Абу Абдуррахман ас-Сулами
Болезни нафса и
пути их излечения
Казань, 2020
УДК 28
ББК 86.38
Абу Абдуррахман ас-Сулами
Болезни нафса и пути их излечения. – Казань: «Издатель-
ский дом «Хузур» − «Спокойствие», 2020. – 64 с.
Одобрено к печати:
Экспертный совет ЦРО – ДУМ РТ, решение № 16-29.
12 + Знак информационной продукции согласно ФЗ от
29.12.2010 г. № 436-ФЗ.
Издание отпечатано при поддержке «Фонда поддержки
исламской культуры, науки и образования».
В книге подробно рассматриваются недуги сердца, охва-
тывающие верующего, даются рекомендации относительно
путей их излечения. Нафс весьма коварен, что человек по-
рой сам не замечает, как попадает в его сети. Внешне чело-
век может продолжать совершать поклонение, но испыты-
вать внутренний дискомфорт, недовольство собой. Тем не
менее, выход есть всегда, с низменными страстями возмож-
но бороться и одержать вверх над ними.
Просьба обращаться с изданием бережно, так как в нем
упоминаются суры и аяты из Священного Корана.
ISBN 978-5-6045131-3-2
© ЧУ «ИД «Хузур» − «Спокойствие», 2020
© «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования»
3
Об авторе
Абу Абдуррахман ас-Сулами (да будет милостив к нему
Аллах) – великий исламский учёный 10-го века, оставивший
заметный след в истории. Он родился в образованной и ре-
лигиозной семье, происходил из знатного рода и со стороны
отца, и со стороны матери.
Ас-Сулами был учителем аль-Хатиба аль-Багдади и Абу
аль-Касима аль-Кушайри – автора известной книги «Риса-
ля аль-Кушайри». Кроме того, в числе его учеников можно
назвать многих известных людей, таких как Мухаммад ибн
Исмаил ат-Тифлиси, Абдуллах ибн Юсуф аль-Джувейни, из-
вестный мухаддис аль-Байхаки, Абу Саид Абу аль-Хайр и
Абу Ну›айм аль-Исфахани.
Его дед, Исмаил ибн Нуджайд, был знатным и довольно
богатым человеком, которому довелось послушать беседы
великого суфия Джунайда аль-Багдади.
Абдуррахмана, оставшегося без отца в возрасте 15-ти
лет, вырастил и обучил его дед, открывший для него путь
тасаввуфа. Но всё же главным его наставником стал шейх
Абуль-Касим Насрабади. Сам же Насрабади был учени-
ком знаменитого суфийского шейха Джунайда и мюридом
шейха Абу Бакра Шибли.
Желая изучить все исламские науки своего времени,
ас-Сулами совершил путешествия в Ирак и Хиджаз, брал
уроки по хадисам, фикху, каляму и тафсиру у самых извест-
ных ученых той эпохи. Впоследствии он посвящает свои тру-
ды различным темам тасаввуфа и нравственности суфиев.
Шейх Сулами родился в 936 (или 937) году в обеспечен-
ной семье, и поэтому, не испытывая материальных трудно-
стей, смог получить хорошее образование. За свою жизнь
шейх воспитал множество учеников, оставил более тридца-
4
ти научных трудов, больших и малых по объему. Прожив на
свете больше восьмидесяти лет, он умер в 1021 году.
Один из его учеников Абу Нуайм аль-Исфахани так
представляет нам шейха ас-Сулами: «Он посвятил себя пути
тасаввуфа и потратил много усилий, чтобы показать другим
всю важность следования этим путем. Сам он очень строго
придерживался принципов и правил, что перенял у своих
суфийсков шейхов, и старался быть подальше от тех, кто
выставлял напоказ свою праведность и приверженность су-
физму, но своими поступками противоречил этому”.
Основная работа Абу Абдуррахмана ас-Сулами – его эн-
циклопедический труд “Табакат ас-суфиййа” (”Поколения
суфиев”), в котором собраны жизнеописания многих пред-
ставителей тасаввуфа.
Кроме трудов по суфизму, досточтимый ас-Сулами оста-
вил после себя множество произведений, посвященных таф-
сиру Корана, изучению хадисов, нравственности, человече-
ским взаимоотношениям, истории и биографиям учёных.
Из его трудов, получивших наибольшую известность,
можно назвать следующие:
«Табакат ас-суфиййа» («Поколения суфиев»);
«Рисалят аль-Меламатия» («Послание меламатиев»);
«Хакаик ат-тафсир» («Истины тафсира»);
«Минхадж аль-арифин» («Путь познавших»);
«‹Уйуб ан-нафс ва мудаватуха» («Болезни нафса и
методы их лечения»);
«Адаб ат-таази» («Этика выражения соболезнований»);
«Адаб аль-факр ва шараитуху» («Правила и условия
нужды к Аллаху»);
«Адаб ас-сухба» («Этика дружбы»);
«Адаб ас-суфиййа» («Нравы суфиев»);
5
«Галатат ас-суфиййа» («Ошибки суфиев»);
«Дараджат аль-му›амалят шарх ли мусталяхат ас-суфий-
йа» («Словарь терминов в науке тасаввуф»);
«Баян ахваль ас-суфиййа» («Разъяснение о духовных со-
стояниях в тасаввуфе»);
«Тарих ас-суфиййа» («История тасаввуфа»);
«Тарих ахль ас-суффа» («История ахль ас-суффа»);
«Макамат аль-Авлия» («Степени приближенных к Алла-
ху»);
«Аль-футувват» («Духовная доблесть»);
«Аз-зухд» («Книга об аскетизме»);
«Сулюк аль-арифин» («Нравы познавших»);
«Амсаль аль-Кур’ан» («Коранические рассказы»);
«Аль-арба›ун фи аль-хадис» («Сорок хадисов»);
«Суалят ад-Даракутни» («Вопросы к ад-Даракутни»);
«Аль-истишхадат» («Доказательства»);
«Китаб ас-сама» («Книге о состоянии «ас-сама»);
«Масаиль варидат мин Макка» («Вопросы из Мекки»);
«Ар-радд ‹аля ахль аль-калям» («Ответ последователям
каляма»);
«Дараджат ас-садикин» («Степени правдивейших»);
«Аль-Васыя» («Завещание»).
6
Достарыңызбен бөлісу: |