Предмет «Беседы о хореографическом искусстве» является важным в цикле специальных дисциплин учебного плана отделений хореографии детских школ искусств, так как он дает возможность учащимся обобщить и осмыслить сведения о хореографическом искусстве зарубежных стран и России, полученные в процессе изучения других предметов, понять ту важную роль, которую играет хореографическое искусство в общественной жизни.
Рабочая программа «Беседы о хореографическом искусстве» составлена на основании примерной программы «Беседы о хореографическом искусстве» для детей хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств 2004 г.
Целью программы «Беседы о хореографическом искусстве» является приобщение учащихся к истории формирования балетных жанров, знакомство с этапами развития танцевального искусства, различными видами балетных спектаклей, выразительными средствами хореографического искусства.
Задачи предмета «Беседы о танце» заключаются в следующем:
-
Привить любовь и уважение к хореографии как предмету искусства;
-
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
-
Привить основы художественного вкуса;
-
Научить видеть взаимосвязи между хореографией и другими видами искусства;
-
Познакомить учащихся с этапами развития балетного искусства
Беседы должны вестись в доступной для учащихся живой, увлекательной форме, сопровождаться прослушиванием музыки, показом иллюстраций картин, фильмов.
Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного спектакля, выступления хореографического коллектива.
Данная программа рассчитана на один год обучения. Объем учебного курса – 34 часа, включая мероприятия итоговой аттестации. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут (учебный час). Итого за курс обучения 34 часа.
Итоговые требования и формы контроля: в конце изучения курса проводится контрольный урок. Формы проведения контрольного урока:
* собеседование;
* защита реферата;
* составление кроссвордов.
Календарно-тематический план
№
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Введение. Беседа о предмете.
|
1
|
Хореография как вид искусства
|
2
|
Выразительный язык танца
|
1
|
3
|
Музыкально-хореографический образ
|
1
|
4
|
Виды и жанры хореографии
|
1
|
Народный танец
|
5
|
Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями, культурой народа.
|
2
|
6
|
Профессиональные ансамбли народного танца
|
1
|
Балет как вид театрального искусства
|
7
|
Балет как вид театрального искусства
|
1
|
|
Контрольный урок за I четверть
|
1
|
Балет как вид театрального искусства
|
8
|
Синтез искусств в балете: музыка, хореография, литература, изобразительное искусство. Создание балетного спектакля. Народные истоки сценической хореографии.
|
2
|
9
|
Зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж. Б. Люлли. Комедии-балеты Ж.Мольера.
|
1
|
10
|
Реформатор балетного театра Ж.Ж. Новерр
|
1
|
11
|
Роматнический балет и его представители: М. Салле, М. Камарго, Ф. Эльслер, Ж. Перро и др.
Балеты: Х. Левеншелль «Сильфида», А.Адан «Жизель»,
|
2
|
|
Контрольный урок за II четверть
|
1
|
Русский балет
|
12
|
Основные черты русского балета
|
1
|
13
|
Романтизм в русском балете
|
1
|
14
|
Симфоничесакие балеты П. Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»
|
3
|
15
|
А.К. Глазунов балет «Раймонда»
|
1
|
16
|
Русские балетмейстеры: М.Петипа, И. Вальберхт, К. дидло, А. Горский, М. Фокин, Л. Иванов
|
2
|
Советский балет
|
17
|
Основные черты советского балета
|
1
|
|
Контрольный урок за III четверть
|
1
|
18
|
С.С. Прокофьев «Золушка», «Ромео и Джульетта»
|
2
|
19
|
Советские балетмейстеры: Ф. Лопухов, Ю. Григорович, Л. Якобсон, К. Сергеев, И. Бельский, Р. Захаров, В. Чабукиани
|
2
|
20
|
Выдающиеся исполнители: А. Павлова, Г. Уланова, М. Плисецкая, А. Мессерер, В.Васильев, М. Лиепа, М. Лавровский, Е. Максимова, Р. Стручкова, О. Лепешинская
|
2
|
Бальный танец
|
21
|
Происхождение бального танца. Народные танцевальные истоки бального танца. Танцевальная культура XVI-XIX веков (музыка, костюм, прическа)
|
1
|
|
Итоговый контроль. Контрольный урок.
|
1
|
|
Всего:
|
34
|
Содержание программы
-
Хореография как вид искусства
Тема 1.1. Выразительный язык танца
Балет, как часть национальной культуры. Хореография как вид искусства. Ее специфические особенности и выразительные средства. Условная природа балета. Связь искусства хореографии с другими видами искусства.
Тема 1.2. Исполнительские средства выразительности
Исполнительские средства выразительности: позы, жесты, мимика, танцевальная лексика, рисунок танца.
Тема 1.3. Виды и жанры хореографии
Общее понятие вида, жанра. Классический танец, народный танец, исторический танец, бальный танец, современный танец, спортивный танец.
Тема 1.4. Музыкально-хореографический образ
Из чего состоит и создается музыкально-хореографический образ, как это происходит.
-
Народный танец
Тема 2.1. Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями, культурой народа.
Связь первобытного искусства с трудовой деятельностью человека. Синкретический характер искусства: тесная взаимосвязь пения, танца, пантомимной игры. Отражение в танце важнейших сторон жизни общества: труда, охоты, войны, религии. Отражение в танце явлений природы. Большое воспитательное и организующее значение танца в жизни первобытного общества.
Тема 2.2. Профессиональные ансамбли народного танца
Организация в 1937 году Ансамбля народного танца под руководством И. Моисеева.
Ансамбль народного танца под руководством П. Вирского.
Включение танцевальной группы в состав государственного хора имени М. Пятницкого под руководством Т. Устиновой и В. Хватова (1938 г.).
Н. Надеждина – организатор и художественный руководитель ансамбля «Березка» (1948 г.).
Организация при ЦДКА в 1929 году ансамбля, реорганизованного в 1935 г. в Центральный ансамбль песни и пляски Красной Армии.
-
Балет как вид театрального искусства
Тема 3.1. Синтез искусств в балете: музыка, хореография, литература, изобразительное искусство. Создание балетного спектакля. Народные истоки сценической хореографии.
Роль и взаимное влияние различных видов искусств – музыкального искусства, хореографического искусства, живописного искусства, литературы и др. – в создании балета.
Значение литературного первоисточника. Роль либерттиста, композитора, хореографа, исполнителя в создании балетного спектакля.
Тема 3.2. Зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж. Б. Люлли. Комедии-балеты Ж.Мольера.
Фольклорная основа народных и придворных танцевальных форм. Основание Королевской академии танца. Близость форм бытового придворного и сценического танца.
Жан Батист Люли – композитор, определивший стиль танцевальной придворной оперы в XVII веке. Создание многочисленных образцов танцевальной музыки; балетные сцены в операх Ж.Б. Люли, музыка для балетов-комедий Ж.Б. Мольера.
Жан Батист Мольер. Балеты-комедии Ж.Б. Мольера. Обогащение хореографии новыми приемами, слияние в них пластики, пантомимы, танца с другими компонентами сложного сценического действия. Балеты: «Докучные», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Господин де Пурсоньяк».
Тема 3.3. Реформатор балетного театра Ж.Ж. Новерр
Жан Жорж Новер (XVIII век). Обоснование Ж.Ж. Новером самостоятельности балетного театра, его отделения от оперы и драмы. «Письма о танце». Создание сюжетного балета-пьесы, построенной по законам драматургии. Требования художественного единства всех компонентов спектакля – музыки, хореографии, сценического оформления, костюмов, исполнителей. Обоснование действенного танца, как главного выразительного средства балета. Основные этапы творческой биографии Ж. Новера (общие сведения).
Ученик Новера – Жан Доберваль – и его балет «Тщетная предосторожность» (музыка неизвестного композитора).
Тема 3.4. Роматнический балет и его представители: М. Салле, М. Камарго, Ф. Эльслер, Ж. Перро и др.
Романтизм – художественное направление в искусстве конца XVIII – первой половины XIX в. Общая характеристика романтизма.
Мари Сале и Мари Камарго – краткая характеристика творчества.
Фани Эльслер – краткая характеристика творчества.
Жюль Жозеф Перро – краткая характеристика творчества. Социальные, демократические мотивы в его творчестве, связь с современной литературой. Четкая драматургическая основа его спектаклей, создание ярких образов героев, их психологическая глубина, многоплавность. Мастерство в построении массовых сцен.
Балет Х. Левеншелля «Сильфида». Гибель идеальной мечты в столкновении с реальной действительностью – основная идея балета. Краткое содержание балета.
Балет А. Адана «Жизель» - вершина романтического балетного репертуара.
Краткая характеристика спектакля .
Балеты: Х. Левеншелль «Сильфида», А.Адан «Жизель».
Балет Х. Левеншелля «Сильфида». Гибель идеальной мечты в столкновении с реальной действительностью – основная идея балета. Краткое содержание балета.
Балет А. Адана «Жизель» - вершина романтического балетного репертуара.
Краткая характеристика спектакля .
Балет Ч. Пуньи «Эсмеральда» - краткая характеристика спектакля.
Выразительные средства романтического балета, его влияние на дальнейшее развитие мировой хореографии.
-
Русский балет
Тема 4.1. Основные черты русского балета
Традиции русского народного танцевального искусства. Отражение в народном танце явлений природы, труда, быта, нравов и обычаев народа, его национального характера.
виды народной пляски: хоровод, парный танец, танец – импровизация, перепляс и их характеристика. Связи народного танца с песней. Стиль, манера, техника исполнения (областные особенности композиционного построения, стиля исполнения танца, характерные черты мужского и женского танца).
Скоморохи – первые профессиональные танцоры на Руси.
Влияние народного танцевального искусства на формирование эстетических требований к сценическому танцу.
Придворный театр Алексея Михайловича, первые балетные представления.
Реформы Петра I, бытовая хореография при Петре I.
Зарождение танцевальной школы в России в недрах казенных учебных заведений (Шляхетский корпус, деятельность Ланде), открытие профессиональной школы в Петербурге и в Москве.
Придворные балетные представления в России, открытие публичных театров в Петербурге и Москве. Деятельность мастеров европейского балета в России: Ф. Хильфердинга, Г. Анджиолини.
Тема 4.2. Романтизм в русском балете
Балет в 30-е годы XIX века. Особенности русского романтизма.
Филипп и Мария Тальони, Дюль Перро и Фани Эльслер в России. Влияние их творчества на русский балетный театр. Балеты романтического репертуара в России. «Жизель» в России.
Освоение русскими исполнителями стиля и приемов романтического балета. Екатерина Санковская. Близость ее творчества передовым идеям эпохи. Творческих портрет Санковской.
Елена Андреянова. Глубина и содержательность созданных ею сценических образов, национальный склад ее дарования. Творческий портрет Андреяновой.
Тема 4.3. Симфоничесакие балеты П. Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»
Балеты П.И. Чайковского и их роль в укреплении национальной русской балетной школы. Творческая встреча М. Петипа с П.И. Чайковским.
Балет «Спящая красавица» - одно из крупнейших достижений русской культуры: симфоническая драматургия балета, значительность и выразительность образов спектакля, их оптимистический характер.
Балет «Лебединое озеро». Участие М. Петипа в создании балета. Характеристика II и IV актов балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Л. Иванова. Открытие новых пластических приемов, создание образа Лебедя, пластическая симфония «лебединых» картин.
Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» в постановке Л. Иванова. Характеристика спектакля.
Тема 4.4. А.К. Глазунов балет «Раймонда»
Творческая встреча М. Петипа с А.К. Глазуновым. Балет «Раймонда». Открытие дальнейших путей симфонизации танца. Краткая характеристика балета.
Тема 4.5. Русские балетмейстеры: М.Петипа, И. Вальберхт, К. дидло, А. Горский, М. Фокин, Л. Иванов
Мариус Иванович Петипа. Биографические данные, этапы творческого пути.
Иван Иванович Вальберх. Краткая характеристика творчества.
Шарль (Карл) Луи Дидло. Ш. Дидло и его роль в развитии русского балета.
Связь искусства Ш. Дидло с идеями эпохи декабристов. Пушкинские балеты Дидло. Ученики Ш. Дидло: Е. Колосова, Н. Данилова, А. Истомина, Н. Гольц.
Александр Алексеевич Горский. А. Горский и московский балет. Пересмотр Горским академических традиций при постановках спектаклей классического репертуара: П.И. Чайковский «Лебединое озеро», А. Адан «Жизель», А.К. Глазунов «Раймонда». Стремление А. Горского к драматургической логике и оправданности действия, исторической точности обстановки: смелость и новизна режиссерских приемов, отказ от условного жеста в пантомиме, отказ от симметрии, принцип «живописного» построения массовых сцен.
Михаил Михайлович Фокин. Краткие биографические сведения. М.М. Фокин – выдающийся танцовщик. Педагогическая деятельность М.М. Фокина. Две основные линии в творчестве М.М. Фокина: создание пластической драмы и создание постановок, воспроизводящих стиль прошедших эпох. Обращение М.М. Фокина к инсценировкам классических музыкальных произведений. Балетные постановки – «Шопениана» на музыку Ф. Шопена и «Арагонская охота» на музыку М.И. Глинки – как высшее достижение Фокина в этой области. Постановка танцев в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и «Половецких плясок» в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» - крупнейшее достижение русской и мировой хореографии.
Лев Иванович Иванов. Основные этапы творческого пути.
-
Советский балет
Тема 5.1. Основные черты советского балета
Балетный театр первых послереволюционных лет. Балетный театр 30- годов. Советский балет в годы Великой Отечественной войны. Балет в 60-80 годы.
Балет «Ромео и Джульетта» - спектакль шекспировского масштаба. Конфликт двух жизненных позиций – основа создания многогранных, психологически глубоких образов главных героев. Богатство пластических красок, разнообразие и убедительность режиссерских приемов, мастерство в решении массовых сцен. Цельность драматургии, образная яркость и насыщенность действия при номерной структуре спектакля – новое направление в балетном театре.
Балет «Золушка» в постановке Р. Захарова – спектакль о возвышающей силе любви, торжестве доброты, трудолюбия, мужества. Последующие постановки балета.
Тема 5.2. С.С. Прокофьев «Золушка», «Ромео и Джульетта»
Балет «Ромео и Джульетта» - спектакль шекспировского масштаба. Конфликт двух жизненных позиций – основа создания многогранных, психологически глубоких образов главных героев. Богатство пластических красок, разнообразие и убедительность режиссерских приемов, мастерство в решении массовых сцен. Цельность драматургии, образная яркость и насыщенность действия при номерной структуре спектакля – новое направление в балетном театре.
Балет «Золушка» в постановке Р. Захарова – спектакль о возвышающей силе любви, торжестве доброты, трудолюбия, мужества. Последующие постановки балета.
Тема 5.3. Советские балетмейстеры: Ф. Лопухов, Ю. Григорович, Л.
Якобсон, К. Сергеев, И. Бельский, Р. Захаров, В. Чабукиани
Федор Васильевич Лопухов. Поиски Ф.В. Лопухова новых хореографических форм и выразительных возможностей балетного театра. Значение творчества Ф. Лопухова в развитии советского балета.
Юрий Николаевич Григорович. Новые постановки классических балетных спектаклей: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Жизель» и др.
Леонид Вениаминович Якобсон. «Хореографические миниатюры» - жанр «малых форм» советского балетного театра. Создание Л.В. Якобсоном балетной группы «Хореографические миниатюры».
Константин Михайлович Сергеев. Проблемы расовой дискриминации – ведущая тема балета К. Караева «Тропою грома». Использование африканского фольклора.
Игорь Дмитриевич Бельский. Балет А.п. Петрова «Берег надежды» - социальная направленность балета.
Ростислав Владимирович Захаров. Пушкинская тема в творчестве Захарова. балет Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Общая характеристика балета.
Вахтанг Михайлович Чабукиани. Театр Шекспира в балете А.Д. Мачавариани «Отелло».
Тема 5.4. Выдающиеся исполнители: А. Павлова, Г. Уланова, М. Плисецкая, А. Мессерер, В.Васильев, М. Лиепа, М. Лавровский, Е. Максимова, Р. Стручкова, О. Лепешинская
Краткая характеристика исполнительного искусства вышеуказанных мастеров
-
Бальный танец
Тема 6.1. Происхождение бального танца. Народные танцевальные истоки бального танца. Танцевальная культура XVI-XIX веков (музыка, костюм, прическа)
Учреждение Петровских ассамблей в Петербурге (1718 г.). Танцы на ассамблеях. Исполнение наряду с зарубежными бальными танцами русских народных плясок. Быстрое распространение бальных танцев (французская кадриль, менуэт, гавот алеман) в широких кругах населения.
Роль костюма и прически в истории человеческой культуры. Эстетическое формирование костюма на основе его функционального значения. Национальные костюмы. Понятие «моды».
Пути и общие закономерности развития костюма и прически. Общие тенденции развития в рамках художественного стиля эпохи. Прически, новое в косметике, парики.
Ролm Франции в развитии культуры XVIII века. Краткая характеристика политического, экономического положения этого периода. Париж – диктатор моды.
Западноевропейский и русский костюм XIX века. Общая характеристика эпохи.
Список использованной литературы
-
Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. – СПб: Лань, 2011
-
Бахрушин Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. – М.: Просвещение, 1973
-
Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб: Лань, Планета Музыки, 2008
-
Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – М.: Искусство, 1987
-
Ванслов В.В. В мире искусств / В.В.Ванслов. – М.: Знание, 2003
-
Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань. Планета Музыки. 2009
-
Деген А.Б. Балет. 120 либретто. Композитор. СПб, 2008
-
Дубкова С.А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С.А. Дубкова. – М.: Белый город, 2009
-
Еремина-Соленикова Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время.– М.: Планета музыки, 2010
-
Жемчугова П.П. Балеты. СПб: «Литера», 2010
-
Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века / – Пермь, 1994
-
Красовская В.М. Балет сквозь литературу. – СПб: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005
-
Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008
-
Коптелова Е.Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца. СПб: Лань, Планета Музыки, 2012
-
Левинсон М. История костюма. Полная хрестоматия. М., 2008
-
Никульский А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008
-
Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985
Достарыңызбен бөлісу: |