Биографические сведения о русских писателях. Часть пятая



бет1/3
Дата23.07.2016
өлшемі0.59 Mb.
#217933
  1   2   3
www.literatura-totl.narod.ru



Русская литература. Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю, Осмоловской

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКИХ ПИСАТЕЛЯХ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ
НАБОКОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (1899-1977)




Общие сведения

Влади́мир Влади́мирович Набо́ков (англ. Vladimir Nabokov, выступал также под псевдонимом «Сирин», 10 (22) апреля 1899[1], Санкт-Петербург, Российская Империя — 2 июля 1977, Монтрё, Швейцария) — русский и американский (писал на английском языке с 1940) писатель.

Произведения Набокова характеризуются сложной литературной техникой, глубоким анализом эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым, порой почти триллерным сюжетом. Среди известнейших образцов творчества Набокова можно отметить романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар». Известность у широкой публики писатель получил после выхода в свет скандального романа «Лолита», по которому впоследствии было сделано несколько экранизаций.

Круг интересов Набокова был необычно разносторонен. Он внес значительный вклад в лепидоптерологию (раздел энтомологии, фокусирующийся на чешуекрылых), преподавал русскую и мировую литературу и издал несколько курсов литературоведческих лекций, создал переводы «Евгения Онегина» и «Слова о полку Игореве» на английский язык, серьезно увлекался шахматами: был достаточно сильным практическим игроком и опубликовал ряд интересных шахматных задач.




Набоков о себе:
«Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски».
Начало пути
Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в аристократической семье известного российского политика Владимира Дмитриевича Набокова. В обиходе семьи Набокова использовалась три языка: русский, английский, и французский, — таким образом, будущий писатель в совершенстве владел тремя языками с раннего детства. По собственным словам, он научился читать по-английски прежде, чем по-русски. Первые годы жизни Набокова прошли в комфорте и достатке в доме Набоковых на Большой Морской в Петербурге и в их загородном имении Батово (под Гатчиной).

Образование начал в Тенишевском училище в Петербурге, где незадолго до этого учился Осип Мандельштам. Литература и энтомология становятся двумя основными увлечениями Набокова. Незадолго до революции на собственные деньги Набоков издаёт сборник своих стихов.

Революция 1917 года заставила Набоковых перебраться в Крым, а затем, в 1919-м, эмигрировать из России. Некоторые из семейных драгоценностей удалось вывезти с собой, и на эти деньги семья Набоковых жила в Берлине, в то время как Владимир получал образование в Кембридже, где он продолжает писать русские стихи и переводит на русский язык «Алису в стране Чудес» Л. Кэррола.
В эмиграциях
С 1922 года Набоков становится частью русской диаспоры в Берлине, зарабатывая на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются рассказы Набокова. В 1927-м году Набоков женится на Вере Слоним и завершает свой первый роман — «Машенька». После чего до 1937 года создаёт 8 романов на русском языке, непрерывно усложняя свой авторский стиль и всё более смело экспериментируя с формой. Романы Набокова, не печатавшиеся в Советской России, имели успех у западной эмиграции, и ныне считаются шедеврами русской литературы (особ. «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь»).
Приход фашистов к власти в Германии в конце 30-х годов положил конец русской диаспоре в Берлине. Жизнь Набокова с женой-еврейкой в Германии стала невозможной, и семья Набоковых переезжает в Париж, а с началом Второй мировой войны эмигрирует в США. С исчезновением русской диаспоры в Европе Набоков окончательно потерял своего русскоязычного читателя, и единственной возможностью продолжить творчество был переход на английский язык. Свой первый роман на английском языке («Подлинная жизнь Себастьяна Найта») Набоков пишет ещё в Европе, незадолго до отъезда в США, с 1937 года и до конца своих дней Набоков не написал на русском языке ни одного романа (если не считать автобиографию «Другие берега» и авторский перевод «Лолиты» на русский язык).

В Америке с 1940-го до 1958 года Набоков зарабатывает на жизнь чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах. Его первые англоязычные романы («Подлинная жизнь Себастьяна Найта», «Bend Sinister», «Пнин»), несмотря на свои художественные достоинства, не имели коммерческого успеха. В этот период Набоков близко сходится с Э. Уилсоном и другими литературоведами, продолжает профессионально заниматься энтомологией. Путешествуя во время отпусков по Соединённым Штатам, Набоков работает над романом «Лолита», тема которого (история взрослого мужчины, страстно увлекшегося двенадцатилетней девочкой) была немыслимой для своего времени, вследствие чего даже на публикацию романа у писателя оставалось мало надежд. Однако роман был опубликован (сначала в Европе, затем в Америке) и быстро принёс его автору мировую славу и финансовое благосостояние. Интересно, что первоначально роман, как описывал сам Набоков, был опубликован в одиозном издательстве "Олимпия", которое, как он понял уже после публикации, выпускало в основном "полупорнографические" и близкие к ним романы.

Набоков возвращается в Европу и с 1960 живёт в Монтрё, Швейцария, где создаёт свои последние романы, наиболее известные из которых — «Бледное пламя» и «Ада».
Стиль Набокова
В романах «Защита Лужина» (1929—30), «Дар» (1937), «Приглашение на казнь» (антиутопия; 1935—36), «Пнин» (1957) — коллизия духовно одарённого одиночки с тоскливо-примитивным «среднечеловеческим» миром — «мещанской цивилизацией», или миром «пошлости», где властвуют мнимости, иллюзии, фикции. Однако Набоков не остаётся на узко-социальном уровне, а переходит к разрабатыванию скорее метафизической темы соотношения разных «миров»: мира реального и мира писательского воображения, мира Берлина и мира воспоминания о России, мира обычных людей и мира шахматного и т. д. Свободное перетекание этих миров сообщает произведениям писателя оттенок авангардности. Также чувство новизны и свободы этим произведениям даёт то, что в них Набоков разрабатывает яркие языковые приёмы, совершенствует свой стиль, достигая особой выпуклости, осязаемости кажущихся мимолётными описаний.

Сенсационный бестселлер «Лолита» (1955) — опыт соединения эротики, любовной прозы и социально-критического нравоописания, одновременно с затрагиванием популярных тем достигший высот изощрённой эстетики и даже определённых философских глубин. Одной из ведущих проблем в романе оказывается проблема эгоизма, разрушающего любовь. Роман написан от лица рафинированного европейца, учёного, страдающего болезненной страстью к девочкам-нимфеткам.

Лирика с мотивами ностальгии; мемуары («Память, говори», 1966).

Рассказы отличаются удивительной лирической силой. В миниатюре содержат многие проблемы крупных творений писателя: тему «другого» мира, переплетённую с ним тему мимолётного, ускользающего переживания и т. д. Наиболее выдающиеся произведения в этом жанре: рассказы «Возвращение Чорба», «Весна в Фиальте», «Рождество», «Облако, озеро, башня», «Terra Incognita», повесть «Соглядатай».

Поэтику стилистически изысканной прозы слагают как реалистические, так и модернистские элементы (лингвостилистическая игра, всеохватное пародирование, мнимые галлюцинации). Принципиальный индивидуалист, Набоков ироничен в восприятии любых видов массовой психологии и глобальных идей (в особенности марксизма, фрейдизма). Своеобразному литературному стилю Набокова была присуща игра в шараду из реминисценций и головоломки из зашифрованных цитат.
Набоков — синестетик
Слово «синестезия» происходит от греч. Συναισθησία и означает смешанное ощущение (в противовес «анестезии» — отсутствию ощущений).

Синестезия — это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус.

Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришелся на рубеж ХIХ и ХХ веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства. Например, были популярны концерты «музыка + свет», в которых использовался специальный орган, чьи клавиши извлекали не только звуки, но и цвета.

Вот что писал в автобиографии Владимир Набоков: «Исповедь синэстета назовут претенциозной и скучной те, кто защищен от таких просачиваний и отцеживаний более плотными перегородками, чем защищен я. Но моей матери все это казалось вполне естественным. Мы разговорились об этом, когда мне шел седьмой год, я строил замок из разноцветных азбучных кубиков и вскользь заметил ей, что покрашены они неправильно. Мы тут же выяснили, что некоторые мои буквы того же цвета, что ее, кроме того, на нее оптически воздействовали и музыкальные ноты. Во мне они не возбуждали никаких хроматизмов».

Кроме самого Владимира, синестетиками были его мать, его жена; синестезией обладает и его сын Дмитрий Владимирович Набоков.

Среди синестетиков много известных личностей. Например, французский поэт Артюр Рембо связывал гласные звуки с определенными цветами. Композитор Александр Скрябин видел цвет музыкальных нот. Художник-абстракционист Василий Кандинский, напротив, слышал звучание красок и даже использовал для описания своих картин музыкальные термины: «композиция», «импровизация».


Произведения
Романы и повести
На русском языке

«Машенька» (1926)

«Король, дама, валет» (1927—28)

«Защита Лужина» (1929—30)

«Соглядатай» (1930) — повесть

«Подвиг» (1932)

«Камера обскура» (1932)

«Отчаяние» (1936)

«Приглашение на казнь» (1938) — роман-антиутопия

«Дар» (1937—38)

«Другие берега» (1954) — автобиография

«Лолита» (1967, авторский русский перевод)


На английском языке

«Подлинная жизнь Себастьяна Найта» (англ. The Real Life of Sebastian Knight) (1941)

«Под знаком незаконнорожденных» (англ. Bend Sinister) (1947)

«Лолита» (англ. Lolita) (1955)

«Пнин» (англ. Pnin) (1957)

«Бледное пламя» (англ. Pale Fire) (1962)

«Память, говори» (англ. Speak, Memory. An Autobiography Revisited.) (1967) — автобиография

«Ада, или Радости страсти» (англ. Ada or Ardor: A Family Chronicle) (1969)

«Прозрачные вещи» (англ. Transparent Things) (1972)

«Смотри на арлекинов!» (англ. Look at the Harlequins!) (1974)

«Оригинал Лауры» (англ. The Original of Laura) (1975-1977, готовится к публикации)
Сборники стихов

(без названия), Санкт-Петербург, частное издание, 1914 (не сохранился)

«Стихи». Петроград: Худож.-графич. заведение «Унион» (500 экз.), 1916.

«Альманах: Два пути». Петроград: изд. инж. М. С. Персона. 1918. (сборник стихотворений В.Набокова и А.Балашова, его соученика по Тенишевскому училищу).

«Гроздь». Берлин: Гамаюн, 1923.

«Горний путь». Берлин: Грани, 1923.

«Возвращение Чорба: Рассказы и стихи». Берлин: Слово, 1930.

«Стихотворения 1929—1951». Париж: Рифма. 1952.

Poems. Garden City, Нью Йорк: Doubleday. 1959.

Poems and Problems. Нью Йорк, Торонто: McGraw-Hill, 1971.

«Стихи». Энн-Арбор, Мичиган: Ардис, 1979 (с предисловием В. Е. Набоковой).
Экранизации произведений

Лолита — англо-американский фильм режиссёра Стенли Кубрика.

Отчаяние (фильм, 1978) — немецко-французский фильм режиссёра Райнера Вернера Фасбиндера.

Машенька — российский фильм режиссёра Тамары Павлюченко.

Лолита — американо-французский фильм режиссёра Эдриана Лайна.

Защита Лужина — англо-французский фильм режиссёра Марлин Горис.
Последний роман
Последнее произведение великого писателя: «The Original of Laura» (можно перевести как «Подлинник Лауры»). За восемь месяцев до своей смерти Владимир Набоков писал одному из своих корреспондентов, что книга «The Original of Laura» была "начата им до болезни и завершена «в уме», но не на бумаге".

Владимир Набоков оставил завещание, в котором распорядился уничтожить рукопись после его смерти. Вдова писателя Вера после кончины Набокова в 1977 году не исполнила последнюю волю мужа и завещала перед собственной смертью в 1991 году сделать это своему сыну.

Сын писателя, оперный певец Дмитрий Набоков, отзывался о незавершённом проекте отца, как о «самом выдающемся» произведении писателя. Он хотел поместить рукопись в каком-нибудь университетском архиве, музее или фонде, чтобы доступ к ней имел лишь ограниченный круг учёных. Однако в своем письме, отправленном в ноябре 2005 года электронной почтой литературному обозревателю газеты The New York Observer Рону Розенбауму (Ron Rosenbaum), он говорит, что намерен уничтожить книгу перед своей смертью.

Объём и содержание рукописи доподлинно неизвестны. В 1989 году журналист газеты Washington Post писал, что от трети до половины романа существует в окончательном виде. Некоторые другие эксперты полагают, что рукопись состоит из 30—40 страниц, возможно, рабочих карточек, которыми пользовался Набоков при работе над черновиками. Сообщалось также, что у книги было и другое рабочее название — Dying is fun («Умирать весело»).



НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1821-1877)
Поэт, прозаик, критик, издатель.

Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнёво Ярославской губернии. Отец Некрасова был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал свою семью, нещадно бил крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев мужа.

Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины ("Тройка", "Мороз, Красный нос", "В полном разгаре страда деревенская..." и др.). Именно из Грешнева Некрасов-поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию.

Когда Некрасову исполнилось 10 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, из которой он ушел после пятого класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение. В эти годы Некрасов полюбил книги и читал очень много. В 17 лет он поехал в столицу, в Петербург, но там ему жилось очень трудно. Отец хотел для сына военной карьеры, а тот решил поступить в университет. За самоволие отец лишил его всякой материальной поддержки, и юноша остался без средств к существованию.

Чтобы не умереть с голоду, талантливый юноша стал сочинять стихи и рассказы по заказу столичных книготорговцев. Некрасов писал день и ночь, но получал за это гроши.

В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком В. Г. Белинским, который оказал на Некрасова огромное влияние - нравственное, литературное, идеологическое, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант.

В 1847 году писатель И. И. Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал "Современник", основанный А. С. Пушкиным. В "Современнике" расцветает редакторский талант Некрасова, сплотившего вокруг журнала лучшие литературные силы 40-60-х годов. И. С. Тургенев публикует здесь "Записки охотника", И.А. Гончаров - роман "Обыкновенная история", В. Г. Белинский - поздние критические статьи, А. И. Герцен - повести "Сорока-воровка" и "Доктор Крупов". Здесь же Некрасов помещал и свои стихотворения. После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Белинского - Чернышевского и Добролюбова.

Влияние "Современника" росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась беда. В 1861 году умер Добролюбов, затем арестовали и сослали в Сибирь Чернышевского. В 1862 году правительство приостановило издание на восемь месяцев, а в 1866 году совсем запретило его.

Спустя полтора года Некрасов арендует "Отечественные записки" и с 1868 года до самой смерти остается редактором этого журнала, объединяющего прогрессивные силы. "Отечественные записки" пользовались таким же успехом, как и "Современник".

Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 года. Он закончил поэму "Саша", в которой хотел показать, как рождаются "новые люди" и чем они отличаются от прежних "героев времени", "лишних людей" из среды культурного дворянства. Тогда же он написал стихотворения "Забытая деревня", "Школьник", "Несчастные", "Поэт и гражданин". В этих произведениях обнаружились могучие силы народного певца.

Первый сборник стихов Некрасова (1856) принес поэту известность. "Крестьянские дети" (1856), созданные одновременно с "Коробейниками", продолжают успех поэта. Поэма "Мороз, Красный нос" (1863-1864) наполнена светлой верой и доброй надеждой.

Стихотворение "Орина, мать солдатская" (1863) прославляет материнскую и сыновью любовь, которая торжествует не только над ужасами солдатчины, но и над самой смертью.

Декабристскую тему раскрывают поэмы "Дедушка" и "Русские женщины" (см. "Русские женщины"). В "Княгине Трубецкой" (1871) и "Княгине Волконской" (1872) Некрасов открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках поэм "Коробейники" и "Мороз, Красный нос". Именно поэтому произведения о декабристах стали фактами не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли молодежь на борьбу за народную свободу.

Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу - к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа.

Герой поэмы "Кому на Руси жить хорошо" (1865-1877) - все многомиллионное "мужицкое царство". Такой поэзии еще не бывало в России. Сознание нравственной "силы народной", предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некрасова (см. "Кому на Руси жить хорошо").

В 1876 году после перерыва Некрасов снова вернулся к поэме, но у него уже не было сил закончить ее, потому что в начале 1875 года он тяжело заболел. Ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить смертельной раковой болезни. Пришло время подводить итоги, и поэт создает "Последние песни". Некрасов понимает, что своим творчеством он прокладывает новые пути в поэтическом искусстве.

Он решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что раньше было совершенно недопустимо. Некрасов значительно расширил диапазон русской поэзии, используя разговорную речь, народную фразеологию, смело включая разные речевые стили - от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля.

Но по-прежнему сохраняет Некрасов святость материнского образа. В стихотворении "Баюшки-баю" устами матери Родина обращается к поэту с последней песней утешения:

Не бойся горького забвенья:

Уж я держу в руке моей

Венец любви, венец прощенья,

дар кроткой родины твоей.


Источник: "Литература. Справочник школьника", М: "Филолог. об-во "Слово", 1997 г.
НИКИТИН ИВАН САВВИЧ (1824 – 1861)
Родился в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училище (1833-39), затем в Воронежской духовной семинарии (1839-43), но не окончил ее. Разорение отца и семейные обстоятельства вынудили Н. стать содержателем постоялого двора. Ему нередко приходилось бедствовать, но, несмотря на тяжелые жизненные условия, он все свободное время уделял чтению книг и поэтическому творчеству. В февр. 1859 Н. открыл книжный магазин, который стал важным центром литературной жизни Воронежа.

Как поэт Н. не сразу нашел себя. Ранний период его творчества (1849-54) был сложным и противоречивым. Он пишет ряд стихотворений, проникнутых религиозно-мистическим настроением ("Присутствие непостижимой силы ", 1849, опубл. в 1856; "Кладбище", 1852, опубл. в 1856; "Война за веру", 1853, опубл. в 1854, и др.). В стихотворениях молодого Н. обнаруживается и идиллически созерцательное описание природы ("Тихо ночь ложится...", "Поле", 1849, опубл. в 1856; "На западе солнце пылает...", 1851, опубл в 1856; "Степная дорога", 1853, опубл. в 1856; "Дуб", "Вечер", "Ключ", 1850, опубл. в 1854). Надуманность тем и образов уводила поэта от современной ему жизни. Но в то же время, переживая тяжелую полосу идейных исканий, преодолевая сомнения и ошибки, Н. и в начале творческого пути задумывался над вопросом социального назначения искусства ("Оставь печальный твой рассказ...", 1850, опубл. в 1859). В ряде своих произведений Н. уделяет внимание бедственной и горестной судьбе простого человека ("Тишина ночи", 1849, опубл. в 1856; "Три встречи", 1854, опубл. в 1912; "Рассказ крестьянки", "Бурлак", "Жена ямщика", 1854). В стих. "Мщение" (1853, опубл. в 1912) поэт говорит о грозной расправе крестьянина с жестоким и развратным барином-крепостником: "Не вставать теперь утром барину". Чувство любви к родине придало некоторым ранним стихам Н. глубоко патриотическое звучание. Горячий патриотизм поэта особенно ярко проявился в стих. "Русь" (1851, опубл. в 1853):

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью...

Решающую роль в демократизации поэзии Н. сыграл подъем общественного движения 60-х гг. Революционно-демократическая критика помогла поэту более прочно стать на путь реалистического искусства. В этом отношении было, несомненно, велико значение рецензии Чернышевского на первый сборник стихотворений Н. (1856). Имея в виду такие стихотворения поэта, как "Мрамор", "Монастырь", "Ночь на берегу моря", "Художнику" (опубл. в 1854) и др., Чернышевский прямо указывал на имеющуюся еще зависимость поэта от дворянской литературной традиции, от идеологии и эстетики господствующего класса. Н., хорошо знавшему жизнь народа, стало особенно ясно, что эстетические принципы приверженцев "чистой поэзии" несостоятельны, и прежде всего потому, что они уводят писателя от действительности. Решительный поворот к реализму проходит у Н. под знаком напряженной творческой работы, поисков не только важных тем современности, но и новых средств и приемов художественной изобразительности. Укрепляясь на позициях реализма, Н. заканчивает свое важнейшее произведение - поэму "Кулак" (1857, опубл. в 1858), в которой глубоко раскрыта власть нужды, тяжесть семейно-бытовых отношений, весь трагизм бесправия женщины в дореформенной России 50-х гг. Идейно-творческий рост Н. сказался и в разработке им темы "маленького человека", ставшей в ту пору одной из основных тем передовой русской литературы. Следуя демократическим принципам Гоголя и Белинского, Н. ввел в литературу новое лицо из мещанской среды- духовно обедненного, изуродованного общественным устройством того времени мелкого торгаша-перекупщика.

Н. не только раздумывает о судьбе бесправного народа, но и определяет свое отношение к крепостному строю, который вызывает у него картины беспросветной жизни крестьянина в курной избе при свете дымной лучины ("Ночлег в деревне", 1858), непомерно тяжелого труда нищего, голодного пахаря ("Пахарь", 1856, опубл. в 1857; "Нищий", 1857, и др.). В современной действительности поэт увидел "И горе, и разгул, кровавый пот трудов, Порок и плач нужды оборванной и бледной..." ("С суровой долею я рано подружился...", 1859). Н. сумел глубоко почувствовать всю безмерность народной скорби и выразить в своих стихах то, что было пережито им, что вошло в его сердце, о чем он не мог не сказать. Потрясенный страданиями простых русских людей, он в стих. "Портной" (1860, опубл. в 1861) писал:

Пали на долю мне песни унылые,

Песни печальные, песни постылые,

Рад бы не петь их, да грудь

надрывается...

Заслуга Н. поистине в той беспощадной правдивости, с какой он сумел передать в своих произведениях тяжелые переживания крепостного крестьянина, городского ремесленника, дворового, пряхи, швеи. Из реально жизненных впечатлений вырастают такие стихотворения поэта, как "Пряха" (1858, опубл. в 1859), "Старый слуга" (1859), "Мать и дочь", "На пепелище", "Поминки" (1860, опубл. в 1869), и мн. др. В стихах Н. выражено искреннее сочувствие печальной доле русской женщины. Светлый облик матери-крестьянки, нарисованный Н.: "Ее уста спеклися кровью, работой грудь надорвана..." ("Теперь мы вышли на дорогу...", 1860, опубл. в 1868), заставляет читателя не только представить себе, но и пережить, перечувствовать горькую участь русских женщин при царизме. Но вместе с тем стихотворения Н. исполнены веры в человека-труженика и в будущее его счастье. В стих. "Поэту обличителю" (1860), обращаясь к молодежи, он призывал ее к мужественной борьбе за новую жизнь:

Не легка твоя будет дорога,

Но иди - не погибнет твой труд.

Знамя чести и истины строгой

Только сильные в бурю несут.

Мечта о прекрасном будущем сливалась у Н. с сознанием того, что в условиях свободной жизни творческие силы народа полностью раскрывают себя.

Была бы только жизнь по мне,

Ведь, кажется, я б гору с места

Сдвинул.

заявляет герой поэмы Н. "Тарас" (1860, опубл. в 1861). Н. - истинный поэт-гуманист. Его гуманизм ярко проявился в стихах, проникнутых сердечностью, горячей любовью к человеку. Высокий пример Н. как поэта-патриота, поэта-гражданина сохраняет бесспорное значение для советских людей. Глубоко революционны стих. Н. "Постыдно гибнет наше время...", "Тяжкий крест несем мы, братья ", "Падет презренное тиранство .." (1858-61, опубл. в 1906). Осуждая бесчеловечный строй, основанный на нищете и бесправии народа, Н. говорил о крепостнической Руси как о царстве "взяток и мундира", "скорби и цепей", как о стране, где гнет и застой, где "мысль убита, рот зажат". Н. призывал крестьян к подлинному освобождению от помещичьего гнета. В стих. "Падет презренное тиранство..." он писал:

Уж всходит солнце земледельца!..

Забитый, он на месть не скор;

Но знай: на своего владельца

Давно уж точит он топор...

До прямого выражения социального протеста Н. поднялся и в стих. "Хозяин" (1861), в котором для изображения порабощенного народа поэт воспользовался образом жаждущего свободы прикованного и истекающего кровью сокола. Это не только песня печали, но и песня веры в народ, в его огромные возможности: "Летят в синеве облака, А степь широка, широка..."

В историю русской прозаической литературы Н. вошел как автор "Дневника семинариста" (1860, опубл. в 1861), где вопросы воспитания и образования тесно связываются с вопросами формирования идеологии нового человека.

Глубоко жизненное творчество Н. было высоко оценено выдающимися деятелями нашей литературы. "Никитин, - писал Л. Н. Толстой, - еще не оценен в достаточной мере. Его оценка в будущем, и с течением времени его будут ценить все более и более. Никитин переживет многих, даже более крупных поэтов" ("Дон", 1899, № 105). "Поэтом ярким и социально значительным" назвал Н. Горький ("Советское искусство", 1936, № 23). Н. был одним из учителей И. 3. Сурикова и С. Д. Дрожжина. Отзвуки поэтического голоса Н. слышатся в ряде стихотворений Л. Н. Трефолева и П. Ф. Якубовича. Литературная преемственность, несомненно, наблюдается между Н. и ранним Буниным. Н., по словам Бунина, признанный мастер русского пейзажа. "Красота ранней зари передавалась им так, что все стихотворение как бы напоено ее росами, крепкой утренней свежестью, всеми запахами камышей, холодком дымящейся алой реки, горячим блеском солнца" (И. А. Бунин, Собр. соч., т. 9, М., 1967, с. 502). Творчество Н. было близко и дорого Сергею Есенину. О Н. с большой любовью отзываются А. Твардовский. Н. Рыленков и др. современные советские поэты. В своем слове, посвященном Н., М. Исаковский говорил: "Никитин входит в число тех поэтов, которые были и навсегда останутся близкими и дорогими нашему советскому читателю". ("Никитин. Статьи и материалы", Воронеж, 1962). Поэзия Н. известна многим братским народам нашей страны. Над переводами стихов поэта особенно любовно и тщательно работали виднейшие деятели украинской литературы (П. Грабовский, П. Кулиш, М. Старицкий, Н. Шпак и др.) Своими творческими принципами с Н, сближаются народные поэты Белоруссии Янка Купала и Якуб Колас. Произведения Н. неоднократно переводились на болгарский, чешский, румынский, венгерский, польский, немецкий, английский, французский, итальянский и др. языки мира. Произведения Н. - одни из самых популярных и долго живущих в народе. На слова Н. создано свыше шестидесяти романсов и песен, написанных более чем сорока композиторами. Особенно хорошо известны песни "На старом кургане, в широкой степи" (музыка В. Калинникова), "Встреча зимы" (музыка Н. Римского-Корсакова), "Медленно движется время", "Песня бобыля" (музыка С. Монюшко).

Источник: "Русские писатели", М.: "Просвещение", 1971 г.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет