Доклад святейшего Патриарха Московского и всея Руси алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Москва, 24 июня 2008 года «Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны



бет1/5
Дата15.07.2016
өлшемі0.8 Mb.
#201450
түріДоклад
  1   2   3   4   5



ДОКЛАД


Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

АЛЕКСИЯ II

на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви

Москва, 24 июня 2008 года



«Братия, радуйтесь, усовершайтесь,

утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и

Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11).


Ваше Блаженство!

Ваши Высокопреосвященства!

Ваши Преосвященства!
Открывая второй в этом столетии Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, сердечно приветствую всех его участников. Нынешний год ознаменован символической датой: прошло тысяча двадцать лет со времени Крещения Руси. Наш мысленный взор вновь обращен к Киевской купели, в которой были соединены со Христом народы, ныне окормляемые Русской Православной Церковью. Празднуемая дата побуждает нас осмыслить пройденный многовековой путь и с новой силой осознать духовную общность народов Святой Руси, укорененную в церковном единстве.
На протяжении двух десятилетий, прошедших после Собора 1988 года, наша Церковь живет в условиях социальных, политических и экономических изменений, происходивших на ее канонической территории. Это время стало периодом обретения свободы, сопряженной с огромной ответственностью за просвещение миллионов людей. Нам надлежало утолить их духовную жажду и привести к воцерковлению ищущих Истину.
К сожалению, события, происходившие в данный период, не всегда носили положительный характер. И среди отрицательных явлений можно указать на широкий спектр социальных проблем, на значительное падение уровня жизни многих людей, на наплыв массовой псевдокультуры, на оскудение общественной нравственности, на рост нетерпимости и напряженности в обществе. Все это не может не беспокоить Русскую Православную Церковь, непрестанно возносящую «молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков <...> и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 1-3).
Четыре года назад, на Соборе 2004 года, мы обсуждали проблемы, которые поставило перед нами время. И сегодня мы видим, что, Богу содействующу, многие их них в той или иной мере разрешены, а некоторые находятся в процессе разрешения. Агрессивный, не принимающий возражений секуляризм, о котором говорилось на прошлом Архиерейском Соборе, за минувшие годы не ослабел в своем стремлении ограничить спасительную миссию Церкви. Но это нисколько не может ослабить нашу ревность в свидетельстве и служении, ибо, по слову Священного Писания, «дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11, 29).
Православная Церковь не случайно именуется Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Нам хорошо знакомы слова Священного Писания: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25-27). Святость Церкви, переданная нам апостолами, неотделима от ее единства, которое, в свою очередь, немыслимо без соборности. Мы, православные христиане, по слову апостола, «составляем одно тело во Христе» (Рим. 12, 5). Мы призваны обсуждать все вопросы, даже непростые, в духе открытости, честности, братской любви и стремления к единомыслию. Соборность, советование друг с другом — лучший способ избежать конфликтов, разделений, недоумений. Восемнадцать лет назад, приемля после своей интронизации знаки Патриаршего достоинства, я сказал о важности управления церковной жизнью при развитии соборности. Эти же слова хотел бы напомнить и сегодня, когда они становятся особенно важными.
Межсоборный период показал, что динамика церковного роста сохраняется. Вместе с тем следует отметить, что темпы количественных изменений опережают динамику изменений качественных. И сегодня, несомненно, важнейшим для нас делом становится духовное устроение церковной жизни, созидание человеческих душ и сердец. В этом направлении следует скорректировать и развивать нашу деятельность.
Предваряя изложение основной части доклада, предлагаю вниманию членов Архиерейского Собора статистические сведения, позволяющие составить общее представление о положении нашей Церквиi. На сегодняшний день Русская Православная Церковь имеет 156 епархий, 196 архиереев, из них 148 епархиальных и 48 викарных, 29 141 приход, на которых несет служение 30 544 священнослужителя. Количество монастырей в нашей Церкви — 769, из них 372 мужских и 397 женских. Число приходских воскресных школ — 11 051. Количество молодежных центров — 463.

1. Единство Церкви.
Святая Церковь, «имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф. 2, 20) и будучи напоена единым духом Божиим (ср. 1 Кор. 12, 13), призвана во всем являть зримый образец единства не только для верных чад своих, но и для «внешних», «дабы Слово <…> Божие росло и распространялось» (Деян. 12, 24). Посему и святой апостол Павел, зная о разделениях, существовавших в среде первых христиан, постоянно напоминал о необходимости «поступать достойно звания, в которое <...> призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1-3). Несомненно, эти слова апостола языков, обращенные к первохристианской Церкви, имеют непреходящее значение. И нам, архипастырям, несущим служение в мире, наполненном противоречиями, надлежит всегда применять к себе эти слова апостольского увещания, памятуя об ответственности каждого христианина, а тем более архиерея Божия, за целостность и неповрежденность веры Христовой и канонического строя Церкви.
17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя произошло историческое событие: Преосвященные архипастыри, клирики и миряне Русской Православной Церкви, разделенные в результате трагических событий ХХ века, вместе приступили ко Святой Чаше. Состоявшееся воссоединение стало символом излечения ран, нанесенных нашему народу лихолетьями прошлого века. Накануне этого незабываемого дня Священный Синод, действуя на основании полномочий, предоставленных ему Архиерейским Собором 2004 года, утвердил Акт о каноническом общении. Торжественным подписанием этого документа в присутствии тысяч богомольцев было восстановлено единство Поместной Русской Церкви, запечатленное в праздник Вознесения Господня первым совместным служением Божественной литургии.
Напомню, что Архиерейский Собор 2004 года, возблагодарив Господа за успешное развитие начавшегося тогда диалога с нашими зарубежными собратьями, признал «делом исключительной важности» шаги, направленные к преодолению разделения. Тем паче нынешнему Собору – первому, в котором вместе с нами участвуют архипастыри Русской Зарубежной Церкви, коих я сердечно приветствую, — подобает воздать хвалу Богу нашему, совершившему, молитвами святых новомучеников и всех святых, в земле нашей просиявших, великое дело единения. Несмотря на все трудности, которых поначалу было немало, после долгих десятилетий отчуждения мы, наконец, вместе. Свершилась победа Божия над человеческими грехами и предрассудками, «победа, победившая мир» (1 Ин. 5, 4), полный разделений и вражды.
Должно также поблагодарить всех, кто потрудился в деле единства, всех, кто молился о его успехе. Первым среди таковых хочу назвать Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, первоиерарха Зарубежной Церкви, которого Господь, по завершении его земного подвига, промыслительно призвал к Себе в день Торжества Православия, когда Святая Церковь чтит память исповедников православной веры и молится о единстве.
Преемником почившего первоиерарха был избран архиепископ, ныне митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. И это избрание Архиерейского Собора Зарубежной Церкви, в соответствии с Актом о каноническом общении, впервые было утверждено Священным Синодом Московского Патриархата. В соответствии с Актом, определяющим статус Русской Православной Церкви за границей в качестве неотъемлемой самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в мае сего года внес необходимые изменения в Положение о Русской Православной Церкви за границей. Нашему Собору также следует принять соответствующее дополнение в Уставе Русской Православной Церкви — в главе о самоуправляемых Церквах.
Особенно хочу отметить, что восстановленное единство не осталось лишь изложенным на бумаге решением церковного Священноначалия. Прошедший год убедительно показал, что единение реально ощущается в жизни епархий, приходов, семей. Паломничества, совместная молитва, встречи духовенства и мирян, общие начинания – всему этому радуется сердце каждого православного христианина. Поистине, «се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132, 1)! Настоящему Собору надлежит подумать и о том, как нам возгревать сей дар Божий (2 Тим. 1, 6), что предстоит вместе сделать для укрепления единства и его последовательного практического осуществления.
Сказанное, конечно, в не меньшей мере относится и к единству нашей Церкви в ее канонических пределах. За двадцать лет, минувших со времени празднования великого юбилея тысячелетия Крещения Руси, в жизни нашей тогда еще единой страны произошли огромные перемены. Церковь обрела свободу, смогла в полный голос свидетельствовать о хранимой ею истине Православия. Вместе с тем, на пространстве исторической Руси пролегли новые границы, образовались суверенные государства. Наша Церковь с уважением относится к сложившимся политическим реалиям. При этом мы сознаем, что в нынешних условиях сохраненное нашей Церковью единство не является простой данностью. Оно встречается с новыми испытаниями и угрозами, а его укрепление становится важнейшей церковной задачей, над которой надо всерьез задуматься участникам настоящего Собора. При этом мы должны с равным вниманием отнестись и к нашему историческому наследию, и к новым обстоятельствам времени; помнить как о чаяниях народа Божия, так и о естественных интересах независимых государств, не допуская при этом смешения благородного христианского патриотизма с разрушительными националистическими устремлениями. Свидетельствуя о нашей общности, мы в то же время призваны уважать культурные особенности каждого из народов, составляющих паству Московского Патриархата.
Учитывая новые условия, но прежде всего руководствуясь благом Церкви и составляющих ее людей, предшествующие Соборы предоставили различным частям церковного тела нужную им меру самостоятельного действия, создав институт самоуправляемых Церквей внутри единого Московского Патриархата. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года систематизировал эти канонические деяния, внеся соответствующие изменения в Устав Русской Православной Церкви. Считаю, что ход истории подтверждает правильность и своевременность данных мер. Они, разумеется, могут обсуждаться и совершенствоваться в связи с теми или иными потребностями церковной жизни. Но уверен, что при этом не может ставиться под угрозу драгоценная для всех нас духовная связь наших народов, духовная целостность нашей общей Родины – великой Святой Руси, с ее подвижниками и святынями, с ее устремленностью к созиданию жизни на евангельских основаниях.

2. Деятельность Патриарха как Предстоятеля Церкви, председателя Священного Синода и епископа града Москвы.
Божественная литургия, являясь зримым воплощением Царства Божия, пришедшего в силе (Мк. 9, 1), должна быть центром жизни каждого христианина. Ведь в единстве со Христом, которое в условиях земного бытия наиболее полно реализуется в Евхаристии, состоит цель и одновременно условие нашего духовного возрастания. Именно поэтому я всегда с особой ревностью и вниманием отношусь к совершению богослужений, к предстоянию перед Престолом Божиим, неизменно черпая духовную силу в молитве и совершении Божественной литургии.
Большей частью патриаршие богослужения совершались в первопрестольном граде Москве, являющемся сферой особых забот Предстоятеля Церкви. Кроме того, за четыре минувших года я посетил семнадцать епархий нашей Церквиii.
В октябре 2007 года был осуществлен визит во Францию, главной целью которого была духовная поддержка чад Русской Православной Церкви, живущих в Западной Европе. В рамках данной поездки был посещен Страсбург, где состоялось мое выступление на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. В речи перед парламентариями различных европейских государств мною было заявлено о неизменности базовых нравственных ценностей и невозможности социально-экономического прогресса без учета религиозного фактора, оказавшего фундаментальное влияние на становление европейской цивилизации.
Состоялся ряд визитов Предстоятелей братских Православных Церквей в пределы Русской Церкви. В частности, мы имели радость общения с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II, Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II, Святейшим Патриархом Сербским Павлом, Святейшим Патриархом Болгарским Максимом, Блаженнейшим Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием, Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой, Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором, Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Германомiii. Кроме того, во время проведения Всемирного саммита религиозных лидеров в июле 2006 года Москву посетили Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Блаженнейший Патриарх Румынский Феоктист, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, Блаженнейший Митрополит Американский и Канадский Герман, Высокопреосвященнейший Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев.
Прошедшие четыре года оказались обильными в отношении празднования юбилейных и памятных дат, связанных с нашей общей историей. Особенно стоит упомянуть шестьсотдвадцатипятилетие победы на Куликовском поле, шестидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне, трехсотлетие просвещения Камчатки светом Христовой Истины.
Осенью 2007 года мы торжественно отметили девяностолетие восстановления Патриаршества. В смутное революционное время Преосвященные иерархи, духовенство и миряне Православной Российской Церкви, собравшись по зову Священноначалия на судьбоносном Всероссийском Церковном Соборе 1917-1918 годов, объединились в общем стремлении благоустроить церковную жизнь, обсудили, Духу Святому споспешествующу, сложившийся церковный строй, восстановили Патриаршество и каноническую соборно-иерархическую форму церковного управления.
Две важных даты выпадают и на нынешний год — это тысячадвадцатилетие Крещения Руси, положившее начало становлению Русской Церкви, и девяностолетие расстрела Царской семьи — события, ставшего одной из трагических страниц истории нашего многострадального народа.
В межсоборный период имел место целый ряд встреч с государственными и общественными деятелями. Имели место встречи с президентами Азербайджана, Беларуси, Киргизии, Молдовы, России, Украины, Франции, Эстонии, а также Главой Палестинской национальной автономии, комиссаром Совета Европы по правам человека, председателем Палаты депутатов Парламента Италии, председателем Президиума Боснии и Герцеговины, председателем Правительства Сербии, премьер-министром Греции и многими другими государственными, политическими и общественными деятелями разных стран.
Были организованы и проведены многочисленные церковно-общественные конференции, посвященные вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, образования, социального служения, информационно-издательской деятельности, а также теме демографического развития России и борьбы с наркоманией и иными формами химической зависимостиiv.
В качестве председателя Священного Синода мне довелось руководить работой всех его многочисленных заседанийv, на которых рассматривались важнейшие вопросы внутренней жизни и внешней деятельности нашей Церкви, производились важнейшие назначения и перемещения, утверждалось создание новых монастырей и духовных школ, принимались документы общецерковного значения.
Одним из попечений Священного Синода является забота о прославлении святых угодников Божиих. Юбилейный Собор 2000 года постановил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (п. 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). Со времени общецерковного прославления Собора новомучеников и исповедников ХХ века практически на каждом заседании Священного Синода рассматривался вопрос о включении имен вновь выявленных страдальцев за веру в Собор новомучеников и исповедниковvi.
Нашу живую духовную связь с новомучениками — нашими святыми соотечественниками — необходимо всячески укреплять, обращая особое внимание молодежи на духовную значимость подвигов, совершенных во время гонений. В ходе визитов по епархиям мне неоднократно доводилось посещать храмы или обители, где служили будущие новомученики, а также места их страдальческого подвига. Задача архипастырей — с особой ревностью знакомить свою паству с подвигом уже прославленных новомучеников и исповедников и всемерно содействовать изучению в епархиях материалов о пострадавших за веру в ХХ веке. Такая работа должна быть приоритетной в деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых, о создании которых было принято решение Архиерейским Собором 1992 года.
Прославляя подвиг новомучеников и исповедников, жизнь свою за веру во Христа положивших, Церковь наша также хранит молитвенную память и о всех своих чадах, которые стали вынужденными жертвами политики, проводимой безбожной властью, в частности, в отношении крестьянства. Эта политика была не только безбожной, но и бесчеловечной. Она привела к смерти миллионов безвинных наших соотечественников. Вслед за так называемым «раскулачиванием», повлекшим множество жертв, одной из трагедий того времени стал массовый насильственный голод 1932-1933 годов, охвативший Украину, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал, Западную Сибирь, Казахстан. Мы не должны забывать эти горькие страницы истории. Считаю важным при этом подчеркнуть, что память о пострадавших должна служить не поводом для политических спекуляций, а побуждением к духовному единению народов, у которых – общая история и общая судьба.
В межсоборный период продолжилась деятельность Священного Синода нашей Церкви по рассмотрению и утверждению богослужебных текстов. Священным Синодом были рекомендованы к общецерковному употреблению службы общие святым Собора новомучеников и исповедников ХХ века по чинам святости, а также молитвословия отдельным святымvii.
В минувшие четыре года появлялись новые епархии, а также происходили изменения в границах существующих епархийviii. Согласно уставу нашей Церкви, решения Священного Синода, на основании которых осуществлялись данные изменения, предстоит утвердить Архиерейскому Собору.
Епископат нашей Церкви пополнился тридцатью восемью архипастырямиix.
Однако с печалью следует сказать и о потерях, которые понес сонм архиереев Русской Православной Церкви в прошедшие четыре года. Это Преосвященные:

– митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) — † 16.03.2008;

– митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий (Свистун) — † 04.06.2007;

– митрополит Симон (Новиков), бывший Рязанский и Касимовский — † 01.09.2006;

– архиепископ Орловский и Ливенский Паисий (Самчук) — † 20.03.2008;

– архиепископ Софроний (Будько), бывший Кемеровский и Новокузнецкий — † 31.03.2008;

– архиепископ Михей (Хархаров), бывший Ярославский и Ростовский — † 22.10.2005;

– епископ Нестор (Сапсай), бывший Петропавловский и Камчатский — † 05.11.2004;

– епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт (Чекан) — † 31.12.2006.

Пропоем нашим почившим собратьям «Вечную память», и да упокоит их Всемилостивый Господь во Своих Небесных обителях.



3. Православие и забота о семье.
2008 год официально объявлен в России годом семьи. Это является очевидным свидетельством заботы государственной власти о возрождении семейных ценностей и о преодолении демографического кризиса — а он поразил не только Россию, но и ряд других стран, входящих в каноническую территорию нашей Церкви.
Сегодня, к сожалению, во всем мире наблюдается девальвация института семьи. Снижается число браков, увеличивается число «неполных семей». Все больше людей воспринимает как нормальное явление случайные связи. Огромное количество разводов происходит уже в первые годы после создания семьи, и в результате значительная часть детей живет без отцов. Печальная статистика говорит, что большинство так называемых трудных подростков — это выходцы из неполных или неблагополучных семей. Епархии получают все большее число прошений о расторжении церковного брака. И в ответ нам приходится объяснять людям, что удовлетворение таких прошений не является «благословением развода», а только фиксирует сам факт распада семьи. Ибо непреложна заповедь Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).
Большой проблемой стало массовое распространение сожительства без заключения брака, а значит, без малейшей ответственности друг перед другом и перед будущими детьми, рождение которых обычно и не предполагается в таких союзах, почти никогда не бывающих прочными. Необходимо объяснять, почему такой «брак» не может считаться браком вообще, а расценивается как блудное сожительство. И одновременно мы должны свидетельствовать о смысле и традициях христианского брака, дающего человеку счастье и полноту бытия. Нам также нужно решительно противостоять попыткам размыть понятие семьи, которая может быть только законным союзом мужчины и женщины, создающим достойные условия для воспитания детей.
Нельзя не упомянуть о проблеме абортов, число которых до сих пор чрезвычайно велико. Позиция Церкви в отношении данного вопроса неизменна: аборт является убийством и подлежит нравственному осуждению как тяжкий грех.
Вопросы семьи и брака тесно переплетены с демографической проблемой. Государственные власти предприняли серьезные усилия для ее разрешения. Однако становится все более очевидным, что попытки преодолеть демографический кризис только экономическими средствами, без учета духовной составляющей, обречены на провал. Ведь причины кризиса — не в кошельках, а в душах людей, и не случайно верующие люди имеют больше детей при одинаковых с неверующими экономических условиях. В бедных, но сохранивших религиозную традицию странах демографических проблем не возникает. И выход из демографического кризиса нам следует искать прежде всего в духовно-нравственном преображении личности и общества.

4. Церковь и общественная жизнь.
Современная жизнь ставит Церковь в условия, когда она поистине должна быть «Церковью воинствующей». Но, по слову апостола, «наша брань не против крови и плоти» (Еф. 6, 12). И наше оружие — это не меч, не вражда, не властвование, не мирские ухищрения. Нам нужно побеждать рознь века сего любовью, миром, единством и главным оружием христианина — истинной верой. Именно слово правды Христовой помогает сокрушить все «немощные дерзости» наших недругов и вечного врага рода человеческого. Об этом очень ясно говорят укрепляющие нас слова Священного Писания: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4).
Никто из нас, архипастырей, не должен пытаться ограничить свою деятельность церковными стенами, боясь испытаний, без которых не бывает обетованной победы. Все, что волнует людей, все, что влияет на их жизнь и на их спасение, должно быть предметом нашего внимания. Нам не нужно бояться нелицеприятно обличать неправду и людские пороки. Мы должны доброжелательно, но твердо вступать в дискуссию со всеми, кто не желает православного возрождения наших народов. Нам следует поддерживать любое благое дело и начинание. Православный христианин сегодня призван быть и часто уже является человеком с активной жизненной позицией, которую нужно осуществлять под руководством архиереев и пастырей.
Святая Церковь объединяет людей поверх политических различий, и посему церковная Полнота не может быть субъектом политической борьбы. Предстоятель Церкви, Священный Синод, архипастыри постоянно высказываются по многим темам, значимым для общества. Это вполне закономерно, ведь Церковь нельзя отделить от народа и его жизни. Однако священнослужители, согласно священным канонам, не должны вдаваться в мирское управление. Определения Архиерейских Соборов нашей Церкви предписали лицам в священном сане отказаться от выдвижения своих кандидатур на выборах, от членства в партиях, от предвыборной агитации. Не может не радовать, что эти определения сегодня усвоены подавляющим большинством духовенства. Крайним исключением стали отступления от них. Надеюсь, что таких отступлений впредь никогда не будет.
Наряду с диалогом и взаимодействием с органами государственной власти, Церковь постоянно вступает в отношения с различными общественными объединениями. Это, в частности, политические партии, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, экспертные организации, творческие союзы. С кем-то из них представители Церкви ведут нелегкий диалог, отстаивая свою позицию. С кем-то мы активно сотрудничаем на благо Церкви, наших стран и народов. Контакты с различными силами гражданского общества осуществляются практически ежедневно. Представители Церкви встречаются с руководством гражданских объединений, выступают на их мероприятиях, проводят с ними совместные акции, дискутируют с ними на различных форумах и в средствах массовой информации. Все это — не просто формальные контакты, но часть миссии Церкви. Через наши взаимосвязи с гражданскими объединениями создается образ Церкви в современном мире, преодолеваются остатки изоляционизма, выражается православный взгляд на волнующие людей вопросы, укрепляется консолидация общества.
Существенное место в церковно-общественном диалоге занимает Всемирный русский народный собор. За рассматриваемый нами период состоялось четыре собораx, в которых участвовали многие представители Церкви, государства и общества, принявшие ряд важных общественно значимых документов.
Все большее число общественных объединений позиционируют себя как православные. Строя свои отношения с ними, нам, архипастырям, никогда не следует забывать, что Церковь – это не только священнослужители. Это и десятки миллионов мирян, которые трудятся в самых разных областях народной жизни, включая государственное управление, политику, экономику, журналистику, культуру, науку, образование, охрану законности, ратное служение. Наши миряне, исполняя свой профессиональный и гражданский долг, должны при этом всегда поступать как истинные христиане. Именно через них Церковь оказывает позитивное влияние на жизнь наших стран и народов. И никто не должен — ни изнутри Церкви, ни извне ее — ограничивать общественной активности православных мирян. Не следует препятствовать и их самоорганизации, созданию православных общественных объединений.
Напомню, что в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, говорится: «Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе» (п. V. 3).
При этом православные миряне должны быть образцом нравственности. Их общественное служение несовместимо с пороками, которые подчас свойственны современной политике и отвращают от нее многих людей. Православные общественные объединения, согласно только что упомянутому документу, «призываются к советованию с церковным Священноначалием, к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам» (п. V. 4). Убежден: именно в единстве епископского делания, пастырских усилий и общественной активности мирян наша Церковь достигнет наибольшего успеха в деле преображения мира, устрояя его жизнь по заповедям Христовым.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет