Биография Луи Пастера



Дата05.07.2016
өлшемі37 Kb.
#179504
түріБиография
Биография Луи Пастера.
Луи Пастер родился 27 декабря 1822 года. Был сыном отставного французского солдата, владельца небольшого кожевенного завода в местечке Доль-Франция.

Луи вырос в большой дружной семье. Отец Пастера, не получивший никакого образования, мечтал видеть сына образованным мужчиной и старался развить в нем стремление к знаниям. В детстве Пастер не проявлял тяги к знаниям, но был одарен талантом художника, его имя значилось в справочниках портретистов XIX века. Эти портреты матери и отца Луи Пастер написал, когда ему было 15 лет. Рисование он не оставлял и в зрелые годы.

Мать – как и все женщины того времени, воспитывала четырех детей. Четвертым был Луи.

Все свое сознательное детство он провел в маленьком домике в предместье Арбуа и считал этот город родным. Раз и навсегда влюбившись в книги, он больше не расставался с ними никогда.

Учителя стали отмечать, что Луи старается всему найти объяснение, докопаться до причины, постичь суть предмета. И если он в чем-то был убежден, то тратить время на переубеждение было бесполезно.

Пастер закончил колледж в Арбуа. Директор коллежа и знакомый семьи капитан Барбье убедили Жана Жозефа Пастера отправить сына в парижский пансион Барбе, питомцы которого подготавливались в лицее Сен-Луи к поступлению в святая святых Франции — Эколь Нормаль — старейшую в стране школу.

Но Луи, выросший в атмосфере любви, так тосковал за родными, что даже заболел. Он вынужден был вернуться под отчий кров и завершить образование неподалеку от родного города — в Безансонском коллеже Франш-Конте, где получил степень бакалавра гуманитарных и математических наук.

В конце 1843 г. четвертым по конкурсному списку Пастер был зачислен на факультет естественных наук в Эколь Нормаль.

Прослушав в Сорбонне лекции знаменитого химика Дюма, Луи всерьез увлекся химией, которая заняла с тех пор первое место в его мыслях и сердце. Все свое время он посвящал любимому предмету и физике.

По окончании Эколь Нормаль профессор Балар, преподававший у него химию, дошел до министра просвещения, чтобы оставить Луи за своей лабораторией. Его поразили в 23-летнем Пастере огромная работоспособность и умение сосредоточиться. Великий первооткрыватель бора разглядел в своем студенте задатки ученого с большой буквы и взял его к себе простым препаратором, позволив работать с профессором Лораном.

Праздники и воскресные дни Пастер проводил в лаборатории, в обществе Баррюэля, лаборанта Дюма, помогая ему в работе. В лаборатории долго сохранялся — а может быть, и теперь сохраняется — флакон с фосфором, который был получен Пастером из костей. Он сам пережег их, проделал все необходимые манипуляции и после нагревания, длившегося с 4-х часов утра до 9-ти вечера, получил 60 граммов фосфора.

Кроме Дюма и Балара, Пастер с особенным интересом слушал Делафосса, профессора минералогии, равнодушного ко всему, кроме науки. Минералогия сама по себе не особенно интересовала Пастера, но его занимал вопрос о связи внешней кристаллической формы с внутренним строением материи.

За короткое время Пастер подготовил и блестяще защитил в 1847 г две докторские диссертации по физике «Исследование явлений, относящихся к свойствам жидкостей вращать плоскость поляризации», и по химии «Исследование мышьяковистых соединений калия, натрия и аммиака». Став основоположником целой науки - стереохимии.

Вдруг, всегда далекий от политики Пастер был захвачен революционными событиями 1848 г. и настолько почувствовал себя гражданином республики, что даже вступил в Национальную гвардию. Правда, толку от него как от солдата было немного, а без лаборатории он жить не мог и весь свой патриотизм вложил в свои научные работы.

Его привычка выискивать причины и суть любых явлений оказалась бесценной. Луи неожиданно перевели профессором химии в университет Страсбурга. Именно здесь в январе 1849 г. он познакомился с Мари Лоран, дочерью ректора университета Огюста Лорана, через три дня понял, что не может без нее жить, а через 15 дней сделал ей официальное письменное предложение. Они прожили в счастливом браке 46 лет. Жена, сын и дочь Аннет во всем поддерживала Луи.

Ничто не омрачало их супружества, кроме смерти трех малолетних дочерей. Такие глубокие жизненные огорчения еще больше устремили Пастера в изучении основополагающей роли микробов и значимости их в медицине. Об этом он говорил даже на приеме в королевском дворце.

Именно дискуссия с Либихом подвела Пастера к исследованиям опровержения теории самозарождения.

Его теория, отвергнувшая идею самозарождающейся жизни, вызвала бурное возмущение церкви, которая расценила это как посягательство на ее святые устои. В устрашение студентам, вставшим на защиту своего педагога, Пастера и директора изгнали из Эколь Нормаль. Но правительству было абсолютно невыгодно терять прославленного ученого, и его назначили профессором кафедры химии в Сорбонне.

в 1853 г. Пастер был назначен профессором химии и научным деканом Лилльского университета, здесь он продолжил изучение микробов. Луи Пастеру потребовалось 13 лет и тысячи опытов для завершения своих работ по брожению и гниению, чтобы с полной убежденностью объявить миру об универсальном законе участия микроскопических существ во всех видах брожения.

В 1865 г. судьба в образе старого профессора Дюма снова постучалась в его дверь. Он рассказал Пастеру про болезнь шелковичных червей.

Во время этой работы в 1868 г. с Пастером произошло несчастье — кровоизлияние в мозг. Левую половину тела частично парализовало. К нему примчались все: начиная от старых учителей и заканчивая студентами.

Он вернулся к научным исследованиям, жалуясь, что «продуктивность мозга значительно снизилась». В это время Пастер наконец-то стал получать признание и от научной общественности. Казалось, что теперь можно было бы спокойно почивать на лаврах, но перед 50-летним Луи Пастером вдруг возникла очередная проблема, требовавшая его срочного вмешательства, — куриная холера и сибирская язва.

За сегодняшними успехами в области вакцинопрофилактики стоит огромная работа Пастера. Если за успешную вакцинацию животных Пастеру были благодарны крестьяне, то за методику профилактических прививок от бешенства — все человечество.

В разных странах появились пастеровские станции, делающие прививки против бешенства. Первая из них открылась в Одессе 12 июня 1886 г. и здесь работали такие выдающиеся русские ученые, ученики Пастера, как Илья Ильич Мечников и Николай Федорович Гамалея.

Восторженные почитатели Пастера со всего мира перечислили два с половиной миллиона франков на строительство лаборатории для ученого, а правительство Франции наградило Луи орденом Почетного легиона. Но даже теперь государство не пошло на уступки, и землю под строительство института все таки пришлось покупать..

Торжественное открытие первоклассного Пастеровского института — нового храма науки на улице Дюто — состоялось 14 ноября 1888 г.

27 декабря 1892 г. в Сорбонне состоялось празднование 70-летнего юбилея Пастера. Он был настолько растроган, что голос изменил ему и ответную речь зачитал сын. Это были проникновенные слова старого ученого

Третий инсульт и тяжелейший приступ уремии унесли жизнь великого ученого 28 сентября 1895 г. Рядом с ним в последние часы были верная мадам Пастер, родные и ученики.

Дух гения, совершившего переворот в химии, микробиологии, медицине, хирургии и гигиене, продолжает жить и по сей день.

Доктор Бакер писал: «В настоящее время работник в мастерской, ученый в лаборатории, земледелец в поле, медик у постели больного, ветеринар перед домашним животным, винодел перед суслом, пивовар перед брагой — все они руководствуются идеями Пастера.»



Он завещал своим ученикам: «Не высказывайте ничего, что не может быть доказано простыми и решительными опытами... Чтите дух критики, сам по себе он не пробуждает новых идей, не толкает к великим делам. Но без него все шатко. За ним всегда последнее слово. То, чего я требую от вас и чего вы, в свою очередь, потребуете от ваших учеников,— самое трудное для исследователя».

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет