Этруски. Загадки древней цивилизации



Дата21.07.2016
өлшемі270.41 Kb.
#213263
Этруски. Загадки древней цивилизации.

  1. Открытия на территории Древней Италии.

Даже для Италии, где далекое прошлое, казалось бы, лежит рядом с настоящим, а музеи полны сокровищ, вырытых из-под земли, это была величайшая находка. Случайная, как это часто бывает в местах, где раскопки ведутся постоянно и систематически. Когда в 1968 г. Рабочие расширяли главную автомагистраль от Римини к Адриатическому побережью, врезаясь в слои богатой древними захоронениями почвы у небольшого городка Веруккьо и обнажая урны с прахом давно умерших людей и предметы искусства, никто не был особенно поражен. После сообщения археологам, раскопки были продолжены и к 1972 г. Было открыто 150 захоронений. После углубления примерно на 3,5 м. началась глина, в которой археологи обнаружили две могильные ямы, запечатанные на века в безвоздушной теснине. Глина защитила свод из массивных дубовых брусьев от насекомых и разложения, причиной которого бывают бактерии. Два ствола деревьев служили в качестве колонн, подпиравших свод. Рядом с ними лежал шлем, бронзовая урна и объемистый горшок с янтарем, золотыми булавками и другими драгоценными безделушками. Чудесным образом сохранились предметы из дерева: треножники, трон и скамеечка для ног, а также большой кусок льняного полотна, в который была завернута урна, и соломенные корзины.

Более того, археологам удалось обнаружить следы погребального пиршества, случившегося за 2500 лет до нас. В блюдах на одном из столов лежали веточки от виноградных гроздей и лесные орехи, а в закрытых крышками горшках на другом столе когда-то подавали зайчатину и рыбу.

Другое захоронение было в деревянном ящике более 2 м длины и около 1 м 20 см ширины, лежащем в нескольких м от первого. Внутри был бронзовый шлем с гребнем сложной формы, предназначенный, возможно, для особых церемоний, изделия из золота и янтаря и более чем хорошо сохранившиеся предметы из дерева: скамеечка для ног, ручка от веера из перьев (сам веер при вскрытии ящика рассыпался у всех на глазах), сосуды с крышками, ручка от металлического топора. Ничуть не хуже сохранилась одежда из шерстяной ткани и полотна, на некоторых участках которой просматривался рисунок в клеточку.

Самую интересную находку археологи сделали не внутри ящика, а в липкой массе над ним. Это был покореженный деревянный трон, покрытый изумительной резьбой со всевозможными сценками: возницы на колесницах, женщины, ткущие и окрашивающие ткань, женщины, прихорашивающиеся. (см. презентацию). Выполненная позже искусная реконструкция трона позволила ученым получить новые представления о буднях Италии VII в. до н.э. Эти и другие находки из многих захоронений, словно соревнуясь между собой, спешили доказать, что на месте Веруккьо обитали саамы ранние поколения древнейшей цивилизации, сосредоточенной сначала в бассейне реки Арно, на водоразделе с Тибром, а также на Тирренском побережье «Итальянского сапога», - и это были этруски.

Не многим цивилизациям повезло просиять столь ярко и угаснуть столь быстро. С земель сравнительно небольших размеров этруски начинают экспансию на запад и на юг, основывая колонии на островах в Тирренском море, на Корсике, возле Неаполя и покрывая плотной цепью поселений такую плодородную область Италии, как Кампания, и приобретая контроль над ней. В следующем столетии они продвигаются на север, через Апеннины в долину реки По, и оставляют поселения на Адриатическом побережье. Но самое важное для будущего – это то, что с конца VII в. до н.э. по 510 г. до н.э. здесь выкристаллизовалась династия, которая затем правила самим Римом. По сообщению, римского историка Ливия, Этрурия в зените своей славы «контролировала все пространство Италии, от Альп до Сицилии».

Происхождение этрусков


Как утверждал Геродот, этруски — это выходцы из Лидии, области в Малой Азиитиррены или тирсены. По мнению других античных авторов, в формировании этрусского этноса также принимали участие пеласги. Сторонники автохтонной версии происхождения этрусков отождествляли их с обнаруженной в Италии культурой Вилланова. Вплоть до середины ХХ в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей — их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря».

Дионисий Галикарнасский[1] цитирует более раннего историка V в. до н. э., Гелланика с Лесбоса, который сообщал, что пеласги были изгнаны греками и под предводительством своего царя Нана, сына Тевтамида, переправились к устью реки По, где бросили корабли. Затем они продвинулись в глубь Италии и там колонизовали страну, называемую Тиррения (Этрурия в латинском). Происходило это задолго до Троянской войны. Сам Дионисий считал этрусков автохтонным народом Италии.

Археологические и лингвистические исследования приносят всё больше свидетельств в пользу малоазийской версии происхождения этрусков. Памятники языков, родственных этрусскому, обнаружены в Малой Азии (Лемносская стелапеласги ) и Лемносская стела — надгробный памятник (стела) с надписью на языке, близком к этрусскому. Язык включается в гипотетическую тирренскую семью.

Стела найдена в 1885 году на острове Лемнос, была вмурована в стену церкви в Каминье (юго-восточная часть острова), в настоящее время находится в Национальном музее в Афинах.


Датировка, алфавит и язык надписи


Стелу относят к VI веку до н. э., при этом верхней границей датировки считается присоединение Лемноса Мильтиадом к Афинам в 510 году до н. э., после чего население острова было эллинизировано. У Геродота упоминается, что догреческим населением Лемноса были пеласги (греч. Πελασγοι)[1], Фукидид называет это же население тирсенами (греч. Τυρσενοι)[2] — этот этноним в греческой литературе того времени был синонимичен тирренам, то есть этрускам. Однако возможно, что пеласги и тирсены были различными, хотя и родственными, народами — так, египетские источники среди «народов моря» упоминают как пеласгов (Plst), так и тирсенов (Trs).

Итальянская археологическая экспедиция 1928 года обнаружила надписи, сходные с надписью стелы, на фрагментах местной керамики. Эта находка подтвердила, что язык (и алфавит) стелы был распространён на Лемносе догреческого периода и являлся разговорным, то есть стела не была привезена на Лемнос из другого района Средиземноморья[3]

на Кипре (этеокипрский языктевкры). Тирсены, пеласги и тевкры (одно из возможных прочтений древнеегипетских надписей) впервые упоминаются среди «народов моря», вторгшихся в XII веке до н. э. в Древний Египет из Малой Азии. Возможно, именно с этрусками связан древнеримский миф об Энее, предводителе троянцев, переселившихся в Италию после падения Трои.

В феврале 2007 опубликованы исследования итальянских генетиков, обнаруживших сходство генов тосканской породы коров (известной ещё со времён Этрурии) с коровами Анатолии (при существенно меньшем сходстве с породами, распространёнными в других частях Италии). Это также можно считать косвенным свидетельством в пользу версии Геродота [1].



«Народы моря» — устоявшееся название группы народов-беженцев из Малоазиатского, Эгейского и Балканского регионов, проводивших свои набеги на цивилизованные регионы Средиземноморья, в том числе хеттское и египетское государства. Этническая принадлежность «народов моря» достоверно не установлена. В состав народов моря египетские надписи включают PLST (пеласги=филистимляне?), 'KWS (ахейцы?), RK (лукка=ликийцы?), SRDN (шерданы (шарданы)=сарды?), TKR (тевкры=троянцы?), TRS (тирсены=этруски?), SKLS (шекелеш=сикулы?), DNWN (данайцы?), WSS (?).

Первые упоминания о «народах моря» относятся к временам фараона Аменхотепа III из XVIII династии. Египтяне назвали их «народами моря», поскольку они пришли с северных морей и были искусными мореходами. В «Амарнских письменах» упоминаются шерданы, лукка и дануна (данайцы). «Народы моря» дважды упоминаются в источниках, повествующих о военных кампаниях Рамсеса II. На втором году своего правления Рамсесу II пришлось отбивать нападение пиратов-шерданов на Дельту Нила. «Поэма Пентаура», повествующая о битве при Кадеше, сообщает, что захваченные тремя годами раньше в плен шерданы сыграли важную роль в исходе этой кампании фараона. С одной стороны, им приписывается предложение разделить армию Рамсеса на четыре колонны, движущиеся с большим отрывом друг от друга, что косвенно предопределило неспособность фараона задействовать при внезапном нападении хеттов все свои силы. С другой стороны, именно шерданы составляли костяк личной охраны фараона и проявили храбрость при защите от хеттов. Первые крупные столкновения между египтянами и наступающими «народами моря» состоялись в правление сына Рамсеса II Мернептаха. «Народы моря» выступили в союзе с ливийцами, поддержав последних во время их нападения на Дельту в 1219 до н. э., но были отражены престарелым Мернептахом у мыса Мигдол.

В XIII в. до н. э. «народы моря» начали массовую эмиграцию из своих родных земель. По пути эти племена безжалостно грабили занятые ими территории. В 50-е XIII до н. э. было уничтожено государство Амурру. Многие историки считают, что именно стремление ахейцев-микенцев, входящих в состав «народов моря», захватить ресурсы богатой Трои, а не поэтизированный рассказ величайшего поэта древности Гомера, стало реальной причиной Троянской войны. Около 1190 до н. э. именно «народы моря» сокрушили Новое царство хеттов.

Разбитые фараоном Рамсесом III в наземной и морской битве (состоявшейся в 1173 до н. э. по «краткой хронологии»), «народы моря» разделились на несколько групп племен, которые заселили неосвоенные земли Средиземноморского побережья. Племя пеласгов или филистимлян, известное своим умением воевать на суше, осело на средиземноморском побережье в Ханаане, который стал называться (от названия племени) Палестиной, должно быть, с разрешения фараона. Они долгое время держали за собой торговлю железом и служили у фараонов наемниками, пока израильтяне не установили полный контроль над регионом. Шерданы, которые формировали личную гвардию египетских фараонов, осели в Сардинии.



Сицилия предположительно называется так из-за племени SKLS (шекелеш), также бывшего частью «народов моря». Современные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога), так, что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры. Племя чьекеров (тевкры?) прибыло к горе Кармель и поселилось в городе Дер (были вскоре ассимилированы филистимлянами), а другая часть обосновалась на Кипре (см. Этеокипрский язык).

Этническая принадлежность


Основную массу «народов моря» составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, в более поздних источниках они именуются данайцами). Следует обратить внимание на то, что по данным лингвистики, языки этрусков (TRS), пеласгов (PLST) и, видимо, также тевкров (TKR, см. Этеокипрский язык) находились в близком родстве. А. И. Немировский предполагал, что в эту же языковую группу следует включить сардинцев (SRDN).

Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский, в книге «Гомер и история Восточного Средиземноморья», высказывают мнение, что «народы моря», в основном, это выходцы с севера Балканского п-ова, родственные протофракийским племенам.



Задание: по памятникам исследовать цивилизацию этрусков. (см. презентацию).
Этруски занимают особое место в истории Италии. Это единственный из ее народов, которому до римлян удалось создать могущественную федерацию и на протяжении нескольких столетий противостоять на суше и на море греческим колонистам. С этрусками связано не только начало государственности в Италии, но новый этап борьбы за господство в Италии, из которой Рим вышел победителем. Победители-римляне отдавали побежденным этрускам должное, не уставая повторять, что они им обязаны знаками высшей государственной власти, целым рядом строительных приемов, искусством гадания, цирковыми зрелищами и гладиаторскими боями, музыкальными инструментами, венной трубой, якорем. Современные исследователи могли бы добавить к этому распространение письма, развитие горного дела, металлообрабатывающего и керамического ремесел, осушение заболоченных местностей с помощью сложной системы каналов, основание ряда городов, реалистический скульптурный портрет.

Культурное влияние Этрурии чувствовалось долго еще после утраты ими влияния политического. Еще в конце IV в. до н.э. римляне обучали молодежь этрусскому языку, как впоследствии стали обучать греческому. Поэтому историю Этрурии нельзя сбросить со счетов при изучении античности. Поэтому и волнует науку вопрос о том, кто же такие этруски с их столь отличным от остальных народов Италии строем, обычаями, языком. Автохтоны или пришельцы? К какой группе народов принадлежали? На каком языке говорили?

Территория Этрурии начиналась с современной области Италии Тосканы, расширяясь извилистыми участками на юг, к Лацио, и на восток, к Умбрии. Ландшафт региона естественно разделялся на две части: холмистое плато с древней вулканической активностью, граничащее на юге с широкой прибрежной болотистой равниной, известной как Маремма, и область горных городов и широких долин, доминирующая на юге.

Этрускам повезло с землей. Период их славы напрямую связан с добычей полезных ископаемых, которыми она располагала. Почва была необычайна плодородна. Греческий историк Диодор Сикул сообщает, что урожаи были обильными. «Этруски, - говорит он, - никогда не испытывали недостатка в плодах, более того, наслаждались им в избытке». Просторная равнина протянулась, протянувшаяся вдоль побережья, сегодня почти безлесна, а в эпоху этрусков на ней были ныне затянувшиеся илом лагуны с сочной растительностью по берегам и бухты с тенистыми шатрами деревьев, пригодные для ловли рыбы и причала торговых судов. Имея легкий доступ к морю, этруски вскоре заработали репутацию опытных мореходов, внушавших ужас пиратов. Согласно сообщению греческого историка VI в. до н.э. Эфора, суда этрусков контролировали море у Сицилии еще в VIII в. до н.э.

Но главные богатства этрусков, как мы уже сказали, были сокрыты в земле. Этрурия контролировала самые значительные запасы меди, драгоценных металлов и, возможно, олова в центральном регионе Средиземноморья. Металлы, добывались в огромном количестве и многие города быстро богатели, развивая эту отрасль. Разумеется, археологи обнаружили на земле этрусков шахты, тоннели, конусообразные плавильни и гигантские кучи шлака – все это относится к VII в. до н.э. Шахты оказались настолько богатыми, что их снова стали эксплуатировать во время второй мировой войны для нужд итальянской военной промышленности.

Слава о богатстве этрусков быстро распространилась по всему средиземноморскому миру. Ценилось не только их сырье, но и изделия этрусских ремесленников. Греки и финикийцы платили золотом за их работы, и этрускам это было очень выгодно. На протяжении веков пальма первенства переходила от одного города к другому: один оскудевал, другой возвышался, но этруски неуклонно двигались к зениту своей славы, обретая собственный язык, религию и обычаи. Но города оставались независимыми, на манер греческих полисов того времени. Литературные источники содержат сведения даже о войнах между ними.

Согласно римским авторам, этруски называли себя раснами или расеннами. Греки же называли их тирренами, по водному пространству между островами Корсика и Сардиния – Тирренскому морю, где тиррены и пиратствовали. Римляне звали их этрусками, тусками или тосками.

? Как вы думаете, какой вывод мы можем сделать, исходя из этих названий?

Эти названия свидетельствуют о том, что цивилизация, называемая Этрусской, известна нам через посредников, взаимодействовавших с их культурой. Почти не вызывает сомнений, что расенны имели собственную литературу, но она утрачена. Язык их стал мертвым, а свитки льняной ткани, на которой они писали свою историю, рассыпались в прах в незапамятные времена. Из-за отсутствия текстов язык этрусков полностью утерян. История этрусков звучит на древнегреческом и на латыни – в пересказах их современников греков и римлян.

Когда античный мир пришел к упадку и мрак покрыл всю Европу, память об Этрурии угасла. В эпоху Средневековья то немногое, что вспоминалось об этрусках, было перемешано с фантазиями и легендами. Причудливая история, записанная английским хронистом XII в. Уильямом Мелсбери, типична. Он приводит рассказ монаха, видевшего «изрытую гору» в Италии, про которую говорили, что в ней спрятаны сокровища римского императора Августа. «Многие забирались в пещеры и гибли там, - говорит монах. – Мы видели путь, усеянный костями». Ученые предполагают, что образ «изрытой горы» навеян этрусскими гробницами, выбитыми в скалах.

Попытка открытия этрусской письменности.

Этрусский язык был утерян еще в древности. Последним человеком, его знавшим был император Клавдий, живший в I в. н.э. Были известны только отдельные слова. Ряд находок дал ученым надежду на расшифровку этрусской письменности.

Один довольно обширный текст увидел текст при весьма странных обстоятельствах, клубок которых стал разматываться из Египта в конце 1840 г., когда дворянин их Хорватии Михаил Барик купил мумию у александрийского антиквара, что являлось тогда делом вполне обычным и весьма доступным. Барик, архивист из канцелярии венгерского королевского дома, увез свое приобретение домой в Вену и с гордостью поместил его у себя в гостиной рядом с другими редкостями, добытыми во время предшествовавших странствований по миру.

Какое-то время мумия спокойно пребывала в своем футляре, окаменевшая голова и тело были плотно обернуты полосками ткани. Однажды Барик снял несколько повязок, повинуясь любопытству своего племянника. Когда Барик умер, мумия была развернута полностью. И мумия и повязки были переданы в дар Загребскому национальному музею. Хранитель египетской коллекции заметил на льняных повязках нечто необычное: с одной стороны они были покрыты письменами, которые не поддавались идентификации. Профессор потратил долгие годы на расшифровку надписей, но они так и остались для него загадкой. И только в конце XIX в. в Венском университете ученые определили загадочный язык как этрусский. Повязки загребской мумии были единственной дошедшей до нас этрусской книгой, дошедшей до нас благодаря процессу мумификации.

Книга была религиозной и содержала описание ритуалов, связанных с богами для разных дней года. Несомненно, это была великая находка. Но, к сожалению, она не очень повлияла на процесс раскрытия тайны этрусского языка. В свитке мумии было много имен собственных и повторов.

Ясно, какое волнение поднялось, когда стало ясно, что существует еще один текст.

Находка была сделана возле живописного средневекового замка Санта Севера на Тирренском побережье, на расстоянии около 220 км. Севернее Рима. В период античности здесь был город Пирги (в переводе с греческого – башни), служивший портом для города Цере, располагавшегося приблизительно в 60 км. от побережья. В IV в. до н.э. один автор описывал в своей книге Пирги как прекрасную знаменитую цитадель этрусков в эру их пиратских набегов (VII – VI вв. до н.э.)

Грабежи были весьма прибыльным делом. На награбленные деньги в Пирги был построен великолепный храм, искушавший своими богатствами самого Дионисия Старшего, правителя греческой колонии Сиракузы на острове Сицилия. В знаменитом набеге 384 г до н.э. Дионисий добыл из сокровищницы храма Пирги 1000 талантов. Именно эту огромную сумму он был вынужден выплатить в качестве контрибуции четыре года спустя, проиграв войну с Карфагеном.

Руины храма Пирги, сокрытые под землей, были случайно обнаружены во время освоения пустошей в 1956 г., когда мощным плугом распахивалось пространство в радиусе приблизительно 154 м от средневекового замка. Вдруг в земляных отвалах показались изделия из терракоты. Дальнейшие 7 лет на этом месте происходили раскопки. Самое волнующее открытие было сделано в последний год раскопок. На глубине 0,5 м. были найдены 3 золотых пластины, которые когда-то были аккуратно сложены и явно припрятаны.

«Они смотрелись как три омлета, непонятно откуда взявшиеся в земле. Мы поняли, что они золотые, из-за желтого цвета, но они не сверкали, т.к. от лежания в земле на них образовалась патина. Будоражит каждая находка, но мы и понятия не имели о чрезвычайной важности этой».

Когда пластины осторожно разогнули, оказалось, что они содержат тексты посвящения храма богам от имени правителя Цере Тефария Велия. В согнутые плашки были вложены 29 гвоздей с золотыми шляпками. Это навело на мысль о том, что изначально пластины могли быть прибиты к порталу одного из храмов в целях заклятия от враждебных сил. Две таблички были на этрусском и одна – на финикийском языке. Казалось, найден долгожданный ключ к этрусским текстам.

Но ожидания не сбылись. Самый длинный из тексов на этрусском языке содержал 37 слов. Финикийский текст не был дословным переводом с этрусского. Кроме того, в отличие от греческого, кельтского, латинского и ранних италийских языков, этрусский язык не принадлежал к группе индоевропейских языков. Попытки сравнивать его с другими известными языками потерпели неудачу. Явная уникальность этрусского языка еще более сгустила ауру таинственности вокруг этрусков.


Вопрос о происхождении этрусков. Этапы этрусской истории.

Проблема происхождения этрусков волновала умы ученых уже с V в до н.э. Первым, кто начал серьезно вникать в этот вопрос, был живший в те времена Геродот. Он рассказывает о голоде, длившемся восемнадцать лет у соседей греков – лидийцев, заселявших территорию Анатолии, которая сегодня в составе Турции. Вначале лидийцы боролись с голодом, стараясь есть не каждый день и, заполняя голодные дни игрой в кости, танцами и прочим, лишь бы отвлечься. Однако в конце концов царь приказал бросить жребий и разделиться на две группы, одна из которых осталась в Лидии, а другая под предводительством царского сына Тиррена уселась в челны и отправилась искать лучшей доли. «Они миновали многие страны и вышли к Умбрии на севере Италии, - так завершает свой рассказ историк, - Здесь они осели и живут до сих пор. Здесь они вместо лидийцев назвались тирренами по имени своего вождя Тиррена, сына царя Атиса».

Объяснение Геродота заставляло греков смотреть на этрусков, которых они встречали в Италии, как на своих соседей лидийцев, которые пользовались репутацией людей богатых, но с невысокими моральными устоями.

Очевидно было и то, что сами этруски рассматривали свою историю как начавшуюся с определенной точки – с вторжения в новые земли. Они измеряли свою историю периодами, которые называли век, и считали, что между их взлетом и падением таких периодов десять. Длина века, похоже, определялась наибольшей протяженностью жизни одного из представителей поколения. Поэтому исследователи не могли вычислить стартовую дату их истории, но предполагали, что она колеблется между XI и X вв. до н.э.

Но эта версия не нашла подтверждения. Вплоть до середины ХХ в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей — их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря».

Сторонники взгляда на этрусков как на переселенцев находят подтверждение в археологических раскопках. Именно в это время меняется тип погребений, обычной становится кремация. Археологи располагают изделиями из Восточного Средиземноморья, свительствующими о торговых связях.

Широкий поток эмигрантов в Этрурию приходится как раз на это время. И если не лидийцы, говорят некоторые историки, то любой другой народ Средиземноморья мог устремиться в Италию, неся с собой обычаи и язык, отличный от тех, который был у их соседей европейцев.

Но сторонники версии о том, что этруски были исконным населением, говорят о том, что взаимопроникновение Востока и Запада можно приписать обычным торговым контактам. Достоверно известно, что к X в., когда бронзовый век уступил место железному, культура этрусков была уже сложившейся.



Датируемый промежуток с 1000 до 700 г. до н.э. в науке принято считать ранним периодом этрусской истории. Он получил название культуры Виллановы, по имени поместья в окрестностях Болоньи. Хозяин поместья и его помощники открыли 193 гробницы, содержавшие урны с прахом, бронзовые сосуды и другие предметы, выполненные в стиле, неизвестном на тот момент. Он был определен как этрусский. Следующие раскопки открыли остатки культуры Виллановы во многих городах. Были найдены руины поселений, которые говорят о том, что ранние этруски селились небольшими деревнями в овальных или прямоугольных хижинах, построенных из глины, камыша и дерева. Эти люди были искусными кузнецами и гончарами. Они захоранивали пепел умерших в керамических урнах, иногда эти урны были в форме хижин. Хотя им уже было известно железо, многие инструменты и оружие они продолжали изготавливать из бронзы.

В VIII в. группы близлежащих поселений объединяются в города-государства.

В последующие полстолетия активизируется греческая экспансия. Пересечение культур греков и этрусков оказало огромное влияние на западную цивилизацию в целом. Этрурия была тем мостом, через который античная цивилизация как бы перетекает в Западную Европу. Своим опорным пунктом во второй половине VIII в. до н.э. греки избирают регион островов Искиа и Прочида в Неаполитанском заливе.

Они называли их Питекузы, что означало «обезьяньи острова». Это были греки с острова Эвбея в Эгейском море. Судя по найденной керамике, Питекузы навещали не только греки, но другие народы Средиземноморья.

Раскапывая островное кладбище в акрополе ив промышленном пригороде, археологи получили обширные свидетельства финансовой, художественной и культурной деятельности древнего общества. Среди находок оказался сосуд для вина, украшенный сценами кораблекрушения. Как полагают, это первый пример изобразительно-повествовательного творчества в Италии. В Питекузах были обнаружены финикийские вазы, египетские амулеты со скарабеями, флаконы для притираний и клейма из Сирии. Все эти находки свидетельствуют об интенсивных торговых связях между этрусками и соответствующими народами. Кроме того, в Питекузах найдены куски железного шлака.

С подъемом торговли поток богатств хлынул в Этрурию, подготавливая расцвет ее городов. Типы захоронений уже свидетельствуют об имущественном расслоении этрусской общины. Дорогостоящие статуи воинов в доспехах подсказывают, что началось формирование аристократии. Прививаются такие новшества, как письмо и винопитие. Именно в это время селения начинают объединяться в города – будущие независимы государства Этрурии.



Восточный период этрусской истории – 700 – 600 гг. до н.э.

Разбогатев на торговле, этрусские города процветают в VII в. до н.э. Несмотря на общую культуру и историю, каждый из них теперь представляет теперь собой свободное независимое государство с собственным правительством.

Этруски были умелыми мореплавателями. Они контролировали Тирренское море и защитили свои интересы на суше. Греки, их одновременные партнеры и соперники, с неудовольствием обсуждали новых правителей моря и старались обвинить этрусков в пиратстве, почти не сомневаясь в этом и тщательно охраняя собственное побережье. Но при этом связи были очень активными. Греки, финикийцы и другие народности активно устремлялись в этрусские города, такие как Тарквиния, а позже Цере, попадая туда с моря и предлагая там изысканные изделия из золота и серебра, слоновой кости и бронзы в обмен на этрусские металлы и хитроумный инструмент. Этрусские минералы были редким явлением для средиземноморья. Их было легко обменять на предметы роскоши из Египта, Ливии, Сирии, Малой Азии. Искусство греков вбирало в себя мотивы Востока, причем чаще через греков. Ярким примером того, сколь сказочно богат был тогда этот далекий античный рынок, может служить наиболее внушительная из золотых сокровищниц, открытая итальянцами в 1936 г. в затерянной гробнице у Чертветери (древний Цере). Во внешней камере гробницы была найдена урна с прахом, рядом лежали остатки четырехколесной деревянной погребальной тележки, декорированной бронзовым литьем. Были найдены железная сабля, десять копий и восемь церемониальных щитов. ? Кто был похоронен в могиле? – усопший был воином. В двух небольших углублениях были найдены урна с пеплом и коллекция бронзовых и железных украшений. Во внутренней камере были найдены еще более волнующие украшения. Один из археологов писал в своей книге: «Чуть в отдалении стояли два бронзовых сосуда с благовониями, как и во внешней камере, а в самой глубине, не на ложе не на носилках, не в саркофаге, а просто на голой земле лежал – скелет? – нет, ибо века обратили его в пыль; это была груда золотых украшений, расположение которых ясно указывало на то, что они находились на теле усопшего. Роскошь, красота и обилие разнообразных предметов из чистого золота – все это было изумительно. Таких сокровищ не купишь и в самой изумительной ювелирной лавке».

В помещении этом покоилась женщина, погребение которой состоялось прежде двух других – в предыдущем склепе. Среди принадлежавших покойной были браслеты, ожерелья, кольца, подвески, восемнадцать брошей, причем самая крупная была длиной около 30 см. Всего было извлечено 650 предметов, включая корзину с золотыми изделиями, которые в свое время украшали льняное одеяние, разумеется, давно обратившееся в прах.

Подобные находки свидетельствуют о роскоши, окружавшей этрусскую элиту VII в. до н..э. В основном это были завезенные предметы. Страусиные яйца, ювелирные изделия, фаянс и многое другое ввозилось из таких мест, как Египет, Северная Сирия, Ассирия, Кипр, Малая Азия, а также из финикийских портов в Греции. Этрусские купцы прокладывали пути и в Северную Европу, вывозя янтарь с Балтики, который часто использовался ювелирами.

Историки не дают точных маршрутов, по которым то или иной товар мог попадать в Этрурию. Но можно с определенностью сказать, что многие товары приходили через финикийских купцов, которые были одновременно удачливыми коммерсантами и искусными мореходами и веками бороздили моря в Восточным Средиземноморье – до Гибралтарского пролива и далее, вывозя товар из Малой Азии для обмена на местную продукцию или сырье в портах.

Из Этрурии, несомненно, вывозилось немало изделий местных ремесленников, так как в VII в. до н.э. в этрусских городах были высоко развиты керамическое производство, кузнечное дело, а также процветали искусства – скульптура и живопись. Продукция этрусков распространилась по всему Средиземноморскому бассейну. Однако этрусские мастера не могли оставаться лишь имитаторами. Был создан оригинальный стиль черной керамики – буккеро. Керамика стала вытеснять традиционно бронзовые предметы. Сосуды встречаются по всей Италии, на островах Сардиния и Сицилия, в Южной Франции, Испании, Северной Африке, в Греции.

«Дешевле, чем водоросли», - объявили рабочие, разбивая черные глиняные вазы на раскопках 1848 г. в Вулчи в имении одной знатной дамы. Предметы, с которыми обошлись так варварски, были изысканными этрусскими сосудами, известными как буккеро.

Между 700 и 650 гг. до н.э. гончары Черветери использовали очень редкие сорта глины, дававшие превосходный результат при обжиге в кислородной печи. Эта керамика, черная снаружи и внутри, была совершенно отлична от той, что изготавливалась в период Вилланова. У самых ранних работ нового стиля, так называемых тонких буккеро, - наитончайшие стенки и металлический отлив, достигавшийся за счет шлифовки и длительного обжига.

К VI в. до н.э. ремесленники начинают создавать менее изысканные и более реалистичные буккеро, получившие название тяжелых. Изящная гравировка поверхности сменяется рельефом.

На черные буккеро был непрекращающийся спрос в течение двух столетий. Красота и уникальный дизайн позволяют считать эту керамику выражением национальных особенностей Этрурии.
В конце VII в. до н.э. занимается яркая звезда Афин: они начинают влиять на политическую и культурную жизнь Древней Греции. Из Афин приходит и новый стиль керамики, вытесняющий коринфский. Эти изделия легко узнаваемы по черным глянцевым силуэтам людей и животных на розовато-красном фоне. Возможно, самым знаменитым аттическим чернофигурным сосудом, обнаруженным в Этрурии, был кратер с широким горлом для смешивания вина с водой, известный по имени своего открывателя Алессандро Франсуа, молодого ученого, участвовавшего во многих экспедициях. В 1844 г. он сделал свою главную находку – кратер из Кьюзи.

Хотя черепки кратера составляли всего две трети его объема, важность находки была очевидна. Датированный 570 г кратер высотой более 60 см был украшен шестью фризовыми композициями, содержащими изображения двухсот фигур из греческой мифологии. Красота кратера взволновала антикваров. Один из них убедил Франсуа вернуться в Кьюзи на следующий год для поисков недостающих фрагментов. Археолог нашел еще пять крупных фрагментов, которых оказалось достаточно для частичной реконструкции. Затем кратер был продан великому герцогу Тосканскому для Галереи Уффици во Флоренции. Кратер был выставлен на обозрение в стеклянной витрине, где спокойно пребывал до 1900 г., когда один душевно неуравновешенный смотритель, разозлившись на начальство, расколотил сосуд на шестьсот тридцать восемь черепков. Казалось, уникальная вещь утеряна, но через два года кропотливой работы сосуд был восстановлен. Теперь он хранится в специальной витрине в подвешенном состоянии, что позволяет избежать малейших колебаний.


Хотя греческое влияние на цивилизацию этрусков было очень глубоким, все же эти две культуры равно самостоятельны. У этрусков были собственный стиль, своя религия, говорили они на собственном языке. Многие из знаний, полученных от греков, этруски передали своим соседям в Италии, а также народам Северной Европы. Одним из таких знаний оказалось виноградарство и виноделие. Галлы узнали секрет виноградной лозы от этрусков, которые возили вино в амфорах в Европу. Многочисленные амфоры найдены археологами на дне Средиземного моря среди останков затонувших кораблей.

Какими бы тесными ни были культурные связи между греками и этрусками, соперничество в политике и торговле создавало напряженность, а иногда приводило к столкновениям. Колонизация греками в середине VI в. до н.э. Корсики стала прямым вызовом этрусскому владычеству над Тирренским морем. Вспыхнула война. Корабли греков были удобнее для сражения, но большинство колонизаторов не успели вовремя покинуть остров.

Согласно Геродоту, этруски умерщвляли взятых в плен греческих поселенцев с бессмысленной жестокостью, за которой, как пишет историк, немедленно последовала небесная кара – эпидемия. Однако близость двух народов была к тому времени настолько крепка, что именно к врагам грекам этруски обратились за советом об исцелении. Жители Цере направили своих посланников в Дельфы к оракулу Аполлона, чтобы узнать, как избавиться от болезни. Им был дан такой ответ: здоровье и гармония утвердятся в Цере, если там устроят состязания по греческому образцу и посвятя их погибшим пленникам. Удовлетворенные жители Цере отправили в храм Аполлона драгоценные дары.

Описывая внешние сношения между Грецией и Этрурией, греческие писатели часто обращают наше внимание на особенности этрусского уклада. Так, они говорят о том, что правители этрусских городов назывались лукомонами. Точная функция их остается неясной. Римские источники указывают на то, что лкуомоны были скорее жрецами, чем царями. Некоторые историки полагают, что реальная сила принадлежала олигархии, состоявшей из представителей знатных семей. Олигархия контролировала большую часть национальных богатств.

Около VII в. до н.э. греки принесли в Этрурию алфавит. К концу этого века этруски освоили греческие мифы, сделав их своими. Этрусские города были обнесены каменными стенами, как у греков. Аристократические пиры, охота и спортивные игры также устраивались по греческому образцу. Одновременно этруски распространили свое влияние на юг, в направлении греческих колоний. В 616 г. до н.э. этруск Луций Тарквиний Прииск становится правителем Рима. При наследовавших ему Сервии Тулии и затем Тарквинии Гордом болотистое пространство, ставшее потом известным как Форум, было осушено. Прокладывается первый в истории Вечного города канализационный коллектор. Над плоской линией низких домов поднимается величественный храм Юпитера.

Архаический период. 600 – 480 гг. до н.э.

Этруски достигли зенита своей славы в VI в. до н.э., распространившись на север через Апеннины. Этрусские цари династии Тарквиниев превратили Рим в великий город. При них начали возводить огромные здания, был замощен Форум, устроена система канализации.

Этрусское искусство, часто вдохновлявшееся греческим, достигает вершин в архитектуре, скульптуре и живописи. Красочные динамичные фигуры покрывают стены монументальных гробниц.

Но вне мира искусства этруски и греки открыто сражаются за первенство. Чтобы защититься от греческой экспансии, этруски объединяются с карфагенянами. Когда греки высадились на острове Корсика, оба союзника были серьезно встревожены. В 535 г. до н.э. этруски вступают в серьезное морское сражение с греками. Греки победили, однако они понесли столько потерь, что были вынуждены покинуть Корсику. А спустя десять лет этрусская армия потерпела поражение от меньшей по численности греческой у побережье Кум в Кампании.

В 509 г. до н.э. династия Тарквиниев заканчивается. Римляне сбросили с трона Луция Тарквиния Гордого, установив республику. Одновременно начинается наступление римлян на свободу этрусских городов-государств.

Классический период. 480 - 300 гг. до н.э.

Враги грозили этрускам отовсюду. В 474 г до н.э. у побережья Кум этруски вновь проиграли греческому флоту из Сиракуз. Опьяненные победой греки двинулись на этрусские колонии на островах Эльба и Корсика. С севера в долине р.По этрусков продолжали атаковать галлы. Так было постоянно, начиная с предыдущего столетия.

Непрерывные войны парализовали торговлю. Южные этрусские города постепенно приходили в упадок. Замирали искусства и ремесла. Однако в IV в. до н.э. наблюдается некоторый подъем. Входит в моду греческий стиль.

Между тем конфликты продолжают нарастать. Галлы перемещаются через Апеннины на юг. С 358 по 351 гг. до н.э. Тарквиния почти непрерывно воюет с Римом. Этруски вынуждены искать примирения.



Эллинистический период. 300 -89 гг. до н.э.

В III в. до н.э. римская армия маршировала по всей Италии. Не желавшие покоряться этруски объединяются с самнитами и умбрами в Центральной Италии, а также с галлами. Но Римская республика в 295 г. до н.э. разбивает союзническую армию. К 280 г. до н.э. этрусские города-государства становятся вассалами Римской республики и даже помогают римлянам в войне против Карфагена и галлов в конце столетия. Эллинистический стиль еще встречается в искусстве этрусков, но чуть позже сливается с римским.

Постоянные войны и экономические трудности вызывали постоянные социальные конфликты в этрусских городах, которые римляне жестоко подавляли. А в 89 г. до н.э. римляне распространили на этрусков свое гражданство.

Ассимилируясь, этруски передавали свои богатства и достижения своей цивилизации не только Риму, но и всей Западной Европе. С тех пор всем последующим векам задана загадка. Словно по злому волшебству исчез целый народ, культура и язык которого во многом определили культуру и язык Италии. Народа этого больше нет на карте. Но что же сталось с этрусками, населявшими Италию по всей ее протяженности составлявшими ее славу?



Ответ, возможно, кроется в бронзовой статуе в рост человека, известной под названием Оратор. Найденная возле Кортоны и относящаяся приблизительно к 100 г. до н.э. она выполнена этрусским мастером и изображает этруска Авла Метелла. Имя его написано по этруски на кайме тоги. Его лицо – это лицо римлянина, его обувь – это римская обувь, его поза – это поза римского сенатора, говорящего с трибуны. И именно благодаря всем этим деталям он этруск. Он принял ту же судьбу, что и весь его народ: вобрал в себя Рим и стал римлянином.

Материалы к занятиям кружка





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет