Детская тема в творчестве Б. Моризо



Дата17.06.2023
өлшемі18.62 Kb.
#475164
түріУрок
Моризо


Детская тема в творчестве Б. Моризо.

Берта Моризо – выдающаяся французская художница-импрессионистка,


которая смогла построить успешную творческую карьеру, несмотря на то что была женщиной: во Франции в XIX в. художественные образовательные учреждения не принимали на учебу женщин. Тем не менее, Берта Моризо, происходившая из обеспеченной и влиятельной семьи, вместе со своей сестрой Эдмой брала уроки живописи у Камиля Коро и смогла обучиться мастерству живописи и графики и добиться значительных высот в искусстве.
Берта Моризо занимает важное место среди представителей импрессионизма: ее работы присутствовали на всех выставках импрессионистов (кроме одной, пропущенной по причине рождения дочери).
В середине своей творческой карьеры Берта Моризо стала матерью и это сильно повлияло на ее выбор сюжетов, вдохновив на множество живописных
экспериментов. Моризо писала, в основном, портреты и жанровые сцены. Но также она пробовала себя в жанре автопортрета, изображая себя вместе с дочерью. Визуально оформляя свои взаимоотношения с дочерью, Моризо вступала на неизведанную территорию в живописи, обращаясь к сюжету необычному для изящных искусств: Берта Моризо показывала, каково быть одновременно и художницей, и матерью.
В целом, все живописные произведения на тему матери и ребенка, созданные Бертой Моризо, можно разделить на две обширные группы. Первая
категория подобных изображений – портреты дочери художницы Жюли Мане,
на которых запечатлен весь процесс ее взросления, от младенчества до отрочества, и становление ее как личности. Вторая категория – картины, где представлены другие ближайшие родственники Моризо: мать, сестры, племянницы и т. д.
Отметим, что интерес Берты Моризо к теме матери и ребенка развивался на базе нового идеала семьи, который зарождается и укрепляется начиная с XVII в., когда начал осуществляться переход от патриархального к нуклеарному типу семьи. Постепенно, вдохновленные идеями философов эпохи Просвещения, представители французской буржуазии отходят от старых традиционных обычаев, когда семья рассматривалась скорее, как
моральная и социальная данность, чем эмоциональная категория. [1, с. 368].
На протяжении долгих лет отношения в семьях в Европе строились по
принципу строгой иерархии, где главное место занимал отец, а все остальные
члены не смели его слушаться. Взаимодействие между родственниками опиралось на определенный регламент и не включало в себя крепкой
эмоциональной связи и любви. С новым концептом семьи, который зародился
в XVII в. и развивался вплоть до конца XIX в., положение дел серьезно
изменилось: семья стала восприниматься как узкий круг близких
родственников, отношения между которыми полны любви и нежности. Кроме
того, дети, которые долгое время рассматривались как очаровательные
питомцы и неполноценные взрослые, постепенно стали важными членами
общества. Благодаря идеям французских философов, которые утверждали, что
моральный и психологический облик взрослого человека во многом, если не
полностью, формируется той средой, которая окружала его в детстве [9, p.
207], люди стали больше внимания уделять воспитанию детей, поддерживать их и в целом, относиться к ним нежнее.
Подобные изменения в обществе глубоко повлияли на изображение семьи и детей в искусстве. Все больше внимания стало уделяться репрезентации теплых семейных уз, кроме того, серьезное значение теперь придавалось личности и индивидуальности ребенка. Несмотря на то, что к моменту создания Бертой Моризо ее картин на тему матери и ребенка, новый концепт семьи развивался уже в течение довольно долгого времени, можно сделать вывод о том, что он в определенной степени повлиял на ее трактовку этого сюжета, поощряя изображение нуклеарной семьи и в частности материнства: Берта Моризо создала множество картин передающих сцены из ее семейной жизни, наполненные любовью и нежностью.
Первое значительное произведение Моризо на тему материнства было
создано после рождения второй дочери Эдмы – Бланш «Колыбель» (илл. 3). В
отличие от картин Кассатт, изображающих интимный физический контакт, Моризо представляет свою сестру просто созерцающей своего ребенка и погруженной во внутренние размышления. Эдма как будто наблюдает переход
жизни от самой себя к другому существу, отдельному от нее. Искусное исполнение тюля (завесы) в сочетании со сном ребенка, превращается здесь в
метафору недосягаемости этого маленького, но при этом самостоятельного
человека. Берта Моризо новаторски трактует сцену, представляя и изображенных как двух личностей, и с помощью тюля художница проводит видимую границу между ними.
В некоторых случаях Моризо особенно ярко выделяет разобщение между представленными на картине моделями. Например, на полотне «Охота на бабочек» (илл. 5) Эдма и две ее дочери композиционно отделены друг от друга, а Бланш даже отвернулась от матери и сестры. Тем не менее все трое
объединены общим занятием, а маленькая фигурка Жанны как будто вторит
матери: девочка представлена в черном платье и светлой шляпке, в то время
как на Эдме напротив белый наряд и черный головной убор. Кроме того, жесты их рук матери и дочери зеркально отражают друг друга, что опять же
подчеркивает связь между ними.
В 1878 году на свет появилась дочь Берты Моризо – Жюли Мане и
художница вновь заинтересовалась репрезентацией образа матери и ребенка в живописи. Появление дочери обогатило как личную жизнь Моризо, так и
художественную – две сферы, которые она старалась удачно совмещать [11,
p. 212]. Моризо написала огромное количество портретов Жюли, тем самым создав своеобразный живописный дневник взросления своей дочери. Тем не менее, в раннем детстве Жюли Моризо испытывала трудности с изображением своей новорожденной дочери. Существует лишь несколько картин, на которых Жюли представлена младенцем. Они все датированы концом 1879 года и изображают девочку с ее няней-кормилицей Анжелой. Одна из них – «Кормилица и Жюли» (илл. 6).
На протяжении дальнейшего взросления Жюли Моризо все больше
подчеркивает ее личность и индивидуальность. В Буживале в 1881–1883 гг. Моризо создала серию изображений, где в качестве темы выбрано развитие
ребенка внутри частного дома, наполненного лишь нуклеарной семьей Жюли
— отцом, матерью и няней — или окруженного природой. Самая крупная картина из серии, представляющая Жюли в одиночку — это «Песочные
куличики» (илл. 7). На картине создается эффект изолирования Жюли, т. к. она рассматривается с ее собственного низкого уровня глаз, но под таким углом, что художница (и зритель вместе с ней) наблюдает за ее игрой издалека, не принимая в ней участия. В то же время тема песочных куличиков выступает как связующий элемент между матерью и дочерью, которые обе погружены в процесс создания: мать пишет картину, на которой ее дочь лепит куличики из песка. Таким образом, наблюдение за занятиями дочери становится главной темой для Моризо.
Подводя итог, отметим, что тема матери и ребенка оказалась основным
сюжетом для Берты Моризо по нескольким причинам: во-первых, как импрессионистка, она стремилась запечатлеть на картинах свою повседневную жизнь, «ухватить» мгновение и перенести его на холст. Жизнь
Берты Моризо состояла из общения с членами ее семьи, поэтому именно они становятся главными моделями и центральным сюжетом ее произведений. В дополнение к этому, во Франции XIX в. укреплялся т. н. «новый идеал» семьи, представляющей из себя узкий круг родственников, отношения между
которыми полны любви и нежности. Кроме того, в середине своей творческой
карьеры Моризо становится матерью и начинает вкладывать совершенно особенный смысл в собственную репрезентацию детства в живописи.
Создавая многочисленные изображения своей любимой дочери Жюли,
Моризо стремится представить девочку как отдельную индивидуальность, продемонстрировать ее характер. Однако несмотря на то, что зачастую на
своих картинах Моризо подчеркивает автономию моделей, их отдаленность друг от друга, – герои на ее полотнах все же связаны между собой. Анализ перехода Берты Моризо от академизма к импрессионизму показал, что несмотря на все стилистические изменения, произошедшие в творчестве
художницы, на протяжении всей своей карьеры Моризо стремилась продемонстрировать эмоциональную связь между матерью и ребенком.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет