Формы истории – образы холокоста в польском кино
Д-р Катажина Монка-Малятыньская
Университет Адама Мицкевича в Познани, Государственная высшая школа кино, телевидения и театра в Лодзи
В польском кино еврейская тематика возникает чаще всего в контексте Холокоста. В качестве предвестия Шоа иногда интерпретируются также фильмы, действие которых происходит до начала Второй Мировой войны (например, «Аустерия» Ежи Кавалеровича). В польской кинематографии, пожалуй, чаще всего – наряду с американской – поднималась проблематика Холокоста. Первые фильмы на эту тему были сделаны уже во второй половине 40-х. В истории Народной Польши и после демократических перемен 1989 года этот мотив появился в более чем 200 документальных фильмах и примерно в 40 игровых. Он многократно подвергался инструментализации, выступал в качестве орудия пропаганды, но в то же время кинематографисты часто старались заполнить лакуны в нашей коллективной памяти, расшевелить совесть.
Курс из четырех лекций, посвященных образам евреев и Холокоста в польском игровом и документальном кино, является попыткой охватить различные аспекты этой сложной проблемы, в сфере которой эстетические вопросы сталкиваются с этическими, а поэтика – с политикой.
ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ
Евреи и Холокост в польском кино – важнейшие эпизоды истории
Цель лекции – рассказать слушателям о важнейших событиях из истории польского кино, связанных с еврейскими мотивами, и вписать их в широкий контекст общественно-политических и культурных перемен. Переломными событиями, формирующими образ евреев и Холокоста в польском кино, следует назвать окончание Второй мировой войны, 1956 год, 1968 год, середину 80-х и, наконец, 1989 год. Как на протяжении десятилетий менялся взгляд на еврейскую культуру? Как проблематику Холокоста присваивали и использовали в доминирующих наррациях, в исторической политике государства? Когда и по каким причинам она становилась объектом манипуляций?
Исходной точкой размышлений будет уникальная для истории польского межвоенного кино серия фильмов на языке идиш. Финальной точкой – современные картины, посвященные проблеме Холокоста: «В темноте» Агнешки Холланд, «Колоски»/«Жнивье» Владислава Пасиковского и «Ида» Павла Пасиковского.
Вспомогательные материалы: хронологическая таблица – десятилетие за десятилетием; фильмография, содержащая важнейшие игровые фильмы (на английском языке).
«По-лин. Обрывки памяти», реж. Йоланта Дылевская, 2008 (английские субтитры)
ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ
Свидетели, архивные материалы, следы – польское документальное кино на еврейскую тему
Цель лекции – представить слушателям важнейшие документальные способы повествования о Холокосте. Будут показаны фрагменты фотофильмов (с последующим обсуждением), которые начали снимать в Польше в 60-е (от «Альбома Фляйшера» Януша Маевского [1962] до «Фотолюбителя» Дариуша Яблоньского [1998]). Особую группу составляют документальные фильмы, основным материалом которых являются свидетельства очевидцев (например, «Помню» Марцеля Лозиньского, 2000). Внимания заслуживает также существенная для традиции польской документалистики тенденция к созданию метафорических трактовок (например, «Археология» Анджея Бжозовского, 1967). Однако наиболее часто используемый документальный метод – found footage. Архивный киноматериал обычно используется в документальных фильмах с целью доказательства подлинности рассказанной истории, иногда как след чьего-то существования. Вторая из этих функций использована в фильме Йоланты Дылевской «По-лин», рассказывающем о довоенных штетлах при помощи уникальных home-movie. Как в истории польского кино, так и в творчестве Дылевской это попытка преодоления точки зрения нацистов, доминирующей в архивных съемках времен войны.
Вспомогательные материалы: фрагменты фильмов и презентация на английском языке.
«Корчак», реж. Анджей Вайда, 1990; или «Аустерия», реж. Ежи Кавалерович, 1983 (оба фильма с английскими субтитрами)
ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ
Искусство короткого метра и проблематика Шоа
На этом занятии речь пойдет о шедеврах польского короткометражного кино, проблематикой которых является Холокост. Слушатели познакомятся с самыми интересными примерами трактовки этой темы в студенческих фильмах. Будут показаны и проанализированы следующие фильмы: «Скорая помощь» Януша Моргенштерна, 1961, «С поднятыми руками» Митки Панова, 1985, «Хлеб» Гжегожа Скурского, 2003.
Вспомогательные материалы: фрагменты фильмов.
«Корнблюменблау», реж. Лешек Восевич, 1989 (без английских субтитров)
ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Искусство, власть и Холокост – анализ и интерпретация фильмов «Больница Преображения» Эдварда Жебровского и «Корнблюменблау» Лешека Восевича
Эта лекция будет посвящена анализу двух игровых фильмов 1970–1980-х годов, показывающих взаимоотношения личности и тоталитарной системы. Жебровский повествует о ликвидации нацистами психиатрической больницы в рамках акции Т4, которая была своего рода прелюдией Холокоста. Фильм Восевича рассказывает об обезволивании человека в лагерной действительности, превращении его в предмет. В то же время это наиболее смелый, с формальной точки зрения, польский фильм, поднимающий проблематику лагерей и тематику Холокоста.
Библиография:
1. M. Haltof, Polish Film and the Holocaust: Politics and memory, Berghahn Books 2012
In Particular: Chapter 8: Documentary Archeology of the Holocaust and Polish-Jewish Past, p. 211-224.
2. M. Haltof, Polish National Cinema, Berghahn Books 2005.
In Particular: National Memory, the Holocaust, and Images of the Jew in Postwar Polish Films, pp. 222-242.
3. P. Coates, The Red & The White. The Cinema of People’s Poland, London – New York 2005.
In Particular: Walls and Frontiers: Representing Polish-Jewish Relations, pp. 155-187.
3. M. Hendrykowski, Holocaust Survivors. A Study on the Poetics of Documentary Films, "Images" 2011, nr 17-18 (vol. 9), pp. 29-52.
https://repozytorium.amu.edu.pl/jspui/handle/10593/1762
-
K. Mąka-Malatyńska, An Attempt To Read Lem's The Hospital of the Transfiguration in a New Way, „Images” 2008, nr 11-12, vol. VI
-
K. Mąka-Malatyńska, Artysta w l'univers concentrationnaire. "Kornblumenblau" Leszka Wosiewicza jako traktat o sztuce, "Images" 2009, nr 13-14 (vol. 7), pp. 151-167.
https://repozytorium.amu.edu.pl/jspui/handle/10593/3436
****
-
O. Bartov, The „Jew” in Cinema: from Golem to Don't Touch my Holocaust, Indiana University Press 2005.
-
A. Kerner, Film and the Holocaust. New Perspectives on Dramas, Documentaries and the Experimental Films, New York 2011.
-
M. C. Steinlauf, Bondage to the Dead: Poland and the Memory of the Holocaus, Syracuse Uniersity Press 1997.
-
M. Haltof, Return to Auschwitz: Wanda Jakubowska’s „The Last Stage”, „The Polish Review” 2010, vol. LV, no. 1
-
E. Mazierska, Non-Jewish Jews. Good Poles and Historical Truth in the Films of Andrzej Wajda, „Historical Journal of Films, Radio and Television” 2000, no. 6.
-
A. Werner, Film and history, w: Polish Cinema Now! Focus on Contemporary Polish Cinema, ed. by Mateusz Werner, transl. by Mark Bence, Warszawa 2010.
-
J. Preizner, Kamienie na macewie. Holocaust w polskim kinie, Kraków-Budapest 2012.
-
K. Mąka-Malatyńska, Widok z tej strony. Przedstawienia Holocaustu w polskim filmie, Poznań 2012.
-
K. Mąka-Malatyńska, Holland’s “Europa Europa”, trans. by Dan Polsby, Poznań 2007.
Достарыңызбен бөлісу: |