Болгария пещерные церкви в Иваново



бет1/2
Дата08.07.2016
өлшемі0.54 Mb.
#185123
  1   2
БОЛГАРИЯ
Пещерные церкви в Иваново (болг. Ивановски скални църкви, Ивановски манастир) — комплекс церквей, часовен и келий, высеченных в скалах. Расположен в 21 км к югу от города Русе (Болгария) рядом с селом Иваново на высоте 32 м над каньоном реки Русенский Лом. В 1979 году комплекс включён в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Комплекс стал заселятся монахами с XIII века. В период расцвета монастыря в нём насчитывалось 40 церквей и часовен и около 300 монашеских келий. После XVII века монастырь стал необитаем и большая часть из его построек пришла в упадок.



Из пещерных церквей наиболее сохранились:

  • Часовня Господев Дол — украшена богатой фресочной живописью, в расположенных рядом кельях обнаружена надпись сообщающая, что болгарский царь Иван Тертер провел остаток своей жизни в этом монастыре и был в нём погребён;

  • Скрытая Церковь — построена царём Иваном Ассеном II, чьё ктиторское изображение с храмом в руках присутствует на одной из фресок;

  • «Церковь» — основана царём Иваном Александром (вторая половина XIV века), стены украшены фресками на библейский сюжет, выполненные в стиле искаженного Ренессанса;

  • Внутренняя церковь.

В пяти церквях комплекса сохранились фрески XIII—XIV веков, являющиеся уникальным образцом средневековой болгарской стенописи. Во фресках заметно античное влияние — присутствуют изображения обнажённых кариатид, колонн, лепнины.
В 30 км к югу от г. Русе в границах Природного парка „Русенски-Лом” расположен средневековый город-крепость Червен. Город был построен на месте византийской крепости, выстроенной в VІ в., и достиг своего расцвета в ХІV в. Средневековое поселение включало внутренний город или цитадель, занимавшую скальное плато, и внешний город, расположенный у ее подножия.
Червен был одним из крупнейших военно-административных, хозяйственных и церковно-культурных центров Второго болгарского царства (ХІІ-ХІV вв.) и важным торговым пунктом через реку Дунай с внутренними частями страны. В 1235 г. здесь была создана Червенская митрополия. В его окрестностях после этого стали основывать скальные монастыри. В 1388 г. крепость была разрушена турками. В начальный период османского владычества город сохранял свои функции, но постепенно пришел в упадок, чтобы в ХVІІ в. вновь пережить период хозяйственного оживления.
В ходе археологических раскопок здесь были раскрыты замок, крепостные стены, два подземных коридора для снабжения водой, 13 церквей, общественно-административные здания, много жилищ и другие интересные и значимые находки, в том числе монетные клады, украшения, памятники, керамика, бытовые предметы, ремесленные инструменты, вооружение и пр.
Объект можно посетить только на автомобиле или пешком.
Прогулку по средневековым руинам можно сочетать с рассмотрением чудесной природы парка, прогуливаясь по специально проложенным маршрутам. Рядом находится красивая пещера „Орлова-Чука”, а поблизости другие два интересных объекта – Ивановские скальные церкви, которые включены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, и

Басарбовский скальный монастырь Святого Димитрия Басарбовского расположен в долине реки Русенски-Лом, близ села Басарбово, и в 10 км от города Русе.

Скальный монастырь был основан во времена Второго болгарского царства, но впервые упоминается в османском налоговом регистре в 1431 г. Известное время в XIX веке монастырь остался без обитателей, но в 1937 г. здесь поселился отец Хрисант из Преображенского монастыря, что дало новое начало этому религиозному центру.

Самым известным представителем этой обители был родившийся в 1685 г. в село Басарбово Св. Дмитрий Басарбовский, вся жизнь которого прошла в монастыре. Останки монаха были похоронены в сельской церкви, но во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Его мощи были перенесены в Бухарест в церковь Святых Константина и Елены, где находятся и поныне.
Басарбовский монастырь - единственный действующий скальный монашеский комплекс в Болгарии.
Тропинка, ведущая в обитель, проходит через красиво озелененный двор и кончается у колодца, выкопанного Святым Дмитрием. Местные люди верят, что вода в колодце целебная.
У подножия скал монастыря находятся два помещения и пещера-столовая, выкопанные в 1956 г. Оттуда 48 ступеней ведут к площадке в скалах, где находится ниша, в которой по преданию спал Св. Дмитрий. Справа от него расположена скальная церковь с чудесным резным иконостасом, сделанным в 1941 г., а рядом стоит икона святого, изображенного во весь рост.
По другой каменной лестнице можно дойти до естественной пещеры, в которой похоронен монах Хрисант – человек, возродивший эту обитель и вернувший ей жизнь в 1937 г. Пещера исполняет роль костницы и хранит кости усопших, в которой устроена музейная экспозиция. Храмовый праздник отмечается 26 октября – в день Св. Дмитрия. Здесь не предусмотрены возможности для размещения туристов. В монастыре продаются информационные материалы и иконы.
Беленский мост находится в северо-восточном конце города Бяла, муниципалитет Русе. Возведен он был на реке Янтра в 1865-1867 гг. по распоряжению вали (губернатора) Дунайского вилайета Мидхата-паши. Его строительство было необходимо в связи с новым путем из главного города этой области Русе на Дунае со столицей Высокой Порты Стамбулом, который пересекал реку Янтра у г. Бяла.
Польский инженер Людмил Рола, находящийся на службе у Мидхата-паши, потребовал заплатить ему за строительство моста три миллиона грошей. А вот прославленный болгарский зодчий тех времен Никола Фичев, которого все просто звали мастер Колю Фичето, согласился сделать это за 700 000 грошей, заложив при этом свою честь и жизнь.

Первоначально знаток своего дела сделал макет из воска, чтобы можно было рассчитать необходимые расходы на строительство. Это был единственный объект видавшего многое в своей жизни строителя, для которого он сделал макет. Кстати, одновременно с мостом ему приходилось строить и церковь Св. Троицы в городе Свиштов на Дунае.

При строительстве моста Колю Фичето помогали кузнецы из Габрово, плотники и каменщики из Трявны и Дряново и крестьяне из г. Бяла. Длина моста 276 м, ширина 9,5 м, он имеет 13 быков и 14 полукруглых сводов. Посередине возвышается колонна, на которой установлена мраморная плита с надписью арабскими буквами.

Каменный мост у Бяла замечательное сооружение, созданное в эпоху Болгарского возрождения. Несущие колонны украшены символическими скульптурами грифона, льва, нимфы, лебедя. Мост получился подлинным шедевром строительно-архитектурного искусства в сочетании со скульптурными элементами. До тех пор подобные орнаменты использовались только для украшения зданий. Неравная кладка моста облицована плотным, прекрасно обработанным известняком, устои имеют волнообразное окончание. Каждый устой похож на фасад здания, пролеты оформлены в виде чередующихся открытых и закрытых окон.


За это чудесное творение от имени султана Мидхат-паша наградил зодчего орденом Меджидие, подарил ему 50 тысяч грошей и большой участок в Тырново.
Во время сильного наводнения в 1897 г. западная половина моста была разрушена. В 1922-1923 гг. она была восстановлена, а в 1977 г. была установлена скульптурная фигура великого строителя.
Мост объявлен архитектурно-художественным памятником на основании Протокола Национального совета охраны памятников культуры №3 от 10.04.2000 г.
Прототипом моста в 1 км от г. Бяла является мост у села Йовковци через реку Веселина.
Руины римского и ранневизантийского города Никополис-ад-Иструм находятся в около 20 км севернее города Велико-Тырново, по дороге в Русе, и в 3 км юго-восточнее села Никюп. Они расположены на невысоком плато на берегу реки Росица.

Город был основан во ІІ веке римским императором Марком Ульпием Траяном (годы правления 98-117) в честь его победы над даками (106 г.). Именно поэтому он так назван – Никополис-ад-Иструм, что в переводе означает «Город победы на Дунае». Город находился на точке пересечения двух из важных путей в нижней Мезии – из Одессоса (ныне Варна) в западные римские провинции и из Нове (ныне Свиштов) в Византион (ныне Стамбул).

Город планировался по т.наз. «ортогональной системе» - прямые улицы, ориентированные по направлениям света, которые пересекаются под прямым углом. Раскопки показали, что город первоначально не имел крепостных стен. Они были построены позднее, в конце ІІ в., после опустошительного нападения варваров.

Ворота имелись на каждой из крепостных стен, но главными были ворота, расположенные на запад – к столице империи Риму. Они так и назывались – Порта Романа. В город поступала вода посредством водопроводов, самый длинный из которых был длиной целых 27 км.

У центральной площади – агора – найдены развалины колоннады, малого театра, общественных зданий и магазинов. Имелась и общественная баня, обнаружены остатки системы обогреваемых полов в некоторых зданиях. Предположительно, существовала даже открытая отопляемая зимой дорожка для прогулок.

Город чеканил и собственные монеты. Обнаружено более 1000 видов бронзовых монет с разными изображениями из Никополис-ад-Иструма. Там жили люди разных религий, что объясняет и разные типы захоронений, найденные в районе. Некрополь города располагался по обе стороны дороги в Нове и в западном направлении. От него сохранилась 121 могила.

Существует предположение, что древний город был уничтожен в начале VІІ века в результате нападения аваров. Его руины изучаются с начала ХХ века.
История поселений в окрестностях Велико-Тырново восходит к каменному веку. Первая ключевая дата в истории города - 1185 год. В ходе восстания болгарские феодалы Петр и Асен свергли византийское владычество и создали Второе Болгарское царство.
В 1186-1393 здесь была столица Второго Болгарского царства, место коронования болгарских царей и резиденция архиепископа.
При правлении таких царей, как Иван Асен II (1218-1241), Иван Александр (1331-1371) и Иван Шишман (1371-1393), город стал крупным религиозным и экономическим центром на Балканах. Местные купцы установили торговые связи со многими европейскими городами, в том числе с Генуей и Венецией. Духовная, литературная и художественная жизнь города достигла небывалого расцвета. Современники в своих восторженных описаниях называли Велико-Тырново "королевой городов" и "вторым после Константинополя".
В 1393 Тырново захватили турки, город был сожжен и пришёл в упадок. Почти все памятники эпохи расцвета культуры были уничтожены.

Только в XVIII веке Велико Тырново пробуждается к новой жизни. Строятся большие дома на склонах двух берегов реки. С тех пор до наших дней сохранились великолепные образцы оригинальной, типично болгарской архитектуры.

Тырново дважды занимали русские в ходе русско-турецких войн в 1810 и 1877 годах.
В 1879 году в Тырново была принята первая, Тырновская конституция Болгарии (Третье Болгарское царство), которая действовала до декабря 1947, когда образована Народная Республика Болгария.

Велико-Тырново – одно из старейших поселений страны, так как жизнь здесь кипела более чем 5 тыс. лет назад, о чем свидетельствуют археологические раскопки.

Расцвет Велико-Тырново связан с периодом Второго болгарского царства (1185–1393 гг.). В 1185 г. именно этот город был провозглашен столицей свергнувшего византийское иго в результате восстания под руководством бояр братьев Асена и Петра. До того Болгария в течение 167 лет входила в пределы Византии.

После избрания его столицей город стал быстро развиваться, причем в период XII-XIV веков он был чуть ли не самой неприступной крепостью, а также средоточием культурной и духовной деятельности.

Крупнейшее культурное наследие тех времен это средневековая крепость Царевец, расположенная на одноименном холме, окруженном с трех сторон рекой Янтра. Раскопки свидетельствуют, что Царевец, хотя и обнесенный крепостной стеной, не был закрытой крепостью и имел структуру настоящего средневекового города, в центре которого возвышался дворец, церковь Св. Петки, было множество жилых и хозяйственных зданий, водохранилища и боевые башни. На самой высокой части Царевеца находилась резиденция патриарха, а в непосредственной близи от нее патриаршеская церковь Вознесения Христова.

Напротив Царевеца расположен другой исторический холм – Трапезица. Его историческое богатство значительное и все еще не до конца раскрыто. Археологические раскопки здесь продолжаются и постоянно появляются новые интересные открытия.

Кроме исторических холмов, Велико-Тырново славится и множеством православных храмов. Одной из наиболее эмблематических средневековых церквей является храм Св. 40 мучеников, построенный в честь победы царя Ивана Асена ІІ, правившего с 1218 по 1241 гг., над эпирским деспотом Теодором Комнином (годы жизни 1180– 1273). В церкви похоронены болгарские цари Калоян (годы жизни 1168–1207), Иван Асен II, а также многие другие члены царских семей и болгарской знати. В православном храме хранятся одни из самых значимых древнеболгарских эпиграфических памятников – колонны хана Омурга, царя Ивана Асена ІІ, Граничная колонна из крепости Родосто времен хана Крума (годы жизни 755-814).

В окрестностях города находятся одни из самых известных болгарских монастырей – Патриаршеский, Преображенский, Арбанашкий, Плаковский, Капиновский, Килифаревский и др.

В эпоху Болгарского возрождения (XVIII – XIX вв.) Велико-Тырново привлекал многих талантливых людей. Он стал центром Первого революционного округа во время Апрельского восстания в 1876 г. против турецких поработителей.

После Освобождения Болгарии от рабства в 1878 г. Велико-Тырново стал временной столицей нового государства. В 1879 г. здесь было созвано Первое Учредительное собрание /парламент/, на котором была принята Тырновская конституция. Опять-таки здесь созывается Первое Великое народное собрание, на котором болгарским владетелем был одобрен князь Александр I Баттенберг (1857 – 1893 гг.).

Архитектурный облик старой части города сохранился, каким он был некогда. Так, идя по ул. Ген. Гурко или по Самоводской улице ремесленников, гости города могут рассмотреть дома, построенные более чем 200 лет назад и почувствовать атмосферу тех времен. Торговые ряды это своеобразный комплекс ремесленных мастерских, лавок для сувениров и разных галерей.

В старинной части города размещена большая часть местных музеев, интерес среди которых представляют Археологический музей, Музей „Возрождение и Учредительное собрание“, Музей новой и новейшей истории, Сарафкин дом, Дом-музей П. Р. Славейкова, постоялый двор Стамболова, постоялый двор Хаджи Николи и другие.

Не случайно Велико-Тырново провозглашен балканской столицей культурного туризма и неоднократно становился обладателем приза, как самый красивый город Болгарии в результате ежегодного изучения, проводимого СМИ. И город этот действительно великолепен своими красивыми, спускающимися к реке друг за другом домами к берегам реки, имеющий богатую историю и разные достопримечательности, чем и привлекает множество гостей. Возможности для размещения в этом городе исключительно разнообразные. Это частные квартиры, хостелы, гостевые дома и гостиницы категории до 4 звездочек. Город предлагает изобилие развлечений и ночную жизнь – дискотеки, бары, рестораны и пр. Главная улица города предлагает разнообразие магазинов, отелей, заведений для развлечений и питания. Рестораны города славятся кулинарными умениями. Здесь предлагают популярные болгарские яства и характерные угощения для этого края.
Старая часть Велико-Тырново расположена на трех холмах - Царевец, Трапезица и Света гора.

Холм Царевец - во время Второго Болгарского царства здесь располагались царский двор, бояре и патриарх. На нём был построен царский дворец, дворец патриарха и немало православных соборов. Холм окружен рекой Янтра и крепостной стеной (толщина стен до 3,6 м), воздвигнутой на естественных отвесных скалах.

На холме находится одноимённая крепость Царевец, по большей части реставрированная, так как сильно пострадала во время землетрясения 1913 года. Из построенных когда-то башен сохранилась только одна, ныне именуемая «Балдуинова кула».

На вершине холма возвышается Патриарший собор Вознесения, восстановленный на старом фундаменте. Стены украшены фресками, изображающими сцены болгарской истории и эпохи национального Возрождения.
Архитектурно-музейный заповедник „Царевец” – один из самых посещаемых туристских объектов в Болгарии. Занимая холм Царевец, он расположен в старинной части города

Велико-Тырново. Холм был обитаемым еще в ІІІ тыс. до н.э. В V-VII в. н.э. здесь находился крупнейший город Византийской империи в провинции Нижняя Мёзия – Зикидева.

В IX в. на этом месте возникло древнеболгарское поселение, которое быстро разрослось. Строительство крепостной стены, сохранившейся до наших дней, было начато в ХІІ веке. Протяженность стены 1100 м, ширина местами достигает 3,40 м и высота - более 10 м.

Крепость имела три входа, которые можно увидеть и сегодня. Главный вход, защищаемый башнями, расположен с запада. Второй, называемый Малыми воротами (Асеновыми) находится на северо-западной крепостной стене. Третий вход, или Френкхисарские ворота, был сделан в юго-восточном краю этой твердыни и имел одну боевую башню. Она известна под названием Балдуиновая башня – по имени латинского императора Балдуина Фландрского, плененного царем Калояном в битве под Эдирне в 1205 г. Легенда гласит, что после битвы Балдуина заточили в эту башню, где он позже и скончался.

В центральной части крепости расположен Дворцовый комплекс. Это несколько построек, обнесенных внутренней каменной стеной, с двумя боевыми башнями и двумя входами. Он включает Тронный зал, Дворцовый зал и царские покои.

В 1185 г. после провозглашения Тырново столицей Второго болгарского царства Царевец превратился в его главную опору, дав приют аристократии. Более чем 200 лет в этом городе кипела политическая, экономическая и культурная жизнь, что превратило его в один из крупнейших центров на юго-востоке Европе, а крепость – в наиболее важную для Болгарии. В самом северном конце Церевца находится вдающийся в реку Янтра своеобразный мыс, известный как Лобная скала. В XI – XIV в. с нее в реку сбрасывали предателей государства, а в XVI в. на этом месте был построен монастырь.

Реставрация крепости Царевец была начата в 1930 г. и завершена в 1981 г. в связи с чествованием 1300 лет признания Византией нового болгарского государства.

Сейчас прекрасно восстановлены дорога к главному входу с большими воротами, внушительные стены и боевые башни, среди которых Балдуиновая. На самой вершине Царевца расположена Патриаршеская церковь, восстановленная в 1981 г. Она впечатляет своими размерами и архитектурными качествами, а также иконописями, воссоздающими восход и гибель Второго болгарского царства.

Ниже расположен царский дворец. В ходе раскопок здесь были найдены основы 470 жилых построек, постоялого двора, жилищ аристократии, 23 храмов и 4 городских монастырей. Обнаружены уникальные части золототканой одежды и золотых украшений периода Второго болгарского царства. Среди владетелей, руководивших государством из Царевеца, значатся имена царей Асена І, Петра IV, Калояна, Ивана Асена II, Ивана Александра, Ивана Шишмана.

В наши дни архитектурно-музейный заповедник „Царевец” уникальное место знакомства с прошлым Болгарии. Доступ ко всем объектам облегчает инфраструктура, созданная в аутентичном для той эпохи стиле. Указательные таблички дают дополнительную информацию о предназначении и истории объектов. Посетители могут подняться на башню-колокольню, откуда открывается прекрасный вид на город.

Невероятным развлечением является аудио-визуальный спектакль „Звук и свет”, который при участии сотен цветных прожекторов и ламп, музыки, перезвона колоколов и лазеров восстанавливает моменты болгарской истории.

Объект открыт для туристов круглогодично. В Патриаршеской церкви на вершине холма продаются информационные материалы и сувениры.


Холм Трапезица - в ходе раскопок здесь были найдены остатки каменных укреплений и 17 церквей, построенных в XII-XIV вв. В церквях сохранились следы росписей и мозаик, керамические детали.

В подножья холмов Царевец и Трапезица, на обоих берегах реки Янтра, раскинулся живописный средневековый квартал ремесленников - Асенова махала. Здесь находится множество церквей:



Церковь Святого Димитара (St. Dimitar Church) в городе Велико-Тырново расположена у подножия северо-восточной части холма Трапезица, на правом берегу реки Янтра. Это старейшая средневековая церковь в Тырново. Она относится к XII веку - эпохе владычества ранних болгарских правителей.

В 1185 году, когда была построена эта церковь, братья Асень и Петр объявили о восстании против византийских захватчиков. Впоследствии, вплоть до 1230 года, Церковь Святого Димитара была королевской церковью. Здесь проходила процедура коронации болгарских правителей Асеня, Петра и Калояна, а 7 ноября 1204 года Архиепископ Василий был избран Патриархом Болгарской церкви. Позже, в конце XVII - начале XVIII веков был построен монастырь. Ему принадлежат 4 больших здания, найденных во время археологических раскопок в 1971 году. Они расположены с восточной, западной и южной стороны. Монастырь и церковь просуществовали до третьей четверти XIII века, а затем были разрушены землетрясением.


В XV веке к югу от старой церкви, на фундаменте южного здания монастыря, была сооружена новая церковь. В течение второй половины XV века здесь был построен христианский некрополь. Он просуществовал до начала XX века. В специальном склепе в северной части двора было обнаружено более 500 захоронений.

В конце XVIII – начале XIX века Церковь Святого Димитара была разграблена набегами жителей города Карджали. Она была серьезно повреждена во второй половине XIX века, а в 1913 году полностью уничтожена землетрясением. Сохранилась лишь апсида с фрагментами оригинальных фресок.


Научные и археологические исследования церкви были начаты в 1971 году. В ходе исследований был обнаружен план церкви, даты строительства и богатые наружные декорации. Церковь представляла собой крестообразную базилику с отделением для мужчин, отделением для женщин и алтарем. Апсида церкви пятигранная. Снаружи она украшена камнем, штукатуркой и кирпичом. Встроенные орнаменты различных цветов придают ей ещё больше очарования. Внутренняя часть церкви когда-то была расписана фресками, но до настоящего времени сохранились лишь 2 фрагмента в алтаре. Многочисленные материалы, обнаруженные во время раскопок, свидетельствуют о том, что Церковь Святого Димитара и расположенный рядом с ней монастырь играли значительную роль в духовной и просветительской жизни древней столицы Болгарии – города Велико-Тырново.

Восстановленный храм начал действовать в качестве музея в 1985 году, в годовщину 800-летия провозглашения Тырново столицей Болгарии и восстания против византийских захватчиков.


Церковь Святых Сорока мучеников - была сооружена в 1230 году. Является усыпальницей нескольких болгарских царей, местом провозглашения независимости Болгарии в 1908 году. От той эпохи до нас дошли не только отдельные фрагменты фресок, но и древние колонны. Надписи на них, сделанные на староболгарском и греческом языках, - древнейшие сохранившиеся тексты раннего Средневековья. Правда, колонны теперь можно увидеть в Национальном историческом музее в Софии. В церкви на протяжении многих лет ведутся раскопки и реставрационные работы. Поэтому доступа туристам сюда нет.


Церковь Святого Георгия - маленький храм, с великолепными фресками, выполненными в основном в XVII в.


Церковь Святых Петра и Павла (XIII-XIV вв.) - небольшой храм, сумевший выстоять в периоды гонений и разрушений, сильно пострадал во время землетрясения 1913 года. Очень интересны хорошо сохранившиеся фрески XIV-XVII вв. - замечательный образец живописной школы Тырново, для которой характерна индивидуализация персонажей. Над входом изображены оба небесных покровителя церкви - св. Петр и Павел, а также Св. Иоанн Рильский и жития святых.

Живописным ядром современного Велико-Тырново является Старый город, возникший в эпоху болгарского Возрождения к югу и западу от холма Трапезица. Его архитектурное своеобразие заключается в том, что множество колоритных домов в национальном стиле как бы нависают над рекой Янтрой, создавая великолепную панораму.


В Старом городе на улице Раковски работают старые ремесленные мастерские, представляющие интерес для туристов. На этой же улице находится и постоялый двор Хаджи Никола в стиле константинопольских караван-сараев. Это здание стоит на склоне, и его отдельные флигели имеют от одного до трех этажей.


Село Арбанаси разместилось на высоком плато в 4 км от г. Велико-Тырново.

Известно, что поселение здесь существовало еще во времена Второго болгарского царства (1185–1393 гг.). Тогда бояре столичного града Тырново использовали это место как свою летнюю резиденцию. Одно предание гласит, что где-то здесь тырновские цари чеканили свои монеты.

После победы у Клокотницы в 1230 г. Ивана Асена II (правившего в 1218–1241 гг.) над эпирским владетелем Теодором Комнином, Арбанасская земля (нынешняя Албания) становится частью болгарского царства и тогда множество переселенцев прибывают на эти земли. Таким образом, согласно преданию, это поселение и получило название по названию родного края новых переселенцев.

Первое письменное сведение об этом селении нам известно из фермана (указа) султана Сулеймана Великолепного от 1538 г.

Основным занятием населения Арбанаси во время турецкого ига было скотоводство и торговля. Ряд жителей занимался ремеслами и разведением коконов.

В ХVІІ в. Арбанаси превращается в важный торговый центр. Местные торговцы славились своими изделиями и торговали со всей турецкой империей. Дома богатых торговцев этого периода похожи на небольшие крепости. У них строгий и суровый внешний вид, без балконов и просторных веранд, с решетками на окнах и прочно окованными дверьми. Внутри вас ждет невероятно богатое убранство и роскошь. Все внутреннее украшение дверей, окон, стенных шкафов, комодов, потолков отличается самой искусной резьбой по дереву. Гипсовые элементы свидетельствуют о наличии вкуса, умения и художественного мастерства строителей. Арбанасские дома устроены так, чтобы можно было в них жить, не выходя на улицу, кроме как за водой из колодца во дворе.

Независимо от своей защиты, спустя век село было ограблено и предано огню кирджалиями (турецкими бандами в Османской империи). Затем прокатилась эпидемия чумы, и произошло несколько землетрясений, что заставило местных жителей искать более спокойные места.

После 1810 г. Арбанаси постепенно восстанавливается, здесь поселяются переселенцы Еленской и Тревненской частей гор Стара-Планина, но оно остается в стороне от процессов возрождения Тырново. О былом блеске Арбанаси и сегодня напоминают многочисленные жилые и культовые здания, традиции и обычаи, связанные с бытом и культурой его бывших обитателей.

Наиболее интересные музеи в Арбанаси это дом Констанцалиева, церковь Святого Рождества Христова, храм Святых архангелов Михаила и Гавриила.
Констанцалиев дом (The House of Konstantsalievs) был построен в XVII веке. В следующем веке его реконструировали несколько раз, и в таком виде он дошел до наших дней. Дом принадлежал богатому купцу Атанасу Костанцалиеву, поэтому и назван по его фамилии.
Цокольный этаж дома был сооружен из камня и имел толстые, массивные стены. Здесь были помещения для сторожа (кухня и спальня), комната для слуг, погреб, складское помещение для товаров, конюшня с фронтальной и задней лестницей, а также тайник с отдельной лестницей, ведущей на второй этаж. Главный вход вел через массивную обитую деревянную дверь, а погреб был защищен металлическими решетками.

Второй этаж построен по принципу каркасных зданий. Комнаты делятся на залы для приемов, спальни и комнаты для приготовления пищи. Первая группа состоит из салона, гостиной и столового зала, которые соединены дверями и выходят на главную лестницу. Столовый зал выходит на кухню и коридор, связанный со спальнями и гостиной. Самая уютная комната на этаже - материнская комната. Столовый зал находится в центральной части этажа, между залами для приемов и кухней.

Кухонная часть дома состоит из кухни, кладовой, пекарни, сточной трубы и туалета – все эти помещения выходят на заднюю лестницу, которая напрямую ведет в столовую и окольным путем - к спальням. Несмотря на свой большой размер и пространство, в комнатах царит комфортабельная и уютная атмосфера. Богатые декорации дома говорят сами за себя и являются признаком богатства и вкуса владельца. Кроме того, они свидетельствуют о таланте и способностях людей, построивших его. Расположение здания указывает на профессию владельца – богатого торговца, владеющего караванами и путешествующего в заморские страны.

Церковь Рождества Христова (The Nativity Church) - древнейшая церковь в селе Арбанасси, расположенном в пригороде Велико-Тырново. Она состоит из наоса (отделение для мужчин), нартекса (для женщин), галереи в северной и западной части, а также часовни Иоанна Крестителя в восточной части. Архитектурные детали и фрески свидетельствуют о том, что церковь была построена в течение трех различных этапов. Старейшая часть церкви – наос – в самом начале представляла собой отдельную церковь. Она была сооружена в 1597 году. Фресковые композиции «Последний суд» и «Рождество Христово» выдержали испытание временем. Нартекс и часовня появились во время второго этапа строительства, когда воздвигалась наружная аркада. Третий этап строительства закончился сооружением галереи.

Стенные фрески в женской секции были выполнены в 1638 году. Считается, что авторами фресок были две супружеские пары – Стамати и его жена Керо, а также Стати и его жена Теодора. Фресковые росписи выполнены в больших рамах на стенах и потолке. На них подробно изображены сцены «Жизнь Девы Марии», «Древо Иесеево» и «Судный день».

Росписи в часовне Святого Иоанна Крестителя и в галерее были созданы в несколько этапов – в 1632, 1643, 1649 годах. В подписях к ним упоминаются имена арбанисских пожертвователей - Стойна, Кераца, Нику и Хаджи Георгу. Последний из них, в знак своей особой щедрости, был изображен в двух местах – над входной дверью часовни (держа миниатюрную модель церкви, рядом с Иоанном Крестителем и Христом) и в галерее (вместе со своим сыном). Фрески в наосе часовни повествуют о жизни святого покровителя Иоанна Крестителя. Иконостас представляет собой самый ранний в Болгарии образец великолепной резьбы по дереву.

Фрески в галерее изображают сцены из Ветхого Завета, повествующие о мученичестве различных святых. Самыми впечатляющими являются композиции, иллюстрирующие Семь Вселенских Соборов. Большой тематический цикл галереи сосредоточен вокруг сцены на тему «Пустая жизнь – пустой мир» или «Колесо Жизни», которая совмещена со знаками Зодиака. Философия человеческой жизни представлена здесь в виде сложного взаимодействия между Зодиаком, временами года и человеческой судьбой.

Фрески в наосе были созданы в 1861 году, центральное место среди них занимают фрески на темы «Праздники», «Страсти» и «Чудеса Иисуса Христа». Все фрески Церкви Рождества Христова типичны для аскетического монашеского образа жизни Горы Афон, они воплощают в себе целый комплекс идей и тем, с одной стороны, и гуманистический ренессансный подход, типичный для искусства XVII века, - с другой.

Храм Святых Архангелов Михаила и Гавриила была объявлена архитектурно-строительным и художественным памятником культуры в № 61 газеты „Державен вестник” от 1978 г. Она состоит из алтаря, целлы (мужского отделения), притвора (женского отделения), часовни Святой Параскевы и галереи. Одни из наиболее ценных стенописей в церкви это сцены „Снисхождение в ад” и „Рождество Христово”.

Храм Св. Димитра был объявлен художественным памятником культуры в № 57 газеты „Державен вестник” от 1969 г. Сейчас он расположен в центральной части с. Арбанаси. Часовня относится к середине XVI в., что делает ее самым ранним культовым памятником, воздвигнутым в Арбанаси. Полностью церковь была построена в 1621 г. Консервация и реставрация стенописей в храме продолжается и по наши дни. Церковь закрыта для посещений.
Церковь Святого Георгия (объявлена архитектурно-строительным и художественным памятником культуры в № 61 газеты, ержавен вестник” от 1978 г.). Она находится в юго-западной части с. Арбанаси и представляет массивную каменную постройку размерами 21 на 10 м. Постройка датирована концом XVII - началом XVIII вв. В ходе археологических раскопок было установлено, что на месте нынешней целлы существовал более ранний храм со второй половины ХVІ в. Церковь закрыта для посещений.

Храм Святого Афанасия расположен в северо-восточной части с. Арбанаси. Воздвигнут он был в 30-х годах XVII в. Расписан в 1667 г. Церковь сейчас закрыта для посещений. Она была объявлена архитектурно-строительным и художественным памятником культуры в № 61 газеты „Державен вестник” от 1978 г.

Женский монастырь Святой Богородицы находится на пятом км на вьезде в Арбанаси из Велико-Тырново в направлении Горна-Оряховицы. Это одна из нескольких духовных обителей вокруг древней столицы Болгарии, которые таят в себе тяжелые воспоминания турецкого нашествия. Посещение этого монастыря может превратиться в приятный день или уикенд в Арбанаси. В обители хранится чудотворная икона Богородицы Троеручицы. Ее также называют Плачущей Богородицей. Согласно преданию, после захвата Царевеца турками в 1396 г. монахини покидают свою обитель и зарывают святыню. Спустя годы пастушок слышит стоны из-под земли, разрывает икону и возвращает ее монастырю. Праздник Святой обители отмечается 15 августа – в день Успения Пресвятой Богородицы.

В другом конце села есть еще один монастырь – Святого Николы. Он был основан при правлении братьев Асеневцев в конце ХІІ в., но после захвата столицы Болгарского царства Тырново в 1393 г. был разрушен турками. В 1680 г. монастырь был заново построен, когда и возвели новую церковь. В те же времена была сделана часовня Святого Илии, фрески в которой сохранились и поныне. В церкви Святого Николы находится еще одна чудотворная икона Богородицы. Молва гласит, что она помогает больше всего при зачатии. Женщины, желающие стать матерями, обязательно молятся перед иконой Божьей матери и затем оставляют монету на иконе. Если она закрепится, желание исполнится, если нет, значит, что Богородица не внемлет просьбам. Арбанаси это архитектурно-музейный заповедник, включенный в Сто национальных туристических объектов.





Преображенский монастырь (XI век) - действующий мужской монастырь, расположенный в 7 км от Велико-Тырново. Был разрушен во время турецкого завоевания Болгарии. Был восстановлен в XIX веке. Здесь особого внимания заслуживают великолепная роспись и фрески.
Килифаревский монастырь - действующий православный монастырь, расположенный в 12 км от Велико-Тырново. Был основам между 1348 и 1350 годами болгарским просветителем и книжником Феодосием Тырновским, который создал в нём один из важнейших центров средневекового болгарского образования и литературы - Килифаревскую школу литературы. В монастыре переписывались и переводились богослужебные книги, писались хроники, составлялись сборники житий святых.

Монастырский комплекс был построен как крепость, его окружали укрепленными стенами, во внутреннем дворе располагалась наблюдательная башня в несколько этажей. После турецкого завоевания Болгарии он был разрушен до основания и был восстановлен в 1718 году на новом месте (на соседнем холме).

В 1842 году главный храм Килифаревскиого монастыря - церковь Рождества Богородицы, была перестроена в однонефную, квадратную в плане, увенчанную куполом. От старой постройки был сохранён алтарь и два притвора. В ходе этой реконструкции в монастыре в 1849 году были возведены два жилых здания в стиле Возрождения.

СОФИЯ

Основанная семь тысяч лет назад София – второй старейший город Европы. С течением истории город называли по-разному, и напоминания о старых именах остались до сих пор. Старинное Тракийское племя «серды» жило в поселении, называемом Сердика. Вскоре город стал частью болгарского государства и в начале 9 века считался одним из важных феодальных городов, который стали называть Средец. Современный город София был назван так в XIV веке в честь базилики Святой Софии. По-гречески слово София означает мудрость. За упадком Софии во времена османской империи последовало ее восстановление после освобождения в 1879, когда София была избрана столицей Болгарии на первой национальной государственной ассамблее. Это был период достаточно быстрого строительства. В 1900 году правительство города провозгласило эмблему и девиз Софии «Она растет, но не стареет». В годы тоталитарного режима (1944–1989) София стала большим национальным экономическим, академическим и культурным центром. В 1992 году в честь празднования дня Святой великомученицы Софии правительство выбрало 17 сентября днем Софии.

Главные достопримечательности Софии расположены в центре и их легко обойти пешком, хотя даже беглый осмотр достопримечательностей, а их насчитывается в Софии более 250, займет не один день. Одна из особенностей Софии заключается в том, что в центре города сосуществуют на небольшом расстоянии друг от друга храмы различных конфессий: болгарские православные храмы, русская церковь святого Николая, румынская церковь Пресвятой Троицы, католическая церковь святого Иосифа, армянская церковь Пресвятой Богородицы, синагога и мечеть. Такое близкое расположение храмов различных конфессий уникально и не имеет аналогов в Европе.

Свое название современная столица, как уже упоминалось выше, получила в честь церкви, построенной в 6 веке.

В течение многих веков церковь была жертвой иноземных захватчиков, пожаров, землетрясений. Во времена турецкого владычества к храму были достроены минареты и он функционировал как мечеть. После разрушительного землетрясения 1858 года храм был заброшен. Собор Святой Софии представляет собой трехнефную купольную базилику, увенчанную плоским куполом. Его подвальная часть предназначалась для захоронений, но, к сожалению, внутреннее убранство храма не сохранилось. В последние годы 19 века здание использовалось как башня для наблюдения столичной пожарной команды. Современное восстановление и реконструкция церкви закончились в 1930 году, и 21 сентября того же года церковь была освящена. Рядом с храмом находится могила болгарского писателя Ивана Вазова и памятник Паисию Хилендарскому - автору «Славяно-болгарской истории».

Рядом с церковью на площади Александра Невского находится один из самых крупных храмов на Балканах - Кафедральный Собор Александра Невского.

Храм - символ освобождения Болгарии от османского ига, построенный в честь русских солдат, героически павших в боях за освобождение Болгарии. Белокаменный храм, увенчанный позолоченными куполами, построен между 1882 и 1912 гг. по проекту русского архитектора А.Н. Померанцева. В общей сложности 32 русских и 13 болгарских художников создавали фрески Собора. В подземной части храма расположен музей, где выставлены иконы, написанные мастерами со всей страны, в которых прослеживается развитие болгарской иконописи с конца девятого столетия до конца девятнадцатого. На площади перед храмом круглый год раскинут блошиный рынок, на котором можно купить антиквариат.

Если продолжить путь от Собора через небольшой парк, то можно увидеть университет «Св. Климента Охридского» и Народную библиотеку «Св. Кирилла и Мефодия».


Софийский университет «Св. Климент Охридски» - первое высшее учебное заведение Болгарии. Впервые университет открыл свои двери в 1888 году. Ныне, это крупнейший учебный и научный центр в Болгарии.

Богат достопримечательностями и район, прилегающий к площади Александра Батенберга. Здесь на улице «Царь Освободитель» располагается Русская Церковь с блестящим мозаичным экстерьером, построенная в 1912 -1914 годах для русской общины в Софии и названа в честь Святителя Николая Чудотворца. Фасад церкви разработан под влиянием тенденций русской архитектуры, которые наиболее ярко выражаются в пяти золотых куполах луковичной формы. Сдержанный интерьер украшен яркими фресками и иконами, написанными в период с 11 по 14 века. В склепе церкви похоронен архиепископ Серафим, один из самых почитаемых духовных лидеров Болгарии. Если продолжить путь по этой же улице до пересечения бульваров «Витоша» и «Княгиня Мария Луиза», можно увидеть собор «Святой Недели», построенный в период 1856 и 1863 годами на фундаменте многих старых церквей. В соборе хранятся мощи средневекового сербского короля Стефана II. Считается,что они обладают чудодейственной исцеляющей силой.


Еще одна достопримечательность бульвара «Марии Луизы» - Джамия (мечеть) Баня Баши.

Ее громадный купол виден издалека. Мечеть возведена османским архитектором Коджа Мимар Синани по инициативе и финансовой поддержке муллы Ефенди Кады Сейфуллах в память об умершей супруге. В связи с этим мечеть также известна под именами – «Молла Ефенди» или «Кады Сейфуллах». В настоящее время Баня Баши почти полностью сохранила свой первоначальный вид, в том числе стройный минарет. Мечеть действует и по сей день, в ней и сегодня совершают молитвы мусульмане Софии. Доступ в нее иноверцам, особенно во время молитвы, строго запрещен.


Рядом с мечетью находится католический храм Святого Иосифа - самый большой католический храм в Болгарии. Изначально храм представлял собой маленькую церквушку, строительство которой началось практически сразу после освобождения Болгарии от турецкого ига. Строительство шло долго, и в 1944 году, когда наконец оно завершилось, церковь подверглась бомбардировке и была полностью разрушена. В 2002 году на ее месте началось строительство нового, теперь уже самого большого католического храма в Болгарии. В 2006 году храм был официально освящен.
Недалеко, на пересечении улиц Сливницы и Марии Луизы, расположилась Румынская церковь Святой Троицы, построенная в 1901-1908 годах. Именно в этом месте обычно скапливается огромное количество цыган и бомжей, так как находится она около Женского базара – одного из самых непривлекательных мест Софии.

За мечетью расположена Национальная Минеральная Баня , построенная по проекту архитекторов Петко Момчилова и Йордана Миланова в 1913 году на месте существовавшей турецкой бани. Это здание с изящным полосатым фасадом и керамическим художественным оформлением, напоминающим дизайн средневековых церквей города Несебр. Баня функционировала до 1986 года и была закрыта по причине ветхого состояния.

Напротив Джамии находится знаменитый Хали - центральный крытый рынок города, на первом этаже которого расположены преимущественно отделы с продуктами питания, на втором и подземном этажах - магазины с одеждой, обувью, банки и кафе. Здание проектировал болгарский архитектор Н.Н.Торбов, оно было возведено в 1911 году. При строительстве Хали были обнаружены руины античных зданий, представляющих собой историческую ценность. Руины решено было сохранить и на сегодняшний день любой гость столицы может прикоснуться к стенам древней Софии.

За рынком возведена Синагога, ее открытие датируется 1909 годом. Проектировал ее самый известный в то время в Болгарии австрийский архитектор Фридрих Груенангер. Он работал в Болгарии большую часть своей жизни. Синагога построена в испано-мавританском и византийском стилях. Кроме своей красоты она славится и невероятной акустикой.


Если идти в сторону Президентского дворца, то во внутреннем дворе между Президентством и отелем Шератон можно увидеть красивейшую церковь - Ротонда Святого Георгия - старейшее из сохранившихся зданий Софии, история которого восходит к 4 веку нашей эры. Это круглое римское сооружение, также известное под названием «христианская церковь Святого Георгия», было в значительной мере перестроено в 6 веке, после разрушительных набегов гуннов, а в 16 веке - переоборудовано в мечеть. Оно было сильно повреждено во время Второй Мировой войны и лишь в 1998 году, после обширной реконструкции, было открыто для посетителей в качестве музея.
Возвращаясь в сторону бульвара «Витоша», можно окунуться в мир модных и современных магазинов, кафе и ресторанов. В начале бульвара высятся два красивых здания: на левой стороне находится Богословская академия, а напротив нее - Национальный исторический музей, расположенный в бывшем здании суда. Значительная часть бульвара превращена в пешеходную зону. По этой улице ездят трамваи. Кстати, этот вид транспорта используется только в Софии, ни в одном другом городе Болгарии его нет.

Пройдя торговую «Витошу», выходим на площадь «Болгария» с большим количеством фонтанов, работающих в теплое время года, а за ними находится НДК (Национальный Дворец Культуры).


Это здание, построенное в стиле советской эпохи, славится обширной культурной программой круглый год и включает в себя 16 залов, несколько кафе, баров и ресторанов.
Болгария помнит и чтит память русских, отдавших свою жизнь за независимость Болгарии. В Софии много мест, где увековечен героизм русских солдат. В самом центре Софии на площади Народного Собрания воздвигнут памятник Царю-Освободителю - русскому императору Александру II.

На его постаменте выбита надпись: «Братьям-освободителям признательная Болгария».

Самым первым памятником русско-турецкой войны, воздвигнутым в Софии, является Русский памятник.

Памятник построен в 1882 году на средства, собранные русским народом, и представляет собой обелиск - четырехстенную пирамиду с усеченным верхом, стоящую на постаменте из трех плит. Обелиск находится на пути, по которому турецкий мушир (маршал) Осман-паша бежал из Софии в Перник 22 декабря 1877 года.


Особой почести удостоились русские генералы Освободительной войны. Так, на одном из домов, расположенном возле Русского памятника, висит гранитная плита, посвященная памяти генерала Э.И.Тотлебена. А перед зданием Болгарского телеграфного агентства находится Русский гвардейский памятник генералам В.В. Каталею и Д.А. Философову, погибшим на территории Болгарии.

В «Докторском саду» установлен памятник медицинским чинам, погибшим на территории Болгарии в Русско-турецкую войну.

Именем русского хирурга Пирогова названа первая и пока единственная специализированная многопрофильная больница скорой медицинской помощи в Болгарии, а на фасаде здания размещен именной скульптурный портрет.

В Болгарии славят и помнят советских солдат Великой Отечественной войны. В начале Борисова парка расположен памятник Советской армии на бульваре «Царь Освободитель», между Орловым мостом и Софийским университетом. Памятник создавали в 1954 году творческим коллективом под руководством архитектора Димитра Митова. Организации ветеранов Болгарии традиционно отмечают здесь годовщину 9 мая 1945 года. Рядом с церковью Святой Софии находится Могила Неизвестного солдата.


На сегодняшний день София - одна из самых зеленых столиц в Европе.

Здесь большое количество парков и садов. В самом центре Софии находится огромная территория парка Борисова Градина (Сад царя Бориса). В парке расположены Стадион Васил Левски, Стадион ЦСКА и пруд Марии Луизы, а также велосипедные трассы и теннисные корты. Этот парк пестреет цветочными клумбами и украшен множеством различных статуй. Здесь всегда полно молодежи. Другие парки столицы меньше, но по своему уютны и приятны. В одном из таких парков уютно расположился самый большой и самый старый зоопарк на Балканском полуострове. Зоопарк - одно из любимых мест прогулок взрослых и детей.

Самое посещаемое место как болгарами, так и туристами - Народный парк Витоша. Гора Витоша возвышается у самой Софии, с ее 10 вершинами, высоты которых выше 2000 метров. Самая высокая из них - Черни врых (2290 м.). В парке Витоша можно увидеть уникальные природные явления, например, так называемые «каменные реки» (морены): скопления огромных валунов на месте схода растаявших когда-то ледников.

София славится своими мостами.

Лывов мост (Мост львов) над рекой Владайская находится в северной части центра города в направлении к Центральному железнодорожному вокзалу. По четырем краям моста - четыре статуи львов. Мост построен в 1889 году, в то время именно на этом месте была окраина города, и львы на протяжении нескольких десятилетий встречали и провожали гостей столицы.
Другой известный мост – со статуями орлов, названный Орлов мост (Мост орлов).

Статуи бронзовых орлов указывают четыре стороны света. Мост расположен в начале «Цариградского шоссе», над рекой Перловска.

Сейчас в Софии много археологических мест, которые показывают историю города – дворцы и башни Сердики, общественные здания и тысячелетние улицы. Город компактный и разный, это центр эклектичной смеси архитектурных стилей, восстановленный после второй мировой войны. Как и в других больших столичных городах в Софии есть свои проблемы, включая самых отвратительных в мире водителей. В Софии в избытке находятся музеи (среди которых особенно запоминаются Национальный болгарский музей Истории, Этнографический музей, Национальный Археологический музей), множество частных галерей, болгарская Национальная галерея Искусства и Национальная галерея Зарубежного Искусства. Церковь Святой Софии - старейшая ортодоксальная церковь в городе и наиболее яркий пример христианской архитектуры на Балканах. Во время турецкого ига церковь переделали в мечеть. Местная легенда наделила церковь вдохновляющей силой и мистической властью, защищающей город во время оккупации и природных катастроф. Около Софии расположена церковь Бояна, один из наиболее значимых памятников болгарской и европейской культуры. Церковь расписана фресками, признанными специалистами «лучшими образцами восточного средневекового искусства за всю его историю».
Церковь Бояна (Boyana Church) одна из наиболее важных и ценных античных экспонатов исключительного исторического и художественного значения. Она расположена на окраине Софии, в подножье горы Витоша. Маленькая церковь спрятана в уютном зеленом парке. Старейшая часть церкви датируется началом XI века. Согласно оригинальным рукописям в 1295 году двухэтажная часть церкви была построена, а остальные были добавлены в середине XIX века.

Наиболее интересная часть церкви - это фрески, сделанные в 1259 году. Фрески имеют темно-синюю основу и находятся в хорошем состоянии. Фрески формируют второй живописный слой над живописью ранних веков. Их автор так и остался неизвестным. Художник искусно сочетал требования к иконописным канонам с настоящей жизнью. Здесь отображены 89 сцен, которые содержат 240 изображений людей – это настоящая художественная галерея XIII века. Портреты основателя церкви покровителя Калояна и его жены Десиславы и принца Константина и его жены Ирины - наивысший пик мастерства художника. Церковь была включена в список мирового наследия Юнеско в 1979 году.



Собор Александра Невского (Alexander Nevsky Cathedral) в Софии – один из прекраснейших примеров архитектуры XX века в Софии и один из символов города. Величественный собор построен между 1882 и 1912 годами в честь русских солдат, которые погибли, освобождая Болгарию от турецкого господства в войне 1878 во время правления Александра II, освободителя. Церковь памятник расположена на площади с тем же названием, на которой также расположен Памятник Неизвестному солдату с вечным огнем. Внутри собора центральный алтарь посвящен Святому Александру Невскому, южный алтарь - Святому Борису (принесшему Христианство в Болгарию), а северный алтарь - Святым Кириллу, и Мефодию (создавшим Кириллицу). В общей сложности 32 русских и 13 болгарских художников создавали фрески собора. Во впечатляющей базилике с пятью нефами находится прекрасный интерьер с мозаикой, окна с витражами, мрамор и резьба по дереву, а также фрески, которые покрывают стены и купола. В подземных комнатах расположен Музей Икон, где выставлены иконы написанные мастерами со всей страны. В музее представлено более чем 300 икон и фресок из многих монастырей страны, в которых прослеживается развитие болгарской иконописи с конца девятого столетия до конца 19-ого столетия. Перед церковью находится Площадь Александра Невского, где гости могут купить в киосках сувениры, антиквариат и старинные безделушки в течение всего года.

На месте Церкви Святой Софии (Church of Sveta Sofia) с середины 4-го столетия находилась другая церковь, а сама она в своем сегодняшнем виде построена на тщательно восстановленном фундаменте VI века. Это позволяет нам считать её старейшей православной церковью болгарской столицы, давшей название главному городу этой страны. В течение многих веков церковь была жертвой иноземных захватчиков, пожаров и землетрясений, а после разрушительного землетрясения 1858 года её здание, в то время используемое в качестве мечети, было заброшено.

Нынешнее очень сдержанное сооружение из красного кирпича было построено главным образом в XIX веке и восстановлено в статусе церкви в начале XX века. Снаружи находится Могила Неизвестного Солдата с вечным огнем и каменным львом, а в северной части церкви стоит простой памятник, поставленный в честь царя Бориса III, сыгравшего большую роль в спасении евреев Болгарии.


Рильский монастырь (Rila Monastery), расположенный в 117 км к югу от Софии - святое место для всех болгар, через века он сохранил их гордость, национальное сознание, честь и надежду. Монастырь был основан в X веке последователями болгарского отшельника святого Ивана Рильского. Монастырь один из наиболее значительных центров в Болгарии, где через века процветала интенсивная духовная, образовательная и творческая активность. Монастырь был в тесном контакте с духовными центрами заграницей. После разрушительного пожара монастырь был полностью восстановлен в XIX веке. Это крупнейший памятник возрождения в Болгарии. Это архитектурно-художественная композиция огромного масштаба, апогей работы ремесленников возрождения, иконописцев, резчиков по дереву, мастеров в художественной области, в котором сочетается архитектура, декоративная и монументальная живопись на камне, дереве и металле.
Наиболее драгоценные исторические и художественные памятники включают Хрельову башню XIV века, пяти купольную церковь Рождества святой богородицы и оригинальную монастырскую трапезную XIX века. Монастырь до сих пор востребован. Здесь роскошная библиотека, в которой хранится более 16000 книг, исторический музей и музейная выставка с несколькими экспонатами. В музее имеется богатая коллекция древних рукописей и документов, хартий и икон, этнографическая выставка фабрик, ювелирных изделий, ковров. Церковь расписана наиболее известными представителями артистической школы болгарского возрождения. Монастырь был включен в список мирового культурного наследия Юнеско в 1983 году. Он до сих пор поражает посетителей частой и гармоничной линией восхитительных колоннад зданий, арками и просторными комнатами, богато декорированными с фресками и резными украшениями.
ПЛОВДИВ

Разные народы и цивилизации оставили на территории Пловдива свои следы: крепостные сооружения фракийского периода, средневековые деревянные дома, развалины османских мечетей и древнеримский амфитеатр. Сегодня античный театр на 3000 мест отреставрирован, и в нём организуются различные представления и фестивали. Древний центр города опоясывают остатки каменной фракийской крепости. За крепостными стенами спрятаны узкие средневековые улочки и постройки XV—XIX веков, украшенные резьбой по дереву и декоративными росписями. Главная пешеходная улица (князя Александра I) представляет ансамбль из зданий XIX века. А мремена Османской империи подчеркнуты мечетями «Имарет» и «Джумая» (1444—1445), а также одной из старейших в Европе часовой башней. Исторические ценности, найденные при раскопках можно посмотреть в местном этнографическом музее, там хранится Панагюрский клад – это золотые сосуды для вина весом более 6 килограммов. Болгары гордятся своим городом и его древней историей, которая сосредоточилась на трех холмах города Пловдива.



Первое место в достопримечательностях Пловдива занимает Архитектурный заповедник "Старый Пловдив", привлекающий посетителей со всего мира. Он охватывает район трех холмов - место основания города. Почти все самое интересное из прошлого Пловдива находится здесь: культовые, жилые и общественные здания, археологические памятники, узкие мощенные камнями улицы. Церковь Пресв. Богородицы 1844 года (ул. Сыборной, 6, тел. 032 223265, работает каждый день с 7.30 до 19.00 часов). Церковь Св. Константина и Елены 1832 года. Церковь Св. Марины 1856 года с интересным иконостасом, выполненным резьбой по дереву. Античный (Римский) амфитеатр - у южного входа в крепость, над дорожным туннелем. Мраморный амфитеатр, построенный во II веке императором Марком Аврелием, является лучше всего сохранившимся памятником тех времен на болгарской земле. Часто в нем идут представления разных спектаклей. Археологический комплекс "Небет тепе" - остатки фракийского поселения в северной части трех холмов. Крепостные стены Филиппополя можно увидеть в центральной части Старого Пловдива. Хисар Капия (восточные ворота крепости, построенной более 2000 лет тому назад). Желтая школа 1868 года (ул. Тодора Самодумова, это первое здание, построенное под школу в Пловдиве). Дом и мааза (погреб) Хаджи Драгана Калофереца - 1848 -1854 гг. (ул. П. Р. Славейкова, 32, ныне филиал Национального института памятников культуры). Дом Андрея Георгиади (Хаджикалчов дом 1831 года, ул. Митрополита Паисия, ныне творческая база Союза научных работников. Дом Аргира Куюмджи-оглы, построенный в 1847 году зодчим Хаджи Георгием, в настоящее время Этнографический музей (ул. Доктора Чомакова, 2, работает с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00 часов, выходные дни понедельник и пятница до обеда). Дом Артина Гидикова 1848 года, ныне резиденция 9-ой мэрии. Дом Бирдаса 1856 года, ныне приемная мэра города Пловдив (ул. Сыборной, 45). Дом Верена Стамболяна (вторая половина XIX века), ныне творческая база Союза болгарских художников (ул. Кирилла Нектариева, 15). Дом Георгия Мавриди, в котором в 1833 году жил французский поэт Ламартэн, ныне творческая база Союза болгарских писателей (ул. Князя Церетели, 19). Дом Димитра Георгиади (1848 г.), ныне Музей Эпохи Болгарского национального Возрождения (ул. Цанко Лавренова, 11, работает с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00 часов, выходной день воскресенье. Дом Доктора Ст.Чомакова (1860 г.), ныне художественная галерея - экспозиция полотен Златю Бояджиева (ул. Сыборной, 18,). Дом Николы Недковича 1863 года (ул. Цанко Лавренова, 3,), ныне Музей городского быта эпохи Болгарского национального Возрождения - небольшой романтический дворец на Трех холмах, украшенный фризами и росписями, резьбой по дереву, колоннами и эркерами. Балабанов дом (дом Хаджи Ламиша, ныне также Музей быта эпохи Болгарского национального Возрождения). Дом Ритора середины XIX века, ныне отель и ресторан (ул. Тодора Самодумова, 8). Дом Хр. Г. Данова второй половины XIX века, в настоящеевВремя Туристский дом (ул. П. Р. Славейкова, 5,). И это всего лишь небольшая часть объектов в Старом Пловдиве. Археологический музей (пл. Соединения, 1,) с ценнейшим нем экспонатом - Панагюрским золотым кладом, представляющий собой художественно выполненные сосуды для вина общим весом 6.169 кг. золота. Исторический музей - экспозиция "Новая история" (ул. Ангела Букурештлиева, 14,). Исторический музей - экспозиция "Соединение" (пл. Соединения, 1, , работает с 9.00 до 12.00 и с 13.00 до 15.00 часов, Выходные дни - суббота и воскресенье). Природно-научный музей (ул. Христо Г. Данова, 34,). Художественная галерея - временная экспозиция (ул. Князя Александра-I, 15,). Художественная галерея - собрание икон (ул Сыборной, 22,). Художественная галерея - постоянная экспозиция (ул.. Сыборной, 14 А,). Римский стадион (находится в пешеходной зоне на ул. Князя Александра I вблизи Сахата тепе). Строился во II веке по модели стадиона в Дельфах, Греция. Мраморные сиденья собирали 30000 зрителей игр и битв гладиаторов. Римский форум (находится на центральной площади города, напротив центральной почты). В центре главного когда-то города римской провинции Фракии, раскрыты мощенные камнем улицы, фундаменты административных и хозяйственных зданий, мраморные колонны. Театры - Драматический театр (ул. Князя Александра I, 36), Опера (ул. Гладстона, 1,, цена билетов - 3 доллара США), Кукольный театр (бул. Христо Г. Данова, 14,), Пловдивская филармония (Центральная площадь, 1).
Асеновая крепость – наиболее популярный и часто посещаемый туристический объект близ Асеновграда. Находится она в 3 км к югу от города, на скалистом утесе на левом берегу реки Асеница. Сюда ведет панорамная дорога, отклоняющаяся в самом начале пути из Асеновграда в Смолян. Площадь естественного скального массива, на котором воздвигнута крепость, равна 1,2 га. Своими почти отвесными, даже нависшими над рекой склонами это место недоступно с трех сторон. Стратегическое расположение и естественная защита местности были использованы еще во времена фракийцев, которые в V в. до н.э. построили здесь укрепление.

Это место было дополнительно укреплено во времена римского императора Юстиниана, став одной из 300 крепостей для защиты от вторгающихся в пределы империи славянских племен. Твердыня пережила три периода развернутого строительства в ІХ, ХІ и ХІІІ веках.

Первоначально построенное здесь византийцами укрепление было в виде крепостной башни, но постепенно фортификационное сооружение расширялось, а недалеко от него возникли села Петрич и Стенимахос. Находясь в начале пути через перевал, связывающий Фракию с нынешней Северной Грецией и Эгейским морем, оно имело важную стратегическую позицию. Наличие вокруг богатого земледельческого района постепенно превратило крепость Петрич, как она тогда называлась, в самостоятельный хозяйственный центр с собственной администрацией, армией и военной властью.

Первые письменные сведения об этой твердыне находятся в уставе расположенного недалеко Бачковского монастыря, созданного в 1083 г. Тогда византийский военачальник грузинского происхождения Григорий Бакуриани основал здесь монастырь, подарив ему этот оборонительный комплекс с прилегающими к нему населенными местами.

В 1204 г. Петрич был захвачен крестоносцами, став владением бельгийского рыцаря Рене де Три. Рыцарю удалось выдержать 13-месячную осаду войск болгарского царя Калояна (правившего в 1197-1207 гг.). Позже он был спасен летописцем четвертого крестового похода графом Шампаньи Жуфруа де Вилардуенем.

В 1231 г. царь Иван Асен ІІ (правивший в 1218–1241 гг.) занялся крупнейшим расширением и перестройкой крепости, о чем свидетельствует его приказ, высеченный на скале. Это дает основание позже дать название твердыни Царь-Асеновая крепость, а находящийся у подножия гор город Станимака в 1934 г. был назван Асеновград.

Сам факт использования этого укрепления фракийцами, римлянами, византийцами, крестоносцами, болгарами и турками, а также обнаруженные здесь находки всех периодов его обитания, сохраняемые в Историческом музее Асеновграда, превращают

Асеновую крепость в одно из наиболее привлекательных мест для посещений в районе Асеновграда.

В результате многолетних археологических исследований и раскопок была полностью раскрыта планировка феодального замка, включающего комплекс жилых зданий, домашняя церковь его правителя, два водохранилища, крепостная башня, которые связывали каменные лестницы. В подножие замка находится т.н. церковный двор с хорошо сохранившейся двухэтажной церковью Святой Богородицы Петричской. Письменные источники сообщают, что после смерти султана Баязида в 1402 г. между двумя его сыновьями Сулейманом и Мусой Кеседжи разгорелась война за престол. Муса заперся в крепости Петрич, но, не выдержав осады, сдался на милость своего брата. После капитуляции Мусы крепость была стерта с лица земли, дабы не стать оплотом еще какого-нибудь отщепенца, а также из-за потери своего стратегического значения. По неизвестным причинам нетронутой осталась только крепостная церковь Святой Богородицы Петричской, представляющая собой исключительный образец средневековой христианской архитектуры.

Первый этаж церкви, вероятно, был предназначен для костницы, но никогда не выполнял этой функции, а второй этаж представляет саму церковь с фресками с ХІІІ века. Храм один из первых среди восточноправославных построек, имевших башню, служащую колокольней и для дозора. После проведенной там реставрации это сейчас действующий православный храм. Пожалуй, церковь и представляет наибольший интерес для туристов, прибывающих на экскурсию в Асеновград и Бачковский монастырь.

Асеновая крепость дает ясное представление о средневековом оборонительном искусстве, позволяя каждому, побывавшему здесь на короткое время, почувствовать атмосферу давно прошедших времен. В церковь и феодальный замок ведет узкая тропа, с левой стороны которой сохранились стены толщиной до 3 метров и высотой от 2 до 4 метров.

Недалеко от крепости есть паркинг. Асеновая крепость была объявлена памятником архитектуры в № 20 газеты „Державен вестник” от 1973 г. Посетившие ее имеют возможность достичь до находящихся поблизости часовен в честь святых Афанасия, Николы, Дмитрия и Илии Везде созданы обособленные места для отдыха и подходящие места для пикника, а также для прогулки по остаткам древнего римского пути из Асеновграда в нынешний Бачковский монастырь. В окрестностях Асеновграда есть пять монастырей, 33 церкви (14 в самом городе) и более 40 часовен. Они вместе с Асеновой крепостью представляют часть культурного маршрута, известного как Родопская Святая гора.


Среди величественных Родопских гор на берегу реки Чаи находится мужской Бачковский монастырь Успения Божьей Матери. В нем слились воедино болгарская, грузинская и византийские традиции. Это одно из самых посещаемых мест Болгарии. Бачковский монастырь входит в список 100 национальных достояний страны и является вторым по величине и значению после Рильского.

Основан в 1083 году грузинским сановником Григорием Бакуриани: несколько раз подвергался реконструкции. Единственная сохранившаяся с того времени часть монастыря — двухэтажная церковь с гробницей и склепом. Стенопись церкви представляет собой уникальный памятник византийского искусства.

Грузинская традиция в Бачковском монастыре соблюдалась до XIII века пока сюда не начали проникать болгарские монахи. Связь с Грузией сохранялось здесь и после этого времени.

Центральная церковь Пресвятой Девы Марии была воздвигнута в 1604 году во время османского владычества. Здесь находится чудотворная икона Богородицы «Умиление». В начале XIX столетия монастырь был расширен, тогда была пристроена еще одна церковь Святых Архангелов, роспись которой выполнил известнейший художник Болгарского Возрождения Захарий Зограф. В монастыре работает музей с ценной коллекцией икон, книг и мечом прославленного короля Германии и императора Римской империи Фридриха Барбароссы (1122 — 1190).

Монастырь находится в 30 километрах к югу от Пловдива. К нему ведет удобное шоссе, которое далее продолжается до курорта Пампорово и города Смоляна.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет