РУССКАЯ ВИЛЛА «АБАМЕЛЕК» И ЕЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ
На карте Рима, недалеко от Ватикана, можно увидеть большое зеленое пятно – Villa «Abamelek».
Как и многие другие римские виллы (Медичи, Боргезе, Дориа-Памфили), вилла «Абамелек называется так по имени бывшего ее владельца князя Семена Семеновича Абамелек-Лазарева.
По линии отца Семен Семенович относится к знатному роду Абамелеков, который состоял в двойном родстве с еще более знатным грузинским родом - Багратиони, как со старшей царской его ветвью (царевич Давид Георгиевич еще при жизни своего отца, последнего царя Грузии Георгия ХП, женился на Елене Семеновне Абамелек), так и с ветвью священнослужителей (князь Роман Иванович Багратини был женат на Анне Семеновне Абамелек).
В Россию семья Абамелек переселилась на рубеже XVIII-XIX веков, вероятно, сопровождая последнего царя Грузии при объединении Грузии с Россией. Братья Абамелек – Иван, Давид, Захарий, Георгий, Александр и Петр - были приняты в «российскую службу», избрав военное поприще. Скорее всего, тогда же кто-то из братьев Абамелеков (видимо, Давид) получил высокий чин - шталмейстер Высочайшего двора (это придворный чин Ш класса лица, заведующего царскими конюшнями), которое затем перешло по наследству и к владельцу виллы – Семену Семеновичу. Старший из братьев Иван, переехав в Петербург, преподнес его Величеству императору Павлу ценнейший дар – второй по величине бриллиант из находящихся в то время в России, за что Павел отписал ему имение в Каменец-Подольске. Во время Великой Отечественной войны 1812 года Давид Семенович командовал лейб-гвардии гусарским полком. Другие братья тоже отважно защищали свою новую Родину.
Семья Абамелек отличалась высокой образованностью и живым интересом к литературе и изящным искусствам. Появились и родственные связи с русской творческой интеллигенцией, (брат Баратынского был женат на сестре князя Абамелек).
По линии матери Семен Семенович относится к не менее известному армянскому роду Лазаревых.
Лазаревы переселились в 1747 году из Новой Джульфы (в Персии) в Москву. В 1758 году Лазарь Назарович Лазарев купил село Фряново в Богородском уезде Московской губернии, что в 60 км от Москвы, и построил там бумажную и шелковую мануфактуры. Изделия этих фабрик не уступали лучшим в Европе лионским шелкам, и Лазарев становится поставщиком шелковых тканей двора Екатерины II. В Зимнем и Таврических дворцах стены некоторых залов были обиты фряновскими шелками. Тогда же он покупает в Москве земельный участок и дом между Мясницкой и Маросейкой, где еще при Петре 1 разрешали селиться иностранцам (бывший Столпов переулок, затем Артамоновский, а теперь Армянский).
В 1771 году (уже в царствование Екатерины II) Лазаревы начали брать в аренду у Строгановых горные заводы и промыслы в Пермской губернии и сумели толково наладить их работу. В связи с этим, за заслуги перед государством российским в 1774 году Лазаревы были причислены к российскому дворянству и получили право владеть крепостными. Но, видимо, не последнюю роль в признании «заслуг перед государством российским» сыграл крупнейший бриллиант, известный под различными названиями («Орлов», «Лазаревский» и пр.). Граф Орлов «купил» его для императрицы у Лазаревых баснословно дешево. Фактически Лазаревы подарили его Екатерине, поскольку сами уплатили за него амстердамскому ювелиру, армянину по национальности, в десятки раз большую сумму.
В 1829 году иранский принц подарил Николаю I во искупление убийства русского дипломата Грибоедова алмаз «Шах», который также прошел через руки семьи Лазаревых.
Велика заслуга Лазаревых в области культурно-просветительской деятельности. Лазаревы помогали переселению многих армянских семей из Персии, где у угнетенной армянской национальности не было возможности сохранять и развивать национальную культуру, на юг России, в более благоприятные для этого условия. Способных армянских юношей Лазаревы обучали в Москве, предоставляя им стипендию и выделяя часть своего земельного участка. Так возникла армянская колония в Москве.
В 1814-1815 годах Лазаревы основали в Москве Институт восточных языков. Старший сын Лазаря Назаровича – Иван Лазаревич завещал институту большую сумму, второй сын, Михаил Лазаревич , пожертвовал под здание Института свой дом в Москве (находится в Армянском переулке, здесь до недавнего времени находился Дом Культуры Армянской ССР), младший, Яков Лазаревич, явился фактическим основателем и первым попечителем Института. Лазаревский институт восточных языков был специальным учебным заведением типа лицея, готовившим чиновников-переводчиков для работы в кавказских губерниях.
На фонды Лазаревых в Петербурге была построена армянская типография, армянские церковь и школа.
Попечители и почетные попечители института жили в Петербурге. Другие братья жили в Москве и подмосковных имениях, в частности, в селе Плещеево Подольского уезда.
Над портретами Лазаревых работали многие известные художники и скульпторы как русские, так и иностранные, например, И.И.Аргунов, И.Н.Мартос, В.А.Тропинин, С.К.Зарянко, И.Б.Лампи, И.Ромбауэр и др.
В конце 1760 года И.И.Аргунов жил в «Миллионном доме» графа Шереметьева. Являясь крепостным, он был вынужден совмещать должность графского живописца с обязанностями домоуправителя. Недалеко от «Миллионного дома» Шереметьевых находился дом старшего сына Лазаря Назаровича – Ивана Лазаревича, постоянно жившего в Петербурге. В этот период был написан Аргуновым портрет Лазаря Назаровича с супругой.
В 1845 году к Лазаревым обратился некий немецкий герцог с просьбой дать вольную крепостным, восхитительно расписавшим церковь в Перми, чтобы талантливые мастера могли получить образование в Академии художеств. Лазаревы не только дают «вольную», но и устраивают их в Академию.
В архивах Лазаревых имеются автографы Пушкина и Лермонтова и письменные свидетельства знакомства этой семьи с Грибоедовым.
Породнившись с родом Абамелек, Лазаревы укрепили свои политические связи с влиятельными грузинскими фамилиями в России. Близкими родственниками Лазаревых являлись Аргутинские, Деляновы, Сумбатовы.
Последним попечителем Института из рода Лазаревых был Христофор Екимович Лазарев. Преемником своим он назначил мужа дочери – Елизаветы Христофоровны – князя Семена Давидовича Абамелек. Семен Давидович вышел в отставку в 1859 году в чине генерал-майора, чтобы заняться серьезно живописью и помогать престарелому Христофору Екимовичу заниматься делами Института. После смерти Христофора Екимовича Семен Давидович Абамелек, Елизавета Христофоровна и их потомки получили в 1873 году право носить двойную фамилию Абамелек-Лазаревы и звание почетных попечителей Лазаревского института.
Их сын – Семен Семенович Абамелек-Лазарев получил высшее образование в Петербургском университете, пройдя полный курс по историко-филологическому факультету. Успешно защитив диссертацию, молодой ученый в обществе профессора искусств Петербургского Университета Прахова и художника Поленова предпринял путешествие в страны Средиземноморья. Второе путешествие он совершил в 1895 году по странам Востока. Это путешествие увенчалось крупным археологическим открытием: во время раскопок им был обнаружен Пальмирский двуязычный камень. Перевез Семен Семенович этот камень на Родину только через 20 лет, и сейчас он находится в Эрмитаже.
Семен Семенович был лично знаком со Львом Николаевичем Толстым и бывал в Ясной Поляне, поскольку его владения, доставшиеся по наследству от семьи Лазаревых, соседствовали с имением Толстых (станция Лазарево).
В 1907 году (итальянские источники указывают 1895 год) Семен-Семенович Абамелек-Лазарев купил в Италии в Риме виллу (площадью около 38 га), живописно раскинувшуюся на возвышенности между Ватиканскими холмами и Джаниколо.
Разнообразна и богата флора виллы: кипарисы, пальмы, лавры, душистая акация, заросли мимозы, платаны, эвкалипты, тамарин (иудейское дерево, зацветающее к Пасхе), вековые липы, дубы, вязы, олеандры и единственная березка. Есть здесь и плодовые деревья: инжир, яблони, груши, абрикосы, вишня, грецкие орехи, миндаль. Обширны заросли ежевики и боярышника. Водятся грибы – шампиньоны, маслята, лисички, сыроежки. Красивы летом поляны, покрытые разноцветными анемонами. Повсюду кусты роз. И над всем этим великолепием кроны реликтовых пиний. Этот зеленый массив облюбовали для отдыха стаи перелетных птиц.
При покупке Абамелеком на вилле имелось 13 строений, в том числе 6 довольно крупных, кирпичных зданий ХУШ века. Из них наиболее значительны – Палаццина дель Бельведере (теперь называемая Большой виллой), Башня Дракона или Сан-Филиппо, к которой было пристроено здание для приема гостей и показа спектаклей – Казино Муз (теперь называемое Театром). Строение, называемое Малой виллой, служило конюшней (упоминается в описи к завещанию как « ». С торца к нему примыкает фонтан Цереры – богини плодородия, с пучком колосьев в одной руке и с тритонами у ее ног (по другим источникам это скульптура не богини плодородия, а олицетворение Рима, на что указывает свиток в другой руке). На фонтане надпись – Благословенный 1900 год – год реставрации Малой виллы Абамелеком.
Небольшой 3-х этажный домик, ассиметрично обнесенный балконами, ранее служивший для складских помещений и жилья прислуги, теперь носит название Домика Гарибальди, видимо, потому, что стоит как раз напротив памятника Гарибальди, что на близлежащем холме Джаниколо. Прежнее название – Казалаччио. На окраине виллы есть небольшой, но довольно интересный домик мавританского стиля, называемый ныне Охотничьим. Разбросанные в настоящее время по вилле строения возведены на месте прежних. Новые постройки – три жилых дома: 1 – посольский и 2 – торгпредских.
Первые упоминания в печати о вилле относятся к 1742 году. Тогда она называлась «Вилла Башен». Можно предположить, что уже тогда существовала «Башня Дракона», примыкающая к Театру, а реставрирована она была братьями Франческо и Филиппо Ловатти в 1868 году (о чем свидетельствует надпись на наружной стене башни). В некоторых источниках указывается год 1655 начала закладки виллы, но в то же время почему-то вода была подведена на виллу еще во второй половине ХV1 века (от античного акведука Акуа Пиа Антика Марчиа, от которого вода поступает и в Ватикан).
На карте Рима 1748 года эта вилла обозначена как «Вилла Феррони», поскольку принадлежала кардиналу Феронио Феррони (возможно, что его герб остался на стене с амфорами за «Малой виллой» около автомастерской или над фонтаном Цереры. С другой стороны стены сразу же за Малой виллой большого размера герб Пия VI, маленький – кого-то из семейства Киджи (возможно, что эти важные персоны посещали виллу и в честь этого события, как это было принято в то время, были установлены эти гербы).
В 1769 году вилла перешла по наследству маркизу Леопольду Ферроне, который (6 октября) в 1792 году продал ее герцогу Джовани Торлония. И как «Вилла Торлония» она еще упоминается в 1850 году, хотя уже перешла к другому владельцу – Государственному архиву Рима, после чего, в свою очередь, она перешла к дочери графини Марескотти, и как «Вилла Иарескотти» фигурирует в 1857 г.
В последующие годы вилла была известна под следующими названиями по имени ее владельцев: Винченцио Валентини, Эмилии Жиро, Дории Памфили, Беттино Риказоли, пока в 1907 году (1895 ?) не перешла к князю С.С.Абамелеку-Лазареву.
Каждый владелец строил и перестраивал виллу в соответствии со своим вкусом и возможностями.
Основной дворец (Большая вилла) был построен в 1730-40 годах по проекту флорентийского архитектора Александра Галилео (1691-1736), который много строил для Козимо Ш и Медичи во Флоренции, а в 1714-19 г.г. работал в Англии. Затем вернулся в Рим, где благодаря своему мастерству стал очень популярен (в Риме одной из наиболее известных его работ является фасад собора Сан-Джованни ин Латерано и капелла Корсини в нем).
Современники отмечали, что Феррони привел виллу в превосходное состояние, дворец – хорошей архитектуры и красиво украшен. По настоящему виду дворца ничего нельзя сказать о первоначальной архитектуре, поскольку он, как и другие строения близлежащих вилл, сильно пострадал во время военных действий 1849 года, когда войска Гарибальди сражались с папскими. Дворец был реставрирован А.Бузири Вичи по заказу Филиппо Андреа У Дориа Памфили. Не исключено, что при реставрации архитектор придерживался первоначального проекта, тем более, что сохранилась гравюра работы Пиранези с изображением виллы Памфили, на которой в глубине виден дворец Феррони.
Дворец был 3-х этажный, верхний этаж ниже первых двух, но на нем возвышалась обзорная башенка, отчего дворец носил название Палаццо Бельведере. Порой так называли и всю виллу – «Вилла Бельведере». На фасаде было два выступа, на 1 этаже – портик, который и поныне украшает здание. Тогда же, Филиппо Андреа V Дориа Памфили соединил вновь приобретенную виллу с основной (которая и поныне носит название виллы «Дориа Памфили) переходом (от террасы над теперешней автомастерской к палаццо Корсини, расположенной на основной территории). Видимо, к тому же периоду относится и строительство лестницы с затейливым каскадом на ее перилах и фонтан у подножия лестницы с огромной раковиной на голове у тритона. До настоящего времени переход не сохранился.
Когда вилла принадлежала Эмилии Жиро, по ее заказу был построен так называемый Театр Жиро. На масленицу (во время карнавала) здесь проходили костюмированные спектакли, которые римская знать давала с благотворительными целями. Впоследствии театр оказался заброшенным, и хозяева устроили здесь трактир. И только в 1914 году по заказу князя С.С.Абамелека-Лазарева театр был реставрирован и расширен по проекту Винченцио Моральди. Теперь уже чета Абамелеков-Лазаревых стала давать здесь спектакли классического танца, балы, на которые съезжалась вся римская знать и многие члены императорской семьи. Абамелеки-Лазаревы приезжали в Рим только на зиму, лето же проводили на вилле Демидова под Флоренцией, которую Мария Павловна Абамелек-Лазарева получила в дар от своей матери – Елены Трубицкой (в замужестве Демидовой).
Княгиня Мария Павловна Абамелек-Лазарева имела еще по наследству от своих родителей Демидовых титул княгини Сан-Донато.
Первым из Демидовых, обосновавшимся в Италии, был Николай Демидов. Он начинал свою деятельность на военном поприще. В 18 лет был уже полковником при дворе Екатерины Второй, ее фаворитом, личным советником. При Павле Первом Николай Демидов – Глава рыцарей Мальтийского ордена. Затем он стал во главе фамильных заводов, отправился путешествовать по Европе, занялся покупкой картин, интересовался западной технологией эксплуатации шахт и промышленной переработкой руды. Привез до того неизвестные в России прокатные установки. Нашел время и для основания в Тавриде сельскохозяйственной фермы, куда завез из Франции виноградную лозу для шампанских и бордосских вин, из Испании – овец породы Меринос, из Тибета – коз, из Англии, Аравийского полуострова, Персии – лошадей. В 1812 году, во врем нашествия Наполеона, он снарядил на свои средства целый полк. Во время пожара в Москве чудом уцелели его ценные коллекции редких предметов, минералов и зоологических особей; все это он подарил Московскому Университету, после чего вновь начал коллекционировать картины и предметы искусства.
В 1815 году, в возрасте 40 лет, Николай Демидов отправился в Париж, а через несколько лет пребывания там переехал в Рим, где более благодатный климат для его здоровья. Стендаль его характеризует, как «человека необыкновенного, невероятно богатого и оказывавшего необыкновенно широко благотворительность, занимавшегося коллекционированием голов Греза и реликвий св.Николая» (находится в г.Бари). У Стендаля же можно прочесть, как Демидов содержал в Риме группу комедиантов, которым поручил играть водевили Гимназа. К несчастью, один из персонажей назывался Сант-Анж, а другой – Сант-Леон. Папа Лев ХП (Леон) посчитал себя оскорбленным, Николай Демидов вынужден был покинуть Рим, отказавшись от замысла расчистить Форум от позднейших наслоений почвы. Демидов переехал во Флоренцию и обосновался во дворце Серрестори, расположенном в Борго Сан Никколо, между Арно и холмом Сан-Маньято. Там русский меценат основал бесплатную школу, оказывал помощь всем нуждающимся этого квартала, затем купил у монаха Санта-Кроче владения Сан-Донато на другом конце города и начал строительство великолепной виллы, которое закончил его сын Анатолий. Одновременно Николай Демидов основал в Санкт-Петербурге школы архитектуры, живописи и скульптуры и продолжал следить за управлением фамильными делами, поскольку его брат Павел (Павел П по родословной Демидовых), постоянно проживающий в России, не обладал деловыми способностями.
Старший сын Николая Демидова, также проживая в России, служил офицером, а позже стал губернатором Каменской губернии (Абамелеки имели владения под Каменец-Подольском). Затем царь призвал его ко двору. Младший сын – Анатолий унаследовал флорентийское поместье. Уже в 15 лет он отличался неуемной энергией, казалось, что вся энергия его предков сконцентрировалась в его натуре, равно как и экстравагантность, страсть к путешествиям, коллекционированию предметов искусства, блистательным балам. В 20 лет, в 1833 году он поехал в Петербург и основал там благотворительный приют, что стоило ему 500 тыс.рублей. По возвращении во Флоренцию, он продолжает все благотворительные дела своего отца (в библиотеке (Сикстинском салоне) можно видеть прекрасной работы распятие из малахита, подаренное Анатолием Демидовым Пию 1Х) и заканчивается строительство виллы Сан-Лонато, где собрал сказочную коллекцию скульптуры, серебра и слоновой кости, мебели и книг. В 1837 году Анатолий Демидов под патронажем русского царя отправился в экспедицию по югу России для изучения ее минеральных ресурсов, фауны и флоры. В составе экспедиции были инженеры и натуралисты, в основном французы, экономист и художник. Результаты этого путешествия составили 4 тома, опубликованные в Париже, а скульптор Жан Пьер Дантан выполнил скульптуру Анатолия Демидова, окруженного этими томами, которые имели следующие названия: «путешествие по Крыму», «Валахия и Молдавия», «Сибирь», «Южная Россия и Крым». В 1840 году Анатолий Демидов женился на Матильде Бонапарте, племяннице Наполеона, оказавшись тем самым в родстве с двумя императорами: он стал племянником царя (поскольку мать Матильды – Катерина Вюртембергская была двоюродной сестрой Николая I) и племянником Наполеона. Брак был освящен обеими церквями – православной (Анатолий – православный) и католической (Матильда – католичка). Великий герцог Тосканский Леопольд II по случаю свадьбы присвоил ему титул Князя Сан-Донато. В 1844 году Анатолий переименовал виллу Сан-Донато в виллу Матильда, несмотря на то, что супружеские отношения были весь далеки от идеальных, причем настолько, что даже в 1846 году царь санкционировал их развод.
В 1851 году Анатолий купил дом, где проживал Наполеон во время ссылки на острове Эльба и рядом с ним построил музей Наполеона. Он заказал скульптору Бартолини внушительных размеров монумент в честь своего отца, который был водружен в 1870 году на набережной Арно-Серристори во Флоренции: олицетворение «Признательности» возлагает гирлянду к ногам Николая Демидова, «Сострадание» приходит на помощь двум детям, «Природа» приоткрывает завесу таинственности перед Искусством, «Сибирь» приносит мешок золота. После 1859 года Анатолий Демидов утрачивает интерес к вилле и с 1863 года начал распродажу ценностей, собранных на вилле, включая те, что были приобретены когда-то Николаем Демидовым – произведения Ж.Б.Греза, Фраговара и др. Анатолий Демидов умер спустя 2 дня после последней распродажи, состоявшейся 26 апреля 1570? года, оставляя наследником имущества и титулов своего племянника – Павла Демидова (Павла IV).
Павел, находясь на дипломатической службе, занимал дипломатический пост сначала в Париже, потом в Вене. После смерти его первой жены в 1868 году, он отказался от дипломатической службы и возвратился в Россию, где принял на себя различные обязанности в провинциальной администрации, раздавал крупные субсидии школам и Петербургскому Университету. После смерти своего дяди он жил попеременно во Флоренции и Киеве. В 1871 году он женился на княгине Елене Трубецкой и начал пополнять когда-то великолепные коллекции Сан-Донато, возвратил вилле былое величие и вдруг, утратив интерес к вилле, в 1873 году купил огромное владение Пратолино.
Вилла Пратолино, заброшенная 50 лет тому назад, была построена в период с 1569 по 1584 годы для Франциска 1 Медичи архитектором Бернардо Буонталенти. Прекрасные фонтаны были созданы Буонвентура д’Орвието. Конструктором автоматов (шутейных фонтанов) при Фердинанде I был Томазо Франчини. Скульптурой в парке занимались Жан Болонья, Валерио Чиоли и Томмазо Фанчелли. Павел не жалел средств для реставрации виллы. В салонах дворца флорентийская линия стала чередоваться уже с гербами и монограммами Демидовых и Трубецкой. Там же был размещен большого размера портрет Анатолия Демидова на коне работы Брюлова (сейчас находится в картинной галерее Пити). Несмотря на то, что благоустройство виллы требовало значительных средств, ни Павел, ни Елена не жалели денег для украшения Флоренции: они вносили значительные суммы на облицовку мрамором фасада собора Санта Мария дель Фьоре (работы эти начались в 1871 году), продолжали содержать прежние фамильные благотворительные заведения, создали новые, в частности «дешевую столовую Елены Трубецкой». К вилле же Сан-Донато охладели, и в 1880 году распродали все оставшееся на вилле, за исключением семейных реликвий.
Князь Павел не успел насладиться вновь отделанной виллой, он так умер в 1885 году. Несмотря на свою привязанность к Пратолино, он выразил желание быть похороненным в Тагиле, на Урале, на родине Демидовых. Флоренция с большим почетом проводила похоронный кортеж, который достиг Тагила через 15 дней.
После смерти мужа княгиня Елена больше жила в Одессе, чем во Флоренции, но и оттуда посылала подробные инструкции в Пратолино домоуправителю, а затем, как уже указывалось, дарит виллу своей дочери – княгине Марии Павловне Абамелек-Лазаревой, которая там и жила до 1955 года. Затем эта вилла перешла по наследству ее племяннику – князю Павлу (югославскому принцу), который ее ценности распродал с аукциона 21-24 апреля 1969 года. Сейчас вилла принадлежит Академии художеств Флоренции.
Вернемся вновь непосредственно к истории виллы Абамелек.
Князь С.С.Абамелек-Лазарев с увлечением занимался благоустройством виллы. Проложил новую аллею, выходящую на фонтан Цецеры у Малой виллы. При реставрации (а возможно он и преднамеренно производил раскопки, учитывая его склонность к археологии) виллы, им были найдены ценные скульптуры и камни с надписями, относящимися к периоду правления императора Нерона: «Корпус личной охраны Нерона», Этим было подтверждено предположение о наличии в этом месте ул.Аурелии захоронений, принадлежащих окружению Нерона. Это правдоподобно, ведь, к тому же, невдалеке отсюда, в районе пл.Сан Пьетро располагался цирк Нерона.
В то же время на этом берегу Тибра (от Сант-Анджело до Порта Портезе) простиралась зеленая зона Рима, так называемые орти, огороды-сады императоров – Геты, Антония, Агриппины, Цезаря.
Абамелек-Лазарев разместил на вилле значительное количество произведений искусства, в том числе собранные им и в предшествующих экспедициях. И в настоящее время даже в парке можно видеть античные произведения искусства (Ш-IV вв.). Среди них: саркофаг этрусков – на поляне вблизи Большой виллы, большинство скульптур в лоджии с колоннадой у Большой виллы, там же погребальные камни с надписями, служащие в настоящее время пьедесталами для скульптур, на которых можно прочесть имена Бруттидия Секунды, Аэмилиуса, Флавии Таулины. Большинство бюстов за большой виллой – античные. Есть среди скульптур и фрагментарные комплексы. Как, например, справа у входа в аллею, ведущую к Большой вилле: голова с торсом IV века, торс драпированный и ноги от скульптуры III века, или скульптура в полный рост около театра. Перед театром вокруг полуовального газона можно видеть фрагменты античных скульптур. У фонтана около автомастерской на постаменте одной из 3-х не полностью сохранившихся античных скульптур можно прочесть надпись: «Сципион Африканский». Невдалеке напольные блины с мозаикой в очень плохом состоянии. На вилле имеются 3 ванны из древнеримских терм. В лоджии у Большой виллы, справа у торца, обращает на себя внимание изображение Антонии младшей, о которой Гетте, называя ее своей первой любовью, писал: «Она – как песня Гомера». Антония младшая была младшей дочерью Октавии (сестры Августа) и Марка Антония, жена Друза Старшего, мать Германика и Клавдия. Как пишет Плутарх, она славилась целомудрием и красотой, за что Тиберий назначил ее жрицей обожествленного Августа. В образе жрицы она и изображена.
Невдалеке на газоне скульптура в полный рост из белого мрамора Александра Македонского.
Из 8 фонтанов, украшавших виллу, наиболее древним, видимо, является фонтан в виде древнего жертвенного алтаря (около оранжереи) и фонтан-аллегория Тибра на главном въезде на виллу (с ул.Форначи). А самый красивый из фонтанов, который территориально находится между двумя вышеназванными, с одной стороны украшенный балюстрадой с бюстами, видимо, был построен Абамелек-Лазаревым, поскольку сделан в одном стиле с декором интерьера Театра – в стиле Людовика ХV.
В парке обращают на себя внимание островки кипарисов, высаженных в кругу, подобно тому, как это было принято высаживать на местах захоронений в античности, например – на крыше мавзолея Августа. Неизвестно, действительно ли они находятся на местах захоронений. Если да, то к какому времени относятся? Максимальный возраст кипарисов – всего несколько сотен лет. То ли они продолжают вырастать на том же месте самосевом, то ли молодые кипарисы подсаживали рядом с отживающими. А возможно, что и уже в относительно недавнее время находились поклонники захоронений по типу античных. Наконец, кипарисы могли быть посажены отнюдь и не на месте захоронения, а для создания как бы живой беседки, где можно было бы предаться самосозерцанию, тихой грусти, как это было на вилле д’Эсте в Тиволи – ротонда из кипарисов, кипарисовые аллеи. Известно, что в давние времени Аполлон из сострадания к юноше Кипарису, которого он любил и который горько тосковал по случайно убитому им, прирученному им же оленю, превратил его в дерево. С тех пор кипарис считается деревом печали и часто высаживается на кладбищах.
Неизвестно кем и в каком направлении были прорыты подземные ходы с виллы. Несколько лет назад входы в них, а также колодец с боковым ходом около дома Гарибальди, были завалены камнями, щебенкой и зацементированы, оставив вопрос о происхождении ходов открытым.
Скончался С.С.Абамелек-Лазарев 16 сентября 1916 года. По документально неподтвержденным данным – в Кисловодске, а похоронен был в семейном склепе в Петербурге.
Сохранились два портрета князя Абамелек-Лазарева. Один, написанный маслом в стиле западной школы начала ХХ века, висит в гостинной дома Гарибальди (его копия – на Большой вилле), второй – гравюра Матэ на Большой вилле. На этой гравюре Семен Семенович изображен в кабинете, видимо, Лазаревского института восточных языков. Внизу имеется надпись на русском языке: «Почетный попечитель Лазаревского института восточных языков в Москве. Шталмейстер Высочайшего Двора князя Семен Семенович Абамелек-Лазарев. 1814-1914 гг.» Видимо, гравюра была заказана к 100-летнему юбилею Лазаревского института.
Портрета княгини Марии Павловны на вилле не сохранилось, если не считать изображения на бумаге женщины в костюме Флоры, сделанного Вамбо, где внизу по-итальянски написано: «Княгиня Абамелек». В описи материального имущества посольства числится еще под названием «В белом» (по цвету меховой или перьевой шляпы), сделанный А.Маковским в 1912 году женский портрет, причем лица на этих двух портретах похожи.
В 1913 году С.С.Абамелек-Лазарев составил завещание, которое состояло из нескольких основных пунктов:
-
Вилла Абамелек завещается в собственность
императорской Академии художеств для организации на ней пансиона для художников и скульпторов, направляемых в Италию для изучения итальянского искусства. Передача виллы оговаривалась рядом условий: вилла непременно должна называться «Вилла Абамелек», деревья и кусты не вырубаться, вилла не должна застраиваться, художественные и просто древние предметы должны храниться в целости и не увозиться с виллы.
2. В случае, если Академия художеств откажется от виллы, она завещается на тех же условиях Императорской Академии наук с тем, чтобы на вилле был организован исторический институт, носящий имя Абамелек-Лазарев.
В случае, если и Академия наук откажется от виллы, то вилла должна быть продана и сумма, вырученная от продажи, передана в распоряжение тульского дворянства на врачебно-санитарные нужды Тульской губернии.
Но все вышеуказанные положения завещания должны были вступить в силу лишь после смерти жены Семена Семеновича, Марии Павловны Абамелек-Лазаревой, которой вилла передавалась в пожизненное пользование. Умерла же она в середине 1955 года во Флоренции. В Риме, на кладбище для некатоликов Тескачи, на гранитной могильной плите высечено имя Марии Павловны Абамелек-Лазаревой, но только в свидетельство того, что она поставила памятник светлейшей княжне Марии Александровне Чернышевой (1847-1919).
После смерти мужа Мария Павловна на вилле не проживала, а перебралась на виллу Демидова под Флоренцией. К сожалению, завещание было составлено без учета положений итальянского законодательства, не допускающего двухстепенного наследования (сначала вдовой, а потом – Академией).
С 1923 по 1941 год Наркомдел СССР безуспешно вел судебное дело за признание прав наследства советской стороны на виллу после того, как умрет вдова Абамелек-Лазарева.
В период деятельности в Италии Союзной контрольной комиссии вилла Абамелек по ордеру военных властей была занята в 1944 году под клуб советских офицеров и резиденцию советского представителя в Контрольной комиссии. В тот же период наше посольство начало вести переговоры с МИД Италии о том, чтобы на основании завещания после смерти вдовы Абамелек-Лазаревой войти во владение виллой.
В ходе переговоров была достигнута следующая договоренность:
а) Итальянские власти конфискуют виллу у вдовы Абамелек-Лазаревой и компенсируют ей стоимость виллы;
б) через некоторое время вилла будет передана в собственность Советскому Союзу.
Использовав то обстоятельство, что вдова Абамелек-Лазарева на вилле не проживала, итальянские власти королевским декретом от 26 мая 1946 года конфисковали виллу «в целях общественной пользы», а декретом временного главы Итальянской республики 27 февраля 1947 года передали ее в собственность Советскому Союзу. Однако, компенсация за виллу так и не была выплачена вдове, что явилось причиной судебной тяжбы между МИДом и вдовой, а после ее смерти – с ее наследником, ее племянником – югославским принцем Павлом.
Незадолго до смерти, в 1955 году, княгиня Абамелек-Лазарева приезжала в Рим и посетила виллу. Осталась такая легенда, что она приехала в карете с шестеркой белых лошадей, осмотрела виллу, не выходя из кареты, вернулась на виллу Демидова и вскоре умерла.
Вилла со всеми постройками была реставрирована в 50-60-е годы. Большинство зданий было разрушено от времени и пострадало во время войны. Был заново возведен домик Гарибальди, где останавливаются художники, как того желал Семен Семенович. Как правило, они оставляют в дар вилле свои картины, пополняя коллекцию теперь уже Советского посольства. Часть из них украшает стены домика Гарибальди. Так «Вид на акведук» подарил в 1986 году художник из Латвии Я.Анманис (находится в клубе). «Вид на Сан Пьетро» подарил в 1988 году ректор Строгановского училища А.С.Квасов (находится в клубе). В домике Гарибальди есть эскиз к декорациям фильма Солярис – дар художника Ромадина, картина Набалдяна. Особо хотелось бы отметить, что на вилле и здании посольства сохранились картины русских художников конца ХIХ начала ХХ века, таких как Маковский, Дубовский, Бобровский, Шемякин, Сычков и многих других.
В Театр вновь съезжаются гости, но уже на государственные приемы советского посольства. Поэтому реставрации Театра уделяется большое внимание.
Внешний вид Театра довольно прост. Наиболее привлекателен восточный фасад с большими венецианскими окнами, обрамленными колонками с закругленным балкончиком. Терраса крыши украшена обелисками (8), амфорами (22) и бюстами (17). Труба закамуфлирована в дорическую колонну. Западный фасад с двумя скульптурами в нишах и фризом с надписью ХIV (1914) MUSA GETI CAMOE NISSA CRUM и монограммой Абамелека-Лазарева.
Парадный вход в театр – через Башню, более старой постройки с пилонами (наклонная стена). У входа 2 ионические колонны высотой 5,5 м.
Интерьер Театра чрезвычайно наряден и изобилует подлинными произведениями искусства.
Уже вестибюль впечатляет. Посетителей встречают 2 античные цветные мраморные колонны с основанием из белого мрамора. Пол также античный, из полихромной мозаики с фигурами в центре. Богатая отделка проемов дверей, потолка с карнизами. Двери отделаны изящно декоративным позолоченным металлом. На правой стене - двери из американского ореха. По другой стене – 2 проема и полуколонны. В гардеробной пол также античный из полихромной мозаики (в настоящее время закрыт паласом). Богатые старинные венецианские зеркала. Благородная люстра из алебастра, интересны бра из алебастра в виде античных театральных масок.
На потолке гардеробной картина «Бахус и Ариадна» в позолоченной рамке в стиле барокко.
Сюжет картины: Дочь царя Крита Миноса – Ариадна влюбляется в Тезея, который прибывает на Крит, чтобы сразиться с Минотавром. Она ему дает шпагу и клубок ниток, чтобы он смог найти обратную дорогу из Лабиринта. Тезей обещает жениться на ней. Совершив подвиг, он забирает Ариадну на свой корабль и отправляется в Грецию. По пути они останавливаются на островке Наксос, где Тезей оставляет спящую на берегу Ариадну. Но в нее влюбляется Дионисий (Бахус) и коронует ее своей свадебной гирляндой.
Здесь же в вестибюле находится галерея прекрасно выполненных в мраморе копий ХУП века с античных бюстов императоров. Слева: молодой Август – римский император Гай Юлий Цезарь Октавиан (30 г.до н.э.-14г. н.э.), приемный сын Цезаря. Сторонник римской культуры, он любил носить торжественную римскую тогу, волосы носил спадающими на лоб прядями (староитальянская традиция). С 27г. до н.э. он получил почетное звание Август-священный, великий. Кроме того, так как по юлианскому календарю за месяцев июлем (Юлий) следует август, то, унаследовав власть от Юлия Цезаря, он как бы символизировал следующий месяц – Август.
Август Октавиан являлся гарантом «Римского мира», в его честь был сооружен «Алтарь мира» – классический образец античного фриза, который хранится в настоящее время под стеклянным колпаком на другом берегу Тибра. Заключение «Римского мира» сделало 45-летний период правления Августа одной из самых счастливых эпох Римской империи. Его встреча с Ливией Друзиллой привела к расторжению их прежних браков и новому брачному союзу в 38 г. до н.э. Своих сыновей у императора не было. Холодная и властолюбивая Ливия старалась сделать наследником своего сына от первого брака – Тиберия. Дочь Августа от первого брака – Юлия – была выслана из Рима. Все изображения Августа отличаются скромностью, отсутствием атрибутов власти.
В гардеробной слева – Александр III Великий Македонский (более удачно его изображение в полный рост имеется на газоне, справа, перед Большой виллой) – царь Македонии (336-323гг. до н.э.). Его придворный скульптор – Лисипп. Считается, что Александра воспитывал древнегреческий философ Аристотель. Он был первым греком, который не носил бороды. С тех пор все мужчины в Греции и Италии (кроме философов) перестали носить бороду, пока император Адриан не ввел вновь эту моду.
На голове Александра повязка – традиционный атрибут кутежей. Александра упрекали за непочтительное отношение к древнегреческим традициям, в том числе за его свадьбу с персидской княжной Роксаной.
Справа в гардеробной – Римский Император Антоний Пий, приемный сын Адриана. Борода и вьющиеся волосы свидетельствуют о том, что он последователь Адриана
Достарыңызбен бөлісу: |