Центрально-Азиатское национально-территориальное размежевание 20-х гг. 20 века и манифест Смагула Садвокасова
Чем дальше от нас события первой половины 20-го столетия, тем старше возраст Независимого Казахстана. Вместе с тем, тема размежевания в Центрально-Азиатском регионе 1924-1925 годов не утеряла своей остроты. Важным моментом в истории Казахстана 20-х годов стало национально-территориальное размежевание Казахстана и Средней Азии в 19241925 годах. Советские республики были созданы в рамках дореволюционных административных очертаний, которые не всегда совпадали с этническими ареалами расселения народов региона. Казахи, к примеру, кроме Казахстана, были разбросаны по трем образованиям - Туркестан, Бухара и Хорезм. Специалисты утверждают, что подлинная причина размежевания, инициированного правительством, лежала в опасениях большевиков возможной консолидации тюркских народов.
Если кратко, то 12 июня 1924 года, с принятием решения о размежевании, была создана специальная комиссия, в состав которой вошли Т.Рыскулов, С.Ходжанов, С.Мендешев и другие известные люди. Спорных вопросов в определении границ было немало. В ходе размежевания решался вопрос и о новой столице Казахстана. Предлагались города: Акмолинск, Актюбинск, Аулие-Ата, Чимкент, Ак-Мечеть и др. Окончательно 26 января 1925 года было принято решение о переводе столицы из Оренбурга в Ак-Мечеть, Оренбург передавался России.
За событийной стороной процесса и собственно сменой конфигураций республик не всегда заметна уникальность исторической ситуации, а именно: воссоединение народов на качественно новой основе, иной идеологии, обретение новых стартовых возможностей для этно-и государственной идентичности. Тот факт, что в состав Казахстана вошли ряд новых народнохозяйственных объектов: город Алматы, который ранее находился в составе присоединяемой Жетысуйской области, озеро Арал и бассейн Сыр-Дарьи - соответственно на территории Сыр-Дарьинской, сыграл немаловажную роль в подъеме экономики республики и уровня жизни населения.
Источники, в которых можно было бы почерпнуть интересующую информацию о ходе и позициях участников процесса размежевания, аргументации и факторах, влиявших на окончательный исход работы комиссии, недоступны большинству исследователей. Участники государственных комиссий в большинстве своем оказались репрессированы и ушли из жизни не по своей воле, соответственно - мемуарной беллетристики прочесть нам уже не придется... Чудом сохранившиеся публикации тех лет, архивные материалы помогают пролить свет на сложнейшую тему - выражаясь языком юриспруденции - демаркации и делимитации границ между советскими республиками Центральной Азии.
Среди них - статья непосредственного участника идеологического процесса середины 20-х годов Смагула Садвокасова под названием «Орта Азияның өміріндегі жаңа дэуір» - «Новая эпоха в жизни Средней Азии» (датируется приблизительно 1925 г.), которая является программным манифестом по сути, но до сих пор не была предметом изучения ученых. Историческая справка. Родился в 1900 году в Акмолинской губернии, аул Жаркын -ныне Акжарского района Северо-Казахстанской области, граничащей с Омском. Учился грамоте у своего отца - муллы, затем в Омске в сельскохозяйственной школе. Здесь Смагул знакомится с будущими поэтами и писателями Маг-жаном Жумабаевым, Сакеном Сейфуллиным, Кошмухамедом Кеменгеровым, проявляет интерес к литературному творчеству. В годы учебы ими был создан кружок «Бірлік» («Единство»). После событий Февральской революции (май 1918 г.) участники кружка сформировали организацию «Жас азамат», Смагул стал в ней членом правления. Энергия и эрудиция ставили его в ряд с передовыми современниками, а позднее вывели в авангард молодежи Омска, а затем всего Казахстана и Центральной Азии.
Во время формирования правительства Каз-республики Садвакасова назначают заместителем наркома народного образования Ахмета Байтурсынова, а в 1925 г. он сам станет наркомом просвещения. За свою короткую жизнь (1900 - 1933) был председателем Госплана республики, наркомом просвещения. Ему принадлежит заслуга создания казахского театра. Вел активную общественную работу, возглавлял газеты «Жас азамат», «Еңбекшіл жастар», «Кедей сөзі», «Еңбек туы», «Өртең», журналы «Ба-лапан», «Трудовая Сибирь», «Жас қазақ». С 1924 по 1925 год - редактор журнала «Қызыл Қазақстан» («Ақиқат»), в 1925-1926 годах -редактор «Еңбекші қазақ» («Егемен Қазақстан»).
Изучение первоисточника - статьи С. Сад-вокасова обогащает казахстанскую источни-ковую базу темы, т.к. дает представление о стратегии и методологии разграничения, степени подготовленности процесса. Через призму видения автора, обладавшего политическим чутьем и опытом социальной работы, можно реконструировать отношение к процессу размежевания исполнителей и их видение позитивных последствий поручения. Материал готовился им к публикации в целях ознакомления населения региона с ходом решения одного из животрепещущих вопросов государственного строительства; не случайно он выбрал броский заголовок: «Новая эпоха в жизни Средней Азии».
Можно смело утверждать, что автор Манифеста взял на себя серьезную миссию - проинформировать жителей целого региона об их законных правах. Ведь без одобрения референдума, если придерживаться международного права, осуществлялся данный проект, члены комиссий на местах были уполномочены центральным правительством. Между тем, вопрос задевал хозяйственные, родственные и иные сакральные интересы жителей, в местах расположения родовых захоронений, создавая, в случае недоучета нюансов, потенциальные кон-фликтогенные зоны. Что до городских жителей, то речь шла о будущей новой столице автономии и это касалось данной социальной категории.