Фламандская школа живописи
Человек остался главным героем эпохи 17 века, в его изображении появилось больше конкретности, бытовых реалий, возросла эмоциональная и психологическая сложность изображаемого мира. Увеличилось жанровое богатство, появились элементы гротеска – сатирических ситуаций. Появились бытовой жанр, пейзаж, портрет, и натюрморт.
Именно в эту эпоху возникают художественные стили, в которых воплощены представления художника о мире, о человеке, наглядно проявляется отбор тех или иных художественных средств.
Художник барокко предпочитает изображать сцены мучений, экстазов, панегирики, подвиги и триумфы. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плотскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — Рубенс, Караваджо.
Фламандская живопись
Период расцвета фламандской школы живописи приходится на I пол. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. Это было время, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен начинал возрождаться после войны.
Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640)
Мощный реализм, монументальные формы, графика, архитектурно - декоративная деятельность, оформление театральных зрелищ, дипломатия, знание нескольких языков – эти черты отличают необыкновенно богатую натуру Питера Пауля Рубенса. В основе его творчества – изображение огромных композиций, запечатлевших апофеоз героя или трагедию. Его полотна отличают динамичные формы и ритмы, пластическое богатство, торжество декоративного начала. Он жил и писал в Антверпене – крупнейшем художественном центре Фландрии.
После драматичной истории возвращения из Германии на родину, во Фландрию, Рубенс начинает учится живописи, с 1598 – мастер цеха Св. Луки.
В 1600 г. Рубенс поехал в Италию. Сохранилось немного работ, созданных Рубенсом до отъезда в Италию, но они, в сравнении с тем, что он создал после своего возвращения в Антверпен в 1608 году, позволяют почувствовать необычайно благотворное и плодотворное художественное влияние, которое Рубенс испытал в Италии, где его способности получили гармоничное и естественное развитие. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Венецианская живопись, искусство Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто оставили самый глубокий след в его творчестве. Сверкающая, богатая звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе, могучие, полные динамизма и необычных ракурсов композиции Тинторетто и особенно универсальный живописный дар Тициана, заняли наиболее существенное место в художественном становлении Рубенса. Тициана он будет изучать и копировать на протяжении всей своей жизни. Рубенс многими приёмами, особенностями колорита, сверкающим золотом своей живописи обязан урокам, полученным у картин Тициана. Эти уроки состояли в глубоком, внимательном изучении и копировании. Рубенс был исключительно трудолюбив, со свойственной жителям севера Европы обстоятельностью, размеренностью и внутренней педантичностью. В Италии он не только обогащал свою живопись всем богатством техники итальянского искусства, но и сам добросовестным образом изучал многие памятники скульптуры и декоративно- прикладного искусства Микеланджело, Рафаэля, сделал копию с картона «Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи. Постоянные занятия рисунком и копирование живописных произведений были завершающей школой Рубенса, талант которого раскрывался последовательно и постепенно и достиг своих вершин в зрелые годы художника. К концу своего путешествия он прославился и стал признанным живописцем в Италии. Рубенс много работал над созданием алтарных картин, и впоследствии этот вид изобразительного искусства займёт видное место в его творчестве наряду с работой над монументальными декоративными композициями, которые он выполнял по поручению королей Испании, Франции и Англии. В этих работах наиболее полно выразились принципы искусства барокко, виднейшим представителем которого в Европе стал Рубенс.
1608 – художник вернулся в Антверпен. В 1609 г. год Рубенс женится на Изабелле Брандт. В чудесные дни любви, помолвки и свадьбы с Изабеллой Рубенс пишет « Жимолостную беседку» («Автопортрет с Изабеллой Брандт»). Рубенс чрезвычайно сдержан на автопортрете с Изабеллой Брандт. Его сюжет представлен композицией, где фигура Рубенса, сидящего на скамейке беседки, увитой цветущей жимолостью, слегка наклонилась к расположившейся около него Изабелле Брандт, покойно положившей свою руку на руку супруга. Этот скромный жест, чуть склонённая голова соединяет эту пару. Открытое лицо Рубенса спокойно, глаза прямо смотрят на зрителя, правильные и красивые черты его лица, аккуратная бородка и усы, выбивающиеся из-под шляпы каштановые пряди волос - всё подчёркивает уравновешенность и достоинство художника. Лицо Изабеллы Брандт согрето еле заметной нежной улыбкой, отражающей глубину её радости и счастья. Необычная расстановка двух фигур - Рубенс возвышается на портрете над Изабеллой Брандт, и зритель видит его как бы снизу вверх, устойчивая посадка Изабеллы у ног Рубенса создаёт композицию барочного характера со сложным движением и поворотом фигур, связанных, однако, общим овалом в портретной композиции всей картины. Две склонённые друг к другу фигуры и соединённые руки Рубенса и Изабеллы Брандт символизируют внутреннее согласие и любовь этих благородных людей.
Рубенс создает ряд алтарных композиций. 1609 – 1611 – «Воздвиженье креста».
Фигура Христа освещена узким снопом света, крест господствует над группой отчаявшихся, скорбящих близких, палачей, стражников. Кульминация – прекрасная голова Христа – вдохновенного и страдающего, мужественного и полного спокойствия. Полотно отличают мощная пластика и светотень. Фигуры охвачены напряженным движением, исполнены патетики, резкие ракурсы сплетающихся тел, атлетическое сложение, блики света и тени – все создает могучую и величественную симфонию. Все охвачено общим движением, человек сроднен с природой. Пространство картины – часть окружающего мира, нет замкнутости. Крест идет по диагонали.
1611 – 1614 написано «Снятие с креста», обе в соборе Богоматери в Антверпене.
Античные мотивы ярко представлены в творчестве художника. 1620 – 1621 – «Персей и Андромеда», «Союз Земли и Воды». Обе – в Эрмитаже.
Великая сила любви на полотне «Персей и Андромеда» раскрыта цветом, динамикой линий, форм, ритмов. Сверкает металл доспехов. Вокруг Андромеды спокойствие. Ярко-красный цвет плаща, холодное серебро лат контрастируют с нежным тоном тела Андромеды. В человеческом теле художник видел полнокровную красоту с избытком жизненных сил. Цвет стал основным средством выражения эмоций. Нежный, теплый, жемчужно-серебристый тон тела Андромеды в ореоле, сверкании золотых волос. Все на картине полно движения: развеваются одежды, ткани, переливаются блики на предметах, все сливается в один красочный цветовой поток. Голубые, желтые, розовые, красные тона в сочетаниях друг с другом определяют цветовую палитру Рубенса. Все они подчиняются основному серебристо-жемчужному, теплому оливковому тону.
Рубенс принадлежал к числу тех универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или иного жанра, но умеют откликнутся на самые различные стороны жизни. Он проявил себя в исторической живописи и в области портрета, в пейзаже и алтарном образе, в живописи декоративной и в рисунке. Рубенс создаёт обширную портретную галерею, в которой рядом с королями и министрами существуют дети, неизвестные монахи, старуха с жаровней и камеристка инфанты Изабеллы. События жизни очертили широкий круг его духовных интересов и человеческих привязанностей, далеко выходящих за рамки круга придворного живописца. Искусство Рубенса прославило Фламандцев, их трудолюбие, стремление к свободе, жизнерадостность, исторический оптимизм, несокрушимое желание жить в согласии и пользоваться всеми дарами, отпущенными человеку благословенный и щедрой природой.
В основе всего творчества Рубенса, а также и его портретного искусства, лежал рисунок. Рубенс создал большое количество рисунков, в том числе и рисованных портретов, которые вполне можно рассматривать не только как вспомогательную часть его искусства, необходимую для подготовки крупных живописных композиций, но и как вполне самостоятельную область его творчества, где встречается много подлинных шедевров. Необычайно разнообразна тематика его рисунков. Здесь имеются копии с композиций великих мастеров итальянского Возрождения, эскизы будущих собственных композиций, портреты, пейзажи, зарисовки, композиции книжных листов. Техника рисунка Рубенса использует все имеющиеся возможности. Рисованные портреты в свои зрелые годы он создаёт на тонированной бумаге итальянским карандашом, сангиной и мелом, иногда прорабатывая детали рисунка пером и тушью.
1625 – «Портрет камеристки» Эрмитаж. Продолжение традиций высокого Возрождения. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»- шедевр Рубенса. Но мы не много знаем достоверного и о создании самой картины. Поэтому предположения, догадки, гипотезы, рождённые значительно позже создания самого портрета, окружают этот шедевр Рубенса. Даже среди многих замечательных рисунков Рубенса графический портрет камеристки выделяется неповторимой передачей свежести впечатления художника от обаяния юности и неподдельной красоты. Рубенс увлёкся юным лицом, принадлежащим, вероятно, неродовитому кругу. Этот набросок стал основой для живописного портрета, украшающего коллекцию Государственного Эрмитажа. Такой путь работы - от натурного рисунка, в первую очередь лица, к работе масляными красками свойственен Рубенсу. В полотне заметно возрастание личного отношения художника, необыкновенное обаяние модели. Восхищение художника полнокровной красотой модели передано лаконично: лицо девушки окружено жемчужно-белой пеной воротника, тем самым оно выделяется на темном фоне придворного испанского костюма. Свет искрится в чуть грустных зеленых глазах, в золотистых волосах, в мерцании жемчугов. Золотистые рефлексы освещают части полотна, прозрачные тени придают картине некоторую воздушность и одухотворенность. Мазок художника волнистый, создается иллюзия вибрации поверхности. Портрет необыкновенно проникновенный.
1621 – 1627 – художник получает заказ от Марии Медичи на цикл картин для Люксембургского дворца. К этому времени относится начало посланнической деятельности Рубенса, его поездки в Голландию, в Испанию, Англию.
Через 4 года после смерти в 1626 г. Изабеллы Брандт Рубенс в 1630 – женился на двоюродной сестре жены - Елене Фоурмен, с вновь брак был счастливым. Рубенс, пожалуй, первый в мировом искусстве, кто вечную тему материнства показал не только образами Богоматери и младенца Христа, но и много раз с особым восхищением и любовью писал портреты своей жены Елены Фоурмент с детьми. Эти семейные портреты Рубенса украшают, например, коллекции Лувра и старой пинакотеки в Мюнхене.
Лучезарное счастье и полнота любви владели Рубенсом, когда он изображал Елену Фоурмент то в образе Дианы, то под видом Венеры, то в облике библейской Версавии. Эти изображения питает чувственная женская красота, воспетая великими венецианскими мастерами. Рубенс достиг их силы и живописного богатства в ликующем показе образа библейской красавицы, который был согрет его глубоким любовным чувством к своей жене. «Вирсавия» Рубенса - женщина гордая, уверенная в своей красоте. С достоинством смотрит она на негритёнка, принесшего ей письмо от царя Давида. Изображение самого царя Давида на дальнем плане, по существу, цветовое пятно, а не четко различимая фигура, говорит нам о незначительности в содержании картины последующей его встречи с Вирсавией. Здесь самое важное - образ все покоряющей женской красоты, повергающей к своим ногам всех: и слуг и царей. И нет ничего выше и значительнее, чем совершенная красота женщины.
Автопортреты Рубенса
До Рубенса в мировом искусстве никто не писал так много автопортретов, как он. После него среди величайших живописцев мира один только Рембрандт значительно превосходит его в этой области портретного творчества. Все автопортреты Рубенса написаны без пышности и аксессуаров, свойственных барочным портретам, стиль которых во многом создал и утвердил в Европе сам художник. На его автопортретах запечатлена вся его жизнь Последний автопортрет 1639 г. Рубенс предстает перед нами в последнем автопортрете величественным и спокойным. Он твердо прошел свой жизненный путь, обретя славу, богатство, знатность, все радости семейного и домашнего очага. Следуя древним стоикам, он ни одним движением не выдает невзгоды и мучительные стороны своей жизни, и только правая рука, одетая в перчатку, скрывает от нас пораженную подагрой руку, которая одарила мир чудесными фантазиями его живописного гения.
Свое лицо Рубенс написал так, что вы видите все оттенки увядающей кожи, оживленные кое-где болезненным румянцем. Дух захватывает от мастерства изображения этого уже изможденного, но все еще сохранившего и движение мысли в глазах, и биение крови в сосудах умного и величавого лица. Таким предстал перед нами Рубенс в последнем автопортрете.
30 мая 1640 года Рубенс умер, оплакиваемый всем Антверпеном.
Антонис Ван Дейк (1599–1641) Создатель жанра парадного автопортрета.
Художник родился 22 марта 1599 в Антверпене. Пройдя обучение, в 1618 г. Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.
Антонис Ван Дейк обязан своей славой жанру портрета, который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. Ван Дейк написал сотни портретов, несколько автопортретов, стал одним из создателей парадного портрета 17 в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, эмоциональный мир, духовную жизнь, живой характер человека. В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. Тема изображения семейств и супружеских пар, столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., была подхвачена Ван Дейком. В знаменитом Семейном портрете (1623, Эрмитаж) Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя – все эти новшества он вносит в искусство портрета. К знаменитым портретам этого периода относится и Портрет Корнелиуса ван дер Геста (ок. 1620), овеянный тонким психологизмом.
Он создает сложные композиции парадного портрета, на которых предстает несколько романтизированный, величественный мир аристократии. Он изображает портретируемых в полный рост на фоне роскошных дворцов, открытых террас, величественных пейзажей, придает им горделивые позы и эффектные жесты. Великолепие их костюмов с блестяще прописанными тканями, со струящимися складками усиливают значимость образов. Среди портретов Ван Дейка этого периода преобладали изображения представителей правящих кругов, знатных семейств, духовенства, сановников, художников. Он с любовью прописывает детали костюмов, украшений, и вместе с тем его живопись очень свободна: динамичные мазки, широкое письмо. Он блистательно передает внутренний мир портретируемого, они полны жизни, естественны: Портрет Яна ван дер Ваувера (1632, ГМИИ им. Пушкина).
В 1632 по приглашению короля Карла I Ван Дейк едет в Англию, где он провел 15 лет. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка парадный Портрет Карла I на охоте, показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Известен так называемый Тройной портрет короля, на котором король показан в трех ракурсах, так как предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини, которому было заказано создать бюст Карла I.
В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов. Художник скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.
В творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, как яркое чувственное восприятие жизни, оптимизм, мощная лепка форм. Живопись Йорданса чрезвычайно колоритна, тело фигур дышит здоровьем и свежестью, — в особенности женских; движения персонажей картин сильны и порывисты. В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от аллегоричности и искренней веры в чудеса. В крестьянской хижине на скромной трапезе может присутствовать, например, козлоногий сатир (“Сатир в доме крестьянина”, около 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен). Почтенный бюргер, отец семейства может стать королем во время национального фламандского праздника “трех волхвов”, если найдет в своем куске пирога запеченный боб, и т.п. Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в тех картинах, в которых преобладают жанровые мотивы; кроме мифологических историй, художник охотно черпал свои сюжеты в народных обычаях, баснях и пословицах.
Достарыңызбен бөлісу: |