БРЮСОВ ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ
1.Какие взгляды с детства прививались Брюсову?
2.Перечислите круг интересов студента Брюсова.
3. В каком произведении и где Брюсов описывает отдых семьи Брюсовых?
4. Что стало основой теоретических взглядов Брюсова?
5. Какие слова повторил автор в предисловии к своему первому лирическому сборнику «Шедевры»?
6. Что Брюсов ищет в городских лабиринтах?
7. К чему приводит протест против бездушия городской цивилизации поэта?
8. Как Брюсов сгруппировал стихи о любви?
БРЮСОВ ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ- псевдонимы -Аврелий, Бакулин, Нелли и др. (1873—1924) — поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк, один из организаторов и признанный лидер символизма. Воспитывали Брюсова, как он вспоминал, «в принципах материализма и атеизма». С детства Брюсову прививались рационалистические взгляды на жизнь, интерес к естественным наукам, независимость суждений, вера в великое предназначение человека-творца. «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали, — вспоминал Брюсов, — зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению». Это воспитание сказалось на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова. После окончания московской частной гимназии в 1892 году Брюсов поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Московского университета. Основной круг его интересов в студенческие годы — история, философия, литература, искусство, языки. После окончания в 1899 году университета Брюсов полностью посвятил себя литературе. В печати Брюсов выступил в десятилетнем возрасте. В 1884 году в журнале «Задушевное слово» было опубликовано его «Письмо в редакцию», где был описан летний отдых семьи Брюсовых. В 1894—1895 гг. с группой молодых поэтов Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», которые он рассматривал как своеобразную хрестоматию символистской поэзии. Все свои организаторские способности молодой поэт направляет на создание нового литературного течения, отводя себе роль лидера. Поэтому он использует самые разнообразные методы для привлечения широкого читательского внимания к начинаниям русских символистов. Основой теоретических взглядов и поэтической практики в искусстве для Брюсова стали индивидуализм и субъективизм. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника! — писал Брюсов. — Она и есть сущность — все остальное форма и сюжет, и «идея» — все только форма! Всякое искусство есть лирика, всякое наслаждение искусством есть общение с душою художника...» Эти же слова повторил автор в предисловии к своему первому лирическому сборнику «Шедевры» (1895). Эта книга открывается программным стихотворением «Юному поэту» и подводит итог первому периоду творчества Брюсова. Второй период творческого пути поэта отмечен четырьмя сборниками стихов: «Третья стража» (1900), «Граду и Миру» (1903), «Венок» (1906) и «Все напевы» (1909). Поэзия этого времени свидетельствовала о том, что в мировосприятии Брюсова произошли изменения. Расширились и укрепились связи поэта с живой действительностью. В эти годы Брюсов занял одно из первых мест среди современников по глубине знаний, многогранности интересов, объему литературной и научной работы, преданности культуре. Стихи переполнены легендарными и мифологическими, историческими, географическими именами и названиями — «Любимцы веков», «Правда вечная кумиров», «Властительные тени», «Ассаргадон», «Одиссей», «Наполеон» и др. Другой темой стала тема города, прошедшая через все творчество поэта. Брюсов ищет в городских лабиринтах красоту, называет город «обдуманным чудом», любуется «буйством» людских скопищ и «священным сумраком» улиц («Жадно тобой наслаждаюсь» (1899), «Городу» (1907), «Я люблю в глазах оплывших» (1899), «В публичном доме» (1905), «В игорном доме» (1905). Но любование городом не мешает Брюсову предвидеть надвигающуюся революцию. Протест против бездушия городской цивилизации приводит поэта к размышлениям о природе. Теперь он ищет в ней утраченную цельность и гармоничность бытия («У земли» (1902), «Снова с тайной благодарностью» (1911), циклы «У моря», «Вечеровые песни», «На гранитах», «В поле» (1899-1907). Но «природные» стихи уступают урбанистической лирике. Стихи о любви Брюсов сгруппировал, как и стихи на другие темы, в особые смысловые циклы — «Еще сказка», «Баллады», «Элегии», «Из ада изведенные», «Мгновения», «Эрот, непобедимый в битве», «Мертвая любовь», -«Обреченный».
БРЮСОВ ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ
1.Какая тема в годы реакции появляется в творчестве Брюсова, кого он славит?
2.Перечислите иностранных писателей, которых Брюсов переводил на русский язык.
3.Назовите повести Брюсова, посвящённые истории Древнего Рима?
4.С каким поэтом подружился Брюсов?
5.Какие сборники стихов К. Бальмонта принесли ему славу?
6. Расскажите как изменчиво влияние огня.
7. В чём признавался Бальмонт?
8. Какие средства самовыражения у Бальмонта?
В начале века русско-японская война и революция 1905 года становятся темами его творчества, во многом определяют его взгляды на жизнь и искусство. Поражение царизма в войне подводило Брюсова к представлению о необходимости революции. Ему казалось, что именно революция вызовет к жизни героические характеры, которые поэт искал в глубинах древности («Медея», «Антоний», «Ахиллес у алтаря», «Грядущие гунны», «Близким» и др.). В годы реакции усиливается тема одиночества, усталости («Умирающий костер» (1908), «Демон самоубийства» (1910). Но одновременно поэт продолжает славить человека-труженика, дерзкого искателя и созидателя («Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) и др.). Но Брюсов пишет и прозаические произведения. В 1907 году он выпускает книгу «Земная ось», в которую вошли ряд новелл и драма «Земля». В 1908 году выходит исторический роман «Огненный ангел», а затем появляются еще два романа и повесть из истории Древнего Рима — «Алтарь победы», «Юпитер поверженный», «Рея Сильвия» (1911-1916). Но, как и в поэзии, прошлое в прозе представлено с научной точностью и совмещается с современностью. Зная иностранные языки, Брюсов много переводит. Русские читатели знакомятся с творчеством Метерлинка, Гюго, Эдгара По, Расина, Мольера, Байрона, Гете и многих других в переводах Брюсова. В.Я.Брюсов является автором более шестисот статей и рецензий, из которых свыше восьмидесяти посвящено изучению Пушкина, Баратынского, Фета, Тютчева, Гоголя, Блока и других литераторов России. Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают четвертый, последний период его литературного пути, представленный сборниками «В такие дни» (1921), «Миг» (1922), «Даль» (1922) и вышедшим после смерти поэта сборником «Спеши!» (1924). На протяжении всего творческого пути Брюсов искал «ключи тайн» к самым сокровенным человеческим чувствам, пытался понять причины рождения новых форм в искусстве. Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру, его творчество подготовило почву для развития многих советских поэтов немецкой, скандинавской литературой, занимался переводами (П. Б. Шелли, Э. По) Идеи и образы творчества. В 1890 г. Бальмонт издал на свои средства «Сборник стихотворений». В 1894 г. появилась его книга лирики «Под северным небом», через год — «В безбрежности», в 1898 г. — сборник «Тишина». Для этого периода творчества характерны скорбные мотивы неприятия жизни, ее призрачности, но и поклонение высоким чувствам, мечте. Неудивительно, что между Бальмонтом и Брюсовым складываются отношения проникновенной дружбы. В конце 1890 — начале 1900-х гг. Бальмонт подолгу жил в Петербурге, сблизился с группой столичных символистов, бывал в Москве, стал одним из самых активных авторов журнала «Весы», издательства «Скорпион». Именно в этот период вышли в свет сборники стихов К. Бальмонта, принесшие ему шумную славу: «Горящие здания (Лирика современной души)», 1900; «Будем как солнце», 1903; «Только любовь. Семицветник», 1903. Сам поэт писал (письмо 1900 г.): «Я люблю реальную жизнь с ее дикой разнузданностью и безумной свободой страстей». Голубые и серебряные тона, поэтика намеков ранних стихов сменились насыщенными красками и чувствами. Вспомним, в статье о символизме (1900) Бальмонт считал художника выразителем «говора стихий». И сам для себя избрал «царственные стихии»: Огонь, Воду, Землю, Воздух. Особенно изменчиво влияние огня, то сжигающего, то возрождающего, то открывающего «завет бытия»: Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть светлее зари, Ничего не ответило солнце, Но душа услыхала: «Гори!» Смело «создав свою мечту», поэт призвал: «Будь воплощением внезапной мечты!» Он стремится к «вечности, где новые вспыхнут цветы». У Бальмонта все эмоции бесконечно укрупнены, поскольку он творил свою сказку. И сам признавался в том: «Я знаю какой-то иной мир, который бросает световые волны и замыкает их в ритмические строки» (письмо 1899 г.). Лирическое «я» не знает преград в дерзости: Я время сказкой зачарую, Я в страсти звезды создаю, Я — весь весна, когда пою, Я — светлый Бог, когда целую. Поэтому Бальмонт искал столь же «исступленные» средства самовыражения. В 1907 г. он писал: «Религия звезд и цветов. Быть может, уже совсем близка». Единение этих небесных и земных знаков дает свето-цветовую гамму.
КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ
1.Лидером какого литературного течения был Бальмонт?
2.Докажите, что Бальмонт как поэт был популярен.
3.Чем поражал Бальмонт свою публику?
4. Чем были проникнуты его первые стихи?
5.Что волнует поэта? Приведите пример из стихотворения, подтверждающие, что Бальмонт настоящий поэт?
6.Протест против чего звучит в стихотворении «Маленький султан»?
7.Что содержит лирика Бальмонта?
8.Назовите тираж стихов Бальмонта.
В историю литературы Константин Дмитриевич Бальмонт вошел как один из основателей и лидеров символизма, художественного течения, которое помогло вывести русскую поэзию конца XIX века из состояния застоя и упадничества. Он был первым поэтом-символистом, который приобрел всероссийскую славу. Десятилетие 1895 - 1905 годов - время безусловного первенства Бальмонта на поэтическом русском Парнасе. «Другие поэты, — писал тогда Валерий Брюсов, — или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния». Популярность Бальмонта была огромна. Он собирал на свои концерты и вечера толпы восторженных слушателей, его певучие строфы твердили многочисленные поклонники. Я любил вознесенное сказками древо, На котором звенели всегда соловьи, А под древом раскинулось море посева, И шумели колосья, и пели ручьи. Выходя на эстраду, Бальмонт, с рыжими спадавшими на плечи волосами, с цветком орхидеи в петлице фрака, нередко поражал публику экстравагантностью, но здесь, помимо избалованности успехом, проглядывала и истинная натура поэта — на редкость открытая, порывистая, почти детская. Натура увлекающаяся, Бальмонт, учась в Московском университете, писал стихи, навеянные идеями революционеров-народников. Его первые стихи были проникнуты глубокой гражданской скорбью и духом самоотречения: «О рабочий, я с тобой, / Бурю я твою - пою». Поэта волнует тяжелая жизнь рабочих: Я поэт, и был поэт, И поэтом я умру, Но видал я с детских лет В окнах фабрик поздний свет, - Он в уме оставил след, Этот след я не сотру. («Поэт - рабочему-) Закончить университет Бальмонту не довелось: его исключили за участие в студенческом революционном кружке. Широкую известность принесло Бальмонту стихотворение «Маленький султан», написанное по следам мартовских событий 1901 года: То было в Турции, где совесть - вещь пустая, Где царствует кулак, нагайка, ятаган, Два-три нуля, четыре негодяя И глупый маленький Султан... Стихотворение «Маленький султан» - романтический протест против существовавшего тогда строя, за что последовала высылка из Петербурга и запрещение проживать в столицах и столичных губерниях в течение трех лет. Опасаясь дальнейших преследований, поэт уезжает за границу, где находится более десяти лет. Ему не сиделось на месте: он долго странствовал, совершил несколько кругосветных путешествий. Видимо, в это время и родились стихотворения «Песня без слов», «Фантазия», «Рождение ручья», в которых поэт «ловит мгновенья» мимолетной красоты в природе, бытии, человеке. Красота для Бальмонта - не отвлеченная идея: поэт жаждет непосредственного ее воплощения в слове, звуке, ритме. Неподражаемая «напевность» стиха Бальмонта свидетельствует об этом: Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья, Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез; Вещий лес спокойно дремлет, яркий свет луны приемлет И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез... («Фантазия») Лирика Бальмонта содержала не только размышления, «тихие раздумья», представленные в книге «Тишина», но и настроение во что бы то ни стало преобразовать мир. В книге «Отсветы зарева» поэт преисполнен дерзкого пафоса сокрушения устоев и торжества стихий: Я устал от нежных слов, От восторгов этих цельных Гармонических пиров И напевов колыбельных. Я хочу порвать лазурь Успокоенных мечтаний, Я хочу горящих зданий, Я хочу кричащих бурь. (Кинжальные слова») Лирический герой поэта стремится вырваться из «Страны неволи», где человек томится в плену отчуждения («В тюрьме»), обреченности на смерть. Мир, пересозданный по законам красоты, - дар людям. Об этом - известное стихотворение с показательным заглавием «Оттуда»: Идите все на зов звезды, Глядите: я горю пред вами Я обещаю вам сады С неомраченными цветами. газетных; семнадцати лет от роду писал о русско-японской войне - о гибели «Рюрика», подвиге «Новика». Потом за семь лет издал 35 брошюр «от 2 до 24 страниц», как насчитал сам автор. И в 1913 году- шумный успех сборника «Громокипящий кубок». С удивлением я узнала, что с 1913 по 1917 годы с учетом переизданий был выпущен 31 сборник общим тиражом 92138 экземпляров!
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ
1.К какому литературному направлению принадлежал Н.Гумилёв?
2.Что присуще лирике Гумилёва? 3.Приведите пример из стих., где подчеркивается всесилие поэта? 4. Какие черты Гумилёва притягивают к нему и оставляют его до сих пор таинственной личностью? 5.Во сколько лет Гумилёв печатает свои стихи, где происходит формирование его эстетических взглядов? 6.Куда Гумилёв совершил путешествие, приведите пример из стих, где говорится о его желании путешествовать. 7.Какие произведения принесли известность Гумилёву? 8. Приведите пример из стих. Гумилёва, подтверждающие, что его стихи связаны с романтической традицией Киплинга и Стивенсона. 9. Как Гумилёв называл свою поэзию?
Настало время, когда в нашу историю и культуру возвращаются незаслуженно забытые имена. Одним из таких утраченных, но необходимых русской культуре звеньев был замечательный поэт, глава акмеистского направления, Николай Степанович Гумилев. Его книги не переиздавались с начала 20-х годов. До 1987 года они были предметом охоты коллекционеров и литературоведов, занимающихся поэзией «серебряного века». Сегодня чеканные стихи Гумилева по праву стали общенациональным достоянием. Известность поэт приобрел с возникновением в начале XX века нового литературного направления — акмеизма, который вырос на «развалинах» символизма, претерпевшего к концу 10-х годов разрушительный кризис. Талантливый, самобытный поэт, Гумилев в своем творчестве вышел далеко за рамки теоретических постулатов акмеизма. Его лирике присущи не только «прекрасная ясность», «техничность», «вещность», но и заинтересованное отношение ко всем проявлениям жизни, правдивость, исследование тайн жизни человека, его романтическая устремленность в будущее. Под рукой уверенной поэта Струны трепетали в легком звоне, Струны золотые, как браслеты Сумрачной царицы беззаконний... В этих строчках Гумилев подчеркнул всесилие поэта, владеющего изумительным средством воздействия — словом. Прекрасный поэт, превосходный мастер стихотворного перевода, умный и проницательный критик, человек действия (путешественник, воин, предприимчивый литературный деятель) -он был и остался притягательной и таинственной личностью на российском Парнасе. Гумилев рано начал писать стихи и рассказы. Его первые литературные опыты появились в печати, когда юному автору было 12 лет. Формирование эстетических взглядов Гумилева происходило и в гимназии в Царском Селе, где «сам воздух был наполнен поэзией», и в Париже, в Сорбонне, где он прослушал курс по французской литературе, и в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. Гумилев рано осознал себя как поэта и успехи в литературе ставил для себя единственной целью. Первый сборник стихов «Путь конкистадоров», выпущенный восемнадцатилетним автором, заявил о романтических устремлениях поэта, о его желании участвовать в рискованных приключениях: Я конкистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам У отдыхаю в радостном саду. И действительно, осенью 1910 года Гумилев совершает трудное и опасное путешествие в Абиссинию. Позднее он писал: «Я побывал в Абиссинии три раза, и в общей сложности я провел в этой стране почти два года». Свое путешествие Гумилев описал в одном из лучших стихотворений - «Пятистопные ямбы»: Я помню ночь, как черную наяду, В морях над знаком Южного креста. Я плыл на юг,.. Но проходили месяцы, обратно Я плыл и увозил клыки слонов, Картины абиссинских мастеров, Меха пантер - мне нравились их пятна -И то, что прежде было непонятно, Презренье к миру и усталость снов. Можно только восхищаться любовью русского поэта, путешественника к великому африканскому континенту, его людям и культуре. Этнографические коллекции, рассказ «Африканская охота» и, конечно, стихи - дань этой любви: Оглушенная ревом и топотом, Облеченная в пламя и дымы, О тебе, моя Африка, шепотом В небесах говорят серафимы, («Шатер») Широкую известность принесла вслед за «Романтическими цветами» третья книга Гумилева «Жемчуга» и особенно знаменитая баллада «Капитаны». Именно в этом стихотворении проявилось неподражаемое умение поэта вырваться на простор истинной, вольной и свободной поэзии из тисков книжной романтики. Свежий ветер настоящего искусства наполняет паруса «Капитанов», безусловно связанных с романтической традицией Киплинга и Стивенсона: На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей. Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель... Гумилев называл свою поэзию Музой Дальних Странствий. До конца дней он сохранил верность этой теме, и она при всем многообразии тематики и философской глубине поэзии раннего Гумилева бросает совершенно особый романтический отсвет на его творчество. в памяти белых лилий И синих миров сверканье... Мне ведомы все дороги На этой земле привольной... («Огненный столп»)
Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. Его храбрость и презрение к смерти были легендарны. Редкие для прапорщика награды - два солдатских «Георгия» - служат лучшим подтверждением его боевых подвигов. Знал он муки голода и жажды, Стон тревожный, бесконечный путь. Но святой Георгий тронул дважды Пулею нетронутую грудь. Поэт-воин, как называли Гумилева, изнутри видел и сознавал ужас войны, показывал его в прозе и стихах: в сборнике «Колчан», в очерках «Записки кавалериста». А некоторая романтизация боя (в чем упрекали порой его) была особенностью Гумилева - поэта и человека с ярко выраженным, редкостным, мужественным, рыцарским началом и в поэзии, и в жизни. В «Колчане» рождается новая для Гумилева тема - «о России», которая раскрывается в послереволюционном сборнике «Костер». Совершенно новые мотивы звучат здесь - творения и гений Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. В некоторых стихотворениях с мистической прозорливостью поэт предсказывает свою судьбу. В стихотворении «Рабочий» невысокий старый человек «занят отливанием пули»: Пуля, им отлитая, просвищет Над седою, вспененной Двиной, Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она пришла за мной... Жизнь Гумилева, обвиненного в участии в контрреволюционном заговоре, трагически оборвалась в 35 лет, в 1921 году поэта расстреляли. Но остались его чудесные стихи, в которых отразилась личность талантливого поэта, мужественного человека, умеющего смотреть в лицо опасности, бесстрашно бросающего вызов судьбе. Он так сам сказал в стихотворении-завещании «Мои читатели» о своей роли поэта: Когда вокруг свищут пули, Когда волны ломают борта, Я учу их, как не бояться, Не бояться и делать, что надо. Николай Степанович Гумилев - прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков - трагедия нашего народа. Всей своей жизнью — и реальной, и поэтической — Н. Гумилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам «муза дальних странствий». Он погиб на взлете, еще не достигнув пушкинского возраста.В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, «открыватель новых земель» либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна Ахматова была его любимой, женой и матерью его сына. Он посвятил ей прекрасное стихотворение: Я вас люблю, забудьте сны! - В молчанье Она, чуть дрогнув, веки подняла, И я услышал звонких лир бряцанье И громовые клекоты орла. Орел Сафо у белого утеса Торжественно парил, и красота Бестенных виноградников Лесбоса Замкнула богохульные уста. Мне кажется, от любовной лирики Гумилева веет некоторой первозданностью, дикой волей и страстью, Примечательно, что любовная лирика поэта писалась им как бы с учетом того, что слова будут положены на музыку. Я ощущаю в его стихотворениях особый мелодический рисунок, близкий к романсу. Например: Вот я один в вечерний тихий час, Я буду думать лишь о вас, о вас. Возьмусь за книгу, но прочту: «она», И вновь душа пьяна и сметена. Он широко использует в любовных стихах былинные образы и саму форму былин: Из логова змиееа, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. Я думал - забавницу, Гадал - своенравницу, Веселую птицу-певунью. Покликаешь - морщится, Обнимешь - топорщится, А выйдет луна — затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то, — и хочет топиться. Через языческие образы, как видим, передано волшебное состояние любви к женщине. Автор хорошо знает, что любовь на Руси - чувство, включающее в себя стихийные силы природы. Причем у Гумилева, в отличие от Есенина, например, эти силы стихии всегда грозные, недоступные воле человека. Как говорится, кого хочет - казнит, кого хочет — милует, любовь зачастую обладает таким же свойством. Хочу также отметить очень важный, на мой взгляд, момент в стихах о любви этого поэта. В них нет пошлости, грубости, хоть какого-то неуважения к женщине, которыми грешат стихи иных поэтов. Герой-любовник Гумилева благородный рыцарь с мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной, не только не предъявляет ей претензий, но напротив - доходит до самоуничижения и жертвенности. Особенно ярко эти чувства, я считаю, проявились в стихотворении Гумилева «Отравленный»:
Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.
Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня...
И мне сладко - не плачь, дорогая, -
Знать, что ты отравила меня.
Гумилев забросил своего героя-любовника аж на далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной и даже тройной смысл: Венера - реальная в космосе, Венера ~ богиня любви и Венера - судьба.
На Венере, ах, на Венере, Нету смерти, терпкой и душной.
Достарыңызбен бөлісу: |