РБ, общественных объединений;
-
данные социально-психологических опросов представителей населенных пунктов с компактным проживанием тех или иных национальностей, численный и национальный состав, социальная инфраструктура которых максимально схожи с населенными пунктами, на территории которых расположены ИКЦ. Опросы проводились автором в 2002–2003 и в 2008–2009 гг. с целью сравнения уровня влияния на этническую принадлежность организованных историко-культурных центров. Кроме того, использованы данные социально-психологических опросов представителей башкирского, татарского, русского, удмуртского, марийского, чувашского, немецкого, украинского, латышского, белорусского населения, проживающего на территории историко-культурных центров, проведенных автором в 2002–2003 и в 2008–2009 гг. в ходе полевых исследований;
-
отдельную группу источников представляют результаты широкомасштабных этносоциологических исследований, проведенных с 1993 по 2003 гг. в Республике Башкортостан под руководством профессоров М.Н. Губогло и Л.М. Дробижевой, посвященные изучению широкого круга проблем этнополитического и этносоциального характера.
-
для понимания особенностей взаимодействия в этноязыковой сфере на территории республики при содействии Министерства культуры и национальной политики РБ и в соответствии с Государственной программой «Народы Башкортостана на 2002 – 2012 гг.» в 2008 – 2009 гг. Академией наук РБ привлечены результаты исследования о массовых обыденных представлениях носителей языка – членов башкирской этнической общности;98.
-
анализировалась официальная информация Росстата, распространяющаяся в Интернете по адресу на сайтах: http: www.info.gks.ru, Башкортостанстата http: www.bashstat.ru, информационные ресурсы http:www.bashvest.ru http://www.bashinform.ru, ресурс «Народы и религии мира» http://www.cbook.ru/class/lingv3, ресурс «Культура народов Башкортостана» http://www.bashkortostan450.ru/culture/kultura-narodov.
-
Использовались материалы, опубликованные в региональной периодической печати – республиканских и районных газетах и журналах как на русском, так и на башкирском, татарском, марийском, чувашском и удмуртском языках.
Методология и методы исследования. Исследование опиралось на системный подход, в основе которого лежит рассмотрение процессов межэтнического взаимодействия на территории историко-культурных центров РБ в общем контексте развития национальных культур народов Башкирии. Для понимания этничности и определения воздействия этнической идентичности в процессе межэтнического взаимодействия использовались теории межкультурного взаимодействия и конструктивистского подхода.
Реализация подходов оказалась возможной при применении целого круга методов исследования. На первом этапе исследования был проведен синтез уже имеющихся в историографии сведений и разработок по системе расселения, социальной организации, управления и политического статуса населения, проживающего на территории ИКЦ.
На втором этапе была выявлена общая направленность и формы национальной политики и государственного строительства на основе применения выборочного метода. Региональная специфика процессов на каждом этапе выявлялась на основе применения компаративного анализа, позволяющего путем сравнения выявлять общее и особенное. При анализе механизма формирования этнической идентичности и развития межэтнических взаимодействий на территории ИКЦ РБ максимально полно использовались историко-генетический и типологический методы.
На третьем этапе исследования был проведен анализ эффективности государственной национальной политики в вопросах создания ИКЦ по национальному признаку. В качестве метода полевых исследований использован метод социально-психологического опроса и методы этнической и кросс-культурной психологии. Для проведения опроса был разработан специальный опросник, соответствующий специфике исследуемых объектов. Результаты опросов исследовались методами первичной статистической обработки массовых данных, описательной статистики, группировки демографических показателей в форме статистических таблиц.
В процессе решения исследовательских задач методы использовались в комплексе, оценка репрезентативности полученных выводов по выявленным современным процессам проводилась на основе их сопоставления с позицией экспертов из числа представителей государственной власти и лидеров национально-общественных движений.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-
проведен анализ государственной федеральной национальной политики в национальных регионах в постсоветский период на примере РБ, на основе которого выявлена региональная специфика процессов интеграции населяющих эти районы этносов;
-
на базе источников, впервые введенных в научный оборот, выявлен механизм межэтнического взаимодействия в ИКЦ РБ, которые охарактеризованы как модели современного многонационального общества;
-
выявлена просветительская и мобилизационная роль ИКЦ РБ в формировании этнической идентичности.
-
определена возможность использования уникального опыта Башкирии в решении вопросов межэтнических взаимодействий жителей региона посредством введения сети ИКЦ как государственных учреждений культуры;
-
уточнены политические, психологические, социально-экономические факторы, влияющие на изменение этнической идентичности в условиях межэтнических контактов и в процессе социальной и политической трансформации общества на примере историко-культурных центров.
Практическая значимость основных результатов исследования состоит в характеристике новой формы этнического самоопределения в многонациональном регионе – ИКЦ, результаты которой уже использованы в этнологических экспертизах, проводимых в 2002–2009 гг., экспертных оценках программ национального развития народов РБ; составлении аналитических материалов по запросам органов региональной власти и национальных общественных объединений. Результаты исследования могут быть использованы в выработке конкретных рекомендаций и решений в области проблем этнического возрождения, механизмов регулирования и предупреждения конфликтов и межкультурного сотрудничества народов. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке обобщающих работ и лекционных курсов, посвященных проблемам национальной политики, истории Башкирии, этнической истории населения регионов и России в целом.
Положения, выносимые на защиту:
-
в конце ХХ – начале ХХI вв. на территории Башкирии прослеживается государственный курс на оформление центров национальных культур на базе населенных пунктов Башкирии с компактным проживанием тех или иных национальностей;
-
интеграционная политика государства имеет комплексный характер и включает мероприятия по административно-территориальному устройству ИКЦ Башкирии, изменению их правового статуса, системы управления и самоуправления, созданию социальной инфраструктуры;
-
государственная национальная политика в Российской Федерации стала фактором возрождения национальных культур в Башкирии, наряду с развитием институтов гражданского общества способствовала межкультурной коммуникации и динамизму национальных культур в регионе;
-
как определенность, так и неопределенность этнической идентичности может быть взаимосвязана с показателями этнической толерантности в межэтническом взаимодействии;
-
в процессе межэтнических контактов на трансформацию этнической идентичности влияют политические, психологические, социально-экономические факторы, т.е. роль государства в жизни этноса посредством ИКЦ.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации содержатся в монографиях (9,6 а.л.), статьях и сообщениях, опубликованных автором (12 а.л.), в том числе (6,2 а.л.) в журналах, определенных ВАК для защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук. Результаты исследования апробированы на научных и научно-практических конференциях: международных «Этнокультурные и этнополитические процессы в ХХI веке» (2007), «Национальная политика и традиционная народная культура» (2009); всероссийских – «Национальная политика и культура в современных условиях» (2006); VII Конгресс этнографов и антропологов России (2007); VIII Конгресс этнографов и антропологов России (2009); «Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты» (2008).
Структура работы.
Соответственно задачам и логике исследования диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Текст диссертации снабжен статистическими и справочными таблицами, иллюстративным материалом.
Основное содержание работы.
Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, связанная с необходимостью теоретического анализа изучаемой темы, определяются цели и задачи исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представляются положения выносимые диссертантом на защиту, приводятся также сведения об апробации результатов исследования.
Первая
Достарыңызбен бөлісу: |