Центр детского развития и семейного досуга
«КОВЧЕГ»
КРУЖОК БАТИК
(роспись по ткани)
«ОСТРОВ ЦВЕТА»
Возраст учащихся:
1 группа: от 4 лет до 9 лет
2 группа: от 10 лет и выше
Руководитель – Оксана Игоревна Чистая
2012-2013
1. Пояснительная записка
1.1 Введение
На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду, народные мастера создавали утварь, разукрашивая её, придумывали игрушки для детей. С этим наследием, которое сохранилось до наших дней, можно познакомиться в музеях, можно изучить по книгам, в которых собран хороший иллюстрированный материал. Очень важно и полезно приобщить наших детей к изучению народных подлинников, воспитать в них любовь к народному искусству. Интересная техника росписи тканей уходит своими корнями на Дальний Восток, но в Европе она стала весьма популярной. И это не удивительно: каждое изделие неповторимо, уникально. Терпение и аккуратность – залог успеха в овладении этим великолепным искусством. Родиной батика, искусства росписи тканей, считаются Юго - Восточная Азия. К нам батик пришёл из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова “анбатик” – рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранить окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: её вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике. Тёплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до тёмно – коричневого, подчёркивалась сочными тонами индиго – самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов – для украшения одежды; многофигурные жанровые или религиозные композиции – для жилищ и храмов. Батик в древности был распространён не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название “бандхана” и “лахерия”.
Китайцы подарили миру шёлк и, как следствие, способ его окраски. Техника “лацзе” – в переводе “узоры воском” – очень похожа на батик. На шёлк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки не прокрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его первоначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению учёных; попал из Индии или Китая, он назывался “рокэти”. Япония, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков – панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти почти на полстолетия становится уделом кустарей - ремесленников. Но в начале XX века ,батик снова вошёл в моду в Европе, Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправились в далёкие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни.
Затем, возвращаясь на родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто любителей со всего мира отправляются
изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится механическив другие страны и культуры, батик имеет в основном утилитарный характер. Россия, будучи большую часть XX века за “железным занавесом”, оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря её творчеству появилась в России первая подобная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием этого вида искусства. В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика.
1.2 Вид программы
Программа дополнительного образования детей “декоративно - прикладного искусства” “Батик” относится к художественно – эстетической направленности. Программа является авторской, основана на 14-ти летнем опыте работы. Она направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. “Занятия искусством помогают детям легче адаптироваться в мегаполисе, преодолевать его сверхнагрузку, понять себя, т.е. осуществить историческую и национальную самоидентификацию”. (А. С. Питерских “Актуальные вопросы эстетического и гражданского развития учащихся в сфере дополнительно образования”.)
1.3 Актуальность программы
Актуальность данной программы - практическая значимость: применение полученных знаний и умений в реальной жизни ( умение создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или ансамбль в целом, абажур, ширму, декорацию и т.д.), помогает реализоваться личности ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.
Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.
1.4 Цели и задачи
Цель – развитие у ребёнка мотивации к познанию, развитие творческих способностей, художественного воображения, пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности.
Задачи:
Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;
Развитие художественно – графических умений и навыков;
Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного творчества (батик);
Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия;
Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
Приобретение некоторых организационных навыков художественного творчества;
Получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
Воспитание зрительской культуры;
Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.
1.5 Возраст детей, порядок набора и формирование учебных групп
По данной программе обучаются дети и взрослые: 1группа в возрасте от 4 до 9 лет, 2 группа в возрасте от 10 лет и выше. Специальной подготовки для занятий в студии не требуется.
1.6 Формы и режим занятий
Занятия в студии проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая. Занятия индивидуальные проводятся по необходимости в зависимости от темы предстоящей работы.
По субботам 1 группа: с 12.00 до 13.30, 2 группа: с 13.30 до 15.00.
По воскресеньям 1 группа: с 12.00 до 13.30, 2 группа: с 13.30 до 15.00.
1.7Знания и умения
К концу обучения учащиеся должны знать:
Что природа - неиссякаемый источник вдохновения для творчества;
Законы композиции;
Основы цветоведения;
Разнообразие материалов и изобразительные средства;
Некоторые понятия, термины изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества;
Уметь:
Пользоваться художественными материалами и инструментами (краски, графические материалы, красители для ткани);
Сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию;
Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;
Сознательно выбирать средства выражения замысла;
Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.
Составить композицию, учитывая законы композиции;
Подобрать гармоничную цветовую гамму.
2. Учебно – тематический план.
Первая группа с 4 до 9 лет
№
|
Т Е М А
|
Количество часов
|
|
|
|
1
|
Знакомство с программой.
Вводное занятие “Мир художника”
|
|
|
|
2
|
Цвет. Основные и составные цвета. Композиция “Осень”. Рисование по воображению.
|
|
|
|
3
|
Графическое изображение бабочек и насекомых. Рисование, приближенное к реальному.
|
|
|
|
4
|
Эффект оверлеппинга. Изображение цветов с элементами стилизации. Цветная графика.
|
|
|
|
5
|
Холодный и горячий батик. Основные приёмы и методы росписи по ткани.
Холодный батик. Композиция. “Цветы и бабочки”. Роспись. Оформление.
|
|
|
|
6
|
Монотипия. Интерпретация форм, близких к природным.
|
|
|
|
7
|
Декоративное изображение фруктов,
овощей, ягод, грибов. Уравновешенная и неуравновешенная композиция.
|
|
|
|
8
|
Статическая и динамическая композиция. Композиция “Листья”.
|
|
|
|
9
|
Композиционный центр. Доминанта в композиции. Графическая композиция “Снежинки”.
|
|
|
|
10
|
Холодный батик. Композиция “Дары природы”. Роспись. Оформление.
|
|
|
|
11
|
Графические возможности в декоративном изображении объектов природы. Композиция “Рыбы – фантазии”.
|
|
|
|
12
|
Применение декора в стилизованном изображении. Композиция “Ракушки и морские камешки”.
|
|
|
|
13
|
Холодный батик. Композиция “Золотые рыбки”. Роспись. Оформление.
|
|
|
|
14
|
Цветная графика “Птицы”. Элементы декора в изображении оперения птиц.
|
|
|
|
15
|
Форма и орнаментация. Композиция “Перо сказочной птицы”
|
|
|
|
16
|
Холодный батик. Композиция “Волшебная птица”. Роспись. Оформление
|
|
|
|
17
|
Графическая зарисовка животных. Композиция “Домашние животные”.
Стилизованное изображение животных.
|
|
|
|
18
|
Холодный батик. Композиция “Мой питомец”. Роспись. Оформление.
|
|
|
|
19
|
Композиция “Закат на море” или “Ясный день. Яхты”.
|
|
|
|
20
|
Холодные и тёплые цвета. Композиция “Натюрморт в тёплых тонах”.
|
|
|
|
21
|
Холодный батик. Композиция “Ваза с цветами”. Роспись. Оформление.
|
|
|
|
22
|
Дополнительные и родственные цвета. Одноцветная монотипия. Графическая композиция “Кора”.
|
|
|
|
23
|
Форма и образ. Изображение деревьев с разным характером. Композиция “Деревья”.
|
|
|
|
24
|
Коллективная работа. Цветная графика. Композиция “Сказочный лес”. Элементы стилизации в декоративном пейзаже.
|
|
|
|
|
ВСЕГО:
|
|
|
|
2.Учебно – тематический план.
Вторая группа с 10 лет и выше
№
|
Т Е М А
|
Количество часов
|
|
|
|
1
|
Вводное занятие. Знакомство с программой.
|
|
|
|
2
|
Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Композиция. “Краски осени”.
|
|
|
|
3
|
Композиция “Крылья бабочки”. Графические возможности в декоративном изображении.
|
|
|
|
4
|
Зарисовка цветов различной формы с элементами стилизации. Цветная графика.
|
|
|
|
5
|
Динамическая композиция “Вальс цветов”. Ритмическая организация мотивов природы в изображении.
|
|
|
|
6
|
Техника холодного батика. Композиция “Осенний букет”. Роспись. Оформление.
|
|
|
|
7
|
Графическая композиция “Геометрия”. Монораппортная композиция с элементами декора.
|
|
|
|
8
|
Техника горячего батика. Композиция Паутинка,Фантазия. Роспись. Оформление.
|
|
|
|
9
|
Холодный батик. Композиция “Космос”.
Роспись. Оформление.
|
|
|
|
10
|
Стилизованный рисунок. Композиция “Птицы”.
|
|
|
|
11
|
Графическое изображение оперения птиц. Композиция “Крылья”. Применение декора в стилизованном изображении оперения птиц.
|
|
|
|
12
|
Холодный батик. Композиция “Жар – птица” или “Сказочный сад”. Роспись. Оформление.
|
|
|
|
13
|
Графическая композиция “Лукошко”. Явление оверлеппинга в декоративной композиции. Изображение ягод и грибов.
|
|
|
|
14
|
Композиция “Вазы”. Изображение ваз различной формы с элементами декора.
|
|
|
|
15
|
Композиция “Декоративный натюрморт”. Графическое изображение натюрмортных постановок. Стилизация в натюрморте.
|
|
|
|
16
|
Горячий батик. Композиция. Роспись. Оформление.
|
|
|
|
17
|
Композиция “Маски” Цветная графика. Элементы декорирования.. Форма, цвет, декор.
|
|
|
|
18
|
Композиция “Декоративная ткань”. Эскиз занавеса для школьного кукольного спектакля.
|
|
|
|
19
|
Холодный батик. Композиция. “Платок для мамы”. Роспись Оформление.
|
|
|
|
20
|
Подготовка к выставке
|
|
|
|
|
ВСЕГО:
|
|
|
|
3.Содержание программы
1. Знакомство с программой. Вводное занятие “Мир художника”. Представление программы. Показ детских работ. Информация о различных материалах и техниках. Организация рабочего места. Выбор темы и материалов свободный. Показ приёмов работы одним из материалов.
2. Композиция “Осень”. Рисование по воображению.
Цвет. Основные и составные цвета. Композиция “Осень”. Рисование по воображению.
3.Графическое изображение бабочек и насекомых. Рисование, приближенное к реальному. Тушь, цветные фломастеры, гелевые ручки. Изображение объекта таким, каким его видит глаз, без особых изменений. Декоративная выразительность достигается приёмами: штрих, чёткая линия, точка. Понятия: симметрия, пропорции, композиция. Развитие эмоционального восприятия красоты линий, их пластики в природе.
4. Эффект оверлеппинга. Цветная графика. Изображение цветов с элементами стилизации.
Привлечение внимания к красоте форм живой природы. Гуашь, фломастеры, гелевые ручки. Понятие: декоративный, оверлеппинг. Изучение рассматриваемого цветка. Пластика линий и декора должна соответствовать пластике изученного природного мотива. Создание композиции, где одна форма частично совпадает или наложена на другую. Разработки поверхности изображения линией, точкой, штрихом. Использовать живые цветы, муляжи, гербарии, атласы и фотографии.
5. Холодный и горячий батик. Композиция “Цветы” Основные приёмы и методы росписи по ткани.
Информация о технике “батик”. Холодный и горячий батик. Сфера применения. Освещение данного вопроса с привлечением книг, иллюстраций, готовых изделий. Демонстрация приёмов для выполнения холодного батика. Композиция “Цветы”. Работа с наглядным материалом. Выполнение рисунка на бумаге, перенос на ткань, крепление к раме, резервирование, роспись (работа с цветом), оформление готовой работы в раму. Декорирование выполненного изделия, рамы.
6. Монотипия. Интерпретация форм, близких к природным.
Тушь, чёрная гуашь, фломастеры, разведённая краска, плитка, листы бумаги, кисти, валик. Развивает фантазию и умение почувствовать фактуру. Осваивается техника одноцветной монотипии. Можно так же работать с цветными материалами. Лист бумаги с полученным оттиском доработать, добавить детали, сделать композицию завершённой.
7. Декоративное изображение фруктов, овощей, ягод, грибов. Уравновешенная и неуравновешенная композиция. Гуашь, фломастеры. Развитие образного мышления, зрительной памяти, изучение мира растений. Понятия: ритм, контраст, силуэт, уравновешенная и неуравновешенная композиция. Создать композицию из выразительных цветных силуэтов фруктов, овощей, ягод, грибов, располагая мотивы в определённом ритме, делающим работу цельной, гармоничной, уравновешенной. Использование в работе муляжей, атласов, фотографий, открыток.
-13-
8 .Статическая и динамическая композиция. Композиция “Листья”.
Гуашь, цветная тушь, фломастеры, гелевые ручки. Развитие образного мышления, понятия о красоте, многообразии цвета и умения использовать цвет. Понятия: декоративная, статическая, динамическая композиция.
Изображение листьев различной формы и цвета в движении: хаотичном, по диагонали, по спирали, кругу. Одна форма может частично закрывать другую. Просмотр иллюстраций, фотографий, слайдов, использование искусственных цветов и растений, гербариев и др. наглядных материалов.
9.Композиционный центр. Доминанта в композиции. Графическая композиция “Снежинки”.
Цветная тонированная бумага, белая гуашь, пастельные мелки. Развитие наблюдательности, фантазии, умения видеть красивое в привычном. Дальнейшее изучение мира природы, эмоциональное восприятие красоты. Понятия: композиционный центр, доминанта. Изображение сложных форм снежинок на тонированном фоне, собирая мотивы в композицию с учётом изученных законов. Просмотр слайдов с фрагментами состояния природы, фотографий, альбомов, иллюстрации и т.д.
10.Холодный батик. Композиция “Дары природы”. Роспись. Оформление.
Бумага, резервирующий состав, краски для росписи ткани, ткань. Знакомство с формами предмета, эстетическое восприятие различных форм овощей, грибов, фруктов, ягод. Воспитание любви к природе, развитие фантазии на основе реальности. Композиция с заполнением всего поля листа. Перенос рисунка на ткань, работа контур – резервом, роспись текстильными красками, дальнейшая работа с цветом, цветовые гармонии, оформление в раму, декорирование готового изделия.
11. Графические возможности в декоративном изображении объектов природы. Композиция “Рыбы – фантазии”.
Графические материалы: тушь, фломастеры, гелевые ручки, пастель. Привлечение внимания к природе, знакомство с морскими обитателями, с многообразием форм рыб, их окраской. Выполнение рисунка рыбки и окружающей её среды с элементами декора. Работа с атласами, открытками, видеоматериалами.
12. Применение декора в стилизованном изображении. Композиция “Ракушки и морские камешки”.
Графические материалы: фломастеры, гелевые ручки. Изучение богатства и своеобразия форм, раскраски ракушек и камешков. Развитие умения увидеть интересный, иногда причудливый узор атрибутов водной фауны и создать декоративное изображение. Использование в работе реальных объектов, фотографий, видеоматериалов.
13. Холодный батик. Композиция “Золотые рыбки”. Роспись. Оформление.
Продолжение изучение техники холодного батика. Батик классический, солевые эффекты на ткани. Подготовка эскиза под роспись. На основе изученного на 2-х предыдущих занятиях, создать композицию “Золотые рыбки”. Рисунок на бумаге, перенос рисунка на ткань, работа резервирующим составом, роспись (цветовые гармонии), оформление в раму.
14.Цветная графика “Птицы”. Элементы декора в изображении оперения птиц.
Графические материалы: пастель, тушь, фломастеры, гелевые ручки. Привлечение внимания к красоте форм живой природы, развитие чувства прекрасного, умение увидеть необычное, воспитание бережного отношения к природе. Рисование птиц с попыткой декоративной обработки формы. Использовать природную фактуру, выделив её графически или внести момент сказочной фантастичности - орнамент. Использование в работе иллюстрированного материала, атласов, фотографии, видеоматериалов.
15.Форма и орнаментация. Композиция “Перо сказочной птицы”.
Гуашь, графические материалы: пастель, фломастеры, гелевые ручки.
Развитие эмоционального восприятия цвета. Понятие о цвете как средстве выражения. Развитие фантазии. Изображение необычной формы пера птицы с дальнейшей декоративной разработкой поверхности. Цветовая гармония. В работе использовать знания и материалы предыдущего занятия №14.
16.Холодный батик. Композиция “Волщебная птица”. Роспись. Оформление.
Краски для ткани, контур - резервы, бумага, ткань, рамы и др.
Продолжение изучения приёмов и методов, применяемых в технике “батик”.
Выполнение эскиза на бумаге для росписи по ткани на заданную тему. Работа с наглядным материалом. Перенос рисунка на ткань, наводка контурной линии, роспись ткани текстильными красителями, декорирование расписанной ткани, окрашивание рамы, оформление панно в раму.
17.Графическая зарисовка животных. Композиция “Домашние животные”. Стилизованное изображение животных.
Гуашь с ограниченной палитрой или графические материалы: сангина, пастель тушь, фломастеры. Привлечение внимания к миру животных: уметь увидеть характер, выразительность позы животного. Создание образа животного путём сознательного усиления эффекта декоративной выразительности. Но стилизовать и утрировать рекомендуется в разумных пределах, чтобы объект был узнаваем. Использование в работе атласов, фотографий видеоматериалов.
18.Холодный батик. Композиция. “Мой Питомец” Роспись. Оформление.
Дальнейшее изучение техники “батик”. Отношение человека к миру животных. Воспитание чувства причастности человека к миру природы, любви к животным и ответственности. Эскиз карандашом для батика на заданную тему. Нарисовать своего домашнего питомца: кошку, собаку, птицу, черепаху и т.д. в окружающей среде. Перенос рисунка на ткань, работа контур – резервом, роспись (дальнейшее изучение гармонических сочетаний цветов), оформление в раму, декорирование.
В работе использовать материалы тем №№ 14, 15, 16, 17.
19.Стилизация в натюрморте. Форма и орнаментация. Графическая композиция “натюрморт с кувшином”.
Графические материалы. Графическая техника. Знакомство с жанром натюрморта. Мир вещей и настроение. Многообразие форм. Композиция натюрморта с включением формы кувшина, вазы. Дополнение композиции предметами среднего и мелкого размера. Единство формы и декора. Геометрический и растительный орнамент.
Использование в работе посуды различной формы и материалов, альбомов, фотографий.
20.Холодные и тёплые цвета. Композиция “Натюрморт в тёплых тонах”.
Развитие эмоционального восприятия цвета. Понятие о цвете как средстве выражения. Холодные и тёплые, контрастные и сближенные цвета. Роль художника в создании формы и декора посуды. Упражнения по цвету. Работа над композицией натюрморта с включением различных форм посуды, фруктов, овощей, цветов и т.д.
Получение “тёплой” палитры с включением белого. Использование материалов, изученных ранее.
21.Холодный батик. Композиция “Ваза с цветами” Роспись. Оформление.
Материалы для росписи по ткани. Развитие фантазии на основе реальности. Работа с иллюстрированным материалом или с натурой. Любование красотой цветов и многообразием форм. Графическое изображение вазы с цветами с введением элементов декора. Перевод рисунка на ткань, резервирование, роспись текстильными красителями (дальнейшее формирование чувства цвета), оформление в раму, декорирование ткани и рамы.
22.Дополнительные и родственные цвета. Одноцветная монотипия. Графическая композиция “Кора”.
Краски, кисти, валик для краски, пластиковые дощечки, бумага. Выполнение монотипии. Развитие фантазии, восхищение красотой природы, развитие образного восприятия мира природы. Доработать, подвести выполненный оттиск с помощью графических приёмов к образу древесной коры. Использование в работе фотографии коры деревьев, атласов, иллюстрированного материала по теме.
23.Форма и образ. Изображение деревьев с разным характером. Композиция “Деревья”.
Тушь, фломастеры, гелевые ручки, уголь, сангина.
Эмоциональное восприятие природы через характер линий. Многообразие линий. Развитие чувства композиционной выразительности. Изображение деревьев разного характера линией, штрихом, точкой, пятном. Использование видеоматериалов, фотографий, атласов, литературного материала.
24.Коллективная работа. Цветная графика. Композиция “Сказочный лес”. Элементы стилизации в декоративном пейзаже.
Различные материалы: гуашь, акварель, цветные фломастеры, гелевые цветные ручки. Эмоциональное восприятие цвета в природе, развитие фантазии, эстетическое восприятие природы, развитие наблюдательности. Изображение и украшение. Задание как продолжение предыдущих тем “Кора” и “Деревья”. Работа по группам 2-3 чел. Поиск необходимых материалов и выразительных средств на заданную тему. Обработка информации, обдумывание композиции. Каждая группа детей создаёт свой образ дерева из сказочного леса, вносят элементы стилизации. Отдельные элементы работы соединяются на общем фоне. Вместо этого занятия можно предложить выполнить коллективное панно- роспись по ткани на ту же тему или подготовить и провести выставку работ за год.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Оборудование:
Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы. Подрамники разных размеров. Гладильная доска. Утюг. Фен. Электроплитка.
Материалы:
Набор красителей, резервирующий состав, воск или парафин, различные виды тканей, нитки, бумага для эскизов и зарисовок, баночки для воды, палитры, желатин, крахмал, соль для батика, мочевина, сухие красители.
Инструменты:
Стеклянные трубочки, шприц-флаконы, цветные резервы, кисти, карандаши, ножницы, иглы, кнопки-гвоздики, клей, резаки.
Дидактические материалы:
Наглядные пособия, художественные альбомы, журналы, книги, иллюстрации, фотографии, папки с рисунками, видео кассеты, компакт- диски, методические разработки: пособия, методическая литература.
Практика:
Выполнение заданий по темам учебного плана с использованием изобразительных материалов;
Организация выставок детских работ;
Открытые уроки для коллег и родителей;
Экскурсии в музеи, посещение выставок;
Участие в проектной деятельности;
Участие в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня и тематики
Форма занятий:
Инидивидуальная
Коллективная
5. Заключение
Совершенно согласна с высказыванием заслуженного деятеля искусств РФ, зав. лабораторией доп. Образования ЦНХО А.С. Питерских, что “работа с детьми в кружке - это работа на переднем крае, здесь больше виден ребёнок в его “стыке” с жизнью. За полтора десятка лет сменился культурный ландшафт страны. Нравится это нам или не нравится, но в подавляющем числе случаев – это так, и это необходимо учитывать как социо – психологическое условие и культурную среду нашей работы. Часто пред нами дети “без корней”. И мы должны дать им корни в этой жизни и в этой стране. Нет ничего лучше для корневой системы человека, чем искусство”.
Совершенно небезразлично, что лепят и выжигают дети: сведённого через копирку Микки Мауса с Барби или реализуют свой оригинальный творческий замысел.
Проблемы искусства не могут принадлежать только уроку, иначе кружок вместо художественного превратится в коллектив рукомесла, развивающего навыки рукоделия, а не творческого самовыражения”.
Зав. лабораторией содержания общего художественного образования ЦНХО Л.А. Неменская в статье “Как оценивать детский рисунок” пишет: “Успех воспитания и обучения в огромной степени зависит от мастерства учителя, от творческого подхода к обучению и, конечно, от знаний возрастной психологии.
Педагог должен добиваться в своей деятельности, чтобы даже учебная, урочная, определённая темой задания изобразительная деятельность ребёнка выступала для него как собственная потребность, как желание его души, что и соответствует реальному назначению творческого изображения. Это не должна быть работа “напоказ”, ориентированная лишь на успешный результат, подменяя творчество исполнением.
Моделируя и воспроизводя в изображении впечатления действительности, ребёнок - автор осознает свой индивидуальный опыт в формах изобразительного языка, в котором происходит освоение культуры и самопознание. А как следствие - и само преобразование”.
Учителю остаётся только одно – продолжать “строить храм” вместе с детьми.
6. Литература
-
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. М.,2003.
-
Григорьева Н.Я. Роспись по ткани. С-П., 2001.
-
Кожохина С.К. Батик. Ярославль, 2000.
-
Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М., 2000.
-
Синеглазова М.О. Батик. М., 2002.
-
Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М., 2001.
-
Энциклопедия художника, Искусство батика, М., 2000.
-
Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, 1996.
-
Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.
-
Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск, 1996.
-
Величко Н. Роспись. М., 1999.
-
Практическая энциклопедия Фэн-Шуй. М., 2001.
-
Стопплман М., Кроу К. Ткани и другой текстиль. С-П., 2000.
-
Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. С_П., 1998.
-
Домашний уют своими руками. М., 1996
-
Капитунова А.А., Коблова О.А. “Дополнительное художественное образование. Поиски и решения”, - М.., 2007.
-
Горяева Н.А. “Первые шаги в мире искусства”, -М., “Просвещение”, 1991.
-
Неменская Л.А. “Искусство в жизни человека”, -М.,“Просвещение”, 2008.
-
Горяева Н.А., Островская О.В. “Декоративно - прикладное искусство в жизни человека”, -М., “Посвещение”, 2003.
-
Аллахвердова Е.Э. “Батик, глина, дерево”, -М., ООО “Издательство АСТ”, 2001.
-
Логвиненко Г.М. “Декоративная композиция”, -М., “Владос”, 2004.
-
Давыдов С.Г. “Батик” (энциклопедия ), -М., “АСТ-ПРЕСС”, 2006.
-
Успенская Е, Ивахнов А. “Искусство батика”, -М., “Внешсигма”, 2000.
-
Лотман Ю. “Беседы о русской культуре”, -М., 1985.
Достарыңызбен бөлісу: |