Литературный вечер
«Прерванный полёт» Владимира Высоцкого
(Дёмина Э.А.)
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.
В.С.Высоцкий
Оформление
-
Название вечера и эпиграф.
-
Большая фотография В.Высоцкого
-
Гитара под фотографией.
-
По бокам сцены 2 стола, за которыми сидят главные действующие лица.
-
Экран и компьютер с проектором.
Музыкальное оформление
-
Диски с песнями В.Высоцкого.
-
Видеофрагменты интервью с Высоцким.
Действующие лица
Ведущий
Ведущая
В.Высоцкий (2 человека – один чтец и один исполнитель песен)
Марина Влади
Друзья и близкие знакомые (Высоцкого Станислав Говорухин, Леонид Елисеев, Юрий Визбор)
Чтецы
Вступление
Учитель (на фоне песни «Не пройдёт и полгода) Сегодня В.С.Высоцкому исполнилось бы 70 лет. К сожалению, о нём как о поэте мало вспоминают. Почему? Да потому что он был непохожим на других: он не был членом Союза писателей, его стихи не издавались, да на всё его творчество при жизни налагали непонятные запреты. Трудно сказать, что испытывал человек, знавший себе цену и не иметь возможности увидеть свои стихи опубликованными.
К его стихам и песням можно относиться по-разному. Их можно любить и не любить. Можно принимать или отвергать. Но мимо них пройти нельзя. Стихи были не только продолжением дыхания Высоцкого. В них продолжалось и его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа. Он оставил нам много песен и стихов. Стихов разных: гениальных, талантливых, плохих, но никогда «никаких».
И прежде всего стихи Высоцкого наполнены правдой. Правдой крутых характеров, правдой жизненных ситуаций – (то высоких, то нелепых), правдой извечных человеческих проблем, правдой боли и нежности, правдой своего времени. И получается, что говорил и пел он то, о чём жаждали сказать и спеть самые обыкновенные люди. Говорил от их имени. Поэтому он был так понятен людям и так дорог им. Поэтому они и называли его своим другом, безоговорочно считали своим поэтом. Впрочем, нет, не поэтом. Это другие были поэтами.
А он был – Высоцким.
Он умер слишком рано.
Впрочем, как посмотреть… Он жил в таком темпе, так полно переживал отпущенное ему время, оставил столько стихов, которые навсегда «останутся в строю», - нет, такую жизнь нельзя назвать короткой. Жизнь человека с «босой» душой.
Мы не будем сегодня пытаться воспроизвести всю жизнь этого человека. Это просто невозможно. Мы лишь попробуем проследить за его поэтическим «полётом» - ярким, неповторимым, но, увы, «прерванным» так рано.
Основная часть
Ведущий Он не любил рассказывать о себе. Считал, что это малоинтересно. Считал, что интересней говорить про то, что успел сделать за это время, а не про то, что успел прожить.
Высоцкий Ну, в общем, так. У меня в семье никого не было из людей искусства. Но мама очень любила театр и с самых малых лет каждую субботу водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе у каждого человека остаётся маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.
Родители хотели, чтобы я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт им. Куйбышева на механический факультет. Учась здесь, серьёзно увлёкся самодеятельностью. Однажды я просто ушёл из института и стал поступать в студию МХАТ. Поступил с большим трудом – считалось, что мой голос не приспособлен для сцены. Закончил студию в числе лучших учеников, стал выбирать театр. Тут у меня была масса неудач, пока не пришёл в театр на Таганке. Здесь стал серьёзно работать. Вот и вся моя биография.
Ведущая Писать Высоцкий начал с восьми лет. С детских лет ему казалось, что пишет он для очень маленького круга людей – человек 5-6-ти своих близких друзей и так оно было всю жизнь. Он никогда не рассчитывал на большие аудитории – ни на залы, ни на дворцы, ни на стадионы, - а только на эту маленькую компанию близких людей. Может быть, его стихи и стали известны из-за того, что в них есть вот этот дружеский настрой.
(Песня «Индусская религия»)
Высоцкий Мои первые стихи были самые разные – это дань времени. Они были бесхитростные, в них была «одна, но пламенная страсть»: в них было извечное стремление человека к свободе, к любимой женщине, к друзьям, к близким людям, надежда человека на то, что его будут ждать.
Есть ли у меня какое кредо? Про это лучше не говорить – нужно слушать стихи самому и делать какие-то выводы. Ведь если бы я мог сформулировать, чего я хочу и о чём думаю, я бы тогда их не писал, а просто написал бы на бумажке несколько строк, что «вот, я считаю так, так и так».
Ведущая Главное, что он хотел делать в своих стихах – чтобы в них ощущалось время. Время нервное, бешеное, его ритм, его темп. Он писал о своём времени, в котором много юмора, много смешного и много недостатков. Он писал о своём поколении, на долю которого выпало так много испытаний и всё новых и новых высот, которых во что бы то ни стало нужно было преодолеть.
(Чтец «Высота»)
Ведущий Главное занятие всей его жизни – авторская песня. Для него это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые всех волнуют и беспокоят. Самое главное в авторской песне – текст, информация, поэзия. Это вообще не песня – это стихи, которые исполняются под гитару.
Высоцкий Если на две чаши весов бросить мою работу: на одну – театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую – только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит! Песня для меня никакое не хобби, нет! Когда пишешь, песня всё время живёт с тобой, вертится в голове, никогда тебя не покидает. Ты отбираешь и вылизываешь каждое слово.
Часто спрашивают, где я беру темы для своих для своих песен? Темы – повсюду: те новые впечатления, которые я получаю, являются основой, а вообще это всё придумано, обрастает материалом. Песни мои – часто сюрреальны: в них иногда происходят такие вещи, которых мы в нормальной жизни, может быть, не видим. Иначе нет тайны, какая же это поэзия?
(Высоцкий-певец «Здесь лапы у елей дрожат на весу..»)
Юрий Визбор У Высоцкого было много своих тем, море тем, он мучался скорее от «трудностей изобилия», а не от модного, как бессонница, бестемья.
Ведущий А вообще темы его стихов самые разнообразные. Война, спорт, сказка, политика… В своих стихах он размышлял о жизни, о смерти, о судьбе, о ненависти, о любви, о несправедливости, о героизме, о страдании, о свободе, о дружбе. Всё это – про наши дела, про нашу жизнь, про наши мысли. Он не любил лёгких песен, не любил, чтобы люди, читая его стихи и слушая его песни, отдыхали. Его песни – это почти крик, который проникает в наши души – души его слушателей. А ещё он не любил…
(Песня «Я не люблю»)
Марина Влади Твои песни были понятны всем, даже тем, кто не знает русского языка. Самым значительным для тебя было выступление в Голливуде. Ты пел тогда для американских звёзд кино. Помнишь, как с места в карьер, ты начал свою первую песню. И тут же вежливо-внимательные лица стали серьёзными, напряжёнными. Из сада и террасы пошли люди, словно их потянули за невидимую ниточку. От твоего голоса их бросило в дрожь. Вдруг исчезла небрежность манер. Они не понимали слов, но масок не осталось. Вместо светских полуулыбок – лица.
После двух изматывающих часов концерта ты уходишь со сцены весь мокрый, пальцы сбиты в кровь, с гитары свешиваются две лопнувшие струны, но лицо у тебя сияет:
- Они всё поняли!
Ведущая Одной из его любимых тем была война. Почему такой интерес к военной песне? Ведь все, кто слышал эти песни, не сомневались в том, что автор воевал. Режиссёр Станислав Говорухин вспоминал.
Говорухин Сначала я услышал запись. Кто он? Откуда этот охрипший голос солдата? Даже не голос – крик. Судя по песням воевал, много видел, прожил трудную жизнь.
(Чтец «Он не вернулся из боя»)
Высоцкий Почему я так часто обращаюсь к военной теме? Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на 4 года покрыла нашу землю. Во-вторых, у меня военная семья. У меня в семье есть и погибшие, и большие потери, и те, кого догнали старые раны, кто погиб от них.
В-третьих, мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Мы «довоёвываем» в своих песнях.
(Чтец «В плен - приказ – не сдаваться»)
Высоцкий У каждого человека бывает болдинская осень – приливы и отливы, как в любви, так и в поэзии. Иногда вдруг пишется, а иногда по нескольку месяцев – просто невозможно – ни одной строчки интересной не приходит.
Иногда ходишь и просто болеешь песней, неделю, две, а потом сел и записал её минут за десять. Зарифмовал – и всё. А некоторые песни очень подолгу вынашиваются внутри, а иногда появляется какая-то неудачная строчка и ты понимаешь, что она годится к тому, про что ты думал.
Марина Посреди ужина ты вдруг бросаешься к рабочему столу.
Несколько часов ты остаёшься сидеть, уставившись в белую стену. Ты не терпишь ни рисунка, ни картины, ни даже тени на стене перед собой. Всегда – гладкое, белое и пустое пространство перед глазами. Из 24 часов, слишком коротких для тебя, суток три-четыре ты проводишь за рабочим столом. Как чувствительная плёнка, ты записываешь эмоции, накапливаешь высказывания. Ты питаешь свое вдохновение пережитыми событиями, ничего не оставляя в стороне.
(Чтец «Расстрел горного эха»)
Марина Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, - это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, - это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, - это Пушкин. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, - это памятник Пушкину. Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себя всё русское Возрождение.
Ведущий Но был ещё поэт, перед которым Высоцкий преклонялся – Иосиф Бродский. Судьба подарила ему встречу со своим кумиром.
Бродский очень серьёзно слушает стихи Высоцкого. Потом на своей первой книге стихов пишет своё посвящение. Впервые в жизни настоящий большой поэт признал Высоцкого за равного. Он всегда считался автором-исполнителем – в лучшем случае бардом, менестрелем. Но о его причастности к поэзии просто не было и речи. Эта маленькая книга стихов служит украшением и гордостью домашней библиотеки Высоцкого.
(Чтец «Ну вот, исчезла дрожь в руках»)
Ведущая Многие люди почитали за счастье дружить с ним. Уметь дружить – тоже талант Высоцкого, от природы наделённый многими талантами, обладал ещё и этим – умением дружить. Для него общение с интересными людьми значило очень многое. Он, как поэт, питался тем, что видел и слышал. Для него интересные люди были окном в мир. Он везде умел быть «своим»: среди моряков и среди ветеранов, среди строителей и среди альпинистов. Он искал таких встреч. Встреча же с Леонидом Елисеевым была случайной.
Елисеев Я рассказал ему историю о гибели своего друга. Нас в связке было шестеро альпинистов. Мы совершали обычное спортивно-тренировочное восхождение. Произошло непредвиденное. Сорвалась верёвка. Один из нас остался без страховки. В тот день мы пережили потрясение, которого хватило бы на всю жизнь. Володя внимательно меня слушал. А утром, не глядя в листок с текстом, спел мне.
(Песня «Если друг оказался вдруг»)
Марина Однажды ты познакомил меня с одним человеком. Он вернулся оттуда, откуда не возвращаются. Он был приговорён к бессмысленному сроку – 170 лет, амнистирован после двадцатого съезда, но уже отсидев 16 лет в лагерях. 16 лет каторги в Сибири из-за безобидного письма, где он цитировал опального поэта. Он выжил, этот крепкий мужик. Здороваясь со мной, он беззастенчиво протянул мне свою изуродованную руку, которую он положил в костёр, где раскалялись инструменты для пыток, и сказал палачам: «Зря стараетесь. Меня бесполезно допрашивать». Это вызвало восхищение даже у них. Той же рукой в другом лагере на допросе после неудавшейся попытки бежать он страшным ударом разбил чугунную печь. Вместо руки остались клочья мяса. От этогог зрелища передёрнуло даже тюремщиков. Историю его побега я узнаю позже, из твоего стихотворения.
(Чтец «Был побег на рывок»)
Высоцкий Ко мне часто обращаются: :Расскажите кратко о себе». Вот это вопрос! Мне это напоминает, как во время экзаменов один приятель передал мне записку: «Напиши краткое содержание «Дон-Кихота». Я никогда не рассказываю о личной жизни. Ведь не спрашивают же у физика, читающего лекцию: «Расскажите о личной жизни».
Говорухин Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Это была красивая, длившаяся много лет духовная связь двух бесконечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешеный темп – вдвоём трудно так быстро нестись по жизни. Отчасти ей это удалось. Во всяком случае она продлила ему жизнь.
(Чтец «Мне каждый вечер зажигает свечи»)
Марина Предметом шуток для тебя всегда была смерть. Она решила поквитаться с тобой. Я осознаю страшную действительность лишь тогда, когда уже ничего нельзя поправить. Твоё измотанное сердце перестаёт биться 25 июля 1979года. Ты падаешь на сцене. Прямой укол в сердце возвращает тебя к жизни. Я помню, как ты однажды сказал мне:
- Ты же видишь, я её не нужен – этой величественной даме в чёрном. Я тоже не очень-то тороплюсь на свидание с ней.
Между тем ты сделал всё, чтобы подготовиться и не опоздать на свидание.
(Чтец «Когда я отпою и отыграю»)
Ю.Визбор Он предчувствовал свою смерть и много писал о ней. Она всегда представлялась ему насильственной. Случилось по-другому: его длинное 42-х-летнее самоубийство стало обратной стороной медали – его яростного желания жить.
Говорухин 25 июля 1980 года (день в день после первой остановки сердца) чёрной чертой разделило жизнь на две неравные части: «до» и «после». То, что «до» освещена – и освящена! – светлым образом Высоцкого.
Марина Своё последнее стихотворение ты читаешь мне только один раз. Но эти троки отпечатались в моей памяти навсегда.
(Чтец «И снизу лёд и сверху»)
Марина В 4 часа утра 25 июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровати. На подушке - красный след, я раздавила огромного комара. Я не отрываясь смотрю на подушку – меня словно заколдовало это красное пятно. Проходит довольно много времени, и, когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. «Володя умер». Вот и всё, два коротких слова, сказанных незнакомым голосом. Тебя придавил лёд, тебе не удалось разбить его.
(Чтец «Он начал робко с ноты до…»)
Ведущий Метеорит, упавший в самом центре Сибири, должен был символизировать на могиле жизнь Владимира Высоцкого. К несчастью, так не случилось, но в 1985 году стало известно, что астрономы Крымской Обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера
Владвысоцкий
Она значится под номером 2374 в Международном каталоге планет. Теперь среди множества планет блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое светящееся тело связано с именем Владимира Высоцкого.
Ведущая Он много рассужда о фатальных датах и цифрах, но сам в них не верил. Но для него всё-таки есть такое число – 42.
(Чтец «О фатальных датах и цифрах»)
Достарыңызбен бөлісу: |