Биография
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
(23 января 1783, Гренобль, Франция — 23 марта 1842, Париж, Франция)
Йохан Олаф Содемарк. Портрет Стендаля (1840)
Мемориальная таблица на доме в Вильнюсе, где останавливался Стендаль в 1812
Могила Стендаля на кладбище Монмартр
Свидетельство о смерти
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
Стендаль (настоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль; фр. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal)
СТЕНДАЛЬ (1783-1842) (Б.Реизов.)
«ФАКТЫ, ФАКТЫ, ФАКТЫ»
В небольшом провинциальном городке Гренобле на юге Франции в 1783 году родился Анри Бейль, который впоследствии прославился под псевдонимом Стендаль. Мать Стендаля умерла рано, и ребенок остался на попечении отца и тетки. Семья была обеспеченная и образованная: отец был юристом, дед — весьма уважаемым в городе врачом. Оба как будто были люди прогрессивные. Но когда началась революция, семья встревожилась: ведь речь шла о широкой реорганизации общества, о ломке привычных традиций и даже об уничтожении собственности. После смерти любимой дочери дед сразу как-то постарел и опустился, а отец Стендаля, потеряв молодую жену, впал в набожность. И отец и тетка Стендаля были строгих правил и с рвением принялись за воспитание довольно своенравного ребенка, делая ему замечания по всякому поводу, непрерывно читая ему нотации и не давая ни минуты покоя. Это вызывало у мальчика раздражение, которого он не забывал в течение всей жизни. Много лет спустя, уже у порога старости, он рассказал о своих детских впечатлениях в мемуарах, в которых не скрыл своего отношения к давно умершим, так нежно пекшимся о нем родственникам.
В школе Стендаль страстно увлекся математикой. Очевидно, его привлекала точность математического мышления, не допускавшая никакой двусмысленности и никаких сомнений. Дома его пичкали советами и внушали идеи, в которых не было ничего достоверного: скрывавшийся в их доме контрреволюционный священник учил его закону божию, рассказывал легенды Ветхого завета и преподавал астрономию по системе Птолемея, давно уже уступившей место системе Коперника. Вот почему Стендаль с детства и всю жизнь скептически относился ко всему «недоказанному» — к религии, к традиционной науке, к немецкой идеалистической философии, к пышным фразам, смысл которых недостаточно ясен, и предпочитал математически точные доказательства, четкую, хотя бы и лишенную лирических красот фразу, и «факты, факты, факты».
По окончании школы Стендаль отправляется в Париж для поступления в Политехническое училище, готовившее артиллерийских офицеров и инженеров путей сообщения. Однако в училище он не поступил, а попал в министерство военных дел — по протекции родственника, крупного государственного деятеля, впоследствии графа, Пьера Дарю. Сперва он служил мелким чиновником, а затем был отправлен в армию, действовавшую в Италии. Ни разу не держав сабли в руках и не умея ездить верхом, он был назначен сублейтенантом драгунского полка. Весной 1800 года Стендаль выехал из Парижа в свой первый военный поход. Об этой поездке неопытного юнца он забавно рассказал на последних страницах своей автобиографии «Жизнь Анри Брюлара». Ни в каких сражениях Стендаль не участвовал: Бонапарт разбил австрийские войска при Маренго еще до того, как Стендаль поступил в армию. Отбыв два года гарнизонной скуки в маленьких городах Северной Италии и получив отвращение к военной службе, Стендаль подал в отставку и вернулся в Париж. Здесь он стал заниматься философией и литературой, учился декламации, усиленно посещал театр, так как с давних пор мечтал стать драматургом и писать комедии, «как Мольер». Действительно, он очень старался; в его рукописях сохранилось множество набросков и планов трагедий и комедий, но ни одна из них не была закончена. Так продолжалось года два. Отец, человек практический, был недоволен тем, что сын его бьет баклуши и, как ему казалось, бессмысленно прожигает жизнь, а потому очень неохотно посылал своему бездельнику-сыну небольшой пенсион, которого, конечно, не хватало ни на модные костюмы, ни на билеты в театр. Что за жизнь для молодого человека, если он даже не может угостить конфетами девушку, которую страстно полюбил!
Тогда Стендаль решил стать банкиром. Для этого нужно было приобрести коммерческий опыт,— и он нанялся на службу к какому-то торговцу в Марселе, чтобы, научившись торговому делу, ворочать миллионами. По счастливому случаю в Марсель уезжала молодая трагическая актриса Мелани Гильбер, за которой он робко ухаживал уже в течение года. Мелани Гильбер играла в марсельском театре, а Стендаль вел торговые дела в магазине какого-то бакалейщика.
Но не прошло и года, как профессия лавочника ему сильно надоела. Вместе с тем увяла и любовь к Мелани Гильбер. Когда актриса, закончив свой ангажемент, уехала, Стендаль совсем заскучал. Ему опять захотелось в армию, и он обратился за помощью к своему покровителю Дарю. Дарю, наконец, смилостивился и назначил его в интендантство. Постепенно повышаясь в чинах, Стендаль провел на военной и государственной службе все годы наполеоновской империи — от 1806 до 1814 года. За эти девять лет он изъездил вслед за армией почти всю Европу, долгое время жил в Германии, занимая довольно ответственные посты, побывал в Австрии, наконец, по собственной воле принял участие в русском походе 1812 года. Вместе с армией он вступил в Москву, спасался от пожара, выполнил несколько важных поручений по снабжению и затем бежал. Благодаря хладнокровию и находчивости он переправился через Березину за несколько часов до разгрома. Едва спасшись от казацких пик и от голода и слегка отдохнув, он вновь принимает участие в военных действиях и, наконец, в 1814 году, после отречения Наполеона, уходит в отставку. Теперь, получив половинную пенсию, он переезжает в Италию, в Милан, о котором еще с юношеских лет сохранил самые светлые воспоминания. Здесь он прожил семь лет, до 1821 года. Здесь и началась его литературная деятельность.
«ФИБРЫ СЕРДЦА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»
Уже в 1811 году, проведя в Италии двухмесячный отпуск, Стендаль страстно заинтересовался и страной и ее искусством. Первая книга, которую он напечатал после своего приезда в Милан, была посвящена музыке: биографические очерки о Моцарте и Гайдне, очерк деятельности Метастазио, итальянского драматурга, драмы которого служили либретто для опер, и рассуждение о современной итальянской опере (1814). В этих очерках он выразил свое отношение к музыке, к задачам этого искусства, к задачам искусства вообще.
С семнадцатилетнего возраста он постоянно вел дневник; где бы он ни был — в казарме, в дороге, ночью или днем, несмотря на крайнюю усталость, он подробно записывал все впечатления дня. Из записей, сделанных во время поездок в Италию, возникла книга, напечатанная в 1817 году под названием, «Рим, Неаполь и Флоренция», полная забавных анекдотов из итальянской жизни, драматических историй любовного характера и острых политических выпадов.
В том же году вышла и «История живописи в Италии», в которой он с тем же волнением и убежденностью изложил свои взгляды на «идеал прекрасного» и психологию творчества. Но тут ему пришлось вступить в полемику с классической теорией искусства.
В основе классической теории лежала идея абсолютной красоты. Классики утверждали, что на свете существует только одна-единственная красота, один идеал прекрасного, созданный древними греками и воплощенный их скульпторами — Фидием, Праксителем, неизвестными авторами Венеры Медицейской и Аполлона Бельведерского. Это красота человеческого тела, определенная пропорциями и соотношениями различных его частей и точно, при помощи циркуля и линейки, вычисленная эстетиками XVIII века. Художникам, последовавшим за греческими мастерами, остается только воспроизводить все тот же профиль, те же носы, бицепсы, шеи и лодыжки.
Стендаль утверждал, что античный идеал красоты не является идеалом абсолютным. Красота — понятие относительное. Она определена условиями жизни данного народа, его физическими и общественными потребностями. Греки, постоянно находившиеся в состоянии войны, должны были особенно ценить физическую силу. Поэтому красивыми им казались люди с сильно развитыми мышцами и крепко сколоченным телом. Для человека XIX столетия сильные мышцы не играют роли в завоевавши жизненных благ. Для него важнее ум, восприимчивый ко всем впечатлениям, а ум обнаруживается не в кулаках и коленях, а в выражении лица. Вот почему греческий идеал не соответствует нашим потребностям и вкусам, вот почему современные художники должны создать новый идеал красоты, а не подражать древним грекам.
Основным искусством, получившим развитие в древней Греции, была скульптура, изображавшая преимущественно формы обнаженного тела. Но это искусство, по мнению Стендаля, не может воспроизвести выражение лица так же тонко, как это делает живопись. Поэтому для нас живопись интереснее и важнее, чем скульптура. Особенно же близка нам музыка, так как она еще полнее, чем живопись, способна выражать чувство.
Так определились и творческие интересы Стендаля; он хотел изобразить не столько быт или внешние формы жизни, сколько самую душу современного человека, «фибры сердца», сложную, изобилующую оттенками и противоречиями психическую жизнь. Показать в правдивом и захватывающем повествовании эту мятущуюся душу современного человека, взволнованного задачами, поставленными перед ним новым, послереволюционным обществом,— такова цель, которую Стендаль отчетливо осознавал уже в миланский период своей жизни.
Между тем в Италии происходило брожение умов. Реставрация старого режима и утверждение австрийского владычества вызвали реакцию, определяющую характер всей этой эпохи. Повсюду возникали венты карбонариев — ячейки по двадцать человек, строго засекреченные, насчитывавшие среди своих членов представителей интеллигенции, буржуазии и высшей аристократии. Карбонарии ставили целью объединение Италии, конституционное правительство и — на севере — освобождение от австрийского владычества. В Милане также были карбонарские венты, и Стендаль был знаком с некоторыми из их членов. Карбонарии пропагандировали свои идеи при помощи литературы. Чтобы пробудить у итальянцев национальное самосознание и внушить им мысль о единстве итальянской культуры, патриоты рекомендовали новые литературные жанры — исторический роман и историческую драму, а вместе с тем и современные темы, которые могли бы заинтересовать читателя и зрителя больше, чем античные сюжеты классических трагедий. Так возникла в Италии романтическая школа.
Миланские карбонарии не могли скрыться от бдительности полиции: часть из них была арестована, остальные бежали и были изгнаны. По всей Италии свирепствовал полицейский террор. В карбонарском движении была замешана и Метильда Висконтини, предмет страстной, но неразделенной любви Стендаля. Он познакомился с ней в 1819 году, где-то на Площади кур. Это и было «началом большой музыкальной фразы», как записал он однажды в своем дневнике. В 1821 году, убедившись в том, что любовь его никогда не станет взаимной, чувствуя к себе недоверие со стороны карбонариев, которым он так сочувствовал, Стендаль решил оставить Италию и вернуться в Париж. Несколько лет он был безутешен и оправился только после смерти Метильды. В миланском театре Ла Скала, слушая оперу в ложах знакомых дам, у себя дома, подводя итоги впечатлениям дня, Стендаль набрасывал на игральных картах или листках бумаги заметки, полные самоанализа и философских размышлений о любви. Из этих заметок составился целый психологический трактат. Отредактировав и дополнив его, Стендаль напечатал эту книгу вскоре по приезде в Париж, в 1822 году, под названием «О любви». Среди рассуждений, классификаций разного рода любви, анекдотов и маленьких повестушек можно найти много личных воспоминаний о пережитом, рассказов, подслушанных в миланских салонах, теорий, заимствованных у современных философов. Книга, которая почти целиком осталась нераспроданной на складе издателя, после смерти автора приобрела необычайную популярность и до сих пор считается одним из лучших его произведений.
РАСИН ИЛИ ШЕКСПИР?
В 1822 году, когда эта книга появилась в свет, в Париже шел ожесточенный спор между романтиками и классиками. Спорили в основном о драме. Романтики требовали сюжетов из новой и главным образом французской истории и совершенно отвергали античные сюжеты; они считали, что правила трех единств — места, времени и действия — только мешают драматургу, так как связывают его по рукам и ногам. Они хотели, чтобы на сцене говорили приблизительно тем же языком, каким говорят в жизни, и «высокий стиль», которым писались классические трагедии, казался им смешной нелепостью. При этом они ссылались на творчество Шекспира, которого они противопоставляли Расину, величайшему драматургу классицизма. Вскоре же по возвращении в Париж Стендаль бросился в полемику, приняв сторону романтиков. Основная точка зрения осталась той же, которую он подробно развил в «Истории живописи в Италии»: художественные идеалы и характер выражающего их искусства меняются вместе с временем и в зависимости от особенностей эпохи. То, что годилось для придворных Людовика XIV, не представляет интереса для современных людей, переживших революцию, участвовавших в походах империи и теперь, в эпоху конституционной монархии, отстаивающих свободу от покушений правительства.
«Мы совсем не похожи на тех маркизов в расшитых камзолах и больших черных париках стоимостью в тысячу экю, которые около 1670 года обсуждали пьесы Расина и Мольера. Эти великие люди хотели угодить маркизам и работали на них. Я утверждаю, что отныне нужно писать трагедии для нас, рассуждающих, серьезных и немного завистливых молодых людей года от воплощения божия 1823».
Так Стендаль начинает брошюру «Расин и Шекспир», в которой он и изложил свои литературные взгляды. Брошюра была написана в 1823 году вот по какому поводу. Летом 1822 года труппа английских актеров решила выехать на гастроли в Париж и показать французам репертуар английской сцены, в том числе и несколько драм Шекспира. Однако публика парижских бульваров приняла их плохо: английского языка она не понимала, слово «queen» («королева») казалось похожим на свиное хрюканье; к тому же кто-то распустил слух, будто Шекспир был адъютантом Веллингтона, победителя при Ватерлоо. Все это привело партер в ярость, зрители стали бросать в актеров чем попало, начался скандал, и гастроли были сорваны. По предложению одного английского журнала, печатавшегося в Париже, Стендаль написал статью, чтобы рассказать читателям, что произошло на представлениях английской труппы. Эта статья называлась «Чтобы нравиться зрителю 1823 года, нужно ли следовать заблуждениям Расина или заблуждениям Шекспира?». Под заблуждениями этих великих драматургов Стендаль имеет в виду те сценические условности, которые, по его мнению, неизбежны во всякой драме вообще. Ответом на этот вопрос и явилась брошюра «Расин и Шекспир», продолжение которой под тем же названием появилось через два года. Эти брошюры принесли Стендалю некоторую известность, но все же личная его судьба складывалась плохо. Литературные заработки были ничтожны, пенсии не хватало для самой скромной жизни. В 1826 году произошел у него разрыв с женщиной, которую в своих воспоминаниях он называет Манти (графиня Клемантина Кюриаль), и он всерьез подумывал о самоубийстве. В эти годы он пишет множество завещаний и рисует на полях рукописей пистолеты.
Но в это же время он начинает писать свой первый роман, который вышел в свет в 1827 году. Это было первое собственно художественное произведение Стендаля, написанное им в сорокатрехлетнем возрасте. Вместе с тем это было спасением от тяжелых мыслей и ипохондрии.
КАК ЖИТЬ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Роман был назван по имени главной героини — «Арманс». В подзаголовке стоит: «Сцены из жизни одного салона». Действие происходит в высшем свете, во время Реставрации. Арманс, очаровательная молодая девушка, русская по крови, родственница русских офицеров, участников декабрьского восстания 1825 года, влюблена в своего кузена Октава де Маливера, богатого аристократа. Октав не способен к брачной жизни, но он принужден жениться на Арманс, чтобы спасти ее от великосветской клеветы. Зная, что не может доставить ей счастья, он уезжает в Грецию, на борту корабля принимает яд и умирает. Арманс остается безутешной. Октав получил хорошее образование в Политехнической школе, в то время одном из самых революционных учебных заведений Франции, и усвоил прогрессивные идеи французского либерализма. Он считает несправедливыми аристократические привилегии, которыми он пользуется, но не может от них отказаться, боясь огорчить свою мать. Это и является причиной его нравственного беспокойства и тоски.
Уже в этом романе Стендаль поставил тему, которая отныне будет основной в его творчестве: как ведет себя, как должен вести себя благородный молодой человек, живущий в обществе, основанном на неравенстве и несправедливости? Как оправдает он перед судом своей совести свое общественное равнодушие и заботу о собственном благополучии?
«Арманс», так же как и все почти предыдущие произведения Стендаля, не имела у читающей публики никакого успеха. Не понравилась она даже близким знакомым Стендаля, которые критиковали его с удивительным непониманием и удивительной бестактностью. Все это еще больше удручало Стендаля и приводило его в тяжелое состояние духа, вызывавшее тревогу у друзей.
К счастью, в это время издатель предложил Стендалю написать большой путеводитель по Риму в форме увлекательного повествования. Гонорар должен был вывести Стендаля из материальных затруднений, а работа над хорошо знакомой темой — развлечь и утешить. «Прогулки по Риму» — беллетризованный рассказ о римских древностях, об искусстве Ренессанса и барокко, о римских обычаях и нравах, сопровождаемый остроумной критикой папского правительства.
По мере того как вырастали главы «Прогулок по Риму», зрел замысел второго романа Стендаля — «Красное и черное»,— произведения, которое обратило на себя внимание европейских читателей и принесло автору мировую — посмертную — славу.
Зиму 1827/28 года Стендаль провел в Италии. На обратном пути он остановился в Гренобле и навестил свою сестру. Там он и услышал о процессе Антуана Берте, стрелявшего из ревности в церкви в свою бывшую любовницу, мать его учеников. Стендаля поразила судьба этого юноши, пытавшегося собственными силами пробиться в обществе, построенном на привилегиях и неравенстве. Раздумывая над этим процессом, он увидел в нем нечто весьма характерное для эпохи. Удивительная карьера Жюльена Сореля, необычайная любовь его к двум женщинам, два женских образа, резко противопоставленных один другому, честолюбие, приведшее к преступлению, провинциальные и столичные нравы и все общество Реставрации в вертикальном разрезе — от разбогатевшего выжиги-крестьянина до всемогущего маркиза — все это зрелище, возникшее в его воображении, показалось Стендалю столь захватывающим и столь типичным, что он решил воспроизвести его в романе, полном действия и психологического анализа.
Жюльен Сорель по своим интересам, образованию и душевным качествам не подходит к той среде, в которой родился. Он хочет другой, более деятельной и интеллектуальной жизни, духовных наслаждений, которые до сих пор были ему недоступны. Но путь, который он должен пройти, ведет через грязь лицемерия, притворства и низостей. Выдержит ли юноша с благородным строем ума этот тяжкий искус? Сумеет ли он уподобиться обществу для того, чтобы его покорить? В конце романа оказывается, что игра не стоит свеч, что эта «высшая жизнь» в большом свете, кареты с гербами, орденские ленты, почет — все это не дает ни удовлетворения, ни счастья. В своем последнем слове на суде Жюльен бросает жестокие обвинения обществу, которое его осудило, и умирает, с трудом согласившись подписать прошение о помиловании, да и то только для того, чтобы провести с мадам де Реналь несколько лишних дней.
Французское общество последних лет Реставрации показано в романе с необычайной живописностью и иронией. Туповатые, чванные провинциальные аристократы, богатеющие, жуликоватые, готовые на все буржуа, священники, любыми средствами делающие себе карьеру,— таков материал первой части романа, действие которой происходит в маленьком городке Верьере, очень напоминающем родной город Стендаля Гренобль. Во второй части картина меняется: это Париж, город мысли и революции, роскошные салоны аристократии, смешные предрассудки и условности «высшего света». На этом фоне — страстная, полная ненависти и подозрений любовь героя к дочери всесильного министра, которая ответила взаимностью талантливому плебею, секретарю ее отца. Любовь молодых людей, находящихся на разных концах общественной лестницы, возникает вопреки всем препятствиям и разрешается неожиданной катастрофой, предопределенной характером среды и эпохи.
И посреди этого пустого парижского света и пошлости провинции живут, выделяясь, как светлые пятна на мрачном фоне, героические и благородные натуры, протестующие против среды и, несмотря ни на что, утверждающие драгоценную идею справедливости.
Роман вышел в свет в 1830 году, через несколько месяцев после июльской революции. Стендаль, ненавидевший Реставрацию, однако, не верил в возможность революции. Ему казалось, что французы утратили свою прежнюю энергию и никогда не рискнут ни своим положением, ни, конечно, жизнью, чтобы выйти на улицу с оружием в руках. С тем большей радостью он наблюдал краткие фазы революции 1830 года. «Я был восхищен июльскими днями, я видел пули под колоннами Французского театра, не слишком подвергаясь опасности; никогда не забуду этого прекрасного солнца и первого впечатления от трехцветного флага, 29 или 30, около восьми часов...» (1)
ИСТОРИЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ
Революция, наконец, совершилась. Стендаль вновь получил возможность поступить на государственную службу. Его наполеоновское прошлое теперь не только не повредило ему, но даже помогло. Вскоре после того как на престол вступил новый король, герцог Орлеанский, получивший имя Луи Филиппа, Стендаль был назначен консулом в австрийские владения в Италии, в Триест. Однако австрийское правительство, наведя справки, отказалось принять в качестве консула автора многих столь либеральных сочинений об Италии, и Стендаль был переведен в Чивита-Веккью, маленький порт на Тирренском море, в папской области, поблизости от Рима.
Место было скучное, общества - никакого, и почти никаких следов античности — ни музеев, ни архитектурных памятников. Стендаль старался как можно чаще бывать в Риме, который он знал досконально и очень любил. Но и в Риме его не удовлетворяло общество, которое он посещал: здесь не было тех политических интересов, образованности, несравненного остроумия, которыми блистали французские салоны. Стендаль задыхался оттого, что не мог поглощать ежедневно «несколько кубометров идей». А это ему было необходимо для работы: если он не получал острого удовольствия от вечерней беседы, то утром ему было трудно писать. Вероятно, этим объясняется то, что за время своего пребывания в Италии он не закончил ни одного из начатых им произведений. Впрочем, и эти незаконченные произведения представляют исключительный художественный интерес.
Он часто получал длительный отпуск, который иногда продолжался несколько лет. В Париже, не стесняемый служебными обязанностями, работая по утрам, а по вечерам посещая салоны, он писал много и плодотворно.
В 1832 году Стендаль не без некоторой грусти ожидал своего пятидесятилетия. За спиной была целая жизнь, полная событий и трудов, несколько исторических периодов, каждый из которых отразился на его биографии. В чивита-веккийской тишине, в которую он погрузился после шумного Парижа, мысль невольно обращалась к прошлому, и он решил записать свои воспоминания о только что закончившемся десятилетии его парижской жизни. За пятнадцать дней он набросал сотню страниц, описав свое состояние духа при возвращении во Францию, приключения совсем не литературного характера и несколько замечательных портретов великих и малых деятелей политики и литературы. Затем мысль пошла в другом направлении. Стендаль уехал в отпуск, и «Воспоминания эготиста», как назвал он свои записки, оборвались в самом начале. Через три года вновь возникает та же идея — написать историю своей жизни, начиная с раннего детства, чтобы понять и определить самого себя. Объяснив до конца стольких придуманных им людей, ге-
роев его произведений, захотелось, наконец, объяснить человека, которого он, казалось бы, должен был знать лучше, чем кого-либо другого. С ноября 1835 до марта 1836 года Стендаль писал свои мемуары «Жизнь Анри Брюлара». Торопясь и волнуясь, он рассказывал о своих детских годах — о смерти матери, о ненависти к тетке и к отцу, об учителях, ни один из которых не оставил светлого следа в его памяти, о деде, беседы которого оказалась более поучительными, чем уроки специально для того приставленных лиц, о своих отроческих увлечениях. Но едва только он начал рассказ о первых самостоятельных шагах, о периоде безоблачного счастья при вступлении в Италию, как пришло известие об очередном отпуске. Сразу пропал интерес к книге, которую он писал с увлечением в течение стольких месяцев. Каким путем он поедет в Париж, где снимет комнату, какие салоны будет посещать? В ожидании парижских встреч и парижской свободы не хотелось предаваться воспоминаниям. «Жизнь Анри Брюлара», доведенная до событий 1800 года, также осталась незаконченной. За те несколько лет, которые Стендаль провел в Италии, Париж сильно изменился. Июльская революция отдала власть в руки крупной буржуазии. Старая аристократия крови, когда-то правившая страной, в политическом отношении сошла на нет, замкнулась в своем Сен-Жерменском предместье и вступила в глухую и бесполезную оппозицию. Мещане стали на свой лад перестраивать общественную жизнь и понемногу диктовать свои требования искусству, литературе и театру. Осторожная, экономная, хитроумная политика мещанского короля была не похожа ни на нелепую реакцию Карла X, ни тем более на энергичные и рискованные авантюры империи. Дух меркантилизма и коррупции проник во все поры государства и почти открыто насаждался правительством. Лозунг «Обогащайтесь», брошенный стране министром Гизо, вызвал возмущение демократических и республиканских кругов, но нашел полное сочувствие у тех, кто и без приглашения обогащался с восторгом.
При всем том демократическая оппозиция была очень сильна и энергична. Политическая мысль била ключом. Возникали новые теории, утопии, общества и секты, происходили восстания. Журналистика получила большое развитие, «неистовая» литература, все ниспровергшая и во всем отчаявшаяся, стала играть ведущую роль. Появлялись художественные произведения мирового значения, а интеллигенция стала столь многочисленной, что о преизбытке ее стали говорить как об общественном бедствии.
БАЛЬЗАК — КРИТИК СТЕНДАЛЯ
Как-то раз, просматривая прибывшую почту, Стендаль нашел в «Ревю паризьен», журнале, издававшемся Бальзаком, статью о себе. В этой статье Бальзак с восторгом отзывался о «Пармской обители». Он обратил особое внимание на историческую сторону романа, на политическую мудрость автора, проникшего в глубокие тайны современной политической жизни Италии. Не поскупился он и на советы. Ему хотелось бы большего единства, и для этого он советовал выдвинуть на первый план Фабрицио и несколько сократить роли других действующих лиц. Чтобы Фабрицио дель Донго стал действительно центральной фигурой, Бальзак советовал Стендалю сделать его католиком — события и катастрофы, с ним происходящие, должны были толкать его к монастырю. Аббат Бланес показался Бальзаку лишним, так же как и вся первая часть романа, все то, что происходит до возвращения Фабрицио из Франции. Эти главы он советовал изложить вкратце в рассказе какого-нибудь второстепенного действующего лица.
Стендаль был тронут и взволнован статьей, похвалами и советами. «Вы пожалели покинутого на улице сироту»,— писал он в ответном письме Бальзаку. Он решил последовать его советам и стал набрасывать новые главы. Однако вскоре он понял, что из этой переделки ничего не выйдет, так как советы Бальзака шли вразрез и с его замыслом, и с его убеждениями. В письме своему критику он благодарил за анализ, высказывал некоторые эстетические суждения и сообщал о своей манере работать. «Вот в чем моя беда: найдите мне лекарство. Чтобы работать с утра, нужно развлечься вечером, иначе утром начинаешь тяготиться собственным сочинением, вот почему я страдаю посреди пяти тысяч жирных лавочников Чивита-Веккьи. Поэтичны здесь только тысяча двести каторжников, но я с ними не общаюсь».
Это письмо, дошедшее до нас в трех черновых вариантах, по-видимому, так и не было отправлено адресату. Оно представляет большой литературный интерес. Можно ли называть своего героя «наш герой», как делали тогда многие романисты? Нужно ли вводить всех действующих лиц сразу, в самом начале произведения, или можно их «представлять» читателю по мере того, как они вступают в жизнь главного героя, в середине или даже в конце произведения? Нужно ли давать развернутые характеристики персонажей или можно предоставлять читателю самому дорисовывать их физический и нравственный портрет? Стремиться ли к тому, чтобы главный герой всегда занимал центральное положение, или можно заинтересовать читателя и другими персонажами? Необходим ли драматический, насыщенный метафорами, приподнятый и «многозначительный» стиль или можно пользоваться языком, которым пишут деловые бумаги, учебники математики или кодекс законов? Почти все эти вопросы Стендаль разрешал иначе, чем Бальзак, творчество которого, однако, он ценил очень высоко.
ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА
Это было в 1840 году. Стендалю исполнилось пятьдесят семь. Его давно уже мучила подагра. Потом появились более тревожные симптомы. Рука стала плохо повиноваться, и речь была несколько затруднена. Все же здоровье кое-как восстановилось. В 1841 году он опять получает отпуск и едет в Париж.
Он не хотел поддаваться ни болезни, ни старости. Подкрашенные в цвет бронзы бакенбарды, редкие пряди волос, старательно зачесанные на лоб, чтобы спрятать лысину, элегантно сшитый костюм, щегольская трость — все это, казалось, должно было скрыть от глаз мужчин и женщин разрушения, нанесенные временем. Он набрасывал новый роман, историю смелой девушки, которая ищет не столько развлечений, сколько смысла жизни, и, наконец, влюбляется в разбойника, залезшего в ее комнату, чтобы убить и ограбить. Она влюбляется в него потому, что разбойник находится в постоянной борьбе, он рискует жизнью, он обладает волей, энергией, самобытностью — всем тем, чего не было у герцогов, богачей и повес, с которыми она из раздражения, любопытства или озорства на краткий срок связывала свою судьбу. Это была почти та же проблема, которая поставлена в «Красном и черном»,— поиски чего-то непостижимо прекрасного в среде, в которой ничего прекрасного нет. Эти поиски, увенчавшись столь странным успехом, заканчиваются гибелью. Но рассказать об этом Стендаль не успел, потому что ему помешала смерть. 22 марта 1842 года в 7 часов вечера на парижской улице его сразил второй, апоплексический удар. Он умер на следующее утро, не приходя в себя.
24 марта его провожала на Монмартрское кладбище небольшая группа друзей. Смерть Стендаля не была воспринята как значительная утрата. Лишь через несколько лет, с 1850-х годов, стали появляться неизданные произведения, письма, собрание его сочинений. Затем школа «реалистов» в 50-х годах признала его своим предшественником, несколько позднее натуралисты сочли его натуралистом, а символисты заучивали наизусть его романы, больше всего ценя его психологический анализ и обнаруживая нечто парадоксальное и алогичное в его насквозь рациональном и пронизанном логикой творчестве. Он вызывает споры и теперь, когда давно уже вошел в круг тех немногих писателей прошлого столетия, которые и до сих пор не утратили жгучей актуальности, ежедневно внося свою долю труда и света в духовную работу человечества.
У нас Стендаль давно стал «своим» писателем. В Советском Союзе появилось несколько собраний его сочинений и десятки изданий отдельных произведений, романов и новелл в огромных тиражах. Из зарубежных писателей он для нас — один из самых любимых и близких, один из тех, которые остаются нашими спутниками во все возрасты жизни. И пусть так будет всегда.
Биография
Анри Мари Бейль (псевдоним Фредерик де Стендаль) родился 23 января 1783 г. в небольшом французском городке Гренобле в семье адвоката Шерюбена Бейля. Генриетта Бейль, мать писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его воспитанием занимались тетка Серафи и отец. С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон. Позже в своей автобиографии «Жизнь Анри Брюлара» Стендаль вспоминал: «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят…» Анри Ганьон был поклонником просветителей и познакомил Стендаля с Вольтером, Дидро и Гельвецием. С тех пор у Стендаля зарождается отрицательное отношение к клерикализму. Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом Райяном, который заставлял его читать Библию, он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.
Учась в гренобльской Центральной школе, Анри следил за развитием революции, хотя вряд ли понимал важность ее значения. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь. Кроме того он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств.
В 1799 г. Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого, вдохновленный переворотом Наполеона, поступает на службу в действующую армию. Он был зачислен сублейтенантом в драгунский полк. Однако в 1802 году он подает в отставку и живет на протяжении последующих трех лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Затем он находится на торговой службе в Марселе, а в 1805 году возвращается на службу в армию. В качестве военного чиновника наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради. Часть этих тетрадей погибла при переправе через Березину.
В 1812 г. Анри принял участие в российской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, на Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва. В России, по его словам, увидел «патриотизм и настоящее величие». Он был поражен тем, что «деспотизм русского самодержавия совсем не принизил народ духовно».
После падения Наполеона Анри, негативно воспринимающий Реставрацию и Бурбонов, подает в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». В Италии Анри сближается с республиканцами-карбонариями, заводит дружбу с Байроном. Здесь же он пережил безнадежную любовь к Матильде Висконтини, которая рано умерла, но навсегда оставила след в его памяти. В 1820 году в Италии начинается преследование карбонариев, в том числе друзей Стендаля. Вспыхивает террор. Поэтому Стендаль решает вернуться на родину.
В 1822 Анри возвращается во Францию, в которой по-прежнему у власти Бурбоны. Париж встретил писателя неприветливо, так как сюда добрались слухи о его сомнительных итальянских знакомствах. Ему приходится быть очень осторожным. Он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи. Лишь спустя сто лет был определен автор этих статей. В 1822 году он публикует книгу "О любви" в различные исторические эпохи. В 1823 и 1825 гг. Стендаль публикует в Париже свои литературные памфлеты «Расин и Шекспир». В 20-е годы Стендаль создает несколько произведений, сведетельствующих о развитии реалистического дарования писателя. Издает свой первый роман «Арманс» (1827), новеллу «Ванина Ванини» (1829). В том же 1829 году ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается, и так появляется книга "Прогулки по Риму", представляюшая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию. В 1830 году выходит в свет роман "Красное и черное". Эти годы были достаточно тяжелыми в жизни писателя, не имеющего постоянного заработка. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания. После установления 28 июля 1830 года Июльской монархии во Франции, Фредерик Стендаль поступает на государственную службу. Он был назначен французским консулом в Триесте, а затем в Чивита-Веккию (в качестве консула он проработает до самой смерти). В 1832 году он начал писать воспоминания эгоиста, в 1834 году занялся романом "Люсьен-Левен". С 1835 по 1836 был увлечен написанием автобиографического романа "Жизнь Анри Брюлара". В 1838 году в Париже были опубликованы "Записки туриста", а в 1839 году вышла последняя напечатанная при жизни книга "Пармская обитель".
В последние годы жизни писатель все чаще пребывал в мрачном настроении. 8 ноября 1841 г. писатель записал в дневнике: «Ничего нет смешного в том, что я могу умереть на улице». И он действительно умер 23 марта 1842 г. на улице во время прогулки, сраженный апоплексическим ударом. На следующий день во французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр погребен «малоизвестный немецкий стихотворец Фридрих Стиндаль».
Библиография
* «Арманс» (1827)
* Новелла «Ванина Ванини» (1829)
* «Красное и чёрное» («La Rouge et le Noir»)
* «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme» 1839—1846)
* «Итальянские хроники» (отдельно изданы 1855)
* «Записки туриста» (т. 1—2, 1838)
* Неоконченный роман «Люсьен Левен» (1834—1836, опубликован 1929)
* «Прогулки по Риму»
* «О любви»
*«Жизнь Россини»
Посмертно опубликованы также автобиографические повести:
* «Жизнь Анри Брюлара» (1835, изд. 1890) и
* «Воспоминания эгоиста» (1832, изд. 1892)
* неоконченный роман «Ламьель» (1839—1842, изд. 1889, полностью 1928)
* «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912—1913),
Полное собрание сочинений Б. (18 т., Париж, 1855—1856), как и «Correspondance inedite» (2 т., 1857) издал Проспер Мериме.
Интересные факты
Синдром Стендаля – это психосоматическое расстройство, при котором человек склонен очень остро воспринимать произведения искусства, как бы переносясь в изображенную реальность.
Для синдрома Стендаля характерно сильное сердцебиение, головокружение, ощущение отсутствия опоры под ногами, возникающее у того, кто находится в зоне воздействия произведений искусства, в месте их сосредоточения. Вплоть до полной потери ориентации в пространстве и галлюцинаций.
Своим названием синдром обязан классику французской литературы Анри Стендалю. Тот, как и подобает писателю, был человеком впечатлительным. Как-то раз, во время поездки во Флоренцию, он заглянул в церковь Святого Креста, которая славится знаменитыми фресками Джотто, а также тем, что именно там находятся гробницы многих великих людей Италии: Микеланджело, Галилея, Макиавелли и других. Увиденное произвело на писателя столь сильное впечатление, что, выйдя из церкви, тот едва не потерял сознание…
Потрясение, которое испытал Стендаль от соприкосновения с произведениями искусства, памятниками истории было так велико, что он, по собственному признанию, едва не лишился рассудка.
«Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю…» - так описал он свои ощущения.
«Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей…»
Стендаль «Неаполь и Флоренция: путешествие из Рима в Реджио»
Надо сказать, что знаменитый французский писатель был далеко не одинок в своих переживаниях. На сегодняшний день, зафиксировано немало случаев того, что туристы, потрясенные красотами Флоренции, попадают в больницы с признаками этого странного недуга под названием «Синдром Стендаля».
Биография
Французский писатель, философ. Родился в городе Гренобле. Воспитывался в семье деда-республиканца. В 1799 г поступил на службу в военное министерство. В 1800 г. принимал участие в итальянском походе Наполеона I, после чего вышел в отставку.
В 1806 г. вернулся в армию в качестве интенданта наполеоновских войск.
Находясь на службе в этом качестве до 1814 г., побывал во многих странах Европы, был свидетелем Бородинского сражения и бегства французов из России. В 1814 г. уехал в Италию, где подружился с Джорджем Байроном.
С 1821 г. жил в Париже, сотрудничая с французскими и английскими оппозиционными издательствами.
В1830 г. стал французским консулом в Триесте, затем в Чивитавеккьи, где провел последнее десятилетие своей жизни.
Умер в Париже.
Среди произведений Стендаля — памфлеты, трактаты, новеллы, повести, романы: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии» в двух томах, «Рим, Неаполь и Флоренция», «О любви», «Расин и Шекспир», «Жизнь Россини», «Лрманс», «Прогулки по Риму», «Ванина Ванини», «Красное и черное», «Итальянские хроники», «Воспоминания эгоиста», «Люсьен Левен», «Жизнь Анри Брюла-ра», «Записки туриста», «Пармская обитель», «Ламьель», «Чрезмерная благосклонность губительна», дневники, письма.
Биография
Настоящее имя - Анри-Мари Бейль.
Родился в Гренобле (Франция) в семье богатого адвоката Шерюбена Бейля. Его дед был врачом и общественным деятелем, и как большая часть французской интеллигенции того времени увлекался идеями Просветительства, был почитателем Вольтера. Отец Стендаля увлекался Жан-Жаком Руссо. Но взгляды семьи существенно изменились с началом революции, семья имела состояние и углубление революции напугало ее. Отец Стендаля вынужден был даже скрываться.
Мать писателя, Генриетта Бейль, рано умерла. Сначала воспитанием мальчика занимались тётка Серафи и его отец, но так как отношения с отцом у него не сложились, его воспитание предоставили католическому аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Тайно от своего воспитателя под воздействием взглядов своего деда Анри Ганьона, единственного родственника, который относился к Анри с добротой, он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Полученные впечатления в детские годы от Первой французской революцией сформировали мировоззрения будущего писателя. Расположение к революционным идеалам он сохранил на всю жизнь.
В 1797 году Стендаль поступил в Центральную школу в Гренобле, целью которой было введение в республике государственного обучения вместо религиозного, и предоставление молодому поколению знаний об идеологии буржуазного государства. Здесь Анри увлекся математикой.
По окончании курса его отправили в Париж для вступления в Политехническую школу, но он туда так и не попал, вступив в 1800 году в армию Наполеона, в которой он прослужил более двух лет, а затем в 1802 году вернулся в Париж с мечтой стать писателем.
Прожив в Париже три года, изучая философию, литературу и английский язык, Стендаль в 1805 году возвращается на службу в армию, вместе с которой в 1806 году он вступает в Берлин, в 1809-м – в Вену. В 1812 году Стендаль по собственному желанию принимает участие в походе Наполеона в Россию. Бежит из Москвы вместе с остатками войска во Францию, сохранив воспоминания о героизме российского народа, которую тот проявил при защите своей родины и сопротивлении войскам Франции.
В 1814 году после падения Наполеона и при захвате российскими войсками, Парижа Стендаль едет в Италию, и поселяется в Милане, где живет почти безвыездно в течение семи лет. Жизнь в Италии оставила глубокий след в творчестве Стендаля сыграв большую роль в формировании взглядов писателя. Он с увлечением изучает итальянское искусство, живопись, музыку. Италия вдохновила его на целый ряд произведений, и он пишет свои первые книги - "Историю живописи в Италии", "Прогулки по Риму", новеллы "Итальянская хроника". Наконец, Италия дала ему сюжет одного из наибольших его романов "Пармская обитель", который он написал за 52 дня.
Одним из его ранних работ является психологический трактат «О любви», который был основан на его неразделенной любви к Матильде, графине Дембовски, с которой он встречался, живя в Милане и которая рано умерла, оставив след в памяти писателя.
В Италии Анри сближается с республиканцами-карбонариями, из-за чего за ним с подозрением следят. Не чувствуя себя в безопасности в Милане Стендаль возвращается во Францию, где пишет неподписанные статьи в английские журналы. В 1830 году после поступления на государственную службу, Стендаль становится консулом в папских владениях в Чивита-Веккия.
В том же году выходит роман «Красное и черное», который становится вершиной творчества писателя. 1834 году Стендаль занялся романом «Люсьен-Левен», который так и остался незавершенным.
В 1841 году с ним случился первый апоплексический удар. Умер Стендаль, так и непризнанный современниками, в 1842 году после второго апоплексического удара, во время очередного приезда в Париж. Гроб с телом на кладбище сопровождали лишь трое его близких друзей.
На надгробной плите, как он и просил, были высечены слова: "Анри Бейль. Миланец. Жил, писал, любил".
Достарыңызбен бөлісу: |