Программа дисциплины «История и теория изобразительного искусства»



бет1/12
Дата13.06.2016
өлшемі0.85 Mb.
#132605
түріПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Министерство образования и науки

Республики Казахстан

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени шакарима г. Семей



Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 033-Х.1.ХХ/02-2013

УМКД

программа дисциплины «История и теория изобразительного искусства» для студентов



Редакция №1 от 10.01.2013



УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«История и теория изобразительного искусства»
для специальности 5В010700 – «Изобразительное искусство и черчение»
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Семей 2013




УМКД 042-Х.1.ХХ/02-2013

Редакция №1 от 10.01.2013

Страница 2 из


Предисловие
1 Разработано

Составитель ___________ «10» 12 2013 г. Кирсанова С.Б.,

старший преподаватель кафедры «ИЗО и дизайн»

2 Обсуждено

2.1 На заседании кафедры «ИЗО и дизайн»

Протокол от «_____» ______________ 2013 г., № _____

Заведующий кафедрой __________ / М.С. Мырзаканов/

2.2 На заседании Учебно-методического бюро Педагогического факультета

Протокол от «_____» ___________________ 2013 г., № _____

Председатель ____________________ / /


3 Утверждено

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета

Протокол от «_____» ____________________ 2013 г., № ____

Председатель УМС __________ / /


Введено впервые

Содержание

1. Глоссарий

2. Рабочая программа дисциплины

3. Краткий конспект лекций

4. График заданий СРСП

5. Темы домашних работ по курсу СРС

6. Общие методические указания выполнения заданий по СРСП и СРС

7.Контрольно измерительные средства

7.1 Экзаменационные вопросы

7.2 Перечень обязательных иллюстраций к экзаменационным вопросам

8. Список литературы по дисциплине



1. Глоссарий.
АБАК (от греч. abax — доска), в архитектурных ордерах верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры. В классических ордерах абак имеет обычно квадратные очертания с прямыми (в дорических и ионических ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

АБРАМЦЕВО, усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области. Известно с середины 18 в. как имение Головиных. В это время здесь был разбит парк, расширенный и перепланированный в 1870-х гг.

Скромный одноэтажный, обшитый тесом дом с мезонином, был построен еще в 1770-е гг. В 1843 Абрамцево приобрел С. Т. Аксаков, к которому приезжали писатели Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ю. Д. Самарин, поэт Ф. И. Тютчев, часто бывали актер М. С. Щепкин и историк Т. Н. Грановский. Здесь Аксаков написал «Детские годы Багрова-внука», «Семейную хронику», многие рассказы. В кругу семьи Аксаковых в августе 1849 Н. В. Гоголь впервые прочитал главу из второй части поэмы в прозе «Мертвые души».

В 1870 после смерти Аксакова усадьба перешла к С. И. Мамонтову. Он восстановил пришедшую в упадок усадьбу, попытавшись сохранить аксаковский дух. Главной постройкой Мамонтовых в Абрамцеве стала церковь Спаса Нерукотворного, возведенная в стиле древнего псковско-новгородского зодчества в 1881-1882 гг. Впоследствии она стала фамильной усыпальницей Мамонтовых.

Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Участники кружка художественной молодежи, в который вошли В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленов, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие, живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярно-резчицкая мастерская, положившая начало абрамцево-кудринской резьбе по дереву. Здесь, при участии Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, регулярно устраивались любительские спектакли, послужившие основой Московской частной русской оперы.В Абрамцево была написана знаменитая картина В. А. Серова — «Девочка с персиками», ставшая одним из шедевров русской живописи.



АБРИС (нем. Abri), очертание предмета;

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм, беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изобразительном искусстве 20 в., заменивших непосредственное воспроизведение натурной действительности живописно-пластическими знаками и символами либо «чистой» игрой художественных форм. «Чистую» абстракцию следует воспринимать условно, поскольку даже в самых отвлеченных от конкретной натуры образах всегда можно угадать определенные предметно-фигурные мотивы и прототипы — натюрмортные, пейзажные, архитектурные и т. д.

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ, разновидность абстрактного искусства. Возник под влиянием сюрреализма с его идеей «автоматического письма». Ярче всего проявился в живописи — в свободных композициях, создаваемых крупным, импульсивным мазком, иногда — в технике «живописи действия» (англ. action painting), когда сам акт писания картины превращался в своеобразный перформанс. Наиболее известен американский вариант абстрактного экспрессионизма, сложившийся в 1940-е гг. (А. Горки, В. де Кунинг, Р. Мозервелл, Дж. Поллок). Европейские аналоги абстрактного экспрессионизма часто обозначают понятием ташизма.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение) (абстрактное), форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие — как результат процесса абстрагирования; синоним «мысленного», «понятийного». Основные типы абстракции: изолирующая абстракция (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности), обобщающая абстракция (дающая обобщенную картину явления), идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному. См. Восхождение от абстрактного к конкретному.

АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.

АВАНТИТУЛ, начальная страница книги, предшествующая титульному листу. На авантитуле помещают название издательства, его марку, наименование серии, заглавие книги или иные сведения.

АВТОПОРТРЕТ, портрет художника, выполненный им самим. В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов.

АДМИРАЛТЕЙСТВО, здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — выдающийся памятник русской архитектуры. Заложено в 1704 как корабельная верфь Петром I, которому принадлежал основной замысел сооружения.

Перестраивалось архитекторами И. К. Коробовым (1727-1738) и А. Д. Захаровым (с 1806, закончено в 1823), создавшим монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского,Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова органически связаны с архитектурными формами здания. Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города, является центром архитектурной композиции города. В здании с 19 в. размещались центральные учреждения Морского министерства.



АКАДЕМИЗМ (франц. academisme). В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв.: следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.

АКВАРЕЛЬ (франц. aquarelle, от лат. aqua — вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.

АКВЕДУК (от лат. aqua — вода и duco — веду), водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой или дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями. Бывают наземные (с открытыми лотками) и подземные. Сооружались со второго тысячелетия до н. э. в странах Древнего Востока, а также в Древней Греции (с 7 в. до н. э.). Отчасти сохранились акведуки города Рима и провинций Римской империи.

АКРОПОЛЬ, возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах, где находились главные святыни города. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), — место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство.

АЛЕКСАНДРИЯ (Alexandria, араб. al-Iskandariyah), город на севере Египта и порт на Средиземном море, в 225 км к северо-западу от Каира, в западной части дельты Нила. Второй крупнейший город Египта. Население 3,977 млн человек (2004). Крупный транспортный, торгово-промышленный центр Египта. Главный морской порт. Предприятия нефтеперерабатывающей, химической, цементной, текстильной, машиностроительной промышленности. Разнообразные ремесла.

Музей греко-римской культуры

Университет. Греко-римский музей (основан в 1891, 40 тыс. экспонатов), музей изобразительных искусств, музей королевских драгоценностей (собранных Мухаммедом Али и его наследниками), гидробиологический музей (50 аквариумов, скелет 17-метрового кита) и др. музеи. Национальная библиотека. Ведутся работы по восстановлению Александрийской библиотеки.

Исторический очерк.

Александрия была основана Александром Македонским в 332-331 гг. до н. э. на побережье Средиземного моря на месте деревни Ракода, на косе, между Средиземным морем и озером Мареотис (Мариут). Благодаря торговле, которой чрезвычайно благоприятствовало выгодное месторасположение города, Александрия быстро росла и возвышалась. Во времена Птолемеев (305-30 гг. до н. э.) стала столицей Египта и центром эллинистической культуры, средоточием знаменитых ученых и писателей целой эпохи (александрийской) и оживленным торговым центром древнего мира. Здесь находился один из главнейших центров науки и культуры древности Александрийский мусейон (нач. 3 в. до н. э. — 272-273 гг. н. э.) и Александрийская библиотека (около 500 тыс. свитков, среди которых — рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и др., сгорела во времена Цезаря), созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского. Здесь писали свои труды Страбон, Евклид и др. ученые и философы.

В составе Римской империи (с 30 до н. э.) и Византии (с конца 4 в. н. э.) Александрия продолжала оставаться крупным культурно-экономическим центром. В 1 в. н. э. Александрия с населением около 1 млн. человек была вторым по величине (после Рима) городом Римской империи. Один из главных центров раннего христианства, позже центр христианского богословия и место пребывания патриарха. Именно из Александрии в 1 в. н. э. началась христианизация Египта, но одновременно и гонения на христиан при императоре Диоклетиане, который в 295 н. э. повелел разрушить город. С этого времени начался упадок Александрии, который ускорился с возвышением Константинополя.



АЛТАРЬ (лат. altaria, от altus — высокий), жертвенник; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Др. Греции и Риме — отдельные сооружения; в христианских храмах — столы («престолы») для совершения таинства, в католических — декоративные стенки. Алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах с 14-15 вв. — иконостасом.

АМПИР (от франц. empire, букв. — империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейских стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).

АМФИПРОСТИЛЬ (греч. amphiprostylos), тип древнегреческого прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцовых фасадах.

АМФОРА (лат. amphora, от греч. amphoreus), древний глиняный (реже металлический) сосуд для жидких и сыпучих продуктов, с округлым или вытянутым туловом, двумя вертикальными ручками и узким горлом.

АНДЕГРАУНД (андерграунд) (англ. underground букв. подполье), художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.). Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андерграунд появляется во 2-й пол. 20 в., как правило, в странах, где искусство подчинено идеологии.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal — животное), изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала. Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами.

АНСАМБЛЬ (франц. ensemble — совокупность, стройное целое), в архитектуре и градостроительстве — гармоническое единство пространственной композиции, включающей здания, инженерные сооружения (мосты, набережные и др.) и зеленые насаждения. В композицию архитектурного ансамбля часто включаются произведения различных видов изобразительного искусства (см. Синтез искусств).

АНТАБЛЕМЕНТ (франц. entablement), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз, карниз.

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО, название древнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения. Зародилось в южной части Балканского п-ва, на о-вах Эгейского арх. и западном побережье М. Азии и пережило наивысший расцвет в Др. Греции в 5-4 вв. до н. э. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, а также на Ближний и Ср. Восток (вплоть до Индии), где сложились местные школы эллинистического искусства. Традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили новое развитие в искусстве Др. Рима. Лучшие произведения античного искусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокие гуманистические идеалы, обычно связываются с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце.

«АПОЛЛОН», литературно-художественный журнал, 1909-17, Санкт-Петербург. Был связан с символизмом, позднее с акмеизмом.

АППЛИКАЦИЯ (от лат. applicatio — прикладывание), создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

АПСИДА, абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

АРАБЕСКА (франц. arabesque буквально — арабский), европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран. Построена по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических, растительных или эпиграфических мотивов. Отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора.

АРКА (от лат. arkus — дуга), криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами).

АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ, триумфальные ворота, постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий (арки Тита в Риме, 81; Триумфальные ворота в Москве, 1827-34, восстановлены в 1968 на пл. Победы; в Санкт-Петербурге — Московские триумфальные ворота, 1834-1838, архитектор В. П. Стасов, скульптор Б. И. Орловский, Нарвские триумфальные ворота, 1827-1834, архитектор В. П. Стасов, скульпторы П. К. Клодт, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др. ).

АРКАДА (франц. arcade), ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы.
АРКАТУРА (нем. Arkatur), ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений.

АРКБУТАН (франц. arc-boutant), наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа готического храма опорным столбам — контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу культовой архитектуры готики. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т. п.

«АР НУВО» (франц. art nouveau — новое искусство), распространенное в некоторых европейских странах и в США название стиля «модерн».
АРХАИКА (от греч. archaikos — старинный, древний), в искусствознании — ранний период древнегреческой культуры. Архаический период не отделен от геометрического резкой хронологической границей: его начало приблизительно определяется 8 в. до н. э., конец — началом 5 в., иногда — концом первой четверти 5 в. Историческим фоном архаического периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира (до Черного моря, западных пределов Средиземного моря, государств и народов Древнего Востока).

Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и изящный ионический. Греческое понимание мироздания как разумно устроенного космоса, побеждающего стихийное и неоформленное, и в греческом храме нашло свое адекватное выражение — его структура в высшей степени ясная и продуманная, конструктивно понятная. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, — храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

Местные школы постепенно утрачивают свою самостоятельность, афинская чернофигурная вазопись приобретает господствующее положение, и когда афинские керамисты (Андокид) переходят в середине 6 в. до н. э. к краснофигурной технике, этот шаг является решающим для всех греческих территорий. Надписи на вазах сохранили имена самых знаменитых вазописцев архаики: Никосфен, Амасис, Эксекий, Андокид, Эпиктет, Евфроний, каждый из которых обладает своим индивидуальным узнаваемым стилем и уже не является простым ремесленником, но художником в подлинном смысле этого слова. В руках этих мастеров рисунок быстро совершенствуется: они изучают человека, находят правдоподобные соотношения между частями тела, перестают бояться пересечений, ракурсов и движения, тщательно изучают костяк фигуры, мускулатуры.

Такие же задачи в 6 в. решали и греческие скульпторы. Теперь мастер обрабатывает глыбу не с одной стороны, углубляясь в толщу породы, но со всех сторон, добиваясь правильности контура сначала с четырех точек зрения, а затем увеличивая по возможности их количество. Древнейшие известные нам статуи — куросы, или Аполлоны, и коры (девы) — еще совершенно неподвижны и фронтальны, явно, что художник более всего занят постижением пропорций, формами отдельных частей тела, чем механикой движения и пластикой. Но уже во второй половине 6 в. происходят изменения: руки отделяются от туловища, ноги раздвигаются, увеличивается число осей вращения торса, глубже врезается в мрамор моделировка лица. К началу 5 в. до н. э. мастера знаменитых фронтонов эгинского храма Афины Афайи (Мюнхенская глиптотека) в значительной мере владеют человеческим телом, поворачивают его в любом направлении и заставляют совершать сложные движения. Лица архаических кор и куросов отмечены особой, так называемой архаической улыбкой, придающей им выражение торжественной величавости божества, загадочности и недоступной смертным радостности и надменности небожителя.



АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство.

В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника — возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.



АРХИТРАВ (от греч. archi — старший и лат. trabs — балка), нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; имеет вид балки — широкой, гладкой (в дорическом и тосканском ордерах) или разделенной на три горизонтальных уступа — фасции (в ионическом и коринфском ордерах).

АТЛАНТ, в греческой мифологии титан, держащий на своих плечах небесный свод в наказание за участие в титаномахии — борьбе титанов против олимпийцев (олимпийских богов). В архитектуре — мужская статуя, поддерживающая перекрытие здания, портика.

АТРИБУЦИЯ (от лат. attributio — приписывание), установление автора, времени и места создания художественного произведения. Опирается на анализ стиля, иконографии, сюжета, техники, на результаты физических и химических исследований и т. д.

АТТИК (от греч. attikos — аттический), стенка над венчающим архитектурное сооружение карнизом, часто украшенная рельефами и надписями. Обычно завершает триумфальную арку.

АХРР (Ассоциация художников революционной России) (1922-32; с 1928 Ассоциация художников революции, АХР), массовое художественное объединение, сыгравшее важную роль в распространении искусства. Для художников АХРР (И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. В. Иогансон, Е. А. Кацман, Г. Г. Ряжский и др.) характерны развитие традиций передвижников в новых условиях, историко-революционная тема. Объединение имело около 40 филиалов в РСФСР и других республиках, издавало журнал «Искусство в массы» (1929-30), организовало 72 выставки в Москве и других городах.

БАЗА (франц. base, от греч. basis), в архитектуре — основание, подножие колонны или столба.

БАЗИЛИКА (от греч. basilike — царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом базилики — поперечный притвор (или нартекс), а в противоположном конце среднего, большего по стороне нефа — полукруглый выступ (апсида ), крытый полукуполом. Первоначально базилики имели открытое деревянное стропильное перекрытие, в более поздних применялось сводчатое.

Схема раннехристианской базилики

В восточной стене среднего нефа базилики располагался алтарь храма, в который входили с запада, минуя крытый двор — атриум. Византийские базилики не имели внешнего декора, но изнутри облицовывались мрамором и гранитом, украшались мозаиками и фресками.

Санта-Мария Маджоре.

В Древнем Риме базилики предназначались для судебных заседаний и торговых сделок. В дальнейшем базилика стала одним из главных типов христианских храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской и готической архитектуре; применялась также и в архитектуре Возрождения и барокко.

БАРАБАН, Опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания (обычно с окнами), служащая основанием купола.

БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА, группа французских живописцев-пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон ), работавших в д. Барбизон (Barbizon) близ Парижа в 1830-60-е гг. Обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа.

БАРЕЛЬЕФ (франц. basrelief), низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет