Чрезмерный эгоизм и чрезмерный альтруизм



Дата20.06.2016
өлшемі145.79 Kb.
#150875

Чрезмерный эгоизм и чрезмерный альтруизм

Из электронной версии печатного издания книги А. Поис: «Наш Мир и Мы», часть 2 – «Мы и Мир» (Серия издания: «Поиски истины», М. МЦНТИ – Международный центр научной и технической информации. ООО «Мобильные коммуникации», 2004), размещенной на сайте www.pois.ru



Содержание второй части
Содержание раздела

Чрезмерный эгоизм и чрезмерный альтруизм 1

В чем состоит интерес каждого человека? 1

Чрезмерный эгоист и чрезмерный альтруист – все едино 2

Взаимодействие альтруистов и эгоистов 3

Просьба о помощи или манипулирование? 5

«Долг платежом красен» 6

Радость и благодарность 7



Эгоизм [3] - себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Альтруизм [3] - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Из определений эгоизма и альтруизма, если кровь рассматривать как жизненную энергию, что вполне правомерно, следует, что они фактически являются синонимами вампиризма и донорства, соответственно. Эгоизм - это перекос в сторону своих интересов - «высасывание» энергии («крови») других. Альтруизм - перекос в сторону интересов других - «отдача» собственной энергии («крови»). Но если речь вести о сверхэгоизме и сверхальтруизме, то чрезмерный перекос в любую сторону, как уже было многократно сказано и в первой, и в этой части, - это нарушение состояния неравновесного равновесия, нарушение гармонии, а поэтому одинаково плохо, причем для обеих сторон. Кроме того, любой человек изначально имеет равные права и его личные интересы не менее важны, чем интересы любого другого. Перед Природой, всеобщими законами (или Богом) мы все равны. Поэтому не считаться с собственными интересами - это такое же нарушение всеобщих законов, как и не считаться с интересами других.


В чем состоит интерес каждого человека?


Интерес каждого человека состоит в том, чтобы и он, и окружающая его среда были здоровы физически и духовно. Залогом здоровья человека (и не только его) является правильный обмен, в общем случае, обмен энергиями. Следовательно, каждый человек без ущерба для себя может взять столько энергии, сколько он ее способен отдать. Но, учитывая дифференциацию по производству энергий разного вида, он может брать одну энергию, а отдавать другую. Но этот обмен должен быть правильным: эквивалентным между работоспособными членами общества и дотационным для неработоспособных. Кроме того, обменные энергии должны обеспечивать дальнейшее эволюционное развитие, совпадающее с развитием Высшего ЕДИНСТВА. Об этом много говорилось в первой части.

Если энергии брать больше, чем отдавать, то образуется ее избыток за счет потребления «чужой» энергии. В конечном итоге, организм может медленно разрушиться или «лопнуть» от переизбытка энергии подобно переспевшему арбузу или кочану капусты. Если энергии отдавать больше, чем брать, то образуется ее дефицит из-за чрезмерного расходования внутренней энергии. И организм, «съеживаясь», также будет разрушаться и может погибнуть, «сгореть». Не менее важным является и правильное соотношение между пассивной и активной энергией вне зависимости от ее избытка или недостатка в целом.



Избыток пассивной энергии приводит к ее застою. Застой - это, скорее всего, чрезмерная полнота, шлаки, тромбы, отложение солей, доброкачественные опухоли, апатия, лень, провалы в памяти, умственная отсталость, тихое помешательство и т.д.

Избыток активной энергии приводит к ее неуправляемому выбросу или вовне, или вовнутрь. Неуправляемый выброс - это, скорее всего, хулиганство, насилие, фанатизм всех видов, садизм, самоистязание, бессонница, онкологические заболевания, нервозность, чрезмерная худоба, буйное помешательство и т.д.

Активная энергия, как отмечалось в первой части книги, способна при определенных условиях переходить в пассивную, и наоборот. Поэтому бессонница может смениться апатией и ленью, доброкачественные опухоли перейти в злокачественные, тихое помешательство – в буйное, и т. д., и наоборот.



Дефицит пассивной энергии, скорее всего, приводит к тому же самому, что и избыток активной, а дефицит активной - к тому же, что и избыток пассивной.

Устранение перекоса между пассивной и активной энергией может временно улучшить ситуацию, ослабить сильные болезненные проявления, «размазав» избыток или недостаток энергии по разным болевым точкам, но кардинально изменить картину болезни не сможет. Кардинальным методом лечения всех болезней является восстановление правильного обмена энергиями с внешним миром при оптимальном (гармоничном) соотношении между пассивной и активной энергией внутри организма.


Чрезмерный эгоист и чрезмерный альтруист – все едино


Чем же отличается чрезмерный эгоист от чрезмерного альтруиста? По большому счету - ничем. Первый, забирая себе больше, а другим, оставляя меньше положенного (оптимального), наносит вред не только другим, но и себе, лишая и их, и себя возможности гармоничного развития. Второй, отдавая другим больше, а себе, оставляя меньше положенного, делает все то же самое. Если бы не было чрезмерных альтруистов, то не было бы и чрезмерных эгоистов, и наоборот. Поэтому на каждого чрезмерного эгоиста есть свой чрезмерный альтруист, как на каждого взяткодателя есть свой взяткобратель, как на каждого, вернее, нескольких чрезмерно бедных имеется чрезмерно богатый.

Если все это так, то возникает другой вопрос: «Почему в нашем обществе сверхальтруизм не осуждается, а в какой-то степени даже поощряется?» и «Почему наказание взяткодателя почти всегда мягче, чем взяткобрателя?». Объяснение то же, что и в отношении чрезмерных доноров и вампиров.

Кстати, часто после преждевременной смерти некоторых людей можно услышать такую фразу: «Почему он так рано умер? Он же был такой хороший, совсем о себе не думал, а жил только для других?» Совсем не думать о себе, а думать только о других в сильной степени свойственно сверхальтруисту. А если умерший человек им и был, то это и явилось причиной его преждевременной смерти. Он умер не только потому, что сам себя убил, но и потому, чтобы не вредить больше другим.

Каждый из нас является структурным элементом организма более высокого порядка - человеческого общества, в конечном итоге, всей Земли. А его (общества) «здоровье» до определенных пределов зависит не от баланса энергии каждого отдельного элемента, а от баланса энергии в обществе, в конечном итоге, на всей Земле. Здоровье всех (или большинства) членов общества автоматически делает здоровым и само общество, а всех обитателей Земли - Землю. Но если чрезмерные альтруисты уравновешивают чрезмерных эгоистов, то равновесие (здоровье) общества в целом будет более или менее обеспечено, невзирая на то, что некоторые его члены больны. Однако долго это продолжаться не может. Рано или поздно наступит время, когда чрезмерные альтруисты из-за недостатка энергии будут не в состоянии производить даже тот минимум энергии, который необходим для поддержания их собственной жизни, не говоря о жизни питающихся их энергией эгоистов. И тогда заболеет все общество. Это подтверждает вся история его развития.

В настоящее время человеческое общество тяжело больно. И перевес в нем явно в сторону чрезмерных эгоистов, а с альтруистами, мягко говоря, «напряженка». До недавнего времени перекос несколько уравновешивался бывшим СССР, большинство граждан которого были альтруистами и чрезмерными альтруистами, но во время перестройки процесс и здесь пошел в сторону увеличения эгоизма, включая чрезмерный. Поэтому на данном этапе ради спасения человеческого общества в целом эгоизм, якобы, осуждается, а альтруизм, якобы, поощряется, по крайней мере, на словах. Возможно, что по этой же причине наказание взяткодателей обычно мягче, чем наказание взяткобрателей, хотя все и понимают, что не будь вторых, то и первых бы не было. Но как с этим бороться, никто не знает.

Никто не только не знает, что делать с чрезмерным эгоизмом и с чрезмерным альтруизмом, но большинство из нас даже не задумывается о том, что такая проблема существует.

Каждый сверхэгоист полагает, что выигрывает он, так как создает себе лучшие условия, а каждый сверхальтруист считает, что в выигрыше он, так как им движут лучшие побуждения. И ни один из них не понимает, что проигрывают и рано или поздно будут страдать оба. Но один будет страдать от переизбытка, а другой от недостатка той энергии, которую первый забрал, а второй отдал, нанеся вред и другому, и самому себе, и самому себе и другому. И до тех пор, пока большинство людей не осознает, что фактически заложено во второй наиглавнейшей заповеди, и не начнет вести себя соответственно, ничего в нашем обществе не изменится.

Если мы хотим объяснить сверхэгоисту и сверхальтруисту ошибочность их действий, то следует расставлять противоположные акценты. Сверхальтруисту следует делать упор на то, что он своим поведением вредит другим, а сверхэгоисту, что он вредит самому себе, хотя фактически они оба вредят и другим, и себе; и себе, и другим, причем в равной степени.

Но как определить тот момент, когда разумный альтруизм и эгоизм переходят критическую черту? Особенно трудно это бывает сделать тогда, когда дефицит энергии наблюдается у обоих.


Взаимодействие альтруистов и эгоистов


Предположим, что альтруист и эгоист идут в одной связке, соединенные между собой как сообщающиеся сосуды. И оба они имеют дефицит энергии: ниже оптимального, но выше прожиточного минимума.

В этом случае, первый в силу своего альтруизма, как насосом, будет накачивать своей энергией второго, несмотря на то, что у него самого ее дефицит. Второй в силу своего эгоизма будет ему в этом помогать, так как ощущает недостаток энергии и стремится его восполнить за счет другого, несмотря на то, что тому и самому до оптимального уровня ее недостает.

Как только у альтруиста энергии окажется ниже прожиточного минимума, то его «насос» начнет «захлебываться». При первых же перебоях «насоса» альтруист начинает подсознательно чувствовать, что его, якобы, помощь, может нанести вред другому, так как если «насос» откажет совсем, то по принципу сообщающихся сосудов энергия начнет перетекать назад.

Нанесение вреда другому противоречит натуре альтруиста, и он попытается тем или иным способом «порвать» связывающий его с эгоистом канал. Если и эгоист поймет, что дальнейшее взаимодействие с альтруистом может повредить ему самому, и «отпустит» альтруиста «с миром», то все закончится для обеих сторон без особого ущерба. В противном случае эгоист будет вынужден отдавать свою энергию альтруисту, а альтруист будет вынужден ее брать. В жизни мы это наблюдаем достаточно часто.



Например, родители-альтруисты зачастую настолько загоняют себя, чтобы облегчить, как они ошибочно полагают, жизнь своим детям, что тяжело заболевают. И тогда дети-эгоисты, вынуждены им помогать, что может вызвать у них по отношению к родителям даже чувство ненависти, так как они привыкли не оказывать, а получать от них помощь. Родители-альтруисты с болью в сердце будут вынуждены эту помощь принимать. Но если бы первые и вторые вовремя осознали возможные следствия своих «неправедных» действий и нашли в себе силы изменить свое поведение, то печального развития событий, скорее всего, удалось бы избежать.

Смертельно опасно в одной связке идти двум противоположным «сверх». Сверхэгоист может одной единственной и, возможно, совершенно правдивой фразой о том, что ему совсем плохо, подвигнуть сверхальтруиста на дальнейшие «подвиги». Для сверхальтруиста такая фраза - это мольба о помощи, которую он должен выполнить даже ценой собственной жизни. И он начнет отдавать последние остатки энергии. Остатки энергии, как и остатки бензина в баке, насыщены «грязью», так как несут в себе программы уже агонизирующего (больного) организма и поэтому не могут служить здоровой пищей. При таком развитии событий очень плохо придется и тому, кто отдал последние остатки энергии и тому, кто их забрал, даже в том случае, если своей энергии ему не хватало. Сверхэгоист «подвигнет» сверхальтруиста на отдачу последних остатков энергии даже в том случае, если своей энергии у него будет «выше крыши», но ничего кроме вреда, как от агонизирующей энергии, так и от приобретенного излишка, он для себя не получит.

Взаимодействие двух альтруистов будет зависеть от того, кто из них «альтруистее», но, скорее всего, они будут «накачивать» энергией друг друга поочередно, в зависимости от того, чей напор окажется сильнее. Поэтому ничего страшного произойти не должно, так как никакой альтруист не позволит перекачать в себя последние остатки энергии другого.

Взаимодействие эгоистов будет зависеть от того, кто из них окажется эгоистичнее. Но, в отличие от альтруистов, они будут поочередно «выкачивать» энергию друг из друга, т. е. перекачивать ее поочередно от одного к другому, что также не очень страшно, так как никакой эгоист не позволит выкачать у себя всю энергию.

Есть еще один вид альтруиста, который, к сожалению, очень редко встречается в нашей повседневной жизни. Это человек, умеющий перерабатывать негативную энергию в позитивную и распределять ее между истинно в ней нуждающимися. Аналогом такого альтруизма на «вещественном» уровне является получение матерью Терезой средств, необходимых для ее благотворительной деятельности, из любых источников, включая криминальные, которые использовались («перерабатывались») ею на благие цели. Аналогичным образом можно «перерабатывать» и негативные чувства, например, отвечая на Зло - Добром, на Ненависть - Любовью, так как, переводя энергию негативных чувств в позитивные, можно уменьшить концентрацию негативных полей в окружающем нас пространстве.

Из всех рассмотренных выше примером самым тяжелым случаем является связка сверхальтруиста со сверхэгоистом, которая может закончиться для одного из них (или обоих) тяжелой болезнью или преждевременной смертью.

Оптимальным, на первый взгляд, является полное отсутствие эгоистов и альтруистов, что равносильно взаимодействию между всеми по принципу сообщающихся сосудов, когда энергия течет самотеком в том направлении, где ее меньше, но… Если энергия везде уравняется, то остановится движение, т. е. жизнь. Для жизни - состояния неравновесного равновесия, обеспечивающего движение и развитие, необходим, видимо, и эгоизм, и альтруизм. Но они должны проявляться в разумных пределах, в режиме гармоничных колебаний, с небольшим, в пределах МЕРЫ, «перекосом» поочередно то в одну, то в другую сторону. В наше время, скорее всего, перекос должен быть в сторону разумного альтруизма.

Просьба о помощи или манипулирование?


Как же нам, бедным, определить, когда мы чрезмерно даем, а когда чрезмерно берем, каковы наши истинные (оптимальные) потребности и фактические способности. Это действительно очень трудно, так как, в подавляющем большинстве случаев, мы обмениваемся разными видами энергии, «твердых расценок» на которые не существует.

Положение осложняется и тем, что все мы вынуждены одновременно выступать в двух лицах. С одними людьми мы ведем себя как истинные альтруисты (доноры), а с другими, как отпетые эгоисты (вампиры). По-разному мы ведем себя и в разное время. И это нормально. Поэтому важен суммарный итог, который обычно подводится к концу нашей жизни. Однако чрезмерного «зашкаливания» (даже кратковременного) быть не должно. В процессе жизни в качестве «контролера» должна выступать наша собственная совесть, но и она иногда ошибается, особенно во взаимоотношениях между чрезмерными альтруистами и чрезмерными эгоистами.

Очень трудно устоять альтруисту, когда эгоист его просит о помощи. Альтруист не в состоянии понять, что это: сигнал SOS или желание переложить на другого неприятное для себя дело, т. е. манипулирование. О возможности последнего «зашкаленный» альтруист может даже не подозревать, так как ему самому это совершенно не присуще.

Не менее трудно и эгоисту не принимать того, что альтруист навязывает ему добровольно, так как он привык думать, что добровольно дают только по принципу: «на тебе, Боже, что мне - не гоже». То, что альтруист способен отдать последнюю «рубашку», «зашкаленный» эгоист может и не подозревать.

Казалось бы, как это просто, попросить при необходимости помощи или отказаться от нее, если ее предложили, но она не нужна. Однако попросить помощи легко только тому человеку, который прекрасно понимает, что кто-то, включая его самого, в чем-то может быть «лучше» или «хуже» других, может иметь большие или меньшие знания, способности, возможности. Поэтому помощь, вернее, взаимопомощь - это все тот же обмен энергиями, который должен быть эквивалентным. Помогающий, если помощь является взаимной, не лучше того, кто эту помощь принимает, а принимающий не хуже помогающего, так как в любой момент они могут поменяться ролями.

Трудно попросить о помощи тому, кто не признает эквивалентного обмена и не умеет помощь «оплачивать», хотя бы только чувством благодарности, которое является обязательным, если помощь принимаешь. Очень трудно попросить о помощи и чрезмерному альтруисту, и чрезмерному эгоисту. Первый всегда считает, что другим хуже, чем ему самому, хотя, лишая себя необходимой жизненной энергии, а с ней и радости жизни, подсознательно понимает, что делает что-то не то. Поэтому он ищет повода, позволяющего ему не оказывать помощь, якобы в интересах того, кто о ней просит или кому он считает необходимым ее оказать, так как не оказывать помощи из-за того, что ему самому при этом будет хуже, он просто не в состоянии. Второй, хотя и всегда считает, что ему самому хуже, чем другому, но подсознательно чувствует, что и так слишком «задолжал». Поэтому он начинает манипулировать, т. е. делает все возможное, чтобы помощь была предложена ему или представлена им самим таким образом, что внешне выглядит с его стороны не принятием помощи, а ее оказанием или обязанностью того, кто эту помощь оказывает.

Если любую помощь рассматривать как обязанность того, кто ее оказывает, то за нее, якобы, не нужно платить. Можно, принимая помощь, считать, что это нужно не самому, а тому, кто помощь предлагает, так как отказ от помощи нанесет ему боль.

Можно считать, что оказывать помощь является для помогающего истинным удовольствием и нехорошо его этого удовольствия лишать. Во всех этих случаях альтруистом выступает, якобы, не тот, кто оказывает помощь, а тот, кто позволяет оказывать себе эту помощь. Поэтому за такую помощь опять же не нужно ничем платить, включая и чувство сердечной благодарности.

Есть еще один прием, позволяющий чрезмерному эгоисту принять помощь, ничего не отдавая взамен. Этот прием часто используется начальниками в отношении своих подчиненных. Если подчиненный излагает начальнику какую-либо хорошую идею (или правильное решение проблемы), то начальник, если он чрезмерный эгоист, с нею сначала не соглашается, но, спустя некоторое время, он может изложить ее уже от своего имени, иногда даже искренне веря в то, что именно он и является ее автором. Ему так хотелось в это поверить, что он и поверил.

«Долг платежом красен»


Однако каждый «долг платежом красен», и этот платеж, который всегда должен сопровождаться (или выражаться) сердечным чувством благодарности, приносит радость, прежде всего, тому, кто умеет быть благодарным, так как, в первую очередь, он окружает этим чувством самого себя. И речь здесь идет именно о чувствах, а не о словах и поступках, так как слова и поступки по разным причинам могут не иметь ничего общего с истинными чувствами, испытываемыми человеком. Быть благодарным следует не только конкретному человеку, но и Богу, и Судьбе, и Природе, за то, что на нашем пути такой человек (или другой источник радости) встретился.

С выражением благодарности конкретному человеку в форме слов или других знаков внимания, но не в форме чувств, также, как и во всем другом, следует избегать чрезмерности. Если благодарность неэквивалентна оказанной помощи, то человек, оказавший помощь, может испытывать от такой благодарности вместо радости чувство неловкости, считая что его благодарят незаслуженно и будет чувствовать себя как бы должником того, кому он оказал помощь. А это разве благодарность? Поэтому безграничная Благодарность (как и безграничная Любовь) может выражаться в форме теплого и искреннего чувства не только конкретному человеку, а Богу или Судьбе за то, что нам на пути такой хороший человек встретился.


Радость и благодарность


Радость и благодарность всегда идут вместе. Это в каком-то смысле синонимы, вернее, одно вытекает из другого, так как не испытывая радости, трудно быть благодарным, а испытывая радость, невозможно благодарным не быть. Если испытываешь радость при виде дерева, цветка, ярко-красной грозди рябины, невозможно не испытывать благодарности к их творцу и к тем, кто их вырастил или за ними ухаживает. Если испытываешь радость от вкусной еды, то невозможно не быть благодарным тому, кто все это приготовил. Если испытываешь радость при виде красивых вещей, то невозможно не быть благодарным тому, кто тем или иным образом это обеспечил. Если принимаешь чью-то помощь, которой пользуешься, а следовательно она нужна, то нельзя не испытывать радости, а испытывая радость невозможно не быть благодарным. Испытывать радость без чувства благодарности невозможно. На то она и радость, чтобы радовать сердце, а когда на сердце тепло — это и есть благодарность.

Раньше благодарность было принято выражать в молитвах (искренних и сердечных). Сейчас это почти не принято. Если мы и обращаемся к Богу, то чаще с просьбой о помощи, чем с благодарностью. Скорее всего, форма выражения душевной благодарности особого значения не имеет, так как это выброс положительных эмоций, положительной энергии. Значение имеет лишь способность человека ее излучать, а излучать такую энергию способен только счастливый человек, только тот, кто испытывает радость. Научившись радоваться, сразу же научишься быть благодарным, а научившись быть благодарным, почувствуешь, что же такое настоящая радость. Одно без другого, скорее всего, существовать не может.



Мы не знаем, с каким «сальдо» мы родились. Мы не знаем, что досталось нам по генам. Это могут быть «долги», которые предстоит отдавать, или богатое «наследство», способное обеспечить «безбедное» существование в течение всей нашей жизни. И что же делать? Легче сказать, что делать не нужно.

Не нужно делать всего того, что входит в состав семи смертных грехов. Кроме того, не нужно манипулировать, перекладывая на других то, что под силу сделать самому, даже если это делать и неприятно. Не нужно стыдиться попросить о помощи в тех случаях, если обойтись без нее невозможно, но не следует забывать отплатить за нее, в первую очередь, искренней сердечной благодарностью и пожеланием здоровья. Не нужно отказывать в посильной помощи, если тебя о ней просят, но и не нужно навязывать свою помощь, вынуждая сесть себе «на шею». Не нужно залезать в «долги» самому, но и не нужно вынуждать других брать в «долг» у себя, приучая их к слишком «легкой» жизни, подобно тому, как приучают к наркотикам, так как эта «легкая» жизнь может потом обернуться для них столь тяжелой, что и жить не захочется.

В общем (по большому счету) следует жить так, чтобы поддерживался правильный обмен энергиями, а для этого нужно исправить старые ошибки и постараться не делать новых, особенно в воспитании детей.

Содержание второй части

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет