Стендаль (Анри Мари Бейль) (1783-1842) Биография стендаль



Дата25.06.2016
өлшемі39.38 Kb.
#157493
түріКнига
Стендаль

(Анри Мари Бейль)

(1783-1842)
Биография
СТЕНДАЛЬ (Stendhal; псевд., наст. имя - Анри Мари Бейль, Beyle) (1783-1842), французский писатель. Родился 23 января 1783 в Гренобле в семье среднего достатка. Впечатления детских лет позже отозвались в воззрениях и парадоксах зрелого писателя. Во всех основных романах Стендаля присутствует тема заговора молодых, полных жизни людей против тупых и деспотичных старцев. При этом Бейль не был демократом, чурался простонародья, искал общества принцев, кардиналов и герцогинь, а в качестве псевдонима использовал фальшивый титул ('барон де Стендаль'). Правильнее всего назвать его революционером-аристократом, снобом с республиканскими убеждениями.

В школе Бейль усиленно занимался геометрией, видя в этом единственную возможность уехать из Гренобля и вырваться из-под власти отца. В шестнадцать лет ему удалось добиться разрешения поступить в парижскую Политехническую школу. В мае 1800 записался добровольцем в армию. Участие в итальянской кампании 1800-1802 оказало на него определяющее влияние. Юность, свобода, любовь, опасности и музыка вызвали в нем прилив энтузиазма, а страстную привязанность к итальянскому народу он сохранил до конца своих дней.

Во время наполеоновских походов Бейль занимал должность офицера интендантской службы и, несомненно, преувеличивал пережитые им ужасы. Он принимал чаще всего косвенное участие во многих крупных сражениях, в том числе в Бородинском, и при отступлении из Москвы выказал мужество и твердость духа. Однако по внутреннему своему складу он не годился ни для воинской службы, ни для чиновничьей карьеры. Когда в 1814 Наполеон отрекся от престола, Бейль едва ли не с радостью отправился в Италию, чтобы заняться литературным трудом.

Книга "Рим, Неаполь и Флоренция" (Rome, Naples et Florence, 1817) вышла под псевдонимом Стендаль и обнаружила его восторженный дилетантизм; путевые впечатления перемешаны здесь с легковесной социальной и эстетической критикой. Однако позже, в трактате "О любви" (De l'amour, 1822), проявилась склонность Стендаля к самоанализу. Как и в его великих романах, откровенная мечтательность сопровождается здесь сухим разоблачительным анализом безумной склонности к мечтам.

Вынужденный покинуть Милан по настоянию австрийской полиции, которая справедливо подозревала его в связях с карбонариями, Стендаль вернулся в Париж и стал зарабатывать на жизнь работой в газетах и журналах. Он выпустил памфлет в защиту романтиков "Расин и Шекспир" (Racine et Shakespeare, 1823); написал на скорую руку биографию Дж.Россини (также изданную в 1823); составил путеводитель "Прогулки по Риму" (Promenades dans Rome, 1829) и целую серию обзорных статей, появившихся без имени автора во французских и английских журналах (в переводе).

Первой его попыткой в беллетристике стал роман "Арманс" (Armance, 1827). Следующий роман, "Красное и черное" (Le rouge et le noir, 1831), полностью раскрыл его писательские возможности. Прототипом Жюльена Сореля был молодой провинциал Антуан Берте, который в 1827 был осужден и казнен за убийство своей любовницы. Эпизод уголовной хроники предстал у Стендаля трагедией талантливой личности, не нашедшей применения своим способностям и энергии в эпоху Реставрации (время действия в книге - примерно 1826-1830).



Июльская революция 1830 избавила Стендаля от финансовых затруднений: ему удалось вновь поступить на государственную службу. Свободное время он всецело отдавал творчеству. Задуманный в трех томах роман был оставлен после двух первых книг; сатира на французских политиков, исповедующих принцип 'золотой середины', получила название "Люсьен Левен" (Lucien Leuwen, 1834-1836; опубл. полностью в 1929) - по имени главного героя. Ламьель (Lamiel, 1839-1842; опубл. полностью в 1928), комический роман о воспитании чувств замечательной девушки, также не был завершен, осталось несколько его редакций. Стендаль издал множество "Итальянских хроник" (Les chroniques italiennes, 1837-1839) на основе ренессансных рукописей и памфлетов, найденных им в Риме ("Виттория Аккорамбони", "Семья Ченчи", "Герцогиня ди Паллиано и другие"); написал ряд автобиографических книг, из которых лучшая - "Жизнь Анри Брюлара" (Vie d'Henri Brulard, 1835; опубл. в 1890); во время своих многочисленных отпусков путешествовал по Франции и впоследствии опубликовал размышления о родной стране под названием "Записки туриста" (Memoires d'un touriste, 1838). Наконец, в чудесном порыве вдохновения, он за 52 дня создал свой шедевр - "Пармскую обитель" (La Chartreuse de Parme, 1839). Одним из величайших открытий романа стали батальные сцены. Битва при Ватерлоо увидена глазами почти случайного ее участника, неискушенного, растерянного юноши, неспособного связать и осмыслить ее отдельные эпизоды. Новое ведение войны у Стендаля и свою зависимость от него отмечали и Л.Н.Толстой, и Э.Хемингуэй. Толчок сюжету романа дали итальянские хроники, описывавшие ранние годы А.Фарнезе, позднее папы Павла III, а также некоторые обстоятельства жизни скульптора и писателя Б.Челлини. Однако это глубоко современный роман (его действие завершается в начале 1830-х годов), рисующий послереволюционное возрождение деспотии. О.Бальзак написал о романе восторженную статью, особенно высоко оценив единственную в творчестве Стендаля батальную сцену. Умер Стендаль в Париже 22 марта 1842.
Рекомендательный список литературы

  1. Андреев, Л.Г. История французской литературы: учебник для филол. спец. вузов / Л.Г. Андреев и др. - М.: Высшая школа, 1987. - 543 с.

  2. Большая литературная энциклопедия. Для школьников и студентов / Под ред. В.Е. Красовского. - М.: филологич. общество "Слово": ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. - 845 с., ил.

  3. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: в 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. - М.: Просвещение, 1997. Ч. 2: М-Я. - 448 с.

  4. История всемирной литературы: в 9 т. / М.: Наука, 1989. - Т. 6. - 880 с.

  5. История зарубежной литературы XIX века: учебник для вузов / Под ред. Н.А. Соловьева и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа; Изд. центр "Академия", 2000. - 559 с.

  6. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.П. Михальской. - М.: Просвещение, 1991. - 256 с.

  7. Луков, В.А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней. Учебн. пособие / В.А. Луков. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - 512 с.

  8. Нерлих, М. Стендаль. Сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций) / Пер. с нем. М. Нерлих. - Челябинск, Урал, ЛТД, 1999. - 362 с.

  9. Реизов, Б.Г. Стендаль. Художественное творчество / Б.Г. Реизов. - Л.: Худож. литература, 1978. - 408 с.

  10. Фрид, Я. Стендаль. Очерк жизни и творчества / Я. Фрид. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Художественная литература, 1967. - 416 с.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет