Античность средневековье



бет1/19
Дата06.07.2016
өлшемі3.43 Mb.
#181077
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
 
Дарио Антисери и Джованни Реале

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ОТ ИСТОКОВ ДО

НАШИХ ДНЕЙ

АНТИЧНОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

1-2

В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой

ПНЕВМА 2003

УДК 14


ББК 87 3 -4 Ит

А 31


Охраняется Законом об авторском праве

Воспроизведение всей книги или любой ее части будет преследоваться по закону

D Antiseri — G Reale, Il pensiero occidentale dalle origini ad oggi © Copyright by Editrice LA SCUOLA, Brescia (ITALIA) 1983-1994 D Antiseri — G Reale, Storia della filosofia © Copyright by Editrice LA SCUOLA, Brescia (ITALIA) 1997

А 31

Д. Антисери и Дж. Реале

Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2) / В переводе и под редакцией С А Мальцевой — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , ил

ISBN 5-901151-04-6

Данное издание «Западная философия от истоков до наших дней Античность и Средневековье» является переводом первой книги трехтомного итальянского издания В нем подытожены результаты исследований европейских историков философии Издание имеет контрольно обучающий характер, включает в себя фрагменты текстов мыслителей различных эпох, материалы справочного характера, биографии, хронологическую таблицу, именной указатель Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и лицеев, а также для всех, самостоятельно изучающих историю развития научных и философских идеи

© С. А Мальцева

© «Издательство Пневма»



Электронное оглавление

Электронное оглавление. 3

Список иллюстраций. 12

Список текстов. 13

Оглавление. 15

АНТИЧНОСТЬ.. 20

Часть 1. ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.. 20

Барельеф "Апофеоз Гомера", трон и скипетр были атрибутами Зевса, что говорит об особом почитании Гомера (Британский музей) 20

Глава 1. ГЕНЕЗИС, ПОНЯТИЕ И ЦЕЛЬ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.. 20

Генезис философии. 20

Искусство и религия древних греков. 21

Социально-экономические условия развития греческой философии. 23

Источники. 24

Понятие и цель античной философии. 24

Отличительные особенности античной философии. 24

Философия как потребность человеческого духа. 25

Фазы и периоды античной философии. 25

Глава 2. НАТУРАЛИСТЫ-ДОСОКРАТИКИ.. 25

Первые ионийцы о начале всех вещей. 25

Фалес. 25

Гомвр (тексты) 26

Илиада. 26

Гесиод (тексты) 26

Теогония. 26

Орфические рапсодии. 27

Фалес (тексты) 27

Анаксимандр из Милета. 28

Анаксимандр (барельеф, Национальный музей, Рим) 29

Анаксимен из Милета. 29

Анакснмвн (тексты) 30

Гераклит из Эфеса. 30

Гармония противоположностей. 31

Первоначало как огонь и разумное понимание. 31

Гераклит (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 31

Природа души и человеческие судьбы.. 32

Гераклит (тексты) 32

Panta rhei — все течет. 32

Гармония противоположностей. 32

Огонь-разум как высшее первоначало. 33

Орфические мотивы у Гераклита. 33

Человек, общество и право. 33

Пифагор и пифагорейцы.. 34

Число как первоначало. 34

Пифагор (втор. пол. VI — нач. V в. до н. э.), основатель греческой математики, теоретик и практик "созерцательной жизни" (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 34

Элементы числа. 35

Числа и вещи. Понятие космоса. 36

Орфизм и пифагорейский образ жизни. 36

Пнфагор (тексты) 37

Элеаты.. 38

Ксенофан из Колофона: критика традиционной концепции богов. 38

Ксенофан (тексты) 38

Парменид. 38

Пармвнид (тексты) 40

Бытие никем не рождено и никогда не исчезнет. 40

Бытие неделимо и себе равно. 40

Бытие неподвижно и ни в чем не нуждается. 40

Совпадение бытия и мышления. 41

Бытие и фигура сферы.. 41

Зенон и рождение диалектики. 42

Аргументы против движения. 42

Аргументы против множественности. 42

Зенон Элейский (тексты) 42

Доказательство через приведение к абсурду логики элеатов. 42

Мелисс из Самоса. 43

Мелисс (тексты) 43

Бытие и его бесконечность. 43

Существенные атрибуты бытия как единого. 43

Физики-плюралисты.. 44

Эмпедокл. 44

Любовь и ненависть как движущие космические силы.. 44

Познание. 44

Человеческие судьбы.. 44

Эмпедокл (тексты) 45

"Ничто не рождается" и "ничто не исчезает. 45

Анаксагор: открытие "семян вещей", или гомеомерий. 47

Aнакcaгор (тексты) 47

Теория гомеомерий как попытка преодолеть элеатов. 47

Понятие космического разума. 48

Космический разум как первопричина всех вещей, если он остается на уровне физического, неполноценен  48

Демокрит и Левкипп. 50

Демокрит (тексты)1 51

Эклектический регресс последних физиков и возвращение к монизму: Диоген из Аполлонии и Архелай из Афин  53

Часть 2. ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. Софисты, Сократ, сократики и Гиппократ. 55

Глава 3. СОФИСТИКА И СМЕЩЕНИЕ ОСИ ФИЛОСОФСКОГО ПОИСКА С КОСМОСА НА ЧЕЛОВЕКА.. 55

Истоки, природа и цели движения софистов. 55

Протагор и метод противоречий. 56

Протагор (тексты) 57

Так чему же научает софист?. 58

О политическом искусстве. 59

Горгий и риторика. 60

Продик и синонимика. 61

Натуралистическое течение в софистике: Гиппий Антифонт. 61

Эристы и софисты-политики. 61

Глава 4. СОКРАТ И МЛАДШИЕ СОКРАТИКИ.. 62

Сократ и основание философии западной морали. 62

Жизнь Сократа и проблема источников. 62

Сократ беседует с Диотимой, или, возможно, Аспазией из платоновского "Пира" (Археологический музей Неаполя, Помпеи) 62

Открытие сущности человека (человек — это его душа) 63

Новый смысл понятия добродетели и новая шкала ценностей. 64

Парадоксы сократовской этики. 64

Открытие Сократом понятия свободы.. 65

Новое понимание счастья. 65

Революция ненасилия. 65

Теология Сократа. 66

"Даймон" Сократа. 66

Диалектический метод Сократа и его цель. 67

Сократическое "незнание". 67

Ирония Сократа. 67

"Опровержение" и сократическая "майевтика". 68

Сократ и обоснование логики. 68

Общие замечания. 68

Младшие сократики. 69

Круг сократиков. 69

Антисфен и прелюдия кинизма. 69

Аристипп и школа киренаиков. 70

Евклид и мегарская школа. 71

Федон и элидская школа. 71

Заключение. 72

Глава 5. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНЫ КАК АВТОНОМНОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.. 72

Как рождается медик и научная медицина. 72

Гиппократ и "Корпус Гиппократа". 72

"Корпус Гиппократа". 73

"Священная болезнь" и редукция всех болезненных феноменов к одному измерению.. 73

Гиппократ, основатель научной медицины.. 73

Открытие структурной связи между болезнью, характером человека и окружающей средой в сочинении "О водах, ветрах и местностях"  74

Манифест Гиппократа: "Древняя медицина". 74

Клятва Гиппократа. 75

Трактат "о природе человека" и теория четырех состояний. 76

Схема четырех состояний Гиппократа. 76

Часть 3. ПЛАТОН И ГОРИЗОНТ МЕТАФИЗИКИ.. 77

Платон (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 77

Глава 6. ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ АКАДЕМИЯ.. 77

Платоновский вопрос. 77

Жизнь и творчество Платона. 78

Проблема аутентичности сочинений и творческая эволюция. 79

Сочинения и незаписанные теории. 79

Сократ как персонаж платоновских диалогов. 79

Новый и старый смысл мифа у Платона. 80

Обоснование метафизики. 80

Вторая навигация. 80

Метафизический смысл "второй навигации". 80

Смыслы термина "идея" у Платона. 81

Гиперурания, или мир Идей. 82

Структура идеального мира. 82

Единое-Благо и неопределенная диада. 82

Генезис и структура чувственно воспринимаемого мира. 83

Понятие Демиурга. 83

Мировая душа. 83

Время и космос. 83

Познание, диалектика, искусство и платоническая любовь. 83

Анамнез. 84

Ступени познания: мнения и наука. 84

Диалектика. 85

Искусство как удаление от истины.. 85

Платоническая любовь как алогичный путь к абсолюту. 85

Познание как очищение души и диалектика как обращение. 86

Бессмертие души. 86

Метемпсихоз и судьба души после смерти. 86

Миф об Эре. 87

Миф о крылатой колеснице. 88

Итоги платоновской эсхатологии. 88

Идеальное государство и его исторические формы.. 88

Платоновская республика. 88

"Политик" и "законы". 89

Заключение. 90

Четыре значения мифа о пещере. 90

Что же означает этот миф?. 90

Платоновская академия и последователи Платона. 90

Платон (тексты) 90

Соотношение письма и устной речи. 90

Академия Платона. 91

Превосходство устного диалога. 93

Открытие интеллигибельного сверхчувственного мира. 94

Вершина интеллигибельного мира: идея Блага. 95

Великие мифы и эмблематические образы, выражающие основные понятия философии Платона. 97

Гиперурания, или О том, что над небесами. 97

Эсхатологические судьбы душ и метемпсихоз. 98

Миф о пещере. 99

Платон как открыватель герменевтики. 100

Интервью, взятое Джованни Реале у Ганса-Георга Гадамера 3 сентября 1996 г. 100

Часть 4. АРИСТОТЕЛЬ. Первая систематизация знания. 101

Аристотель — самый универсальный ум античности, "Учитель тех, кто знает", по выражению Данте. 102

Глава 7. АРИСТОТЕЛЬ И ПЕРИПАТЕТИКИ.. 102

Жизнь Аристотеля. 102

Сочинения Аристотеля. 103

Отношение Аристотеля к Платону. 103

Метафизика. 104

Четыре причины.. 104

Разные смыслы бытия. 104

Проблематика субстанции. 105

Субстанция, акт и потенция. 106

Сверхчувственная субстанция. 106

Бог и мирское. 107

Отношение Аристотеля к Платону. 107

Физика и математика. 107

Пространство и время как характеристики аристотелевской физики. 108

Эфир как пятая сущность, подлунный и небесный мир. 108

Природа математических объектов. 109

Три части души. 109

Вегетативная душа и ее функции. 109

Чувственная душа, вожделение, познание и движение. 109

Понимающая душа и рациональное познание. 110

Практические науки: этика и политика. 110

Счастье как высшая цель. 110

Добродетель как точная мера. 111

Совершенное счастье и дианоэтические добродетели. 111

Психология морального поступка. 111

Гражданин города-государства. 112

Государство и его формы.. 112

Идеальное государство. 112

Логика, риторика и поэтика. 112

Аналитика, категории и предикаты.. 112

Определение. 113

Суждения и пропорции. 113

Силлогизм. 113

Научный силлогизм, или доказательство. 114

Непосредственное познание: индукция и интуиция. 114

Принципы доказательства и принцип непротиворечия. 114

Силлогизм диалектический и силлогизм эристический. 115

Риторика. 115

Поэтика. 115

Упадок школы перипатетиков после смерти Аристотеля. 115

Aриcmomель (тексты) 116

Метафизика как самая возвышенная теоретическая наука. 116

О природе божественного. 117

О душе. 118

Никомахова этика. 119

Страница из "Никомаховой этики" в переводе Николая Орезма (Королевская библиотека Бельгии, Брюссель) 119

Политика. 121

Поэтика. 122

Часть 5. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ. Кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм   123

Глава 8. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ.. 123

Революция Александра Великого. 123

Духовные последствия революции Александра Македонского и переход от классической эпохи к эллинистической  123

Распространение космополитического идеала. 123

Открытие индивида. 123

Крушение расистских предрассудков по поводу естественных различий между греками и варварами. 124

Трансформация эллинской культуры в эллинистическую.. 124

Расцвет кинизма и распад сократических школ. 124

Диоген и радикализация кинизма. 124

Киник Диоген говорит Александру Великому "Не заслоняй мне солнце" (барельеф, Вилла Албани, Рим) 124

Кратет и другие киники эллинистической эпохи. 125

Значение и границы кинизма. 126

Развитие и конец сократических школ. 126

Эпикур и основание "Сада". 126

"Сад" Эпикура и его новые идеалы.. 126

Эпикур. 127

Эпикурейский канон. 128

Физика Эпикура. 128

Этика Эпикура. 130

Лечебник-квартет и идеал мудреца. 131

Судьба эпикуреизма в эллинистическую эпоху. 132

Основание Стои. 132

Генезис и развитие Стои. 132

Логика античной Стои. 133

Физика античной Стои. 133

Этика античной Стои. 135

"Медиостоицизм": Панэций и Посидоний. 136

Скептицизм и эклектицизм. 137

Пиррон и моральный скепсис. 137

Скептицизм и эклектицизм 275. 137

Академия скептиков Аркесилая. 138

Развитие скептицизма в Академии с Карнеадом. 138

Эклектический поворот Академии. Филон из Лариссы.. 139

Консолидация эклектицизма (Антиох из Аскалона) 139

Позиция Цицерона. 140

Глава 9. РАЗВИТИЕ И НАУЧНЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ.. 140

События, связанные с основанием музея и "библиотеки", и их последствия. 140

Рождение филологии. 141

Великий расцвет частных наук. 141

Математика: Евклид и Аполлоний. 141

Механика: Архимед и Герои. 141

Евклид (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 142

Герофил, Эрасистрат и апогей эллинистической медицины.. 143

География: Эратосфен. 143

Общие замечания по поводу эллинистической науки. 143

Часть 6. ПОСЛЕДНЕЕ ЦВЕТЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫЧЕСКОГО АНТИЧНОГО МИРА. Плотин и неоплатонизм   144

Глава 10. ЯЗЫЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ПЕРВЫХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСКОЙ ЭРЫ.. 144

Жизненность эпикуреизма в первые два века христианской эры.. 144

Возрождение философии Портика в Риме: неостоицизм. 144

Черты неостоицизма. 144

Сенека. 145

Сенека (тексты) 146

Эпиктет. 147

Марк Аврелий. 148

Император-стоик Марк Аврелий. 149

Maрк Аврелий (тексты) 150

Возрождение пирронизма и неоскептицизма. 151

Энезидем и переосмысление пирронизма. 151

Скептицизм от Энезидема до Секста Эмпирика. 152

Конец античного скептицизма. 153

Возрождение кинизма. 153

Возрождение аристотелизма. 153

Издание "Corpus Aristotelicum" Андроником и новое открытие эзотерических сочинений. 153

Рождение и распространение комментария к эзотерическим сочинениям. 154

Александр Афродисийский и его ноэтика. 154

Медиоплатонизм. 155

Возрождение платонизма в Александрии. 155

Черты медиоплатонизма. 155

Значение медиоплатонизма. 155

Неопифагоризм. 155

Возрождение пифагореизма. 155

Неопифагорейцы.. 156

Доктрины неопифагорейцев. 156

Нумений из Апамеи: смешение неопифагореизма с медиоплатонизмом. 156

"Corpus Germeticum" и "Халдейские оракулы". 157

Глава 11. ПЛОТИН И НЕОПЛАТОНИЗМ... 157

Генезис и структура плотиновской системы.. 157

Аммоний, учитель Плотина. 157

Жизнь, сочинения и школа Плотина. 157

Единое как начало первое и абсолютное, производящее самое себя. 158

Плотин (мрамор, Остия Антика в окрестностях Рима) 158

Происхождение вещей из Единого. 159

Вторая ипостась: Нус, или Дух. 160

Третья ипостась: Душа. 160

Происхождение физического космоса. 160

Источники, природа и судьба человека. 161

Возвращение к Абсолюту и экстаз. 162

Оригинальность плотиновской мысли: творящее созерцание. 162

Развитие неоплатонизма и конец языческой античной философии. 163

Общий взгляд на неоплатонические школы, их тенденции и представителей. 163

Прокл: последний самобытный голос языческой античности. 163

Конец древней языческой философии. 164

Глава 12. АНТИЧНАЯ НАУКА В ЭПОХУ ИМПЕРИИ.. 164

Закат эллинистической науки. 164

Птоломей и синтез античной астрономии. 165

Жизнь и сочинения Птолемея. 165

Система Птолемея. 165

Гален и синтез античной медицины.. 166

Жизнь и сочинения Галена. 166

Причины большого успеха Галена. 168

Конец великих научных школ Александрии и закат науки античного мира. 168

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.. 169

Лекция в средневековом университете. Сверху: фрагмент саркофага XIV в. (Сьена, Университет). Снизу: барельеф скульптора Челлино XIV в., (Пистойя, Собор) 169

Часть 7. ДУХОВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ БИБЛЕЙСКОГО ПОСЛАНИЯ.. 169

Моисей (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут") 169

Глава 13. БИБЛИЯ И ЕЕ ПОСЛАНИЕ. 170

Структура и значение Библии. 170

Книги, составляющие Библию.. 170

Концепция "Завета". 172

Боговдохновенность Библии. 173

Фундаментальные библейские идеи философского значения, поднимающиеся над греческим горизонтом. 174

Революционный смысл библейского послания. 174

Монотеизм. 174

Креационизм. 174

Антропоцентризм. 175

Номотетический Бог и закон как Божественное повеление. 175

Личностное Провидение. 175

Первородный грех, его последствия и искупление. 176

Новое пространство веры и Духа. 177

Греческий Эрос и христианская Агапэ (любовь как благодать) 177

Переоценка ценностей. 178

Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых Христа. 179

Новый смысл истории и жизни человека. 180

Греческая мысль и христианское послание. 180

Часть 8. ПАТРИСТИКА. Разработка библейского послания и философствование в вере. 180

Глава 14. РАЗРАБОТКА БИБЛЕЙСКОГО ПОСЛАНИЯ В КУЛЬТУРНОМ АРЕАЛЕ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА.. 182

Доктринальные и философские проблемы, связанные с Библией. 182

Филон Александрийский. 183

Гносис. 184

Апологеты-греки и первая философская разработка христианства, проделанная катехизисной школой Александрии  185

Греческие апологеты II века: Аристид, Юстин, Тациан. 185

Катехизисная школа Александрии: Климент и Ориген. 186

Золотой век патристики (IV — первая половина V века) 188

Наиболее значительные персонажи золотого века патристики и Никейский Символ веры.. 188

Отцы Каппадокии и Григорий Нисский. 189

Последние могикане греческой патристики: Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин. 190

Дионисий Ареопагит и апофатическая теология. 190

Дионисий Ареопагит (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут". 191

Максим Исповедник и последняя христологическая баталия. 191

Иоанн Дамаскин. 192

Дионисий Ареопагит (тексты)*. 192

Бог как тождество света и мрака. 192

Об именах божьих Глава I 193

Глава II. О соединяющем и различающем богословии и божественном единстве и различии. 193

Глава IV. О благе, свете, красоте, эросе, экстазе, ревности и о том, что зло не бытийно, не происходит из бытия и не в существующем  194

Глава VII. О мудрости, разуме, смысле, истине и вере. 194

Глава IX. О великом, малом, тождественном, ином, подобном, неподобном, покое, движении, равенстве. 195

Глава XIII. О совершенном и едином. 195

Экстатическое познание бога. 196

Что есть зло. 196

Иоанн Дамаскнн (тексты) 196

Шесть определений философии. 196

О сущем, субстанции и акциденции. 197

Бог как бесконечное бытие. 197

Философская антропология. 198

Михаил Пселл (тексты) 198

Григорий Палама (тексты) 198

Глава 15. ЛАТИНСКАЯ ПАТРИСТИКА И СВЯТОЙ АВГУСТИН.. 199

Латинская патристика до Августина. 199

Минуций Феликс и первое сочинение христианско-латинской апологетики. 199

Тертуллиан и полемика против философии. 199

Христианские писатели IIIIV веков: Киприан, Новациан, Арнобий и Лактанций. 199

Святой Августин и апогей патристики. 200

Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августина. 200

Святой Августин (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут") 201

Философствование в вере. 202

Открытие личности и метафизика душевных глубин. 203

Истина и прозрение. 204

Бог. 206

Троица. 207

Творение, Идеи как мысли Бога и "разумные семена". 208

Структура темпоральности и вечность. 209

Зло и его онтологический статус. 210

Воля, свобода, благодать. 211

"Град земной" и "град Божий". 211

Суть человека — это любовь. 212

Августин (тексты) 212

Третья навигация. 212

Высокомерие философов и смирение распятия. 213

Герменевтический круг разума и веры.. 213

Вера как временное средство для спасения. 213

Вера ищет, а разум находит. 214

Кто не уверует — не поймет. 214

Верить — значит довериться тому, что не видишь, а истина — увидеть то, во что уверовал. 214

Против монихеев. 214

Бог, природа, человек. 215

Время и вечность. 216

Разум и авторитет. 217

Этика. 217

Общество и история. 218

Часть 9. ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ И РАСПАД СХОЛАСТИКИ. Разум и вера в Средневековье. 220

Глава 16. ОТ ПАТРИСТИКИ — К СХОЛАСТИКЕ. 220

Сочинения Северина Боэция. 220

Боэций: последний из римлян и первый из схоластов. 220

Аллегорические образы Философии и Боэция в темнице. 221

Боэций и логический квадрат оппозиций. 221

Утешение философией: Бог — это само счастье. 222

Проблема зла и вопрос свободы.. 223

Боэций о вере и разуме. 223

"Институции" Кассиодора. 224

"Этимологии" Исидора Севильского. 224

Глава 17. ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЗАЦИИ "РАЦИО" В МОДУСЕ ВЕРЫ. 224

Школы, университеты, схоластика. 224

Школы и схоластика. 224

Университет. 225

Университет и его смягчающие эффекты.. 225

Разум и вера. 226

Факультет искусств и факультет теологии. 226

"Град Божий" Августина. 226

Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре. 227

Хронология. 227

Иоанн Скот Эриугена. 227

Первая теоретизация "рацио" в функции веры.. 227

Личность и сочинения Скота Эриугены.. 228

Скот Эриугена и Псевдо-Дионисий. 228

"О разделении природы". 228

Социополитические отражения. 229

Разум в функции веры.. 229

Ансельм д'Аоста. 229

Жизнь и сочинения. 229

Доказательства бытия Бога. 229

Бог и человек. 231

Разум вокруг веры.. 231

Ансельм д'Аоста (тексты) 232

О том, что Бог поистине есть. 232

О свете неприступном, в котором обитает Бог. 233

Размышление о достоинстве и бедственности состояния человеческого. 233

Шартрская школа. 233

Традиции и новации. 233

Три искусства в религиозной перспективе. 234

Платоновский "Тимей". 234

Сен-Викторская школа. 234

"Дидаскаликон" Гуго Сен-Викторского и науки. 234

"Дидаскаликон" и философия. 235

"Дидаскаликон" и мистика. 235

Пьер Абеляр. 236

Жизнь и сочинения. 236

"Сомнение" и "правила исследования". 237

Диалектика и ее функции. 237

"Рацио" и ero роль в теологии. 237

Фундаментальные принципы этики. 238

"Intelligo ut credam". 238

"Грамматические" штудии и "диалектика". 239

"Сентенции" Петра Ломбардского. 239

Иоанн Солсберийский: границы разума и авторитет веры.. 239

Глава 18. ДУЧЕНТО И ВЕЛИКИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ РАЗУМА И ВЕРЫ.. 240

Политическая и культурная ситуация. 240

Политико-социальная ситуация и церковные институты.. 240

Аристотелизм Авицены.. 241

Авиценна: личность и сочинения. 241

Бытие возможное и бытие необходимое. 241

Логика генерации и влияние Авиценны.. 241

Фигура и сочинения. 242

Примат философии и вечность мира. 242

Единство человеческого интеллекта. 242

Следствия из тезиса о единстве интеллекта. 243

Первые осуждения аристотелизма. 243

Моисей Маймонид и еврейская философия. 243

Как греческая и арабские культуры проникали на запад. Переводчики и коллегиум из Толедо. 244

Альберт Великий. 245

Альберт Великий: личность, сочинения и исследовательская программа. 245

Различие философии и теологии. 245

Греческие философы и христианские теологи. 246

Научный интерес. 246

Фома Аквинский. 246

Жизнь и сочинения. 246

Разум и вера, философия и теология. 247

Теология не подменяет философию.. 247

Фундаментальная структура метафизики. 248

Трансценденталии: единое, истинное, благое. 249

Фома Аквинский спорит с еретиками (Церковь Святой Марии над Минервой в Риме, Филиппино Липпи) 249

Аналогия бытия. 250

Пять способов доказательства существования Бога. 250

Lex aeterna, lex naturalis, lex humana, lex divina. 252

Право естественное и позитивное. 252

Вера ведет разум. 253

Фома Аквинский (тексты) 254

Закон вечный и закон природный. Закон человеческий и закон божественный. 254

Есть ли вечный закон?. 254

Есть ли в нас природный закон. 254

Если существует человеческий закон. 255

Если бы был необходим некий позитивный божественный закон. 256

Является ли священное писание наукой?. 256

Природная, или естественная, теология. 257

Пять путей, или способов, доказательства бытия бога Обоснование от движения. 258

Метафизическая теория бытия и теория познания. 259

Время и вечность. 260

Душа и познание. 260

Природа зла. 261

Сущее и сущность. 262

Природа души и интеллекта. 264

Затруднения. 269

Бонавентура из Баньореджо. 271

Францисканское движение. 271

Бонавентура: жизнь и сочинения. 272

Александр Гальский и Бонавентура. 272

Святой Бонавентура (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут") 273

Автономна ли философия?. 273

Недочеты аристотелизма и их источники. 274

Экземпляризм. 274

"Rationes seminales". 274

Человеческое познание и Божественное озарение. 275

Бог, человек и множественность форм. 275

Бонавентура и Фома: одна вера и две философии. 275

Разум записывает то, что вера предписывает. Duae olivae et duo candelabra in domo Dei lucentia. 276

Бонавентура (тексты) 276

Шесть ступеней на пути к богу Пролог. 276

О ступенях восхождения к богу и у зрении бога через его следы в мироздании. 277

О духовном и мистическом восхищении, в котором разум обретает покой, тогда как порыв нашей души через восхищение полностью переходит в бога  280

Сигер Брабантский и латинский аверроизм. Францисканцы и неоавгустианизм. 281

Экспериментальная философия и первые научные исследования эпохи схоластики. 282

Роберт Гроссатеста. 282

Роджер Бэкон. 282

Иоанн Дунс Скот. 283

Жизнь и сочинения. 283

Разделение философии и теологии. 284

Однозначность сущего. 284

Однозначное сущее как первый объект интеллекта. 284

Восхождение к Богу. 285

Недостаточность понятия "бесконечного entis". 285

Дебаты между философами и теологами. 285

Принцип индивидуации: Haecceitas. 286

Волюнтаризм и естественное право. 286

Глава 19. ТРЕЧЕНТО: ПОТЕРЯ РАВНОВЕСИЯ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ВЕРОЙ.. 287

Социально-историческая ситуация. 287

Уильям Оккам. 288

Личность и сочинения. 288

("Диалог"), "De imperatorem et pontificum potestate" ("O могуществе императоров и епископов"). 288

Независимость веры от разума. 289

Эмпиризм и примат индивидуального. 289

Познание интуитивное и абстрактное. 290

Универсалии и номинализм. 290

"Бритва Оккама" и распад традиционной метафизики. 290

Новая логика. 291

Проблема существования Бога. 292

Новый метод научного исследования. 292

Плюрализм против теократии. 293

Наука оккамистов. 294

Оккамисты и аристотелевская наука. 294

Оккамисты и галилеевская наука. 295

Споры о роли Церкви. 295

Эгидий Римский и Жан Парижский: примат Церкви или империи. 295

"Defensor pacis" Марсилия Падуанского. 296

Джон Уиклиф и Ян Гус: два долютеровских реформатора. 296

Майстер Экхарт и немецкая спекулятивная мистика. 297

Основы спекулятивной мистики. 297

Майстер Экхарт: без Бога и мир и человек — ничто. 297

Возвращение человека к Богу. 298

Логика средневековья. 298

"Ars vetus", "Ars nova", "Logica modernorum". 298

Дидактическая систематизация античной логики. 299

Фигуры и модусы силлогизмов. 299

Новации схоластической логики. 301

"Ars magna" Раймонда Луллия. 302

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА.. 302

Именной указатель. 311

Список иллюстраций

 

Барельеф "Апофеоз Гомера", трон и скипетр были атрибутами Зевса, что говорит об особом почитании Гомера (Британский музей) 20



Анаксимандр (барельеф, Национальный музей, Рим) 29

Гераклит (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 31

Пифагор (втор. пол. VI — нач. V в. до н. э.), основатель греческой математики, теоретик и практик "созерцательной жизни" (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 34

Сократ беседует с Диотимой, или, возможно, Аспазией из платоновского "Пира" (Археологический музей Неаполя, Помпеи) 62

Схема четырех состояний Гиппократа. 76

Аристотель — самый универсальный ум античности, "Учитель тех, кто знает", по выражению Данте. 102

Киник Диоген говорит Александру Великому "Не заслоняй мне солнце" (барельеф, Вилла Албани, Рим) 124

Эпикур. 127

Евклид (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 142

Император-стоик Марк Аврелий. 149

Лекция в средневековом университете. Сверху: фрагмент саркофага XIV в. (Сьена, Университет). Снизу: барельеф скульптора Челлино XIV в., (Пистойя, Собор) 169

Моисей (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут") 169

Аллегорические образы Философии и Боэция в темнице. 221

Фома Аквинский спорит с еретиками (Церковь Святой Марии над Минервой в Риме, Филиппино Липпи) 249

Святой Бонавентура (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут") 273

("Диалог"), "De imperatorem et pontificum potestate" ("O могуществе императоров и епископов"). 288

 

Список текстов



Гомвр (тексты) 26

Илиада. 26

Гесиод (тексты) 26

Теогония. 26

Орфические рапсодии. 27

Фалес (тексты) 27

Анакснмвн (тексты) 30

Гераклит (тексты) 32

Panta rhei — все течет. 32

Гармония противоположностей. 32

Огонь-разум как высшее первоначало. 33

Орфические мотивы у Гераклита. 33

Человек, общество и право. 33

Пнфагор (тексты) 37

Ксенофан (тексты) 38

Парменид. 38

Пармвнид (тексты) 40

Бытие никем не рождено и никогда не исчезнет. 40

Бытие неделимо и себе равно. 40

Бытие неподвижно и ни в чем не нуждается. 40

Совпадение бытия и мышления. 41

Бытие и фигура сферы.. 41

Зенон Элейский (тексты) 42

Доказательство через приведение к абсурду логики элеатов. 42

Мелисс (тексты) 43

Бытие и его бесконечность. 43

Существенные атрибуты бытия как единого. 43

Эмпедокл (тексты) 45

"Ничто не рождается" и "ничто не исчезает. 45

Aнакcaгор (тексты) 47

Теория гомеомерий как попытка преодолеть элеатов. 47

Понятие космического разума. 48

Космический разум как первопричина всех вещей, если он остается на уровне физического, неполноценен  48

Демокрит (тексты)1 51

Протагор (тексты) 57

Так чему же научает софист?. 58

О политическом искусстве. 59

Гиппократ, основатель научной медицины.. 73

Платон (фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа") 77

Платон (тексты) 90

Соотношение письма и устной речи. 90

Академия Платона. 91

Превосходство устного диалога. 93

Открытие интеллигибельного сверхчувственного мира. 94

Вершина интеллигибельного мира: идея Блага. 95

Великие мифы и эмблематические образы, выражающие основные понятия философии Платона. 97

Гиперурания, или О том, что над небесами. 97

Эсхатологические судьбы душ и метемпсихоз. 98

Миф о пещере. 99

Платон как открыватель герменевтики. 100

Интервью, взятое Джованни Реале у Ганса-Георга Гадамера 3 сентября 1996 г. 100

Aриcmomель (тексты) 116

Метафизика как самая возвышенная теоретическая наука. 116

О природе божественного. 117

О душе. 118

Никомахова этика. 119

Страница из "Никомаховой этики" в переводе Николая Орезма (Королевская библиотека Бельгии, Брюссель) 119

Политика. 121

Поэтика. 122

Сенека (тексты) 146

Maрк Аврелий (тексты) 150

Плотин (мрамор, Остия Антика в окрестностях Рима) 158

Дионисий Ареопагит (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут". 191

Дионисий Ареопагит (тексты)*. 192

Бог как тождество света и мрака. 192

Об именах божьих Глава I 193

Глава II. О соединяющем и различающем богословии и божественном единстве и различии. 193

Глава IV. О благе, свете, красоте, эросе, экстазе, ревности и о том, что зло не бытийно, не происходит из бытия и не в существующем  194

Глава VII. О мудрости, разуме, смысле, истине и вере. 194

Глава IX. О великом, малом, тождественном, ином, подобном, неподобном, покое, движении, равенстве. 195

Глава XIII. О совершенном и едином. 195

Экстатическое познание бога. 196

Что есть зло. 196

Иоанн Дамаскнн (тексты) 196

Шесть определений философии. 196

О сущем, субстанции и акциденции. 197

Бог как бесконечное бытие. 197

Философская антропология. 198

Михаил Пселл (тексты) 198

Григорий Палама (тексты) 198

Святой Августин (фрагмент фрески Рафаэля "Диспут") 201

Августин (тексты) 212

Третья навигация. 212

Высокомерие философов и смирение распятия. 213

Герменевтический круг разума и веры.. 213

Вера как временное средство для спасения. 213

Вера ищет, а разум находит. 214

Кто не уверует — не поймет. 214

Верить — значит довериться тому, что не видишь, а истина — увидеть то, во что уверовал. 214

Против монихеев. 214

Бог, природа, человек. 215

Время и вечность. 216

Разум и авторитет. 217

Этика. 217

Общество и история. 218

Ансельм д'Аоста (тексты) 232

О том, что Бог поистине есть. 232

О свете неприступном, в котором обитает Бог. 233

Размышление о достоинстве и бедственности состояния человеческого. 233

Фома Аквинский (тексты) 254

Закон вечный и закон природный. Закон человеческий и закон божественный. 254

Есть ли вечный закон?. 254

Есть ли в нас природный закон. 254

Если существует человеческий закон. 255

Если бы был необходим некий позитивный божественный закон. 256

Является ли священное писание наукой?. 256

Природная, или естественная, теология. 257

Пять путей, или способов, доказательства бытия бога Обоснование от движения. 258

Метафизическая теория бытия и теория познания. 259

Время и вечность. 260

Душа и познание. 260

Природа зла. 261

Сущее и сущность. 262

Природа души и интеллекта. 264

Затруднения. 269

Бонавентура (тексты) 276

Шесть ступеней на пути к богу Пролог. 276

О ступенях восхождения к богу и у зрении бога через его следы в мироздании. 277

О духовном и мистическом восхищении, в котором разум обретает покой, тогда как порыв нашей души через восхищение полностью переходит в бога  280

 

III



Оглавление

 

АНТИЧНОСТЬ



 

Часть 1. ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет