Блестящий пример эффективной работы провинциального театра
Из истории работы Вятского городского театра в сезон 1922-1923 года
Сегодня много пишут об эффективности работы учреждений культуры: театров, музеев, библиотек. Но, поскольку большую часть работников региональных министерств культуры составляют люди, далекие от нее, то вся их деятельность заканчивается информационным шумом. Они сами же его и создают, заваливая и без того занятых сотрудников учреждений культуры запросами статистических и прочих данных, что конечно не повышает эффективность, а только подчеркивает «бурную деятельность» чиновников на своих постах.
При этом совершенно не учитывается то, что работа учреждений культуры имеет очень важное воспитательное значение для всего населения, особенно для молодого поколения, без которого невозможно развитие цивилизованной страны по всем направлениям, в том числе и в научно-технических направлениях.
Поэтому я и решил познакомить почтенную публику с блестящим примером эффективной деятельности Вятского городского театра, отчет о котором мне попал в руки в нашем архиве:
«Зимний сезон 1922-1923 года застал ГОРТЕАТР в крайне бедственном положении. Управляющий делами театра тов. Радов вместе с администратором тов. Кастальским потеряли не только авторитет, но и доверие.
Поэтому в начале осени была проведена полная реорганизация театра. Труппа была распущена. Полностью сменена была вся администрация театра вплоть до кассирши.
На должность управляющего делами театра был назначен артист Крамольников, а администратором тов. Чинаров.
Труппа была набрана частью путем переписки, частью в Москве и с 1 октября 1922 года сезон был открыт.
Обновленный состав, честность и добросовестность ответственного руководителя тов. Крамольникова и, в особенности, администратора театра тов. Чинарова сразу наладили дело зимнего сезона, увеличили посещаемость театра и таким образом упрочили положение театра.
В то время как большинство провинциальных театров (в том числе Перми, Вологды и Ярославля) не выдержали сезона, Вятский городской театр не только смог выплатить довольно высокие ставки за каждый месяц, но и все компенсации своему персоналу.
Кроме того, по окончанию зимнего сезона ГОРТЕАТР имеет капитал и сможет произвести солидный ремонт здания.
Всего за период с 1 октября 1922 года по 1 мая 1923 года были проведены 70 постановок следующих пьес:
-
Моряки (пьеса в пяти действиях, опубликованная в библиотеке театра и искусства в 1914 году).
-
Оксана Зозуля (комедия в трех действиях Симона Федоровича Сабурова).
-
Невинно осужденный (другое название «Честный Жак» - пьеса французских драматургов Жоржа Гризона и Леона Сази).
-
Осенние скрипки (пьеса драматурга Ильи Дмитриевича Сургучева).
-
Марсельская красотка (историческая пьеса П. Бертона из последнего периода жизни Наполеона).
-
Ведьма (пьеса Антона Павловича Чехова).
-
Гибель Содома (пьеса Германа Зудермана).
-
Тартюф (пьеса Мольера).
-
Николай I.
-
Шут на троне (пьеса австрийского писателя Рудольфа Лотара).
-
Сиротка Хася (пьеса Якова Михайловича Гордина).
-
Ревизор (пьеса Николая Васильевича Гоголя).
-
Анфиса (пьеса Леонида Николаевича Андреева).
-
Парижские нищие (пьеса по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»).
-
Губернатор.
-
На маневрах (по пьесе Я. Апушкина и В. Градова).
-
Ревность (одноактный фарс Мольера).
-
Женщина в 40 лет (иногда пьеса шла под названием «Опасный возраст, или женщина в 40 лет).
-
Король Дагобер (комедия А. Ривуара).
-
Золотая клетка (по пьесе Александра Николаевича Островского «Невольницы»).
-
Царевна Лягушка (пьеса Н. Гернета).
-
Мисс Гоббс (водевиль Джерома Клапка Джерома).
-
Сестра Тереза (пьеса Л. Камолетти)
-
Последняя жертва (пьеса Александра Николаевича Островского).
-
Касатка (пьеса Алексея Николаевича Толстого).
-
Вера Мирцева (пьеса Льва Урванцева).
-
Незрелый плод (комедия Бракко).
-
Бесправная (пьеса Александра Николаевича Островского).
-
Ученик дьявола (мелодрама Бернарда Шоу).
-
Омут (пьеса Макдональда Росса).
-
Тайны гарема (оперетта В.П. Валентинова).
-
Белые вороны (пьеса Алексея Платоновича Вершинина).
-
Волчьи души (пьеса Джека Лондона).
-
Дон Кихот (пьеса по произведению Сервантеса).
-
Стенька Разин (пьеса Василия Васильевича Каменского).
-
Красная шапочка.
-
Кин (пьеса Александра Дюма).
-
Каширская старина (драма Дмитрия Васильевича Аверкиева)
-
Благодать (пьеса Льва Урванцева).
-
Варфоломеевская ночь (пьеса Мари Жозефа Шенье).
-
Изгнанники (пьеса Джеймса Джойса).
-
Девичий переполох (комедия Виктора Крылова).
-
Мирра Эфрос (пьеса Якова Михайловича Гордина).
-
Роман.
-
Жрец Тарквиний (пьеса С. Поливанова).
-
Педагоги (пьеса Отто Эрнста).
-
Набат.
-
Измена (английская комедия).
-
Недомерок (пьеса Никкомеди).
-
Спящая царевна (пьеса по мотивам сказки Шарля Перро).
-
Погибшая девчонка (пьеса В.В. Неелова).
-
Тайна Нельской башни (пьеса Александра Дюма).
-
Флавия Тессини (сентиментальная пьеса Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник).
-
Фавн.
-
Шоколадный солдатик (пьеса Бернарда Шоу).
-
Холопы (пьса П.П. Гнедича).
-
Флория Тоска (пьеса В. Сарду).
-
Хамка (пьеса М.К. Константинова).
-
Герцогиня Падуанская (драма Оскара Уальда).
-
Убийство Коверлей (мелодрама Барюса и Кризафули).
-
Иванов (пьеса Антона Павловича Чехова).
-
Ряса (пьеса Игнатия Николаевича Потапенко).
-
Маленькая женщина (пьеса по мотивам романа американской писательницы Луизы Мэй Олкотт).
-
Таланты и поклонники (пьеса Александра Николаевича Островского).
-
Женщина-лунатик (пьеса Александра Александровича Шаховского).
-
Наследный принц (пьеса Мейера Форстера).
-
Пламя (пьеса Кистемекерса).
-
Мечта любви (пьеса Александра Ивановича Косоротова).
-
Черт.
-
Джентльмен (пьеса Александра Ивановича Сумбатова-Южина).
Кроме того, в начале мая 1923 года в Школьном городке Вятки (здании школы №22) был открыт организованный по инициативе Вятского губернского политпросвета Детский Революционный театр, имеющий два прекрасных зала.
С первых же постановок театр обратил на себя внимание и завоевал симпатии юной и взрослой публики.
В репертуар Детского театра вошли:
1. Садко (Дивный город). Революционная поэма для юношества и детей.
2. Одуванчик (Цветок улицы). Революционная поэма к дню беспризорного ребенка.
3. Конек-Горбунок – сказка-балет.
4. Мои игрушки – балет.
5. Как погибло Кощеево царство. Революционная сказка.
6. Спартак (пьеса, специально переработанная к постановке для юношества).
7. Тартюф Мольера. Постановка в ширмах.
Все постановки сделаны со специальными костюмами и декорациями, пением и танцами, интермедиями и прологами.
В материалах ГАКО и местной печати я встречал немало восторженных отзывов о работе этого театра. А вятская публика того времени хорошо разбиралась в тонкостях театрального дела.
Кое-то скажет, что невозможно поставить столько пьес за сезон. А как же театры на Бродвее в Нью-Йорке ставят новую пьесу каждый день?
Талантливые люди, если им не мешают чиновники, могут делать очень многое.
Думаете, в то время больше выделялось бюджетных денег на театры?
Как бы, не так!
Просто все работы выполняли подлинные профессионалы своего дела, которые не ленились и, к тому же, не воровали…
Примечание: расшифровка пьес моя.
Полная версия:
http://xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/lichnosti/123124-blestyashhiy-primer-effektivnoy-rabotyi-provintsialnogo-teatra
Александр Рашковский, краевед, 28 апреля 2016 года.
Достарыңызбен бөлісу: |