С.В.Погорелова
МОУ Меняйловская СОШ
учитель начальных классов
Формирование культуры чтения младших школьников
на уроках и во внеурочное время
Великий Сократ сказал однажды своему ученику: « Заговори, чтобы я тебя увидел».
Я считаю, что овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения является развитие речи.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого – культура речи и культура общения.
Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения. По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.
Литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу. К критериям литературного образования и развития ребенка относят: необходимый объем теоретических сведений литературоведческого характера; владение специальными читательскими умениями, помогающими понять идейно – художественный смысл произведения; саму начитанность ребенка, т.е. что он читает и по какому признаку отбирает книги для чтения; и, конечно же, собственное литературное творчество ученика.
Я работаю уже пятый год по программе УМК «Начальная школа 21 века» под рук. Н.Ф.Виноградовой. Характерной чертой этой программы является нерасчлененность и переплетенность классного и внеклассного чтения, т.е. единый курс литературного чтения, который решает задачу формирования читательских умений ( умения читать, умения работать с текстом произведения, умения работать с книгой). Формирование умения работать с книгой входит в единый блок формирования читательских умений. Работе с детской книгой уделяется большое внимание в каждом классе, что позволяет сформировать основные читательские умения ( различение книг по жанрам, определение темы книги по обложке и иллюстрации, умение пользоваться оглавлением, знание элементов книги, умение работать с энциклопедиями и справочниками). Чтение рассматривается авторами программы с двух позиций: чтение – предмет обучения и чтение – средство познания и развития. Поэтому, с первых дней обучения первоклассников стараюсь не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку. Именно на основе чтения, при умелом и тактичном руководстве учителя формируются взгляды, нравственные убеждения, художественные вкусы. На основе чтения и изучения художественных произведений развивается эстетическое чувство, обогащается духовный мир школьника, укрепляется потребность в постоянном притоке художественных впечатлений, в общении с книгой. Такая потребность – одна из главных и благородных в системе духовных ценностей личности. Зачем учить детей обращаться к художественной книге?
Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении.
Таковы факты, а факты, как известно, упрямая вещь, и магическое создание напрямую действует на них в исключительно редких случаях. Так что, сколько бы мы ни говорили, что « так не должно быть!», ситуация от этого, увы, не изменится.
Как же следует относиться к этой ситуации? Что предпринимать при наличии желания ее исправить? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?
С одной стороны, имеет место тот факт, что большая часть накопленного человечеством культурного наследия существует сегодня именно в виде книг, а не в виде кинофильмов, компьютерных программ или каких – нибудь информационных кристаллов. А с другой стороны, многие ли из сегодня живущих людей регулярно, по собственной воле обращаются к этому самому наследию?
Мне кажется, что только вступив в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, обогащая свой духовный и душевный мир, читатель незаметно для себя формирует свой взгляд на мир, на действительность, на человека, свою жизненную позицию, чтобы в горькую или радостную минуту пообщаться с мудрым собеседником, знатоком человеческой души – писателем, поэтом, найти в художественном слове отзвук своим мыслям и переживаниям, почувствовать, воспринять сердцем и разумом, узнать о прошлом своей Родины и человечества, осмыслить настоящее. Ведь писатели, «художники слова», - это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая произведение, даже самое маленькое по объему, они закладывают в него нравственную, научно – познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждая наши; учат нас разбираться в жизненных коллизиях, искать выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций.
Развитию образного мышления, эстетического вкуса учащихся, активизация художественного творчества способствует использование на уроках метода творческого чтения. Метод творческого чтения осуществляется посредством таких приемов, как выразительное чтение учителя, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение, беседа, направленная на выяснение впечатлений от прочитанного произведения, и др.
В связи с тем, что целью художественного чтения является не только знакомство учащихся с тем или иным произведением, но развитие их творческого воображения, раскрытие идеи произведения, при чтении необходимо использовать все элементы выразительности и умело применять их для достижения поставленной задачи.
Перед восприятием художественного текста стремлюсь создать эмоциональный настрой, чтобы заинтересовать детей произведением. Ведь на уроках чтения приходится не только формировать и совершенствовать навыки чтения, работать с текстом, развивать речь, расширять знания учащихся об окружающем мире, но и достигать воспитательных целей. Пожалуй, воспитательная направленность является первоначальным звеном в уроке, откуда исходят все остальные задачи, которые ставит перед собой учитель. Воспитание всегда идет не только через знания о том, как есть и как надо, а больше всего через чувства, переживания читателей за героев и их жизнь. Часто на уроках использую различные инсценировки, заранее подготовив для этого детей. Они с большой артистичностью справляются с предложенными ролями, что доставляет им удовольствие и удовлетворение от достигнутого. (Приложение 1)
С горечью замечаю, что в семьях моих учеников мало читают или вообще не читают. Сейчас ни одного детского журнала в семьях не выписывают, книги не покупают – дорого! Вышли из положения, организовав в классе библиотеку, стали брать книги из школьной. Каждый день по пять минут в начале урока уделяем чтению отрывков из какого – нибудь рассказа, сказки, стихотворения.
Цель уроков чтения в начальной школе – это формирование основ грамотного читателя. Грамотный читатель – это такой читатель, у которого сформирован тип правильной читательской деятельности. Это понятие включает в себя владение как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Последнее характеризуется умением понимать идею произведения, видеть авторскую позицию, определять собственное отношение, т.е. уметь поставить себя, произведение и время на одну ступеньку. Так же понятие «читательская деятельность» включает в себя умение видеть и осознавать на только то, что написано, но и как это написано. Еще один момент, который определяет грамотного читателя, - это знание книг и умение их самостоятельно выбрать. Многие учителя на последнем этапе работы с произведением используют такие приемы, как: создание иллюстрации к одному из главных моментов или героев книги, отзыв о книге, сочинение с элементами рассуждения, уроки внеклассного чтения, посвященные либо теме, либо творчеству автора, над произведением которого работали на уроках чтения в классе, уроки – викторины, где проявляется знание детьми книг, а также оформление дневников читателя. Последний прием я использую в своей работе (ведем дневники летнего чтения). Именно он позволяет ребенку не просто удержать в памяти сведения о прочитанной книге, а систематизировать знания об авторах и их творениях как в рамках школьной программы, так и посредством внеклассного самостоятельного чтения. Обучение и приучение к работе с дневником читателя начинается уже с первого класса. Так как первоклассники еще не владеют скорым письмом и этот процесс их быстро утомляет, то оформление производится с помощью рисунков. Постепенно работа в дневниках усложняется: под записью о названии книги появляются записи жанра произведения и названия героев или их имена, помещается запись главной мысли произведения.
Если подобная работа будет продолжена в среднем звене, то мы сможем говорить о читательском опыте наших учеников, тем более о формировании грамотного читателя. Ведь и они, ученики, будут теперь ощущать приобретенные знания. Имея собственную картотеку, намного легче будут делать анализ творчества любого писателя или целой литературной эпохи.
Наряду с проверкой техники чтения, дневники читателя будут являться показателями формирования и развития учащихся как читателей. (Приложение 2)
Но можно ли поставить знак равенства между понятиями «уметь читать» и «быть читателем»? Должна ли детская библиотека брать на себя функцию воспитания читателя? Я думаю – должна. Работа эта бывает продуктивной, если учитель и библиотекарь работают дружно вместе. Очевидно, что пробудить интерес ребенка к чтению – творчеству способны люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести с автором диалог, общаться. Именно такие увлеченные, неравнодушные люди работают в наших библиотеках (школьной и сельской). Каждое посещение библиотеки для ребят – это открытие, радость общения с внимательными, доброжелательными людьми и новыми книгами. «Уроками» эти встречи можно назвать только условно. Общение детей организуется в ходе викторин, литературных игр или путешествий, проводятся литературные праздники, когда дети являются самыми главными и активными участниками.
Задача приобщения детей к ценностям культуры, к искусству слова – это задача, которую должны решать сообща и учитель, и библиотекарь. Все, кто работает с младшими школьниками знает, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Только такое чтение способствует развитию личности ребенка. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Это возможно, если чтение детей дает пищу самовыражению, самораскрытию ребенка и пробуждает его творческое «я».
Мы попытались восполнить работу по пропаганде книг. Стало доброй традицией в последнюю неделю перед весенними каникулами проводить праздник « Книжкина неделя». (Приложение 3)
Очень нравятся детям внеклассные мероприятия, посвященные знакомству с новыми книгами и авторами. (Приложение 4 )
Поддерживать постоянный интерес к чтению помогает мне наш классный уголок «Мы читаем». Там мы поместили «гусениц» (каждая показывает количество прочитанных книг отдельным учеником). Итоги подводим в конце учебного года и выявляем «Лучшего читателя класса». Дети с большим желанием работают в этом уголке, каждый стремиться стать лучшим. (Приложение 5)
В заключение хотелось бы привести высказывания моих учеников (Приложение 6)
Библиографический список
-
Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико – экспериментальное исследование.- М: Педагогика, 1980.
-
Основы науки о читателе. – М.: « Магистр», 1993.
-
Введение в науку о читателе. – М., 1997.
-
Из истории обучения читателя в России. – М., 2000.
-
Методика внеклассного чтения / Серия « Библиотека учителя начальной школы». Изд.1-е. – М.: Просвещение, 1997.
-
Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999.
-
Обучение детей чтению: Практическая методика. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.
-
Статьи в журналах :Начальная школа. – 2000. - №1; 1998. - № 9; 1995. - № 4; 2003. - №2; 2000. - № 6.
(Приложение1)
Урок – утренник
« В мире сказок»
Задачи: закрепить понятия о народных и литературных сказках; развивать речь учащихся, умение правильно высказывать свое мнение, характеризовать книги, тренировать память, воспитывать бережное отношение к книгам, нетерпимость к порокам людей.
Оборудование: портреты сказочников, выставка книг, рисунки уч-ся, жетоны, памятные медали, модели обложек, костюмы сказочных героев, грибы, вода, стаканы, ложки
-
Орг. этап.
-
Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня мы совершим с вами интересное, увлекательное путешествие в мир сказок.
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ- хитрец, народ- мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая.
3. Экскурсия по выставке книг.
4. Игра « Назови сказку»
- народную о животных;
- народную бытовую;
- народную волшебную;
- литературную о животных;
- литературную бытовую;
- литературную волшебную
5. Конкурс « Защити свою книгу»
А) представление книг (аннотация);
Б) парад сказочных костюмов;
В) инсценирование эпизодов из сказок
6. Конкурс « Хорошо ли вы знаете сказки?»
( класс делится на команды, выбирает сказочное название своей команде)
А) Кто больше напишет названий сказок на планшете (3 мин)
Б) Назвать сказку по иллюстрации (по 3 илл.)
В) Из какой сказки эти строки?
Для 1 команды:
« Ого, сколько рыбы привалило – и не вытащишь!»
« Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, погляди, кто сироте помогает?»
« Что пела коза своим семерым козлятам?»
Для 2 команды:
« Как звали блудного попугая?»
« Какую песенку пел колобок?»
« Не пей, братец, из того копытца, козленочком станешь».
Г)Игра « Угадай героя»
1. С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? ( Буратино)
2.В птичник повадится – жди беды,
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса Патрикеевна)
3.Кто-то за кого-то ухватился крепко:
- Ох, никак не вытянуть,
Ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может это …(репка)
4.Несет меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы…
Кот! Дрозд! Спасите меня! (Петушок- золотой гребешок)
5.На солнечной поляне стоит зеленый дом,
А в доме том зеленом живет веселый …(гном)
6. Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал такую книжку
Знает девочку малышку? (Дюймовочка)
7.Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – Луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовется…(Чиполлино)
8. Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник и качает головой! (Мойдодыр)
9.Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Всем известен, знаменит,
Добрый доктор…(Айболит)
10. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок…
Но заснята для кино и известна всем давно
Эта милая мордашка, что зовется…(Чебурашка)
11. Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена… Это Гена…(Крокодил)
12. Он и весел, и не злобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник – медвежонок…(Винни-Пух)
7.Игры.
- Ребята, послушайте, в какую сказку мы попали?
« Загорелся Кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
Заливает Кошкин дом».
- Беда случилась у Кошки, надо ей помочь. Вы должны затушить Кошкин дом, мне нужны пожарники. И вот из этих чашек ложкой, не разливая воду, надо перенести ее в стакан, у кого больше будет воды, тот больше баллов принесет своей команде.
- В русской народной сказке есть такие слова:
« Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке».
- Верно, это русская народная сказка « Машенька и медведь». А вы помните, почему Машенька попала к медведю? Правильно. Она пошла в лес собирать грибы и заблудилась. Вы, наверное, тоже любите собирать грибы и знаете, что вот тот гриб с красной шляпкой и белыми пятнышками брать нельзя - это мухомор. Сейчас ребята каждой команды отправятся по грибы. Но помните, кто из вас возьмет мухомор, подведет своих товарищей. А вы, друзья, как только кто подойдет к мухомору, должны громко кричать: « Брать нельзя!»
( сбор грибов)
8.Подведение итогов.
( Вручение медалей, подсчет жетонов)
« Лучший знаток сказок», « Лучший сказочник», «Самый веселый сказочник», « Самый артистичный сказочник», « Самый активный пожарник», « Самый умелый грибник»
9.Информация о домашнем задании.
- Отзыв об уроке – утреннике.
10.Просмотр сказки (видео) по выбору учащихся.
(Приложение2)
(Приложение3)
Тема. Сказка В.Губарева «Королевство кривых зеркал».
Ход урока
Викторина состоит из трех разделов и кроссворда. За каждый правильный ответ ведущий выдает жетон. По итогам, подводимым в конце игры, выявляется лучший знаток сказки, который получает главный приз.
I. Вопросы по содержанию книги
-
Что помогло Оле избавиться от многих своих недостатков? (Она посмотрела на себя со стороны!)
-
Как Оля и Яло попали в сказочный город? (Через страницу в книге сказок.)
-
Назовите особенность стеклянного города. (Везде на улицах и площадях расставлены кривые зеркала.)
-
Почему Оля так решительно заступалась за Гурда? (Она знала: нельзя оставлять человека в беде без помощи.)
-
Зачем были нужны кривые зеркала? (Для того чтобы обманывать людей- ведь если посмотреть в такое зеркало, то жизнь кажется прекрасной.)
-
Как девочки попали во дворец? (В подводе с продуктами для королевского дворца.)
-
Зачем Оля и Яло хотели непременно попасть к королю? (Для того чтобы попросить его отменить смертный приговор, вынесенный Гурду.)
-
Как тетушке Аксал удалось устроить встречу девочек с королем? (Она добыла костюмы пажей, одевшись в которые, Оля и Яло смогли попасть во дворец.)
-
Кто построил Башню смерти? (Нушрок.)
В чем заключалось «одно важное государственное дело» короля? (Сосчитать общее количество зеркал в королевстве и этим прославиться.)
-
Какое условие поставила Оля в обмен на то, что они с Яло сосчитают все зеркала? (Отложить день казни Гурда.)
-
Какой заговор готовил Нушрок? (Сменить власть и стать королем самому.)
-
Как Оле удалось сбежать от Нуш-рока? (Она прыгнула в реку из окна замка Анидаг.)
-
Где начинался подземный ход в замке Анидаг? (В винном погребе.)
-
Как девочкам удалось спасти Гурда? (Гурд вышел из Башни смерти в Оли-ном костюме пажа.)
-
Как погиб Нушрок? (Нушрок не смог выдержать взгляда Оли и свалился с Башни смерти, разбившись на тысячу стеклянных осколков.)
-
Что поняла Оля, побывав в Королевстве кривых зеркал? (Иногда маленькие недостатки могут помешать в трудную минуту.)
II. Чей это портрет?
Ученики по описанию должны назвать героя книги.
-
Ее платье валяется под кроватью. Одна туфля на месте, а другая - под книжным шкафом. Когда бабушка заплетает ей косы, она дергается и говорит: «Больно!», хотя на самом деле не больно ни чуточки. Кто эта капризная девочка? (Оля.)
-
Девочка в черном переднике, с красным галстуком на шее, две русые косы с бантом и большие голубые глаза. Она считала себя очень красивой и поэтому, оказавшись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. (Оля.)
Кто-то вздохнул длинно и печально. А когда этот «кто-то» заговорил, то голос у него оказался красивый и звенящий, словно ударились друг о дружку хрустальные стеклышки. {Волшебное зеркало.)
-
Нос у этого человека загнут книзу, словно клюв, а черные и хищные глаза пронизывают всех насквозь. (Нушрок.)
-
Два маленьких пажа в бархатных костюмах, с пышно завитыми светлыми волосами вошли в пустынный зал дворца. Позвякивая сверкающими туфельками по хрустальному паркету, пажи подошли к огромному обеденному столу и стали по бокам королевского кресла. {Оля и Яло.)
-
Это был толстый и словно бы состоящий из двух шаров человек, одетый в зеленый костюм, расшитый золотом. Большой шар был туловищем с четырьмя конечностями, а маленький шар - лысая голова с пухлым лицом. Выпуклые зеленоватые прищуренные глаза его прикрывали темные и сморщенные, как у жабы, веки. {Министр Абаж.)
-
Его короткие ножки медленно шаркали по полу. Он шел, опустив приплюснутую голову на темно-зеленый, усыпанный драгоценностями камзол. Толстые, растянутые почти до самых ушей губы его шевелились, как будто он разговаривал сам с собой. Низенький уродец шел, неуклюже покачиваясь: слабым ножкам трудно было нести тяжелое тело. {Король Топсед Седьмой.)
-
На тонконогой белой лошади скакала женщина. Она была одета в длинное черное платье, а за ее плечами вился легкий шарф. Ее мелодичный голос походил на колокольчик, а черные сверкающие глаза смотрели из-под больших, загнутых кверху ресниц удивленно и вопросительно. {Анидаг.)
-
В самом углу, притаившись за бочкой, стоял человек. На нем были металлические шлем и доспехи, а лицо закрывало опущенное забрало. В одной руке человек держал щит, на котором Яло разглядела
герб с коршуном, а в другой - копье. {Рыцарские доспехи в погребе Анидаг.)
III. Что это за место?
По фрагменту, зачитанному учителем, дети должны определить место, где происходит действие.
-
Вот перед ним стена длинного строения из черного стекла, освещенная изнутри какими-то мерцающими огнями. Из широкой двери клубами вырывался дым. Это было темное, наполненное дымом помещение. В полумраке вспыхивали огни каких-то печей. Едва различимые в дыму, как призраки, двигались полуобнаженные мужчины и юноши, занятые непонятной работой. {Мастерская по изготовлению зеркал.)
-
Перед ними расстилалась площадь, которую окружали красивые дома из желтого, красного, синего и белого стекла. Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом тонких костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи. Падая на землю, эти струи превращались в стекло, разбивались на миллионы сверкающих осколков и наполняли воздух музыкальным звоном. {Город в королевстве.)
-
Лестница круто уходила вверх. Вспугнутые шумом шагов и светом факела, во мраке заметались летучие мыши, наполняя воздух трепетом и шуршанием. В темноте блеснули и скрылись два зеленоватых глаза, кто-то дико захохотал и заплакал, и бесконечное эхо полетело по пролетам лестницы, повторяя эти страшные звуки. {Лестница в Башне смерти.)
-
Замок был выстроен на вершине скалы, которая поднималась из горной реки. Волны со всех сторон омывали эту скалу. {Замок Анидаг.)
-
Далеко-далеко внизу Оля увидела огромное зеркало. Оно начиналось у подножия горы, на которой она стояла, и уходило за линию горизонта, сливаясь с небом. Горы, солнце, облака отражались в зеркале. Это было очень красиво. {Рисовые поля Абажа.)
IV. Кроссворд
По вертикали:
-
Любимое слово Оли, которым она отвечала на все сделанные ей замечания.
-
Месяц, в котором происходит действие книги.
-
На что нужно было нажать, чтобы открылась дверь в подземный ход?
-
То, чего боялась Оля больше всего на свете.
-
Ключ к достижению цели.
-
Добрая женщина, которая помогла Оле и Яло попасть к королю.
-
Материал, из которого построен город в королевстве.
-
Книга, которую допоздна читала Оля в кровати.
-
Продукт как жалованье пажам на королевской службе.
10. Кто помог девочкам бежать из замка Абажа?
В выделенных клеточках открывается название науки, премудростям которой паж обучал короля.
Ответы: 1. Подумаешь. 2. Декабрь. 3. Щит. 4. Темнота. 5. Смелость. 6. Аксал. 7. Стекло. 8. Сказки. 9. Шоколад. 10. Бар. В выделенных клетках - слово «МАТЕМАТИКА».
Головоломка «КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА»
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
7
|
8
|
9
|
11
|
1
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
10
|
|
13
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
к
|
Р
|
И
|
В
|
Ы
|
Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Е
|
Р
|
К
|
А
|
Л
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочитав книгу Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал», вы сможете правильно вписать в вертикальные ряды фигуры слова, являющиеся ответами на поставленные вопросы. Буквы горизонталь-ногоряда облегчат решение вашейзадачи.
1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна. 2. Мальчик-зеркалыцик, которого девочки спасли из Башни смерти. 3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой? 4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец. 5. Класс, в котором училась Оля. 6. То, чего Оля боялась больше всего на свете. 7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец? 8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах. 9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна. 10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда? 11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами? 12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом. 13. Министр, похожий на жабу.
Ответы: 1. Сказки. 2. Гурд. 3. Родинка. 4. Левая. 5. Пятый. 6. Темнота. 7. Корзина. 8. Умножение. 9. Нушрок. 10. Ключ. И. Стражники. 12. Яло. 13. Абаж.
(Приложение 4)
ПРАЗДНИК КНИГИ
ПОДГОТОВКА ПРАЗДНИКА
Ребята выпускают газету, в которой представлено литературное творчество старших и младших (дети сочиняют стихотворение, басню, сказку, рассказ, фантастическое произведение или что-то другое), готовятся к балу литературных героев, делают выставку иллюстраций к литературным произведениям.
В классе объявляется конкурс литературного творчества. Все выступающие на празднике книги делятся на 3 группы, каждая представляет свой литературный жанр: сказку, басню, рассказ.
Праздник проводится в классе, где парты и стулья расставлены вдоль стен, а в середине оставлено место для представления. На стенах — портреты писателей, выставка иллюстраций, газета. На стенде — рукописный журнал, выставка книг. На партах — таблички с названиями жанров.
ПРАЗДНОВАНИЕ
Выходит сказительница — девочка в платочке и длинном
платье.
Сказительница. «За лесами, за горами, за широкими морями...», «Жили-были старик и старуха...», «В некотором царстве, в тридевятом государстве...», Жил старик ... и было у него три сына...», «Давно это было. Жил на свете кузнец (солдат, царь)...», «Давным-давно, когда на земле великаны ходили, а люди звериный и птичий язык понимали...».
Так начинаются сказки. Это зачин. А потом происходят разные чудеса. Какие же чудеса происходят в сказках? (Каждая группа по очереди называет чудо. Выигрывает тот, кто последним назвал какое-либо чудо.)
А теперь назовите писателей-сказочников. (Дети называют.) Молодцы, ребята. А сумеете вы отгадать, из какой сказки взят отрывок, и назвать автора?
В долгом времени аль вскор
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали
Отродяся не видали...
(П. Ершов. «Конек-Горбунок»)
«В Китае, как ты, верно, знаешь, и сам император китаец, и все кругом китайцы...»
(Г. X. Андерсен. «Соловей»)
«А старая гусыня отделилась от стаи... Это была Акка Кнебекайзе. Она села на землю у самых ног мальчика и стала ему что-то ласково говорить...»
(С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями)
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу,
Два шага шагнул,
На третьем упал,
Ножки протянул...
(А. С. Пушкин. «Сказка о попе и работнике его Балде»)
«Договорились, — сказал Кот и на этот раз действительно стал исчезать по частям, не спеша: сначала пропал кончик хвоста, а потом постепенно все остальное; наконец осталась только одна улыбка, — сам Кот исчез, а она еще держалась в воздухе».
(Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»)
«Села Даренка к окошечку, смотрит в сторону покосных лужков и видит — от лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела: это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек».
(П. Бажов. «Серебряное копытце»)
Сказительница (продолжает, после того как дети отгадали названия сказок и их авторов).
Молодцы, хорошо знаете авторские сказки, а сейчас мы проверим, как вы знаете русские народные сказки.
Назовите сказки, герои которых волк и лиса. («Лиса и дрозд», «Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Глупый волк», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и журавль» и др.)
А какие еще животные стали героями русских сказок? (Петух, заяц, козел, баран, медведь, собака и др.)
Следующее задание для вас, ребята, — по песенке узнать героя сказки.
(Выходят дети в народных костюмах и исполняют песенки.)
Я коза-дереза,
За три гроша куплена.
Полбока луплено,
Топу, топу ногами,
Заколю его рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком замету.
(Коза-дереза)
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати! (Иванушка)
Тетя, тетя кошка!
Выгляни в окошко,
Есть хотят котята.
Ты живешь богато,
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко.
{Котята из сказки С. Маршака «Кошкин дом»)
Ку-ка-ре-ку!
Отдай, барин, печечку
Моему старичку!
(Петя-петушок из сказки «Печечка»)
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Песенка зверей из сказки «Теремок»)
ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
ЭСТАФЕТА «ДОКТОР АЙБОЛИТ»
Первое, с чего начинал доктор Айболит, это ставил градусники пациентам. Вот и в этой эстафете участникам придется ставить друг другу градусники. Но не настоящие — их заменят обычные кегли или другие предметы, которые на них похожи. Перед началом эстафеты команда выстраивается в колонну на линии старта. Первый участник стоит с ведром или сумкой, наполненной кеглями. Количество кеглей на две меньше, чем участников. По сигналу первый «Айболит» бежит с ведром до определенной отметки и возвращается. Это он проделал путь в Африку. По возвращении он достает из ведра кегли по одной и по очереди ставит их всем участникам, как градусники, т. е. под мышку. Кроме последнего. Последнему он отдает ведро, сам же уходит в сторону, выбывает из игры. Участник, получивший ведро (сумку), быстро собирает кегли у команды и вновь проделывает то, что и первый игрок. Не надо ронять кегли на землю, помните, что градусники бьются, а уж если уронили, тут же поднимите. Эстафета заканчивается, когда остается один «Айболит», вернувшийся из Африки, и ни одного больного.
Дети инсценируют сказку «Лиса и журавль».
Выходит ведущий-старшеклассник в цилиндре и крылатке, спрашивает детей.
Ведущий. Отгадайте, кто я? Я написал повести, комедии, комическую оперу, трагедии, но прославил свое имя короткими нравоучительными стихами — баснями. Я написал их около 200. В Петербурге, в Летнем саду, мне поставлен памятник. (Русский баснописец И. А. Крылов.) Что представляют собой басни Крылова? (Это короткие рассказы, основа которых — определенный случай, явление.)
А кто герои басен Крылова? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, люди, предметы, объекты природы...)
Вспомните строчки из басен, которые стали поговорками, пословицами, меткими выражениями. (Ларчик просто открывался. Демьянова уха. Тришкин кафтан. Медвежья услуга. Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? У сильного всегда бессильный виноват. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. А Васька слушает да ест. Сильнее кошки зверя нет. Слона-то я и не приметил и др.)
А сейчас начинаем конкурс на лучшего знатока басен Крылова. Попробуйте продолжить отрывок из басни:
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг... (сырный дух Лису остановил).
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Сказал... (и в темный лес Ягненка поволок). Мартышка тут с досады и печали О камень... {так хватила их, Что только брызги засверкали). Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза... (уж не поет).
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши слона... {ну на него метаться...).
Проказница Мартышка...
{Осел, Козел да косолапый Мишка...).
Однажды Лебедь, Рак и Щука...
{Везти с поклажей воз взялись...).
ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Дети инсценируют басню «Ворона и Лисица» и предлагают поиграть в игру.
ИГРА-ЭСТАФЕТА «ЗМЕЯ»
Змея не имеет ног, она не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и очень быстро ползает. Она изгибается при этом всем телом, плавно огибает все препятствия на своем пути.
Для этой эстафеты потребуется несколько (5—6) стульев или заменяющих их предметов. Их надо установить на линии движения. Команда выстраивается в колонну друг за другом, все кладут руки на плечи впереди стоящим и дружно приседают на корточки. «Змея» отправляется в путь. Задача команды — преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно, огибая при этом все препятствия и не задевая их. Важно не расцепиться во время пути и не встать в полный рост — иначе получится «змея с ногами» или «разорванная змея», а такого, как вы понимаете, в природе не бывает
«ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД»
Карточки с кроссвордами получает каждая группа. Ей дается 5 минут.
-
Писатель, который пишет о народных умельцах. {Пермяк)
-
Герой рассказов Н. Носова. {Мишка)
-
Герой рассказов В. Драгунского. (Дениска)
-
Рассказ А. Гайдара. (Совесть)
-
Писатель, который пишет короткие веселые рассказы о детях. (Голявкин)
-
Писатель, который пишет о животных и сам иллюстрирует свои книжки. (Чарушин)
-
Народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях. (Сказка)
Если все слова будут отгаданы правильно, в выделенных клетках по вертикали можно прочесть название повествовательного произведения
«РАССКАЗ НА ОДНУ БУКВУ»
Нужно придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву. Побеждает тот, кто быстрее справился с заданием или сочинил самый длинный рассказ.
Заканчивается праздник балом литературных героев.
(Приложение5)
(Приложение 6)
Достарыңызбен бөлісу: |