Формы истории – образы холокоста в польском кино



Дата23.06.2016
өлшемі40.43 Kb.
#155299
түріЛекция
Формы истории – образы холокоста в польском кино

Д-р Катажина Монка-Малятыньская

Университет Адама Мицкевича в Познани, Государственная высшая школа кино, телевидения и театра в Лодзи
В польском кино еврейская тематика возникает чаще всего в контексте Холокоста. В качестве предвестия Шоа иногда интерпретируются также фильмы, действие которых происходит до начала Второй Мировой войны (например, «Аустерия» Ежи Кавалеровича). В польской кинематографии, пожалуй, чаще всего – наряду с американской – поднималась проблематика Холокоста. Первые фильмы на эту тему были сделаны уже во второй половине 40-х. В истории Народной Польши и после демократических перемен 1989 года этот мотив появился в более чем 200 документальных фильмах и примерно в 40 игровых. Он многократно подвергался инструментализации, выступал в качестве орудия пропаганды, но в то же время кинематографисты часто старались заполнить лакуны в нашей коллективной памяти, расшевелить совесть.

Курс из четырех лекций, посвященных образам евреев и Холокоста в польском игровом и документальном кино, является попыткой охватить различные аспекты этой сложной проблемы, в сфере которой эстетические вопросы сталкиваются с этическими, а поэтика – с политикой.


ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

Евреи и Холокост в польском кино – важнейшие эпизоды истории

Цель лекции – рассказать слушателям о важнейших событиях из истории польского кино, связанных с еврейскими мотивами, и вписать их в широкий контекст общественно-политических и культурных перемен. Переломными событиями, формирующими образ евреев и Холокоста в польском кино, следует назвать окончание Второй мировой войны, 1956 год, 1968 год, середину 80-х и, наконец, 1989 год. Как на протяжении десятилетий менялся взгляд на еврейскую культуру? Как проблематику Холокоста присваивали и использовали в доминирующих наррациях, в исторической политике государства? Когда и по каким причинам она становилась объектом манипуляций?

Исходной точкой размышлений будет уникальная для истории польского межвоенного кино серия фильмов на языке идиш. Финальной точкой – современные картины, посвященные проблеме Холокоста: «В темноте» Агнешки Холланд, «Колоски»/«Жнивье» Владислава Пасиковского и «Ида» Павла Пасиковского.

Вспомогательные материалы: хронологическая таблица – десятилетие за десятилетием; фильмография, содержащая важнейшие игровые фильмы (на английском языке).
«По-лин. Обрывки памяти», реж. Йоланта Дылевская, 2008 (английские субтитры)

ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ



Свидетели, архивные материалы, следы – польское документальное кино на еврейскую тему

Цель лекции – представить слушателям важнейшие документальные способы повествования о Холокосте. Будут показаны фрагменты фотофильмов (с последующим обсуждением), которые начали снимать в Польше в 60-е (от «Альбома Фляйшера» Януша Маевского [1962] до «Фотолюбителя» Дариуша Яблоньского [1998]). Особую группу составляют документальные фильмы, основным материалом которых являются свидетельства очевидцев (например, «Помню» Марцеля Лозиньского, 2000). Внимания заслуживает также существенная для традиции польской документалистики тенденция к созданию метафорических трактовок (например, «Археология» Анджея Бжозовского, 1967). Однако наиболее часто используемый документальный метод – found footage. Архивный киноматериал обычно используется в документальных фильмах с целью доказательства подлинности рассказанной истории, иногда как след чьего-то существования. Вторая из этих функций использована в фильме Йоланты Дылевской «По-лин», рассказывающем о довоенных штетлах при помощи уникальных home-movie. Как в истории польского кино, так и в творчестве Дылевской это попытка преодоления точки зрения нацистов, доминирующей в архивных съемках времен войны.



Вспомогательные материалы: фрагменты фильмов и презентация на английском языке.
«Корчак», реж. Анджей Вайда, 1990; или «Аустерия», реж. Ежи Кавалерович, 1983 (оба фильма с английскими субтитрами)
ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ

Искусство короткого метра и проблематика Шоа

На этом занятии речь пойдет о шедеврах польского короткометражного кино, проблематикой которых является Холокост. Слушатели познакомятся с самыми интересными примерами трактовки этой темы в студенческих фильмах. Будут показаны и проанализированы следующие фильмы: «Скорая помощь» Януша Моргенштерна, 1961, «С поднятыми руками» Митки Панова, 1985, «Хлеб» Гжегожа Скурского, 2003.



Вспомогательные материалы: фрагменты фильмов.
«Корнблюменблау», реж. Лешек Восевич, 1989 (без английских субтитров)
ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

Искусство, власть и Холокост – анализ и интерпретация фильмов «Больница Преображения» Эдварда Жебровского и «Корнблюменблау» Лешека Восевича

Эта лекция будет посвящена анализу двух игровых фильмов 1970–1980-х годов, показывающих взаимоотношения личности и тоталитарной системы. Жебровский повествует о ликвидации нацистами психиатрической больницы в рамках акции Т4, которая была своего рода прелюдией Холокоста. Фильм Восевича рассказывает об обезволивании человека в лагерной действительности, превращении его в предмет. В то же время это наиболее смелый, с формальной точки зрения, польский фильм, поднимающий проблематику лагерей и тематику Холокоста.

Библиография:

1. M. Haltof, Polish Film and the Holocaust: Politics and memory, Berghahn Books 2012

In Particular: Chapter 8: Documentary Archeology of the Holocaust and Polish-Jewish Past, p. 211-224.

2. M. Haltof, Polish National Cinema, Berghahn Books 2005.

In Particular: National Memory, the Holocaust, and Images of the Jew in Postwar Polish Films, pp. 222-242.

3. P. Coates, The Red & The White. The Cinema of People’s Poland, London – New York 2005.

In Particular: Walls and Frontiers: Representing Polish-Jewish Relations, pp. 155-187.

3. M. Hendrykowski, Holocaust Survivors. A Study on the Poetics of Documentary Films, "Images" 2011, nr 17-18 (vol. 9), pp. 29-52.



https://repozytorium.amu.edu.pl/jspui/handle/10593/1762

  1. K. Mąka-Malatyńska, An Attempt To Read Lem's The Hospital of the Transfiguration in a New Way, „Images” 2008, nr 11-12, vol. VI

  2. K. Mąka-Malatyńska, Artysta w l'univers concentrationnaire. "Kornblumenblau" Leszka Wosiewicza jako traktat o sztuce, "Images" 2009, nr 13-14 (vol. 7), pp. 151-167.

https://repozytorium.amu.edu.pl/jspui/handle/10593/3436
****

  1. O. Bartov, The „Jew” in Cinema: from Golem to Don't Touch my Holocaust, Indiana University Press 2005.

  2. A. Kerner, Film and the Holocaust. New Perspectives on Dramas, Documentaries and the Experimental Films, New York 2011.

  3. M. C. Steinlauf, Bondage to the Dead: Poland and the Memory of the Holocaus, Syracuse Uniersity Press 1997.

  4. M. Haltof, Return to Auschwitz: Wanda Jakubowska’s „The Last Stage”, „The Polish Review” 2010, vol. LV, no. 1

  5. E. Mazierska, Non-Jewish Jews. Good Poles and Historical Truth in the Films of Andrzej Wajda, „Historical Journal of Films, Radio and Television” 2000, no. 6.

  6. A. Werner, Film and history, w: Polish Cinema Now! Focus on Contemporary Polish Cinema, ed. by Mateusz Werner, transl. by Mark Bence, Warszawa 2010.

  7. J. Preizner, Kamienie na macewie. Holocaust w polskim kinie, Kraków-Budapest 2012.

  8. K. Mąka-Malatyńska, Widok z tej strony. Przedstawienia Holocaustu w polskim filmie, Poznań 2012.

  9. K. Mąka-Malatyńska, Holland’s “Europa Europa”, trans. by Dan Polsby, Poznań 2007.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет