Проф. Л. С. Берг.
1 См. О. Jessen. Таrtеssоs-Аtlantis. Zeitschr. Gеsеll. Еrdkunde, Вегlin, 1925, № 5- 6.
1 См. статьи их (Р. Воrсhагdt, А. Неггmапп) в Реtегmаnn's Gеоgгарh. Мitteilungen, 1927.
людей уже более двух тысяч лет. Статья академика Норова под заглавием «Исследования об Атлантиде» помещена в Ученых Записках второго отделения Академии Наук, т. I, 1854, стр. 33 — 64 1.
Передадим прежде всего в самых кратких чертах то, что рассказывает Платон об Атлантиде. У греческого философа по этому вопросу мы находим сведения в двух диалогах — «Тимей» и «Критий», написанных после 360 г. до Р. X. 2
От прапрадеда Платона, мудреца Солона (638 — 558), шло в роде Платона следующее предание, слышанное Соло-ном из уст египетских жрецов в бытность его в Саисе, в дельте Нила, в 550 году.
Перед устьем Атлантического океана, которое греки называют Геракловыми Столбами (обычно это название прилагалось к Гибралтарскому проливу), некогда находился остров больше Ливии и Азии (т.-е. Малой Азии), вместе взятых, «и от него открывался мореплавателям доступ к прочим островам, а от тех островов — ко всему противоположному материку, которым ограничивался тот истинный понт». На этом Атлантидском острове, или Атлантиде, была великая и грозная держава, власть которой простиралась до Египта и Тиррении. Цари Атлантиды вознамерились поработить страну афинян. Греки взяли верх над неприятелем. Но затем наступили «страшные землетрясения и потопы», и «в один день и бедственную ночь вся наша (т.-е. афинская) воинская сила разом провалилась в землю, да и остров Атлантида исчез, погрузившись в море». Произошло это событие за 9000 лет до посещения Солоном Египта.
Обо всем этом очень кратко рассказывается в диалоге «Тимей». В другом сочинении, «Критий», к сожалению за смертью автора неоконченном, Платон развивает ту же тему гораздо подробнее (стр. 500 — 519). Детально описывается столица атлантов, ее храмы, дворцы, ипподромы, укрепления, каналы; затем сообщаются сведения о богатой природе острова, о металлах, там добываемых, о строевом лесе, о водящихся на острове слонах, о разнообразных возделываемых растениях и пр.
Все это, конечно, поэтические детали, мало имеющие значения для естество-
1 Немецкий перевод: А. S. vоn Nогоff. Die
Аtlantis nach griechischen und агаbischеn Quеllen.
St. Реtегsburg, 1854, 79 рр., изд. Акад. Наук.
2 Мы пользуемся переводом проф. Карпова
(„Сочинения Платона", том VI, М. 1879).
испытателя. Единственное, что нас ин-тересует в переданном Платоном мифе об Атлантиде, это указание на погружение большого острова, в результате землетрясений, под уровень моря. Возможно, что в основе этого предания, как нередко бывает, лежит истина.
Атлантиду помещали в самые разнообразные места: в ней видели Америку, Швецию, Канарские острова, Тунис и прочее. Другие, напротив, совершенно отрицают реальность Атлантиды, считая все, рассказываемое Платоном, сплошь за выдумку.
Переходим к соображениям Норова. Он доказывает, что Атлантиду надо искать в восточной части Средиземного моря, что остатком погрузившейся Атлантиды является остров Кипр. Атлантида некогда занимала все пространство Средиземного моря от Кипра до Сицилии, а на север до Лесбоса. Норов основывается, между прочим, на том, что принимаемое им местоположение исчезнувшего острова находится в области развития вулканических сил, и указывает также на вулканические явления в области острова Санторина (Теры).
Затем он приводит мнение Плиния (Нist. nat., II, 90 — 92) о том, что некогда Кипр был соединен с Сирией (а Сицилия с Италией, Евбея с Беотией; равным образом, по мнению Плиния, некогда не существовало Геллеспонта, Босфора, Керченского пролива). Ссылается Норов на следующее место Диодора Сицилийского (V, 47): «Самофраки (жители острова Самофраки, что не очень далеко от Дарданелл) рассказывают, что до потопа, память о котором сохранилась у древних народов, был другой потоп, гораздо значительнейший, через прорыв земли около островов Кианийских (при устье Босфора в Черное море), прорыв, который образовал сначала Босфор, а напоследок и Геллеспонт (Дарданеллы). В это время море затопило большое пространство материка Азии и низменные долины Самофракии».
Согласно Платону, Атлантида находилась «по ту сторону пролива, называемого у греков Столбами Геркулеса» или, по общепринятому толкованию, перед Гибралтарским проливом. Норов за Столбы Геркулеса Ъринимает Босфор, или Константинопольский пролив.
Соображения Норова в общем разделяет покойный минералог А. Н. Карно-жицкий в своей статье «Атлантида» (Научное Обозрение, 1897, № 2, стр. 12—39). Основываясь на исследованиях" М. Ней-
майра, он указывает, что относительно недавно в восточной части Средиземного моря, действительно, находилась суша, часть которой, быть-может, составляет Крит (стр. 36). «Атлантида лежала между Малой Азией, Сирией, Ливией и Элладой в пределах открытого моря средиземноморского бассейна и при том вблизи главного западного устья Нила (Столбы Геркулеса)» (стр. 33 — 34). Как видим, Карножицкий отождествляет Столбы Геркулеса, перед которыми лежала Атлантида, не с Босфором, как Норов, а с «западным устьем Нила», расположенным близ Саиса (стр. 26 — 27). Однако, предположение Норова имеет больше за себя.
Я поместил бы Атлантиду не в области между Малой Азией и Египтом, а в"_Эгейском море — на юг до Крита. Как известно, • в настоящее время признают, что опускания, давшие начало Эгейскому морю, произошли, говоря геологически, совсем недавно, в четвертичное время, — быть-может, еще на памяти человека.
Платон рассказывает о войне между «греками» (т.-е. обитателями Балканского полуострова) и атлантами. Эта война (допуская, что сведения о ней не есть плод фантазии) могла происходить только в том случае, если Атлантида находилась в непосредственной близости с Балканским полуостровом. Вообще, если придавать веру тому описанию Атлантиды, какое дает Платон в «Кри-тии», то там нет ничего, что противоречило бы нашим сведениям о природе материка Эгеиды, насколько об этой природе можно составить себе представление по обломкам , этого древнего материка — современным островам Эгейского моря — Хиосу, Кикладам, Криту и проч.
С Критом у египтян были оживленные сношения, и от критян, носителей древней (эгейской) культуры, египетские жрецы могли заимствовать предания о катастрофе, которая на заре истории приключилась с Эгейским материком, некогда соединявшим Малую Азию с Балканским полуостровом.