Чингисхан, человек- легенда. Размышления к 850 летнему юбилею.
Лушников О.В.,
научный сотрудник Уральского Отделения Института Истории и Археологии РАН
800 лет назад, в начале XIII века, мир стал свидетелем рождения первой мировой Супердержавы, равной которой не было ни в Древнем Мире, ни в Средневековье, ни в последующие эпохи, державы перевернувшей мировую историю и представления людей об окружающем их мире, державы ушедшей спустя столетия в небытие и оставшейся до сих пор загадкой для многих ученых…
Как малочисленный кочевой народ, в доиндустриальную эпоху, сумел подчинить и удерживать в течение нескольких столетий Великие цивилизации Востока и Запада – 85% континента Евразия? Все это заставляет нас обратиться к личности основателя Великой Монгольской империи - Чингисхану.
Сложно найти в истории более известную личность. За прошедшие 800 лет Чингисхан всегда оставался в первой пятерке самых значимых деятелей мировой истории. Количество работ посвященных Чингисхану и его детищу – Великой Монгольской империи колоссально и не сопоставимо ни с одной другой знаменитостью. Но сколь огромен интерес к нему в мире как среди политиков и ученых, так и среди простых обывателей, столь и полярны его оценки. От превозносящих его персону до статуса полубога, до полностью ниспровергательных. Для одних он бесспорный гений, для других – алчный кровавый мясник и скопище пороков. В сравнении с Чингисханом, даже такие великие завоеватели и государственные деятели как Александр Македонский, Цинь Ши Хуанди, Тимур, Наполеон, кажутся всего лишь «пешками». Воистину, этот человек изменил всю мировую историю так, что она стала делиться на два главных периода «домонгольский» и «постмонгольский».
Сегодня в канун юбилея Великой Монгольской империи борьба за ее наследие стала политической. За право считать Чингисхана своим сегодня борются все – русские, китайцы, монголы, татары, казахи, киргизы, узбеки, якуты и даже украинские евреи. (Так по версии одного уважаемого интернет-источника, Потрясатель Вселенной родился на Харькивщине от Киевского еврея Исаака и Украинки (это в 12м-то веке!) девы Марии-Елены. Видимо тогда его должны были бы звать «Чингис-Хайме»!). Задача нашего исследования - попытаться приподнять завесу тайны «Самой выдающейся Личности двух Тысячелетий» (ЮНЕСКО, декабрь 2000г.).
Это очень тяжелый и в историческом и в астрологическом плане случай. Об этом величайшем человеке неизвестны ни подробности личной жизни, ни дата его рождения, ни дата смерти, ни место погребения. Одно бесспорно – его колоссальная роль в мировой истории. Все западные гороскопы Чингисхана являются полным бредом не выдерживающим элементарной исторической критики – чего стоит дата на 18.09.1186г. когда у Чх было уже 3 сына! Я понимаю, что многим астрологам хотелось бы подогнать рождение такой знаменательной в мировой истории личности под какое-либо значительное астрономическое событие – парад планет или что-либо подобное. Но не нужно при этом фальсифицировать исторические данные.
Обратимся к источникам.
К глубокому сожалению, в единственном сохранившемся монгольском источнике, современном эпохе Чингисхана, в "Сокровенном сказании" (1240 г.), нет ни даты рождения Чингисхана, ни продолжительности его жизни, есть только краткое упоминание о смерти: "Чингисхан, после окончательного разгрома Тангутов, возвратился и восшел на небеса в год Свиньи (1227)" [12, с.191].
Остальные источники можно разделить на две группы. Одни дают дату его рождения 1155г., как например - "Мэн-да бэй-лу (Полное описание монголо-татар)" Чжао Хуна (1221 г.), "Шэн-у цинь-чжэн лу (Записи о личных походах Священно-воинственного [Чингиса])"и "Сборник летописей" (1307 г.) Рашид ад-Дина. Причем это наиболее ранние источники XIII и начала XIV вв.
Другие, более поздние, - китайская "Юань ши" ("История династии Юань", 1369г.) и базирующиеся на ее данных монгольские летописи XVII в. - анонимные "Алтан Тобчи" и "Шара туджи", "Алтан Тобчи" Лубсан Данзана и "Эрдэнийн тобчи" Саган Сэцэна, датируют рождение Чингисхана 1162г. "В год черной лошади (1162 г.), в первый летний месяц, в полдень шестнадцатого дня родился Чингис-хаган" [Лубсан Данзан 19, с.65].
В "Юань ши" нет прямой даты рождения Чингисхана, она выводится косвенно - через его возраст на момент смерти. Данные на этот счет в ее первой цзюани "Тайцзу" ("Великий предок") крайне лапидарны: "Осенью, в седьмой луне, [в день] жэнь-у (1 сентября) [Чингисхан] заболел. [В день] цзи-чоу (8 сентября) почил в походной ставке Ха-лао-ту на реке [в] Саари-кээр... перед кончиной [Чингисхан] обратившись к окружающим сказал… Закончив речь, почил, продолжительность жизни [была] - 66 [лет]. Был погребен в ущелье Циняньгу" ([37, цз.1 с.25]). Так как дело происходило в 1227 г., то расчет по "Юань ши" дает рождение Чингисхана в 1162 г. ( 66 лет жизни по китайскому счету или 65 лет с момента рождения). Однозначно определить, откуда взята составителями "Юань ши" данная продолжительность жизни Чингисхана нельзя, однако со значительной степенью вероятности представляется, что они делали выбор между различными, противоречащими друг другу, датами, имевшимися в их распоряжении (66 и 73 года соответственно).
По сей день дата 1162 г. (31 и 3 мая) является официальной в КНР и в Монголии.
Однако, «Юань ши» была создана наспех за 331 день(!!!) (на подготовку "Сборника летописей" ушли десятилетия!) основе отрывочных и вторичных данных подмастерьями ученых, которым даже не были выданы достоверные документы из императорского хранилища! И потому к ее данным следует отнестись с большим сомнением.
По общему мнению видных российских монголоведов, В.В. Бартольда, Б.Я. Владимирцова, Н.Ц. Мункуева, Е.И. Кычанова и др., большего доверия заслуживают данные прижизненной Чингисхану сводки Чжао Хуна, китайского посла-разведчика и астролога "фэн-шуй", и историческая энциклопедия Рашид ад-Дина, великого визиря Монгольского Ирана выдающегося математика и известного персидского астролога, имевшего доступ к секретным династийным хроникам Чингизидов. Оба автора указывают на начало1155г.
"Мэн-да бэй-лу": Нынешний император Чингис родился в [году] цзя-сюй (14.II.1154 - 3.II.1155)" [20, с.49] Тут следует учитывать поправку на «внутриутробный год» учитываемый монголо-китайской традицией в возраст человека.
"Сборник летописей": "Произведя подсчет назад, соответственно астрономическим данным, стало известно, что [начало] года кака, являющегося годом его рождения, приходится на месяц зул-кадэ 549 г.х. [7 января - 5 февраля 1155 г. н.э]" [28, с.247].
В Иране и тюркских государствах Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Татарстан) опираясь на данные сохраненные генеалогической мусульманской традицией и персидской астрологией, также придерживаются даты 1155г.
Помимо чисто источниковедческого анализа, данные космограмм на 31 и 3 мая 1162г. также противоречат основным характеристикам личности Потрясателя Вселенной и данным важнейших событий его жизни.
Более вероятной с астрологической точки зрения является дата 31.8.1155 г.(по новому стилю). Подробнее с материалами ректификации можно ознакомиться в сборнике 3й Международной Научно-практической конференции «Авестийская Астрология». Здесь же мы попытаемся дать комплексную и непредвзятую характеристику личности Чингисхана.
Характеристика личности Чингисхана.
Чх происходил из рода Борджигин – «синеокие», монголов со значительными европеоидными признаками (голубоглазые, светловолосые, высокого роста), население степей говорило о божественности происхождения этого рода и считало его «царским». Борджигины придерживались разновидности одной из древнейших мировых религий – митраизма и поклонялись Вечному Небу которое называли Хормуста (Хормазд).
Родился будущий Чингисхан в Урочище Делюн-Болдох в Читинской области. Т.е. место силы монгольской империи - место рождения Чингисхана (а возможно также и место смерти тоже) находится на территории России).
Рождение будущего “Потрясателя Вселенной” было отмечено сокрушительной победой его отца над татарами. Появившийся на свет мальчик, сжимал в руке небольшой комочек спекшейся крови. Старший сын Есугай-багатура был назван в честь плененного храброго татарского богатыря Темуджин-Уге нойона. «Темуджин» - «сделанный из железа», «железный человек», «кузнец». В честь новорожденного, с целью передачи магической богатырской силы поверженного врага, татарский нойон был ритуально умерщвлен.
Все источники отмечают необычную «арийскую» внешность Чх а также - магнетизм «орлиных» глаз (голубые?, серо-зеленые?) и «свет от лица»(«в глазах огонь, а лицо что заря!»), располагавшие к Тэмуджину – Чингисхану совершенно незнакомых людей, даже среди врагов, вызывавшие в людях непреодолимое желание (часто необъяснимое логически) помогать ему даже с риском для собственной жизни и бросив все следовать за ним (даже не имеющим «ни кола, ни двора»).
Говоря о личности Чингисхана, можно сказать что здесь мы имеем классический случай когда человек создал «все из ничего» и прежде всего «сделал себя сам». Он неоднократно все терял и все начинал сначала.
Опираясь лишь на личные достоинства Тэмуджин сумел собрать свою собственную дружину. Стал вождем «людей длинной воли», степных удальцов, по различным причинам отколовшихся от своих родов и племен, людей храбрых до самопожертвования и исключительно деятельных, людей нового пассионарного психотипа!
Ум, находчивость, дисциплина, организаторский талант, огромная выдержка, упорство и последовательное движение к цели принесли ему многочисленные победы и помогли пройти нелегкий путь от кандалов до владения империей
Причем наиболее важным этапом было падение в августе 1204г. Найманского ханства – главного соперника Тэмуджина за власть. В том же 1204г. пал перед крестоносцами Константинополь, резко изменилась вся геополитическая ситуация на Западе и Востоке Евразии, в 1204-1206гг. Происходит резкий скачок из вялотекущего 12в. в бурный 13в. Т.е. жизнь Чх совпала с некими мировыми, общенациональными и региональными процессами.
На первом месте в принятии решений у Тэмуджина всегда стоял здравый смысл. Он всегда сохранял уравновешенность, трезвый и холодный рассудок. Даже когда внутри его кипели страсти, его практически невозможно было вывести из себя (оправдывал свое имя Тэмуджин - «железный человек»).
Очень ответственно Чингисхан относился к каждому своему сказанному слову, никогда не бросая их «на ветер» и никогда не повторяя дважды.
Лучше всего характеризуют личность Чингисхана его собственные высказывания – «Билики».
«В высоких горах ищите проход, В широком море ищите переправу.
Если далеко отправился, то, хоть и трудно, но иди до конца!
Если тяжесть поднял, то, хоть и трудно, но подними ее!»
«Боишься – не делай, делаешь – не бойся, не сделаешь – погибнешь!»
Как разумного руководителя характеризуют Чингисхана следующие высказывания: «храбрость и решительность в поступках, должно всегда сочетать с осторожностью», «начальствовать подобает тому, кто сам чувствует жажду и голод и соразмеряет с этим положение других, а, следовательно, будет лучше о них заботиться».
«Тот человек выше множества множеств людей, который обладает знанием!».
Характерной чертой его личности были также благодарность, умение отвечать добром на добро, щедрость, великодушие, человечность, и как следствие – популярность в народе как ни у кого. Он помогал бедным, делился «последним и малым» с соратниками и соплеменниками даже когда мог все оставить себе (как в общем-то и делали все другие ханы, что было нормой). Выше всего ценил Чингис в людях преданность, верность слову.
Чингисхан был всю жизнь очень неприхотлив в быту. Не любил дорогих одежд и золотых побрякушек. Всю жизнь ходил одетый как рядовой кочевник, что иногда приводило к забавным казусам с иностранными послами
Жизненные трудности не прошли для Тэмуджина даром, уже в молодости он частично поседел. Пережил он в 1201г. (46лет) и клиническую смерть от отравленной стрелы в горло («душа отлетала»).
Странности и необычные явления сопровождали Чингиса всю жизнь. В юности, когда за ним гонялись враги желавшие его смерти, ему неоднократно спасали жизнь горы. Там же в горах ему явился «ангел в образе Золотого орла», давший ему законы «Великой Ясы» и открывший ему волю Вечного Синего Неба – установление порядка и справедливости в мире. С тех пор и сам Чингисхан и его люди находились в состоянии религиозного воодушевления выполнением Великой Миссии восстановления попранного людьми миропорядка и объединения всего мира в едином Государстве Правды. Убеждали их в избранности Чингисхана Небом и многочисленные победы над превосходящими силами противника, и то, что даже сама природа помогала ему в битвах. Так, снежный буран, который вызвали шаманы вражеской армии, обернулся против них самих и Чингисхан победил.
Каждый военный поход предварялся определенным ритуалом, в ходе которого Чингисхан фактически отдавал себя и своего противника на суд Хормусты - Вечного Синего Неба, и взывал к установлению справедливости.
В стремлении к своей цели он был беспощаден к врагу, к себе, а подчас и к своей семье. Но никогда не был чрезмерно жесток, как его враги. В степи вообще не принято было издевательски изощренно убивать людей, длительные мучительные пытки, «расчлененка», были больше характерны для оседлых цивилизаций Китая и Ближнего Востока. Так, один из соперников Чингисхана, Джамуха-сечен(мудрый), не сумев разбить Чингиса, укрепившегося в горном урочище, зверски замучил попавшихся в плен, сварив их заживо в 70ти котлах. Кстати, результат от этого поступка был обратный, два самых боевых монгольских племени – уруты и мангуты, ушли от «победившего» Джамухи к «проигравшему» Чингисхану. Получив безграничную власть над всеми народами монгольской степи, Чингисхан дала всеобщую амнистию всем своим бывшим противникам, ставшим теперь составными частями общего государства.
В своей военно-политической деятельности Чингисхан сочетал методы оружия и политики. В большинство присоединенных к монгольскому государству территорий Чингисхан приходил либо как защитник от более агрессивных соседей, либо как союзник по приглашению одной из ущемленных сторон. Неоднократно ему приходилось участвовать в войнах, где он не был инициатором конфликта, а был «воином поневоле», и либо подталкиваемый традициями и соплеменниками выполнял «родовую месть» (а иначе и не быть ему ханом), либо защищался (умело перенося боевые действия на территорию противника). Но, прежде, чем начать военные действия, он всегда пытался разрешить дело мирным путём. Как гласит один из биликов Чингисхана: «Никогда не используй насилие прежде других мер, я пользовался и иными различными методами, потому и достиг многого».
Причем следует отметить, что во всех военных конфликтах армии противников имели от трех до десяти кратное превышение монгольской, не говоря уже о мощных крепостях и оборонительных сооружениях и возможностях резерва. Но в 95 % случаев монголы выходили победителями, как отдельных сражений, так и военных кампаний в целом. И до сих пор стратегия и тактика Чингисхана является предметом изучения в военных академиях мира.
Будущие успехи монгольской державы и даже то, что она не развалилась сразу же после его смерти, как это случилось с его отцом, дедом, и прадедом, основываются прежде всего на хорошо продуманной Чингисханом организации армии и власти. Основными принципами нового государства были порядок и жесточайшая дисциплина, как в военной, так и в гражданской областях, взаимопомощь, а также этническая и религиозная терпимость.
Он изменил старые принципы знатности. Отныне люди получали должности и звания не согласно их принадлежности к старой племенной аристократии, а только на основе личных качеств и заслуг. « Тот, кто может содержать в порядке свой дом, может навести порядок и в государстве; кто умеет, как полагается командовать 10 человеками, тому можно доверить командование и над 10 тысячами».
Причем удивляешься умению Чингисхана выбирать людей, а « кадры», как известно, «решают все». Он никогда не ошибался, поручая кому-либо определенное дело. Все люди, набранные им, верой и правдой служили интересам государства. И в армии и в администрации были представлены практически все народы Евразии: монголы, тюрки, китайцы, иранцы, кавказцы, славяне, индийцы и мн.др. Т.е. Чингисхану и его потомкам удалось создать на территории почти всей Евразии первое многонациональное государство. В империи Чингисхана преданному и знающему человеку были открыты все пути, не взирая на его религиозное, этническое и социальное происхождение.
Но самое главное не завоевать территории, а удержать их. И вот тут-то как раз и кроется главная «загадка Чингисхана». Ведь монгольская армия была ничтожно мала, а расстояния – огромны. Титульная нация Великой монгольской империи составляла менее 1 % от ее населения. Но что характерно, после ухода армии в ее тылах не начиналась непримиримая партизанская война, население не расправлялось с оставленными наместниками и не стремилось к восстановлению прежней династии или системы управления. Т.е. монголам удалось как-то заинтересовать население покоренных стран, ведь при таком соотношении сил и в условиях того уровня развития техники, ни создать, ни удержать такое огромное государство на насилии невозможно.
Главным механизмом, за счет которого держалась эта империя, была международная трансконтинентальная торговля. Именно она позволяла содержать армию и государственный аппарат, держать низкие налоги (10-30% от годового дохода), строить города и развивать культуру. Колоссальные людские и финансовые ресурсы позволили осуществить в рамках Монгольской империи уникальные масштабные проекты – речные каналы и оросительные системы в Китае, Иране и Средней Азии, города- милионники (!!! Это в 13-то веке),с водопроводом и канализацией, дворцы, храмы, учебные и медицинские заведения, крупные ремесленные предприятия, обустройство трансконтинентальных караванных путей, имперская почтовая «ямская» служба, мощный торговый флот и мн.др.
Впервые было создано единое информационное пространство между достижениями Запада и Востока, ведь в одном государстве оказались Великая степь, Восточная Европа, Кавказ, Иран, Средняя Азия и Китай. Воистину, культура ВМИ вобрала в себя все лучшее со всего мира, оставив уникальные памятники архитектуры, искусства, литературы, истории и т.п. Жаль, что далеко не все сохранилось до нашего времени.
Наследие империи Чингисхана, это также, возникновение на ее обломках новых государств, объединивших ранее разрозненные регионы (Россия, Иран, Китай); новые народы, возникшие из смешения различных тюркских, иранских, монгольских и славянских этносов; основание целых династий в Евразии; косвенно империя Чингисхана повлияла даже на Великие Географические открытия - ведь и Колумб и Васко да Гама искали пути не куда-нибудь, а в «страну Великого Хана».
Чингисхан, наследник «царского рода», рано лишился всего, рано остался без отца, был брошен своими соплеменниками на произвол судьбы, чуть не умер с голоду, неоднократно был в плену, в рабстве, при поддержке простых и влиятельных людей смог стать ханом, имея на то шансов меньше всех конкурентов. Он был мудрым, дальновидным правителем, подчас суровым, но не более, чем того требовало жестокое время. Это был Человек, сделавший себя сам, объединитель, защитник, реформатор, великолепный стратег, тактик, организатор. Человек, изменивший ход мировой истории. Трудные условия жизни сформировали в нем стойкость, терпение и целеустремленность. Однако не превратили его в бездушную машину, лишенную человеческих чувств. Обладая природными качествами вождя, Чингисхан привлекал к себе людей, причем он имел талант находить среди них верных сподвижников. Личный вклад Чингисхана в преобразовании войска, создании государства, просвещении огромен. Он спас монгольский народ от истребления и заложил основы единого евразийского государства, присоединив большинство территорий мирным путем. Он прошел суровую школу простого воина и никогда не прятался за широкими спинами гвардии и при этом прожил необычайно долгую для того времени жизнь – 72 года. Он всю жизнь проездил верхом в седле и так и умер, находясь в очередном походе против нарушивших Закон Неба. Он покорил полмира, но всю жизнь проходил в старом поношенном халате, он не создавал для себя многосложных самовосхвалительных титулов, и даже после смерти не построил себе ни мавзолея, ни пирамиды, завещав похоронить себя в родных Хэнтэйских горах, под вековым кедром, который присмотрел себе с детства, не делая из своей могилы ни скопища сокровищ, ни объекта поклонения, всю жизнь оставаясь простым солдатом, выполняющим Волю Вечного Синего Неба.
В свое время, великий даосский мудрец ЧанЧунь Си Ю Цзы сказал Потрясателю Вселенной - «Есть средства продлить свою жизнь, но нет средства бессмертия». Но Чингисхан все же стал бессмертен. Ведь человек жив, пока живет его дело и живы его идеи! Чингисхан намного опередил свое время. В далеком XIII веке им были найдены разумные подходы к государственному устройству и государственной политике, для поддержания единства, спокойствия, экономического и культурного развития многонационального и поликонфессионального государства актуальные и по сей день. И можно быть уверенным они останутся таковыми и в Эру Водолея - этнокультурная автономия регионов, надконфессиональность и наднациональность государственной политики, и идея объединения всей Евразии. Неслучайно наследником Великой Монгольской империи и преемником этих идей Чингисхана и стала Россия.
Ни одна личность в истории не сделала большего.
Источники и литература:
С.А. Козин. Сокровенное сказание, изд. АН СССР, М.-Л. 1941
"Мэн-да бэй-лу ("Полное описание монголо-татар")", "Наука", М. 1975
Рашид ад-Дин Сборник летописей, т. I, ч.1,2 изд-во АН СССР, М.-Л. 1952
В.В. Бартольд Чингиз-хан// Сочинения т.V, "Наука", М. 1968
Б.Я. Владимирцов. Чингис-хан. М.-Пг.-Берлин. 1922
Г.В. Вернадский. Монголы и Русь. Тверь, -1997г.
Л.Н. Гумилев. В поисках вымышленного царства. М. 1994
Л.Н. Гумилев. Черная Легенда. М .,-1994г.
Е.И. Кычанов Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир, "Восточная литература" РАН, М. 1995
О.В. Лушников. Эволюция историографических оценок эпохи Великой Монгольской империи. Пермь,-1998г.
Достарыңызбен бөлісу: |