Дарио Антисери и Джованни Реале
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ОТ ИСТОКОВ ДО
НАШИХ ДНЕЙ
АНТИЧНОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
1-2
В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой
ПНЕВМА 2003
УДК 14
ББК 87 3 -4 Ит
А 31
Охраняется Законом об авторском праве
Воспроизведение всей книги или любой ее части будет преследоваться по закону
D Antiseri — G Reale, Il pensiero occidentale dalle origini ad oggi © Copyright by Editrice LA SCUOLA, Brescia (ITALIA) 1983-1994 D Antiseri — G Reale, Storia della filosofia © Copyright by Editrice LA SCUOLA, Brescia (ITALIA) 1997
А 31
Д. Антисери и Дж. Реале
Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2) / В переводе и под редакцией С А Мальцевой — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , ил
ISBN 5-901151-04-6
Данное издание «Западная философия от истоков до наших дней Античность и Средневековье» является переводом первой книги трехтомного итальянского издания В нем подытожены результаты исследований европейских историков философии Издание имеет контрольно обучающий характер, включает в себя фрагменты текстов мыслителей различных эпох, материалы справочного характера, биографии, хронологическую таблицу, именной указатель Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и лицеев, а также для всех, самостоятельно изучающих историю развития научных и философских идеи
© С. А Мальцева
© «Издательство Пневма»
Электронное оглавление
Электронное оглавление. 3
Список иллюстраций. 12
Список текстов. 13
Оглавление. 15
АНТИЧНОСТЬ.. 20
Часть 1. ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.. 20
Барельеф "Апофеоз Гомера", трон и скипетр были атрибутами Зевса, что говорит об особом почитании Гомера (Британский музей) 20
Глава 1. ГЕНЕЗИС, ПОНЯТИЕ И ЦЕЛЬ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.. 20
Генезис философии. 20
Искусство и религия древних греков. 21
Социально-экономические условия развития греческой философии. 23
Источники. 24
Понятие и цель античной философии. 24
Отличительные особенности античной философии. 24
Философия как потребность человеческого духа. 25
Фазы и периоды античной философии. 25
Глава 2. НАТУРАЛИСТЫ-ДОСОКРАТИКИ.. 25
Первые ионийцы о начале всех вещей. 25
Фалес. 25
Гомвр (тексты) 26
Илиада. 26
Гесиод (тексты) 26
Теогония. 26
Орфические рапсодии. 27
Фалес (тексты) 27
Анаксимандр из Милета. 28
Анаксимандр (барельеф, Национальный музей, Рим) 29
Анаксимен из Милета. 29
Анакснмвн (тексты) 30
Гераклит из Эфеса. 30
Гармония противоположностей. 31
Первоначало как огонь и разумное понимание. 31
Гераклит (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 31
Природа души и человеческие судьбы.. 32
Гераклит (тексты) 32
Panta rhei — все течет. 32
Гармония противоположностей. 32
Огонь-разум как высшее первоначало. 33
Орфические мотивы у Гераклита. 33
Человек, общество и право. 33
Пифагор и пифагорейцы.. 34
Число как первоначало. 34
Пифагор (втор. пол. VI — нач. V в. до н. э.), основатель греческой математики, теоретик и практик "созерцательной жизни" (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 34
Элементы числа. 35
Числа и вещи. Понятие космоса. 36
Орфизм и пифагорейский образ жизни. 36
Пнфагор (тексты) 37
Элеаты.. 38
Ксенофан из Колофона: критика традиционной концепции богов. 38
Ксенофан (тексты) 38
Парменид. 38
Пармвнид (тексты) 40
Бытие никем не рождено и никогда не исчезнет. 40
Бытие неделимо и себе равно. 40
Бытие неподвижно и ни в чем не нуждается. 40
Совпадение бытия и мышления. 41
Бытие и фигура сферы.. 41
Зенон и рождение диалектики. 42
Аргументы против движения. 42
Аргументы против множественности. 42
Зенон Элейский (тексты) 42
Доказательство через приведение к абсурду логики элеатов. 42
Мелисс из Самоса. 43
Мелисс (тексты) 43
Бытие и его бесконечность. 43
Существенные атрибуты бытия как единого. 43
Физики-плюралисты.. 44
Эмпедокл. 44
Любовь и ненависть как движущие космические силы.. 44
Познание. 44
Человеческие судьбы.. 44
Эмпедокл (тексты) 45
"Ничто не рождается" и "ничто не исчезает. 45
Анаксагор: открытие "семян вещей", или гомеомерий. 47
Aнакcaгор (тексты) 47
Теория гомеомерий как попытка преодолеть элеатов. 47
Понятие космического разума. 48
Космический разум как первопричина всех вещей, если он остается на уровне физического, неполноценен 48
Демокрит и Левкипп. 50
Демокрит (тексты)1 51
Эклектический регресс последних физиков и возвращение к монизму: Диоген из Аполлонии и Архелай из Афин 53
Часть 2. ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. Софисты, Сократ, сократики и Гиппократ. 55
Глава 3. СОФИСТИКА И СМЕЩЕНИЕ ОСИ ФИЛОСОФСКОГО ПОИСКА С КОСМОСА НА ЧЕЛОВЕКА.. 55
Истоки, природа и цели движения софистов. 55
Протагор и метод противоречий. 56
Протагор (тексты) 57
Так чему же научает софист?. 58
О политическом искусстве. 59
Горгий и риторика. 60
Продик и синонимика. 61
Натуралистическое течение в софистике: Гиппий Антифонт. 61
Эристы и софисты-политики. 61
Глава 4. СОКРАТ И МЛАДШИЕ СОКРАТИКИ.. 62
Сократ и основание философии западной морали. 62
Жизнь Сократа и проблема источников. 62
Сократ беседует с Диотимой, или, возможно, Аспазией из платоновского "Пира" (Археологический музей Неаполя, Помпеи) 62
Открытие сущности человека (человек — это его душа) 63
Новый смысл понятия добродетели и новая шкала ценностей. 64
Парадоксы сократовской этики. 64
Открытие Сократом понятия свободы.. 65
Новое понимание счастья. 65
Революция ненасилия. 65
Теология Сократа. 66
"Даймон" Сократа. 66
Диалектический метод Сократа и его цель. 67
Сократическое "незнание". 67
Ирония Сократа. 67
"Опровержение" и сократическая "майевтика". 68
Сократ и обоснование логики. 68
Общие замечания. 68
Младшие сократики. 69
Круг сократиков. 69
Антисфен и прелюдия кинизма. 69
Аристипп и школа киренаиков. 70
Евклид и мегарская школа. 71
Федон и элидская школа. 71
Заключение. 72
Глава 5. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНЫ КАК АВТОНОМНОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.. 72
Как рождается медик и научная медицина. 72
Гиппократ и "Корпус Гиппократа". 72
"Корпус Гиппократа". 73
"Священная болезнь" и редукция всех болезненных феноменов к одному измерению.. 73
Гиппократ, основатель научной медицины.. 73
Открытие структурной связи между болезнью, характером человека и окружающей средой в сочинении "О водах, ветрах и местностях" 74
Манифест Гиппократа: "Древняя медицина". 74
Клятва Гиппократа. 75
Трактат "о природе человека" и теория четырех состояний. 76
Схема четырех состояний Гиппократа. 76
Часть 3. ПЛАТОН И ГОРИЗОНТ МЕТАФИЗИКИ.. 77
Платон (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 77
Глава 6. ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ АКАДЕМИЯ.. 77
Платоновский вопрос. 77
Жизнь и творчество Платона. 78
Проблема аутентичности сочинений и творческая эволюция. 79
Сочинения и незаписанные теории. 79
Сократ как персонаж платоновских диалогов. 79
Новый и старый смысл мифа у Платона. 80
Обоснование метафизики. 80
Вторая навигация. 80
Метафизический смысл "второй навигации". 80
Смыслы термина "идея" у Платона. 81
Гиперурания, или мир Идей. 82
Структура идеального мира. 82
Единое-Благо и неопределенная диада. 82
Генезис и структура чувственно воспринимаемого мира. 83
Понятие Демиурга. 83
Мировая душа. 83
Время и космос. 83
Познание, диалектика, искусство и платоническая любовь. 83
Анамнез. 84
Ступени познания: мнения и наука. 84
Диалектика. 85
Искусство как удаление от истины.. 85
Платоническая любовь как алогичный путь к абсолюту. 85
Познание как очищение души и диалектика как обращение. 86
Бессмертие души. 86
Метемпсихоз и судьба души после смерти. 86
Миф об Эре. 87
Миф о крылатой колеснице. 88
Итоги платоновской эсхатологии. 88
Идеальное государство и его исторические формы.. 88
Платоновская республика. 88
"Политик" и "законы". 89
Заключение. 90
Четыре значения мифа о пещере. 90
Что же означает этот миф?. 90
Платоновская академия и последователи Платона. 90
Платон (тексты) 90
Соотношение письма и устной речи. 90
Академия Платона. 91
Превосходство устного диалога. 93
Открытие интеллигибельного сверхчувственного мира. 94
Вершина интеллигибельного мира: идея Блага. 95
Великие мифы и эмблематические образы, выражающие основные понятия философии Платона. 97
Гиперурания, или О том, что над небесами. 97
Эсхатологические судьбы душ и метемпсихоз. 98
Миф о пещере. 99
Платон как открыватель герменевтики. 100
Интервью, взятое Джованни Реале у Ганса-Георга Гадамера 3 сентября 1996 г. 100
Часть 4. АРИСТОТЕЛЬ. Первая систематизация знания. 101
Аристотель — самый универсальный ум античности, "Учитель тех, кто знает", по выражению Данте. 102
Глава 7. АРИСТОТЕЛЬ И ПЕРИПАТЕТИКИ.. 102
Жизнь Аристотеля. 102
Сочинения Аристотеля. 103
Отношение Аристотеля к Платону. 103
Метафизика. 104
Четыре причины.. 104
Разные смыслы бытия. 104
Проблематика субстанции. 105
Субстанция, акт и потенция. 106
Сверхчувственная субстанция. 106
Бог и мирское. 107
Отношение Аристотеля к Платону. 107
Физика и математика. 107
Пространство и время как характеристики аристотелевской физики. 108
Эфир как пятая сущность, подлунный и небесный мир. 108
Природа математических объектов. 109
Три части души. 109
Вегетативная душа и ее функции. 109
Чувственная душа, вожделение, познание и движение. 109
Понимающая душа и рациональное познание. 110
Практические науки: этика и политика. 110
Счастье как высшая цель. 110
Добродетель как точная мера. 111
Совершенное счастье и дианоэтические добродетели. 111
Психология морального поступка. 111
Гражданин города-государства. 112
Государство и его формы.. 112
Идеальное государство. 112
Логика, риторика и поэтика. 112
Аналитика, категории и предикаты.. 112
Определение. 113
Суждения и пропорции. 113
Силлогизм. 113
Научный силлогизм, или доказательство. 114
Непосредственное познание: индукция и интуиция. 114
Принципы доказательства и принцип непротиворечия. 114
Силлогизм диалектический и силлогизм эристический. 115
Риторика. 115
Поэтика. 115
Упадок школы перипатетиков после смерти Аристотеля. 115
Aриcmomель (тексты) 116
Метафизика как самая возвышенная теоретическая наука. 116
О природе божественного. 117
О душе. 118
Никомахова этика. 119
Страница из "Никомаховой этики" в переводе Николая Орезма (Королевская библиотека Бельгии, Брюссель) 119
Политика. 121
Поэтика. 122
Часть 5. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ. Кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм 123
Глава 8. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ.. 123
Революция Александра Великого. 123
Духовные последствия революции Александра Македонского и переход от классической эпохи к эллинистической 123
Распространение космополитического идеала. 123
Открытие индивида. 123
Крушение расистских предрассудков по поводу естественных различий между греками и варварами. 124
Трансформация эллинской культуры в эллинистическую.. 124
Расцвет кинизма и распад сократических школ. 124
Диоген и радикализация кинизма. 124
Киник Диоген говорит Александру Великому "Не заслоняй мне солнце" (барельеф, Вилла Албани, Рим) 124
Кратет и другие киники эллинистической эпохи. 125
Значение и границы кинизма. 126
Развитие и конец сократических школ. 126
Эпикур и основание "Сада". 126
"Сад" Эпикура и его новые идеалы.. 126
Эпикур. 127
Эпикурейский канон. 128
Физика Эпикура. 128
Этика Эпикура. 130
Лечебник-квартет и идеал мудреца. 131
Судьба эпикуреизма в эллинистическую эпоху. 132
Основание Стои. 132
Генезис и развитие Стои. 132
Логика античной Стои. 133
Физика античной Стои. 133
Этика античной Стои. 135
"Медиостоицизм": Панэций и Посидоний. 136
Скептицизм и эклектицизм. 137
Пиррон и моральный скепсис. 137
Скептицизм и эклектицизм 275. 137
Академия скептиков Аркесилая. 138
Развитие скептицизма в Академии с Карнеадом. 138
Эклектический поворот Академии. Филон из Лариссы.. 139
Консолидация эклектицизма (Антиох из Аскалона) 139
Позиция Цицерона. 140
Глава 9. РАЗВИТИЕ И НАУЧНЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ.. 140
События, связанные с основанием музея и "библиотеки", и их последствия. 140
Рождение филологии. 141
Великий расцвет частных наук. 141
Математика: Евклид и Аполлоний. 141
Механика: Архимед и Герои. 141
Евклид (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 142
Герофил, Эрасистрат и апогей эллинистической медицины.. 143
География: Эратосфен. 143
Общие замечания по поводу эллинистической науки. 143
Часть 6. ПОСЛЕДНЕЕ ЦВЕТЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫЧЕСКОГО АНТИЧНОГО МИРА. Плотин и неоплатонизм 144
Глава 10. ЯЗЫЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ПЕРВЫХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСКОЙ ЭРЫ.. 144
Жизненность эпикуреизма в первые два века христианской эры.. 144
Возрождение философии Портика в Риме: неостоицизм. 144
Черты неостоицизма. 144
Сенека. 145
Сенека (тексты) 146
Эпиктет. 147
Марк Аврелий. 148
Император-стоик Марк Аврелий. 149
Maрк Аврелий (тексты) 150
Возрождение пирронизма и неоскептицизма. 151
Энезидем и переосмысление пирронизма. 151
Скептицизм от Энезидема до Секста Эмпирика. 152
Конец античного скептицизма. 153
Возрождение кинизма. 153
Возрождение аристотелизма. 153
Издание "Corpus Aristotelicum" Андроником и новое открытие эзотерических сочинений. 153
Рождение и распространение комментария к эзотерическим сочинениям. 154
Александр Афродисийский и его ноэтика. 154
Медиоплатонизм. 155
Возрождение платонизма в Александрии. 155
Черты медиоплатонизма. 155
Значение медиоплатонизма. 155
Неопифагоризм. 155
Возрождение пифагореизма. 155
Неопифагорейцы.. 156
Доктрины неопифагорейцев. 156
Нумений из Апамеи: смешение неопифагореизма с медиоплатонизмом. 156
"Corpus Germeticum" и "Халдейские оракулы". 157
Глава 11. ПЛОТИН И НЕОПЛАТОНИЗМ... 157
Генезис и структура плотиновской системы.. 157
Аммоний, учитель Плотина. 157
Жизнь, сочинения и школа Плотина. 157
Единое как начало первое и абсолютное, производящее самое себя. 158
Плотин (мрамор, Остия Антика в окрестностях Рима) 158
Происхождение вещей из Единого. 159
Вторая ипостась: Нус, или Дух. 160
Третья ипостась: Душа. 160
Происхождение физического космоса. 160
Источники, природа и судьба человека. 161
Возвращение к Абсолюту и экстаз. 162
Оригинальность плотиновской мысли: творящее созерцание. 162
Развитие неоплатонизма и конец языческой античной философии. 163
Общий взгляд на неоплатонические школы, их тенденции и представителей. 163
Прокл: последний самобытный голос языческой античности. 163
Конец древней языческой философии. 164
Глава 12. АНТИЧНАЯ НАУКА В ЭПОХУ ИМПЕРИИ.. 164
Закат эллинистической науки. 164
Птоломей и синтез античной астрономии. 165
Жизнь и сочинения Птолемея. 165
Система Птолемея. 165
Гален и синтез античной медицины.. 166
Жизнь и сочинения Галена. 166
Причины большого успеха Галена. 168
Конец великих научных школ Александрии и закат науки античного мира. 168
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.. 169
Лекция в средневековом университете. Сверху: фрагмент саркофага XIV в. (Сьена, Университет). Снизу: барельеф скульптора Челлино XIV в., (Пистойя, Собор) 169
Часть 7. ДУХОВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ БИБЛЕЙСКОГО ПОСЛАНИЯ.. 169
Моисей (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут") 169
Глава 13. БИБЛИЯ И ЕЕ ПОСЛАНИЕ. 170
Структура и значение Библии. 170
Книги, составляющие Библию.. 170
Концепция "Завета". 172
Боговдохновенность Библии. 173
Фундаментальные библейские идеи философского значения, поднимающиеся над греческим горизонтом. 174
Революционный смысл библейского послания. 174
Монотеизм. 174
Креационизм. 174
Антропоцентризм. 175
Номотетический Бог и закон как Божественное повеление. 175
Личностное Провидение. 175
Первородный грех, его последствия и искупление. 176
Новое пространство веры и Духа. 177
Греческий Эрос и христианская Агапэ (любовь как благодать) 177
Переоценка ценностей. 178
Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых Христа. 179
Новый смысл истории и жизни человека. 180
Греческая мысль и христианское послание. 180
Часть 8. ПАТРИСТИКА. Разработка библейского послания и философствование в вере. 180
Глава 14. РАЗРАБОТКА БИБЛЕЙСКОГО ПОСЛАНИЯ В КУЛЬТУРНОМ АРЕАЛЕ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА.. 182
Доктринальные и философские проблемы, связанные с Библией. 182
Филон Александрийский. 183
Гносис. 184
Апологеты-греки и первая философская разработка христианства, проделанная катехизисной школой Александрии 185
Греческие апологеты II века: Аристид, Юстин, Тациан. 185
Катехизисная школа Александрии: Климент и Ориген. 186
Золотой век патристики (IV — первая половина V века) 188
Наиболее значительные персонажи золотого века патристики и Никейский Символ веры.. 188
Отцы Каппадокии и Григорий Нисский. 189
Последние могикане греческой патристики: Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин. 190
Дионисий Ареопагит и апофатическая теология. 190
Дионисий Ареопагит (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут". 191
Максим Исповедник и последняя христологическая баталия. 191
Иоанн Дамаскин. 192
Дионисий Ареопагит (тексты)*. 192
Бог как тождество света и мрака. 192
Об именах божьих Глава I 193
Глава II. О соединяющем и различающем богословии и божественном единстве и различии. 193
Глава IV. О благе, свете, красоте, эросе, экстазе, ревности и о том, что зло не бытийно, не происходит из бытия и не в существующем 194
Глава VII. О мудрости, разуме, смысле, истине и вере. 194
Глава IX. О великом, малом, тождественном, ином, подобном, неподобном, покое, движении, равенстве. 195
Глава XIII. О совершенном и едином. 195
Экстатическое познание бога. 196
Что есть зло. 196
Иоанн Дамаскнн (тексты) 196
Шесть определений философии. 196
О сущем, субстанции и акциденции. 197
Бог как бесконечное бытие. 197
Философская антропология. 198
Михаил Пселл (тексты) 198
Григорий Палама (тексты) 198
Глава 15. ЛАТИНСКАЯ ПАТРИСТИКА И СВЯТОЙ АВГУСТИН.. 199
Латинская патристика до Августина. 199
Минуций Феликс и первое сочинение христианско-латинской апологетики. 199
Тертуллиан и полемика против философии. 199
Христианские писатели III — IV веков: Киприан, Новациан, Арнобий и Лактанций. 199
Святой Августин и апогей патристики. 200
Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августина. 200
Святой Августин (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут") 201
Философствование в вере. 202
Открытие личности и метафизика душевных глубин. 203
Истина и прозрение. 204
Бог. 206
Троица. 207
Творение, Идеи как мысли Бога и "разумные семена". 208
Структура темпоральности и вечность. 209
Зло и его онтологический статус. 210
Воля, свобода, благодать. 211
"Град земной" и "град Божий". 211
Суть человека — это любовь. 212
Августин (тексты) 212
Третья навигация. 212
Высокомерие философов и смирение распятия. 213
Герменевтический круг разума и веры.. 213
Вера как временное средство для спасения. 213
Вера ищет, а разум находит. 214
Кто не уверует — не поймет. 214
Верить — значит довериться тому, что не видишь, а истина — увидеть то, во что уверовал. 214
Против монихеев. 214
Бог, природа, человек. 215
Время и вечность. 216
Разум и авторитет. 217
Этика. 217
Общество и история. 218
Часть 9. ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ И РАСПАД СХОЛАСТИКИ. Разум и вера в Средневековье. 220
Глава 16. ОТ ПАТРИСТИКИ — К СХОЛАСТИКЕ. 220
Сочинения Северина Боэция. 220
Боэций: последний из римлян и первый из схоластов. 220
Аллегорические образы Философии и Боэция в темнице. 221
Боэций и логический квадрат оппозиций. 221
Утешение философией: Бог — это само счастье. 222
Проблема зла и вопрос свободы.. 223
Боэций о вере и разуме. 223
"Институции" Кассиодора. 224
"Этимологии" Исидора Севильского. 224
Глава 17. ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЗАЦИИ "РАЦИО" В МОДУСЕ ВЕРЫ. 224
Школы, университеты, схоластика. 224
Школы и схоластика. 224
Университет. 225
Университет и его смягчающие эффекты.. 225
Разум и вера. 226
Факультет искусств и факультет теологии. 226
"Град Божий" Августина. 226
Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре. 227
Хронология. 227
Иоанн Скот Эриугена. 227
Первая теоретизация "рацио" в функции веры.. 227
Личность и сочинения Скота Эриугены.. 228
Скот Эриугена и Псевдо-Дионисий. 228
"О разделении природы". 228
Социополитические отражения. 229
Разум в функции веры.. 229
Ансельм д'Аоста. 229
Жизнь и сочинения. 229
Доказательства бытия Бога. 229
Бог и человек. 231
Разум вокруг веры.. 231
Ансельм д'Аоста (тексты) 232
О том, что Бог поистине есть. 232
О свете неприступном, в котором обитает Бог. 233
Размышление о достоинстве и бедственности состояния человеческого. 233
Шартрская школа. 233
Традиции и новации. 233
Три искусства в религиозной перспективе. 234
Платоновский "Тимей". 234
Сен-Викторская школа. 234
"Дидаскаликон" Гуго Сен-Викторского и науки. 234
"Дидаскаликон" и философия. 235
"Дидаскаликон" и мистика. 235
Пьер Абеляр. 236
Жизнь и сочинения. 236
"Сомнение" и "правила исследования". 237
Диалектика и ее функции. 237
"Рацио" и ero роль в теологии. 237
Фундаментальные принципы этики. 238
"Intelligo ut credam". 238
"Грамматические" штудии и "диалектика". 239
"Сентенции" Петра Ломбардского. 239
Иоанн Солсберийский: границы разума и авторитет веры.. 239
Глава 18. ДУЧЕНТО И ВЕЛИКИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ РАЗУМА И ВЕРЫ.. 240
Политическая и культурная ситуация. 240
Политико-социальная ситуация и церковные институты.. 240
Аристотелизм Авицены.. 241
Авиценна: личность и сочинения. 241
Бытие возможное и бытие необходимое. 241
Логика генерации и влияние Авиценны.. 241
Фигура и сочинения. 242
Примат философии и вечность мира. 242
Единство человеческого интеллекта. 242
Следствия из тезиса о единстве интеллекта. 243
Первые осуждения аристотелизма. 243
Моисей Маймонид и еврейская философия. 243
Как греческая и арабские культуры проникали на запад. Переводчики и коллегиум из Толедо. 244
Альберт Великий. 245
Альберт Великий: личность, сочинения и исследовательская программа. 245
Различие философии и теологии. 245
Греческие философы и христианские теологи. 246
Научный интерес. 246
Фома Аквинский. 246
Жизнь и сочинения. 246
Разум и вера, философия и теология. 247
Теология не подменяет философию.. 247
Фундаментальная структура метафизики. 248
Трансценденталии: единое, истинное, благое. 249
Фома Аквинский спорит с еретиками (Церковь Святой Марии над Минервой в Риме, Филиппино Липпи) 249
Аналогия бытия. 250
Пять способов доказательства существования Бога. 250
Lex aeterna, lex naturalis, lex humana, lex divina. 252
Право естественное и позитивное. 252
Вера ведет разум. 253
Фома Аквинский (тексты) 254
Закон вечный и закон природный. Закон человеческий и закон божественный. 254
Есть ли вечный закон?. 254
Есть ли в нас природный закон. 254
Если существует человеческий закон. 255
Если бы был необходим некий позитивный божественный закон. 256
Является ли священное писание наукой?. 256
Природная, или естественная, теология. 257
Пять путей, или способов, доказательства бытия бога Обоснование от движения. 258
Метафизическая теория бытия и теория познания. 259
Время и вечность. 260
Душа и познание. 260
Природа зла. 261
Сущее и сущность. 262
Природа души и интеллекта. 264
Затруднения. 269
Бонавентура из Баньореджо. 271
Францисканское движение. 271
Бонавентура: жизнь и сочинения. 272
Александр Гальский и Бонавентура. 272
Святой Бонавентура (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут") 273
Автономна ли философия?. 273
Недочеты аристотелизма и их источники. 274
Экземпляризм. 274
"Rationes seminales". 274
Человеческое познание и Божественное озарение. 275
Бог, человек и множественность форм. 275
Бонавентура и Фома: одна вера и две философии. 275
Разум записывает то, что вера предписывает. Duae olivae et duo candelabra in domo Dei lucentia. 276
Бонавентура (тексты) 276
Шесть ступеней на пути к богу Пролог. 276
О ступенях восхождения к богу и у зрении бога через его следы в мироздании. 277
О духовном и мистическом восхищении, в котором разум обретает покой, тогда как порыв нашей души через восхищение полностью переходит в бога 280
Сигер Брабантский и латинский аверроизм. Францисканцы и неоавгустианизм. 281
Экспериментальная философия и первые научные исследования эпохи схоластики. 282
Роберт Гроссатеста. 282
Роджер Бэкон. 282
Иоанн Дунс Скот. 283
Жизнь и сочинения. 283
Разделение философии и теологии. 284
Однозначность сущего. 284
Однозначное сущее как первый объект интеллекта. 284
Восхождение к Богу. 285
Недостаточность понятия "бесконечного entis". 285
Дебаты между философами и теологами. 285
Принцип индивидуации: Haecceitas. 286
Волюнтаризм и естественное право. 286
Глава 19. ТРЕЧЕНТО: ПОТЕРЯ РАВНОВЕСИЯ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ВЕРОЙ.. 287
Социально-историческая ситуация. 287
Уильям Оккам. 288
Личность и сочинения. 288
("Диалог"), "De imperatorem et pontificum potestate" ("O могуществе императоров и епископов"). 288
Независимость веры от разума. 289
Эмпиризм и примат индивидуального. 289
Познание интуитивное и абстрактное. 290
Универсалии и номинализм. 290
"Бритва Оккама" и распад традиционной метафизики. 290
Новая логика. 291
Проблема существования Бога. 292
Новый метод научного исследования. 292
Плюрализм против теократии. 293
Наука оккамистов. 294
Оккамисты и аристотелевская наука. 294
Оккамисты и галилеевская наука. 295
Споры о роли Церкви. 295
Эгидий Римский и Жан Парижский: примат Церкви или империи. 295
"Defensor pacis" Марсилия Падуанского. 296
Джон Уиклиф и Ян Гус: два долютеровских реформатора. 296
Майстер Экхарт и немецкая спекулятивная мистика. 297
Основы спекулятивной мистики. 297
Майстер Экхарт: без Бога и мир и человек — ничто. 297
Возвращение человека к Богу. 298
Логика средневековья. 298
"Ars vetus", "Ars nova", "Logica modernorum". 298
Дидактическая систематизация античной логики. 299
Фигуры и модусы силлогизмов. 299
Новации схоластической логики. 301
"Ars magna" Раймонда Луллия. 302
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА.. 302
Именной указатель. 311
Список иллюстраций
Барельеф "Апофеоз Гомера", трон и скипетр были атрибутами Зевса, что говорит об особом почитании Гомера (Британский музей) 20
Анаксимандр (барельеф, Национальный музей, Рим) 29
Гераклит (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 31
Пифагор (втор. пол. VI — нач. V в. до н. э.), основатель греческой математики, теоретик и практик "созерцательной жизни" (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 34
Сократ беседует с Диотимой, или, возможно, Аспазией из платоновского "Пира" (Археологический музей Неаполя, Помпеи) 62
Схема четырех состояний Гиппократа. 76
Аристотель — самый универсальный ум античности, "Учитель тех, кто знает", по выражению Данте. 102
Киник Диоген говорит Александру Великому "Не заслоняй мне солнце" (барельеф, Вилла Албани, Рим) 124
Эпикур. 127
Евклид (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 142
Император-стоик Марк Аврелий. 149
Лекция в средневековом университете. Сверху: фрагмент саркофага XIV в. (Сьена, Университет). Снизу: барельеф скульптора Челлино XIV в., (Пистойя, Собор) 169
Моисей (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут") 169
Аллегорические образы Философии и Боэция в темнице. 221
Фома Аквинский спорит с еретиками (Церковь Святой Марии над Минервой в Риме, Филиппино Липпи) 249
Святой Бонавентура (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут") 273
("Диалог"), "De imperatorem et pontificum potestate" ("O могуществе императоров и епископов"). 288
Список текстов
Гомвр (тексты) 26
Илиада. 26
Гесиод (тексты) 26
Теогония. 26
Орфические рапсодии. 27
Фалес (тексты) 27
Анакснмвн (тексты) 30
Гераклит (тексты) 32
Panta rhei — все течет. 32
Гармония противоположностей. 32
Огонь-разум как высшее первоначало. 33
Орфические мотивы у Гераклита. 33
Человек, общество и право. 33
Пнфагор (тексты) 37
Ксенофан (тексты) 38
Парменид. 38
Пармвнид (тексты) 40
Бытие никем не рождено и никогда не исчезнет. 40
Бытие неделимо и себе равно. 40
Бытие неподвижно и ни в чем не нуждается. 40
Совпадение бытия и мышления. 41
Бытие и фигура сферы.. 41
Зенон Элейский (тексты) 42
Доказательство через приведение к абсурду логики элеатов. 42
Мелисс (тексты) 43
Бытие и его бесконечность. 43
Существенные атрибуты бытия как единого. 43
Эмпедокл (тексты) 45
"Ничто не рождается" и "ничто не исчезает. 45
Aнакcaгор (тексты) 47
Теория гомеомерий как попытка преодолеть элеатов. 47
Понятие космического разума. 48
Космический разум как первопричина всех вещей, если он остается на уровне физического, неполноценен 48
Демокрит (тексты)1 51
Протагор (тексты) 57
Так чему же научает софист?. 58
О политическом искусстве. 59
Гиппократ, основатель научной медицины.. 73
Платон (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 77
Платон (тексты) 90
Соотношение письма и устной речи. 90
Академия Платона. 91
Превосходство устного диалога. 93
Открытие интеллигибельного сверхчувственного мира. 94
Вершина интеллигибельного мира: идея Блага. 95
Великие мифы и эмблематические образы, выражающие основные понятия философии Платона. 97
Гиперурания, или О том, что над небесами. 97
Эсхатологические судьбы душ и метемпсихоз. 98
Миф о пещере. 99
Платон как открыватель герменевтики. 100
Интервью, взятое Джованни Реале у Ганса-Георга Гадамера 3 сентября 1996 г. 100
Aриcmomель (тексты) 116
Метафизика как самая возвышенная теоретическая наука. 116
О природе божественного. 117
О душе. 118
Никомахова этика. 119
Страница из "Никомаховой этики" в переводе Николая Орезма (Королевская библиотека Бельгии, Брюссель) 119
Политика. 121
Поэтика. 122
Сенека (тексты) 146
Maрк Аврелий (тексты) 150
Плотин (мрамор, Остия Антика в окрестностях Рима) 158
Дионисий Ареопагит (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут". 191
Дионисий Ареопагит (тексты)*. 192
Бог как тождество света и мрака. 192
Об именах божьих Глава I 193
Глава II. О соединяющем и различающем богословии и божественном единстве и различии. 193
Глава IV. О благе, свете, красоте, эросе, экстазе, ревности и о том, что зло не бытийно, не происходит из бытия и не в существующем 194
Глава VII. О мудрости, разуме, смысле, истине и вере. 194
Глава IX. О великом, малом, тождественном, ином, подобном, неподобном, покое, движении, равенстве. 195
Глава XIII. О совершенном и едином. 195
Экстатическое познание бога. 196
Что есть зло. 196
Иоанн Дамаскнн (тексты) 196
Шесть определений философии. 196
О сущем, субстанции и акциденции. 197
Бог как бесконечное бытие. 197
Философская антропология. 198
Михаил Пселл (тексты) 198
Григорий Палама (тексты) 198
Святой Августин (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут") 201
Августин (тексты) 212
Третья навигация. 212
Высокомерие философов и смирение распятия. 213
Герменевтический круг разума и веры.. 213
Вера как временное средство для спасения. 213
Вера ищет, а разум находит. 214
Кто не уверует — не поймет. 214
Верить — значит довериться тому, что не видишь, а истина — увидеть то, во что уверовал. 214
Против монихеев. 214
Бог, природа, человек. 215
Время и вечность. 216
Разум и авторитет. 217
Этика. 217
Общество и история. 218
Ансельм д'Аоста (тексты) 232
О том, что Бог поистине есть. 232
О свете неприступном, в котором обитает Бог. 233
Размышление о достоинстве и бедственности состояния человеческого. 233
Фома Аквинский (тексты) 254
Закон вечный и закон природный. Закон человеческий и закон божественный. 254
Есть ли вечный закон?. 254
Есть ли в нас природный закон. 254
Если существует человеческий закон. 255
Если бы был необходим некий позитивный божественный закон. 256
Является ли священное писание наукой?. 256
Природная, или естественная, теология. 257
Пять путей, или способов, доказательства бытия бога Обоснование от движения. 258
Метафизическая теория бытия и теория познания. 259
Время и вечность. 260
Душа и познание. 260
Природа зла. 261
Сущее и сущность. 262
Природа души и интеллекта. 264
Затруднения. 269
Бонавентура (тексты) 276
Шесть ступеней на пути к богу Пролог. 276
О ступенях восхождения к богу и у зрении бога через его следы в мироздании. 277
О духовном и мистическом восхищении, в котором разум обретает покой, тогда как порыв нашей души через восхищение полностью переходит в бога 280
III
Оглавление
АНТИЧНОСТЬ
Часть 1. ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Достарыңызбен бөлісу: |