Подозрение на рак предстательной железы (повышение уровня простат-специфического антигена крови, наличие суспициозных участков в ткани простаты при ректальном осмотре, обнаружение гипоэхогенных участков при ультразвуковом исследовании или их сочетание) является показанием к выполнению биопсии простаты — одного из завершающих этапов диагностики, позволяющего начать адекватное лечение.
Трансректальная биопсия простаты широко применяется во всем мире для диагностики рака предстательной железы. В 2000 г. в США было выполнено около 500 000 таких исследований. При подозрении на рак простаты еще в 1930 г. применяли тонкоигольную аспирационную биопсию, сравнительно часто использовавшуюся в последствии в 60–70-с годы. Ранее для биопсии простаты использовались также ее трансуретральная резекция, иссечение участка предстательной железы через прямую кишку; предпринимались попытки выявления рака простаты путем специального прокрашивания осадка мочи.
Биопсия простаты в привычном нам виде стала наиболее широко использоваться в клинической практике в течение последних 10–15 лет, когда появились высокоскоростные автоматические устройства для биопсии, состоящие из биопсийного пистолета (BIP, Bard, PRO-MAG и т.д.) и одноразовых биопсийных игл 16 или 18 калибра.
В настоящее время в большинстве случаев биопсия простаты выполняется под контролем трансректальной ультрасонографии. Имеется целый ряд научных работ, согласно которым диагностическая ценность этой методики биопсии выше по сравнению с биопсией под контролем пальца или трансперинеальным доступом. В то же время считается, что проведение биопсии простаты под пальцевым контролем оправдано у определенных категорий пациентов — при пункции небольшого пальпируемого подозрительного участка, не визуализируемого при ТРУЗИ;или у больного с очень высоким ПСА и простатой хрящевидной плотности, наличие рака у которого не вызывает сомнений и достаточно взять 2–4 столбика ткани.
Промежностная биопсия рекомендуется при стенозе ануса или в случае резекции или ампутации прямой кишки, когда невозможно ввести в нес ультразвуковой датчик или палец. Еще одной, крайне редко используемой методикой у этой же категории пациентов является трансглютеальная биопсия предстательной железы под контролем компьютерного томографа.
Подготовка
В течение 7 дней до биопсии пациентам рекомендуется не принимать: аспирин или аспиринсо-держащие препараты, гепарин, неодикумарин, фепромарон, синкумар, фенилин или другие средства, влияющие на свертываемость крови. Если вследствие повышенного риска сердечно-сосудистых осложнений нельзя прерывать терапию антиагрегантами, биопсию можно выполнить и без ее отмены, но только в условиях стационара.
При беседе с пациентом особое внимание обращается на имевшие место нарушения свертывающей системы крови (длительное кровотечение после удаления зуба, образование подкожных кровоизлияний или гематом после незначительных ударов и травм и др.).
За 3 дня до биопсии рекомендуется также прекратить прием противовоспалительных препаратов: ибупрофена, бутадиона, метиндола, ортофена, вольтарена, диклофенака, индометацина и т.п. (пациенты могут возобновить прием вышеуказанных препаратов через 2–3 дня после биопсии при благоприятном течении).
Вечером накануне биопсии и утром в день исследования показано выполнение очистительной клизмы. В ряде случаев мы выполняли биопсию простаты без предварительного очищения кишечника, и хотя на фоне адекватной антибактериальной терапии не было отмечено достоверного роста числа инфекционных осложнений, мы все же рекомендуем пациентам проведение очистительной клизмы, поскольку каловые массы в прямой кишке часто механически препятствуют проведению манипуляции.
Перед биопсией в стационаре пациентам проводится бритье промежности.
Утром в день биопсии больным рекомендуется не завтракать, разрешается выпить 200–250 мл жидкости. После завершения биопсии пациенты возвращаются к своему обычному режиму приема пищи; в отсутствие заболеваний, при которых ограничен прием жидкости, мы советуем до вечера выпить 2500–3000 мл воды, чая, сока и т.п.
Выполнение биопсии простаты без назначения антибиотиков приводит к значительному увеличению частоты бактериурии и бактериемии.Вто же время простое назначение очистительной клизмы перед манипуляцией снижает вероятность возникновения бактериемии в дальнейшем.
При профилактическом однократном пероральном назначении офлоксацина или триметоприма-сульфаметоксазола частота развития мочевой инфекции составляла 0,7–4%].
Более продолжительная профилактика с использованием ципрофлоксацина по 500 мг 2 раза в сутки в течение 4 дней позволила снизить риск инфекционных осложнений до 0,3%.
Таким образом, большинством авторов признается необходимость проведения профилактической антибактериальной терапии, включающей как минимум однократный прием антибиотика широкого спектра действия (чаще всего — фторхинолона) перед пункцией простаты или во время нее. В случае же наличия факторов риска возникновения инфекционных осложнений (диабет, простатит, наличие постоянного катетера и т.д.) показано более длительное назначение антибиотика.
Профилактическая антибактериальная терапия в большинстве случаев проводится пероральными фторхинолонами (левофлоксацин, пефлоксацин, ципрофлоксацин) в течение 3 сут после биопсии (первый прием — за 2 ч до процедуры). Иногда пациенты получают антибиотики тетрациклинового ряда или макролиды per os, еще реже — цефалоспорины или аминогликозиды внутримышечно.
Обезболивание
В большинстве случаев трансректальная биопсия простаты выполняется без специальной анестезии. Имеются работы, согласно которым даже биопсия по расширенной методике (из 12 точек) не приводит к увеличению числа осложнений и существенно не влияет на переносимость процедуры.
В редких случаях, как правило, у больных с лабильной нервной системой, применяются внутривенный наркоз, инъекции наркотических анальгетиков; ряд авторов предлагают под контролем трансректальной ультрасонографии вводить по 5 мл (иногда по 10–20 мл) лидокаина в области основания, средней части и верхушки предстательной железы для уменьшения испытываемого пациентами дискомфорта. Суммируя вышеизложенное, следует отметить, что внутривенная анестезия, наркотические анальгетики или непосредственное введение лидокаина в простату и парапростатические ткани (особенно при трансперинеальном введении) сами по себе могут вызывать нежелательные побочные эффекты, значительно увеличивать продолжительность и стоимость всей процедуры и зачастую, что самое главное, затруднять ее амбулаторное проведение.
Болевые ощущения при трансректальной биопсии предстательной железы возникают вследствие прохождения биопсийной иглы через капсулу простаты в ее строму; при проведении иглы сквозь стенку прямой кишки степень испытываемого больными дискомфорта невелика.
Введение в прямую кишку перед биопсией 2% геля с лидокаином является простым, безопасным и эффективным методом анестезии при трансректальной биопсии предстательной железы. Манипуляция при этом лучше переносится пациентами и является менее инвазивной по сравнению с описанными ранее трансректальными и трансперинеальными так называемыми «прямыми» нервными блокадами. Дополнительным преимуществом можно считать и невысокую стоимость такого вида обезболивания.
Описанную методику местной анестезии мы рекомендуем для использования всем пациентам, которым показана трансректальная биопсия предстательной железы.
В небольшом числе случаев биопсия проводится под спинальной или общей анестезией, показаниями к которой являются желание пациента; повторная биопсия у больного, посчитавшего первичную биопсию болезненной; необходимость осуществить промежностную биопсию простаты; выполнение биопсии из большого числа точек (более 20) или использование иглы 16 калибра и толще.
Методики трансректальной биопсии
После того, как трансректальная биопсия предстательной железы стала широко использоваться в клинической практике, взятие материала для морфологического исследования в течение нескольких лет проводилось только из пальпаторно определяемых суспициозных участков, а также из визуализируемых при УЗИ гипоэхогенных зон.
Впервые трансрсктальная биопсия простаты под контролем трансректальной ультрасонографии была выполнена в 1988 г. Впоследствии (в конце 80-х годов) Hodge обосновал и предложил методику биопсии простаты из 6 точек (так называемая «секстантная» биопсия), при которой взятие образцов ткани простаты осуществляется по линии между срединной бороздой и латеральной границей простаты из основания, средней части и верхушки правой и левой долей.
Несмотря на улучшение выявляемость рака простаты при секстантной биопсии, число ложноотрицательных биопсий составляло, по разным данным, oт 30 до 45%. В последние годы появились исследования, согласно которым выявляемость рака простаты обратно пропорциональна объему предстательной железы.
С использованием компьютерных технологий во всем мире создано несколько так называемых «искусственных сетей признаков» (artificial neural network — ANN), которые на основании совокупности ряда параметров (возраст, уровень ПСА, соотношение свободный/общий ПСА, результаты ПРИ, скорость прироста ПСА, объем простаты, объем переходной зоны и др.) позволяют с высокой долей вероятности предсказать наличие рака предстательной железы. В Санкт-Петербурге предложена экспертная автоматизированная система диагностики доброкачественных и злокачественных новообразований предстательной железы, в которой в отличие от зарубежных систем («сетей») при исследовании биопсийного материала в отсутствие абсолютных признаков аденокарциномы простаты возможна диагностика злокачественного новообразования по зонам «фонового процесса». Специфичность созданного классификатора, при диагностике фоновых изменений при раке составляет 94%, при нодулярной гиперплазии предстательной железы — 97%. Для оценки неоднозначных морфологических изменений ткани простаты в биопсийном материале предложенная система может оказаться очень полезной, однако в этом направлении необходимо получение дополнительных данных.
В последние годы в литературе также обсуждается диагностическая ценность биопсии простаты из визуализируемых при ТРУЗИ гипоэхогенных зон. Если наличие их раньше являлось абсолютным показанием к биопсии, то, согласно последним данным, биопсия гипоэхогенных участков позволяет выявить рак только в 17–57% случаев, а до 56% злокачественных опухолей простаты определяются как изоэхогенные или даже (редко) гиперэхогенные. Гипоэхогенность же может быть обусловлена острым или хроническим воспалением в ткани простаты, наличием простатической интраэпителиальной нсопла-зии, атрофии или инфаркта простаты. Таким образом, обнаружение гипоэхогенной зоны не является высокоспецифичным для рака простаты, а объем гипоэхогенного участка не коррелирует с размерами карциномы простаты.
Современные высокотехнологичные методы исследования, такие, как трехмерная ультрасонография, компьютерная трансрсктальная ультрасонография, допплерография, в сочетании с биопсией простаты, по предварительным данным, могут существенно повысить выявляемость рака простаты, однако в связи с недостаточным числом наблюдений место указанных методик в клинической практике окончательно не определено, а рутинное использование затруднено в связи с высокой стоимостью оборудования.
Осложнения
После завершения биопсии простаты необходимо убедиться в отсутствии продолжающегося кровотечения из прямой кишки или уретры и обратить особое внимание пациента на возможные негативные проявления вследствие биопсии простаты. При амбулаторном выполнении биопсии пациент обязательно должен знать, куда он может обратиться за экстренной помощью при возникновении серьезного осложнения.
В целом частота встречаемости серьезных осложнений невелика и составляет, по данным зарубежных авторов, около 1%.
Наиболее серьезным осложнением является бактериемия, которая может сопровождаться септицемией с витальным риском вследствие септического шока при отсутствии немедленной адекватной парентеральной антибиотикотерапии. Возможно также возникновение острого простатита с общими проявлениями (лихорадка, озноб) и симптомами нижних мочевых путей (учащенное, малообъемное, резко болезненное мочеиспускание).
Риск развития серьезных осложнений снижаете при проведении профилактической антибактериальной терапии. При появлении гипертермии выше 38,5°С, озноба, при ухудшении общего состоя ния, выраженной дизурии больной должен быть госпитализирован для проведения парентерального лечения двумя антибактериальными препаратами.
Осложнения типа ректоррагии, гематурии и гемоспермии встречаются довольно часто. Выделени крови из прямой кишки и примесь крови в моче, как правило, проходят в течение нескольких часов, не могут сохраняться и несколько дней, а гемоспермия — несколько недель.
При интенсивном выделении крови из прямо кишки в ходе биопсии рекомендуется легкая компрессия простаты ультразвуковым датчиком на 5–10 мин или кратковременный массаж предстательной железы пальцем с последующей возможной установкой тампона в прямую кишку на несколько часов При сохраняющейся ректоррагии в прямую кишку вводят катетер Фолея (с баллоном, наполненным до 20 мл) и фиксируют в натяжении.
Необходимость наложения швов на кровоточащий сосуд стенки прямой кишки или уретроцистоскопия для удаления сгустков крови из мочевого пузыря после перенесенной биопсии простаты счита ются казуистикой.
Все осложнения условно разделяют на незначительные (гематурия, гемоспермия, боли в области промежности и прямой кишки различной степени выраженности) и серьезные простатит, орхоэпидидимит, острая задержка мочеиспускания, кровотечение из прямой кишки, потеря сознания во время биопсии).
Широкое распространение рака предстательной железы делает его важной социальной проблемой современности.
Трансректальная биопсия предстательной железы является завершающим этапом диагностики рака простаты, позволяющим своевременно начать адекватное лечение, избавив большое число относительно молодых и трудоспособных мужчин от злокачественной опухоли простаты путем радикальной операции. Учитывая неудовлетворенность многих урологов стандартной «секстантной» биопсией простаты, во всем мире проводятся многочисленные исследования по модификации ее методики, повышению диагностической и прогностической ценности. Несмотря на вышеизложенное, остаются вопросы, ответы на которые до настоящего времени окончательно не сформулированы: обсуждаются оптимальное количество образцов ткани, необходимое для адекватного выявления рака предстательной железы, целесообразность биопсии переходной зоны и латеральных отделов простаты, показания к повторной биопсии в зависимости от гистоморфологичсских находок первичного исследования, методики местной анестезии и многие другие нюансы. Практически на каждом международном конгрессе применительно к биопсии простаты обсуждаются три основных вопроса: «When? Whom? How much?» («Когда брать? Кому брать? Сколько брать?»).
Очевидная актуальность проблемы ранней диагностики и, соответственно, адекватного лечения рака предстательной железы и клиническая значимость биопсии простаты с этой точки зрения побудили нас провести собственное исследование по данной проблеме, результаты которого вместе с данными литературы приведены в настоящей монографии.
Безусловно, многие аспекты, касающиеся биопсии простаты, остаются не до конца ясными и порождают научные споры, объективных и четких ответов на которые пока нет.
Мы, в свою очередь, надеемся, что написанная на основании мирового опыта и собственных данных монография позволила прояснить ряд вопросов и окажется полезной для практикующих врачей.
|