Библиотека им. Н. Г. Чернышевского



Дата18.07.2016
өлшемі0.61 Mb.
#207741

Муниципальное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система»

Канавинского района



Библиотека им. Н. Г. Чернышевского



библиографический очерк
(к 70-летию со дня рождения Валентина Распутина)

Н. Новгород, 2007

  

Что такое быть современным? Я человек традиционных устоявшихся взглядов на жизнь и искусство, и для меня быть современным - значит понимать в своих днях меру сезонного и вечного, случайного и закономерного. Отличить одно от другого не так уж трудно, если хорошо знать прошлое своей страны и со вниманием всматриваться в настоящее. Сезонное, временное всегда заявляет о себе слишком настойчиво и громко, оно торопливо и эмоционально; вечное, зная себе цену, спокойно говорит известными словами... Быть современным - не ошибиться, не отдать своё время и свою жизнь недолговечным, а то и просто вредным влияниям.



В. Распутин. "Что в слове, что за словом?"

"Валентин Распутин

вошёл в нашу литературу

сразу же, почти без разбега и

как истинный мастер

художественного слова"


С.П. Залыгин
Валентин Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Его произведения отличаются от общего потока современной литературы яркой самобытностью.
Пишет Распутин просто, но в то же время глубоко и о серьёзном. В каждой своей книге писатель задаётся целью показать нам чью-то жизнь во всей полноте, где свою роль играют и человеческая натура, и структура отношений в обществе, и подспудно сохранившиеся традиции. Читая повести Распутина, ясно представляешь созданные им картины жизни, волнуешься, переживаешь за судьбы людей. Заглядывая внутрь человеческой души, писатель будит мысль, заставляет работать душу, говорит о том, кто мы есть и что с нами стало, размышляет, откуда в людях появились эгоизм, черствость, бездушие. Он исследует вечные вопросы добра, справедливости, долга, ставит своих героев в такие жизненные ситуации, которые требуют полного проявления моральных качеств человека. Недаром интерес к его книгам огромен во всём мире. Повести и рассказы Распутина переведены на все европейские языки, по его произведениям ставятся спектакли и фильмы.
Согласитесь: чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни. "Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книга, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве," – писал Валентин Распутин. Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым распутинским языком...

  
Родился Валентин Григорьевич Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в семье крестьянина в посёлке Усть-Уда, расположенном на берегу реки Ангары. Детство его пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Едва научившись ходить, он с местными мальчишками ковылял к реке ловить рыбу. Ещё не окрепнув, тянулся в тайгу, начинающуюся сразу за деревней, собирал ягоды, грибы. В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. Читать разрешали только в школе. Окончив четыре класса, Распутин, конечно, хотел продолжить учёбу. Но школа, в которой был пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься, надо перебираться туда жить, одному, без родителей. Так в 11 лет началась самостоятельная жизнь будущего писателя.

Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод, но Распутин учился на совесть, знания его оценивали только на «отлично». После окончания средней школы в 1954 году Валентин Распутин поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который закончил в 1959 году. Мечтал стать учителем, не помышляя о литературном призвании. Но однажды, оказавшись без денег (в университете перестали выдавать стипендию), он согласился поработать параллельно с учёбой. Публиковался много, писал о том, что было необходимо редакции иркутской газеты "Советская молодёжь". Репортажи, заметки, очерки – здесь Распутин "набил руку", научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Всё это так необходимо будущему писателю! В те годы газета "Советская молодёжь" объединила молодых авторов, среди которых были А. Вампилов, Г. Машкин и В. Распутин. Затем Распутин недолго работал на телестудии.

В альманахе "Ангара" стали появляться его очерки, написанные для газеты. В качестве разъездного корреспондента молодой журналист обошёл пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Работая специальным корреспондентом "Красноярского комсомольца", Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС. Очерки и рассказы, написанные после этих командировок, вошли в сборники "Костровые новых городов" (1962), "Край возле самого неба" (1966). В 1965 году на совещании молодых писателей в Чите рассказы Валентина Распутина получили высокую оценку и были вскоре изданы отдельной книгой "Человек с этого света".


Но известность пришла к молодому прозаику с появлением повести "Деньги для Марии", опубликованной в альманахе "Ангара", в 1967 году. К этому времени Распутин был принят в Союз писателей СССР. Именно с этим произведением связывает критика появление в литературе большого, самобытного писателя; её же, первую свою повесть, считает началом нового этапа и сам автор.

Героиня повести – продавщица единственного на всю деревню магазина Мария – по простоте душевной в силу близких отношений с односельчанами порой давала товары в долг, плохо считала. Ревизор обнаружил у неё недостачу. Распутин, в то время занимавшийся журналистикой, должен был разразиться негодованием по поводу расхищения общественного имущества, взглянуть на эту проблему в государственном масштабе. Но писатель поступил с точностью до наоборот, сделав из Марии героиню с большой буквы. Он заглянул внутрь человеческой души, чтобы сказать нам о том, кто мы есть и что с нами стало, размышляя, откуда в людях появились эгоизм, чёрствость, бездушие, показывая способность человека на добрые поступки.

Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу: она не раз переиздавалась, по ней была создана пьеса, поставленная в Москве, а затем в ГДР. Книга выходила в Софии, Праге, Барселоне, Братиславе, Хельсинки, Токио.
В полную силу талант Распутина раскроется в повестях "Последний срок" (1970), "Живи и помни" (1974), "Прощание с Матёрой" (1976). Сюжет каждой повести связан с темой испытания, морального выбора, смерти. Психологическое мастерство, чуткость к оттенкам народной речи, яркость образов – всё это свидетельствовало о зрелости и самобытности таланта писателя. Каждая из повестей становилась событием в литературе, потому что несла в себе открытие, знаменовала новый, более высокий уровень постижения нашей многосложной реальности. В этих произведениях проявились широта и независимость мысли, художнический дар писателя.
В повести "Последний срок" (1970) говорится о предсмертных днях старухи Анны. К ней из разных городов и сёл собрались, чтобы проститься, её взрослые дети – каждый со своим характером, со своей судьбой. Мать при смерти, вот-вот умрёт, и дети перед нею – только дети, родные братья и сёстры, и всеми владеет общее чувство потери, чувство долга, по которому они, уже многие годы не встречаясь, оказались все вместе под отчим кровом. И характеры их в этом общем чувстве как бы сливаются, стираются, для них же самих перестают иметь существенное значение. В "Последнем сроке" Распутина появляется уникальный в своей отстранённости взгляд на земной мир как временное обиталище человека.
В повести "Живи и помни" (1974) действие происходит в 1945 году. Сбежавший с фронта и скрывающийся от односельчан Андрей Гуськов смотрит извне, со стороны, на себя, свою счастливую прошлую жизнь, безвозвратно уходящую и не имеющую будущего. Он живёт отшельником в лесу. Редкие встречи с женой Настёной, которая ждёт от него ребёнка, не приносят ему радости. В постоянном страхе и напряжении, Гуськов постепенно утрачивает человеческий облик. В центре внимания писателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и – в ещё большей степени – перед его женой. Доведённая до отчаянья, преследуемая односельчанами, догадавшимися о её свиданиях с мужем, Настёна бросается в Ангару.

Суть повести Распутина справедливо определяет писатель В. Астафьев: "Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в в самые тяжкие дни испытаний место твоё – рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается ещё большим горем для твоей родины и народа, а стало быть, и для тебя".

За эту книгу Распутину была присуждена Государственная премия СССР 1977 года.
Повесть "Прощание с Матёрой" появилась в журнале "Наш современник" в 1976 году, затем выходила отдельным изданиями, как на русском, так и на других языках. Лариса Шепитько и Элем Климов поставили по ней фильм "Прощание", вышедший на экраны в 1983 году. В повести говорится о последних месяцах небольшой сибирской деревни. Остров, где она стоит, должен быть затоплен: рядом строят плотину для электростанции. Жителей переселяют в новый посёлок. Особенно трудно переезжать старикам – слишком многое связано у них с Матёрой. Всю жизнь прожила на острове старуха Дарья, чьими глазами мы видим события. Видим, как горят дома и леса, покидают деревню люди. Для всех жителей Матёра как родная мать.

Эта повесть заставляет нас оглянуться на то, что мы оставляем, включившись в гонку цивилизацией, увидеть и полюбить Российскую глубинку, из которой все мы вышли. Распутин с особой остротой понимает, к чему могут привести наша беспамятность, равнодушие, безверие, утрата родовых корней. Эта книга о почтительном отношении к предкам, о "малой" и большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых живёшь. Повесть Распутина горяча и тревожна, но через боль ведёт к исцелению.


Пристальнее вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видел истоки бездуховности в социальной действительности. От повести к повести усиливается в его творчестве трагизм авторского восприятия.
В 1985 году на страницах "Нашего современника" публикуется повесть Распутина "Пожар", которую можно воспринимать как продолжение "Прощания с Матёрой". За неё автор получил Государственную премию СССР. Читая её, мы узнаём, что происходит с людьми, переселившимися из затопленной деревни в новый посёлок. А происходит неладное. Об этом с горечью и отчаяньем размышляет главный герой повести Иван Петрович: "Было нельзя, стало можно, считалось за позор, за смертный грех – почитается за ловкость и доблесть. И до каких пор мы будем сдавать то, на чём вечно держались?". Опасные разлагающие тенденции, о которых говорил Распутин в "Прощании с Матёрой", набирают силу. Поэтому в голосе писателя всё заметнее нескрываемое волнение, явственнее проповеднические, обличительные ноты.

"Пожар" появился в переломное для страны время – в самом начале активного поиска выхода из создавшегося положения, решительного поворота к правде. Но и сегодня, когда мы многое успели узнать и осознать, повесть Распутина остаётся одним из самых сильных произведений современности. Сила её, конечно, в правде – правде жёсткой и резкой, но не холодно-бесстрастной, а продиктованной любовью к человеку, ответственностью за судьбу народа. Написанная двадцать лет назад, она и о нас, сегодняшних людях, работящих и ленивых, отзывчивых и равнодушных, скромных и наглых, хозяйственных и безалаберных. Книга бередит душу, заставляет внимательнее вглядеться в окружающих людей и заглянуть в собственное "я".


Говоря о творчестве Валентина Распутина, нельзя не отметить рассказ "Уроки французского" (1973), который он написал, возвращаясь к дням своего детства и юности.

Голодные послевоенные годы. Казалось бы, всё говорит мальчишке, оторванному от дома: жизнь сурова, не жди от неё милостей и даров, рассчитывай только на себя. Но судьба дарит ему встречу с учительницей Лидией Михайловной будто явившейся из другого мира. Её "уроки французского" – уроки милосердия и стойкости, деликатности и достоинства – будут прочно усвоены героем рассказа, укрепят веру в добро, придадут ему силы и душевной зоркости.

В финале изгнанная из школы Лидия Михайловна пришлёт своему ученику посылку. В ней будут и яблоки, которые раньше он видел "только на картинках, но догадался, что это они". Невиданные, напоённые нездешним солнцем плоды среди холода сибирской зимы – ещё одно напоминание о возможности иной, более совершенной и гармоничной жизни, которой достоин человек, отсвет идеала, внезапно озаривший суровую, скупую на радости повседневность.

Этот рассказ автобиографический. Учительница Лидия Михайловна названа в рассказе своим собственным именем. В конце 90-х годов она была в гостях у писателя, и они "долго и отчаянно" вспоминали школу, ангарский посёлок и многое-многое из того трудного и счастливого времени.


В 2003 году в иркутском журнале «Сибирь», а затем и в столичном «Нашем современнике» появляется повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».

В провинциальном городе, в Сибири, мать отомстила за изнасилованную кавказцем дочь – она убила его прямо в прокуратуре, не надеясь на справедливый суд и наказание насильника. Повесть драматична по содержанию, сложна по проблематике и правдива. Она о сегодняшнем дне, о том «дурном времени», в котором все мы пребываем уже более десяти лет. Писатель ставит перед современниками много сложных вопросов, среди них один из самых трудных – как жить, оставаясь человеком, в обществе, расколотом на два «разнящихся мира»: обманутых бедных и «богатых», неправедно наживших капиталы. Ценность этой повести состоит в том, что она обращена к молодым людям. В ней содержатся не только острые, насущные вопросы, но и ответы на них.

Валентин Распутин – большой мастер, умный и чуткий к нашим тревогам и бедам. Для него любовь к земле не абстрактное понятие, она подкреплена конкретными делами. Как истинный русский писатель, он очень хорошо понимал свой долг перед родиной и совершил свой нравственный подвиг – стал писать статьи в защиту Байкала, бороться за его спасение.

Страстно и горячо доказывал писатель, что "Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом".

В 1990-е годы в круг писательского внимания Валентина Распутина всё чаще попадают проблемы городской жизни, чувства и помыслы городской интеллигенции. Наряду с рассказами "В одном сибирском городе", "В больнице", "Россия молодая", "В ту же землю..." в творчестве писателя важное место занимает публицистика. Статьи о Л. М. Леонове, А. П. Платонове, А. В. Вампилове, об А. С. Пушкине, Ф. М. Достоевском, о Сергии Радонежском возвращают нас к великим именам, заставляют засиять их новым негасимым светом.
Говорить о Валентине Распутине можно долго и много. Мы считаем, что лучше узнать писателя, понять его мысли и чувства помогут его книги.

К 70-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина предлагаем нашим читателям

библиографический список литературы.

Он адресован старшеклассникам, а также всем, кого заинтересовало творчество этого

"умного и внимательного смотрителя русской жизни".

Для подготовки списка был использован

Справочно-библиографический аппарат

библиотеки им. Н.Г. Чернышевского

и Центральной районной библиотеки им. Ф.М. Достоевского.

Произведения В.Г. Распутина, книги о его жизни и творчестве расположены в алфавите авторов и названий, статьи из периодических изданий – в обратной хронологии.




Список литературы
Произведения В. Г. Распутина

Книги:
1. Распутин В.Г. Век живи – век люби: рассказы и очерки / В.Г. Распутин. – М.: Мол. гвардия, 1982. – 285 с.


2. Распутин В.Г. Живи и помни: повесть / В.Г. Распутин. – М.: Сов. писатель, 1980. – 208 с.
3. Распутин В.Г. Повести и рассказы / В.Г. Распутин. – М.: Современник, 1985. – 736 с.
4. Распутин В. Г. Последний срок; Прощание с Матерой; Пожар: повести / В.Г. Распутин. – М.: Сов. Россия, 1986. – 384 с., портр.


  1. Распутин В.Г. Уроки французского: повести и рассказы / В.Г. Распутин. – М.: Худож. лит., 1987. – 479 с.

Произведения, опубликованные в периодических изданиях:




  1. Распутин В. Байкал предо мною... / В. Распутин // Чудеса и приключения. – 2007. – № 4. – С. 60–63.




  1. Распутин В.П. Дочь Ивана, мать Ивана: повесть / В.П. Распутин // Роман-газета. – 2005. – Март (№ 5). – С. 1-67.


Литература о жизни и творчестве В. Г. Распутина

Книги:



  1. Котенко Н. Н. Валентин Распутин: очерк творчества / Н.Н. Котенко. – М., Современник, 1988. – 188 с., портр.

Статьи из книг:




  1. Буслакова Т.П. Распутин В.Г. «Прощание с Матерой» / Т.П. Буслакова // Русская литература XX века. – М., 1999. – С. 348-352.




  1. Вуколов Л. Никто не проживёт твоей жизни вместо тебя. О повестях Валентина Распутина / Л. Вуколов // Вуколов Л. Поговорим об истинных ценностях. – М., 1992. – С. 17–60.




  1. Доманский В. А. Зачем живёт человек?: [В. Распутин «Пожар», Ч. Айтматов «Плаха»] / В.А. Доманский // Доманский В.А. Факультативные занятия по русской литературе в 11 классе: пособие для учителя. – Киев, 1990. – С. 149–157.




  1. Залыгин С. Повести Валентина Распутина / С. Залыгин // Распутин В.Г. Повести. – Горький, 1985. – С. 390–398.




  1. Ивин А. Надо ли прощаться с Матерой? / А. Ивин // Новое в школьных программах. Современная русская проза. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 1998. – С. 83–86.

  2. Крупина Н. Л. Встреча с Матерой / Н.Л. Крупина // Крупина Н.Л. Сопричастность времени / Н.Л. Крупина, Н.А. Соснина. – М., 1992. – С. 144–161.




  1. Курбатов В. В Тебе и вокруг / В. Курбатов // Распутин В.Г. Уроки французского: повести и рассказы. – М., 1987. – С. 3–12.




  1. Ломилина Н.И. В.Г. Распутин / Н.И. Ломилина, В.К. Сигов // Ломилина Н.И. Современная проза (60–80-е годы XX века). – М., 2001. – С. 68-81.




  1. Неверов А. С мыслью о главном / А. Неверов // Распутин В.Г. Уроки французского: рассказы, повесть, публицистика. – М., 1989. – С. 279–285.




  1. В.Г. Распутин (р. 1937) // Русская проза конца XX века / под ред. Т.М. Колядич. – М., 2005. – С. 274-289.

Статьи из периодических изданий:




  1. Кишенина В.Н. «Чтобы мир не скудел без людей...». Урок–беседа по повести В. Г. Распутина «Последний срок» / В.Н. Кишенина // Литература в школе. – 2007. – № 9. – С. 33–34.




  1. Барышева О. Народно-поэтические мотивы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» / О. Барышева // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 2–5.




  1. Грицак О.А. Судьба русской деревни. Повесть В.Г. Распутина «Пожар» / О.А. Грицак // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 29–30.




  1. Манина Р.И. Валентин Григорьевич Распутин. Литературная гостиная / Р.И. Манина // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 41–45.




  1. Мартыновская О.М. Повесть В.Г. Распутина «Живи и помни» / О.М. Мартыновская // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 34–36.




  1. Чмирь О.Б. «Он умный и внимательный смотритель русской жизни». Рассказ В.Г. Распутина «Нежданно-негаданно» / О.Б. Чмирь // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 30–32.




  1. Иванова Н. Один и один: [Маканин В. и Распутин В.] / Н. Иванова // Кн. обозрение. – 2007. – 24 марта–1 апр. (№ 13). – С. 3.




  1. Распутин В. Очистить Россию за 15 лет: [интервью писателя накануне юбилея] / В. Распутин; беседу вел С. Ямщиков // Труд-7. – 15-21 марта (№ 42). – С. 8-9.




  1. Басинский П. У каждого из нас своя «Матера»: [юбилей В. Распутина] / П. Басинский // Рос. газ. – 2007. – 15 марта. – С. 9.




  1. Бондаренко В.Г. Бесконечность распутинского мифа / В.Г. Бондаренко // Русский дом. – 2007. – № 3. – С. 44-45.




  1. Распутин В.Г. Уроки русского: [интервью писателя] / В.Г. Распутин; беседу вел Д. Шеваров // Труд. – 2007. – 13 марта. – C. 1-4.




  1. Семенов В.А. Читать Распутина, слушать Россию: [о жизни и творчестве писателя] / В.А. Семенов // Наш современник. – 2007. – № 3. – С. 218-230.




  1. Страж русского «ковчега»: [заметки о В.Г. Распутине] // Наш современник. – 2007. – № 3. – С. 3-14.




  1. Макарова Б.А. Живи в согласии со своей совестью: литературный вечер, посвящённый В.Г. Распутину, для учащихся старших классов / Б.А. Макарова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 1. – С. 23–27.




  1. Шеваров Д. Урок Сибири: размышления на полях новой книги Валентина Распутина: [книга «Сибирь, Сибирь…»] / Д. Шеваров // Нижегор. новости. – 2006. – 21 нояб. – (Деловой вторник. – С. 4).




  1. Шеваров Д. «… Его и запомните»: [повесть «Прощание с Матерой»] / Д. Шеваров // Нижегор. новости. – 2006. – 12 сент. – (Деловой вторник. – С. 4).




  1. Распутин В. Без деревни мы осиротеем: [интервью писателя] // АиФ. – 2006. – Апр. (№ 16). – С. 3.




  1. Романова Г.И. «Когда звучит в тебе русское слово…»: художественная речь и речевое действие в повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» / Г.И. Романова // Литература в школе. – 2006. – № 4. – С. 17-18.




  1. Влащенко В.И. «Дорога совести в произведениях Валентина Распутина и Анны Неркаги / В.И. Влащенко // Литература в школе. – 2005. – № 9. – С. 9–14.




  1. Ганина Л.С. «Помочь человеку, дохнуть на него ... теплом и добром». Рассказ В. Распутина «В больнице» / Л.С. Ганина // Литература в школе. – 2005. – № 9. – С. 41–42.




  1. Граблина Н.В. Мастер-класс: технология учебного диалога на уроке литературы. По повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» / Н.В. Граблина // Литература в школе. – 2005. – № 9. – С. 37–40.




  1. Чалмаев В.А. «Откройте русскому человеку русский «свет». Валентин Григорьевич Распутин / В.А. Чалмаев // Литература в школе. – 2005. – № 9. – С. 2–8.




  1. Лучшая в Китае: [повесть В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» признана одним из лучших произведений в Китае] // Кн. обозрение. – 2005. – 17-24 янв. (№ 2). – С. 1.




  1. Распутин В. Написать бы вещь светлую …: [интервью писателя] // Труд. – 2005. – 11 янв. – С. 6.




  1. Андреева И.В. «...Надо стать сильной. Сильнее себя!». Повесть В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» / И.В. Андреева // Уроки литературы. – 2004. – № 9. – С. 11–12.




  1. Чалмаев В.А. «Молений и молний взаимная сила…»: [о повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»] / В.А. Чалмаев // Литература в школе. – 2004. – № 6. – С. 22-24.




  1. Быков Д. Зори над распутьем / Д. Быков // Новый мир. – 2004. – № 4. – С. 164-167. – Рец. на кн.: Распутин В. Дочь Ивана, мать Ивана: повесть // Наш современник. – 2003. – № 11; Зорин Л. Забвение: Маленький роман // Знамя. – 2004. – № 1.




  1. Кокшнева К. Границы судьбы: [повесть В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и тема зла в современной литературе] / К. Кокшнева // Москва. – 2004. – № 2. – С. 187-196.


Быть современным: библиографический очерк: (к 70-летию со дня рождения Валентина Распутина) / МУ ЦБС Канавинского р-на, б-ка им. Н.Г. Чернышевского; сост. Н.А. Матисова. – Н. Новгород, 2007. – 16 с.: ил.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет