Алгонкинские языки



Дата11.06.2016
өлшемі35.93 Kb.
#127308


алгонкинские языки, подсемья в составе алгских языков. Занимает почти весь восток и центр Канады, а также район вокруг Великих озёр (кроме территории распространения ирокезских языков) и сев. часть атлантич. побережья США. Общее количество говорящих на А.я. – ок. 150 тыс. чел. (оценка, нач. 21 в.).

А. я. – одно из крупнейших языковых объединений Сев. Америки, включающее ок. 30 языков. В классификации И. Годдарда они подразделяются на 10 групп. Существует также более простая классификация, в соответствии с которой А.я. делятся на 3 группы – восточные, центральные и равнинные (западные). Восточная группа состоит из почти двух десятков близкородств. языков: микмак (ок. 8 тыс. носителей), малесит-пассамакводди (ок. 1 тыс.), восточный и западный абенаки (абнаки), массачусетт, наррагансетт, мохеган, махикан, делавэр, поухатан и др. Эти языки, кроме первых двух, ныне почти вымерли, поскольку были распространены на побережье Атлантического ок. от залива Св. Лаврентия на севере до совр. штата Сев. Каролина на юге и, тем самым, очень рано оказались в зоне европ. колонизации.

Центральная группа в осн. распространена к югу, северу и западу от Великих озёр Эри, Гурон, Мичиган и Верхнего. Включает неск. не столь близких друг к другу, как восточные, языков, в т. ч. шауни (по разным оценкам, от 250 до 500 носителей), фокс-саук-кикапу (по разным оценкам, от 1,7 тыс. до 5 тыс.), майами-иллинойс (вымер), потаватоми (неск. сотен носителей), оджибва (45–50 тыс.), кри (60–70 тыс.) и меномини (неск. десятков). Оджибва и кри относятся к крупнейшим индейским языкам Сев. Америки. Они распространены на большой территории; так, кри имеет самый протяжённый ареал распространения (почти 3000 км) среди сев.-амер. индейских языков. Имеют значит. диалектное дробление; иногда рассматриваются как группы из близкородств. языков.

Западная (равнинная) группа распространена на территории Великих равнин и включает 3 языка (с севера на юг): блэкфут (по разным оценкам, от 5 до 8 тыс. носителей), шейенн (ок. 2,5 тыс.) и арапахо-ацина-наватхинехена (ок. 1,4 тыс.). Языки этой группы не образуют генеалогич. единства и объединяются по географич. принципу.

А. я. характеризуются относительной бедностью фонемного состава. Для праалгонкинского яз. реконструируется 13 согласных (p, t, c, k, s, s, h, m, n, , l, w, y) и по 4 кратких и долгих гласных (i, e, a, o, ī, ē, ā, ō). Морфологически А. я. принадлежат к полисинтетич. типу (см. Типологическая классификация языков). Глагол имеет сложную морфологич. структуру, глагольные префиксы и суффиксы выражают много грамматич. категорий, в частности, в глагол инкорпорированы (см. Инкорпорация) относящиеся к актантам местоимения. В рамках 3-го лица различается проксимативное (привилегированное) и обвиативное (второстепенное) лицо. Статус «проксиматив» либо «обвиатив» присваивается 3-м лицам гл. обр. на основе дискурсивной значимости. Широко известная особенность А. я. – противопоставление прямых и инверсивных форм. Напр., в одном из диалектов (языков) кри – в равнинном кри – существует иерархия лиц: 2-е лицо > 1-е лицо > 3-е проксимативное лицо > 3-е обвиативное лицо. Если в перех. глаголе агенс выше пациенса (см. Семантическая роль) по данной иерархии, то глагольная форма морфологически маркируется как прямая: ni-wāpam-ā-w ‘я-вижу-показатель прямой формы-его’; если соотношение обратное, то глагольная форма маркируется как инверсивная: ni-wāpam-ekw-w ‘меня-видит-показатель инверсивной формы-он’. Эти примеры показывают, что именно оппозиция прямых и инверсивных форм позволяет идентифицировать, какое лицо является агенсом, а какое пациенсом. Глагол в А. я. содержит большое количество инкорпорированных именных и адвербиальных элементов. Имена делятся на 2 класса, отчасти семантически мотивированные, – одушевлённые и неодушевлённые. На материале оджибва Р. Томлин и Р. Роудс одними из первых описали характерный для полисинтетич. индейских языков порядок слов, при котором новая информация предшествует данной.

Живые А. я. пользуются письменностью на лат. основе. Для языков оджибва и кри в 1837–1841 гг. англ. миссионер Дж. Эванс изобрёл оригинальное слоговое (см. Силлабическое письмо) письмо, которое в дальнейшем было применено и к др. А. я., а также к соседним эскимосским и атабаскским языкам Канады и используется до сих пор.

Документация и изучение А. я. были начаты миссионерами в 17 в. Родство восточных и центральных А.я. было известно английским и французским миссионерам еще в 17-18 вв. Состав алгонкинской семьи в полном объеме было установлен А. Галлатином (1848) и Р.Г. Латамом (1856). Совр. представления об А. я. основаны на трудах Л. Блумфилда, исследовавшего языки кри, меномини, фокс и др. В последние десятилетия наиболее активные исследователи А. я. – И. Годдард, Д. Франтц, К. Волфарт, К. Титер, А. Далстром, Р. Роудс, Дж. Николс, У. Леман и др. Многие А. я. хорошо описаны, преподаются в школе (особенно в Канаде). Существуют грамматики, словари, школьные пособия.

В европейских языках есть ряд заимствований из алгонкинских языков – такие, как тотем, скво, мокасины, томагавк, вигвам. Некоторые штаты США получил названия по ранее обитавшим в соответствующих местах алгонкинским племенам.


Лит: Bloomfield L. Algonquian // Linguistic Structures of North America / Ed. H. Hoijer et al. Viking Fund Publications in Anthropology 6, New York1946; Pentland D. H., Wolfart H. Chr. Bibliography of Algonquian Linguistics. Winnipeg, 1982; Goddard I. Algonkian languages // International Encyclopedia of Linguistics. N. Y., 1992. Aubin G. 1972. A Proto-Algonquian dictionary. National Museum of Man, Maercury Series 29. Ottawa.

http://www.native-languages.org/famalg.htm

А.А. Кибрик.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет