Барокко (итал. Barocco – причудливый,странный) «Чувствую,значит живу» художественный стильXVII-XVIII вв. в искусстве Европы. Родина- Италия.
Основные признаки барокко :
1.Культ чувств. Разрушение ренессансного идеала гармонического устройства мира и человека привело в начале 17 века к появлению в Италии нового культа- культа чувств. Возрождалась античная философия Эпикура. Высшим принципом учения было удовольствие. Основа учения- теория, в которой абсолютизировалось ощущение не только как источник знаний, но и как критерий истины. Для Эпикура счастье- это удовольствие и отсутствие страданий.
2.Культ движения. Движение- есть жизнь. Движение всегда, везде и во всем: от атома до Вселенной.
3.Культ мгновения. Осознав свою зависимость от времени и его разрушающей силы, человек 17 века стал ценить каждое мгновение ,стремясь сделать его насыщенным, эмоциональным, острым, значимым. Понимая, что все течет и все меняется, он отправился в погоню за новыми мгновениями, полными новых ощущений.
4.Психологизм.Интерес ко внутреннему миру человека открыл в нем множество миров, бесконечное многообразие «я», раскрыл всю сложность и богатство души, новые ее тайники (поэтому был столь популярным портрет).
5.Зрелищность.Потрясать,удивлять,притягивать,обманывать, играть…- такова цель барокко. Главное- пробудить чувства, воображение, взбудоражить.
Архитектура барокко. Искусство барокко-это прежде всего, искусство католической религии эпохи Контрреформации. Стиль был призван прославлять и пропагандировать могущество Ватикана. Стремление церкви распространить свое влияние на все сферы жизни сильнее всего выразилось в архитектуре, как самом доступном для обозрения виде искусства. Эффект грандиозности и театральности, роскоши и величия должен присутствовать во всем: в богослужении, в празднестве, в природе. Церкви и дворцы стали отличаться пространственным размахом, текучестью криволинейных форм, превращением объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством. Благодаря сложным криволинейным планам и очертаниям, обилию лепнины, сооружения обрели живописность и динамизм. Это великолепие обладало мощной притягательной силой. Главное- это не соблюдение ренессансной гармонии, а более эмоционального воздействия на человека. В результате барочная красота и роскошь заслонили самого человека.(Собор Св.Петра в Ватикане, Версаль в Париже, Петродворец, и Эрмитаж в Петербурге, Дворец в Кадриорге - Таллинн)
Джованни Лоренцо Бернини /7 дек. 1598-1680г./итальянский архитектор, скульптор, художник
Наиболее значительным и известным мастером итальянского барокко был Джованни Лоренцо Бернини /1598-1680 Это был человек огромной творческой энергии, который поражал разнообразием дарований. Он один из тех редких мастеров, кто прожил долгую и безбедную жизнь. На протяжении всей жизни Бернини являлся законодателем вку-са эпохи барокко, диктатором римской художественной жизни 17 века. Его авторитет был непререкаем. Учился ис-кусству у отца, скульптора и живописца Пьетро Бернини, в Риме, куда семья переехала из Неаполя около 1605.Осо бое влияние на молодого художника оказала античная скульптура, которой он страстно поклонялся всю жизнь.
Любимец папского двора, Бернини получал многие из самых ответственных церковных заказов. В 1629г.был наз- начен главным архитектором собора Св. Петра. Не перестраивая собор, он изменил весь его вид снаружи и изнутри, а также площадь перед ним, как продолжение Собора. В 1624-33г.возвел под куполом Микеланджело величестве-нный и динамичный бронзовый балдахин (29м) над главным алтарем; основу его конструкции составляют спирале-видно изгибающиеся колонны, рождающие эффект непрерывного роста. Продолжая традицию ренессансного «три- умфального» надгробия, Бернини украсил интерьер собора СВ.Петра большим числом гробниц в стиле барокко.
Лучшая работа - «Гробница Папы Римского Александра VII», где из- под мраморного покрывала выглядывает Смерть с золотыми песочными часами в руке, напоминая молящимся о быстротечности жизни на земле.
Уже ранние скульптуры Бернини: «Давид»,1619; «Похищение Прозерпины»,1621; «Аполлон и Дафна»,1624г.(Га- лерее Боргезе в Риме- работа Бернини) свидетельствуют об исключительном даровании Лоренцо. Стремясь сделать любимый свой материал мрамор, податливым, «как воск», он добился беспрецедентной динамики форм, сложных пластических эффектов. Одна из знаменитых скульптур Бернини- « Давид». Он представлен совсем по-иному, чем у Микеланджело. Там – покой, здесь – экспрессия, ярость, гнев, вырывающиеся наружу. В скульптуре «Аполлон и Дафна» Бернини запечатлел момент прикосновения руки бога Аполлон к телу нимфы Дафны, которая стремясь со-блюсти свое целомудрие, пыталась спастись бегством. В момент, когда Аполлон настиг ее, произошло чудо, Дафна на глазах у зрителя стала превращаться в лавровое дерево, покрываясь корой, ветвями, листвой.
В знаменитой композиции "Экстаз Святой Терезы", в церкви Санта Мария делла Витториа, тяжелый мрамор кажется парящим, невесомым. В ней наиболее полно воплотились особенности стиля барокко, соединившего в себе чувственное и духовное начала, религиозность с театральностью. Монахиня Св.Тереза жила в 16-м в. и считалась покровительницей Испании. Однажды к ней явился ангел в плотском образе и пронзил ее сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Это видение монахини Бернини воплотил в мраморе, нисколько не скрыв его чувственный, эротический характер. Веки св. Терезы полузакрыты, она вся во власти мучительно- сладкого сна, и всем своим существом ощущает присутствие ангела. Бернини отважился здесь изваять облака из мрамора. Он сделал твердый мрамор послушным, как тесто, заставил его изгибаться и течь, как воск.
Рим немыслим без созданных Бернини фонтанов. Бесконечному движению каскадов воды вторят причудливые изгибы раковин, фигурок дельфинов и тритонов в фонтане Тритона на площади Барберини, в фонтане Мавра на площади Навона. В фонтане Четырех рек масса скульптурных форм, символизирует реки, животных, растения.
Скульптуры: «Медуза Горгона», «Сатир», « Мадонна с младенцем» и др.
Достарыңызбен бөлісу: |