Макарова Ольга
магистр 2 курса факультета психологии
МГГУ им. М.А. Шолохова
Научный руководитель
д.пс.н. профессор кафедры
общей и практической психологии
М.И. Розенова
Позитивное мышление матери и личностные особенности подростка
Не смотря на то, что проблема взаимоотношения матерей и подростков достаточно хорошо изучена, особенно с положительной стороны этих отношений, отрицательная сторона системы взаимодействия матери и ребенка требует дальнейшей разработки. В настоящее время появилась необходимость в теоретическом и эмпирическом исследовании специфики влияния особенностей мышления матери на личностные особенности ребенка. Исходя из этого, нами было проведено исследование, позволяющее выявить взаимосвязи между компонентами позитивного мышления матери и личностными особенностями ее ребенка подросткового вохраста.
В процессе исследования особое внимание уделялось:
1) Изучению теоретических основ позитивной психологии, позитивного мышления и личностные особенности подросткового возраста;
2) Рассмотрению особенностей позитивного мышления и факторов способствующих его формированию;
-
Выявлению взаимосвязи направленности мышления матери и личностных особенностей подростка.
В исследовании приняли участие 100 испытуемых. В соответствии с задачами и целями исследования испытуемые были разделены на две основные группы. Первую группу составляли матери в возрасте от 31 до 50 лет, вторую группу составляли их дети в возрасте от 11 до 15 лет. В нашу выборку вошли матери и их дети подростки из полных и не полных семей, а так же матери разных возрастов.
С целью изучения позитивного мышления матери нами использовались: тест на оптимизм М. Селигмана (в обработке Л.М. Рудиной), тест смысложизненных ориентации (методика СЖО) Д. А. Леонтьева, методика Ю.М. Орлова тест - опросник потребность в достижении цели. Для выявления личностных особенностей подростков использовалась методика ИТО (индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик).
В результате проведенного нами исследования о взаимосвязи специфики мышления матери (в аспекте позитивности или негатива) и личностных особенностей ее ребенка в подростковый период мы можем достоверно констатировать следующее:
1.на уровне выраженной и математически подтвержденной тенденции, имеет место взаимосвязь уровня пессимистичности-оптимизма мышления матери с такими личностными характеристиками подростка как экстра- и интроверсия, лабильность-ригидность, тревожность, спонтанность и аггравация.
2.Более оптимистичные матери имеют детей-подростков, у которых в большей степени выражены: спонтанность, экстраверсия, низкий уровень тревожности. По последнему показателю (тревожность) получена наиболее высокая степень корреляции (0,408).
3.Матери, обладающие более пессимистичным мышлением, имеют детей-подростков, у которых снижены показатели экстраверсии и лабильности, зато повышены показатели интроверсии, аггравации (тенденции усиливать сложности своего характера и акцентировать проблемы), тревожности и ригидности.
Это даёт нам основание констатировать, что действительно существуют специфические взаимосвязи и отношения, между мышлением матери и особенностями личности ее ребенка, применительно к подростковому возрасту. Целями дальнейших изысканий могут стать более тонкие механизмы когнитивных аспектов взаимодействия и взаимовлияния родителей и детей.
Достарыңызбен бөлісу: |